Как выбрать горные лыжи — руководство по подбору лыж для гор. Характеристики горных лыж Какой радиус лыж нужен для спортшколы

Конечно радиус поворота определяется не лыжей, а лыжником 🙂 Тем не менее у лыжи должна быть своя «любимая дуга», по которой она идет как по рельсам. Кривизна дуги меняется углом закантовки. Что особенно приятно, лыжник для вырезания «любимой дуги» лыжам вообще не нужен (его можно заменить грузом). А если желание лыжника идти по дуге совпадет с возможностями лыж резать именно такую дугу, то наверное получится совершенный карвинг. В этой заметке рассмотрю как связаны радиус бокового выреза лыжи и радиус поворота для лыж Atomic Redster FIS SL 165 cm (2016).

Напомню, что рассматриваются такие лыжи типа «клубный цех».

На «топшите» написаны геометрические параметры: длина 165 см, Радиус 12.5 м, ширина носка 117.5 мм, талии — 65.5 мм, пятки — 101.5 мм.

Несколько слов о математических преобразованиях. Сначала форму бокового выреза (рабочий участок) нужно чуть развернуть, чтобы ширина носка и пятки совпадала, а нулевую отметку нужно расположить на самом узком месте лыжи. Затем форму можно закантовывать. Для получения «следа на снегу» нужно полученную таким образом координату бокового выреза поделить на косинус угла закантовки. Для прогиба — умножить на тангенс. Но в этой заметке расчет прогиба не используется. Далее нужно получить координату «Х» из предположения того, что длина канта при закантовке не изменяется (то есть носок и пятка чуть сближаются). Для этого нужно вычислить из рассмотрения треугольников изменения проекции «Х» на каждом шаге измерений (он у меня через 1 см) и скорректировать это изменение длины от середины лыжи к краям суммой с «накоплением». Ну и потом развернуть полученную кривую обратно 🙂

Если исходить из того, что форма бокового выреза укладывается в окружность, то какая получится форма следа после закантовки — мне моего воображения не хватает 🙂 Поэтому для «калибровки» построил по трем точкам (на краях и в середине) дополнительную окружность, и нарисовал ее на форме следа. Вот результат:

Видно, что такое преобразование дает идеально круглый в масштабе графика след, то есть вполне можно говорить о радиусе поворота. Отмечу, что на углах больше 80 градусов попадание окружности в след ухудшается. Величина этого радиуса оказывается довольно сильно привязана к радиусу бокового выреза (равен 12.3 м).

Видно, что закантовка до угла 45 градусов соответствуют изменению радиуса поворота от «исходного» 12.3 м до 8.7 м, а это с точки зрения траектории на коротких слаломных поворотах примерно одно и то же. При экстремальном угле 60 градусов радиус поворота равен 6.1 м, а это тоже не очень похоже на то, что происходит на слаломной трассе.

Маттиас Харгин, 2017. Фото из его блога

Около вешки лыжи визуально идут как бы «вокруг лыжника», что соответствует радиусу поворота менее двух метров. Это — область закантовок от 80 до 90 градусов! Но можно ли вообще говорить о резаном ведении дуги на таких углах?

Обзор экспериментов по измерению закантовки и радиуса поворота

К сожалению ответ на этот вопрос вообще не очень приятный. Резаного ведения дуги на трассе слалома нет вообще, а угол закантовки лыж не сильно зависит от того, что «хотела бы» лыжа со своей формой бокового выреза. Да и вообще, 20 лет назад тоже могли сильно кантовать лыжи с совсем другим боковым вырезом. Мне бы не хотелось самому погружаться в такие рассуждения. Для этого в сети есть научные работы. На спортсмене и лыжах размещаются датчики, проход по трассе фиксируется несколькими камерами, анализируется форма следа и вырезанная канавка. Статьи пишут о разном, но один из выводов который касается этой заметки одинаковый: едет лыжник, а не лыжа, угол закантовки зависит от поворота, который ему нужно сделать, от техники, от скорости, от покрытия… Про боковой вырез лыжи вспоминают редко 🙂

Приведу рисунок с выборочными экспериментальными данными.

Вверху нарисованы фазы поворота, снятые с реального спортсмена. На графиках данные по углам закантовки и степени дрифта (угол несовпадения лыжи направлению движения). Данные для трех лыж с разными радиусами, авторы считают, что кривые примерно совпадают. Привел рисунок для того, чтобы показать, что закантовка лыж совсем не связана с резаным ведением дуги. Приведу также графики закантовки и реального радиуса поворота, который до вешки идет с явным дрифтом, а после вешки можно сказать что с незначительным. Видно, что радиус поворота согласуется с закантовкой (сильнее закантовал — круче повернул), но слабо зависит от радиуса бокового выреза лыжи.

В общем-то ничего нового в том, что едет лыжник, а не лыжа нет 🙂 Но тема заметки — посмотреть как «хочет» ехать лыжа. Для этого нужно понять на каких углах закантовки она может резать дугу. Четкого ответа нет. Поэтому придется полагаться на то, что вижу. На основе моих наблюдений за свободными спусками по пологой горке и покрытию типа «утренний мягкий лед» резаные дуги на всем протяжении поворота возможны на углах закантовки до 45 градусов. Соответствующий расчетный радиус поворота, равный 8.7 метра примерно соответствует наблюдаемому. Утверждать этого конечно не могу, просто имею в виду 🙂

Радиус поворота в трассе, расчеты

Теперь перейду к постановке трассы. В этом сезоне (2017) мы ставили 9.5 метров (или чуть меньше, чем «6 лыж «, лыжа по прямой 1.64 м) между воротами. Посмотрю, какой должен быть «развод» трассы, чтобы лыжи могли ее пройти 🙂 При ширине коридора трассы 3 метра, минимальный радиус двух сопряженных дуг (см. рисунок слева) равен 7.5 метра, что соответствует углу закантовки 52.5 градусов. В принципе считается, что такая траектория не самая быстрая, ее лучше чуть «приподнять», так чтобы подходить к вешке чуть более поперек склона, а не прямо вниз как на рисунке. Это приведет к увеличение радиуса и увеличению ширины коридора траектории. Но здесь этим заниматься не буду.

Математически коридор (W ) может меняться от нуля (радиус равен бесконечности) до расстояния между воротами (L ). В диапазоне ширины коридора траектория может быть описана сопряженными окружностями. Этот предел соответствует углу в 45 градусов между прямой соединяющей ворота и направлением вниз. В нашем случае такая ширина составляет 6.7 метра, соответствующий радиус равен 3.4 метра, что соответствует углу закантовки 74 градуса. Общая формула радиуса траектории в этом диапазоне такая: . Поскольку у лыжи есть максимальный радиус, равный 12.3 метра, то это накладывает ограничение на минимальный развод трассы, равный 1.84 метра (соответствующий угол закантовки «равен» нулю 🙂 То есть, если коридор трассы меньше, чем 1.84 метра, то в траекторию нужно вставлять прямой вертикальный участок. А если коридор трассы больше, чем 6.7 метра, то в траекторию нужно вставлять прямой горизонтальный участок, а радиус поворота на круглых частях траектории должен быть равен половине составляющей по склону вниз расстояния между воротами .

В диапазоне ширины коридора трассы от 1.84 до 6.7 метра расчетные радиусы траектории и соответствующие им углы закантовки выглядят так:

К сожалению, при постановке трасс в прошедшем сезоне (2017) расстояние между воротами отсчитывал лыжами строго, а поперечный «развод» ставил «на глазок». Поэтому точно сказать про ширину коридора наших трасс не могу. Больше так не буду 🙂

Виталий Сизов ставит трассу. Фото — Сергей Ежов Виталий Сизов

Обратился к Виталию Сизову, он ставит ширину коридора трассы строго, измеряет лыжами. Ставит вешку, потом следующую, потом от этой вешки сдвигается по горизонтали, пока не окажется точно под верхней вешкой. И считает лыжами. Не для каждой вешки, но для проверки. Виталий сообщил такие параметры: «Если расстояние между вешками – 6 лыж, то расстояние по горизонтали – 1.5 лыжи — открыто, 2 лыжи — нормально, 2.5 лыжи – закрыто».

Если перевести это в ширину коридора в метрах и в соответствующий расчетный угол закантовки, то получается так:

  • «Открыто», ширина = 2.5 метра, радиус поворота = 9.0 м, угол закантовки = 43 градуса;
  • «Нормально», ширина трассы = 3.3 метра, радиус поворота = 6.8 метр, угол закантовки = 56 градусов;
  • «Закрыто», ширина трассы = 4.1 метра, радиус поворота = 5.5 метров, угол закантовки = 63 градуса.
Александр Мистрюков

Александр Мистрюков сообщил, что ставит «на глаз», на крутом склоне примерно 5 метров (R = 4.5 м, угол = 68.5 град).

В общем, получается, что для «прорезания» слаломной трассы нужно владеть ведением лыж с углом закантовки примерно 60 градусов. Нужно еще учесть, что в расчетах перекантовка происходит мгновенно. На самом деле конечно такого нет, наверное в частности поэтому форма дуги в трассе не окружность, а «запятая», а кантовать нужно больше. Но и траектория чуть большего радиуса, поскольку «шире и выше». Поэтому скорее всего в целом расчетный угол закантовки и реальный примерно совпадают.

Угол закантовки 45 градусов, о котором упоминал выше как типичный для резаной дуги в свободном катании — вообще «ни о чём». Это соответствует коридору трассы всего 2.6 метра. Причем обидно, что если совсем не кантовать лыжи, то коридор трассы 1.84 метра. То есть всего 76 см дополнительной ширины между вешками соответствуют переходу от плоского ведения лыж, до угла 45 градусов. Получается, что умение кантовать лыжи до угла 45 градусов мало чем отличается от совсем не умения их кантовать 🙁

Учитывалась только геометрия. Крутизна склона, перегрузки, сцепление с склоном в расчет не принимались. Тем не менее, действительно, слаломные лыжи могут «сами» пройти слаломную трассу 🙂 Надо только уметь мощно их кантовать и не «сходить с рельсов».

Вывод

У слаломных лыж действительно есть своя «любимая» дуга, на которой они могут прорезать типичную (в любительском понимании) слаломную трассу. Но без умения резать дуги с углами закантовки от 60 градусов к этой любимой дуге не приблизишься 🙂

В геометрии сноуборда существуют несколько стандартных характеристик, которые многие катающиеся знают, ну или догадываются об их значении. В-первую очередь-это: длина и ширина сноуборда, с этими понятиями все знакомы, но вот, что означает: эффективная длина канта, радиус бокового выреза, изгиб доски? Для того чтобы с этим разобраться и существует данная статья. Давайте начнём с самого начала.

Длина сноуборда.

Всё кажется просто - это расстояние от носка сноуборда до пятки,но... в зависимости от стилей катания, веса, уровня сноубордиста подбор доски производится немного по разному (подробнее о подборе борда мы расскажем в следующем разделе, пока же только технические данные). Короткими досками легче управлять при прыжках и поворотах (важно для фристайла), длинные же доски хороши для фрирайда и бэккатри. Обычно производитель указывает в тех. паспорте борда на какую длину снаряда расчитан тот или иной вес райдера.

Ширина сноуборда.

Обычно марка-производитель ссылается в описании на ширину талии (англ. Wais - самое узкое место доски). Чем шире сноуборд, тем лучше он будет держать "пухляк" и не зарываться, чем Уже, тем больше скорость разовьёт на подготовленной трассе. Так же у некоторых фирм существуют специальные "расширенные модели" для большелапых, к указанию ростовки просто добавляется буква "W", что означает - Wide.

Но наравне с этим существуют: ширина пятки(Tail) и ширина носка (Nose), иногда их показатели могут и отличаться друг от друга, чаще всего это бывает на досках для фрирайда, где носок более широкий для лучшего скольжения по целине. Доски же для фристайла более симметричны.

Эффективная длина канта.

Следующая важная характеристика.Это длина канта, которая касается склона при езде и выполнении поворотов, обычно сантиметров на 20-35 короче (в зависимости от ростовки), чем сам сноуборд. Крайне редко указывается изготовителями на самой доске, но порывшись в интернете можно и найти на оф. сайтах. Чем больше эффективная длина канта, тем большей устойчивостью и управляемостью обладает доска. А чем меньше, тем резче и короче можно выполнять повороты (дуги), такие доски лучше подходят для "пухляка".

Радиус бокового выреза, или изгиб (Sidecut Radius)

Ещё одной немаловажной характеристикой сноуборда является Это радиус воображаемой окружности, часть которой как раз и проходит через кант сноуборда (все вспомнили уроки геометрии в школе))). Более манёвренными являются доски с малым радиусом выреза, т.е. позволяют делать более резкие резанные повороты, идеально подходят для фристайла. Доски с большим радиусом позволяют делать широкие плавные повороты, более стабильны на высоких скоростях, больше подходят для фрирайда.

Раньше доски имели один боковой вырез, т.е. одинаковый радиус по всей длине, но теперь производители делают доски с несколькими радиусами, например:

Прогрессивный двух-радиусный вырез (два одинаковых радиуса в пятке и носке);

Прогрессивный мульти-радиусный вырез (два одинаковых радиуса на носке и пятке, в середине другой).

Это обусловлено тем, что при прохождении трассы или выполнении того или иного трюка райдер постоянно переносит вес по доске, на середину, на нос или на пятку. Поэтому в нужный момент начинает работать нужный изгиб, что позволяет более чётко входить в поворот или более точно приземлять доску на трюке.

Теперь пару слов о форме доски. Не знали, что доски бывают разной формы?))

Directional -это когда у Вашей доски нос длиннее пятки, и, как правило, мягче. На таких хорошо катать по "пухляку", они не зароются в снег и обеспечат надёжное "всплытие". Также более стабильны на высоких скоростях.

Directional Twin -абсолютно симметричный борд, но хвост жёстче носа. Подойдет для тех, кто любит покататься и в своей и в "не своей" стойке, особенно для любителей "халф-пайпа". В целом универсальная доска, за счёт сдвига креплений вперёд или назад по доске можно покатать на ней и по "пухляку" и по подготовленной трассе.

Twin-Tip - абсолютно симметричный борд. Носок и пятка одинаковой жёсткости, формы, ширины. Идеален для парка и халф-пайпа, потому что именно в этих видах катания райдер чаще всего ездит в обеих стойках. Такая форма доски появилась значительно позже, в начале 90ых-в эпоху развития парков, трюках на рейлах и прочих технических элементов фристайла.

Ну что же...и этот раздел мы осилили)) и переходим теперь непосредственно к подбору сноуборда.

При взгляде на горные лыжи в коллекциях популярных брендов глаза буквально разбегаются: минимум три десятка моделей только для взрослых. Подобрать «свою» пару горных лыж бывает непросто даже опытному горнолыжнику, что уж говорить про начинающего. Найти среди всего многообразия «свои лыжи» или хотя бы сократить число вариантов помогут основные характеристики горных лыж, которые каждый производитель публикует и на сайте, и в каталоге.

Как подобрать горные лыжи по характеристикам

Радиус горных лыж

Радиус горных лыж или точнее - радиус бокового выреза, просто «радиус», а иногда можно встретить и «радиус дуги», измеряется в метрах. Характеристика, которая определяет то, насколько крутыми будут повороты, которые проще всего выполнять на такой лыже. Чем меньше радиус выреза (11…13 м), тем сильнее лыжа настроена на частые и быстрые повороты, чем этот параметр больше (17… м), тем такая лыжа будет более склонна к плавным поворотам. Безусловно, опытный лыжник и лыжу с большим радиусом сможет «загнать» в короткую дугу, и на лыжах с большим вырезом - то есть с малым радиусом выреза, проедет длинной дугой. Но сил и умения для этого потребуется несколько больше. А значит, и удовольствие от катания будет несколько меньше.

Это не самая важная из характеристик при выборе. Чем лыжа легче - тем она легче управляется, но при этом она будет менее стабильно идти в заданном лыжником направлении, ее легче сбить с курса. Для начинающих это полезно - ведь скорость катания еще невысокая, а на лыжах, которыми легко управлять, быстрее учишься. С ростом опыта растёт и скорость катания, требуются все более стабильные горные лыжи с предсказуемым поведением и на неровном снегу - и лыжи становятся немного тяжелее. Женские горные лыжи короче и легче, на них установлены более легкие крепления, так что их вес в районе 4,5 - 5,5 кг/пара, мужские длиннее, мощнее и тяжелее, их вес от 5 до 7 кг, можно встретить и более тяжелые модели, особенно для скоростного фрирайда.

Ширина горных лыж

Ширина горных лыж измеряется в миллиметрах. Ширина талии горных лыж - одна из ключевых характеристик, которая определяет вездеходные качества лыж. Ширина талии до 73 мм характерна для моделей для катания по подготовленным склонам. Чем уже талия, тем быстрее лыжа может переходить из поворота в поворот, менять направление скольжения на жестком склоне. Ширина талии в диапазоне от 73…75 мм до 85…90 мм - наиболее универсальные модели (all-mountain ) для катания и по подготовленным склонам, и по разбитому снегу, и по неглубокой целине. Чем шире талия, тем лучше лыжа плывет по глубокому снегу. Соответственно, горные лыжи с талией шире 90 мм выбирают те, кто на подготовленных склонах кататься почти не планирует.

Геометрия горных лыж

Геометрия горных лыж приводится в каталогах в виде цифр, например 120/73/103 мм, рядом указывается длина лыж - ростовка, для которой приведена геометрия. Чем шире носок по отношению к ширине талии, тем лыжа охотнее начинает поворот. А чем уже пятка, тем проще лыжа переходит в соскальзывание. Другими словами, лыжа с геометрией 125/73/97 мм будет быстрее «нырять» в поворот, и «сбросить пятки» на таких лыжах будет легче, чем на лыжах с геометрией 120/73/103 мм.

Сброс пяток - жаргонное выражение. Это прием, который используется для остановки или изменения направления движения в случае неожиданно возникшего препятствия - например, упавшего перед вами лыжника. В этой ситуации самое естественное движение - поставить горные лыжи поперек склона, для чего усилием ног лыжи отпускаются в проскальзывание - начинают скользить вбок, причем пятки лыж скользят сильнее, чем носки.

Жесткость горных лыж

Жесткость лыж не нормируется в каких-то единицах, и сравнить две модели по жесткости можно только своими руками. В общем случае можно сказать, что в рамках одной и той же линии лыж модели для более опытных лыжников жестче, а вот сравнить с моделями других производителей уже придется или «вручную», или, изучив конструкцию лыж - сколько слоев металла в каждой из них, из чего сделан сердечник и так далее. Чем больше слоев металла, тем лыжа жестче, чем лыжа шире - тем она жестче при одинаковой конструкции и так далее.

Распределение жесткости у разных лыж может быть различным - некоторые модели отличаются равномерной жесткостью по всей длине, как правило, это модели для подготовленных склонов, а у других (универсальных моделей и лыж для фрирайда - катания вне трасс) носок и пятка сделаны мягче, а средняя часть заметно жестче. Наиболее мощное усиление - слои металла, расположенные снизу и сверху сердечника, или только снизу. Горные лыжи с двумя слоями металла практически всегда будут более жесткими чем модели, в которых один слой металла заменен на легкие стекловолокно или карбон.

Как подобрать горные лыжи по росту

Ростовка горных лыж

При подборе горных лыж по росту важно понимать, что в большинстве случаев горнолыжник может кататься на нескольких ростовках, в зависимости от того, как он любит кататься, уровня владения техникой, какие склоны он предпочитает, какова модель рекомендуемых лыж и т.д. Горнолыжники стараются использовать ростовки, близкие к общепринятым. Одна из причин — на все мужчины используют на слаломе горные лыжи с ростовкой 165 см, а все женщины — с ростовкой 155 см. Наиболее общепринятыми «психологическими» ростовками для трассового катания являются: для мужчин (вес 60-100 кг и рост 160-190 см): 165 см для любителей короткого поворота, 170-175 см для средней и большой дуги; для женщинн (вес 40 — 80кг и рост 150-180 см): соответственно 155 — 165 см.

Тонкости при подборе горных лыж по росту

Укорочение ростовки на 5—10 см следует учесть: лыжникам, специализирующимся, в основном, на карвинговом катании (по хорошо подготовленным склонам), для катания на коротких и пологих склонах, если ваш вес или рост меньше вышеуказанного, начинающим, по специальному запросу инструктора, девушкам-отдыхающим, предпочитающим осторожное и неторопливое катание.

Удлинение ростовки на 5—10 см от основной следует сделать, если: ваш вес, рост выше выше указанного, вы собираетенсь кататься по крутым и длинным склонам, для карверов, предпочитающих дуги большего радиуса и большие скорости. Удлинение ростовки более чем на 5—10см от основной советуют катающимся в глубоком пушистом снегу и радикальным сторонникам традиционной техники (следите, чтобы геометрия рекомендуемых моделей также не была слишком радикальной).

Желаем удачных покупок и отличного катания!

Прежде чем присматривать конкретные лыжи, нужно определиться, чем вы планируете заниматься на горных склонах.

Как выбрать горные лыжи по назначению

Карвинговые или трассовые лыжи (Carving)

Карвинговые лыжи Dynastar. evo.com

Эти лыжи предназначены для катания по готовым горнолыжным трассам, позволяют с лёгкостью входить в крутые повороты и ехать карвинговой техникой - не на всей скользящей поверхности, а только на кантах (узкие металлические полоски по краям лыжи, с помощью которых совершаются повороты).

В отличие от гоночных, карвинговые лыжи более мягкие и допускают езду с несовершенной техникой. Поэтому их можно выбирать новичкам и тем, кто предпочитает подготовленные склоны.

Что купить

Лыжи для профессиональных гонок (Racing)


Гоночные лыжи Salomon. evo.com

Это специальные карвинговые лыжи для слалома (SL), слалома-гиганта (GS), суперслалома (SG) и скоростного спуска (DH). Модели сильно отличаются по геометрии и особенностям, рассчитаны на спортсменов и стоят немало.

Что купить

Универсальные лыжи (All-mountain, All-terrain)


Универсальные лыжи Armada. evo.com

Эти лыжи подходят и для катания на утрамбованных склонах, и для фрирайда по целине, и для спуска по горнолыжным трассам. Такие лыжи уступают специализированным, однако их возможностей вполне хватит для комфортного любительского катания.

Что купить

Лыжи для фрирайда (Big-mountain, Backcountry)


Лыжи для фрирайда Salomon. evo.com

Это более широкие лыжи для катания по неподготовленным склонам. Увеличенная ширина лыж удерживает фрирайдера на глубокой пушистой целине, а также позволяет совершать прыжки со скал без ущерба для здоровья.

Что купить

Лыжи парковые, для фристайла (Park & Pipe, Freestyle)


Парковые лыжи Moment. evo.com

Это лыжи, предназначенные для акробатики и прыжков с трамплинов в специальных парках, прохождения могульных трасс.

Часто парковые лыжи представляют собой модели Twin-tip с одинаково загнутыми носком и пяткой. В таких лыжах фристайлер может комфортно приземляться после прыжка с трамплина и спиной, и лицом.

Что купить

Определившись с назначением лыж, можно приступать к подбору конкретной пары. При этом нужно учесть несколько параметров: длину, жёсткость и радиус бокового выреза.

Мы не будет рассматривать лыжи для профессиональных гонок, поскольку они подбираются в соответствии с конкретной спортивной дисциплиной, да и профи не нуждаются в рекомендациях. Лучше сосредоточимся на выборе инвентаря для начинающих и прогрессирующих .

Параметры горных лыж

Длина

Длина горных лыж зависит от их назначения и ширины талии - самого узкого места лыжи.

  • Карвинг, фристайл . Чтобы подобрать по высоте карвинговые или парковые лыжи, отнимите от своего роста 5–10 см.
  • Фрирайд . Если вы выбираете менее широкие лыжи (с талией 80 мм), отнимайте от своего роста 5 см. Если более широкие (талия от 90 до 110 мм), прибавляйте 10 см.
  • Универсальные . Если вы выбираете лыжи с талией менее 85 мм, отнимите от своего роста 10 см. Если талия больше 85 мм, подходящая длина будет составлять от –5 до +5 см к вашему росту.

Жёсткость

Жёсткие лыжи позволяют развивать высокую скорость, не теряя устойчивости, в том числе и во время поворотов. Однако, чтобы кататься на жёстких лыжах, нужна хорошая техника.

Карвинговые лыжи обладают большей продольной и торсионной жёсткостью, чем универсальные. За счёт этого компенсируется центробежная сила, которая возникает на высокой скорости. При недостатке жёсткости не получится сделать чёткий поворот: лыжи будут срываться на боковое скольжение.

Чем больше вес, тем более жёсткие лыжи нужны, чтобы его удержать.

Новичкам и любителям удобнее будет ездить на мягких лыжах, например универсальных. Они позволяют допускать ошибки в технике и обеспечивают более комфортное катание. Кроме того, чем жёстче лыжа, тем выше цена, поэтому для любительского катания предпочтительнее выбирать мягкие.

Как правило, показатели жёсткости лыжи указываются в карточке товара или на бирке лыжи.

Радиус бокового выреза

Радиус бокового выреза (Sidecut) зависит от геометрии лыжи. Чем больше радиус, тем шире дуга, по которой пройдут ваши лыжи.

Карвинговые лыжи разделяются на несколько видов в зависимости от стиля катания. Слаломные имеют короткий радиус - 9–12 метров, что позволяет передвигаться небольшими дугами. Длиннорадиусные лыжи с показателями 17–25 метров предназначены для широких склонов и позволяют развивать большую скорость.

Существуют и среднерадиусные лыжи с показателями от 12 до 17 метров. За счёт уменьшенного радиуса эти лыжи лучше слушаются на поворотах и, в отличие от длиннорадиусных, позволяют кататься на довольно тесных, забитых людьми склонах.

Радиус универсальных лыж составляет от 15 до 18 метров. Такой радиус подойдёт для тех, кто только осваивает горнолыжные спуски.

За счёт увеличенной ширины лыжи для фрирайда имеют большой радиус бокового выреза - около 20 метров. Такие модели лучше выбирать подготовленным лыжникам.

Конструкции горных лыж

Сейчас различают три основные конструкции горных лыж и множество смешанных вариантов.

Сердечник таких лыж, как правило, состоит из нескольких слоёв дерева и синтетических материалов и усиливается сеткой из угле- или стекловолокна.

С боков сердечник закрывается пластиковыми стенками, сверху - декоративной планкой, а снизу - скользящей поверхностью. За счёт нескольких слоёв сердечника повышается прочность лыжи и увеличивается амортизация.

В отличие от Sandwich, такие лыжи не имеют боковых и декоративных планок, а сердечник закрывается одной монолитной конструкцией, которая доходит до кантов.

Cap обеспечивает меньший вес и большую торсионную жёсткость лыжи, что, в свою очередь, увеличивает её управляемость. Кроме того, производство менее затратно, а потому такие лыжи продаются по более низким ценам.

Monocoque (монокок)

Это разработка бренда Salomon, цельный композитный корпус, к которому приклеивается скользящая поверхность. Внутри корпуса установлен сердечник из дерева или лёгких синтетических материалов.

Лыжи, изготовленные по технологии Monocoque, обладают высокой торсионной жёсткостью и небольшим весом, что обеспечивает устойчивость на поворотах и меньшую чувствительность к неровностям трассы.

Помимо этих трёх конструкций, есть большое количество смешанных вариантов. Например, Monocoque-Sandwich или даже Cap-Sandwich, когда середина лыжи выполнена по одной технологии, а концы - по другой.

Материалы горных лыж

Сердечники горных лыж изготавливаются из лёгкого дерева, простой пены или сочетания древесины и синтетических материалов.

Деревянные сердечники отлично гасят вибрации, обеспечивают хорошую управляемость лыжи и равномерную упругость по всей длине.

В более дешёвых лыжах можно встретить сердечники из пены. Например, лёгкой синтетической пеной заполняется конструкция Cap. Пена не обеспечивает такой стабильности и упругости, как дерево, зато весит меньше.


Сердечник из пены. backcountry.com

Следующий слой - оплётка сердечника из композитных материалов. От неё в большей степени зависит жёсткость лыжи. Оплётка выполняется из стекловолокна, карбона и волокон других материалов в сочетании с эпоксидной смолой. Для увеличения жёсткости оплётку могут дополнить металлическими пластинами из лёгких сплавов, например алюминия и титана.

В производстве скользящей поверхности тоже применяются комбинированные материалы. Например, полиэтилен с добавлением графита. Графит позволяет уменьшить электростатический заряд, из-за которого к скользящей поверхности пристают мелкие ледяные кристаллы и грязь, а полиэтилен обеспечивает лучшее сохранение мази на поверхности .

Как выбрать крепления к горным лыжам

Выбор креплений зависит от нескольких параметров.

1. Стандарт крепления. Различают несколько стандартов креплений, которые подходят для ботинок с подошвой определённого типа:

  • Крепления Alpine . Подходят для подошвы стандарта ISO 5355. Этот стандарт распространяется на большинство ботинок для трассового катания.
  • Рамные крепления . В таких креплениях передняя и задняя часть соединены рамой. За счёт этого лыжник может не только ездить с полностью закреплённой стопой, но и отстегнуть пятку, чтобы идти на лыжах, например подниматься в гору. Большинство таких креплений совместимы с подошвой стандарта ISO 9523 (Touring).
  • WTR (Walk to Ride) . Разработка компании Salomon. Крепления для ботинок с более высокой подошвой WTR, оснащённой протектором для удобной ходьбы.
  • MNC (Multi Norm Compatible) . Эти крепления подойдут для любого стандарта подошвы: ISO 5355, ISO 9523 и WTR.

2. Эластичность крепления . Это максимальное усилие, при котором крепление не расстегнётся, а вернёт ботинок на место.

Крепления для карвинговых лыж обладают небольшой эластичностью. Достаточно сместить ботинок на 1 см, и всё отстегнётся.

Крепления для фрирайда эластичнее, поскольку во время езды на широких лыжах по неподготовленным склонам они испытывают большую нагрузку. Чтобы отстегнулось фрирайдное крепление, ботинок должен подвинуться в сторону на 2,5–3 см.

3. Ширина ски-стопа . Ски-стоп (ski-stop) - это металлическая скоба, которая нужна для торможения, если отстегнётся лыжа. Выглядит как две проволоки по бокам креплений.

Талия (самое узкое место) лыжи должна быть уже, чем ски-стоп. Иначе у вас не получится надеть крепление на лыжу.

Если же скоба ски-стопа будет слишком широкой, она будет выдаваться далеко за границы лыжи и цепляться за снег при катании. Поэтому крепление для лыж подбирайте только после того, как выберете сами лыжи.

4. Особенности закрепления на лыже . Крепления устанавливаются на лыжах разными способами.

  • С помощью шурупов . Это наиболее надёжный способ установки. Минус: вы не сможете использовать несколько лыж с одним креплением. Кроме того, шурупы немного нарушают структуру лыж, так что, если вы захотите поменять крепления, от старых останутся дырки.
  • На платформе с отверстиями . На некоторых моделях лыж есть платформа для креплений. В таком случае лучше купить крепления от того же производителя: отверстия платформы совпадут с креплениями и вам не придётся тратить много времени на установку.
  • На платформе без отверстий . Если на лыже закреплена платформа без отверстий, к ней подойдут любые крепления, поскольку отверстия вы будете делать сами.
  • На платформе с направляющими . Для таких платформ нужны специальные крепления, которые надеваются на направляющие, после чего затягивается винт. Такие крепления легко меняются под размер ботинка, что может пригодиться, если на одних лыжах катаются несколько человек.

Как выбрать палки

1. Материал . Палки могут изготавливаться из алюминия или углепластика и стекловолокна. Выбирая модели из алюминия, обращайте внимание на цифры на палке. Например, 5086 или 6061 - это указание сплава. Чем больше число, тем более жёсткий и прочный сплав.

Модели из углепластика и стекловолокна легче, прочнее и дороже алюминиевых, однако и они не вечны: если повредить палку из композитных материалов острым кантом лыжи, она быстро сломается под нагрузкой.

2. Форма . Палки для обычного катания - прямые. Для скоростных спусков, например слалома-гиганта, - изогнутые. Такая форма позволяет спортсменам во время спуска убирать кольца палок за спину, повышая аэродинамичность.


the-raceplace.com

3. Размер и форма колец . Кольца внизу палки созданы для того, чтобы палка не уходила глубоко в снег. На моделях для фрирайда установлены большие кольца, чтобы палка хорошо держалась на мягком, пушистом снегу. Палки для трассового катания оснащены мелкими кольцами, которые не будут мешать и цепляться за ботинки во время катания.

Некоторые производители делают палки со сменными кольцами для разных условий катания.

4. Длина палки . Это самый важный показатель.

Чтобы выбрать идеальную длину, переверните палку и возьмитесь за неё под кольцом. Если в таком положении между предплечьем и плечом образуется прямой угол, эта палка вам подходит. Некоторые специалисты советуют прибавить к этой длине 5–7 см, чтобы учесть погружение палки в снег.

Прежде чем выбирать палки, наденьте горнолыжные ботинки: они добавят к вашему росту несколько сантиметров.

Что касается темляка (ремешка, который закрепляет палку на руке), надевать его не советуют. Во время падения крепления лыж автоматически отпустят ваши ботинки, но вряд ли вы сможете так же быстро снять темляки с запястий. А это чревато травмой. Поэтому вы вполне можете выбрать палки без темляков или отрезать их после покупки.

Что купить

Параметры горнолыжных ботинок

Для начала мы расскажем, какие характеристики есть у горнолыжных ботинок, а затем разберём, как выбрать ботинки в зависимости от вашего стиля катания.

Жёсткость

Эта характеристика говорит о том, сколько усилий нужно приложить, чтобы изменить угол наклона голенища ботинка. Чем более жёсткий ботинок, тем лучше усилия ваших мышц передаются лыжам.

Мягкие ботинки гасят усилия за счёт изгибания голенища. В результате снижается управляемость лыжами.

Чем более жёсткие ботинки вы купите, тем проще будет управлять лыжами.

Однако у жёстких ботинок есть недостаток: во время катания они могут натирать ноги, вызывать боль и отёки. Поэтому новичкам не советуют покупать слишком жёсткие ботинки.

Тип подошвы

Стандарт ISO 5355. Большинство горнолыжных ботинок (карвинговые и спортивные) имеют подошву этого стандарта.


Подошва стандарта ISO 5355. ebay.com

Touring (ISO 9523). Стандарт ботинок для ски-тура или путешествия по пересечённой местности с подъёмами и спусками. Такие ботинки имеют более высокую прорезиненную подошву с глубоким протектором. Иногда обувь продаётся со сменными накладками, которые позволяют использовать её с обычными креплениями.


Подошва стандарта Touring. gearinstitute.com

WTR (Walk to Ride) - это стандарт ботинок для фрирайда, для которых нужны специальные крепления WTR. Некоторые модели таких ботинок можно использовать и с креплениями Touring.


Подошва стандарта WTR. lugaresdenieve.com

Ширина колодки

Ширина колодки - расстояние между стенками ботинка в самом широком месте. Должна совпадать с шириной вашей стопы. Как правило, этот параметр указывается на ботинке, а свою ногу вы можете измерить прямо в магазине или прокате: обычно там есть специальные линейки.

Существуют ботинки с регулируемой шириной колодки. На них указан диапазон, например, от 100 до 150 мм.

Помните: в слишком широких ботинках вы не сможете хорошо зафиксировать ноги, так что во время катания вам будет сложно управлять лыжами. Поэтому лучше ориентироваться на цифры и не покупать слишком просторную обувь.

Термоформовка

Это способность ботинка принимать форму вашей ноги под воздействием тепла.


Внутренний сапожок из термоформуемого материала. backcountry.com

В некоторых ботинках можно отформовать только проблемные зоны, в других формуется вся поверхность ботинка.

Если на ботинках есть пометка Auto Fit, значит, они подвергаются термоформовке в процессе носки, от тепла вашей ноги. Несколько дней катания хватает, чтобы ботинки с автоформовкой подстроились под ваши особенности.

Прежде чем покупать ботинки, походите в них по магазину 10 минут. Так вы поймёте, жмут вам ботинки или нет, нужна им термоформовка или стоит померить другие.

Обувь Custom Fit предназначена для горячей формовки специальным феном. Горячую формовку делают в магазине после примерки, если вам кажется, что ботинок подходит по размеру, но немного давит в каком-то месте.

Сначала ботинок прогревают феном около 10–15 минут, затем вы надеваете его, застёгиваете клипсы и стоите около 10 минут. Потом снимаете и оставляете минимум на час, пока материал не застынет в нужном положении.

Утепление

Горнолыжные ботинки утепляются с помощью пуха, шерсти и разных синтетических материалов, например гидрофобного утеплителя 3M Thinsulate.

В отличие от натуральных материалов, синтетические обладают способностью отводить влагу от тела, так что вы не будете кататься в мокрых от пота носках. При этом тоже должны быть из синтетического материала: хлопковые и шерстяные лучше оставить для других целей.

Как выбрать горнолыжные ботинки по назначению


evo.com

Такие ботинки подойдут вам, если вы собираетесь кататься исключительно по подготовленным склонам и только для удовольствия. То есть вы не будете работать над скоростью и техникой, ставить персональные рекорды и выбираться за границы трассы, чтобы прокатиться по нетронутому снегу.

Ботинки для карвинга бывают разной жёсткости. Для новичков подойдут ботинки со значением жёсткости от 60 до 100, для прогрессирующих любителей - от 100 до 130.

При выборе ботинок не гонитесь за мягкостью и удобством: в магазине вам будет комфортно, но на трассе, когда лыжи будут плохо управляться, это преимущество не покажется вам таким значительным.

Подошва карвинговых лыж оборудована набойками из мягкого материала. Это позволяет удобно подниматься по лестницам или ходить по полу, например, если вы собираетесь отдохнуть в кафе.

И важным элементом экипировки служат горные лыжи. А вопрос выбора особо остро стоит для тех, кто только собирается осваивать технику катания на горных лыжах .

Грамотно подобрать горные лыжи для начинающих помогут советы работников этого направления. В зависимости от характеристик и основных параметров горных лыж они подбираются по уровню мастерства лыжника.

Стоит отметить, что горные лыжи отличаются друг от друга формой носа, пяток, узкостью средней части и мягкостью изготовления изделий. Эти качественные характеристики придают горным лыжам устойчивость с плавным ходом катания и делают их удобными в обучении и выработки техники.

На заметку:
Виды горных лыж
Классификация горных лыж - зависимость видов лыж от параметров и характеристик горнолыжного снаряжения. Из статьи вы узнайте, на каких горных лыжах катаетесь и чем они отличаются от других разновидностей.

Важные характеристики горных лыж

Однако важно ориентироваться не только на модель изделия, но и на ряд ее технических характеристик:

  • Длина и ширина
    По конструкционному строению горные лыжи отличаются длиной и шириной исполнения.
    · длинные лыжи
    1. Обладают способностью развить большую скорость при ведении лыж по плоскости;
    2. Придают большую устройчивость положению корпуса;
    3. Хорошо сбрасывают скорость блашодаря увеличенной длине канта лыжи при спуске с гор.
    · более короткие лыжи
    1. Легче по массе, верткие на буграх и более маневренны на обледенениях;
    2. Увеличивают возможность совершать большее количество поворотов на склонах небольших или слишком узких трасс;
    3. Оказывают удельное давление на кант, углубляясь в снежную поверхность.
    · широкие лыжи
    1. Вырабатывают стабильную скорость на ровных склонах трасс;
    2. Хорошо преодолевают глубокий снежный покров и целину, что является огромным преимуществом при катании по лесу на необорудованных трассах.

Полезная статья:
Подбор горных лыж по росту
Как правильно подобрать горные лыжи в соответствии со своим ростом? Статья о том, насколько важна грамотно подобранная длина лыж и почему. Нами даны важные рекомендации, которых стоит придерживаться про подборе горнолыжного снаряжения.

Главной проблемой, с которой сталкиваются желающие приобрести свой горнолыжный комплект, является умение совместить хорошие характеристики горных лыж со своим уровнем катания и универсальностью для горнолыжных трасс любой сложности.

  • Жесткость
    Под жесткостью горных лыж понимается ее способность к прогибу под воздействием массы тела катающегося. Жесткость прежде всего отвечает за управляемость, т.е. насколько трудно/легко горнолыжнику будет справляться со своими лыжами при катании по склонам горы. Лыжи жесткого направления с высокоим значений этой характеристики предназначены больше для профессиональных лыжников, которые обладают импульсивностью и мощным катанием на горных лыжах с умелыми перебросками от поворота к повороту.
  • Виброгашение, гибкость, торсионная устойчивость
    Исходя, из характеристик при выборе горных лыж, необходимо знать и другие особенности такие, как виброгашение, гибкость и торсионную устойчивость.
    · виброгашение
    • Виброгашение определяется от поведения лыжи при наборе средней или высокой скорости. От большей части поглощения вибрации увеличивается точность движения по дугообразным трассам, дается дополнительная устойчивость при прохождении неровностей и при этом кант хорошо врезается в ледовую поверхность, что тем самым придает стабильность лыжам при катании на высоких скоростях.
    · гибкость
    • Гибкость придает пружинистое и эластичное сгибание лыжи под воздействием веса горнолыжника.
    · торсионная устойчивость
    • Качественная сборка лыжи с учетом сопротивляемости к деформациям определяет торсионную жесткость устойчивости лыжника, и относят к числу главных особенностей.
      • Преимущества:
        Облегчает катание с небольшой скоростью (автоматическая раскантовка носка и задника) и упрощает ошибки при катании.
      • Недостатки:
        Низкая торсионная жесткость лыжи несколько хуже держит ее на льду.

Рекомендации и советы:
Как выбрать горные лыжи?
Здесь - мы понятным языком расскажем и объясним, как выбрать горные лыжи при покупке. Укажем важные моменты, без которых нельзя обойтись при выборе лыж для катания на горнолыжных склонах.

  • Радиус поворота и боковой вырез
    Радиус поворота- основная характеристика, по которой определяют способность тех или горных лыж поворачивать во время прохождения по склонам. Увеличенные боковые вырезы с уменьшенным радиусом способствуют лучшему ходу по дуге с контролированием скорости. И, наоборот, с уменьшением бокового выреза и увеличенным радиусом поворотов лыжи идут прямее и добавляют скорость при катании.
    Преимущества лыж с глубоким боковым вырезом и небольшим радиусом:
    1. С легкостью вписываются в поворот;
    2. Устойчиво держат траекторию движения на ледяной поверхности и более крутом склоне.
    Недостатки:
    1. На льду при боковом соскальзывании канта по льду теряют устойчивость;
    2. Чуть хуже скользят по неровным рельефам и буграм.
    На лыжах радиус указан обычно буквой R и стоящей рядом с буквой цифрой.

  • Ширина талии
    Немаловажное значение в горных лыжах придает такая характеристика, как ширина талии горных лыж. Этот показатель определяет поведение лыж при прохождении по глубокому снегу или по льду. Поэтому узкая талия способствует развитию высокой скорости при перекантовке, легкому вписыванию в повороты и увеличению управляемости. Широкая талия способствует прохождению пути по более глубокому снегу;

  • Ширина носка и пятки
    Важна для любителей горнолыжного отдыха и роль длины носка горных лыж. Чем шире носок лыжи, тем увереннее горнолыжник входит в поворот. Такие лыжи даеют преимущество при прохождении трасс, предназначенных для слаломных испытаний. Такая характеристика, как ширина пятки лыжи важна также для любителей слалома и карвинга. Чем шире пятка, тем лучше дуга при окончании поворотного маневра;
  • Диапазон рабочей скорости
    Диапазон рабочей скорости считается удовлетворительным, если горные лыжи совершают правильный ход по дуге. Широкие диапазоны рабочих скоростей придают лыжам универсальность.

Хорошего катания!
Надеемся, наша статья оказалась для Вас полезной.