Спят ли рыбы зимой. Как спят костные и хрящевые рыбы

Как рыбы зимуют: познавательные рассказы в картинках, сказки, загадки для детей.

Как рыбы зимуют

Рыбы к зиме собираются в стаи зимовать. Они опускаются в глубину рек и озер. Их тело покрывается слизью как шубой.

Зиму рыбы проводят глубоко на дне. На дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы. К зиме рыба становится неподвижной, вялой.

Рыбы зимуют по-разному.

Караси, карпы зарываются в тину на дне водоема и переживают так до весны. Они неподвижны и теряют аппетит.

Многие рыбы впадают в спячку – сомы, лини, лещи, плотва. Они ложатся на дно или зарываются в ил.

Трудно рыбам подо льдом зимой. Водоросли начинают гнить, воздуха становится подо льдом всё меньше, и рыбам трудно дышать. Поэтому люди пробивают в реках проруби, через которые под лед поступает чистый воздух.

Хищные рыбы не спят даже зимой – налим, щука, окунь.

Налим очень шустрый и прожорливый хищник – как волк, только водный. Он ест рыб, лягушек, икру. Налим очень любит холодную воду. Охотится налим ночью. А когда вода становится снова теплой, налим превращается в вялого и неподвижного.

Форели, сиги, лососи тоже любят холодную воду. Осенью они делают на дне ямки – гнезда, закладывают в них икру. Весной из этой икры появятся маленькие рыбки — детки. Они называются «мальки».

Прочитайте детям занимательные рассказы и сказки о том, как рыбы зимуют.

Как рыбы зимуют: познавательные сказки и рассказы для детей.

Э. Шим. Всем вам крышка.

Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах - воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли.
А у Морозки ноги в валенках. Неспособно шлёпать.
Зачихал Морозко, носом захлюпал. А потом рассердился и начал рукавицами друг о дружку похлопывать.

Как хлопнет - так ледяная крышка готова.
Для луж маленькие крышечки понаделал.
Для болот - побольше крышки.
Для прудов и озёр - совсем большие крышки крепкого зелёного льда.
Взял их Морозко в охапку и пошёл воду запечатывать.
- Сейчас, - говорит, - всю эту слякоть прикрою.

Наклонился над лужицей , крышечку примеривает. А из лужицы слабенькие голосишки:
- Морозко, Морозко, не запечатывай лужу, не опускай крышечку!
Смотрит Морозно, а в луже всякой живности полно: тут и жуки-плавунцы, и жуки-водолюбы, и жуки-вертячки, тут водяные паучки, блошки да личинки… Снуют-суетятся!
Примерился - хлоп! - и вмиг лужу запечатал.

Дальше идёт. К болоту выбрался.
- Сейчас, - говорит, - и здесь подберу крышечку!
А из болота голоса слышны:
- Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото!
Глядь - и тут жителей полно: лягушки, тритоны, улитки копошатся.
- Хватит! - сказал Морозко. - Отжили. Всем вам крышка!
Примерился - хлоп! - и вмиг болото запечатал.

Дальше идёт. На озеро вышел.
- Сейчас, - говорит, - самую большую крышку подыщу!
А из озера голоса слышны:
- Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай озеро!
Глядь - рыб в озере полно. Тут и щуки, окуни , и пескари, и мелюзга всякая, мальки сеголетки.
- Хватит! - сказал Морозко. - Отжили! Всем вам крышка!
Примерился, прицелился - хлоп! - и легла на озеро толстая ледяная крышка.

Вот так! - Морозко говорит. - Теперь моё времечко - по лесам да полям разгуливать. Захочу - помилую, а захочу - так всех погублю.
Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.
- Я один тут властелин!

И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались.
Жуки да личинки на дно опустились, в мягкий ил закопались.
Лягушки в тину зарылись, улитки вход в раковину известковыми дверцами закрыли.
Рыбы яму отыскали поглубже, улеглись рядком, спят.
А для тех, кто не спит, люди прорубь во льду устроили.
- Дышите себе, - говорят, - на здоровье!
Конечно, не слишком весёлое житьё подо льдом. Но ничего. До весны дотянуть можно.

А весна придёт - все Морозкины крышечки распечатает!

  • Что за «крышки» делал Морозко зимой? А ты видел такие ледяные «крышки»?
  • Где он сделал ледяные крышки?
  • Кто из жителей лужи (болота, озера) просил Морозко не делать ледяную крышку?
  • Как спаслись жители воды зимой от холода и от Морозкиного льда на воде? Как они выжили? (опустились на дно, закопались в ил, зарылись в тину, уснули).
  • Как люди им помогли выжить зимой?
  • Кто распечатает Морозкины крышки? Когда это случится?


Л. Карпова. Как рыбы зимуют.

Толстой ледяной крышкой закрыл мороз пруды, реки, озера. Только в проруби, как в отдушине, видна прозрачная притихшая вода.
В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает солнце сквозь воду, не блестит песок, не цветут водяные травы… В глубокой тишине среди холмов и долин речного дна неподвижно стоят рыбы. Они стоят большими стадами, головами все в одну сторону. Ни плавником не шевельнут, ни хвостом. Только жабры чуть-чуть приподнимаются — дышат. Ещё осенью рыбы собираются в стада и выбирают местечко для зимовки.

Летом толтоголовый сом медленно ходит в самых глубоких местах, двигая длинными усами, высматривает ямку или рытвину, которая была бы поглубже и попросторнее. Любит он лежать в таких ямах. Днём выспится, а ночью выходит на охоту: рыбку схватит, и рака сцапает, и лягушку съест. Но зимой он лежит в яме совсем неподвижно.

Широкий, плоский лещ перед зимовкой, как только покажется первый ледок у берегов, быстро поднимается на поверхность, опрокидывается на воде на бок и так лежит несколько минут, словно прощаясь со светом и воздухом. А потом стремглав бросается в глубину и ложится на дно. Лещи лежат рядками, как дрова в поленнице, без всякого движения.

Сазаны выбирают дно илистое и зарываются в грязь. Иногда отыщут мягкую яму и улягутся в ней всем стадом.

Веселый, проворный окунь любит камни и упавшие на дно полусгнившие деревья. Тесно прижимаясь друг к другу, опустив свои красные плавники, засыпают окуни в таких местах на всю зиму.

Широкой лентой припадают к песку стада пескарей и ершей . Наверху, под самым льдом, около трав и камышей, неподвижно стоят серебристые стада плотвы . Щуки и судаки рядами дремлют в тёмных ложбинках.

Прожорливой щуке плохо спится. Узкая, с хищными глазами, с огромной пастью, нет-нет, да и прогуляется она по реке, поглотает сонной рыбы. Но движенья её медленны, не то что летом, когда она молнией бросается на добычу.

И только один налим всю зиму живо и весело разгуливает по реке. Проворно ходит он между спящими рыбьими стадами, ищет и глотает молоденьких сонных рыбок.

Но пойдёт время к весне, солнышко сгонит лёд и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздувая жабры… А налим уже не бросится за ними. Вялый, полусонный, он примется искать место для спячки. Забьётся под камень или под корчевье и уснёт, как мёртвый, на всё лето, до самых морозов.

Н. Сладков. Окунь и налим.

— Чудеса подо льдом! Все рыбы сонные – один ты, Налим, бодренький да игривый. Что с тобой такое, а?
– А то, что для всех рыб зимою – зима, а для меня, Налима, зимою – лето! Вы, окуни, дремлете, а мы, налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся-веселимся!
– Айда, братцы-окуни, к Налиму на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся, налимьей икоркой закусим…

  • Что за чудо подо льдом увидел окунь?
  • Что делают зимой все рыбы? А налим?
На грани жизни Денков Веселин А.

Впадают ли в зимнюю спячку рыбы?

Своеобразным путем приспосабливаются к низким температурам воды зимой и некоторые виды обширного класса рыб (Pisces). Обычная температура тела у рыб непостоянна и соответствует температуре воды или слегка ее превышает (на 0,5–1 °C). При внезапном резком понижении температуры воды рыбы впадают в шоковое состояние. После краткой фазы возбуждения они

перестают дышать, плавать и выглядят как мертвые. Достаточно, однако, чтобы вода потеплела, и они быстро «оживают».

Значительное уменьшение обмена веществ у рыб при понижении температуры воды издавна привлекало внимание ученых. Установлено, что некоторые виды рыб оживают после того, как их заморозили, тогда как другие виды погибают еще до того, как температура воды достигла точки замерзания. Описаны случаи замерзания некоторых видов колюшек, на которых проводились опыты. Лед разбил сосуд, в котором находились рыбы, но после размораживания они продолжали плавать, словно ничего и не случилось.

Опыты показали, что замороженные рыбы оживают лишь в тех случаях, когда не замерзли их кровеносные сосуды. Особенно много в этой области работал советский ихтиолог Бородин. В результате ряда исследований он пришел к заключению, что если рыбы замерзнут в воде, то они безвозвратно погибнут. При замораживании на воздухе они могут ожить, но лишь в том случае, если замораживание распространяется только на их поверхностные ткани. Губительным для рыб оказалось не само охлаждение, а образование в их крови и тканях кристалликов льда, повреждающих стенки кровеносных сосудов. Другие исследования показали, что если рыба замерзает на воздухе, то она может известное время жить за счет запасов кислорода в своем плавательном пузыре. Доказано, что предположение о том, что замерзшие рыбы дышат с помощью жабр, лишено оснований.

Интересна приспособляемость к замерзанию у так называемой черной рыбы (Dallia pectoralis). Эта одна из самых выносливых к холоду рыб обитает в холодных водоемах полуострова Чукотка (в реках, озерах и торфяных болотах) и Аляски. Суровый здешний климат позволяет льдам таять только в летние месяцы, которые рыба использует для размножения. В остальной период года рыбы зарываются и вмерзают в ил. Если температура жидкостей в их теле не падает ниже -0,3 °C, то при медленном размораживании они оживают. Если же кровь замерзает, то рыбы погибают. Замороженные в период зимней спячки, они могут оставаться в этом состоянии месяцы подряд до наступления их оживления на короткий летний сезон. Любопытно, что зачастую местное население использует эту рыбу как корм для собак. Рассказывают, что если собака проглотит замороженную рыбу целиком, то вскоре после этого она в желудке размораживается и начинает сильно раздражать его. В таких случаях собака обычно отрыгивает рыбу, и если она попадает в воду, то тут же невозмутимо уплывает.

Оригинально приспосабливаются к низким температурам воды зимой некоторые рыбы, обитающие в северной части Атлантического океана и в арктических водах: они изменяют состав своей крови. С понижением температуры воды осенью в их крови скапливаются соли в такой концентрации, какая характерна для морской воды, а при этом кровь замерзает с трудом (своеобразный антифриз).

Из пресноводных рыб еще в ноябре в зимнюю спячку впадают карп, ерш, окунь, сом и другие. Когда температура воды падает ниже 8 - 10 °C, эти рыбы переходят в более глубокие части водоемов, в так называемые зимовочные ямы, зарываются большими группами в ил и остаются там в состоянии зимней спячки на протяжении всей зимы. Установлено, что в этом состоянии у карпа сердцебиение замедляется: вместо нормальных 25–30 ударов 2–3 удара в минуту, а дыхание замедляется до 3–4 вздохов в минуту. Интересное приспособление имеется у осетра, стерляди и белуги, тело которых при наступлении сильных холодов обволакивается слизью, предохраняющей его от неблагоприятного воздействия окружающей среды и холода, и они впадают в зимнюю спячку. Некоторые виды растительноядных рыб (белый амур, толстолобик) тоже зимуют группами, покрытые толстым слоем слизи.

Некоторые морские рыбы тоже переносят сильные холода в состоянии зимней спячки. Так, например, сельдь уже осенью приближается к побережью Ледовитого океана, чтобы впасть в состояние зимней спячки на дне какого-нибудь небольшого заливчика. Черноморская хамса тоже зимует в южных районах моря - у берегов Грузии и соседнего берега Малой Азии на глубине 70–80 м, и в это время она слабо активна и пищу не потребляет. А азовская хамса перед наступлением зимнего периода мигрирует в Черное море (вдоль Северного побережья Кавказа), где и собирается в группы на глубине 70 - 150 м в сравнительно малоподвижном состоянии.

Зимняя спячка у рыб характеризуется крайне ограниченной их активностью, полным прекращением или резким сокращением питания и резким уменьшением интенсивности обмена веществ. В это время их организм поддерживается за счет запасов питательных веществ, накопленных благодаря обильному питанию в осенний период.

Из книги Рассказ о жизни рыб автора Правдин Иван Федорович

Рыбы-карлики и рыбы-великаны В классе рыб, как и в других классах животных, позвоночных и беспозвоночных, имеются виды, характеризующиеся различной величиной. Среди рыб есть настоящие карлики и чудовищные великаны.На Филиппинских островах, между Южно-Китайским морем и

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Из книги Думают ли животные? автора Фишель Вернер

Научающиеся рыбы Что именно животные видят, одними наблюдениями установить нельзя. Для изучения зрения животных зоопсихологи пользуются специальным методом. Каким - поясним на примере. Чтобы проверить, различают ли рыбы цвет, в аквариум поместили четыре одинаковые

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Куда впадают реки Тигр и Евфрат? Исторические документы свидетельствуют, что до V века нашей эры (всего полтора тысячелетия назад) реки Тигр и Евфрат впадали в Персидский залив, причем каждая из них имела собственное устье. Однако с тех пор интенсивное земледелие в долинах

Из книги Происшествия под водой автора Меркульева Ксения Алексеевна

«Грамотные» рыбы Ихтиологи поставили опыт.В небольшой аквариум поместили нескольких пескарей. Им начали спускать под воду корм в маленькой красной чашечке. Вместе с красной чашечкой спускали еще три, точно такие же, но серого, белого и черного цвета. Эти были

Из книги Аквариум в школе автора Махлин Марк Давидович

РЫБЫ Декоративные рыбы - обычные животные в аквариумах любителей природы. В школьном аквариуме рыбы встречаются в том случае, если школа расположена в городе и приобретает рыб в зоомагазине или у аквариумистов-любителей. В других школах приходится ограничиваться

Из книги Проблемы этологии автора Акимушкин Игорь Иванович

Рыбы Гидроакустики, приложив ухо к груди океана, слышат трепет его жизни. Для нас это затруднительно: слишком велик тариф на границе «воздух - вода». Здесь при выходе из одной среды в другую поглощается почти вся звуковая энергия (за вычетом процента).Соловьев среди рыб

Из книги Мир животных. Том 6 [Рассказы о домашних животных] автора Акимушкин Игорь Иванович

Рыбы По-настоящему домашних рыб только две: карп и золотая рыбка. Некоторые ученые считают и макропода домашним животным. Исходная дикая форма карпа - сазан. Время его доместикации неизвестно. Мнения ученых разделились: одни считают родиной

Из книги На грани жизни автора Денков Веселин А.

Почему в природе многие животные и растительные организмы впадают в различные состояния мнимой смерти? Зимний сезон неблагоприятен для многих представителей мира животных и растений как из-за низкой температуры, так и резкого сокращения возможностей добывать пищу. В

Из книги Мир животных автора Ситников Виталий Павлович

Пресмыкающиеся тоже впадают в зимнюю спячку Из класса пресмыкающихся (Reptilia) почти все виды нашей фауны зимой впадают в состояние зимней спячки. Низкие зимние температуры - основная причина этого явления. Например, если взять даже летом какую-нибудь змею и поместить ее на

Из книги Разведение рыбы, раков и домашней водоплавающей птицы автора Задорожная Людмила Александровна

Есть ли птицы, впадающие в зимнюю спячку? Итак, мы выяснили, что большинство животных с непостоянной температурой тела, которая зависит от окружающей среды, впадают в состояние зимней спячки. Но удивительно, что и многие животные с постоянной температурой тела, например

Из книги автора

Какие млекопитающие впадают в зимнюю спячку? Как у тех животных, о которых мы рассказывали до сих пор, так и у млекопитающих зимняя спячка - это биологическое приспособление для переживания неблагоприятного сезона года. Несмотря на то, что животные с постоянной

Из книги автора

Какие перемены наступают у впадающих в зимнюю спячку млекопитающих? С физиологической точки зрения зимняя спячка млекопитающих характеризуется ослаблением всех функций жизнедеятельности организма (см. таблицу) до того минимума, который позволил бы им пережить

Из книги автора

Можно ли «привить» животным зимнюю и летнюю спячку? Современной фармакологической науке известно немало химических снотворных веществ, вызывающих впадание в глубокий сон. Однако эти синтетические соединения обычно обладают вредным побочным действием, еще более

Зима – довольно стрессовый период для представителей флоры и фауны. И если в большинстве случаев мы видим, как они переживают холода и морозы, то как зимуют рыбы мы можем только догадываться. Сегодня мы рассмотрим этот вопрос, чтобы расставить все точки над «i».

Изменение условий жизни

Начать стоит с того, что с наступлением зимы, рыбы сталкиваются с изменением условий жизни . Световой день становится короче, рыба получает меньше солнечного света, наблюдается значительное снижение температуры воды, верхний слой водоема покрывается льдом и засыпается снегом, что еще больше снижает видимость. Таким образом, рыба оказывается в достаточно затруднительных условиях – в темной, холодной, почти лишенной кислорода воде.

Жизнедеятельность рыб

Соответственно, чтобы выжить в подобных условиях, организм рыб должен подстроиться под новые обстоятельства . Так и происходит. Все процессы ее жизнедеятельности замедляются: потребление пищи значительно уменьшается, а иногда и вовсе прекращается, частота сердечных сокращений падает, обмен веществ практически полностью останавливается и поддерживается с помощью накопленных ранее жиров.

Впадают ли рыбы в спячку?

Почему-то бытует мнение, что с наступлением морозов рыбы впадают в спячку. До сих пор до конца не понятно, кто первым выдвинул эту теорию, и на каких фактах она была построена, но на самом деле, рыба не впадает в спячку ! Дело в том, что рыба – это экзотермический живой организм. Что это значит? Что температура ее тела определяется температурой окружающей среды. Холодная вода – холодная рыба, теплая вода – теплая рыба. Экзотермические организмы по определению не могут впадать в спячку, в отличие от эндотермических существ . Например, медведь – это представитель эндотермических организмов. Температура его тела генерируется собственной системой организма и понижение или увеличение температуры хотя бы на градус может негативно отразиться на его жизнедеятельности. Поэтому они и могут впадать в спячку, чтобы максимально безопасно пережить стрессовый для организма период. Сердечный ритм при этом может снижаться почти на 95% .

Хотя кое-что общее между спячкой и состоянием покоя, которое характерно для рыб, есть – это накопление жировой прослойки перед снижением метаболических процессов.

Зимовальные ямы

Для того, что максимально безболезненно пережить зиму, многие теплолюбивые рыбы собираются в стаи и отправляются в зимовальные ямы. В таких ямах они находятся практически без движений на протяжении всей зимы. Ученые объясняют этот интересный факт группирования в стаи тем, что таким образом рыбы качественнее израсходуют слизь , которая выделяется ими как изолирующее средство. Это помогает им переживать зиму безопаснее, нежели в одиночку.

При этом не все рыбы зимуют в зимовальных ямах. Например, сомы отдают предпочтение пространству над такими ямами или же возвышенностям дна. Дело в том, что после того, как водоем покрывается льдом, в зимовальных ямах снижается уровень кислорода . Его количество там становится настолько незначительным, что сомы бы не выжили в таких условиях.

Хищники

Хищные рыбы не прячутся с наступлением зимы, но и не пользуются моментом, поедая стаю, собравшуюся в зимовальной яме. Охотятся они на рыб, которые лояльно относятся к холоду и не меняют своих привычных мест проживания.

Большинство хищных рыб отлично видят в сумерках , а поэтому, как только водоем обрастает льдом и снегом, не пропуская солнечного света, они начинают выходить на охоту. В эти первые дни, рыбы превращаются в настоящих убийц, не жалея своих жертв. Этот феномен носит название «перволедок» .

«Переезд»

Существуют и рыбы, которые, как и многие люди, не любят зиму и предпочитают перебираться в более теплые края. Например, хамса , которая обычно проживает в Азовском море, готовится к зимовке, запасаясь жиром еще с лета. Как только она ощущает первые признаки похолодания, начинает свою миграцию в Черное море, на дне которого и переживает зиму.

«Криогенная камера»

А что насчет небольших водоемов, которые зимой могут полностью заледеневать? Рыбы приспособились и к этому. Они зарываются в ил . Но когда вода промерзает до самого дна, рыба также вмерзает в лед . Да, да, это возможно. В таком состоянии она находится, пока водоем не начнет оттаивать. Освободившись со своей «криогенной камеры», рыба начинает откармливаться, готовясь к следующей зиме.

Как видно, каждый вид рыбы переживает зиму по-своему. В зависимости от места обитания, они приспосабливаются к особенностям зимовки, таким образом, безопасно перенося этот период.

Как готовятся к зиме рыбы Вы узнаете из этой статьи.

Как рыбы готовятся к зиме?

Рыбы подготавливаться к зимнему времени года начинается с лета — в августе, если быть точнее, то в его середине. Подготовка к холодам обусловлена тем фактором, что плавать рыба начинает неподалеку от берега и много очень питаться. Это она делает для того, чтобы без проблем пережить зимнее голодание. Ведь с наступлением холодов она питается, в основном, запасами своего жира, который наела за август. Стоит отметить, что в начале ноября активное собирание запасов временно приостанавливается. Кушать рыба начинает снова, когда на воде появляется первый лед.

Ближе к зиме рыбы собираются в стаи, дабы зимовать. Они опускаются в самую глубину рек и озер. Их тело покрывается густым, как шубой, слоем слизи. Как мы упоминали выше, всю зиму рыбки проводят на дне водоема. Ведь там вода не замерзает даже в лютые морозы. К зимнему периоду у рыб отмечается неподвижность, вялость.

Каждый вид рыб зимует по-разному. Например, карпы и караси зарываются как можно больше в тину, которая находится на дне водоема, и переживают так до весны. Они абсолютно неподвижны Большинство рыб впадают в спячку – это сомы, лещи, лини, плотва. Рыба ложится на дно водоема или просто зарывается в ил.

«Как зимуют рыбки?» Тип проекта: познавательный, творчески- исследовательский. Сроки проведения: январь – февраль (среднесрочный). Участники проекта: Воспитатель, педагог- психолог, дети и родители средней группы ОДП 7 СОШ Авторы проекта: Барская А.Д., Войнич Н.Ю.


Актуальность: Недостаточная познавательная активность детей в вопросах сезонных изменений в природе, недостаточный интерес к экологическому воспитанию у родителей; отсутствие темы «как зимуют рыбы» в базовой программе ДОУ (не только для детей среднего, но и более старшего возраста); Недостаточный уровень внедрения проектной деятельности в ООД детей среднего возраста..




Задачи: активной познавательной позиции, формирование представлений у детей, как они могут искать ответы на вопросы, (формирование познавательных действий), расширение представлений детей о том, как разные живые существа переживают зиму, включение экспериментирования в НОД, развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, привлечение воспитанников и родителей к данной проблеме, популяризация метода проектов в познавательной деятельности в ДОУ.




I. Подготовительный: - первичная диагностическая беседа с детьми по теме проекта; - обсуждение планируемой работы воспитателя с детьми по теме сезонные изменения в природе зимой; - изучение методической литературы; - создание необходимых условий для реализации проекта, т. е. необходимый наглядный материал (картины, рисунки, художественная литература, подбор игр; подбор консультаций для родителей Формирование мотивации у родителей на сотрудничество в проекте (Консультация «Поможем детям найти ответы на сложные вопросы. Развиваем познавательный интерес».


Основной этап: создание у детей интереса к проблеме. Беседы о сезонных изменениях в природе зимой на прогулках ООД Познание «Как зимуют разные животные» ООД Развитие речи «По щучьему веленью» ООД Познание «Вода, снег, лед: превращения воды зимой». (Экспериментальная деятельность, презентация для детей). Консультация для родителей «Эксперименты с детьми 4-5 лет».














Основной этап: ищем ответы на вопрос ООД Познание, Художественное творчество «Что произойдет с рыбками зимой?». (Лепим и замораживаем пластилиновых рыбок). ООД Познание, Развитие речи «Как найти ответ на наш вопрос». (Вспоминаем сказку «По щучьему веленью». Беседа «Что нам рассказали родители?» Просмотр и обсуждение мультфильма «Прорубь»). ООД Развитие речи слушаем и обсуждаем познавательные рассказы (Э.Шим «Всем вам крышка» и Л.Карпова «Как рыбы зимуют). ООД Познание «Рыбки живут подо льдом» (эксперимент «Ледяная крышка», презентация «Жизнь зимой подо льдом», обобщение и выводы.












Делаем выводы. Рыбы к зиме собираются в стаи зимовать. Они опускаются в глубину рек и озер. Зиму рыбы проводят глубоко на дне. На дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы. Рыбы зимуют по-разному. Многие рыбы впадают в спячку. Сомы ложатся на дно или зарываются в ил. Хищные рыбы не спят даже зимой. Особенно любит холодную воду налим. Рыбы зимой не замерзают.


Основной этап: создание макета – интерактивной модели зимнего пруда. Обсуждаем идею зимнего пейзажа. ООД Художественное творчество «Рисуем снежный фон». ООД Художественное творчество «Рисуем силуэты деревьев» ООД Коммуникация, Художественное творчество коллективная работа – макет «Как зимуют рыбки». Игра –представление «Как зимуют рыбки» с помощью интерактивной модели.


Учимся рисовать снежный фон для нашего пейзажа Учимся создавать разные оттенки, мягкие переходы. Учимся работать широкими свободными мазками. Учимся сотрудничеству: совместной работе на ограниченном пространстве. Учимся создавать разные оттенки, мягкие переходы. Учимся работать широкими свободными мазками. Учимся сотрудничеству: совместной работе на ограниченном пространстве.


Завершающий этап Презентация проекта «Как зимуют рыбки» для детей группы 5 (другая средняя группа в детском саду) Участие в фестивале проектов дошкольных подразделений в школе 1315 Результаты: Реализация проекта показала преимущества метода проекта: возможность сконцентрироваться на определенной теме. У детей включается и любознательность, развиваются творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Дети получили новые знания, расширился кругозор. Дети получили первые осознанные представления о том, как искать ответы на интересующие их вопросы. У родителей расширились представления о возможных занятиях с детьми возраста 4 -5 лет, надеемся.


Анализ и выводы Исследование с детьми 4-5 лет не являлось полноценной исследовательской деятельностью. Вопрос был инициирован взрослыми. В ходе проведения экспериментов детям был очень интересен сам процесс, а логические выводы были также организованны педагогами. В процессе проведения опытов детям больше хотелось действовать, чем наблюдать. По своей структуре проект больше подходит для детей старшего дошкольного возраста. Проект получился комплексным, позволил охватить различные образовательные области: познавательного, речевого, социально- коммуникативного и художественно-эстетического развития. Проект явился ярким и запоминающимся событием в жизни детей.