Чем увлекался ролан гаррос из спорта. Кто такой ролан гаррос

Ролан Гаррос – человек и стадион. Французский летчик начала XX века, один из пионеров авиации. Сейчас его имя больше известно по названному в его честь теннисному стадиону, на кортах которого проходит открытый чемпионат Франции по теннису. Там же расположен и музей, рассказывающий о летчике и об истории тенниса.

Музей федерации тенниса Франции, или «Галери Ролан Гаррос» расположен в небольшом домике сразу за главным входом на стадион. (1)

Точнее, в домике – лишь ресепшн музея, а экспозиция размещена в более просторных подземных помещениях, куда ведет эта лестница. Экспозиция музея рассказывает об истории чемпионата Франции по теннису и о биографии Ролана Гаррос. (2)

История тенниса во Франции

Чемпионат Франции по теннису проводится с 1891 года, а первым чемпионом был живший в Париже англичанин Биггс. До 1924 года чемпионат Франции был исключительно французским внутренним делом – к соревнованию допускались лишь члены теннисного клуба Франции.

Статус открытого для всех любителей турнира, и одновременно статус одного из главных теннисных соревнований, входящих в Большой Шлем, чемпионат Фрнации получил в 1925 году. Тогда же турнир был переименован в в “Internacionaux de France” («Интенрасьоно де Франс» - международный чемпионат Франции).

До 1927 года турнир проводился на стадионе «Стад Франсэз» в парижском пригороде Сен-Клу. Стадион «Ролан Гаррос» открыли в 1928-м в честь победы четырех французских мушкетеров (Рене Лякост, Жан Боротра, Анри Коше, Жак Брюньон) в кубке Дэвиса 1927 года.

Первое, что видит посетитель музея - фотографии всех победителей чемпионата Франции в открытую эру. (3)

Теннисные ракетки разных времен. (4)

Набор для игры в теннис, 1878 год. Добротный деревянный сундук с набором содержит четыре ракетки, сетку, несколько мячей и правила игры. (5)

Макет теннисного корта тех же времен. (6)

Эволюция теннисных ракеток. Справа налево – 1) деревянная ракетка 1825 года для игры в пом – предшественник тенниса; 2) деревянная ракетка 1895 года (Gyles Bros. Ltd); 3) Деревянная ракетка «Данлоп» 1960-х годов. Такой играл двукратный обладатель Большого Шлема Род Лейвер; 4) Металлическая ракета «Вилсон» из 70-х – оружие Джимми Коннорса; 5) Ракетка “ProKennex” из графитовых композитов, 1995 год; 6) Современная (2010 год) ракетка «Вилсон» из композитных материалов.. (7)

Вместе с ракетками менялись и мячи. Слева – мячи XIX века, справа – современные. Белыми мячами играли в 80-е годы, затем в моду вошел желтый цвет. В центре справа – мяч Ролан Гаррос 2012 года. Красный с желтым мяч большего размера – облегченный вариант для детей. (8)

Теннисная обувь. Справа – ботинки 20-х – 30-х голов, в центре – кроссовки американского теннисиста Стэна Смита, игравшего в 70-80-е, слева – современные теннисные кроссовки, «снятые» с ноги Жо-Вильфрида Тсонга. (9)

Экипировка шведского теннисиста Бьорна Борга, 1980. (10)

Теннисный костюм Штеффи Граф и ракетки Андре Агасси, 1999 год. (11)

Напоминания о былых днях французской славы – обложки главной спортивной газеты Франции «Экип» с победными мгновениями в Кубке Дэвиса. Слева – 2001 год, Николя Эскюде принес решающее очко в финальном матче с Австралией в Мельбурне. Справа – 1996 год, Арно Бётч, только что выигравший решающий матч у шведа Никласа Култи в Мальмё. (12)

Олимпийские медали. Слева направо – Стокгольм, 1912; Антверпен, 1920; Париж, 1924; Сидней, 2000; Афины, 2004. (13)

Кубок мушкетеров – главный приз победителю чемпионата Франции в мужском одиночном разряде. (14)

Кубок Сюзанн Ленглен победительнице среди женщин. (15)

Экспозиция плакатов Ролан Гаррос. (16)

Плакаты 1980 и 1981 годов. (17)

1987-88. (18)

1994-95. (19)

2009-10. (20)

И последний – плакат 2013 года. (21)

Ролан Гаррос

Человек, чьим именем назван теннисный стадион в Париже и одно из главных теннисных соревнований – француз, авиатор, спортсмен. Ролан Гаррос родился в 1888 году и погиб в воздушном сражении с немецкими лётчиками в 1918.

Ролан Гаррос с юного возраста увлекся авиацией, участвовал в популярных на заре XX века авиагонках, играл в регби за «Стад Франсэз» и как любитель поигрывал в теннис на котах теннисного клуба Франции.

В 1913 году он первым совершил беспосадочный перелет через средиземное море. В первую мировую сражался в рядах французских ВВС, сбил 4 немецких самолета, попал в плен, бежал и был сбит уже под занавес войны в воздушном бою над Арденнами в октябре 1918 года.

Ролан Гаррос был одним из первых, кто предложил конструкцию, позволяющую стрелять из пулемета через винт самолета. Его идея была в использовании пулеотражающих щитков на лопастях винта и считается, что именно Гаррос первым применил пулемет, стреляющий чрез пропеллер и первым сбил таким образом вражеский самолет в бою. Правда, щитки оказались не самой удачной конструкцией – вскоре был изобретен синхронизатор, позволяющий стрелять точно в промежуток между вращающимися лопастями. Ну а со своими 4 воздушными победами Гаррос «неофициально» считается первым французским асом (к категории асов причисляют тех, у кого на счету 5 или более воздушных побед). Официально же первый ас – товарищ Ролана Адольф Пегу, сбивший в 1914-15 5 немецких самолетов.

Ролан Гаррос в детстве. (22)

Первые опыты в авиации. (23)

Ролан Гаррос на теннисных кортах. (24)

В те годы, хотя авиация только начиналась, гонки на самолетах были популярны едва ли не больше автомобильных гонок.

Афиша авиагонок в Шампани, 1909 год. (25)

Первый Гран-при аэроклуба Франции прошел в Анжере в 1912 году. Ролан Гаррос за штурвалом своего «Блерио» выиграл эту гонку. (26)

Кожаная куртка, развевающиеся волосы, одухотворенный взгляд – эх, где то романтическое время… (27)

В сентябре 1913 Ролан Гаррос совершил первый беспосадочный перелет через Средиземное море. На 80-сильном моноплане «Моран-Сонье» он перелетел из Сан-Рафаэля на юге Франции до Бизерты в Тунисе, преодолев 800 километров почти за 8 часов. После приземления в баке его машины оставалось лишь 5 литров топлива.

Теперь «Моран-Сонье» Гарроса выставлен в музее. (28-30)

Перелет Сан-Рафаэль – Бизерта был не первым опытом Гарроса в дальних перелетах. В декабре 1912 он совершил трехдневный перелет из Туниса в Рим. Обложка газеты «Ля Ви о Гран Эр» с рассказом об этом перелете. (31)

Ну а перелет через Средиземное море стал главной новостью французских газет тех дней. (32)

Ролан Гаррос фигурировал на обложках и «гламурного» «Ле Пти Журналь»... (33)

…и коммунистической «Юманите». (34)

Каноническое фото французского героя – таким его запомнил мир. (35)

Еще о Ролан Гаррос 2013:

И первый лётчик-истребитель.

Адриен Жорж Эжен Ролан Гаррос
Adrien Georges Eugine Roland Garros

Ролан Гаррос в 1910 году
Дата рождения 6 октября (1888-10-06 )
Место рождения Сен-Дени (Реюньон)
Дата смерти 5 октября (1918-10-05 ) (29 лет)
Место смерти Вузье , Арденны , Франция
Принадлежность ВВС Франции
Род войск Авиация
Годы службы -
Сражения/войны
  • Первая мировая война
Награды и премии
Медиафайлы на Викискладе

Иногда Ролану Гарросу приписывают титул «первого воздушного аса », что предполагало уничтожение в воздухе 5 и более самолётов противника.

Биография

Начало авиационной карьеры

Адриен Жорж Эжен Ролан Гаррос родился в Сен-Дени, Реюньон. Он с детства увлекался игрой на фортепиано и в юношеском возрасте приехал в Париж , чтобы продолжить своё музыкальное образование. Учился в юридическом лицее. Однако, в Париже Ролан впервые увидел аэроплан, после чего карьера музыканта его больше не интересовала. В 1909 году Гарросу удалось упросить известного пилота Альберто Сантос-Дюмона , научить его летать. Через год, в июле 1910, он получил лицензию пилота «бреве» № 147, и вскоре стал одним из лучших авиаторов Франции.

Гаррос организовал воздушный цирк и отправился с ним на гастроли в Мексику и США, где выступал в течение года. Потом вернулся во Францию и принял участие во многих соревнованиях.

В 1911 Гаррос участвовал в воздушных гонках Париж-Мадрид и Париж-Лондон-Париж, в ней он занял второе место.

В сентябре 1911 он установил мировой рекорд высоты - 5610 м.

Неоднократно участвовал в демонстрационных полётах в Европе и в США. Во время одного из таких показательных воздушных выступлений в Германии его застало начало Первой мировой войны . Гарросу удалось ночью без помощи обслуживающих немецких техников завести свой самолёт и удачно перелететь во Францию (в то время только единичные авиаторы осмеливались летать в тёмное время суток).

Первая мировая война


Воздушный винт с отражателями пуль, извлечённый немцами из обломков аэроплана Ролана Гарроса. Синхронизатор пулемёта Установка пулемёта Виккерс, стреляющего через винт, на аэроплане Моран Установка пулемёта Виккерс на СПАД VII.

Благодаря этому новшеству 1 апреля 1915 года Гаррос сбил на высоте 1000 метров немецкий самолёт-разведчик «Альбатрос» (вероятнее всего, «Albatros B.III»)

8 апреля французский лётчик провёл три воздушных боя за день, отправив одного противника в беспорядочное падение (но самого падения никто, включая Гарроса, не наблюдал, поэтому победу не засчитали), а двух других заставил спикировать под защиту своих зенитных пулемётов.

14 апреля во время патрулирования Гаррос сбил одного из двух немецких «Авиатиков», проводивших разведку.

Теннисный чемпионат – предшественник современного «Ролана Гарроса» - состоялся в 1891 году. Это было однодневное соревнование, разделенное на мужской и женский турниры. К участию допускались только граждане Франции: профессиональные теннисисты или члены любительских клубов. Мировой популярности турнир тогда не завоевал, ведь иностранные спортсмены не могли играть в нем.

Международным чемпионат Франции стал в двадцатых годах прошлого века. Именно тогда французы выиграли престижнейший Кубок Дэвиса, оставив далеко позади признанных лидеров – теннисистов США. Победители должны были принимать соперников на своем поле. Но во Франции стадиона, отвечающего мировым требованиям, в то время не было.

По настоянию общественности и Французской теннисной федерации правительство выделило 3 га земли недалеко от местечка Porte d’Auteuil (Порт д’Отой) для строительства новой спортивной арены. В 1928 году все работы были закончены. Стадион, возведенный по самым современным технологиям того времени, принял первых спортсменов и зрителей.

Название теннисный комплекс получил в честь героя Франции – летчика Ролана Гарроса. Этот пионер авиации, кадровый военный, знаменит тем, что впервые смог перелететь Средиземное море без посадки и дозаправки. Самолет Гарроса был сбит вражескими летчиками за несколько недель до конца Первой мировой войны. Он погиб, но его имя стало известным во всем мире.

Корты стадиона «Ролан Гаррос» с самого начала покрывались специальной смесью. Смешанные в оптимальных пропорциях глина, песок и дробленый кирпич гарантируют хороший отскок теннисного мяча. Спортсменам легко передвигаться и скользить по тонкому слою грунта. Красно-коричневый цвет покрытия стал визитной карточкой турнира «Ролан Гаррос».

В истории Открытого теннисного чемпионата Франции есть и трагическая страница. Во время Второй мировой войны проведение соревнований прервалось на 5 лет. На территории стадиона «Ролан Гаррос» фашистами был организован пересылочный пункт для узников концлагерей.

С начала 50-х годов популярность тенниса в мире начинает быстро расти. В 1968 году французский чемпионат «Ролан Гаррос» был включен в серию турниров «Большого Шлема». Наравне с любителями право участвовать в нем получили профессиональные теннисисты разных стран. Первыми чемпионами обновленного «Ролана Гарроса» стали Кен Розуэлл и Нэнси Ричи.

На 20 теннисных площадках стадиона в дни проведения турнира «Ролан Гаррос» успевает побывать более 400 тыс. зрителей. Они часто становятся свидетелями установления новых мировых рекордов. Так, именно здесь в 2004 году состоялось самое длительное теннисное соревнование между Фабрису Санторо и Анро Клеманом. Им потребовалось в общей сложности 6 часов и 35 минут, чтобы распределить между собой призовые места.

Парижские в разные годы зажигали яркие «звезды» тенниса. Так, шведский спортсмен Бьорн Борг выигрывал «Ролан Гаррос» шесть раз подряд. Здесь же добился своего первого успеха в 1997 году бразилец Густаво Куэртен. В женской части турнира абсолютный (7 побед) принадлежит американке Крис Эверт. Немка Штефи Граф получала высшую награду «Ролана Гарроса» 6 раз за 12 лет. Трижды побеждала соперниц Моника Селеш.

В настоящее время французский Открытый чемпионат – одно из значимых международных соревнований. Выиграть его мечтает каждый теннисист. Однако удается это далеко не всем. Сложность «Ролана Гарроса» заключается в специфичности покрытия корта. Это последний турнир «Большого Шлема», который проходит на грунте. Кроме того, структура теннисного поединка требует от спортсменов хорошей выносливости и высокой техники игры. Пять сетов без перерыва на «медленном» становятся настоящим испытанием профессионализма игроков и их тренеров.

Видео по теме

«Ролан Гаррос» - один из четырех ежегодных турниров высшей категории, собирающих теннисистов, имена которых надо искать в самых верхних строках рейтингов лучших ракеток мира. В этом году он проводится уже в 111 раз и продлится с 27 мая по 10 июня. Одновременно проходят раздельные турниры среди мужчин и женщин в одиночных и парных разрядах, а также соревнование смешанных пар.

В мужском одиночном разряде открытый чемпионат Франции достиг четвертьфинальной стадии. Легче всех движется по турнирной сетке прошлогодний победитель этого соревнования - аргентинец Рафаэль Надаль. За четыре матча он не отдал соперникам ни одного сета. В последней встрече Рафаэль не по-дружески обошелся с соотечественником - Хуан Монако был начисто разгромлен со счетом 6:2, 6:0 и 6:0. Следующей жертвой, по-видимому, станет испанец Николас Альмагро - уж очень мощно смотрится Надаль на этом турнире. Его постоянный соперник последних лет Роджер Федерер из Швейцарии тоже пробился в четвертьфинал, хотя и потратил в каждом матче значительно больше времени. Эти двое занимали вторую и третью строку в списке «сеянных» теннисистов, а на первой был Новак Джокович. Именно его специалисты прочат в соперники Надаля по финальному поединку, и пока серб оправдывает такие оценки, обыгрывая всех соперников в трех партиях. Увы, последний из российских теннисистов на этом турнире - Михаил Южный - еще в третьем круге.

В четвертьфиналах женского турнира одна наша теннисистка есть - Мария Шарапова пробилась в эту стадию, впервые уступив сопернице один сет. Зато она отомстила за вылет Анастасии Павлюченковой и Марии Кириленко виновнице этих печальных событий Кларе Закопаловой из Чехии. В следующем матче ее ждет эстонка Кайя Канепи. Из неожиданностей женской части «Ролан Гаррос» можно отметить поражения в первых двух турах сестер Уильямс, а также выход в четвертьфинал Ярославы Шведовой - единственной несеянной теннисистки в этой стадии соревнований. Ярослава выступает за Казахстан, но имеет двойное и живет в Москве, поэтому у нас есть повод порадоваться и поболеть за соотечественницу. Теперь ей предстоит игра с Петрой Квитовой из Чехии.

Ярослава Шведова выступает и в женском парном разряде, где ее напарница - американка Ваня Кинг. Этой паре предстоит матч за выход с полностью российской парой Мария Кириленко - Надежда Петрова.

Для большого числа любителей тенниса ответ на этот вопрос очевиден: конечно же это Открытый Чемпионат Франции, один из четырёх турниров Большого Шлема, проходящий на грунтовом покрытии.

Это действительно так.

Но турнир (а точнее теннисный центр где проходят соревнования) был назван в честь человека, авиатора, о котором рассказывается ниже.

Ролан Гаррос родился в 1888 году в Сен-Дени, столице Реюньона, острова в Индийском океане, расположенного неподалёку от Мадагаскара. Этот остров был впервые заселён португальцами в 16 веке, но уже в 17 веке стал владением Франции, частью которой остаётся и по сей день.

Но учился юноша в Париже, в лицее Жансон-де-Сайи и бизнес-школе École des Hautes Études Commerciales. Поначалу юноша серьёзно занимался музыкой, но посещение в 1909 году авиационной выставки Реймс изменило всё - он увлёкся авиацией. Вскоре Гаррос впервые сел за штурвал самолёта - моноплана Демуазель, который был способен поднять в воздух только одного (и достаточно лёгкого) пилота. В 1911 он уже летал на более серьёзной модели моноплана - Блерио и стал принимать участие в соревнованиях на этом типе машины. На момент начала Первой Мировой Войны Гаррос был уже опытным пилотом, имевшим опыт перелёта на моноплане Моран-Солнье из Франции в Тунис через Средиземное море. Он был первым пилотом, совершившим подобный перелёт.

Но настоящую известность Гаррос получил с изобретением пулемёта, способного стрелять через пропеллер. Идея конструктора Морана Солнье снабдить пропеллер защитными металлическими лопастями была успешно применена Гарросом в боевых действиях - весной 1915 года он сбил немецкий разведывательный самолёт Альбатрос Би II, ошеломив противника атакой в лоб. До этого общепринятой боевой тактикой был заход сбоку и обстрел врага из револьвера, винтовки или того же пулемёта.

В американских газетах его назвали «асом» и из тех пор этот термин закрепился за лётчиками, достигшими успехов в боевых действиях.

Но уже 18 апреля он был захвачен немцами в плен - ему пробили бензобак и он вынужден был совершить посадку за линией фронта на вражеской территории. Его самолёт попал в руки к немецкому конструктору Антону Фоккеру, который разработал усовершенственную модель.- прерыватель Фоккера. Снабжённые этим устройством немецкие самолёты Fokker E.I получили преимущество над аэропланами союзников. Английская пресса окрестила это изобретение «Бич Фоккера» (Fokker Scourge)..

В феврале 1918 года Гарросу, наконец, удалось сбежать из лагеря для военнопленных и возобновить боевые действия во французской армии. Но уже в октябре 1918 года его самолёт был сбит в Арденнах и лётчик погиб.

За месяц до окончания войны и за день до своего тридцатилетия.

Гаррос был ярым теннисным болельщиком и в его честь в 1920 году назвали теннисный центр в Париже, который и стал впоследствии домом Открытого Чемпионата Франции

Ролан Гаррос (фр. Roland Garros; 6 октября 1888, Сен-Дени (Реюньон) - 5 октября 1918, Вузье) - французский лётчик, спортсмен, герой Первой мировой войны и первый лётчик-истребитель.

Иногда Ролану Гарросу приписывают титул «первого воздушного аса», что предполагало уничтожение в воздухе 5 и более самолётов противника.

Биография

Начало авиационной карьеры

Адриен Жорж Эжен Ролан Гаррос родился в Сен-Дени, Реюньон. Он с детства увлекался игрой на фортепиано и в юношеском возрасте приехал в Париж, чтобы продолжить своё музыкальное образование. Учился в юридическом лицее. Однако, в Париже Ролан впервые увидел аэроплан, после чего карьера музыканта его больше не интересовала. В 1909 году Гарросу удалось упросить известного пилота Альберто Сантос-Дюмона, научить его летать. Через год, в июле 1910, он получил лицензию пилота «бреве» № 147, и вскоре стал одним из лучших авиаторов Франции.

Гаррос организовал воздушный цирк и отправился с ним на гастроли в Мексику и США, где выступал в течение года. Потом вернулся во Францию и принял участие во многих соревнованиях.

В 1911 Гаррос участвовал в воздушных гонках Париж-Мадрид и Париж-Лондон-Париж, в ней он занял второе место.

В сентябре 1911 он установил мировой рекорд высоты - 5610 м.

В 1913 году Ролан Гаррос получил мировую известность, совершив первый беспосадочный перелёт через Средиземное море из Фрежюса на юге Франции в Биззерту в Тунисе. Гаррос так рассказывал об этом полёте:

«Находясь над открытым морем, я обнаружил, что горючего осталось двадцать литров, максимум на час полёта. И тут в разрывы облаков я увидел три маленькие чёрные точки, над ними - три вьющихся дымных хвоста… Страхи разом исчезли! Я был больше не одинок… Снижаюсь… Меня замечают. Все три судна разворачиваются и следуют моим курсом».

Моряки развернулись, чтобы иметь возможность оказать помощь лётчику.

Когда Гаррос приземлился в Бизерте, в баке его Морана оставалось пять литров бензина.

Осенью 1913 года за этот перелёт его наградили Орденом Почетного Легиона.

В начале 1914 года Гаррос встретился в Париже с известным русским авиатором Харитоном Славороссовым. Ролан Гаррос вместе с авиатором Жюлем Ведрином помогли Славороссову устроиться «гастролирующим пилотом» в фирмы Кодрон и Моран-Солнье.

Неоднократно участвовал в демонстрационных полётах в Европе и в США. Во время одного из таких показательных воздушных выступлений в Германии его застало начало Первой мировой войны. Гарросу удалось ночью без помощи обслуживающих немецких техников завести свой самолёт и удачно перелететь во Францию (в то время только единичные авиаторы осмеливались летать в тёмное время суток).

Первая мировая война

Сразу после начала войны, 1 августа 1914 года, Гаррос записался добровольцем в армию и получил назначение в 23-ю эскадрилью «MS 23», оснащённую самолетами «Моран Парасоль» (Morane Saulnier type L), построенных для Турции, но конфискованных с объявлением мобилизации. Был пилотом эскадрильи «MS 23» со 2 августа 1914 года по 3 февраля 1915 года. C 3 февраля по 18 апреля 1915 года - в эскадрилье «MS 26». При выполнении разведывательных полётов ему хотелось также сбивать в воздухе немецкие самолёты. На вооружении лётчика тогда был только револьвер или карабин, с помощью которых можно было только попытаться ранить или убить пилота противника.

Ещё в 1913 году инженеры Солнье и Шнейдер запатентовали новую схему синхронного пулеметного привода, что дало возможность укреплять пулемет на фюзеляже непосредственно рядом с кабиной и вести огонь через плоскость, вне зоны винта. Однако это новшество тогда реализовано не было.

Гаррос первым установил пулемёт, совмещённый с продольной осью самолёта. Он рассчитал, что порядка 7 % пуль будут попадать в лопасти, поэтому сконструировал специальное откидное устройство в виде треугольной призмы, сделанной из стали и укрепленной на лопастях винта с выдерживанием угла в 45° в месте пересечения линии лопасти с каналом ствола пулемета. В данном случае пулемет устанавливался таким образом, что пули при ведении огня попадали только в установленные грани стальных треугольников и при этом не пробивали винт. Конечно, от этого нововведения наряду с плюсами было и очень много минусов. Так, полезная мощность винта снижалась на 10 %, большое количество пуль так и не достигали цели, но в то же время главная цель была достигнута - пулемет мог вести огонь через винт.