Особенность учения йогов. В чем суть философского учения йоги? Что такое Освобождение

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии.

Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традиции Вед) философских школ Индии. Ее теории и принципы изложены в основополагающем труде этой школы, «Йога-сутре», и комментариях на этот труд. Об авторе «Йога-сутры», Патанджали, нам практически ничего не известно. В Индии он издревле считается великим учителем, йогом и философом, жившим во II в. до н.э. Однако сегодня большинство ученых сходятся на том, что по содержанию и терминологии «Йога-сутру» следует отнести ко II в.н.э.

Патанджали не был человеком, придумавшим учение йоги. Истоки изложенной им йоги мы находим еще в древнейшем памятнике мировой культуры – Ведах, священных текстах Индии (II тыс. до н.э.).Патанджали выступил систематизатором этого учения.

Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Пракрити (материя) – это все, что мы видим, слышим, осязаем или способны почувствовать каким-либо другим способом. Это все, что могут регистрировать самые совершенные приборы, от мельчайших частиц до объектов космического масштаба. В понятии Пракрити заключена вся вселенная, все физические объекты и энергетические поля.

Под Пурушей понимается вечный Дух, духовное начало. Пуруша – это высшая часть бытия. В Нем нет форм, характерных для Пракрити, поэтому его невозможно себе представить. Он обладает сознанием, тогда как материя бессознательна. Не стоит, однако отождествлять Пурушу с привычным для западного человека учением о Боге. Пуруша лишен каких-либо личностных атрибутов. Бог классической йоги – Ишвара – проявление Пуруши, но Он не творит мир и не управляет им. Кроме Него, в Духе существуют и другие боги, но Ишвара является высшим среди всех духовных существ. Он также обладает важнейшим для философии йоги свойством соединять и разъединять Пурушу и Пракрити.

До соединения Духа и материи, последняя находится в не проявленном состоянии. Это означает, что вселенной не существует, а три основных свойства или силы (гуны) Пракрити находятся в равновесии. Гуна саттва отвечает за принцип ясности, раджас – за принцип движения, активности, тамас – за принцип покоя, инертности. При соединении Духа и материи, Пуруша, как сознательное начало начинает в определенном смысле управлять Пракрити, вызывать в ней изменения. Гуны начинают взаимодействовать друг с другом во множестве комбинаций и, проходя определенные стадии, образуют объективный мир во всех его формах. При этом первым продуктом взаимодействия гун становится Буддхи-Махат. Это важное понятие философии йоги обозначает идеальную основу всей будущей вселенной. В ходе дальнейшей эволюции через ряд стадий образуются пять первоэлементов: эфир, воздух, огонь, вода, земля, из которых и состоят все объекты.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства.

Теперь рассмотрим учение классической йоги о человеке. Здесь необходимо понять необычную для сознания современного западного человека мысль. В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Итак, рассмотрев основные философские категории классической йоги, мы переходим к теории освобождения, центральному учению о смысле существования человека, ради которого была написана и «Йога-сутра», и комментарии к ней. Освобождение – это разделение в человеке Духа и материи, Пуруши и Пракрити. Зачем нужно такое разделение? Дело в том, что человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити. Как мы уже знаем любые проявления Пракрити – это лишь следствия взаимодействия гун. Они изменчивы и ни одна форма не является вечной. Мы же отождествляя себя со своей психикой, привязываемся к ее проявлениям и к формам объективного мира. От этой привязанности происходят все наши страдания. Привязанности рождают желания и ожидания по отношению к миру вокруг нас и к нам самим. Но мир изменяется – близкие нам люди стареют и умирают, совершаемые дела не приносят былого удовлетворения, отрицательные эмоции сменяют положительные, любые удовольствия всегда заканчиваются. Нам хочется постоянного чувства удовлетворения, но это не достижимо, и, как правило, чем больше удовольствие от чего-либо мы получаем, тем сильнее разочарование впоследствии. Кроме того, стремление к формам Пракрити дает существование нашей карме.

Карма – это причинно-следственная зависимость, порождаемая человеком и другими существами. Своим влечением к той или иной форме Пракрити мы обусловливаем то, какими мы будем в будущем. Например, если мы склонны быть добрыми и честными, то хотим быть оцененными в соответствии с этими добродетелями, что в свою очередь порождает наше желание быть такими же и в будущем. Стремления оставляют, образно говоря отпечатки (васаны) в нашем индивидуальном буддхи. Каждое мгновение мы что-либо делаем, чувствуем, мыслим, добавляя все новые отпечатки. После физической смерти наша духовная сущность воплощается в другом теле (реинкарнация), а васаны сохраняются, определяя нашу будущую жизнь. Пока сохраняется наша приверженность формам Пракрити, в буддхи добавляются все новые отпечатки, что и обеспечивает следующие рождения. Таким образом, мы находимся в череде перерождений (колесе сансары), вечно страдая в изменчивом мире Пракрити.

Освобождение от страданий возможно, и стремление к нему – есть наивысшая из возможных целей существования. Через практику йоги и философские размышления человек постепенно, все лучше и лучше осознает свое высшее бытие, Пурушу, достигает полного духовного бесстрастия, перестает внутренне стремиться к чему-либо в материальном мире. Тогда его карма более не создается, и он приходит к обособленности Духа от материи, выходит из круга сансары и достигает абсолютного освобождения. Такой человек больше не будет рождаться, но он, возможно, еще будет продолжать жить в своей настоящей жизни, находясь в непрекращающемся осознании себя вечным и неподверженным изменениям Духом. Это состояние бога по своей сути равного Ишваре. Это бытие невозможно описать словами, но трудно представить бытие лучше того, в котором отсутствует даже сама потенциальная возможность страдания или какой-либо неудовлетворенности, и в то же время присутствует полное осознание.

Философия йоги сегодня крайне популярна. Для многих она стала настоящим открытием в жизни. Йога спасает замученных людей от ежедневных стрессов и помогает им увидеть самое важное, отбросив второстепенное. При этом она не сводится к банальному комплексу физических упражнений. Йога как древняя традиция и религия, йога как - вот о чем пойдет речь в данной статье.

Причины популярности йоги в современном мире

Как уже отмечалось, йога сегодня необычайно популярна. Можно даже сказать, что она модна в современном обществе. В чем же причины такой популярности?

Для этого нужно ответить на один вопрос. Современная личность - какая она? Измученная, подавленная и угнетенная. Человек XXI столетия, как правило, проводит свою жизнь в погоне за сомнительными благами. Йога же помогает не только справиться с ежедневными стрессами, но и учит сконцентрировать свое внимание (и силы) на самых главных, истинно важных вещах.

Философия йоги открывает человеку единственно верный путь к осознанию своей сущности, помогает в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал.

Любопытно, что практические методы йоги действуют в любом случае. Даже если человек не очень верит в них или не имеет ни малейшего понятия о сущности и основах данной философии. Это еще одна уникальная особенность йоги.

Философия йоги (кратко)

Что же такое йога? Справедливо ли называть её философией, наукой или религией?

Само слово в переводе с санскрита означает "единение". В узком смысле речь здесь идет прежде всего о гармонии и слиянии тела и души человека. В более глобальном понимании это единение человека с Богом.

Йога - философия индийская, очень древняя. Её основные постулаты выделил еще во втором веке известный гуру Патанджали. Однако утверждать, что философия йоги была основана именно им, неправильно. Ведь считается, что йогу человечеству подарил сам Творец (посредством аватара Кришну).

Основы этого учения не отличаются систематизированностью. Их отдельные аспекты можно отыскать в различных древнеиндийских источниках, начиная с Вед. Именно поэтому историки не могут определить четкие хронологические рамки данного направления.

Философия йоги чрезвычайно многогранна. Главная же цель учения - это достижение нирваны. Под этим термином понимается полное воссоединение с Творцом.

На сегодняшний день исследователи выделяют несколько форм йоги. Это:

  • карма-йога;
  • бхакти-йога;
  • джняна-йога;
  • мантра-йога;
  • хатха-йога и другие.

Каждое из этих направлений - это лишь один из шагов на пути к единой цели философии йоги - единению со Всевышним. В нашей статье мы более подробно остановимся на последней из этих форм.

Притча о спрятанной божественности

Философия йоги для начинающих как нельзя лучше иллюстрируется одной из древнеиндийских притч. Она поможет лучше понять сущность данного учения тем, кто только начинает с ним знакомиться.

Итак, притча о спрятанной божественности...

По легенде, раньше все люди на Земле были богами. Такими их создал Брахма. Однако вскоре повелитель всех богов увидел, что те используют свою силу не совсем праведно, а потому решил забрать у них божественную мощь. При этом у него возник вопрос: а где же спрятать божественность от людей, чтобы они не смогли её отыскать?

Чтобы решить эту дилемму, Брахма вызвал к себе советников. Те начали засыпать его различными вариантами: одни предлагали зарыть божественность в землю, другие - бросить её на дно океана... Однако ни одно предложение не понравилось Брахме. "Рано или поздно люди доберутся и на дно океанов" - задумчиво отвечал тот.

Как вдруг повелитель богов сам догадался, что нужно сделать. Он решил спрятать божественность внутри самого человека. И не ошибся. Человек покорил небеса и морские глубины, пробурил километровые тоннели под землей, однако так ни разу толком и не заглянул внутрь себя.

древние находки

Сложно определить, как глубоко в историю тянутся корни йоги. Так, в долине реки Инд археологами были найдены древние печати, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры. На них изображены люди, а также божества в необычных позах (всего исследователи насчитали 16 разных позиций). Эта находка натолкнула историков на мысль, что одна из форм йоги уже была знакома жителям Хараппской цивилизации.

Если же говорить о письменных свидетельствах, то понятие "йога" впервые встречается в Ригведе - одном из самых древних памятников индийской литературы.

Патанджали и его "йога-сутры"

Это учение относят к перечню, состоящему из шести ортодоксальных школ индуизма. Философия йоги очень тесно связана с направлением санкхья. Однако, по сравнению с ней, йога - более теистическая.

О родстве этих двух школ говорил в свое время и Генрих Циммер. При этом он утверждал, что санкхья дает общее пояснение природы человека, тогда как йога раскрывает практические методы и пути к его полному освобождению (состояние мокши).

Как и любая другая школа индийской философии, йога имеет свои священные тексты. Это так называемые "йога-сутры", изложенные мудрецом Патанджали. В одной из них, кстати, учитель раскрывает саму суть рассматриваемого нами понятия. Согласно тексту второй сутры, йога - это "процесс обуздания волнений, присущих разуму".

Свами Вивекананда: жизненный путь философа

Одним из ярчайших представителей данной школы является индийский мудрец и Свами Вивекананда. Философия йоги в его трудах обрела новый смысл. Он смог объяснить ключевые её положения с точки зрения западного мировоззрения.

Свами Вивекананда жил и трудился во второй половине XIX века. Родился он в 1863 году в очень религиозной семье. Учился в Шотландском церковном колледже, где проявлял особый интерес к философии. В это же время Вивекананда задается целью отыскать человека, который встречался с самим Богом. И вскоре он его находит. Это был некий Рамакришна. Вскоре Вивекананда становится его учеником.

В 1888 году он, вместе с другими учениками Рамакришны, начинает путешествовать по территории Индии. Затем отправляется в другие страны (США, Франция, Япония, Англия и другие). Умер мудрец в 1902 году. Тело Свами, как и его кремировали на берегу реки Ганг.

За свою жизнь Вивекананда написал ряд трудов. Самые важные среди них следующие:

  • "Карма-йога" (1896 год).
  • "Раджа-йога" (1896 год).
  • "Философия Веданты: лекции о джняна-йоге" (1902 год).

Свами Вивекананда: философские воззрения

Вивекананде принадлежит весьма известное изречение: разнятся лишь его имена". Одни зовут его Иисусом, другие - Аллахом, третьи - Буддой и так далее.

Свами Вивекананда отличался оригинальностью своей мысли. Его главная заслуга как философа заключается в том, что он сумел доказать, что ключевые идеи Веданты можно применять и в сугубо практических целях, в жизни общественной.

"Каждая личность - божественна сама по себе" - это изречение Рамакришны стало красной нитью в жизни философа. Он был уверен, что никто не обретет свободу, пока свободными не станут все остальные люди. Вивекананда утверждал, что по-настоящему обязан без устали работать для спасения других людей. Философ превозносил бескорыстие и агитировал всех не терять веры в себя.

Общественные взгляды Свами Вивекананды основывались на том, что должны быть разделены. Религия, по его мнению, ни в коем случае не должна вмешиваться в вопросы браков, наследственных отношений и тому подобное. Он также считал, что общество в идеале должно быть равномерной смесью всех четырех каст. Причем он был уверен, что религия не должна вмешиваться и в процесс построения идеального социума.

Йога-хатха: философия школы

Название этого переводится с санскрита как "усиленное слияние". Впервые постулаты этой школы систематизировал Свами Сватмарама. Он считал, что хатха-йога есть процесс подготовки человеческого тела к сложным медитациям.

Само слово "хатха", как предполагают исследователи, состоит из двух составляющих: "ха" - разум и "тха" - жизненная сила.

Хатха-йога - это комплексное учение о том, как можно достигнуть телесной гармонии при помощи физических и психических воздействий на тело (это асаны, пранаямы, мудры и бандхи). Каждое из них влияет на конкретную часть человеческого организма. В хатха-йоге специально подбираются комплексы определенных упражнений, с помощью которых можно укрепить свое здоровье и вести борьбу с серьезными болезнями.

Дыхание - основа жизни

Главный акцент в хатха-йоге делается на дыхании. Приверженцы этой школы уверены, что влияние дыхания на организм настолько сильно, что одними лишь пранаямами (дыхательными упражнениями) можно значительно улучшить свое состояние. А умелое комбинирование их с асанами - это и вовсе залог здорового и крепкого тела.

Хатха-йога как медицинская философия ставит своей первостепенной задачей полное очищение дыхательной системы человека. Кроме того, это настоящее искусство расслабления тела и всех его мускулов. Ведь настоящая ясность ума приходит лишь к расслабленному организму.

Состояние тела, самочувствие, а также мыслительные процессы человека тесно связаны с его дыханием. Думается, с этим согласятся все. Вот почему в хатха-йоге такое внимание уделено искусству и техникам правильного дыхания. При этом она учит людей правильно дышать не только во время специальных занятий, но и в повседневной жизни. Мудрое и бережное отношение к своему здоровью - вот чему обучает людей хатха-йога. Философия и практика при этом органично сплетены в данном учении.

Общие цели и задачи йоги

Тот, кто решил всерьез заняться йогой, может преследовать различные цели. Это может быть простое желание укрепить свое здоровье или излечиться от хронического заболевания. А для кого-то йога - это ключ к достижению мокши ("единения с Брахманом").

К слову, именно мокша - как процесс и факт освобождения от сансары - является конечной целью во многих школах древнеиндийской философии. А вот в вайшнавизме основной целью йоги является стремление к Богу, Творцу. Согласно учениям этой школы, вайшнав после этого попадает в духовный блаженный мир, в котором он может насладиться преданным служением Вишну.

Развитие йоги в России

Отдельные жители России проявляли интерес к йоге еще в дореволюционные времена. В эпоху Советского Союза школа эта находилась под идеологическим запретом, что, впрочем, не мешало отдельным энтузиастом заниматься полулегально.

В России в разные времена многие известные личности выступали активными пропагандистами йоги. Среди таких - врач Б. Л. Смирнов, профессор В. В. Бродов, писатель В. И. Воронин, инженер Я. И. Колтунов и многие другие. В конце 80-х годов в Москве начинает работать высшее учебное заведение - так называемая Академия йоги. Её основателем стал Геннадий Стаценко. В то же время в столице СССР появляется лаборатория, которая занималась изучением нетрадиционных методов лечения и оздоровления. Разумеется, в сферу интересов данной лаборатории входило и учение Древней Индии - йога.

Сегодня курсы йоги преподают едва ли не в каждом фитнес-клубе. Однако знающие люди все же рекомендуют посещать занятия в специализированной школе.

Напоследок несколько полезных советов тем, кто планирует начать заниматься йогой:

  • одежда для занятий должна быть удобной и изготовленной из натуральной ткани;
  • начинать освоение йоги нужно с малого, постепенно проникая в "глубины" этого учения;
  • пропускать занятия нежелательно, ведь каждый новый сеанс является логическим продолжением предыдущего;
  • к занятиям йогой нужно подходить крайне сознательно и основательно.

И, конечно же, не стоит забывать, что йога - это не только здоровое, подтянутое тело, но еще и возможность ощутить гармонию тела и души.

В заключение...

Йога - философия Древней Индии, которая очень популярна в современном мире. Однако это не совсем философия, вернее, не только она. Это еще и наука, религия, многовековая традиция и практика. Чем же так привлекает современного человека философия йоги?

Кратко ответить на этот вопрос можно двумя основными тезисами. Первый: йога помогает человеку справиться с огромным давлением жестокой действительности. Второй: она способна каждому из нас открыть путь к познанию самого себя, своей внутренней сущности.

Слово «йога» в переводе с санскрита означает духовную связь, причем с самим Богом. На практике эта связь осуществляется через комплекс физических и умственных упражнений, развивающих человека физически, психически и духовно.

Философия йоги заключается в подготовке личности к непосредственному общению с Всевышним. Она обладает методиками, ведущие к раскрепощению отягощенного мирскими страстями сознания, его просветлению и нирване - состоянию, в котором перед человеком появляется Будда и приносит ему настоящую радость.

Суть миссии йоги ― в ее базовых свойствах:

  • духовности, ориентированной на карму и освобождение от страстей, постижение своей судьбы и цели в жизни через укрепление своего духа;
  • этичности, направленной на исключительную добродетель и достижение мира между людьми;
  • эмоциональной привязанности к ближним;
  • практичности и точности управления своим телом;
  • интеллектуальности, позволяющей максимально напрячь разум при медитациях.

Происхождение йоги и ее первоисточники

Йога Ї это философия жизни и путь ее познания. В Индии она является одним из древнейших философских направлений, образующих фундамент не только буддизма, но и даосизма и сикхизма. Ее основоположник Патанджали в своей « » в 195 афоризмах (сутрах) коротко сформулировал основные каноны, теоретически обосновавшие классическую йогу.

Все сутры сгруппированы в четырех трудах:

  1. Самадхипада посвящена целям йоги, ее формам и способам достижения нирваны ().
  2. Садханапада излагает конкретные методы медитации для проникновения в Самадхи. Их суть в том, что нирваны можно достичь, только полностью отрешившись от всего сущего. Под сущим понимаются четыре формы страдания с возможностями отвлечься от них.
  3. Вибхутипад описывает внутренние особенности йоги и практическую, сверхъестественную пользу от ее полного освоения.
  4. Кайвальяпада открывает форму и сущность освобождения от мирской суеты.

Но история йоги своими корнями уходит гораздо глубже второго века до нашей эры, когда жил этот индийский мудрец. Ее истоки можно найти в древних священных текстах, например, Ведах или Упанишадах, комментирующих ведические принципы. Там учение называется Раджа-йогой, иными словами «царской».

Духовная практика йоги еще с Вед считается продолжением практики санкхьи, только более приспособленной к жизни. Санкхья исходит из того, что каждый человек в своей жизни испытывает влияние двух противостоящих начал - Пуруша и Пракрити. Первое понятие означает духовный мир, второе - материальный. Йог в процессе своих медитаций должен освободить дух от влияния материи.

По мнению некоторых буддийских богословов, одних сутр Патанджали не достаточно для постижения истинной сущности йоги. Его труд лишь восстановил и систематизировал знание, доставшееся от прежних учителей. В настоящее время наиболее авторитетным философом после Патанджали является Вьяса. «Йога-бхашья», которую он написал, не только комментирует мысли предшественника, но и развивает их.

Восьмеричный путь

Чтобы достичь необходимых духовных высот, Патанджали предложил в «Йога-сутре» использовать (ашта - восемь, анга - ступень). Эта методика, более известная как восьмеричный путь, - основной даршан в буддийской философии Индии. Для соединения с Богом индийский мудрец предлагает пройти восемь этапов:

  1. Яму, требующую придерживаться моральных заповедей, запрещающих неблагие поступки и мобилизующих духовный потенциал человека на прохождение всего пути к Будде.
  2. Нияму, культивирующую привычки и навыки, помогающие интроспективному восприятию жизни. Эта практика дисциплинирует человека.
  3. Асану - устойчивую позу, в которой удобно медитировать.
  4. Пранаяму - серию дыхательных упражнений, позволяющих направлять свою жизненную энергию на достижение поставленной цели.
  5. Пратьяхару, концентрирующую ум и облегчающую этим отрыв духа от своей материальной основы.
  6. Дхарану, позволяющую сосредоточить разум на определенной мысли, предмете или явлении. Одновременно осуществляется контроль за своими чувствами посредством абстрагирования их от конкретного объекта.
  7. Дхьяну, настраивающую мысль на выбранную цель и постоянно возвращающую к ней до тех пор, пока к этой мысли не будут примешиваться никакие другие.
  8. Самадхи, окончательно просветляющую мысль и дающую возможность наконец созерцать Будду и общаться с ним в состоянии полного освобождения от всего - нирваны.

Последовательное освоение каждого из этих этапов ведет к самадхи, состоянию истинного просветления. Что-то пропустить невозможно - все звенья восьмеричного пути неразрывно переплетены и являются необходимым условием для перехода из более низкого состояния в более возвышенное. На первых двух ступенях - яма, нияма - ученик в основном постигает моральные нормы йоги и тренирует свои помыслы, настраивая их на этичность.

Так, основа ямы - пять принципов, внушающих практикующему йогу человеку воздержание от пороков:

  • ахимса настраивает на ненасилие по отношению ко всему живому;
  • сатья - на правдивость, воздержание от самообмана и лжи;
  • астея - на отрицание воровства;
  • апариграха - на уклонение от каких-либо даров и всего излишнего;
  • брахмачарья - на воздержание от чувственных соблазнов.

Роль Ниаямы

Роль ниаямы уже не в отрицании порочного, а в приятии добродетелей. Основных принципов тоже пять:

  • шауча призывает к внешней и внутренней чистоплотности;
  • сантоша - к положительным эмоциям, удовлетворенности жизнью;
  • тапас - к усердию, самодисциплине и самоограничению;
  • свадхьяя - к самопознанию, изучению трудов духовных наставников;
  • ишвара-пранидхана - к набожности, вере в Бога, посвящению себя ему целиком.

К дополнительным принципам ниямы некоторые другие источники относят:

  • сауманасью - благожелательность к окружающим;
  • нирагу- бесстрастность в выборе пути и следовании по нему;
  • ман-дхатару - вдумчивость;
  • авашу - независимость;
  • -видью - знание мантр;
  • дамсанаванту - обладание сверхсилой;
  • нишпратидвандву - неимение противников.

Асана следует сразу за этическим комплексом аштанга-йоги. По сути, это дыхательная физкультура. Ее назначение - в управлении духовной энергией с помощью специфических физических нагрузок (асан), регулирующих физиологические процессы в организме. Путем воздействия на опорно-двигательную систему асаны тренируют и тонизируют мускулатуру.

Пранаяма продолжение асан

Пранаяма является физическим продолжением асан. Она умножает их силу и позволяет управлять уже не только собственным духом, но и первичной энергетикой всей Вселенной. На этой степени вырабатывается привычка контролировать дыхание и тем самым аккумулировать необходимую энергию для полноценной жизни. При этом дыхание тренируется на всех уровнях, начиная с поверхностного и заканчивая средним и глубоким.

Регулярное выполнение дыхательной физкультуры насыщает клетки мозга и всего организма кислородом. Происходит чистка всей системы дыхания. В результате мозг расслабляется, ум успокаивается и не отвлекается на мысли, которые не касаются йоги. Такого рода тренировки являются принципиально необходимыми. Без них невозможны переходы на вышестоящие ступени Аштанга-йоги.

На пятой ступени тренировок, пратьяхаре, практикующий перестает реагировать на все проявления внешнего мира: звуки, зрительные образы, тактильные и обонятельные ощущения. Он чувствует их, но не воспринимает, поскольку постоянно держит свой ум под контролем, и таким образом остается наедине со своим сосредоточенным на медитации сознанием.

Освоив пратьяхару, человек переходит своеобразный Рубикон, за которым пути к отступлению нет. Он уже не раб своего покоренного тела - его ум находится под контролем и способен к глубокой медитации.

Этот процесс запускается в сознании на следующей стадии йоги - дхаране. Она представляет собой умение концентрировать ум только в одном направлении без какого-либо отступления в сторону, демонстрируя безоглядную вовлеченность в предмет.

Дхарана предоставляет человеку возможность постичь свое «Я», открыть истинную природу вещей.

Дхьяна - более совершенная ступень дхараны. Процесс концентрации на одной мысли или предмете здесь происходит несколько дольше, но и сознание просветляется намного глубже и полней. В итоге в нем остается только собственное существование личности и объект ее медитации.

Самадхи есть высшая стадия восьмеричного пути, сверхсознание. На пике своего могущества мысль человека сливается с объектом созерцания. В этот момент она способна отражаться в нем, как в зеркале. Биологические потребности, время, пространство - все исчезает. Возникает ощущение полного счастья - нирваны.

Теория освобождения и карма

Карма в йоге - это определение судьбы, которая у каждого из нас слагается из целого ряда действий, произведенных или не произведенных в прошлом и влияющих на положение человека в настоящем и будущем. В переводе с санскрита это слово и означает «действие». Но поскольку в данном случае оно влияет как раз на судьбу, то в расширенном смысле карму правильней так и воспринимать.

Мысли, поступки, даже выраженные просто в словах, способны сотворить хорошую или плохую судьбу. Для йоги имеет значение только плохая карма, ибо она в основном препятствует достижению Самадхи и заставляет человека расплачиваться за свое негативное прошлое страданиями в настоящем. От нее нужно освободить человека, чтобы снова, как и при рождении, дать ему возможность стать счастливым.

Но где в человеческом организме находятся те центры, на которые должна воздействовать йога? Сутры Патанджали указывают на семь точек, расположенных вдоль человеческого тела, - чакры. Именно в них, по мнению автора «Йога-сутры», сосредоточено все зло и добро судьбы человека. Целенаправленно воздействуя на определенные точки, йога освобождает каждую из чакр от накопленного в ней негатива и способствует обновлению организма.

Этот процесс во многом схож с обычным обменом веществ, присущим человеческой физиологии. Особенность освобождения в йоге лишь в том, что она оперирует категорией не только материи (Пракрити), но и духа (Пуруши). Задача йоги заключается в освобождении Пуруши от Пракрити, которое в чакрах сковывает его свободу.

Заключение

Современная буддийская философия склонна видеть в «Йога-сутре» своеобразный научный трактат о смысле человеческой жизни. А что такое наша жизнь? По сути, это постоянное стремление к удовольствиям. Но они не могут быть бесконечными: даже приятные чувства всегда угасают. Причина тому - пресыщение, иначе говоря, усталость. Так возникает неудовлетворенность окружающим, а с нею - страдание. Чем сильнее было в прошлом удовольствие, тем мучительнее будет затем разочарование и негативнее карма, мешающая плодотворно жить.

Целью йоги является обретение знаний, прежде всего о себе, и развитие своих физических и духовных возможностей. Это позволит преобразить свою карму, а в конечном итоге и жизнь. Ибо только таким образом можно осознать свою божественную природу и достичь высшей цели йоги - нирваны, или самадхи.

Материальное содержит в себе 3 вида силы – покой, движение и деградацию, которые уравновешены, пока не происходит взаимодействия с духовным. Благодаря их взаимодействию появились 5 стихий: привычные нам огонь, земля, вода и воздух и пятый элемент – эфир. И уже эти стихии послужили началом для создания всего, что существует в мире.

Стоит отметить, что в йоге, как общей модели и образе жизни, в принципе не существует времени. Она рассматривает всё сущее в качестве бесконечного процесса изменения. То есть духовная составляющая постоянна, находится вне времени и пространства, а для материальной – время исчисляется, происходящими с ней изменениями. Такой подход может подсказать вам, как стать счастливее : жить, осознавая, что ты бесконечно изменяющаяся мини-Вселенная внутри большой постоянно преобразующейся Вселенной.

Эффективность жизни, с точки зрения философии йоги, можно повысить за счет ежедневного упорядочивания расходования энергии. Коей, по этому учению, каждому из нас отведено строго определенное количество на всю жизнь. Организуя свой образ жизни, как того требует йога, вам нужно:

  • с 4 до 10 часов проснуться, спокойно и без суеты настроиться на новый день. Сюда входит очищение, гимнастика, самомассаж и пр.;
  • с 10 до 22 часов посвятить время активным делам. Постарайтесь самые важные из них сделать до обеда;
  • с 22 до 4 часов предаваться отдыху и сну.

5 преимуществ системы йоги в повседневной жизни

Общая модель образа жизни, построенного на таком учении, как йога, проста и согласуется с биологическими часами человека. Если вы попробуете следовать хотя бы этим упрощенным рекомендациям, то уже вскоре заметите, как повысится ваша осознанность, успокоится ум, а в теле появится ощущение здоровья. Однако, не думайте, что практиковать систему йоги в повседневной жизни так просто.

Соблюдать распорядок дня в соответствии с философией йоги – это настоящая суровая аскеза. Вокруг вас всё время будут появляться всё новые и новые соблазны отступить от него. Но не отчаивайтесь в случаях несоблюдения режима. Старайтесь отслеживать причины его нарушения и продолжайте привыкать к новому распорядку. Тем более что йога, как образ жизни, имеет минимум 5 весомых преимуществ.

  1. Йогические асаны расслабляют мышечные зажимы, исцеляют физические и психические недуги.
  2. Философия йоги учит нас быть внимательнее к себе и осознаннее, помогая заметить и устранить негативные моменты.
  3. Занятия йогой дисциплинируют, учат последовательности и помогают стать эффективнее.
  4. Практикуя йогу, вы станете ответственнее: вначале стабилизируете область собственного здоровья, а впоследствии и все остальные жизненные сферы.

Занимаясь йогой, вы овладеете вселенским спокойствием и станете недосягаемы для стресса.