Сообщение на тему особенности лыжного похода. Обеспечение безопасности в походе

Лыжный туризм — это экспедиции протяженностью в несколько дней и недель, отдых на фешенебельных горнолыжных курортах и базах, удобные прогулки по подготовленным трассам. Развитие этого переживает в последние годы настоящий бум.

Людей самых разных профессий: инженеров, врачей, строителей, руководителей предприятий, рядовых сотрудников — страстно увлекает романтика лыжного туризма. Они тянутся к покорению новых трасс и вершин, любят преодолевать преграды. А еще это здоровые, сильные люди, ведь зимние виды спорта оказывают исключительно оздоровительный эффект.

Туристы часто посещают такие маршруты:

  • горы Хибины в Мурманской области;
  • Урал, с его альпийскими формами рельефа;
  • Западная и Восточная Сибирь (ландшафты Обь-Томского междуречья, хребет Кузнецкого Алатау, живописный Салаирский кряж, Западный и Восточный Саяны, Васюганское плато, горный массив Хамар-Дабан, забайкальский хребет Кодар, Байкал);
  • крымские центры горнолыжного спорта (Ай-Петри, Ангарский перевал, окрестности Мраморной пещеры);
  • сочинские объекты (Красная Поляна, «РозаХутор»);
  • кавказский Домбай.

Расширение маршрутной географии заставляет задуматься участников походов. Ведь те, кому не страшны многие километры пути по суровой тайге, застывшим руслам рек и озерам, ночевки в палатках, тяжелые за плечами — все, что требует выносливости, закалки и большой ответственности за себя и товарищей, — выбирают экстремальные путешествия. Стоит вспомнить об известной экспедиции на Северный полюс Матвея Шпаро и Бориса Смолина в 2007-2008 годах. Лыжники установили мировой арктический рекорд, пройдя за 84 дня более тысячи километров в условиях полярной ночи.

Уникальным остается лыжный поход на Валаам, который с окончанием летней навигации становится недоступным для массовых посещений. Зимой, сюда можно добраться судном на воздушной подушке. Чтобы увидеть главные достопримечательности острова, придется встать на и проделать путь по острову к православным храмам и монастырям.

Байкал — любимое место большинства туристов. Зимой здесь больше возможностей для активного отдыха, чем летом. Можно совершить длительный поход на лыжах как по земле, так и по замерзшему льду озера. Лучшее время для него — с февраля по апрель. В этот период ветры сдувают с поверхности водохранилища слой снега, и оно остается идеально гладким и прозрачным до самого дна.

Для тех, кто не хочет выбираться на дальние расстояния, существуют привлекательные маршруты в средней полосе России, например, походы на лыжах по Подмосковью, вдали от населенных пунктов и дорог: в окрестностях Абрамцево, Звенигорода, Радонежа, реки Шерна.

Особенности снаряжения для лыжного туризма

Подбирая снаряжение, стоит учитывать такие факторы:

  1. Холод. Нужно позаботиться об обеспечении теплового режима.
  2. Непродолжительный световой день. При недостаточной освещенности должно хватать дополнительных источников света (лампочек, фонариков, свечек).
  3. Осадки. Должна быть возможность сменить мокрую одежду, то есть не должна промокать.
  4. Слепящий снег. Чтобы избежать воспаления глаз, нужно иметь при себе солнцезащитные очки.

Одежда лыжника-туриста

Обязательная экипировка: лыжная шапка, подшлемник, наушники, ветрозащитная маска, 2-3 пары рукавиц. Пуховик и брюки должны быть утепленными — например, синтепоном. Удобной одеждой является комбинезон.

Большинство вещей должно быть из шерсти, даже смена белья. Незаменимым в суровых условиях станет термобелье для активного отдыха.

Обувь лыжника-туриста

В зависимости от типа крепления подбираются лыжные ботинки. Обуви уделяют должное внимание: ботинки следует предварительно разносить и натереть их специальным кремом (силиконовым). На зимнюю обувь натягивают снегозащитные бахилы. Для спасения от холода берут с собой термоноски.

Личное снаряжение лыжника-туриста

Важное составляющее горнолыжного туризма в России — специальные , которые более узки, чем охотничьи, и более широки, чем для бега. Лыжные оснащены кольцами.

Стандартные жесткие походов повышенной сложности — при падениях из-за них ломаются подошвы ботинок. На дальних маршрутах используют специфические (чаще тросовые) крепления.

Если путешествие планируется в лесистой местности — не обойтись без палатки, дорожной печки. Вравнинных местах — придется приобрести специальную палатку типа «полусфера» или «бочка».

В снаряжения должен быть индивидуальный или групповой спальный мешок, утепленный пуховым или синтепоновым наполнителем, способный удержать тепло при сорокаградусном морозе.

Не помешают сани-волокуши, сетка-гамак для костра, валенки, «про запас», мазь для их смазывания, батарейки, походный ремонтный набор.

Тактика лыжного похода

Что планируется организовать при проведении похода:

  1. Выбор маршрута.
  2. План дневного перехода.
  3. План преодоления препятствий.

При выборе маршрута нужно принять во внимание наличие по пути населенных пунктов, решить, из какого базового, места, будет выходить группа, одного или из нескольких.

Весовые нагрузки напрямую зависят от вида маршрута и его расстояния. Самые тяжелые нагрузки бывают у туристов, обходящих поселения стороной. При этом пищу и все предметы придется носить с собой.

Непосредственно на маршруте разрабатывается план дневного перехода. Каждый день продумываются график движения и распорядок дня с учетом преодоления препятствий и места привала, топографии и прогноза погоды, скорости движения членов похода.

Увидев препятствие, стоит трезво выработать план решения проблемы. Оценив обстановку, нужно выяснить: бороться с препятствием или обойти его. Если выбран второй вариант, следует обозначить причины, по которым изменен маршрут.

Правила ориентирования в лыжном туризме

Зимой, ориентиры спрятаны под снегом. Не стоит полагаться на движение солнца или определять стороны света по внешним признакам. Лучше довериться карте и компасу. Нужно двигаться по азимуту, и вычислять пройденный путь по скорости и времени.

Туристическая карта должна содержать данные о рельефе и растительном покрове (наличии или отсутствии леса) местности, дорожной, гидрографической сетях, населенных пунктах, размещении спасательных баз. Лыжникам следует внимательно изучить состояние дорог, наличие перевалов в горном хребте относительно имеющихся ориентиров, скальных сбросов, ручьев, склонов.

Дополнительно берут схемы района.

Для определения точки стояния, сверяют карту с местностью и опознают видимые ориентиры. В предгорьях тундры точку стояния находят приемом обратной засечки: визируют азимут на 2 указанных в карте ориентира местности (например, вершины гор), визирные линии наносят на карту и в том месте, где они пересеклись, обозначают точку стояния.

Правила безопасности в лыжном туризме

Одиночный лыжный поход должен быть без рискованных участков

Маршрут должен соответствовать квалификации путешественника. Нарушение правил безопасности может стать причиной травм, от которых не застрахован ни один турист. Лавиноопасность, сложный рельеф, человеческий фактор несут угрозу жизни и здоровью всех участников похода. Согласно статистике, гибель 80% лыжников происходит из-за схода лавины; в 11% случаев люди замерзают; в 7% срываются с высоты; причиной смерти 2% становится болезнь.

Особенности безопасного поведения:

  1. Двигаясь по пересеченной местности, нужно соблюдать дистанцию во время скоростного спуска.
  2. Разумно оценивать собственные возможности при выполнении элементов движения.
  3. Двигаясь по замерзшим водоемам, придерживаться проложенных троп.
  4. Лавиноопасные места лучше проходить утром, когда снег скован морозом.
  5. Чтобы не потерять ориентировку во время бурана, тумана, метели чаще сверяться с картой, а лучше остановиться и разбить временный лагерь. Путь должен продолжиться после улучшения погоды.
  6. В рюкзаке должна находиться медицинская аптечка для оказания первой помощи.

Преимущества лыжного туризма

Те, кто увлекается лыжными прогулками и походами, отмечают улучшение здоровья: укрепляется сердечная мышца, тело становится более стройным, исчезают проблемы с позвоночником, снимаются стресс и усталость, поднимается настроение.

Отдельных слов заслуживает горнолыжный туризм — это спорт, который подразумевает катание со склонов гор не только на лыжах, но и на сноуборде — специально оборудованной доске. На можно встать в любое время года. К услугам желающих — опытные и снаряжение, которое необязательно везти с собой: на каждом курорте можно взять его в аренду.

Каждый выбирает для себя трассу в зависимости от сложности: «зеленую», «синюю», «красную» или «черную». Горнолыжные походы требуют от участников предварительной и определенных навыков в прохождении лыжных и маршрутов.

Организация лыжного похода и причины их популярности

Перед стартом похода осваивают и оттачивают технические навыки, развивают физические и моральные качества. Следует разработать маршрут, составить необходимую документацию, организовать финансирование, решить проблемы с транспортом. Все,должно быть продумано до мелочей: от замысла путешествия до переезда в место отправления.

Если это прогулка выходного дня, подготовиться к ней можно за неделю. «Марш-бросок», рассчитанный на много дней, планируется за 2-3 месяца. Руководитель группы разрабатывает график подготовки, где расписаны все требуемые мероприятия и намеченные сроки выполнения. В графике указывают:

  • число участников;.
  • цель похода;
  • маршрут;
  • топографических документов, данных по маршруту;
  • время старта и конца путешествия;
  • график передвижения;
  • запасные варианты маршрута (например, на случай аварии);
  • прогноз погоды;.
  • список экипировки, набора для ремонта и походной аптечки;
  • перечень провианта;
  • расходная смета;.
  • распределение поручений между членами группы.

Объяснить увлечение россиянами лыжным спортом можно тем, что большая часть страны длительное время остается под снежным покровом. С советских времен действовали лыжные базы и тренировочные лагеря, где дети и взрослые занимались спортом. И сейчас люди любят активный отдых.

Природные условия Крайнего Севера характеризуются суровым арктическим климатом, продолжительной зимой (7—8 месяцев) и сложными метеорологическими условиями (низкая температура, высокая влажность воздуха, сильные ветры). Малонаселенность, необжитость большой территории, труднодоступный характер местности и ограниченность путей сообщения, а в большинстве районов полное отсутствие дорог, продовольствия и топлива еще бол ее осложняют туристский поход. Ионосферные и геомагнитные возмущения (бури) отрицательно влияют на работу средств радиосвязи и компасов.

Местность в большинстве районов Заполярья тундровая, в некоторых районах гористая, сильно пересеченная, покрытая валунами, каменной россыпью, а в некоторых районах — равнинно-болотистая. Рельеф сильно пересечен оврагами, речками и озерами. Горы, леса, озера и болота, обилие каменных россыпей и валунов затрудняют движение лыжников.

Одной из самых существенных особенностей территории Заполярья является исключительное обилие больших и малых озер, связанных короткими порожистыми реками.

Реки, преимущественно горного типа, многоводные, порожистые, с быстрым течением. Даже в сильные морозы во многих местах они не покрываются льдом. Они протекают в узких долинах с очень крутыми берегами, что чрезвычайно затрудняет организацию переправ.

Следует учитывать влияние приливно-отливных явлений (10—15 км от устья), так как приливная волна в узких долинах рек не безопасна.

Около 40% поверхности занимают болота. Степень проходимости болот не одинакова. Если снежный покров установился рано, еще до наступления заморозков, то прокладывать маршрут по болотам нежелательно, ибо можно легко провалиться. Особенно опасны мелкие ручейки, скрытые под толстым слоем рыхлого снега.

Прибрежная полоса представляет собой ряд сильно расчлененных горных плато, в большинстве случаев круто обрывающихся к урезу воды. Это диктует выбор маршрута вдоль рек и плато, а не вдоль береговой линии моря.

Кроме низких температур и неустойчивой погоды, зимний период в Заполярье характеризуется также сильными холодными ветрами, большой и низкой облачностью. В это время отмечается особенно много случаев обледенения и гололедицы. Резкое похолодание при облачной погоде вызывает обледенение одежды людей. Случаи обморожения возможны даже в весеннее время (апрель—май) при сильных ветрах и большой влажности воздуха.

Профилактическим мерам борьбы против обморожения людей следует уделять серьезное внимание. Руководитель туристской группы, организующий поход , не должен упускать из поля зрения вопросы своевременной сушки одежды и обуви, своевременной остановки на ночлег и правильного выбора места бивака, а также регулярного обеспечения участников похода горячей пищей (3 раза в сутки). Недоучет этих мер ведет к массовым случаям обмораживания и простудным заболеваниям.

Полярная ночь или очень короткий день с длинными сумерками и светлыми ночами с полярным сиянием создают своеобразные условия для передвижения. Это требует специальной подготовки и натренированности участников похода, отличного владения лыжной техникой. Ориентировка здесь затруднена из-за однообразного ландшафта и отсутствия хорошо заметных ориентиров.

Весной и особенно осенью характерны резкие колебания температуры.

Проходимость местности зимой значительно повышается по сравнению с летним периодом, зависит от глубины и плотности снежного покрова, промерзания болот и прочности льдов.

Древесная растительность в арктической зоне отсутствует. В глубинных районах продовольственных ресурсов, кроме рыбы и ограниченного количества оленины, не имеется.

Все эти особенности хотя и не исключают, но значительно усложняют организацию и проведение лыжных походов в условиях Крайнего Севера.

Полярные дни и полярные ночи нарушают обычный, привычный уклад жизни человека. В полярный день многие не могут нормально отдыхать. Длинная зимняя ночь. угнетающе действует на психику человека, отсутствие или недостаток ультрафиолетовых лучей способствует заболеванию цингой, особенно при недостатке в пище витамина С.

Короткий полярный день ограничивает суточный переход туристской группы. Недостаточная освещенность затрудняет производство фото- и киносъемки. Длинный полярный день во второй половине зимы (апрель—май месяцы) благоприятствует проведению длинных переходов, но сильная освещенность заставляет пользоваться темными (защитными) очками. (Схема продолжительности полярного дня и полярной ночи дана в приложении).

Влажность воздуха доходит до 89—90%. Такой высокий процент относительной влажности является главной причиной большой облачности и частых туманов в Арктике. Большое количество пасмурных дней и туманов усложняет ориентировку группы на маршруте.

Осадки зимой выпадают в виде сухой и мелкой снежной пыли (центральный сектор), а иногда и мелкого дождя, в виде пыли (Кольский и Чукотский полуостров).

Выпавшая на землю снежная пыль не смерзается и при малейшем ветре переносится с места на место, с открытых пространств и вершин — в лощины.

В районах Арктики с влажным воздухом и сильными ветрами снег утрамбовывается настолько, что позволяет передвижение по нему без лыж. Снег в большинстве районов Арктики сходит в конце июня. Число дней со снежным покровом — 200—300.

Арктика отличается сильными и штормовыми ветрами. Ветры со скоростью 10—15 м/сек в Арктике—довольно частое явление. В центральной Арктике сильные штормовые ветры иногда могут продолжаться до 5 — 10 дней и более. Западная часть Заполярья (Кольский полуостров) характеризуется так называемыми «зарядами». Это сильный ветер (со скоростью 25—30 м/сек), который может длиться всего 1—2 часа. Опасность заключается в том, что «заряды» начинаются почти внезапно. Ветры усугубляют суровость полярной зимы и усиливают действие холода.

Ниже приводится таблица, показывающая, при какой температуре воздуха и какой силе ветра открытая часть тела в спокойном состоянии обмораживается.

Метели (пурга, буран) бывают как при снегопаде, так и без него. Настоящая пурга, затрудняющая передвижение лыжника, бывает при скорости ветра 14 м/сек и выше. При ветре со скоростью 12—15 м/сек снежная пыль поднимается на высоту 15—30 м над землей, и воздух наполняется снежной пылью, что затрудняет дыхание и создает почти полное отсутствие видимости. Такая снежная пыль проникает в мельчайшие щели, даже сквозь неплотную ткань или швы одежды, сквозь упаковку и т. д.

Климатические условия Арктики (особенно зимой) требуют приспособления к ним участников похода, что достигается известной акклиматизацией и систематической закалкой. Лыжные походы в условиях Арктики требуют соответствующего снаряжения, одежды и питания.

Любой человек, уроженец средних широт, может приспособиться к арктическим условиям при наличии хорошего здоровья, при нормальном питании (до 5,5—6 тысяч больших калорий) с необходимым количеством витаминов в пище и при наличии одежды и обуви, предохраняющих от арктического холода, сырости и ветра.

Крайний северо-запад Арктики (Кольский полуостров) резко отличается от восточных заполярных районов нашей страны. Здесь климатические условия менее суровы, чаще встречается растительность, в большинстве районов имеется сеть дорог, связывающая населенные пункты.

Географическую характеристику отдельных районов Крайнего Севера следует искать в специальной литературе.

Планирование похода. Планируя лыжный поход в условиях Крайнего Севера, группа должна очень внимательно подойти к выбору района. Диктующим фактором здесь является возможность подъездов к началу маршрута и возвращение назад после окончания похода. Наиболее удобными в этом отношении являются районы Кольского полуострова, Архангельская область, Полярный Урал (гг. Воркута, Хальмер-Ю и Салехард), куда подходят железнодорожные пути. В остальные районы Крайнего Севера добраться зимой можно только с помощью полярной авиации.

При выборе района похода удобно пользоваться картой масштаба 1: 1 000 000. На картах по Крайнему Северу даже в таком мелком масштабе указаны все поселки, отдельные избы, зимовья, граница леса, наличие дорог, троп, зимников и т. д.

Избранный для проведения лыжного похода район должен быть тщательно изучен с помощью имеющихся литературных источников (географических описаний, гидрометеорологических справочников, лоции морей и т. д.). Нужно отметить, что этих литературных источников очень мало, так как Крайний Север и на сегодняшний день мало изучен и описан. Имеются белые пятна, требующие нанесения их на карту и описания. К числу таких белых пятен относятся внутренние районы Таймырского полуострова.

Кроме литературных источников, нужно использовать консультации охотников и рыболовов, а также местных учреждений, установив с ними заблаговременную письменную связь. Целесообразно изучить отчеты туристских групп, прошедших раньше хотя бы в соседних районах.

Для детальной разработки маршрута нужно иметь карту масштаба 1: 200 000 или 1: 500 000. В отличие от походов в средних широтах карты указанного масштаба вполне могут удовлетворить требования туристов в походах по Крайнему Северу. Более того, пользоваться картой масштаба 1: 100 000 бывает очень неудобно из-за ее большой величины. Потребность в отдельных листах такого масштаба может возникнуть, лишь при переходе особо сложных горных перевалов.

Характерной особенностью маршрутов в условиях Крайнего Севера является их большая протяженность, почти полное отсутствие населенных пунктов, невозможность пополнения запасов продуктов на трассе маршрута, бездорожье, далекие подъезды к началу маршрута, отсутствие возможности выйти на боковые пути, бедность местным топливом, отсутствие привычных ориентиров.

Здесь большое значение приобретает каждое жилье, даже охотничьи и рыбачьи зимовья или чумы оленеводов. Выброшенный на берег плавник, отдельные участки леса и заросли кустарника также должны тщательно учитываться. Как правило, трасса маршрута должна проходить через них, хотя это иногда может удлинить маршрут на 30— 50%. Такие участки используются как опорные пункты, где иногда целесообразно организовать дневки.

При прокладывании на карте линии маршрута нужно иметь в виду, что в Заполярье снег постоянно дующими ветрами уплотнен настолько, что позволяет движение по нему без лыж. Не только лыжи, но и нога человека подчас не оставляет следа на снегу. На возвышенных местах снега почти нет, он сдут полностью ветром и движение на лыжах затруднено из-за выступающей почвы и мелких камней. Необходимо учитывать господствующее направление ветров. Недооценка этого фактора может привести к аварии или, в лучшем случае, к срыву похода.

Разбивка маршрута по дням и планирование темпа движения должны проводиться с учетом того, что туристы бу-. дут вынуждены нести с собой почти весь запас продовольствия и топлива. Здесь величина суточного перехода, особенно в начале маршрута, очень мала (8—12 км) и тем меньше, чем длиннее весь маршрут, а значит, и больше общая выкладка на каждого участника.

Для определения общей продолжительности похода (его пешеходной части) темп передвижения хорошо подготовленной группы нужно принимать в 15—18 км. Здесь учтены дневки, а также вынужденные пережидания пурги.

На маршрут протяженностью в 300 км нужно планировать 20 дней, из них 4—5 дней, как правило, падают на непогоду. График движения целесообразно составить приблизительно так: 10, 15, 18 км, дневка, 20, 20, 20, 20 км, дневка, 25, 25, 30, 30 км, дневка, 25, 22, 20 км.

Кроме трех дневок 2—3 дня нужно оставить в резерве. В случае неблагоприятной погоды специальные дневки не делаются, они совпадут с днями непогоды.

Дневки целесообразно планировать в населенных пунктах, охотничьих или рыбачьих избах, в местах с наличием топлива (лес, кустарник, плавник) или в пунктах, где предусмотрено проведение научно-исследовательской работы.

Наличие хорошего снаряжения в группе является одним из факторов успешного и безаварийного похода. Снаряжение для лыжных походов в условиях Крайнего Севера должно быть легким, удобным в передвижении, а также должно обеспечивать организацию ночлегов в самую неблагоприятную погоду.

Коротко требования к одежде сводятся к следующему: способность сохранять тепло при морозе 50—60°; ветронепроннцаемость при ветре со скоростью до 25—30 м/сек; влагонепроницаемость (непромокаемость); максимально возможная легкость и удобство при носке и передвижении на лыжах; простота одевания и раздевания.

Если при планировании походов первой и второй категории трудности в средней полосе группа может брать тот.или иной перечень снаряжения часто по своему усмотрению, то в сложных походах третьей категории трудности небрежное отношение к этому вопросу может привести к печальным последствиям. Маршрутные комиссии должны установить определенный перечень снаряжения для таких походов, проверяя его наличие при отъезде группы на маршрут.

Индивидуальное снаряжение на каждого участника должно быть точно подогнано и испытано в проверочных походах. Здесь все должно быть продумано до мелочи, взято все необходимое и ничего лишнего.

  • 3.2. Организационно-управленческая система туризма
  • Вопросы к главе
  • Глава 4. Характеристика спортивного туризма как вида спорта
  • 4.1. Содержание соревновательной деятельности и нагрузочные характеристики спортивного туризма
  • 4.2. Методические основы категорирования туристских маршрутов и основные положения разрядных нормативов по спортивному туризму
  • Глава 5. Организация спортивных туристских походов
  • 5.1. Схема организации спортивного похода
  • 5.2. Личное снаряжение
  • 5.3. Групповое снаряжение
  • 5.4. Аптечка туриста: первая помощь
  • 5.5. Организация питания
  • Энергетическая ценность некоторых продуктов
  • Типовая походная раскладка продуктов
  • 5.6. Возможности пополнения продуктов за счет «даров природы»
  • Глава 6. Организация подготовки туристов-спортсменов
  • 6.1. Основные задачи, принципы и методы спортивно-туристской подготовки
  • 6.2. Содержание спортивно-туристской подготовки
  • Вопросы к главе
  • Глава 7. Организация врачебно-педагогического контроля туристов Общие положения
  • Глава 8. Расчетные методы в организации спортивно-оздоровительного туризма
  • 8.1. Модельные характеристики спортивных туристских походов
  • 8.2. Расчетный метод определения механической работы
  • 8.3. Расчетный метод определения скорости передвижения
  • 8.4. Прогнозирование рекреационной направленности туристских классифицированных походов
  • 8.5. Вероятностный подход к оценке безопасности человека в природных условиях
  • 8.6. Расчет показателей состояния развития спортивного туризма
  • 8.7. Расчет себестоимости, цены и прибыли спортивного туристского похода.
  • Вопросы к главе
  • Глава 9. Основы организации обеспечения безопасности в спортивном туризме
  • 9.1.Основные положения системы обеспечения безопасности
  • 9.2. Обеспечение безопасности человека в природных условиях
  • Вопросы к главе
  • Глава 10. Топография и ориентирование в туризме Общие положения
  • 10.1. Основы топографии и ориентирование на местности
  • 10.2. Ориентирование на местности
  • Слышимость звуков на ровной местности
  • Расстояния различимости предметов на местности
  • Некоторые геометрические размеры тела человека и предметов
  • 10.3. Ориентирование на местности с помощью приборов спутниковой навигации
  • 10.4. Особенности ориентирования в различных видах путешествий
  • 10.5. Спортивное ориентирование
  • Вопросы к главе
  • Глава 11. Водный туризм Общие положения
  • 11.1. Основные препятствия водных туристских маршрутов
  • 11.2. Снаряжение для водных спортивных походов.
  • 11.3. Тактика и техника водного туризма
  • 11.4. Техника преодоления типичных препятствий
  • 11.5. Особенности обеспечения безопасности в водных походах.
  • Вопросы к главе
  • Глава 12. Лыжный туризм Общие положения
  • 12.1. Основные препятствия и опасности лыжных туристских маршрутов.
  • 12.2. Снаряжение для лыжных спортивных походов.
  • 12.3. Техника лыжного туризма.
  • 12.4. Тактика лыжных спортивных путешествий.
  • 12.5. Особенности обеспечения безопасности в лыжном туризме
  • 12.6. Оказание медицинской помощи
  • Вопросы к главе
  • Глава 13. Горный туризм Общие положения
  • 13.1. Препятствия горных туристских маршрутов
  • 13.2. Снаряжение для горного путешествия
  • Личное снаряжение, обувь, одежда.
  • Специальный инвентарь и приспособления.
  • 13.3. Техника горного туризма Техника преодоления травянистых склонов
  • Техника преодоления осыпей
  • 13.4. Тактика горного путешествия
  • 13.5. Особенности обеспечения безопасности в горном туризме
  • Вопросы к главе
  • Иллюстрации
  • Глава 14. Пешеходный туризм Общие положения
  • 14.1. Основные препятствия пешеходных туристских маршрутов Болота
  • Проходимость болот (по с. Э. Некляеву, 2004)
  • Пустыня
  • Переправы
  • Методика категорирования пешеходного маршрута
  • Баллы за локальные препятствия (лп)
  • Баллы за протяженные участки (пп)
  • 14.2. Снаряжение для занятий пешеходным туризмом
  • Личное снаряжение в пешем путешествии
  • Особенности группового снаряжения
  • 14.3. Техника и тактика пешеходного туризма
  • Тактика прохождения пешеходного маршрута.
  • 14.4. Особенности обеспечения безопасности в пешеходном туризме
  • Обеспечение безопасности при укусах ядовитых змей и насекомых
  • Вопросы к главе
  • Глава 15. Спелеотуризм Общие положения
  • 15.1. Основные препятствия спелеотуристских походов
  • 15.2. Снаряжение для спелеотуризма
  • 15.3. Техника и тактика спелеотуризма.
  • 15.4. Особенности обеспечения безопасности в спелеотуризме
  • Вопросы к главе
  • Глава 16. Велотуризм Общие положения.
  • 16.1. Основные препятствия велосипедных походов.
  • Минимальное количество протяженных препятствий на маршруте
  • Локальные препятствия
  • 16.2. Снаряжение для велотуризма
  • 16.3. Техника велотуризма (по а. А. Булгакову, 1984).
  • 16.4. Тактика велопохода
  • 16.5. Особенности обеспечения безопасности в велотуризме
  • Вопросы к главе
  • Глава 17. Парусный туризм Общие положения (по материалам е. Антонова, 2002)
  • 17.1. Основные препятствия и опасности парусных туристских маршрутов
  • 17.2. Снаряжение для занятий парусным туризмом.
  • 17.3. Техника парусного туризма.
  • 17.4. Стратегия и тактика путешествия под парусом.
  • 17.5. Особенности обеспечения безопасности
  • Вопросы к главе
  • Глава 18. Конный туризм Общие положения
  • 18.1. Основные препятствия конных туристских маршрутов.
  • Локальные препятствия:
  • 18.2. Туристу о лошади.
  • 18.3. Снаряжение для занятий конным туризмом.
  • 18.4. Техника конного туризма
  • 18.5. Особенности обеспечения безопасности в конном туризме
  • Вопросы к главе
  • Глава 19. Автомототуризм Общие положения
  • 19.1. Основные препятствия автомототуризма.
  • 19.2. Снаряжение для автомототуризма.
  • 19.3. Тактика и техника автомототуризма
  • 19.4. Безопасность автомотопоходов.
  • Вопросы к главе
  • Приложение 1
  • Дополнение к нормам, требованиям и условиям их выполнения по виду спорта «спортивный туризм»
  • Условия выполнения норм
  • Приложение 2 Правила проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. Кодекс путешественника.
  • 12.5. Особенности обеспечения безопасности в лыжном туризме

    Одной из самых распространенных причин травмирования в зимнем туризме является падение при спуске на лыжах . Общей рекомендацией для исключения подобных травм является запрещение спуска на лыжах с незнакомых склонов, особенно с грузом, который значительно снижает устойчивость лыжника. Следует придерживаться на спусках небольшой скорости, при которой турист может владеть лыжами. Скорости «гасят» в экстренных случаях технически правильно выполненным падением. Технику внезапных остановок на спусках, включая падения, необходимо освоить на тренировочных выходах до похода.

    Правильное выполнение приема внезапной остановки падением заключается в том, что турист должен резко перейти из положения стоя в сидячее и затем падать назад вбок от лыж. При этом лыжи сами развернутся поперек движения и помогут торможению. Приседать и падать надо мимо лыж, иначе можно легко превратиться в нагруженные неуправляемые санки.

    В походах следует запрещать свободное катание со склонов во время отдыха, так как травма или поломка лыж может поставить группу в тяжелое положение.

    Для обеспечения безопасности при прохождении лавиноопасного склона направление движения следует выбирать под защитой препятствий на пути возможной лавины (участки камней, выступающих из-под снега, кусты и деревья). Также можно двигаться по выположенным участкам выше перегибов, уступам склонов, контрфорсам, каменистым и заснеженным гребням, даже если это удлинит путь и потребует нежелательного набора высоты (рис. 12.26).Заснеженные склоны следует проходить выше линии основного снегосбора, склон с твердым слоем снега – в верхней, а с рыхлым – в нижней выположенной части; по наветренному и теневому склону движение безопаснее, чем по подветренному и солнечному.

    Перед началом преодоления склона руководитель должен организовать движение и настойчиво добиваться выполнения намеченного плана.

    Вначале необходимо выставить на безопасное место с хорошим обзором преодолеваемого отрезканаблюдателя и установить сигнал предупреждения о лавине. Наблюдатель смотрит за движением и фиксирует в случае схода лавины место исчезновения участника (рис. 12.27).

    Важно проверить состояние снега на пути следования: первый турист, застрахованный с помощью основной веревки, проверяет, не дает ли снег осадки, не происходит ли его сползание. При неустойчивом состоянии снежного покрова надо немедленно отказаться от избранного пути.

    Прежде чем начать движение, каждый обязан застегнуть капюшон, заправить штормовку в брюки, вынуть руки из темляков лыжных палок, ослабить плечевые ремни рюкзака, лыжные крепления, распустить лавинную ленту. Руководитель еще раз напоминает порядок действий в случае схода лавины, а также путь, по которому целесообразно скатываться, и местные предметы, за которыми можно укрыться от нее.

    При движении участники должны соблюдать установленную дистанцию (не менее 100 м), идти след в след впереди идущего, не кричать, не делать резких движений и без необходимости не останавливаться.

    Меры самостраховки туриста при траверсировании, подъеме или спуске «лесенкой» заключаются в постоянной готовности туриста к самозадержанию в случае потери равновесия. Для этого используют ледорубы, лыжные палки, обращенные штычками к склону. Для увеличения сцепления со снегом, фирном, льдом используют «кошки», а также репшнур, многократно обмотанный вокруг лыжи у крепления. Последний способ считается аварийным, когда торможение необходимо, а другого снаряжения нет. Репшнур или веревка делают лыжника неустойчивым, при этом возникает риск потянуть голеностоп. Кроме того, шнур истирается и не годится в дальнейшем для страховочных работ.

    Рис.12.27. Зона возможного нахождения участника; попавшего в лавину. Положение: 1 - группы; 2 - наблюдателя; 3 - участника в момент схода лавины; 4 - то исчезновения участника; 5 - зона поиска; 6 - знаки маркировки зоны поиска; 7- направления выката участников, зондирующих склон при повторном сходе лавины.

    Придвижении по узким каньонам следует наблюдать за снежными надувами, карнизами, ледовыми стенами и наплывами, отмечая и обходя места со следами обвалов снега и льда. По особо опасным участкам проходят по одному в ускоренном темпе. Прохождение таких мест нужно планировать на время с устойчивой морозной погодой. Запрещается движение по узким каньонам с нависающими козырьками во время или сразу после снегопада или сильной метели, в условиях плохой видимости или при раскисающем снеге. В этих условиях необходимо найти другой, безопасный вариант пути или дождаться устойчивого состояния снежного покрова.

    Движение по плато с обрывами и каньонами следует планировать только при хорошей погоде, когда эти потенциально опасные участки хорошо просматриваются. При резком ухудшении погоды на этапе подъема к плато необходимо немедленно вернуться вниз в безопасную зону, при нахождении на плато – движение прекратить и быстро организовать бивак с защитой палатки от ветра. В случаях крайней необходимости допускается продолжение движения в условиях пониженной видимости.

    При этом группа должна двигаться компактным коллективом, по одной лыжне. Необходимо организовать передовую двойку-связку для страховки на случай срыва с карниза или вертикального обрыва. В таких условиях запрещается самостоятельное, отдельно от группы, движение участников с целью поиска рационального пути или удобного места спуска. Руководитель обязан двигаться в основной группе, чтобы в случае срыва туристов распорядиться действиями оставшихся.

    При движении по руслам рек и водоемов соблюдают дистанцию между участниками, равную 20-25м, чтобы не проломить участки такого льда, а также внимательно следят за характером льда и изгибами реки, избегая мест с быстрым течением. Особая осторожность необходима при движении у скал, камней, резких поворотов рек. Если река принимает характер каньона, лучше покинуть русло и выбрать иной путь.

    Движение по таким участкам допускается только в крайних случаях при соблюдении всех коллективных и индивидуальных мер предосторожности. Следует остерегаться поверхностных незамерзающих вод, так как при морозе намокание ног может привести к обморожению. Кроме того, на скользящую поверхность нарастет лед, что затормозит движение группы. Если участник в морозную погоду промочил ноги (проломил лед, попал в глубокие поверхностные воды), нужно срочно сменить носки, а ботинки протереть изнутри сухим снаряжением. Если турист провалился под лед, нужно, не теряя самообладания, попытаться вползти на крепкий его участок или удержаться за край до организации помощи. При сильном течении и большой глубине нужно сбросить рюкзак и попытаться освободиться от лыж.

    Для оказания помощи провалившемуся , следует как можно быстрее достать или изготовить подручные спасательные средства. К таким средствам относится веревка, которую при выходе группы на реку укладывают сверху, положив ее под клапан. Она должна находиться у замыкающего – он быстрее, чем передние, увидит происшествие и окажет помощь. Подручным средством могут быть и соединенные лыжные палки. Спасательное средство нужно протянуть пострадавшему из положения «лежа», стараясь при этом находиться как можно дальше от опасного участка. Вытаскивающему нужно закрепиться (зацепиться) на льду, так как пострадавший может притянуть к себе спасателя. Вылезать из пролома следует в положении «лежа», не вставая на колени. При первой возможности нужно освободиться от рюкзака, навалив его на край пролома. Это поможет снизить удельное давление на краевой участок льда.

    Вытащив пострадавшего, быстро организуют бивак (разводят костер или зажигают все примусы в палатке), переодевают в запасной комплект одежды и согревают чаем или другими согревающими средствами. При переодевании полезно растереться сухой шерстяной одеждой, а затем интенсивно помахать руками и ногами или побегать.

    При прохождении незамерзшей реки следует вначале поискать выше или ниже по течению замерзший участок, искусственный или снежный мост. Такие участки проходят по одному со страховкой с берега, при этом первый участник – разведчик идет без груза. Пересекать ненадежные ледовые участки и снежные мосты на реках нужно на лыжах для снижения удельного давления на снег или лед. Если таких участков поблизости нет, переправу организуют так же, как и в летних условиях.

    Вначале выбирают участок реки, где она на взгляд достаточно мелкая, а ниже по течению нет выступающих камней, кустарника, плавника, застрявших льдин, за которые может зацепиться страхующая веревка. Выбрав место переправы, организуют переход первого туриста. Он должен снять ботинки, оставшись в толстых носках, приготовить запасную одежду: брюки, носки, закрепить лыжи под клапаном рюкзака. При переходе удобно пользоваться сдвоенными лыжными палками в качестве дополнительной опоры. Перейдя реку, участник должен быстро переодеться, развести костёр, а затем закрепить веревку для переправы остальных. В глухих таежных районах допускается переправа по клади (по поваленному поперек русла дереву).

    Профилактика против переохлаждения и отморожения предусматривает комплекс мер, включающий правильный выбор снаряжения, умелую тактику передвижения и регулярный контроль состояния участников на марше. Количество надетого на участнике теплоизоляционного снаряжения должно соответствовать темпу движения и охлаждающему воздействию среды. Нужно стремиться, чтобы организм всегда находился в оптимальных температурных условиях. Поэтому в начале движения следует надеть дополнительную одежду (пуховую или ватную куртку, свитер), а спустя 10-30 мин., когда организм разогреется движением, часть снаряжения можно снять. При сильных ветрах, которые «продувают насквозь», полезно надевать ветрозащитные куртки и брюки (или комбинезон). Они не должны стеснять движений и быть, по возможности, легкими. Наиболее практичным материалом для изготовления такого снаряжения являются коландрированный капрон, болонья, легкий, но плотный брезент.

    На остановках следует надевать дополнительное снаряжение, чтобы не дать организму остыть.

    При очень сильных ветрах и низкой температуре воздуха нужно защитить пах. Для этого под ветрозащитные брюки помещают куски меха, запасные варежки или просто полиэтиленовый пакет.

    Влияние тактики движения на профилактику переохлаждения заключается в правильном выборе темпа движения, регламента остановок и дистанции между участниками. Следует периодически осматривать открытые части тела, что поможет избежать отморожения. Даже при незначительной потери чувствительности пальцев ног и рук, являющейся признаком начала отморожения, рекомендуется остановиться и оттереть или отогреть замерзшие части тела на животе, под мышками.

    Не рекомендуется обертывать ноги бумагой: она перетирается, скатывается в комки, что вызывает натирание и способствует отморожениям. Следует также отказаться от смазывания ног жировыми составами, поскольку они препятствуют испарению пота и увеличивают влажность кожи. Отогреть ноги можно энергичными махами до появления боли и чувствительности в пальцах. Если это не помогает, нужно снять ботинки, носки и растереть ноги (обе одновременно) сухим материалом (не снегом!). Применяют также согревание ног на животе товарища и в теплой ванне. После согревания отмороженного участка в течение получаса его следует забинтовать и максимально утеплить.

    Надо помнить, что каждый участник должен при малейшей потере чувствительности части тела сказать об этом руководителю или товарищу и принять меры к немедленному отогреванию. Ложный стыд или пренебрежение могут не только привести пострадавшего к тяжелым последствиям, но и поставить группу в критическое положение, сорвать поход. Чтобы избежать общего переохлаждения организма (например, при длительном нахождении в лавине или вне группы в недостаточно теплой одежде) следует быстро организовать бивак, поставить палатку, раздеть пострадавшего и применить растирание и массаж.

    Лыжный туризм у нас в стране появился уже давно. Туристами освоены многие районы нашей родины, в том числе и труднодоступные: Приполярный и Полярный Урал, Алтай, Саяны, Ямал, Чукотка, Верхоянский хребет и Становое нагорье, а так же многие другие.

    Лыжные походы совершаются в наиболее суровые времена года – зиму и межсезонье, к которым человек по природе своей приспособлен слабо, и в которые ему придется прикладывать все силы для борьбы за жизнь.

    Усложнение путешествий, расширение их географии в сочетании с непрерывным ростом массовости делают проблему обеспечения безопасности в зимнем туризме исключительно важной и острой.

    Причиной многих травм является нарушение правил безопасности, которые каждый турист должен знать и неукоснительно выполнять. На дальних же маршрутах соблюдение правил безопасности становится жизненно необходимым условием, так как их нарушение может привести к травме или гибели не только пострадавшего, но и всей группы, попавшей в аварийную ситуацию.

    Нередки в практике зимнего туризма потери участников в пургу, попадание в снежные лавины, травмы из-за недостаточного владения техникой передвижения на лыжах с грузом и преодоления естественных препятствий, непрохождение маршрута из-за возникших в группе разногласий.

    Вопросы обеспечения безопасности в зимнем туризме обширны и сложны. Неверно думать, что выполнение простейших правил безопасности на маршруте гарантирует группе его успешное прохождение. Только комплексной изучение и соблюдение всех правил, методов и средств обеспечения безопасности на всех стадиях - от начала подготовки к походу до составления отчета о нем и передачи материалов в туристскую библиотеку - гарантируют успех туристским группам.

    Факторы в лыжных походах, представляющие угрозу для туристов:

    • Климатические условия (зима!), включая лавиноопасность
    • Рельеф местности
    • Антропогенные факторы (опасности, привносимые в Горы человеком)

    Обратимся к статистике:

    Процентное соотношение погибших (1975 – 2004гг):

    • Лавины – 80,2%(89)
    • Замерзание – 10,8%(12)
    • Срыв – 7,2%(8)
    • Болезни – 1,8%(2)
    • н/к – 13,5%(15)
    • I – 9,0%(10)
    • II – 27,9%(31)
    • III – 12,6%(14)
    • IV – 9,9%(11)
    • V – 21,6%(24)
    • VI – 5,4(6)

    Выводы:

    1. Главная опасность в лыжном походе – лавины и факторы, связанные с состоянием/изменением снежного покрова.
    2. Более 2/3 НС случаев происходит по вине человека. Это так называемый антропогенный фактор, или.

    Практические выводы – как уменьшить риск для конкретного участника:

    1. Подготовиться, изучить район и что ожидает на маршруте – как в плане климата (холода, снега, ...), так и рельефа. Подготовиться психологически и материально.
    2. Знать и понимать стратегию и тактику прохождения маршрута, т.е. что и почему задумал Командиръ? Не стесняться задавать вопросы ДО похода и в подходящие моменты (именно в подходящие моменты – важно!) во время
    3. Досконально знать всё про лавиноопасность вообще и на данном маршруте конкретно. Досконально знать (выучить!) правила поведения в лавинопасном районе.
    4. На маршруте быть адекватным контролировать свои действия, как участника Команды, отвечающего за свою личную безопасность и безопасность товарищей.
    5. «Командир всегда прав» - основополагающий тезис – Командир истина в первой инстанции. Самодисциплина и единоначалие в группе – ключевой момент управляемости команды и, как следствия безопасности. (При этом, правило лыжного туризма «не слушай придурков» ему не противоречит.)

    Собственно, сами опасности

    >>>Климатические условия:<<<

    Погода не только может усугубить влияние других опасностей, но и сама по себе представляет угрозу для здоровья и жизни человека.

    Холод.

    Холод – неотъемлемая часть лыжных походов. От него никуда не деться. К холоду нельзя привыкнуть. Холод может грозить туристам-лыжникам обморожением, замерзанием или простудными заболеваниями. О данных неприятностях было рассказано на лекции Медицина.

    Если всё же имело место обморожение или замерзание организма, то основной алгоритм такой:

    • устранить поражающий фактор (поместить человека в тепло);
    • обеспечить поступление энергии в организм (дать горячего сладкого питья);
    • лечить обморожения, если оно имело место быть.

    Бороться с данной проблемой нужно начинать ещё дома. Ответственно относиться к личному и общественному снаряжению, закаляться и повышать общую силу организма. На маршруте следует постоянно отслеживать своё состояние и состояние участников команды , в случае признаков поражения холодом принимать немедленные меры.

    Первое правило лыжного туризма: «Не ленись!» , во всех его проявлениях:

    • не ленись одеться когда холодно, остановиться и во-время раздеться когда жарко (до момента когда пот польёт ручьями) – и то и другое делать оперативно и быстро!!!
    • не ленись двигаться на маршруте, выходить вперёд тропить;
    • не ленись заниматься хозделами и прочими делами – оглянись вокруг и найди себе занятие! Как только человек перестаёт зимой двигаться, он начинает замерзать. В движении – жизнь.

    Снегопад.

    Даже обильное выпадение сухого снега в безветренную погоду не опасно для группы, двигающейся по равнине или среднепересеченной местности. Он может только снизить темп движения. Положение резко меняется, если выпадает сырой снег при сильном ветре и группа оказалась на сложном рельефе в этих условиях.

    Основные неприятности, которые может создать снегопад – лавинная опасность !!! Второстепенные неприятности – увеличение снежного покрова, затрудняющее тропление. Плюс при сильном снегопаде на биваке следует отслеживать нагрузку снега на палатку и вовремя устранять нападавший снег.

    Борьба со снегопадом сводиться к борьбе с лавинами, о которых будет рассказано ниже.

    Предупредительные меры тоже относятся в большей степени к лавинной опасности.

    Ветер.

    Сильный порывистый ветер поджидает туристов в основном вне зоны леса. В тундровых районах и в горах.

    Степень холодного влияния ветра зависит от его силы и выражается тепловым эквивалентом. Так, если при штиле температура воздуха равна - 10°, то при скорости ветра 10 м/сек холодовой индекс его будет соответствовать температуре-30,5°, а при скорости ветра 10-18 м/сек - температуре -36° (свыше 18 м/сек дополнительный холодовой эффект незначительный). Опасность охлаждающего влияния ветра в зависимости от температуры и его силы условно подразделяется на зоны: в пределах от-10 до-25°-«зона нарастающей опасности», а от -30 до -50° - "опасная зона".

    Ветер опасен своим охлаждающим влиянием и механическим воздействием. Сильный, порывистый ветер опасен при движении по скальным и заснеженным гребням, по крутым склонам: он может вызвать потерю равновесия и привести к падению. В результате длительного нахождения на ветру может наступить необратимое переохлаждение организма. Ветер может стать серьезной проблемой при постановки лагеря. Ветер может доставить широкий спектр неприятностей, рассказ о которых займёт лекцию сродни медицине.

    Готовиться к борьбе с ветром стоит ещё в Москве . В основном – это ветрозащитное снаряжение . Так же необходимы четкие знания о необходимых действиях при сильном ветре. Для защиты палаток от ветра строят снежные стенки. В лесу ветер меньше.

    Пурга и метель.

    Пурга и метель сочетая сильный ветер, мороз и снегопад.

    Пурга и метель многократно увеличивают отрицательное влияние на человеческий организм каждого отдельного фактора и не без основания считаются самыми серьезными опасностями лыжных маршрутов : холодовое воздействие усугубляется проникновением снега под одежду и ее отсыреванием, что обычно приводит к отморожениям и ускоряет переохлаждение.

    Пурга и метель оказывают также морально-психологическое воздействие на человека . У слабых натур нередко наблюдается снижение морального тонуса, наступает состояние безысходности, понижается способность бороться за жизнь. Притупляется мышление, становится трудно сосредоточиться для выполнения даже простейших логических операций.

    Доставляемые опасности можно почерпнуть из предыдущих трёх пунктов.

    Предупредительные меры описаны там же. Не рекомендуется движение в метель , т.к. из-за отсутствия хорошей видимости и непредсказуемых климатических изменений можно дезориентироваться и оказаться в потенциально опасных местах, а так же не суметь разбить лагерь при наступлении темноты.

    Ограниченная видимость.

    Ограниченная видимость (туман, сумерки, темнота, полярная ночь) опасны не сами по себе, а тем, что затрудняют ориентирование и правильную оценку реальной обстановки: определение действительной крутизны склона, лавинной опасности, наличия обрывов и трещин. Опыт подсказывает, что при плохой видимости самое благоразумное - прекратить движение.

    В темноте крутизна склонов и скорости спуска на лыжах оцениваются, как правило, меньшими, чем на самом деле. Следствием этого очень часто бывают травмы и поломка лыж. Туман до неузнаваемости искажает отдельные предметы, пейзажи: низкий берег кажется горным хребтом, снежные заструги - вершинами, а отдельные маленькие камни - чуть ли не скалами. Трехметровый каменный столб благодаря оптическим свойствам тумана кажется огромной башней, упирающейся в небо.

    Возможно продолжение движения при наличии точных навигационных приборов и отсутствия реальных опасностей, связанны с рельефом или климатическими факторами.

    Солнце.

    В лыжных походах при хорошей погоде Солнце отражаясь от снега попадает прямо в глаза незадачливому туристу.

    Солнце особенно опасно ожогами глаз. Снежной слепотой можно заболеть не только в ясный солнечный день. Не менее опасны облачные дни. Отмечаются случаи заболевания глаз у людей, даже находящихся в палатке.

    Снежная слепота вызывает мучительную резь в глазах, человек не может не только уснуть, но даже забыться. Из воспаленных глаз текут слезы, будто в них попало много песка.

    Много хлопот в тундровых и ледовых районах доставляет «белая мгла» - рассеянный свет в облачные дни, когда все одинаково бело и без четких граней. Белая мгла чрезвычайно опасна в горах: из-за отсутствия теней скрадываются перегибы и сглаживается рельеф, отчего можно не заметить опасной крутизны заснеженных склонов.

    Про средства лечения глаз вам было рассказано на лекции медицина. Для излечения солнечной слепоты иногда бывает достаточно побыть один-два дня с завязанными глазами. Рекомендуется также применять примочки из спитого чая.

    Для предохранения глаз каждый участник должен иметь солнцезащитные очки , преимущественно с оранжевыми стеклами, которые в пасмурную и туманную погоду лучше всего прорисовывают даже мелкие неровности снежного покрова.

    Резкая смена погоды.

    Отдельное внимание хотелось бы уделить резкой смене погоды, т.к. если она застанет туристов врасплох, что приведёт к НС.

    Резкое похолодание, например после оттепели, опасно, если группа вынуждена продолжать движение в сырой одежде и обуви, которые на морозе быстро превращаются в ледовый панцирь, совершенно не сохраняющий тепло. В худшем положении оказываются туристы, которых похолодание застает во время преодоления сложного склона, ограничивающего возможности движения и обрекающего на малоподвижный характер действий. Только быстрая разбивка бивака и согревание у костра или в спальном мешке (предварительно переодевшись во все сухое) может предохранить от неприятностей с тяжелыми последствиями.

    Изменение погоды зимой, как мы отметили, сопровождается определенными признаками. Привести их исчерпывающий перечень, в равной мере относящийся к различным районам нашей страны, задача, вероятно, нереальная, поскольку каждый регион, кроме общих, имеет свои особые приметы, которые также нужно знать.

    «На все случаи жизни» четких рекомендаций дать нельзя, т.к. изменение погоды может быть весьма разнообразным. И негативным может быть, как резкое похолодание, так и резкое потепление. Тут необходим опыт и компетентность руководителя, чтобы оперативно решить возникшую проблему и перестроить тактику прохождения маршрута в связи с климатическими изменениями.

    Предупредить климатические изменения можно только имея некий опыт в этом вопросе и производя постоянный мониторинг метеообстановки.

    Признаки малооблачной, без осадков, морозной погоды:

    • очищение неба от облаков и похолодание к вечеру;
    • красная заря при заходе солнца
    • на безоблачном небе голубовато-серебристое свечение неба после захода солнца;
    • к ночи в лощинах становится холоднее и появляется туман;
    • дым от костра в безветрие поднимается «столбом»;
    • слабое мерцание звезд голубоватым светом рога месяца остры;
    • уменьшение после полудня кучевых облаков и полное их исчезновение после заката солнца;
    • улучшение скольжения лыж к вечеру;
    • повышение барометрического давления.

    Признаки ухудшения погоды:

    • потепление к вечеру и ухудшение скольжения лыж;
    • появление тонких перистых облаков, постепенно заволакивающих все небо (часов через двадцать возможен снегопад);
    • солнце садится в тучи;
    • вечерняя и утренняя заря багрово-красной окраски;
    • сильное мерцание звезд;
    • появление и интенсивное увеличение количества кучевых облаков, быстро движущихся по небу;
    • появление вокруг солнца или луны белых кругов;
    • ветер резко меняет направление и усиливается к вечеру;
    • отсыревание одежды и снаряжения, затрудненность дыхания (более характерно для гор, обусловленно увеличением влажности);
    • на вершинах гор и гребнях появляются «снежные флаги»;
    • падение барометрического давления;
    • Настораживающий признак ухудшения погоды на Кольском полуострове - появление на чистом горизонте свинцово-черного пятна, которое быстро разрастается и за два-три часа заволакивает все небо клубящейся черной тучей;
    • Еще при чистом небе «над головой» возможны сильные порывы ветра со штилевыми паузами: приближается «снежный заряд». Он продолжается обычно не меньше суток. Ветер нередко достигает ураганной силы. Упавшему на насте бывает невозможно удержаться;
    • На Полярном Урале неоднократно наблюдалось ухудшение погоды через одни-двое суток после полярного сияния.

    >>>Факторы рельефа.<<<

    Основная опасность – лавины . Будут рассмотрены чуть позже, т.к. это отдельная важная тема для обсуждения.

    Преодоление склонов.

    Помимо лавин склоны таят в себе опасность срыва. При недостаточной координации движения участника (вызванной технической неграмотностью или же психологической или физической усталостью) возможен срыв с последующим неконтролируемым падением.

    Основные травмы при этом – переломы, ушибы, вывихи и растяжения.

    О том как их лечить было рассказано на лекции по медицине.

    Во избежание данных НС необходимо, чтобы все участники были технически подготовлены к преодолению снежно-лодово-фирновых склонов. Обладали техникой страховки и самостраховки, а так же техникой самозадержания при падении . Так же необходим постоянный самоконтроль, дабы избежать привыкания к монотонной работе и, как следствие.потери бдительности.

    Снежные карнизы.

    Снежные карнизы образуются на на гребнях. Обвал их может быть вызван: резким изменением погоды (потеплением, усилением ветра и т. д.) нагрузкой сверху, если люди подходят близко к краю подрезанием склона ниже карниза.

    При обвале карниза как правило возникает лавина. Так же группа может сорваться вместе с этим карнизом и улететь далеко вниз по склону.

    Травмы те же, что и при падении на склонах. Лечение соответствующее. Только в данном случае более вероятен летальный исход.

    Надо стараться избегать хождения под и по карнизам.

    Уход под лёд.

    При движении по замёрзшим речкам и озёрам необходимо не забывать о возможности того, что лёд может сломаться под вами. Вероятность данной неприятности возрастает с наступлением весны.

    Когда под вами ломается лёд существуют следующие варианты развития событий:

    • вы уходите под лёд с головой, вас засасывает и тянет подо льдом (скорее всего исход плачевен).
    • вы сумели задержаться на поверхности и ждёте помощи или пытаетесь выбраться сами.
    • глубина небольшая, опасности утонуть нету.

    Намокание очень опасно, т.к. вода ледяная, человек может замёрзнуть в ней в течении нескольких минут. Плюс к этому в ледяной воде нарушена координация движений, что осложняет вылезания из полыньи.

    Если вы чувствуете, что под вами начал проламываться лёд – постарайтесь завалиться на бок и распределиться по льду как можно большей площадью. После чего отползти от полыньи.

    Если вы всё же ушли под воду, то следует помнить следующее: рюкзак первое время будет сохранять положительную плавучесть, после чего потянет вас на дно, так что его необходимо скинуть.

    Действия команды:

    • не бежать толпо й на помощь товарищу, т.к. есть вероятность, что вы окажетесь в похожем положении.
    • ОДИН человек, распластавшись на льду подбирается к пострадавшему и пытается протянуть ему или палку или верёвку с завязанными на ней петлями. Петли нужны, чтобы пострадавший за них цеплялся, т.к. из-за холода его руки не слушаются и верёвку должным образом он схватить не сможет.

    В это время остальная команда готовится оказать первую помощь. Необходимо поставить палатку, разжечь костёр, сделать горячего сладкого чая. Пострадавшего тут же надо переодеть в сухие вещи и дать ему медикаменты для помощи организма в борьбе с переохлаждением.

    Чтобы избежать подобных неприятностей необходимо помнить следующее:

    • не идти плотной группой по реке;
    • при обгоне или пропуске сзади идущего отходить от лыжни на приличное расстояние, чтобы не скапливаться;
    • стараться не выходить на середину реки, где она глубже;
    • полыньи с большей вероятностью образуются на внешних радиусах поворотов;
    • отслеживать состояние льда и погоды.

    Бытовые травмы.

    Травмы, получаемы на биваке.

    Ожоги, порезы, падающие сушины, падающие на трубу от печки снег, слетающее топорище, отравления и прочее.

    Зависит от травмы.

    Быть внимательным даже на биваке.

    Проблемы с местным населением.

    Если имеет место, то до или после похода, когда группа находится в населённой зоне. Представляет опасность местная гопота, пьянь и пр.

    Главное правило – если что-то спрашивают, говорите, что руководитель мол всё знает, а сам я не бум-бум.

    >>>Лавинная опасность.<<<

    Лавины – самая страшная и коварная опасность гор в любое время года. Попав в сухую лавину, человек задыхается от снежной пыли. Мокрые лавины имеют колоссальный вес и погребают под собой все, что попадается на пути. (1 кубометр сухого снега весит 60, влажного – 200, мокрого – до 800 кг!). Скорость сухих лавин может достигать 300 км/ч. При сходе таких лавин перед ними движется ударная волна воздуха, имеющая огромную разрушительную силу. Около трети от общего числа НС в горах – следствие лавин.

    Причины образования лавин, объективные факторы:

    • характер склона: крутизна, подстилающая поверхность и т. п. Наиболее часто лавины сходят на склонах крутизной от 30 до 50 градусов.
    • температура и влажность воздуха. При потеплении и дождях увеличивается удельный вес снега и смачивается подложка. При повышении влажности воздуха снег не испаряется, что также повышает лавиноопасность. Перепады температуры приводят к образованию «снежной доски».

    "*температура внутри снежных масс. На глубине снег теплее, чем на поверхности. Происходит возгонка водяных паров – вода испаряется снизу и сублимируется наверху, превращаясь в плотный наст, под которым – пустота. Это также приводит к образованию «доски». Чем больше разница температур, тем быстрее.

    • воздействие ветра. Ветер перемещает снежные массы и надувает карнизы.

    Признаки лавинной опасности:

    • наличие лавинных конусов
    • голые склоны без деревьев
    • подходящая крутизна склонов
    • резкие изменения в погоде. Глубина свежевыпавшего снега.
    • состояние снега.

    Выбор пути по лавиноопасному участку:

    Факторы, обусловленные рельефом местности

    Лучше держаться как можно выше, стараясь идти выше зоны отрыва лавины. Выбирать выступающие формы рельефа, избегать кулуаров и оврагов. Подъем и спуск осуществлять только в лоб, по линии падения воды. В широких долинах придерживаться середины. В узких теснинах надо быть особенно внимательными, следить за склонами и при необходимости быть готовыми принять меры для спасения друг друга.

    Правила преодоления лавиноопасного участка:

    • выбрать наиболее удобный и безопасный путь (см. выше).
    • надеть теплую одежду, расстегнуть пояса рюкзаков
    • привязать лавинную ленту и распустить ее. Не пренебрегать этим при малейшей опасности, которая может привести к гибели.
    • приготовить лавинное снаряжение и распределить его среди замыкающих
    • договориться о действиях, назначить наблюдателей, идти след в след
    • пересекать опасный склон по одному. малый итервал приводит к перегрузке склона
    • подъем и спуск - строго по вертикали, в лоб
    • в особо опасных местах обеспечить страховку

    Действия при попадании в лавину

    1. по команде Лавина!!!, которую подает наблюдатель, оценить обстановку и попытаться убежать в безопасную зону (вбок, вниз или навстречу лавине, если она слабая).
    2. если спастись бегством невозможно, немедленно освободиться от палок, лыж и рюкзака. Стараться всеми силами удержаться на поверхности, "выгребать" вверх и к краю. Защитить лицо шарфом или перчатками, чтобы не задохнуться от снежной пыли. Обеспечить себе пространство, пока снег не застыл. Снег своей массой так плотно охватывает человека, что полностью сковывает движения. Освободится самостоятельно практически невозможно. При охлаждении снег, особенно влажный, смерзается в "цемент", который не берет даже лопата.
    3. при попадании в воздушную волну надо упасть ничком и постараться вжаться глубже в снег. Закрыть нос, рот и уши от снежной пыли. Прятаться за деревья нельзя - их ломает как спички. Можно укрыться за большим камнем.
    4. Если лавина всё же накрыла, попытаться определить где верх, где низ, пустив струйку слюны изо рта и посмотрев куда она потечёт.

    Поиски попавшего в лавину:

    1. наблюдатель должен четко запомнить место, где он в последний раз видел человека, засечь ориентиры.
    2. поиск ведется во всех местах скопления сошедшего снега ниже этой точки.
    3. попавший в лавину не должен отчаиваться. Товарищи не уйдут и приложат все силы для поиска и оказания помощи.

    Лавинное снаряжение:

    • лавинные ленты;
    • лавинные щупы;
    • лавинные лопаты;
    • радиомаячки - "бипперы".

    Первая помощь извлеченному из лавины

    Трудное и серьезое дело. Возможна потеря сознания, мнимая смерть от удушья, замерзания, тяжелые травмы.

    1. в первую очередь освободить голову. Очистить от снега рот, нос, глаза и уши. Остальные откапывают тело;
    2. восстановить дыхание и сердцебиение путем искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;
    3. переносить осторожно - обмороженные конечности становятся хрупкими, возможны переломы;
    4. поместить в тепло: спальник, лучше в нагретую палатку.

    >>>Антропогенный фактор<<<

    Наступлению несчастного случая могут способствовать следующие причины, которые можно назвать одним ёмким словом «раздолбайство» .

    1. недостаточная физическая и техническая подготовленность подготовленность туристов, несоответствие выбранного маршрута их силам и опыту.
    2. недостаточный опыт и авторитет руководителя.
    3. отсутствие дисциплины, четкого распределения обязанностей, слаженности в действиях, взаимовыручки.
    4. недостаточное знание маршрута.
    5. плохое знание опасностей и мер по обеспечению безопасности при движении на маршруте.
    6. неправильная страховка или ее отсутствие.
    7. ослабление внимания на «легких» участках.
    8. плохое качество или неукомплектованность снаряжения, продуктов и медикаментов.

    Психологический аспект безопасности (субъективные факторы)

    Влияние личного фактора

    • недостаточная способность к распределению и концентрации внимания, низкие качества по осмотрительности, наблюдательности, рассудительности, сообразительности, недостаточная установка к деятельности.
    • Очень важным является неосознание опасности, рискованных моментов (работа «на грани срыва»), недостаточная выдержка и неумеренная (чрезмерно большая или малая) склонность к риску. "Это не может случиться со мной"
    • Большое влияние на предрасположенность оказывает эмоциональный фактор - эмоциональная устойчивость, способность противостоять эмоциональным помехам.
    • Личный фактор надо рассматривать как развивающийся и изменяющийся комплекс
    • Берегите женщин в экстр. ситуациях

    Психофизиологические факторы

    1. утомление

    Рано или поздно любой человек, как бы он не был хорошо подготовлен, устаёт. Причины утомления могут крыться в напряженности маршрута, несоответствие его физическому состоянию группы, плохое питание и т.д. При утомлении человеку труднее сконцентрироваться, падает реакция, ослабляется иммунитет, что и приводит к несчастным случаям.

    1. состояние здоровья

    Больной организм ослаблен, т.к. большие ресурсы организма идут на борьбу с болезнью. Из болезни вытекают те же самые причины НС, что и при утомлении. В случае серьезного заболевания участника рекомендуется его изолировать от физических нагрузок. Дать «отлежаться» либо пытаться его транспортировать к людям.

    1. эмоциональная напряженность

    Может возникать из-за некомпетентных действий руководителя или же из-за отсутствия взаимопонимания в группе, причиной так же может послужить стресс. Приводит к совершению необдуманных поступков и принятии поспешных решений, что может повлечь за собой создание опасных ситуаций.

    1. установка на выполнение определенных действий (мобилизация организма)

    Если человек настраивает себя на определённую ситуацию и определённый исход, его организм соответственно пытается перестроиться. Как пример, можно привести случаи заболевания участников в последние дни маршрута, когда человек уже мыслями находиться в тепле и уюте, а на самом деле он всё ещё в пребывает жестких условиях.

    Выше уже говорилось о стрессе, как об одном из наиболее вероятных причин создания опасных ситуаций. Что же такое СТРЕСС.

    Стресс (в психофизиологии) (от англ. stress - напряжение) - напряжение неспецифических адаптационных механизмов организма, сопровождающееся комплексом защитных физиологических реакций в ответ на действие чрезвычайно сильных или длительно действующих раздражителей (стрессоров). Термин предложен канадским патофизиологом Г. Селье в 1936 году .

    Стрессовая реакция может возникать под влиянием травмы, холода, ожога, избытка или дефицита информации, при действии на организм различных патогенных раздражителей.

    Развитие стресса проходит 3 стадии, или фазы:

    1. фаза тревоги (повышение активности симпатической нервной системы и усиление секреции надпочечниками адреналина, норадреналина и глюкокортикоидов в ответ на действие стрессора);
    2. фаза резистентности (повышение неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям под действием гормонов)
    3. фаза истощения (утрата надпочечниками способности к требуемой секреции глюкокортикоидов и резкое ухудшение состояния организма).

    Стрессоры

    • условия работы (сложность, продолжительность, интенсивность, резкое изменение условий); (технически сложные участки, транспортировка пострадавшего и т.д.)
    • длительные экстремальные ситуации; (затяжная непогода)
    • давление фактора времени; (ограниченность светового дня)
    • изолированность друг от друга, недостаточные межличностные контакты (уровень общения);
    • монотонная работа (на высоте, на снегу);
    • недостаточная двигательная активность (на вынужденных бивуаках);
    • различные внешние воздействия;
    • изменение стереотипной системы действий (например, переход после трудного подъема по скалам к спуску по снегу);
    • стрессоры социального характера.

    Для повышение безопасности лыжных походов необходимо периодически проводить мероприятия по снятию психологического напряжения у группы. Например: устраивать днёвки/полуднёвки, вечером за ужином проводить релаксационные мероприятия, пытаться вовлечь всех участников в планирование следующего дня и организовать их взаимодействие.

    Вывод лекции:

    Любой лыжный поход и ответственное мероприятие, к которому надо серьёзно готовиться и участвовать делая всё зависящее чтобы минимизировать риск несчастного случая.

    Исключить фактор риска невозможно, но успех похода на 2/3 определяется домашней подготовкой, как командной (командирской), так и личной. И ещё 1/3 – это адекватные действия группы на маршруте.

    Ссылки на материал по теме

    http://www.mountain.ru/useful/lavin/2002/lavin_guid/lavin_guid.shtml - По этой ссылке вам читались факторы, вызывающие лавины.

    http://www.turpohod.ru/biblioteka/lukoanov/luk_038.htm - труд П.И.Лукоянова "Зимние спортивные походы"

    Основные принципы обеспечения безопасности - соблюдение всех правил организации и проведения путешествия, дисциплина, товарищеская взаимопомощь, проверка любого решения, принимаемого группой, прежде всего с точки зрения безопасности. Никакой риск недопустим, если он грозит травмой, а тем более опасностью для жизни.

    Некатегорийные маршруты лыжных походов различной направленности не должны включать опасные участки местности (сходы лавин, обвалы, провал под лед водоемов, падение на склоне). В маршруты I-III категорий сложности не рекомендуется включать участки повышенной опасности (перевалы, на преодоление которых требуется более 3-4 ч, безлесые плато, ущелья и крутосклонные участки с опасностью схода лавин и обвала карнизов). На маршрутах более высоких категорий сложности предусматриваются запасные варианты, оговоренные в походной документации. Главное правило - соответствие маршрута квалификации участников и заявляемой сложности.

    Максимум технических и физических нагрузок на маршруте приходится на середину похода. Категорически запрещается включение тяжелых участков в последнюю четверть маршрута, так как у участников похода к этому времени накапливается походная усталость, сказывающаяся на координации движений и внимательности. Кроме этого, к концу похода группа начинает торопиться, пренебрегать страховкой, плохими погодными условиями. Нельзя также считать тактически верным расположение технически сложных участков и в начале маршрута, так как на их преодоление со стартовой нагрузкой будет затрачено неоправданно много времени и сил. А это ужесточит график прохождения оставшегося пути, повысит вероятность несчастных случаев. Технически сложные участки располагаются после прохождения одной трети маршрута. Тактически верным можно считать включение во вторую половину пути интересных, технически несложных участков. Это сохранит эмоциональный настрой до конца похода, что немаловажно для обеспечения безопасности в путешествии.

    Движение на маршруте в непогоду запрещается. Группа обязана переждать ненастье и продолжить движение только с установлением благоприятной погоды. Серьезная опасность в лыжных путешествиях - обморожение. Причинами обморожения могут стать не соответствующая требованиям одежда, плохо подогнанное, недоброкачественное снаряжение, усталость, вызываемая нарушением режима движения, отдыха и питания, недисциплинированность, отсутствие контроля, незнание способа обогрева на ходу и остановках или пренебрежение ими, несвоевременное принятие мер по ликвидации начинающегося обморожения.

    Борьба с обморожением должна начинаться еще в период подготовки группы. Важное место в подготовке группы к зимним путешествиям занимает закалка тела - обтирание холодной водой, сон при открытой форточке, легкая одежда и т. д.

    Для предупреждения обморожения соблюдают следующие правила. До входа в дом следует очистить себя и рюкзак от снега, сбить снег и лед с лыж и внести их в холодный коридор. Если озноба не чувствуется, то надо внести рюкзак в помещение и, не раздеваясь, приступить к бивачным работам. Если ноги мокрые и замерзают, необходимо надеть сухие носки, предварительно вытерев досуха ноги.

    Закончив работу вне помещения, следует переодеться в сухое белье, а мокрые вещи развесить для сушки.

    Когда все работы выполнены (устроен бивак, приготовлен ужин, заготовлены дрова), необходимо тщательно осмотреть лыжи, крепления, палки, рюкзак и немедленно устранить возможные неисправности, так как ремонт во время перехода грозит опасностью обморожения.

    После ужина необходимо тщательно вымыть с мылом ноги (если есть такая возможность), умыться, вытереться насухо и своевременно лечь спать. Хороший и длительный отдых - главнейшее и важнейшее условие сопротивляемости организма обморожению.

    Утром перед выходом необходимо проверить, хорошо ли высушены вещи, и при необходимости досушить их. Надевая ботинки, следить, чтобы не было складок, тесноты. При большом морозе следует обернуть ноги между носками бумагой, а если предвидится сильный ветер, надо подготовить маску на лицо.

    К моменту выхода необходимо быть в полной готовности и по команде немедленно выступать. Задержка хотя бы одного участника заставляет всю группу ожидать на морозе.

    Смазывать ноги и лицо жиром недопустимо: жировая смазка затрудняет кожный обмен, препятствует выделению пота и кожного сала, загрязняет ноги и вызывает кожные заболевания. Носки, портянки, стельки, пропитываясь жиром, теряют свои изоляционные свойства, в результате чего увеличивается опасность обморожения.

    С самого начала движения необходимо проследить за подгонкой обуви, одежды, рюкзака, другого снаряжения. На первом же привале следует устранить замеченные недостатки и снять с себя лишнюю одежду.

    Необходимо постоянно проверять чувствительность надбровных дуг, кончика носа, мочек ушей, подбородка, щек, пальцев ног и рук, по команде руководителя осматривать друг у друга лицо. На привалах и вынужденных остановках не следует садиться на снег, надевать ватник или куртку (их носят под клапаном рюкзака). Останавливаться на отдых необходимо в безветренном месте, по возможности на солнце. Признаки обморожения первой степени - побеление кожи, потеря чувствительности обмороженного участка кожи. При обморожении второй степени на кожных покровах образуются пузыри. Обморожения третьей степени ведут к омертвлению тканей с последующим образованием язв. Руководитель должен учитывать, что в горах у недостаточно подготовленных туристов могут появляться длительные спазмы периферических сосудов рук и ног, которые также способствуют обморожению. При обнаружении обморожений в начальной форме следует резко усилить деятельность замерзающей части тела, чтобы восстановить кровообращение. Для этого необходимо растереть пораженный участок до покраснения и потепления кожи. Растирать надо мягкой шерстяной тканью, например внутренней стороной наушников шапки-ушанки. Нельзя растирать кожу снегом, так как снежные кристаллы могут поцарапать ее. При обморожениях второй степени растирания противопоказаны. На отмороженное место следует наложить чистую повязку (бинт и вату для утепления) и доставить пострадавшего к врачу.

    При любой степени обморожения пострадавшего необходимо напоить горячим чаем (желательно всегда иметь при себе термос с кипятком) и затем накормить горячей пищей.

    В случае попадания в воду при сильном морозе необходимо немедленно снять с себя все мокрое, надеть сухое и энергично растирать тело до полного восстановления кровообращения, двигаться, бегать. Одновременно остальные туристы как можно быстрее разжигают костер и готовят чай для пострадавшего.

    Возможность обморожения резко увеличивается при общей усталости организма, обычной в последние часы перехода. В таких случаях руководитель похода обязан быть особенно внимательным к участникам похода, так как у самых слабых могут появиться апатия и сонливость. В таких случаях необходимо как можно быстрее организовать горячий чай, кофе. Для уменьшения усталости в пути полезно употреблять сахар и драже с витамином С.

    Большой опасностью во время движения группы является потеря ориентировки. Поэтому при движении необходимо чаще самым тщательным образом сверяться с картой, учитывать скорость и время переходов, прекращать движение в метели, бураны. Выход группы в туман недопустим, так как группа может потерять ориентировку, сбиться с маршрута, попасть в опасную зону, что может стоить жизни.

    В случае несчастья терпящая бедствие группа должна подавать сигналы бедствия свистком, светом, флагом, голосом. Сигнал бедствия «Вызываю помощь» подается шесть раз в минуту (через каждые 10 с), затем минута перерыва, и снова шесть сигналов в минуту. Повторять до получения ответа о приеме.

    Сигнал «Вызов принят», «Помощь идет» подается так же, как и сигнал «Вызываю помощь», но три раза в минуту (через 20 с) с интервалом в минуту. Пострадавшие, получив сигнал «Вызов принят», отвечают на него также сигналом «Вызов принят». Любая туристская группа, принявшая сигнал бедствия, обязана немедленно отправиться на помощь товарищам.