Учение и практика йоги. Философское учение йоги в индии

Но должен сказать, что не у всех людей эта активация происходит быстро. Поэтому для многих йога так и остаётся физическими упражнениями типа утренней гимнастики, которая просто позволяет человеку «хорошо себя чувствовать». Это для тех людей, которые под словом "я" или "себя" понимают своё физическое тело. То есть для тех, кто думает, что он это «кусок мяса с костями и мозгом». И поэтому многие люди так и застревают в йоге. Физическому телу хорошо - и ладненько.

Прозанимавшись такой йогой-зарядкой несколько лет, человек развивает в себе гибкость и определённую ловкость в выполнении асан. В дальнейшем люди часто становятся инструкторами йоги (так как сейчас это выгодно и модно) и продолжают линию «йоги без учения». Поэтому на момент сейчас мы имеем множество йога-школ, в которых инструкторы не знают о йоге ничего! Хотя они великолепно гнутся на коврике в разные позы.

Но я не говорю, что это плохо! Для большинства людей это как раз то, что нужно. Так как далеко не все могут понять йогу как учение. А йога, прежде всего, это учение ! И оно предназначалось для касты воинов (правителей) и брахманов (учителей). Для тех, кто может увидеть в этом учении школу жизни на Земле. Остальные касты могут познавать йогу только как упражнения для физического тела.

Но лично для меня магия началась именно с йоги, поэтому я хочу всем пояснить, что же такое йога, так как этот вопрос мне достаточно часто задают. Можно сказать, что я до сих пор занимаюсь йогой, но уже на её высших ступенях. В моём понимании, магия это так называемая раджа-йога (йога царей или йога избранных). На данный момент существует тысячи различных вариаций йоги. Как в них разобраться?

Йога-сутры Патанджали

Само учение йоги описывается только в одном трактате. Этот трактат называется «Йога-сутры Патанджали». Что это такое? Жил раньше такой мудрец Патанджали (по разным данным было это примерно во втором или в четвёртом веке до нашей эры). Был он мудрецом, который долгие годы изучал ведические писания. И так как эра деградации уже началась, взял он и собрал свои знания для потомков в своей йога-сутре и передал их своим ученикам вместе с комплексом упражнений. Так вот, вся йога там делится на 8 ступеней.

Каждая ступень предполагает прохождение предыдущих ступеней. Первые 4 ступени условно называются хатха-йога. Следующие ступени — раджа-йога. То есть и хатха-йога, и раджа-йога это всего лишь подразделы классической восьмиступенчатой йоги, описанной Патанджали. Все остальные разновидности йоги также являются лишь более мелкими фрагментами классической 8-ступенчатой йоги! За исключением уже явной отсебятины, которая к йоге не имеет ни малейшего отношения. Поэтому для того чтобы понять, можно ли какое-либо направление назвать йогой, нужно прочитать саму йогу-сутру Патанджали.

Ступени йоги

  1. Нияма.
  2. Асана.
  3. Пранаяма.
  4. Пратьяхара.
  5. Дхарана.
  6. Дхиана.
  7. Самадхи.

Первые две ступени Яма и Нияма - это философские жизненные принципы, без утверждения в которых ученик не допускался к следующим ступеням. Самый первый принцип Ямы это Ахимса (непричинение вреда — ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках), отсюда вытекает вегетарианство и соответствующее восприятие мира! Это только первая подступень первой ступени, а их там пять.

Только после освоения философии йоги ученик допускался к изучению асан, и только потом ему показывались пранаямы. До следующей пятой ступени ученик мог добраться только через десятки лет. Всё зависело от способностей ученика. Так как йога это «белый путь», помощь ученику была минимальной. Лучшим помощником у белого учителя является палка.

Все ступени, начиная с пятой, это и есть то, что мы называем магией. Но мы занимаемся этим уже в отрыве от тела, а также с помощью телесно-ориентированных практик. Мы можем себе это позволить, так как у нас есть наработки и энергия. Для людей, идущих самостоятельно, такой подход невозможен. Поэтому их путь более долгий и трудный. Однако при всём этом идущие данным путём развиваются более гармонично и правильно, так как они не забывают о своём теле! Поэтому всем магам и эзотерикам я настоятельно рекомендую не забрасывать телесно-ориентированные практики.

Йога как философское учение берет свои истоки еще со времен существования цивилизации ариев. Она вмещает в себя основы трактовки происхождения мира и понимания человеческой природы, методы духовного самосовершенствования.

Концепция этого учения имеет огромное количество почитателей. Как особая система древней индийской мудрости, йога состоит из теоретической и практической основ, некоторых разделов, методов и направлений. Она является одной из шести известных ортодоксальных философских школ Индии и одной из даршан.

Философия классической йоги

Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.

Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со .

Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.

Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.

Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про .

Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.

Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.

В учении классической йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу .

Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное.

Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.

От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера.

После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары.

Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание.

В рамках классической йоги сформировались разные направления. Их целое множество. Мы же рассмотрим некоторые из них.

Особенности и задачи йоги шивананда

Шивананда йога основана Свами Шиванандой (1887-1963), индуистским духовным учителем . Данное направление отличается комплексностью подхода, так как в нем присутствуют упражнения для достижения расслабления, обучение внутренней концентрации, дыхательные упражнения .


Основатель Йоги шивананда – Свами Шивананда

Йога шивананда основывается на пяти важнейших принципах:

  1. Расслабление. Чтобы достичь максимального духовного, физического и ментального расслабления, необходимо регулярно выполнять Шавасаны (упражнение, выполняемое в определенной позе).
  2. Медитация и Веданта помогают достичь позитивного мышления, что способствует благополучию духовного, ментального, физического. Рекомендуем статью про .
  3. Регулярность и правильность выполнения асан способствуют укреплению тела, омоложению и восстановлению организма.
  4. помогают взять контроль над собственным сознанием.
  5. Путем практики вегетарианства и умеренных ограничений в пище организм человека получает полезные вещества, при этом нет негативного влияния на окружающую среду.

Каждое занятие начинается и оканчивается мантрами, позволяющими с помощью звуковых вибраций положительно повлиять на тело, дух, эмоциональное состояние.

Тантра йога – что это

Еще одно из широко известных направлений йоги – тантра йога. Она представлена системой методов, позволяющих пробудить, трансформировать и осознанно использовать сексуальную энергию. Учение основано на священных текстах – тантрах.

Стоит выделить три основных направлений в рамках тантра йоги:

  1. Черная тантра – направлена на тренировку ментальной силы, позволяющей управлять обстоятельствами и даже людьми. С ее помощью учат осуществлять желания.
  2. Белая тантра – практикуется в группах или парах. Подразумевает выход за пределы желаний и побуждений. С помощью мантр и упражнений достигается энергетическое очищение телесной и ментальной составляющей ученика.
  3. Красная тантра – с помощью сексуальных практик, практикующихся с партнером, можно прийти к духовному или творческому развитию, достичь сексуального блаженства.

Данная практика помогает объединить мужское и женское начало, преодолеть комплексы путем правильного принятия собственного тела, значительно расширить сознание.

Гуру-йога как направление классической йоги

Одной из самых важных практик считается гуру-йога. Ее суть заключается в слиянии ума ученика и духовного учителя. В процессе практики происходит пробуждение Четырех состояний Просветления, когда ученик имеет возможность достигнуть благословения тела, речи и ума. Завершающим этапом практики является слияние ума ученика с умом гуру.

Выделяют три неотъемлемых принципа гуру-йоги:

  1. Желание ученика обучаться.
  2. Готовность ученика к взаимодействию с учителем. Ученик должен отвечать за свои поступки и выбор.
  3. Свобода воли и выбора ученика. Ученик не должен преклоняться учителю и беспрекословно подчиняться ему. Приветствуется только свободный выбор самого ученика.

Теперь понятно, что йога – это философия, образ жизни Индии. Практикуя ее, можно достичь абсолютно разных целей: укрепить тело и дух, улучшить физическое здоровье, приобрести уверенность, избавиться от желаний и страданий или даже освободиться от череды перерождений (сансары).

Каждая из школ йоги предлагает свои методы достижения цели, но при этом в каждой из них делается акцент на гармонии физического, духовного и ментального.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации Ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии. В данной статье речь пойдет об основных философских понятиях и концепциях этого учения, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

Йога – это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традиции Вед) философских школ Индии. Ее теории и принципы изложены в основополагающем труде этой школы, «Йога-сутре», и комментариях на этот труд. Об авторе «Йога-сутры», Патанджали, нам практически ничего не известно. В Индии он издревле считается великим учителем, йогом и философом, жившим во II в. до н.э. Однако сегодня большинство ученых сходятся на том, что по содержанию и терминологии «Йога-сутру» следует отнести ко II в.н.э.

Патанджали не был человеком, придумавшим учение йоги. Истоки изложенной им йоги мы находим еще в древнейшем памятнике мировой культуры – Ведах (~ II тыс. до н.э.), священных текстах Индии. Учение об основных элементах йогической практики – концентрации, созерцании, управлении сознанием и сам термин «йога » – присутствует в ранних упанишадах (~ VI – III вв. до н.э.), комментариях к Ведам. Особое место в протойоге занимают древние эпические произведения Индии: Рамаяна и Махабхарата (~ I тыс. до н.э.). В наибольшей степени здесь выделяется часть Махабхараты, которая называется Бхагавадгита. В ней присутствуют многие важные части учения йоги, нет лишь необходимой для философии систематизации и классификации категорий – основных философских понятий. Таким систематизатором и выступил Патанджали, обобщив и кратко сформулировав древнее духовное знание. Теория и практика «Йога-сутры» в полной мере выдержала испытание временем и заслужила право называться классической йогой.

Труд Патанджали, как и многие трактаты того времени в Индии, представляет собой совокупность коротких предложений (сутр). Для учеников они, возможно, служили, как бы памяткой для восстановления хода сложных устных рассуждений. Однако для потомков, не имеющих возможности лично общаться с учителем, кратких сутр часто недостаточно. Поэтому существующее сегодня учение классической йоги формировалось, помимо изначального трактата Патанджали, обширной комментаторской литературой. В настоящей статье мы ориентируемся на «Йогу-сутру» и наиболее авторитетный комментарий, принадлежащий философу Вьясе, «Йога-бхашья» (V в.н.э.).

Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Пракрити (материя) – это все, что мы видим, слышим, осязаем или способны почувствовать каким-либо другим способом. Это все, что могут регистрировать самые совершенные приборы, от мельчайших частиц до объектов космического масштаба. В понятии Пракрити заключена вся вселенная, все физические объекты и энергетические поля.

Под Пурушей понимается вечный Дух, духовное начало. Он трансцендентен Пракрити, то есть находится за пределами всей Природы. Пуруша – это высшая часть бытия. В Нем нет форм, характерных для Пракрити, поэтому его невозможно себе представить. Он обладает сознанием, тогда как материя бессознательна. Не стоит, однако отождествлять Пурушу с привычным для западного человека учением о Боге. Пуруша лишен каких-либо личностных атрибутов. Бог классической йоги – Ишвара – проявление Пуруши, но Он не творит мир и не управляет им. Кроме Него, в Духе существуют и другие боги, но Ишвара является высшим среди всех духовных существ. Он также обладает важнейшим для философии йоги свойством соединять и разъединять Пурушу и Пракрити.

До соединения Духа и материи, последняя находится в не проявленном состоянии. Это означает, что вселенной не существует, а три основных свойства или силы (гуны) Пракрити находятся в равновесии.

Гуна саттва отвечает за принцип ясности, раджас – за принцип движения, активности, тамас – за принцип покоя, инертности. При соединении Духа и материи, Пуруша, как сознательное начало начинает в определенном смысле управлять Пракрити, вызывать в ней изменения. Гуны начинают взаимодействовать друг с другом во множестве комбинаций и, проходя определенные стадии, образуют объективный мир во всех его формах. При этом первым продуктом взаимодействия гун становится Буддхи-Махат. Это важное понятие философии йоги обозначает идеальную основу всей будущей вселенной. В ходе дальнейшей эволюции через ряд стадий образуются пять первоэлементов: эфир, воздух, огонь, вода, земля, из которых и состоят все объекты.

Взаимодействие гун – это непрерывное изменение, следствия которого мы наблюдаем в нашем постоянно меняющемся мире. Эти видоизменения обуславливают для нас ощущение времени. То есть, мы можем сказать, что секунда – это не маленький временной отрезок, а некоторое наблюдаемое нами изменение, например, переход стрелки часов в следующее положение. В соответствии с классической йогой, времени, как такового, не существует, есть лишь момент (сейчас) изменения. Любые изменения возможны в каком-то пространстве, поэтому для объективного мира характерна также категория пространства.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Теперь рассмотрим учение классической йоги о человеке. Здесь необходимо понять необычную для сознания современного западного человека мысль. В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я – физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. – относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Итак, рассмотрев основные философские категории классической йоги, мы переходим к теории освобождения, центральному учению о смысле существования человека, ради которого была написана и «Йога-сутра», и комментарии к ней. Освобождение – это разделение в человеке Духа и материи, Пуруши и Пракрити. Зачем нужно такое разделение? Дело в том, что человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити. Как мы уже знаем любые проявления Пракрити – это лишь следствия взаимодействия гун. Они изменчивы и ни одна форма не является вечной. Мы же отождествляя себя со своей психикой, привязываемся к ее проявлениям и к формам объективного мира. От этой привязанности происходят все наши страдания. Привязанности рождают желания и ожидания по отношению к миру вокруг нас и к нам самим. Но мир изменяется – близкие нам люди стареют и умирают, совершаемые дела не приносят былого удовлетворения, отрицательные эмоции сменяют положительные, любые удовольствия всегда заканчиваются. Нам хочется постоянного чувства удовлетворения, но это не достижимо, и, как правило, чем больше удовольствие от чего-либо мы получаем, тем сильнее разочарование впоследствии. Философия йоги

Кроме того, стремление к формам Пракрити дает существование нашей карме. Карма – это причинно-следственная зависимость, порождаемая человеком и другими существами. Своим влечением к той или иной форме Пракрити мы обусловливаем то, какими мы будем в будущем. Например, если мы склонны быть добрыми и честными, то хотим быть оцененными в соответствии с этими добродетелями, что в свою очередь порождает наше желание быть такими же и в будущем. Стремления оставляют, образно говоря отпечатки (васаны) в нашем индивидуальном буддхи. Каждое мгновение мы что-либо делаем, чувствуем, мыслим, добавляя все новые отпечатки. После физической смерти наша духовная сущность воплощается в другом теле (реинкарнация), а васаны сохраняются, определяя нашу будущую жизнь. Пока сохраняется наша приверженность формам Пракрити, в буддхи добавляются все новые отпечатки, что и обеспечивает следующие рождения. Таким образом, мы находимся в череде перерождений (колесе сансары), вечно страдая в изменчивом мире Пракрити.

Освобождение от страданий возможно, и стремление к нему – есть наивысшая из возможных целей существования.

Через практику йоги и философские размышления человек постепенно, все лучше и лучше осознает свое высшее бытие, Пурушу, достигает полного духовного бесстрастия, перестает внутренне стремиться к чему-либо в материальном мире. Тогда его карма более не создается, и он приходит к обособленности Духа от материи, выходит из круга сансары и достигает абсолютного освобождения. Такой человек больше не будет рождаться, но он, возможно, еще будет продолжать жить в своей настоящей жизни, находясь в непрекращающемся осознании себя вечным и неподверженным изменениям Духом. Это состояние бога по своей сути равного Ишваре. Это бытие невозможно описать словами, но трудно представить бытие лучше того, в котором отсутствует даже сама потенциальная возможность страдания или какой-либо неудовлетворенности, и в то же время присутствует полное осознание.

Так достигается освобождение.

Наибольшую известность в мире получила школа индийской философии Йога, направленная на осознание духа . Само слово «йога » с санскрита переводится как «связь». Философия йоги исходит из связи души с Абсолютом. В йоге дух рассматривается как независимое начало, свободное от ограничений разума, эмоций и тела.

Система йоги представляет собой совокупность духовных и физических практик, работающих на всестороннее развитие личности в духовном, физическом и психическом аспектах. Йога интеллектуальна: она предполагает гармоничное включение сил разума, ее положения основаны на философских текстах. Философия йоги нацелена на постижение тайн бытия через принятие и осознание личностного духа. Йога учит доброте и любви. В частности, из философии йоги вышла идея ненасилия. Тем не менее, йога весьма практична, ведь она предлагает техники управления организмом.

Интересно, что идеи йоги мы можем встретить не только в учениях других ортодоксальных философских школ, но также и в таких религиозно-этических учениях, как даосизм, буддизм, сикхизм и т.д.

Основные принципы классической философии йоги (ее принято называть Раджа-йога) были сформулированы Патанджали в труде «Йога-Сутра» еще во 2 веке до н.э. Однако неправильно считать Патанджали автором философии йоги. Он систематизировал идеи, которые можно обнаружить как в Ведах, так и иных священных текстах Древней Индии.

Система принципов, созданная Патанджали, делится на следующие части:

  1. Самадмтада - посвящена формам, целям и средствам достижения йоги.
  2. Садханапада - включает в себя повествование о формах страдании, а также о методах их прекращения.
  3. Вибхутипада - описывает внутренние составляющие системы йоги, рассказывает о сверхъестественных силах, которые в процессе занятий йогой может приобрести ученик.
  4. Кайвальяпада - повествует о природе и формах Освобождения Духа.

В целях Освобождения и Просветления Патанджали предложил восьмеричный путь йоги - Аштанга-Йога:

  1. Яма (социальные нормы).
  2. Нияма (самодисциплина).
  3. Асана (медитативное положение, поза).
  4. Пранаяма (управление дыханием).
  5. Пратьяхара (управление чувствами).
  6. Дхарана (сосредоточение).
  7. Дхьяна (созерцание).
  8. Самадхи (воссоединение с энергией Вселенной).

Постигая бытие при помощи практик йоги, человек обретает знания о подлинной реальности, которая изначально от человека скрыта. Он должен сам ее обрести. Целью йоги можно считать изменение сознания личности, осознание ею своей божественной природы. Мудрецы древности, практикуя йогу, пришли к выводу, что реальность существует не только в самой Вселенной, но и внутри личности (Атман). Однако многоликий мир есть проявление лишь одной Реальности (Брахман). Проживание этой Реальности и называют Самадхи, что является высшей целью йоги.

Йога устремляет человека к освобождению Духа от Материи (Пуруши от Пракрити). В философии йоги считается, что все человеческие страдания приходят из ограничения человеком собственного бытия рамками Пракрити. Из-за этого человек все больше стремится к чувствам удовлетворения и привязанности. Но удовольствия рано или поздно заканчиваются, а разочарование от этого тем больше, чем сильнее было удовлетворение. Этим обуславливается существование Кармы. Так мы погружаемся в бесконечный водоворот превращений. Высшей формой существования личности является ее стремление к освобождению от бесконечного круга перерождений. Прийти к этому, по мнению последователей йоги, можно лишь отказавшись от желаний в материальном мире. Так у человека не создается Карма и его Дух освобождается от Материи.

Материальное содержит в себе 3 вида силы – покой, движение и деградацию, которые уравновешены, пока не происходит взаимодействия с духовным. Благодаря их взаимодействию появились 5 стихий: привычные нам огонь, земля, вода и воздух и пятый элемент – эфир. И уже эти стихии послужили началом для создания всего, что существует в мире.

Стоит отметить, что в йоге, как общей модели и образе жизни, в принципе не существует времени. Она рассматривает всё сущее в качестве бесконечного процесса изменения. То есть духовная составляющая постоянна, находится вне времени и пространства, а для материальной – время исчисляется, происходящими с ней изменениями. Такой подход может подсказать вам, как стать счастливее : жить, осознавая, что ты бесконечно изменяющаяся мини-Вселенная внутри большой постоянно преобразующейся Вселенной.

Эффективность жизни, с точки зрения философии йоги, можно повысить за счет ежедневного упорядочивания расходования энергии. Коей, по этому учению, каждому из нас отведено строго определенное количество на всю жизнь. Организуя свой образ жизни, как того требует йога, вам нужно:

  • с 4 до 10 часов проснуться, спокойно и без суеты настроиться на новый день. Сюда входит очищение, гимнастика, самомассаж и пр.;
  • с 10 до 22 часов посвятить время активным делам. Постарайтесь самые важные из них сделать до обеда;
  • с 22 до 4 часов предаваться отдыху и сну.

5 преимуществ системы йоги в повседневной жизни

Общая модель образа жизни, построенного на таком учении, как йога, проста и согласуется с биологическими часами человека. Если вы попробуете следовать хотя бы этим упрощенным рекомендациям, то уже вскоре заметите, как повысится ваша осознанность, успокоится ум, а в теле появится ощущение здоровья. Однако, не думайте, что практиковать систему йоги в повседневной жизни так просто.

Соблюдать распорядок дня в соответствии с философией йоги – это настоящая суровая аскеза. Вокруг вас всё время будут появляться всё новые и новые соблазны отступить от него. Но не отчаивайтесь в случаях несоблюдения режима. Старайтесь отслеживать причины его нарушения и продолжайте привыкать к новому распорядку. Тем более что йога, как образ жизни, имеет минимум 5 весомых преимуществ.

  1. Йогические асаны расслабляют мышечные зажимы, исцеляют физические и психические недуги.
  2. Философия йоги учит нас быть внимательнее к себе и осознаннее, помогая заметить и устранить негативные моменты.
  3. Занятия йогой дисциплинируют, учат последовательности и помогают стать эффективнее.
  4. Практикуя йогу, вы станете ответственнее: вначале стабилизируете область собственного здоровья, а впоследствии и все остальные жизненные сферы.

Занимаясь йогой, вы овладеете вселенским спокойствием и станете недосягаемы для стресса.