Где катушку. Как выбрать катушку для спининга

Конструкция спиннинговой снасти такова, что катушка является обязательным атрибутом. Выбор катушки зависит от методики ловли, а также от мощности спиннинговой снасти. Если при ловле применяется техника микроджига, то вполне, естественно, что для этого подойдет и слабая катушка, а если техника предполагает традиционный джиг или твичинг, то без мощной катушки никак не обойтись.

Можно смело сказать, что инерционные катушки в оснастке – это прошлое. Они не очень удобны, так как продолжают вращаться до тех пор, пока ее не остановишь. Ее можно использовать при редких забросах, например, в донной снасти. Инерционки использовались до тех пор, пока не появились безынерционной и в настоящий момент их используют довольно редко.

Когда появились безынерционные катушки , спиннингистам стало намного проще пользоваться таким видом снасти. Производитель выпускает как легкие модели, рассчитанные на применение более легких приманок, и так и мощные катушки, рассчитанные на ловлю крупных экземпляров.

Такие катушки очень просты в использовании и не создают для спиннингиста никаких проблем.

Или, как их еще называют морские, сконструированы для тяжелых условий ловли. Это достаточно мощный вид катушек, который желательно устанавливать на мощные удилища. Их следует устанавливать в том случае, если самая мощная безынерционная не сможет справиться со своей задачей.

Как правило, мультипликаторные катушки – это удел профессионалов, а для новичка безынерционная катушка – это то, что надо.

Как выбрать безынерционную катушку

На выбор катушки оказывают влияние некоторые параметры, на которые следует обращать внимание:

  1. Плавность хода катушки. От плавности хода зависит достоверность игры приманки и качество намотки лески на шпулю, что в свою очередь, оказывает влияние на дальность заброса снасти.
  2. Размер шпули. Этот размер определяется условиями лова, а также диаметром лески. На каждой катушке можно встретить такие цифры 1000, 2000, 3000 и т.д. Цифра 1000 означает, что на такой катушке может вместиться 100 метров лески, диаметром 0,1мм, 2000 – 200 метров лески, диаметром 0,1мм, 3000 – 300 метров, диаметром 0,1мм и т.д. Очень многое зависит, насколько далеко предполагается делать забросы и какую леску планируется применять. Вообще-то, на каждой катушке стоит отметка, указывающая на то, сколько метров, и какой толщины лески помещается на данную катушку.
  3. Дужка лесоукладывателя. Во время заброса дужка лесоукладывателя откидывается, а когда приманка достигла своей цели, дужка закрывается, после чего прекращается сматывание лески со шпули. Очень важно, чтобы после закрытия, леска попадала точно на ролик и не смогла нигде зацепиться.
  4. Фрикцион . Это очень важная деталь катушки, которая позволяет амортизировать рывки крупной рыбы, что не дает возможности леске оборваться. Катушки могут быть как с передним, так и задним фрикционом. Более качественные катушки выпускаются с передним фрикционом, имеющую более тонкую настройку.
  5. Вес катушки. Вес катушки влияет только на удобство пользования. В то же время, вес катушки зависит от качества материала, из которого изготовлена катушка. Более мощные катушки изготовлены из более прочного, но и более тяжелого материала. Поэтому, можно смело сказать, что более качественная катушка не может быть легкой.
  6. Конструкция ручки. Ручки могут иметь различное крепление:
  • Крепление с помощью винта.
  • Ввинчивающая ручка.
  • Ручка на заклепке.

При выборе нужно проверять, насколько плавно происходит фиксация ручки. Очень часто для крепления ручек применяются винты с мелкой резьбой. Если при вращении винта чувствуются нарушение плавности хода резьбы, значит тонкая ручка имеет скрытый брак, который очень быстро проявится срывом резьбы.

Количество подшипников. Как правило, для спиннинговой снасти подходят катушки, имеющие не менее 3-х подшипников. От наличия подшипников зависит плавность хода катушки и ее долговечность, а также надежность.


Как подобрать катушку к спиннингу

Для удилищ, длиной 2,7-3,5м подойдут катушки с объемом шпули от 2500, если рыбалка будет осуществляться с берега и на небольших расстояниях. Для ловли небольших экземпляров, с использованием ультралайтовых приманок, можно использовать шпули 1500-2000. Если рыбалка не имеет точного определения в величине экземпляров рыбы и когда есть вероятность того, что на легкую приманку может клюнуть и серьезный хищник, то необходимо ставить заведомо мощную катушку и не экономить на серьезных вещах.

Лучшие модели безынерционных катушек

Рыболовный рынок буквально напичкан разнообразными моделями безынерционных катушек, выпуском которых занимаются как известные, так и малоизвестные фирмы.

Лучшие модели фирмы «Shimano».

  • Shimano Exag е – не плохое качество за небольшие деньги.
  • Shimano Catana – брендовая, не достаточно дешевая модель.
  • Shimano Twin Power . Катушка высокого качества, за которую придется отдать не менее 12000 рублей.
  • Shimano Ultegra – выпускается с различным объемом шпули, от 1000 до 6000. Имеет среднюю стоимость около 5000 рублей.
  • Shimano Nexave – низкосортная модель, стоимостью не более 2000 рублей.
  • Shimano Biomaster – катушка среднего класса, имеющая среднюю цену, лежащую в пределах 7000 рублей.
  • Shimano Nasci – катушка для начинающих стоимостью не более 3800 рублей.

Широко распространенные модели спиннинговых катушек фирмы Daiwa:

  • Daiwa Reqal – безынерционная, стоимостью 1500рублей и предназначена для начинающих рыболовов.
  • Daiwa Exceler – мощная и надежная катушка.
  • Daiwa Crossfire – катушка низкого класса, стоимостью не более 2000 рублей.
  • Daiwa Certate – катушка очень высокого класса, которая имеет цену не менее 17000 рублей.

Спиннинговые катушки фирмы Ryobi.

Это малоизвестная фирма, выпускающая спиннинговые катушки, достойные внимания:

  • Ryobi Excia – широко распространенная бюджетная катушка не плохого качества.

Выбор лески для спиннинга

В зависимости от условий рыбалки, можно выбрать монофильную или плетеную леску. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.

Монолеска

  • Гораздо дешевле плетенки.
  • Идеально подходит для коротких и средних дистанций.
  • Способна растягиваться.
  • Не настолько прочна, чем плетенка.

Плетеная леска (шнур)

  • Несколько дороже монолески.
  • Не растягивается.
  • Идеально подходит для дальних забросов.
  • Характеризуется высокой прочностью.

Ультралайт катушки

Для ультралайт спиннинга катушка выбирается по следующим критериям:

  1. Для таких спиннингов выбираются небольшие катушки, с размером шпули 1000, 1500 или 2000. Это позволит доставлять легкие приманки на большие расстояния, при применении тонкой лески. Катушки с большими шпулями не позволяют это сделать, так как имеют более широкие края, которые будут мешать разматываться тонкой леске.
  2. Желательно, чтобы катушка имела передний фрикцион, имеющий большую чувствительность, чем задний. Для такой чувствительной снасти данный фактор имеет серьезное значение. В случае мощной поклевки можно остаться и без удилища.

При выборе катушек для деликатных снастей, лучше отдавать предпочтение изделиям известных фирм, таких как Shimano, Daiw, Ryobi и т.д. Такие фирмы гарантируют качество своей продукции, и изделия таких фирм не подведут в решающий момент.

Безынерционные катушки пользуются большой популярностью среди рыболовов: их устанавливают не только на спиннинги, но и на удочки для дальнего заброса, на фидерные снасти, на донные удочки. Это связано, в первую очередь, с удобством и простотой пользования, а также их надежностью и функциональностью.

Выбираются катушки на любые снасти, ориентируясь на следующие показатели:

  1. Плавность хода и аккуратность намотки.
  2. Наличие переднего или заднего фрикциона.
  3. Наличие бейтраннера.
  4. По величине шпули: от 1000 до 6000.
  5. Количество подшипников, которые обеспечивают плавность хода.
  6. Вес катушки и материал.

Несколько слов хочется сказать и о наличии бейтраннера, который просто необходим при очень резких и мощных поклевках. Если фрикцион можно отрегулировать, то это не значит, что его можно настроить на любую поклевку. Бывают случаи, когда на поклевку следует реагировать мгновенно и в этом поможет бейтраннер, который мгновенно может снять нагрузку со снасти. Как правило, большинство катушек снабжено такой функцией, но вот у катушек более низкого класса, он может и отсутствовать.

Выбирая , следует брать во внимание наличие того или иного вида рыбы в водоеме, чтобы определиться, какую рыбу планируется ловить. Если планируется ловить окуня, а в водоеме плавает рядом щука, то нужно быть готовым к тому, что в один прекрасный момент эта хищница может наткнуться на легкую приманку, тогда возможны проблемы с вываживанием, если на удилище стоит слабенькая катушка с тонкой леской. Конечно, риск благородное дело, но если снасть стоит не дешево, то это уже проблема, тем более, что о рыбалке, на время можно забыть. В таких случаях, лучше на окуня ходить с другой снастью, а спиннинг укомплектовать на мощного хищника.

Выбирая себе палочку для ловли пятнистого хищника, можно просто поражаться разнообразию представленных в магазинах бланков. Тут тебе и именитые американцы и не менее именитые японцы, тут и немцы, и скромные корейцы. И совсем невероятный разгул китайских компаний и брэндов, половина из которых идет под собственными марками, копируя именитые брэнды, а вторая половина скромно копирует и названия брэндов тоже.

А вот если вам нужна катушка на , то практически ограничены в выборе парой японских брэндов, изготовленных в Малайзии, и парой брэндов американского происхождения, изготовленных в Китае. И все.

Пожалуй, только Шимано да Дайва в наших магазинах еще можно гарантированно использовать на щучьей рыбалке, остальное — голимый Китай.

Я не беру в расчет те непонятного назначения китайские катушки, которые заполонили собой рынок рыболовной продукции в последнее время.

Ведь если вы покупаете китайскую палку, то она четко позиционирована – эта , эта — для ловли на джиг, а эта – для дроп-шота.

А если вы покупаете катушку на спиннинг, то тут в среде китайских новобранцев полный хаос и неразбериха. Для чего эта катушка? Точно для ловли щуки? А может она для того, чтобы швырять ложки и ловить налима? А вот эта? Эта катушка на щуку? А по мне так она для того, чтобы отправлять кормушки, заправленные кашей на середину реки и сидеть, дожидаться поклевки жирного леща.

Ну, и вот скажите мне — куда я смогу использовать вот эту катушку? Как катушка на щуку она точно не пойдет.

Вот такая интересная ситуация. И чтобы разобраться с этими моментами, приходится для себя составлять список важных характеристик, которыми должна обладать катушка на щуку, чтобы выбрать изделие, подходящее именно для щучьей рыбалки. Потому что иногда китайский мульт с названием «PIKE HUNTER» вовсе для этой цели не подходит, что бы его название не обещало.

Щучья катушка на спиннинг – размеры

Здесь, вроде бы, должно быть все предельно ясно. Размер катушки на спиннинг для ловли щуки должен подбираться под размер самого трофея и под тест бланка, на который эта катушка будет ставиться.

  1. Предпочитаете ловлю на УЛ приманки – ваш размер катушки на спиннинг – 500-1000. Этот размер достаточно хорошо выдержит нагрузку при вываживании небольшого хищника и позволит корректно работать с минимальными весами приманок. Тест бланка, на который ставится катушка, при этом от 0 до 8 граммов (до13 граммов для микроджиговых бланков).
  2. Ловите шнурков и травянку до 1 кг весом и применяете воблеры и из «народного» диапазона 7-12 граммов – ваш размер катушки на спиннинг должен быть 1500 – 2500. такая катушка сможет хранить достаточное количество лески, и не будет утяжелять ваш бланк тестом 5-25 и 10-30 граммов.
  3. Ловите зубастых покрупнее, вес трофея до 5-7 кг – пожалуйте, ваша катушка на спиннинг должна быть размера 3000-3500. Ставится на бланк 10-30 и 15-45, а иногда и 15-60.
  4. Ну, а если вы рыболов – трофейщик и ловите мамок весом более 10 кг на , то вам положено иметь катушку размером от 4000 до 6000, и ставится такая красота на бланки 15-60, 20-80 и 20-120 граммов. Тяжело, неудобно, но при вываживании трофея не бывает лишней мощности бланка. Так же, как и резерва катушки на спиннинге, предназначенном для трофейной рыбы.

Или берите мультипликатор размеров 300-400, а то и 600 – вот уж где резервы так резервы.

Катушка для ловли щуки – количество подшипников

С количеством подшипников на катушки для ловли щуки, как обычно, ситуация хитрая.

С одной стороны, чем больше подшипников, тем лучше. И этим пользуются китайские производители, пихая везде, где надо и не надо, неимоверное количество шаров. Катушки с 12 шариковыми и 2 роликовыми подшипниками за 1000 рублей – это не кошмарный сон, это реалии рынка.

С другой стороны, подшипник подшипнику рознь. Можно ли сравнивать подшипник из высокопрочного сплава, изготовленный по технологии ARB, практически вечный, с подшипником из мягкого железа, который потеряет форму шара уже ? Конечно, нет.

А потому 1 качественный подшипник в катушке от известного производителя, пусть и с китайского завода компании, предпочтительнее, чем 10 подшипников в катушке, сделанной в сарае под Гуанчжоу.

Минимально, где должны быть подшипники в катушке на щуку, это:

  • 2 подшипника на оси рукоятки (не1 подшипник и муфта – это точно выработка и перекос).
  • 1 подшипник под шпулей.
  • 1 подшипник под роликом лесоукладывателя.
  • 1 роликовый подшипник на оси ротора.

Этого количества подшипников достаточно для катушки на спиннинг, который будет использоваться для ловли хорошей щуки.

Щучья катушка под плетенку

Не забываем, что при ловле щуки важно, чтобы ролик крутился ровно, без заеданий. При использовании плетеной лески надо предохранить ролик от пропилов. А значит, нам нужна специализированная катушка под плетенку. Чем отличается катушка под плетенку от любой другой?

У катушки под плетенку ролик изготовлен из очень твердого сплава и обычно сверху покрыт нитритом титана – сверхтвердым износостойким покрытием. Это позволяет эксплуатировать катушки под плетенку .

Плетеная леска волокнами захватывает эти примеси и мусор в воде и несет их при подмотке. Проходя через ролик лесоукладывателя, плетенка действует как ножовка по металлу, примеси и мусор превращают ее в абразивный шнур. Плетенка пропиливает ролик лесоукладывателя, изготовленный из мягкого металла.

В пропиле затем плетенка начинает застревать, что при вываживании хорошей щуки равносильно потере трофея.

Так что у специализированной катушки под плетенку с роликом, покрытым нитритом титана, в разы дольше срок службы, и нет вероятности схода трофея из-за обидного застревания плетенки в пропиленном ролике.


Чтобы новичку отправиться на щучью рыбалку, недостаточно одного лишь желания – нужны еще снасти для ловли щуки, пусть и самого... 28 января 2018

Подаваемая в цилиндры двигателя горючая смесь воспламеняется искрой, проскакивающей в нужный момент между электродами свечи. Столь мощный искровой разряд создается электрическим импульсом высокого напряжения. Чтобы понять, как это реализовано в автомобиле, стоит изучить конструкцию и принцип работы катушки зажигания, играющей в данном процессе главную роль.

Зачем нужна катушка?

Для своевременного и полного сжигания топливовоздушной смеси в цилиндре необходимо выдержать ряд условий:

  • мощность электрического разряда порядка 20 тыс. вольт;
  • подача импульса на свечу при достижении поршнем верхней точки с опережением 5° оборота коленчатого вала;
  • зазор между электродами – 0,8–1,0 мм.

За выполнение первого условия отвечает именно высоковольтная катушка. Общеизвестно, что напряжение бортовой сети транспортных средств составляет 12 В, на некоторых грузовиках (например, КаМАЗ) – 24 В. Подобные характеристики не подходят для уверенного искрообразования.

Чтобы создать мощную искру, пробивающую воздушную прослойку шириной 1 мм, низкое напряжение необходимо преобразовать и создать более высокий потенциал – около 20 кВ. Для этого служит высоковольтная катушка зажигания, которая работает в составе системы следующим образом:

  1. Когда поршень в одном из цилиндров приближается к верхней мертвой точке (ВМТ), завершается такт сжатия.
  2. Электронный блок управления, получающий информацию от датчика положения коленчатого вала, дает команду на искрообразование, отправляя сигнал размыкающему реле.
  3. В режиме ожидания катушка постоянно находится под напряжением бортовой сети – 12 В. Реле по команде контроллера размыкает данную цепь и питание обмотки прекращается.
  4. В момент разрыва элемент вырабатывает высоковольтный импульс, отправляемый по изолированным проводам к электродам соответствующей свечи.

Справка. Описанный алгоритм применяется на автомобилях с прошлого века. Тогда разрыв цепи питания обеспечивал кулачковый вал распределителя зажигания, размыкающий контакты механическим способом.

Отсюда становится понятно назначение катушки зажигания – образование кратковременного высоковольтного импульса, пользуясь низким напряжением от аккумуляторной батареи. Как это происходит внутри элемента, читайте в следующем разделе.

Конструкция и принцип действия

Устройство рассматриваемого элемента системы зажигания выглядит так:

  • металлический сердечник подключен к основному контакту, соединяемому с центральным электродом свечи зажигания посредством высоковольтного провода;
  • вокруг сердечника выполнена вторичная обмотка, состоящая из большого числа витков тонкого медного проводника с изоляцией;
  • поверх вторичной обмотки предусмотрен слой диэлектрика и небольшое количество витков толстой медной проволоки – первичная обмотка;
  • сердечник с обмотками помещен внутрь герметичного пластикового корпуса, наполненного трансформаторным маслом;
  • обмотки подключены по последовательной схеме, 2 соединенных конца выведены на одну внешнюю клемму, два других – на отдельные контакты.

Примечание. Характеристики обмоток – толщина провода и количество витков отличаются в зависимости от марки и модели авто. Число витков первичной обмотки редко превышает 150, вторичной – 30 тыс.

К центральной клемме катушки присоединен высоковольтный провод, идущий к распределителю зажигания либо прямо на свечу. Оставшиеся контакты подключаются к минусовой клемме аккумулятора (массе) и плюсовому проводу цепи низкого напряжения.

Принцип действия повышающей катушки основан на эффекте электромагнитной индукции – создании постоянного поля вокруг сердечника. Как искрообразование реализовано на практике:

  1. К первичной обмотке после включения зажигания подводится напряжение 12 В от аккумулятора. Возникает электромагнитное поле, усиливаемое железным сердечником.
  2. Когда стартер проворачивает коленчатый вал и какой-либо поршень доходит до ВМТ, электроника посредством реле разрывает низковольтную цепь питания.
  3. Разрыв цепи провоцирует образование кратковременного импульса внутри второй многовитковой обмотки. В этот момент напряжение на катушке зажигания достигает 20 тыс. вольт и более.
  4. Ток передается на свечу, проскакивает искровой разряд и топливная смесь поджигается. Двигатель заводится.

После запуска двигателя первая обмотка питается от генератора, а вторичная непрерывно вырабатывает новые импульсы, поочередно направляемые распределителем к свечам всех цилиндров.

Виды высоковольтных элементов

Выше представлено описание простой конструкции повышающего напряжение трансформатора, обеспечивающего разрядами все цилиндры двигателя. Куда направить каждую последующую искру, определяет трамблер, он же – главный распределитель зажигания.

В современных моторах, управляемых электроникой, трамблеры не ставятся и применяются другие разновидности катушек:

  • с двумя контактами высокого напряжения;
  • индивидуальные.

Первый тип внешне напоминает обычный трансформатор со стальным сердечником, собранном из Ш-образных пластин. Функциональное отличие – подача импульса одновременно на 2 клеммы, подключенные к свечам двух цилиндров. Поскольку такты сжатия в них происходят в разные моменты, устройство создает искру на электродах обеих свечей. В одной камере происходит воспламенение, в другой разряд проскакивает вхолостую.

На четырехцилиндровый силовой агрегат ставится 2 двухвыводных трансформатора, образующих так называемый модуль зажигания. На многих марках автомобилей он представляет собой единую деталь, куда подключены все провода низкого и высокого напряжения.

Справка. Существует и другая схема подключения – на каждую свечу отдельный двухвыводной трансформатор, присоединенный одним изолированным проводом.

Устройство катушки зажигания индивидуального типа в корне отличается от предыдущих конструкций:

  • первичная и вторичная обмотка поменялись местами – вторая находится сверху;
  • габариты устройства существенно уменьшились;
  • мини-катушка устанавливается прямо на центральный контакт свечи;
  • высоковольтные провода отсутствуют.

Количество индивидуальных трансформаторов зависит от числа цилиндров силового агрегата – на каждую свечу ставится отдельная катушка. Преимущество данного устройства – отсутствие потерь и пробоев на участке от источника импульсов до свечных электродов, то бишь, – на бронепроводе. Второе достоинство – снижение стоимости ремонта: заменить один малый трансформатор дешевле и проще, чем весь модуль зажигания.

Принцип работы индивидуальных элементов остается неизменным – разрыв низковольтной цепи создает в многовитковой обмотке скачок напряжения, сразу передаваемый на электроды свечи зажигания. Для защиты от перегрузок в цепь включен полупроводниковый диод.

О неисправностях и способах устранения

Модули зажигания можно смело отнести к деталям длительного использования. При правильной эксплуатации минимальный ресурс элемента составляет 100 тыс. км пробега машины. Нередко повышающий трансформатор работает в течение всего срока службы транспортного средства.

В процессе эксплуатации катушки необходимо помнить о следующих моментах:

  1. Причиной преждевременной поломки элемента часто становится длительный перегрев.
  2. С годами свойства изоляционных материалов внутри обмоток ухудшаются. Повышается вероятность межвиткового замыкания, ведущего к перегреву и перегоранию проводников.
  3. В силу особенностей конструкции высоковольтная катушкане подлежит ремонту и восстановлению. Некоторые модели можно разобрать и попытаться устранить обрыв или замыкание, но практика показывает, что надежнее и дешевле поставить новую запчасть.
  4. Для нормальной работы элемента и стабильного искрообразования нужно обеспечить минимальное напряжение бортовой сети 11,5 вольт. Если из-за неисправности генератора либо разрядки аккумуляторной батареи вольтаж не достигает нормы, износ трансформатора ускоряется.
  5. По той же причине уменьшается мощность искрового разряда на электродах свечей, рабочая смесь воспламеняется и сгорает хуже.
  6. Пробой изоляции или обрыв высоковольтных проводов, вызывающий искрение на кузов машины, сокращает срок службы катушки. Если игнорировать неполадку в течение длительного времени, она придет в негодность.
  7. Мини-катушки индивидуального типа иногда выходят из строя из-за вибрации силового агрегата. Причина – внутренний обрыв проводников.

За модулем зажигания необходимо следить, чтобы из-за неисправностей двигателя на корпус устройства не попадало горячее масло либо охлаждающая жидкость. Не держите долго включенное зажигание – при этом греется обмотка катушки и разряжается аккумулятор.

Б олее чем полвека эволюции карбюраторных бензиновых моторов с контактной системой зажигания катушка (или как ее часто называли шоферы прошлых лет – «бобина») практически не меняла конструкцию и облик, представляя собой высоковольтный трансформатор в металлическом герметичном стакане, заполненном трансформаторным маслом для улучшения изоляции между витками обмоток и охлаждения.

Неотъемлемым партнером катушки был трамблер – механический коммутатор низкого напряжения и распределитель высокого. Искра должна была появляться в соответствующих цилиндрах в конце такта сжатия топливовоздушной смеси – строго в определенный момент. Трамблер осуществлял и зарождение искры, и синхронизацию ее с тактами работы мотора, и распределение по свечам.

Классическая маслонаполненная катушка зажигания - «бобина» (что по-французски и означало «катушка») - была чрезвычайно надежна. От механических воздействий ее защищал стальной стакан корпуса, от перегрева – эффективный теплоотвод через заполняющее стакан масло. Однако согласно малоцензурному в оригинальном варианте стишку «Дело было не в бобине – идиот сидел в кабине…», получается, что надежная бобина таки порой подводила, даже если даже водитель не такой уж идиот…

Если посмотреть на схему контактной системы зажигания, то можно обнаружить, что заглушенный мотор мог останавливаться в любом положении коленвала, как с замкнутыми контактами прерывателя низкого напряжения в трамблере, так и с разомкнутыми. Если при предыдущем глушении мотор остановился в положении коленвала, в котором кулачок трамблера замыкал контакты прерывателя, подающего низкое напряжение на первичную обмотку катушки зажигания, то когда водитель по какой-то причине включал зажигание, не запуская мотор, и оставлял ключ в таком положении надолго, первичная обмотка катушки могла перегреться и сгореть… Ибо через нее начинал проходить постоянный ток в 8-10 ампер вместо прерывистого импульсного.

Официально катушка классического маслонаполненного типа неремонтопригодна: после сгорания обмотки она отправлялась в утиль. Однако когда-то давно на автобазах электрики умудрялись ремонтировать бобины – развальцовывали корпус, сливали масло, перематывали обмотки и собирали заново… Да, были времена!

И лишь после массового внедрения бесконтактного зажигания, при котором контакты трамблера сменились на электронные коммутаторы, проблема сгорания катушек почти исчезла. В большинстве коммутаторов было предусмотрено автоматическое отключение тока через катушку зажигания на включённом зажигании, но не запущенном двигателе. Иными словами, после включения зажигания начинался отсчет небольшого временного интервала, и если водитель за это время не заводил мотор, коммутатор автоматически выключался, защищая и катушку, и самого себя от перегрева.

Сухие катушки

Следующим этапом развития классической катушки зажигания стал отказ от маслонаполненного корпуса. «Мокрые» катушки сменились на «сухие». Конструктивно это была практически та же самая катушка, но без металлического корпуса и масла, покрытая сверху слоем эпоксидного компаунда для защиты от пыли и влаги. Работала она совместно с тем же самым трамблером, и часто в продаже можно было встретить и старые «мокрые» катушки, и новые «сухие» на одну и ту же модель авто. Они были полностью взаимозаменяемыми, соответствовали даже «уши» креплений.

Для рядового автовладельца в изменении технологии с «мокрой» на «сухую» не было, по сути, никаких преимуществ или недостатков. Если последняя, конечно, была изготовлена качественно. «Профит» получали только производители, поскольку изготовить «сухую» катушку несколько проще и дешевле. Однако если «сухие» катушки иностранных производителей автомобилей изначально продумывались и изготавливались достаточно тщательно и служили почти столько же, сколько и «мокрые», советские и российские «сухие» бобины снискали дурную славу, поскольку имели массу проблем с качеством и выходили из строя достаточно часто без каких-либо причин.

Так или иначе, сегодня «мокрые» катушки зажигания полностью уступили место «сухим», а качество последних даже отечественного производства практически не вызывает нареканий.


Были и катушки-гибриды: обычную «сухую» катушку и обычный коммутатор бесконтактного зажигания иногда объединяли в единый модуль. Такие конструкции встречались, к примеру, на моновпрысковых Фордах, Ауди и ряде других. С одной стороны, это выглядело в некоторой степени технологично, с другой – снижалась надежность и увеличивалась цена. Ведь два изрядно нагревающихся узла объединили в один, тогда как по отдельности они и охлаждались лучше, и при выходе из строя того или иного замена обходилась дешевле…

Ах да, еще в копилку специфических гибридов: на стареньких Тойотах нередко встречался вариант катушки, интегрированной прямо в распределитель трамблера! Интегрировалась она, конечно, не намертво, и при выходе из строя «бобину» можно было без труда снять и приобрести отдельно.

Модуль зажигания – отказ от трамблера

Заметная эволюция в катушечном мире произошла в период развития инжекторных моторов. Первые инжекторы имели в своем составе «частичный трамблер» – низковольтную цепь катушки уже коммутировал электронный блок управления двигателем, а вот искру по цилиндрам по-прежнему раздавал классический бегунковый распределитель, приводимый во вращение от распредвала. От этого механического узла стало возможным полностью отказаться, применив комбинированную катушку, в общем корпусе которой скрывались отдельные катушки в количестве, соответствующем числу цилиндров. Такие узлы стали называть «модулями зажигания».

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) содержал в себе 4 транзисторных ключа, которые поочередно подавали 12 вольт на первичные обмотки всех четырех катушек модуля зажигания, а те в свою очередь отправляли искровой импульс высокого напряжения каждая на свою свечу. Еще чаще встречаются упрощенные варианты комбинированных катушек, более технологичные и дешевые в производстве. В них в одном корпусе модуля зажигания четырёхцилиндрового мотора помещается не четыре катушки, а две, но работающие, тем не менее, на четыре свечи. В такой схеме искра на свечи подается попарно – то есть, на одну свечу из пары она приходит в нужный для воспламенения смеси момент, а на другую – вхолостую, в момент выпуска отработавших газов из этого цилиндра.

Следующим этапом развития комбинированных катушек стал перенос электронных коммутирующих ключей (транзисторов) из блока управления двигателем в корпус модуля зажигания. Вынос мощных и греющихся при работе транзисторов «на волю» улучшил температурный режим ЭБУ, а при выходе из строя какого-либо электронного ключа-коммутатора достаточно было заменить катушку, а не менять или паять сложный и дорогущий блок управления. В котором ещё часто прописаны индивидуальные для каждого авто пароли иммобилайзера и тому подобная информация.

Каждому цилиндру – по катушке!

Еще одно типичное для современных бензиновых автомобилей решение в сфере зажигания, существующее параллельно с модульными катушками, – это индивидуальные катушки для каждого цилиндра, которые устанавливаются в свечной колодец и контактируют со свечой непосредственно, без высоковольтного провода.

Первые «персональные катушки» были именно катушками, но потом в них переехала и коммутационная электроника – так же, как это произошло и с модулями зажигания. Из плюсов такого форм-фактора – отказ от высоковольтных проводов, а также возможность замены при выходе из строя только одной катушки, а не целого модуля.

Правда, стоит сказать, что в этом формате (катушки без высоковольтных проводов, монтируемые на свечу) существуют и катушки в виде единого блока, объединенные общим основанием. Такие, к примеру, любят использовать GM и PSA. Вот это воистину кошмарное техническое решение: катушки вроде бы отдельные, но при выходе из строя одной «бобины» приходится менять в сборе крупный и очень дорогой блок…

К чему мы пришли?

Классическая маслонаполненная бобина была одним из самых надежных и неубиваемых узлов в карбюраторном и ранних инжекторных автомобилях. Внезапный выход ее из строя считался редкостью. Правда, ее надежность, к сожалению, «компенсировал» неотъемлемый напарник – трамблер, а позже – и электронный коммутатор (последнее, правда, относилось только к отечественным изделиям). Пришедшие на смену «масляным» «сухие» катушки по надежности были сопоставимы, но все же несколько чаще выходили из строя без видимых причин.

Инжекторная эволюция заставила избавиться от трамблера. Так появились разнообразные конструкции, не нуждавшиеся в механическом высоковольтном распределителе – модули и отдельные катушки по числу цилиндров. Надежность таких конструкций еще более снизилась в связи с усложнением и миниатюризацией их "потрохов", а также крайне тяжелыми условиями их работы. Через несколько лет работы с постоянным нагревом от двигателя, на котором катушки были смонтированы, на защитном слое компаунда образовывались трещины, через них влага и масло попадали на высоковольтную обмотку, вызывая пробои внутри обмоток и пропуски зажигания. У отдельных катушек, которые установлены в свечных колодцах, условия работы еще более адские. Также не любят нежные современные катушки мойку моторного отсека и увеличенный зазор в электродах свечей зажигания, образующийся в результате длительной работы последних. Искра всегда ищет наиболее короткий путь, и нередко находит его внутри обмотки бобины.

В итоге на сегодняшний день наиболее надежной и правильной конструкцией из существующих и применяемых можно назвать модуль зажигания со встроенной коммутирующей электроникой, установленный на двигателе с воздушным зазором и соединенный со свечами высоковольтными проводами. Менее надежны раздельные катушки, установленные в свечных колодцах головки блока, и совсем неудачно, с моей точки зрения, решение в виде объединенных катушек на единой рампе.

Катушка для спиннинга — это обязательный атрибут, без которого спиннинговая снасть не будет функционировать. Выбор катушки сильно зависит от способа ловли и от вашего удилища. Так, например тяжелые катушки с большим запасом вместительности лески не годятся для ловли на ультралайт приманки, а легкие катушки не способны успешно справляться со своими задачами на тяжелый джиг.

Эта статья расскажет вам о том, какой тип спиннинговой катушки купить, какие модели предпочтительны, а также вы узнаете — на какие параметры стоит обращать внимание при выборе катушки.

Безынерционная, инерционная или мультипликаторная?

Инерционные катушки при забросе не перестают вращаться даже после того, как приманка перестала сматывать леску с катушки и достигла места заброса. Рыболову необходимо остановить катушку, чтобы не образовалась «борода» из излишне спущенной лески в один пучок. Такие катушки были особо популярны до прихода безынерционных, сейчас же имеют очень узкую распространенность ввиду своей специфичности и сложности в обращении.

Безынерционные спиннинговые катушки имеют более удобный функционал, а в арсенале этого вида катушек есть как и легкие модели, так и те, которые справятся с высокими нагрузками и работой с прочными толстыми лесками.

Безынерционная катушка Ryobi Excia


Перед забросом рыболов откидывает шпулю катушки зажимая леску пальцем, чтобы не дать ей сматываться, размахнувшись и сделав заброс — отпускает палец и леска спокойно сходит с катушки в след за летящей в нужное вам место приманкой. После того, как приманка достигнет своей цели, леска перестает сматываться, лесоукладыватель опускается и рыболов может приступать к сматыванию лески на шпулю путем вращения рукояти.

Безынерционки являются универсальными катушками для спиннинга и безусловно приоритетным выбором для человека впервые желающего попробовать этот захватывающий способ ловли.

Мультипликаторные катушки для спиннинга, как правило, более мощные, чем безынерционные и призваны помочь рыболову в ловле на тяжелые приманки, а также для сверхдальнего заброса. За один оборот рукояти спиннингистом шпуля наматывается на 3.5 — 6.5 оборотов. Эта снасть ищет рыболовов действительно в ней нуждающихся, а для новичков для знакомства со спиннингом подойдет вариант безынерционной катушки.

Как выбрать безынерционную катушку

Выбор катушки зависит от нескольких параметров — 6 cамых важных параметров:

1. Плавность хода катушки. Очень важный параметр, так как от него зависит чувствительность приманки на другом конце лески, а также равномерность наматывания лески на шпулю. Неравномерно намотанная леска будет вызывать ощущения дерганности вашей приманки, а также неспособно дать забрасывать приманку на далекое расстояние.

2. Размер шпули напрямую зависит от вашего способа ловли и диаметра лески, которую вы собираетесь использовать. На каждой катушке можно встретить числа 1000, 2000, 3000 и т.д. Число 1000 означает, что данная катушка вместит в себя 100 метров лески диаметром 0.1, число 3000 вместит 100 метров лески диаметром 0.3, либо 200 метров лески диаметром 0.15. В зависимости от того, насколько крупную вы леску будете использовать и на какое расстояние собираетесь забрасывать приманку и зависит какой размер шпули выбрать.

3. Дужка лесоукладывателя. Откидывая дужку (во время заброса) мы даем возможность леске спокойно сходить со шпули, в момент же закрытия дужки — останавливаем сход лески. В этот момент важно, чтобы леска сразу попадала на специальный наматывающий ролик и ни за что не зацеплялась.

4. Фрикцион. Деталь спиннинговой безынерционной катушки позволяющая сплавлять леску во время борьбы с хищников для того, чтобы леска не порвалась. Во время сильных рывков или в случае если рыба действительно очень крупная — нужно давать ей сматывать леску с катушки (что происходит с характерным звуком фрикциона, треском).

Фрикцион бывает передним (винт настройки жесткости фрикциона расположен на шпуле), либо задним (расположен в задней части катушки). Следует отметить, что именно передний фрикцион является более чувствительным и способен работать на такой настройки жесткости, при которой задний фрикцион и вовсе не сработает и не «отдаст» леску хищнику, что чревато потерей снасти, лески, приманки, рыбы.

5. Вес катушки. С одной стороны легкость катушки это преимущество для рыболова, дающая большую маневренность действий и удобство. С другой стороны не следует экономить на материале внутренностей катушки. Они обязательно должны состоять из металлических деталей, что обязательно увеличит вес. Поэтому нужно искать золотую середину и знать, что вес катушки всё же второстепенен.

6. Ручки трех типов:

  • крепящиеся винтом
  • ввинчивающиеся
  • с заклепкой

Особых недостатков у указанных видов крепления нет, но если ручка крепится ввинчиванием или винтом — убедитесь, что резьба не слишком мелкая, так как она может легко сорваться, во время ввинчивания ручки.

Покупая популярные модели от доказавших свое качество делом производителей — вы гарантируете качество своей спиннинговой катушки.

Безынерционная катушка Ryobi Ecusima 6 — лучшая и самая недорогая катушка для начинающих рыболовов. Рекомендуем.


Как подобрать катушку к спиннингу

Удилища длиной в 2.7-3.5 метров явно предназначены для ловли с берега и скорее всего для ловли средних и тяжелых приманок. К такому спиннингу нужно подбирать катушку по размеру, в первую очередь обращая внимание на объем шпули (от 2500).

Удилища же для легких приманок обычно выполнены в легком стиле и имеют максимальную длину в 2.7 метра. К такому спиннингу в пору подобрать легкую катушку. В ловле на ультралайт и лайт приманки используют тонкую леску, стало быть и объем шпули должен быть максимум в 1500-2000.

Лучшие модели безынерционных катушек

Ознакомьтесь с моделями и ценами на лучшие катушки для спиннинга фирм Shimano, Daiwa, Ryobi.

Лучшие катушки для спиннинга Shimano. Модельный ряд отличается большим разнообразием и ценовым разбросом.

  • Shimano Exage — популярная катушка начального класса, низкая стоимость за достойное качество;
  • Shimano Catana — также дешевая брендовая модель, которая обойдется вам в менее чем 50$ от фирмы Shimano;
  • Shimano Twin Power — высококлассная катушка стоимостью от 12 000 руб;
  • Shimano Ultegra — многоразмерная модель, размер шпули от 1000 до 6000; Средняя цена: 5000 рублей;
  • Shimano Nexave — модель начального класса стоимостью менее 2000 рублей;
  • Shimano Biomaster — катушка среднего класса с ценой в 7000 рублей;
  • Shimano Nasci — катушка начального уровня. Цена 3800 рублей.

Спиннинговые катушки Daiwa. Жирным выделены самые популярные модели, но все из перечисленных моделей заслуживают внимания и обладают высоким качеством.

  • Daiwa Regal — безынерционная катушка начального уровня стоимостью в 1500 рублей;
  • Daiwa Exceler — многоразмерная катушка доказавшая свое качество временем;
  • Daiwa Crossfire — катушка начального уровня стоимостью до 1900 рублей;
  • Daiwa Certate — высококлассная катушка стоимостью от 17000 рублей.

Ryoby спиннинговые катушки менее известны чем два предыдущих бренда, но тем не менее доказали свою состоятельность в руках большого количества рыболовов. Перед вами рейтинг лучших спиннинговых катушек Ryobi.

Ryobi Excia — самая популярная бюджетная катушка данной фирмы, а более классовые Zauber и Ecusima дышат ей в спину. Цены второй и третьей катушки значительно выгоднее других соразмерных по качеству и комплектации катушек конкурирующих фирм.

Выбор лески для спиннинга

Выбрав безынерционную катушку встает вопрос, какую леску использовать: монолеску или плетенку (плетеный шнур) ?

Монолеска

  • дешевизна — стоимость монолески значительно ниже плетенки
  • универсальность — подходит в случаях, где лучше использовать плетенку, а вот плетенка не всегда уместна в случаях, где нужна именно мононить
  • растягивается — леска растягивается во время проводки, следовательно как проводка, так и поклевка не так хорошо чувствуются
  • прочность ниже чем у плетенки

  • высокая прочность
  • не растягивается
  • дороже , чем монолеска

Вывод: для новичка вполне подойдет мононить, она достаточно крепка, чтобы выдерживать крупную рыбу, тем более 90% от исхода вашего поединка с рыбой зависит именно от умений вываживания, а не от прочности лески.

Но, попробовать в деле плетеный шнур тоже обязательно нужно. Используя плетенку вы улучшите чувствительность вашей приманки во время проводки.

Ультралайт катушки

Выбирать катушку для ультралайт спиннинга необходимо по следующим критериям:

  1. Размер шпули должен быть не очень большим: 1000, 1500, 2000 — это позволит эффективно забрасывать легкие приманки на тонкой леске, более большие шпули будут иметь слишком широкие края.
  2. Наличие переднего фрикциона. Задний фрикцион менее чувствителен, а в деликатной ультралайт снасти чувствительность фрикциона очень важна. Иначе можно легко лишиться снасти.

Покупать спиннинговые катушки лучше проверенных брендов: Shimano, Daiwa, Ryobi (или других популярных). Так вы обезопасите себя от некачественной сборки и ненадежных деталей вашей катушки.

Безынерционная катушка — в подавляющей большинстве случаев лучший выбор для начинающего спиннингиста.

Выбирать катушку необходимо принимая во внимание следующие основные параметры:

  1. плавность хода и чистота намотки;
  2. передний или задний фрикцион;
  3. размер шпули: 1000, 1500, 2000, 2500 и т.д;
  4. вес катушки и материал деталей (желательно, чтобы они были металлические), а общий вес минимизирован.

Для начала вам подойдет леска-мононить, затем можете попробовать плетенку, чтобы оценить разницу и достоинства обоих типов лесок.