Лодка переплывает реку шириной 600 метров. Подготовка к егэ в рамках модульно-рейтинговой системы обучения

4. Движения двух пешеходов описаны уравнениями x1 = 0,5t и x2 = 5-t. Опишите характер движения каждого пешехода, найдите модуль и направление их скоростей, постройте графики движения, графики скоростей и определите графически место и время их встречи.

5. Движения двух тел описаны уравнениями x1 = 12-3t и x2 =2+ 2t. Аналитически определите место и время встречи.

А. 4м;2с. Б. 2м; 6с. В. 6м; 2с. Г.2м; 4с.

6. Электропоезд длиной 200 м въезжает на мост длиной 500 м, двигаясь равномерно со скоростью 5 м/с. Через какое время, поезд полностью пройдет весь мост?

А. 100 с. Б. 40 с. В.140 с. Г. 50 с.

Вариант 1.1

1.Вертолет равномерно поднимается вертикально вверх. Какова траектория движения точки на конце лопасти винта вертолета в системе отсче­та, связанной с корпусом вертолета?

А. Точка. Б. Прямая. В. Окружность. Г. Винтовая линия.

2.Пловец плывет по течению реки. Чему равна ско­рость пловца относительно берега реки, если скорость пловца относительно воды 1,5 м/с, а скорость течения реки 0,5 м/с?

3.Плот равномерно плывет по реке со скоростью 6 м/с. Человек движется поперек плота со ско­ростью 8 м/с. Чему равна скорость человека, в системе отсчета, связанной с берегом?

А. 2 м/с. Б. 7 м/с. В. 10 м/с. Г 14 м/с.


V1 Рис. Б

Рис. А

А. 1. Б. 2. В. 3. Г. 4.

5. Лодка переплывает реку шириной 600 м, причем рулевой держит курс таким образом, что лодка все время плывет перпендикулярно берегам. Ско­рость лодки относительно воды 5 м/с, скорость течения реки 3 м/с. Через сколько времени лод­ка достигнет противоположного берега?

Т Е С Т № 3 « СКОРОСТЬ. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ».

Вариант 1.2

1.Вертолет равномерно поднимается вертикально вверх. Какова траектория движения точки на конце лопасти винта вертолета в системе отсче­та, связанной с корпусом вертолета?

А. . Окружность. Б. Винтовая линия. В. Точка. Г. Прямая

2.Пловец плывет по течению реки. Чему равна ско­рость пловца относительно берега реки, если скорость пловца относительно воды 1 м/с, а скорость течения реки 0,5 м/с?

А. 0,5 м/с. Б. 1 м/с. В. 1,5 м/с. Г. 2 м/с.

3.Плот равномерно плывет по реке со скоростью 3 м/с. Человек движется поперек плота со ско­ростью 4 м/с. Чему равна скорость человека в системе отсчета, связанной с берегом?

А. 2 м/с. Б. 7 м/с. В. 4,6 м/с. Г 5 м/с.

4.К перекрестку приближаются грузовая машина со скоростью V1= 10м/с и легковая машина, со скоростью V2= 20 м/с (рис. А). Какое направ­ление имеет вектор V21 скорости легковой маши­ны в системе отсчета грузовика (рис. Б)?

2 Рис. Б

V1 2 Рис. Б

Рис. А

А. 4. Б. 3. В. 2. Г. 1.

5. Лодка переплывает реку шириной 800 м, причем рулевой держит курс таким образом, что лодка все время плывет перпендикулярно берегам. Ско­рость лодки относительно воды 5 м/с, скорость течения реки 3 м/с. Через сколько времени лод­ка достигнет противоположного берега?

А. 120 с. Б. 150 с. В. 200 с. Г. 90 с.

Т Е С Т № 3 « СКОРОСТЬ. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ».

Вариант 2.1

А. Точка. В. Окружность.

Б. Прямая. Г. Винтовая линия.

2.Пловец плывет против течения реки. Чему равна скорость пловца относительно берега реки, если скорость пловца относительно воды

1,5 м/с, а скорость течения реки 0,5 м/с?

3.Кран равномерно поднимает груз вертикально вверх со скоростью 0,3 м/с и одновременно равномерно и прямолинейно движется по горизонтальным рель-­
сам со скоростью 0,4 м/с. Чему равна скорость груза в системе отсчета, связанной с Землей?

А. 0,1 м/с. Б. 0,35 м/с. В. 0,5 м/с. Г. 0,7 м/с.

Рис. Б

1 4

Рис. А

À. 1. Б.2. В.3. Г.4.

5.Скорость движения лодки, плывущей по течению относительно берега, равна 3м/с, а скорость этой же лодки, плывущей против течения, равна 2 м/с. Чему равна скорость течения?

Т Е С Т № 3 « СКОРОСТЬ. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ».

Вариант2.2

1.Вертолет равномерно поднимается вертикально вверх. Какова траектория движения точки на конце лопасти винта вертолета в системе отсче­та, связанной с поверхностью Земли?


А. Точка. В. Прямая.

Б. Винтовая линия. Г. Окружность.

2.Пловец плывет против течения реки. Чему равна скорость пловца относительно берега реки, если скорость пловца относительно воды 1 м/с, а скорость течения реки 0,5 м/с?

À. 0,5 м/с. Б. 1м/с. В. 1,5 м/с. Г. 2 м/с.

3.Кран равномерно поднимает груз вертикально вверх со скоростью 0,3 м/с и одновременно равномерно и прямолинейно движется по горизонтальным рельсам со скоростью 0,4 м/с. Чему равна скорость груза в системе отсчета, связанной с Землей?

А. 0,35 м/с. Б. 0,1 м/с. В. 0,7 м/с. Г. 0,5 м/с.

4.Капля дождя, летящая с постоянной скоростью, V вертикально вниз, попадает на вертикальную по­верхность стекла вагона, движущегося с постоян­ной скоростью U (рис. А). Какая из траекторий на рисунке Б соответствует следу капли на стекле?

Рис. Б

4 3

Рис. А Рис. Б

À. 1. Б.2. В.3. Г.4.

5.Скорость движения моторной лодки, плывущей по течению относительно берега, равна 4м/с, а скорость этой же лодки, плывущей против течения, равна 2 м/с. Чему равна скорость течения?

А. 0,5м/с. Б.1м/с. В.1,5м/с. Г.2,5м/с.

Вариант 1.1

В.а = 0

Г. Направление может быть любым.

2. По графику зависимости модуля V,м/с

скорости от времени, представленному
на рисунке, определите ускорение
прямолинейно движущегося тела, в момент
времени t = 2с.

А. 2 м/с2 В. 9 м/с2.

Б. 3 м/с2. Г. 27 м/с.2

3. По условию задания № 2 определите перемещение тела за три секунды.

А. 9 м. Б. 18м. В.27м. Г. 36 м.

4. Автомобиль через 100м после начала движения приобретает скорость 30м/с. С каким ускорением двигался автомобиль.

А. 4,5 м/с2. Б. 0,15 м/с2. В. 9,2 м/с2. Г. 11м/с2 .

Vx = 2 + 3 t

A. Sx = 2 t + 3 t 2 (м). В. Sx = 2 t + 1,5t2 (м).

Б. Sx = 1,5t2 (м). Г. Sx = 3 t + t 2 (м)

5 м/с. Под дей­ствием сил трения брусок движется с ускоре­нием 1 м/с2. Чему равен путь, пройденный брус­ком за 6 с?

ТЕСТ №4 «РАВНОУСКОРЕННОЕ ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ».

Вариант 1.2

1.Скорость и ускорение тела, движущегося прямолинейно и равноускоренно, показаны на рисунке. Какое это движение?

V а х

А. Покоится. Б. Движется равноускоренно.

В. Движется. равномерно. Г. Движется равнозамедленно.

2. По графику зависимости модуля скорости

от времени, представленному на рисунке V, м/с

Определите ускорение прямолинейно 80

движущегося тела в момент времени

t = 20с. 40

А. 2 м/с2 В. 9 м/с2.

Б. 3 м/с2. Г. 27 м/с.t, с

3. По условию задания № 2 определите перемещение тела за t = 20с.

А. 820м. Б. 840м. В.1000м. Г. 1200м.

4. С каким ускорением падал камень, если за 2с им пройдено 19,6м?

А. 19,6м/ с2. Б. 9,8 м/с2. В. 9 м/с2. Г. 15,68м/с2.

x = 2 - 3 t (м/с). Каково соответствующее уравнение проекции пе­ремещения тела?

A. Sx = 2 t - 3 t 2 (м). В. Sx = - 1,5t2 (м).

Б. Sx = 2 t - 1,5t2 (м). Г. Sx =2 t +1,5 t 2 (м).

6. Находящемуся на горизонтальной поверхности стола бруску сообщили скорость 5 м/с. Под дей­ствием сил тяги брусок движется с ускоре­нием 1 м/с2. Чему равен путь, пройденный брус­ком за 6 с?

А. 6 м. Б. 12 м. В. 48м. Г. 30 м.

ТЕСТ №4 «РАВНОУСКОРЕННОЕ ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ».

Вариант 2.1

1.Скорость тела, движущегося прямолинейно и равноускоренно, изменилась при перемещении из точки 1 в точку 2 так, как показано на рисунке. Какое направление имеет вектор ускорения на этом участке?

В. а = 0

А В. а = 0.

Может быть любым.

2. По графику зависимости V,м/с

представленному на рисунке, 10

определите ускорение 5

в момент времени t =1 с.

А. 2 м/с2 В. 5 м/с2.

Б. 3 м/с2. Г. 7,5 м/с.t, с

4. Автомобиль двигаясь с ускорением 2м/с2 , проходит 100м. Какую скорость он при этом приобретает?

А. 40 м/с. Б. 100 м/с. В. 80 м/с. Г. 20м/с.

5. Уравнение зависимости проекции скорости дви­жущегося тела от времени: Vx = 3 + 2t (м/с). Каково соответствующее уравнение проекции пе­ремещения тела?

A. Sx = 3 t 2 (м). В. Sx = 3 t + 2 t2 (м).

Б. Sx = 2 t + 3 t2 (м). Г. Sx = 3 t + t 2 (м).

6. Находящемуся на горизонтальной поверхности стола бруску сообщили скорость 4 м/с. Под дей­ствием сил трения брусок движется с ускоре­нием 1м/с2. Чему равен путь, пройденный брус­ком за 4 с?

А. 8м. Б.12м. В. 28м. Г. 30м.

ТЕСТ№4 «РАВНОУСКОРЕННОЕ ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ».

Вариант 2.2

1.Скорость и ускорение тела, движущегося прямолинейно показаны на рисунке. Какое это движение?

А. Равномерное. Б. Равноускоренное.

В. Равнозамедленное. Г. Покой.

2.По графику зависимости V, м/с

Представленному на рисунке, 20

определите ускорение 10

прямолинейно движущегося тела 0

в момент времени t =2 сt, с

А. 2 м/с2 В. 10 м/с2.

Б. 3 м/с2. Г. 5 м/с.2

3. По условию задания № 2 определите перемещение тела за две секунды.

А. 5 м. Б. 10м. В.20м. Г. 30 м.

4. Какой путь пройдет автомобиль двигаясь с ускорением 2м/с2 , если в конце приобретает скорость 72км/ч?

А. 40 м. Б. 100 м. В. 80 м. Г. 20м.

5. Уравнение зависимости проекции скорости дви­жущегося тела от времени:

Vx = 3 - 2t (м/с). Каково соответствующее уравнение проекции пе­ремещения тела?

A. Sx = 3 t 2 (м). В. Sx = 3 t - t2 (м).

Б. Sx = 2 t + 3 t2 (м). Г. Sx = 3 t + t 2 (м).

6. Находящемуся на горизонтальной поверхности стола бруску сообщили скорость

4 м/с. Под дей­ствием сил тяги брусок движется с ускоре­нием 1м/с2. Чему равен путь, пройденный брус­ком за 4 с?

А. 6 м. Б. 12 м. В. 24м. Г. 30 м.

ТЕСТ №5 «СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ».

ВАРИАНТ 1.1

1.В трубке, из которой откачан воздух, на одной и той же высоте находятся дробинка, пробка и птичье перо. Какое из этих тел быстрее достигнет дна трубки?

2.Чему равна скорость свободно падающего тела через 4 секунды?

А. 20 м/с. Б. 40 м/с. В. 80 м/с. Г. 160 м/с.

3.Какой путь пройдет свободно падающее тело за 3 секунды?

А. 15 м. Б. 30 м. В. 45м. Г. 90 м.

4. Какой путь пройдет свободно падающее тело за пятую секунду?

А. 45 м. Б. 50 м. В. 125 м. Г. 250 м.

5. Тело брошено вертикально вверх со скоростью 30 м/с. Чему равна максимальная высота подъ­ема?

А. 22,5 м. Б. 45 м. В. 90 м. Г. 180 м.

ТЕСТ №5 «СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ».

ВАРИАНТ 1.2

Ускорение свободного падения примите равным 10 м/с2.

1.Тело движется вертикально вверх со скоростью V. Как направлено ускорение

свободного падения, и какому виду подчиняется данное движение?

2.Чему равна скорость свободно падающего тела через 10 секунд?

А. 20 м/с. Б. 40 м/с. В. 80 м/с. Г. 100 м/с.

3.Какой путь пройдет свободно падающее тело за 5 секунд?

А. 25 м. Б. 30 м. В. 50м. Г. 125 м.

4.Какой путь пройдет свободно падающее тело за десятую секунду?

А. 45 м. Б. 50 м. В. 95 м. Г. 100 м.

5.Тело брошено вертикально вверх со скоростью 50 м/с. Чему равна максимальная

высота подъема?

А. 2 м. Б. 20 м. В. 100 м. Г. 125 м.

ТЕСТ №5 «СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ».

ВАРИАНТ 2.1

Ускорение свободного падения примите равным 10 м/с2.

1.В трубке, из которой откачан воздух, на одной и той же высоте находятся дробинка, пробка и птичье перо. Какое из этих тел позже всех достигнет дна трубки?

A. Дробинка. Б. Пробка. B. Птичье перо.

Г. Все три тела достигнут дна трубки одновременно.

2.Чему равна скорость свободно падающего тела через 3 секунды?

3.Какой путь пройдет свободно падающее тело за 4 секунды?

4.Какой путь пройдет свободно падающее тело за шестую секунду?

А. 55 м. Б. 60 м. В. 180 м. Г. 360 м.

5.Тело брошено вертикально вверх со скоростью 20 м/с. Чему равна, максимальная высота подъема?

А. 10 м. Б. 20 м. В. 100 м Г. 80 м.

ТЕСТ №5 «СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ».

ВАРИАНТ 2.2

Ускорение свободного падения примите равным 10 м/с2.

1.Тело движется вертикально вниз со скоростью V. Как направлено ускорение свободного падения, и какому виду подчиняется данное движение?

А. Вверх, равноускоренно. Б. Вниз, равноускоренно.

В. Вверх равнозамедленно. Г. Вниз равнозамедленно.

2.Чему равна скорость свободно падающего тела через 9 секунды?

v 0 = 0м/с, ускорение свободного падения примите равным 10 м/с2.

А. 15 м/с. Б. 30 м/с. В. 45 м/с. Г. 90 м/с.

3.Какой путь пройдет свободно падающее тело за 2 секунды? v 0 = 0 м/с, ускорение свободного падения примите равным 10 м/с2.

А. 20 м. Б. 40м. В.80м. Г.160 м.

4.Какой путь пройдет свободно падающее тело за вторую секунду?

v 0 = 0 м/с, ускорение свободного падения примите равным 10 м/с2.

А. 5 м. Б. 15 м. В. 18 м. Г. 36 м.

5.С какой скоростью тело брошено вертикально вверх, если максимальная высота подъема 20м? Ускорение свободного падения примите равным 10 м/ с2.

А. 10 м. Б. 20 м. В. 40 м. Г. 80 м.

ВАРИАНТ 1.1

направлении по часовой стрелке. Как

направлен вектор ускорения, при таком 1

движении?

2. Автомобиль движется на повороте по круговой траектории радиусом 50 м с постоянной по модулю скоростью 10 м/с. Каково ускорение автомобиля?

А. 1 м/с2. В. 5 м/с2.

Б. 2 м/с2. Г. 0 м/с2.

3. Тело движется по окружности радиусом 10 м. Период его обращения равен 20с. Чему равна скорость тела?

А. 2 м/с. В. 2 π м/с.

Б. π м/с. Г. 4 π м/с.

4. Тело движется по окружности радиусом 5 м со скоростью 20 π м/с. Чему равна частота обращения?

А. 2 с - 1. В. 2 π 2 с -1.

Б. 2 π с -1. Г. 0,5 с -1.

R 1 = R и R 2 = 2 R с

одинаковыми скоростями. Сравните их центростремительные ускорения.

А. 1 м/с2. В. 5 м/с2.

Б. 2 м/с2. Г. 0 м/с2.

3. Тело движется по окружности радиусом 20 м. Период его обращения равен 20с. Чему равна скорость тела?

А. 2 м/с. В. 2 π м/с.

Б. π м/с. Г. 4 π м/с.

4. Тело движется по окружности радиусом 2м со скоростью 20 π м/с. Чему равна частота обращения?

А. 2 с-1. В. 2 π 2 с-1

Б. 2 π с-1. Г. 5 с-1.

5. Две материальные точки движутся по окружностям радиусами R 1 = R и R 2 = 2 R с

одинаковыми угловыми скоростями. Сравните их центростремительные ускорения.

А. а1 = а2. Б. . а1 = 2а2 В. а1 = а 2/ 2 Г. а1 = 4а2

ТЕСТ №6 « ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ».

ВАРИАНТ 2.1

1.Тело движется равномерно по окружности в 2

направлении против часовой стрелки. Как

Тест1 «Скорость. Относительность движения»
Вариант 1
1. Два автомобиля движутся по прямому шоссе в одном направлении с разными скоростями. Расстояние между ними:

2. Пловец плывёт против течения реки. Скорость течения реки 0,5м/с, скорость пловца относительно воды 1,5 м/с. Модуль скорости пловца относительно берега равен:
1) 2м/с; 2) 1,5м/с; 3) 1м/с; 4) 0,5м/с.
3. Два автомобиля движутся по прямому шоссе: первый – со скоростью v, второй – со скоростью 4v. Чему равна скорость первого автомобиля относительно второго?
1) 5v; 2) 3v; 3) – 3v; 4) – 5v.
4. Два автомобиля движутся по взаимно перпендикулярным дорогам от перекрёстка с одинаковыми по модулю скоростями 20м/с. За одну секунду расстояние между ними увеличивается на значение:
1) меньшее 20м; 2) равное 20м; 3) большее 20м; 4) равное 40м.
5. Колонна машин движется по шоссе со скоростью 10м/с, растянувшись на расстояние 2км. Из хвоста колонны выезжает мотоциклист со скоростью 20м/с и движется к голове колонны. За какое время он достигнет головы колонны?
1) 200с; 2) 60с; 3) 40с; 4) не достигнет вообще.
6. Значения скорости течения реки и скорости лодки относительно воды одинаковы и образуют угол 120є. Под каким углом к направлению течения направлена скорость лодки относительно берега?
1) 30є; 2) 60є; 3) 90є; 4) 120є.
Тест1 «Скорость. Относительность движения»
Вариант 2
1. Два автомобиля движутся по прямому шоссе в противоположных направлениях с разными скоростями. Расстояние между ними:
увеличивается; 2) уменьшается; 3) не изменяется; 4) может увеличиваться или уменьшаться.
2. Когда говорят, что смена дня и ночи на Земле объясняется восходом и заходом Солнца, то имеют в виду систему отсчёта связанную:
1) с Солнцем; 2) с Землёй; 3) с центром Галактики; 4) с любым телом.
3. Два катера движутся по озеру: первый – со скоростью v, второй – со скоростью -3v относительно берега. Чему равна скорость первого катера относительно второго?
1) 4v; 2) 2v; 3) – 2v; 4) – 4v.
4. Плот равномерно плывёт по реке со скоростью 6км/ч. Человек движется поперёк плота со скоростью 8км/ч. Чему равна скорость человека в системе отсчёта, связанной с берегом?
1) 2км/ч; 2) 7км/ч; 3) 10км/ч; 4) 14км/ч.
5. Вертолёт равномерно поднимается вертикально вверх. Какова траектория движения точки на конце лопасти винта вертолёта в системе отсчёта, связанной с корпусом вертолёта?
1) точка; 2) прямая; 3) окружность; 4) винтовая линия.
6. Лодка переплывает реку шириной 600м, причём рулевой все время держит курс перпендикулярно берегу. Скорость лодки относительно воды 5м/с, скорость течения реки 3м/с. Через какое время лодка достигнет противоположного берега?
1) 120с; 2) 150с; 3) 200с); 4) 90с.

Вариант1.
Двигаясь прямолинейно, одно тело за каждую секунду проходит путь 5м. Другое тело, двигаясь по прямой в одном направлении за каждую секунду проходит путь 10м. Движения этих тел:
1) равномерные; 2) неравномерные; 3) первого – равномерное, второго – неравномерное; 4) нельзя сказать о характере движения тел.
2. Какова начальная координата тела, движущегося согласно уравнения:
x= - 1 + t: 1) 1м; 2) – 1м; 3) 0м; 4) – 2м.
Какая функция описывает зависимость модуля скорость от времени при равномерном прямолинейном движении?
1) v=5t; 2) v=5/t; 3) v=5; 4) v=-5.
4. Две моторные лодки движутся вдоль реки навстречу друг другу. Скорости лодок относительно воды равны 3м/с и 4м/с соответственно. Скорость течения реки равна 2м/с. Через какое время после их встречи расстояние между лодками станет равным 84м?
1) 12с; 2) 21с; 3) 28с; 4) 42с.
5. Две материальные точки движутся по оси Ох по законам: x1=5+5t, x2=5-5t. Чему равно расстояние между ними через 2с?
1) 5м; 2) 10м; 3) 15м; 4) 20м.
6. В течение 2с тело двигалось со скорость 1м/с, в течение следующих 3с – со скоростью 2м/с. Чему равна средняя скорость движения за 5с?
1) 1м/с; 2) 1,5м/с; 3) 1,6м/м; 4) 2м/с.

Тест 2. «Равномерное движение»
Вариант2.
Какое соотношение может быть между перемещением s и значением пройденного пути l?
1) s(l; 2) s 2. Какова проекция скорости тела, движущегося согласно уравнения:
x= - 1 + t: 1) 1м/с; 2) – 1м/с; 3) 0м/с; 4) – 2м/с.
3.Катер, двигаясь равномерно, проезжает 60м за 2с. Рассчитайте, какой путь он проедет за 10с, двигаясь с той же скоростью.
1) 300м; 2) 500м; 3) 100м; 4) 1000м.
4. Поезд длиной 200м въезжает в тоннель длиной 300м, двигаясь равномерно со скоростью 10м/с. Через какое время поезд выйдет полностью из тоннеля?
1) 10с; 2) 20с; 3) 30с; 4) 50с.
5. Материальная точка движется в плоскости равномерно и прямолинейно по закону x=4+3t, y=3-4t. Каково значение скорости тела?
1) 1м/с; 2) 3м/с; 3) 5м/с; 4) 7м/с.
6. Первую секунду движения тело двигалось со скоростью 1м/с, следующие 5с – со скоростью 7м/с. Модуль средней скорости за всё время движения равен:
1) 4м/с; 2) 5м/с; 3) 6м/с; 4) 7м/с.

На протяжении последних пяти лет, мною обучение в старшей ступени школы ведется по модульно-рейтинговой системе, что позволило изменить не только отношение к такому непростому предмету, как физика, но и в определенной мере изменить сам процесс обучения.

Новые цели и ориентиры общего среднего образования, вариативность его содержания на старшей ступени школы, многообразие образовательных систем привели к становлению во многом новых организационных форм, методов и средств обучения.

Одной из наиболее перспективных среди инновационных форм и методов обучения, которые с успехом можно использовать и в вузе, и на старшей ступени школы, является зачетно-модульная или модульно-рейтинговая система обучения.

О сновные этапы построения модульно-рейтинговой системы в рамках подготовки к ЕГЭ.

  1. определение учебных целей – анализ учебного материала и его представления в модульном варианте
  2. анализ и предварительная оценка возможностей учащихся - постановка целей и определение планируемых результатов обучения, ориентированных на достижение этих целей, а также оценка возможностей реализации целей;
  3. последовательное расположение материала курса по модулям -разработка дидактического материала в виде модулей, проектирование деятельности преподавания и соответствующих «шагов учения», отвечающих возможностям учащихся;;
  4. определение критериев оценки результатов, достигнутых учащимися

При разработке модульно-рейтинговой системы в изучении темы «Кинематика» стояла задача не только реализовать базовый уровень обучения, но и привнести возможные способы для освоения профильного уровня. В рамках двухчасового курса физики выполнить подобные задачи не представляется возможным, поэтому для мотивированных учащихся была задействована система дополнительного образования в малых группах (школьный компонент по подготовке к ЕГЭ.)

К достоинствам этого метода относится, в первую очередь, то, что учащийся может сам выбирать для себя объем материала (правда, определенная часть является обязательной). Гибкость такого решения основана на вариативности содержания и уровней сложности учебной деятельности. Модульное обучение предусматривает возможность выбора учащимся наиболее подходящего ему пути организации процесса обучения (например: посещение только уроков по расписанию или также работа в системе дополнительного образования по предмету) и желаемого уровня усвоения учебного материала (А, В или С). Уровень А является базовым и обязательным для всех. Для достижения уровня В или С ученику предлагается комплект способов деятельности, наиболее подходящих его интересам и потребностям (на уроках дополнительного образования широко используются различные информационные ресурсы). Модульное обучение полностью реализуется дифференцированость обучения по предмету, создается режим психологического комфорта при обучении и в тоже время учащиеся, мотивированные на высокий результат или сдачу ЕГЭ получают необходимые знания.

Модульное построение содержания обучения как средство систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ.

Модуль как базовая единица учебной программы представляет относительно завершенный по содержанию элемент обучения. Продолжительность изучения курса может быть различна – так например тема «Механика» в двухчасовой программе для 10 класса рассчитана на 24 часа учебного времени. В соответствии с данным определением, большие по объему компоненты содержания обучения (курсы, разделы, темы) могут быть разделены на несколько дидактически упорядоченных с точки зрения их целей, содержания, средств и методов единиц программы – модулей.

Раздел «Механики» – «Кинематику» целесообразно разбить на следующие модули:«Равномерное движение», «Равноускоренное прямолинейное движение», «Движение по вертикали. Свободное падение» «Движение по окружности», «Движение тела, брошенного под углом к горизонту». Каждый из этих модулей логично разбивается на малые элементы – проверочные работы, которые в обязательном порядке реализуются на каждом уроке. Перечень проверочных работ по рейтинговой системе обязательно доступен вниманию учащихся, что позволяет более продуманно организовать учебный процесс каждому ученику. Причем последняя работа каждого модуля рассчитана на учащихся мотивированных на успешные знания по данному предмету и на учащихся сдающих ЕГЭ по предмету. Один из возможных вариантов модулей по теме «Кинематика»

Тема: «Кинематика»

«Равномерное движение»

  1. Проверочная работа №1 «Путь, перемещение, проекция вектора перемещения и скорости на оси координат, действие с векторами» (§§ 6-8)
  2. Проверочная работа №2 «Уравнение равномерного прямолинейного движения, графические задачи» (§§ 9-10)

«Равноускоренное прямолинейное движение»

  1. Проверочная работа №1 «Ускорение и скорость при движении с постоянным ускорением, графические задачи» (§§1316)
  2. Проверочная работа №2 «Уравнение движения с постоянным ускорением» (§§13-16)
  3. Проверочная работа №3 «Решение задач повышенного уровня»

«Движение по вертикали. Свободное падение»

  1. Проверочная работа №1 «Уравнения зависимости проекции скорости и координаты при движении в вертикальной плоскости» (§§ 17-18)
  2. Проверочная работа №2 «Решение задач на движение в вертикальной плоскости»
  3. Проверочная работа №3 «Решение задач повышенного уровня»

«Движение по окружности»

  1. Проверочная работа №1 «Тестирование по теме движение по окружности» (§§ 19)
  2. Проверочная работа №2 «Решение задач на движение тела по окружности» (§§ 19)
  3. Проверочная работа №3 «Решение задач повышенного уровня»

«Движение тела, брошенного под углом к горизонту»

  1. Проверочная работа №1 «Решение задач на движение тела под углом к горизонту»
  2. Проверочная работа №2 «Решение задач на движение тела брошенного горизонтально»
  3. Проверочная работа №3 «Решение задач повышенного уровня»

Цельность, завершенность, полнота и логичность построения учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов, дает полную картину изучаемого материала. Из блоков-модулей, как из кубиков, конструируют учебную программу по предложенной теме.

Каждый ученик может выбрать одну наиболее пригодную организационную схему обучения или комбинировать несколько вариантов, в нашем случае это занятия в рамках школьного расписания и вне их, предусматривающих самостоятельную работу с модулем при использовании технических средств обучения, консультации с более успевающими учениками или педагогом и т.д. Основной целью такой модели построения содержания обучения является организация учебного процесса, позволяющая развивать познавательную самостоятельность, индивидуальные возможности и способности обучаемых.

В каждом модуле для учащихся указаны критерии, отражающие уровень овладения учебным материалом то есть максимальный рейтинговый балл. Данный рейтинговый балл позволяет оценить степень освоения стандарта образования и уровень подготовки к ЕГЭ. Каждый предложенный модуль предполагает при активности на всех учебных занятиях фиксированное количество рейтинговых баллов, которые отражают уровень знаний по теме данного модуля. С целью подтверждения понимания учеником целей обучения проводится устный контроль при проведении семинарских занятий по решению задач данного модуля. При выполнении письменных работ используются как тестовые задания, расчетные задачи так и теоретические опросы по теме.

Рейтинговая система оценки.

В контексте модульного обучения должна будет претерпеть изменения и оценка подготовки обучающихся, в частности, существенно меняется функция текущего контроля. Мною, в частности, используется накопительная системы оценивания. Так как каждый модуль состоит минимум из трех письменных работ. Каждая из работ, согласно количеству выполненных заданий, дает определенный вклад в рейтинговый балл по данному модулю. Дополнительные баллы учащиеся могут получать во время устных ответов на семинарских занятиях, при самостоятельной работе с предложенным ресурсом Интернета или при выполнении индивидуального задания в рамках текущего модуля. Итоговый результат набранных баллов пересчитывается в оценку по пятибалльной системе по данному модулю, а затем и по всей теме учебного материала.

Анализируя результаты успеваемости учащихся за последние годы, с достаточной степенью достоверности, можно утверждать, что модульно-рейтинговая система повышает уровень ответственности при изучении предмета и позволяет улучшить результаты учебного процесса.

Позитивные и негативные стороны использования модульно-рейтинговой системы обучения.

Проведенный анализ позволяет выделить ряд позитивных и негативных сторон использования модульно-рейтинговой системы обучения.

К числу позитивных следует отнести следующие:

  1. Модульно-рейтинговая система позволяет более эффективно организовать самостоятельную деятельность обучающихся. Благодаря ее возможностям можно более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучению, так как каждый обучающийся может составить свой план учебной деятельности.
  2. У школьников вырабатываются навыки самоконтроля и самооценки.
  3. Благодаря наличию ближайших ориентиров (в виде контрольных работ, зачетов и т.д.) и стимулов к регулярным и планомерным занятиям повышается прочность знаний.
  4. Система оценки в состоянии учитывать большее число видов учебной деятельности (в тематическом контроле и текущей аттестации); увеличивается объективность итоговой оценки.
  5. Информация о текущем рейтинге стимулирует учащихся., повышается уровень здоровой конкуренции между учащимися.

К негативным аспектам использования модульно-зачетной системы можно отнести следующее: возрастают трудозатраты преподавателя при разработке вариантов контролирующих материалов, проверке результатов контроля (особенно в больших группах), обновлении материалов.

Это только самые первые, приблизительные оценки позитивных и негативных аспектов системы. Многое еще предстоит обдумать и проверить в эксперименте, и задача эта интересная и перспективная.

Предлагаю для рассмотрения некоторые и методических материалов, формирующих банк задач разной степени сложности, тестовых заданий и т.д. Примеры рейтинговых работ различной степени сложности

Проверочная работа № 1 «Путь, перемещение, проекция вектора перемещения и скорости на оси координат, действие с векторами»

  1. Какие из перечисленных ниже величин являются векторными:
    а) путь;
    б) перемещение;
    в) скорость?
  2. Стул передвинули сначала на 6 м, а затем еще на 8 м. Величина полного перемещения в этом случае равна:
    а) 2 м;
    б) 14 м;
    в) нельзя сказать.
  3. Тело, брошенное вертикально вверх, достигло наибольшей высоты 10 м и упало на землю. Укажите пройденный телом путь L и перемещение S?
    а) L= 20 S= 10;
    б) L= 10 S= 20;
    в) L= 20 S= 0.
  4. Автомобиль дважды объехал Москву по кольцевой дороге, длиной 109 км. Чему равны пройденный телом путь L и перемещение S?
    а) а0L= 109 S= 0;
    б) L= 218 S= 218;
    в) L= 218 S= 0.
  5. Тело, брошенное горизонтально с башни высотой 6 м, упало на расстоянии 8 м от подножия башни. Величина перемещения тела равна:
    а) 6 м;
    б) 8 м;
    в) 10 м.
  6. Камень, брошенный из окна второго этажа, с высоты 4 м, падает на землю на расстоянии 3 м от стены дома. Чему равен модуль перемещения камня?
    а) 5 м;
    б) 4 м;
    в) 3 м.
  7. Два автомобиля движутся по прямому шоссе в одном направлении. Направим ось ОХ вдоль шоссе. Проекции скоростей на ось ОХ:
    а) обе положительны;
    б) обе отрицательны;
    в) имеют одинаковые знаки;
    г) имеют разные знаки.
  8. Два автомобиля движутся по прямому шоссе в противоположных направлениях. Направим ось ОХ вдоль шоссе. Проекции скоростей на ось ОХ:
    а) обе положительны;
    б) обе отрицательны;
    в) имеют одинаковые знаки;
    г) имеют разные знаки.
  9. Проекции скорости на оси ОХ и ОУ равны соответственно 0 м/с и 4 м/с При этом угол между вектором скорости и осью ОХ равен:
    а) 30°;
    б) 45°;
    в) 90°;
    г) 135°.
  10. К перекрестку приближается грузовая машина со скоростью V 1 =10м/с и легковая машина со скоростью V 2 = 20 м/с (см. рис.) Какое направление имеет вектор скорости легковой машины V 21 в системе отсчета, связанной с грузовиком.

По данной работе можно предложить следующую систему баллов:

Количество заданий предполагает не менее двух вариантов. В этой же проверочной работе целесообразно использовать дидактические карточки Склерина Л.И., которые тоже позволяют проводить дифференцированность работы по уровню сложности. Максимально возможный балл в рамках школьного расписания по этой работе составляет 20 баллов. Каждому обучающемуся предоставляется возможность исправить ситуацию в случае неудачно выполненной работы или при необходимости получить больший по объему материал в рамках дополнительных занятий в послеурочное время.

На дополнительных занятиях учителю проще организовать самостоятельную работу учащегося в индивидуальном режиме.

Модуль «Равномерное движение» (повышенный уровень)

  1. Две лодки движутся из одной точки под углом 60° по направлению друг к другу с одинаковой по модулю скоростью относительно берега. Одна лодка переместилась на другой берег по кратчайшему пути, равному 20м. Каково расстояние от второй лодки до берега в этот момент?
  2. Величина скорости течения реки и скорости лодки относительно берега одинаковы и образуют угол 60°. Под каким углом к направлению течения направлена скорость лодки относительно воды?
  3. Лодка переплывает реку шириной 600 м, причем рулевой все время держит курс перпендикулярно берегу. Скорость лодки относительно воды равна 5 м/с, скорость течения реки 3 м/с. Через какое время лодка достигнет противоположного берега?
  4. Материальная точка движется в плоскости равномерно и прямолинейно по закону: X=4+3t Y=3-4t Какова величина скорости тела?
  5. Точка перемещается вдоль оси ОХ так, что ее координата меняется по закону X=6t-0,25t 2 Найти ускорение и скорость в момент времени t=2 с, построить график зависимости x(t), S(t) и V(t) , Определить среднюю скорость за первые 30с движения.
  6. Автомобиль прошел первую половину пути со скоростью V 0 . Вторую половину пути, двигаясь в том же направлении, со скоростью V 1 Чему равна средняя скорость данного автомобиля?
  7. Автомобиль прошел первую половину времени со скоростью V 0 . Вторую половину времени, двигаясь в том же направлении, со скоростью V 1 Чему равна средняя скорость данного автомобиля?
  8. Автомобиль прошел первую половину времени со скоростью V 0 . Оставшуюся часть пути он половину времени двигался со скоростью V 1 , а последний участок со скоростью V 2 . Чему равна средняя скорость данного автомобиля за все время движения?
  9. Два автомобиля движутся с постоянными скоростями V 1 и V 2 по дорогам, пересекающимся под прямым углом. Когда первый автомобиль достиг перекрестка, второму осталось проехать до этого места расстояние L Спустя какое время t после этого расстояние между автомобилями будет наименьшим? Чему равно это расстояние Smin?
  10. От А к В по реке отправляется лодка со скоростью 3км/ч относительно воды. Навстречу лодке одновременно с ней от В к А отправляется катер со скоростью 10км/ч относительно воды. За время движения лодки от А к В катер успевает дважды пройти туда и обратно и прибывает в В одновременно с лодкой. Какова по величине и направлению скорость течения?

Литература:

  1. Интенсивная подготовка к ЕГЭ 2009 Физика сборник заданий Москва издательство «Эксмо», 2009.
  2. ФИПИ ЕГЭ универсальные материалы для подготовки учащихся Физика издательство «Интеллект-Центр», 2009.
  3. ФИПИ ЕГЭ универсальные материалы для подготовки учащихся Физика издательство «Интеллект-Центр», 2010.
  4. В.А.Орлов Г.Г. Никифоров «Тематические и итоговые контрольные работы для подготовки к ЕГЭ.» Физика. Москва. Образование, 2006.
  5. Дидиктические тестовые материалы ЛАТ МИКПРО по физике Москва, 1999.
  6. Л.Н. Коршунова «Кинематика» Москва, издательство Контур-М, 2004.
  7. И.М. Гельфгат Л.Э. Генденштейн Л.А. Кирик «1001 задача по физике» издательство «Илекса» «Гимназия», Москва-Харьков, 1997.
  8. В.А. Шевцов Тренажер по физике для учащихся 9-11 классов и поступающих в вузы. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

Тестовые вопросы по основам кинематики, динамики и импульсу 1.Какая единица времени является основной в Международной системе? А. 1с. Б. 1мин. В. 1час. Г. 1сутки. 2.Какие из перечисленных ниже величин являются векторными величинами? 1) Путь 2) перемещение. 3)скорость. А. Только 1. В. Только 3. Б. Только 2. Г. 2 и 3. 3.Автомобиль дважды проехал вокруг Москвы по кольцевой дороге, длина которой 109 км. Чему равны пройденный автомобилем путь l и модуль его перемещения S? А. l = 109 км, S = O км. Б.1 = 218км, S = 0км. В.1 = S = 218 км. Г. l = S = 0 км. 4.Камень брошен из окна второго этажа с высоты 4 м и падает на землю на расстоянии 3 м от сте¬ны дома. Чему равен модуль перемещения камня? А. 3 м. Б. 4 м. В. 5 м. Г. 7 м. 5. Поезд длиной 200 м въезжает в тоннель длиной 300 м, двигаясь равномерно со скоростью 10м/с. Через какое время поезд полностью выйдет из тоннеля? А. 10 с. Б. 20 с. В. 30 с. Г. 50 с. 6. Движения двух тел описаны уравнениями x1 = 2t и x2 = 4-2t. Аналитически определите время и место встречи. А. 1с;1м. Б.2с; 2м. В.2с; 1м. Г.1с; 2м. 7.Вертолет равномерно поднимается вертикально вверх. Какова траектория движения точки на конце лопасти винта вертолета в системе отсче¬та, связанной с корпусом вертолета? А. Точка. Б. Прямая. В. Окружность. Г. Винтовая линия. 8.Пловец плывет по течению реки. Чему равна ско¬рость пловца относительно берега реки, если скорость пловца относительно воды 1,5 м/с, а скорость течения реки 0,5 м/с? А. 0,5 м/с. Б. 1 м/с. В. 1,5 м/с. Г. 2 м/с.

30 Тестовых вопроса по основам кинематики, динамики и импульсу.doc

Картинками

Тестовые вопросы по основам кинематики, динамики и импульсу 1.Какая единица времени является основной в Международной системе? А. 1с. Б. 1мин. В. 1час. Г. 1сутки. 2.Какие из перечисленных ниже величин являются векторными величинами? 1) Путь 2) перемещение. 3)скорость. А. Только 1. Б. Только 2. В. Только 3. Г. 2 и 3. 3.Автомобиль дважды проехал вокруг Москвы по кольцевой дороге, длина которой 109 км. Чему равны пройденный автомобилем путь l и модуль его перемещения S? А. l = 109 км, S = O км. Б.1 = 218км, S = 0км. В.1 = S = 218 км. Г. l = S = 0 км. 4.Камень брошен из окна второго этажа с высоты 4 м и падает на землю на расстоянии 3 м от стены дома. Чему равен модуль перемещения камня? А. 3 м. Б. 4 м. В. 5 м. Г. 7 м. 5. Поезд длиной 200 м въезжает в тоннель длиной 300 м, двигаясь равномерно со скоростью 10м/с. Через какое время поезд полностью выйдет из тоннеля? А. 10 с. Б. 20 с. В. 30 с. Г. 50 с. 6. Движения двух тел описаны уравнениями x1 = 2t и x2 = 4­2t. Аналитически определите время и место встречи. А. 1с;1м. Б.2с; 2м. В.2с; 1м. Г.1с; 2м. 7.Вертолет равномерно поднимается вертикально вверх. Какова траектория движения точки на конце лопасти винта вертолета в системе отсчета, связанной с корпусом вертолета? В. Окружность. Г. Винтовая линия. А. Точка. Б. Прямая. 8.Пловец плывет по течению реки. Чему равна скорость пловца относительно берега реки, если скорость пловца относительно воды 1,5 м/с, а скорость течения реки 0,5 м/с? А. 0,5 м/с. Б. 1 м/с. В. 1,5 м/с. Г. 2 м/с. 9.Плот равномерно плывет по реке со скоростью 6 м/с. Человек движется поперек плота со скоростью 8 м/с. Чему равна скорость человека, в системе отсчета, связанной с берегом? А. 2 м/с. Б. 7 м/с. В. 10 м/с. Г 14 м/с. 10. Лодка переплывает реку шириной 600 м, причем рулевой держит курс таким образом, что лодка все время плывет перпендикулярно берегам. Скорость лодки относительно воды 5 м/с, скорость течения реки 3 м/с. Через сколько времени лодка достигнет противоположного берега? А. 120 с. Б. 150 с. В. 200 с. Г. 90 с. 11. С каким ускорением падал камень, если за 2с им пройдено 19,6м? А. 19,6м/ с2. Б. 9,8 м/с2. В. 9 м/с2. Г. 15,68м/с2. 12. Находящемуся на горизонтальной поверхности стола бруску сообщили скорость 5 м/с. Под действием сил тяги брусок движется с ускорением 1 м/с2. Чему равен путь, пройденный бруском за 6 с? А. 6 м. Б. 12 м. В. 48м. Г. 30 м. 13.Чему равна скорость свободно падающего тела через 4 секунды? А. 20 м/с. Б. 40 м/с. В. 80 м/с. Г. 160 м/с. 14.Какой путь пройдет свободно падающее тело за 3 секунды? А. 15 м. Б. 30 м. В. 45м. Г. 90 м. 15. Какой путь пройдет свободно падающее тело за пятую секунду? 16. Тело брошено вертикально вверх со скоростью 30 м/с. Чему равна максимальная А. 45 м. Б. 50 м. В. 125 м. Г. 250 м. высота подъема? А. 22,5 м. Б. 45 м. В. 90 м. Г. 180 м. 17. Автомобиль движется на повороте по круговой траектории радиусом 50 м с постоянной по модулю скоростью 10 м/с. Каково ускорение автомобиля? А. 1 м/с2. Б. 2 м/с2. В. 5 м/с2. Г. 0 м/с2.

18. Тело движется по окружности радиусом 10 м. Период его обращения равен 20с. Чему 19. Тело движется по окружности радиусом 5 м со скоростью 20 π м/с. Чему равна частота равна скорость тела? А. 2 м/с. м/с. Б. π В. 2 π м/с. Г. 4 π м/с. обращения? А. 2 с ­ 1. Б. 2 π с ­1. В. 2 π 2 с ­1 Г. 0,5 с ­1. . 20. Два мальчика взялись за руки. Первый мальчик толкает второго с силой 120Н. С какой силой толкает второй мальчик первого? А.0Н. В. 80Н. Г.120Н. 21. Скорость автомобиля задано уравнением Vх 2+2═ Б. 60Н. t. Найти результирующую силу, действующую на него, если его масса 1т. В. 200Н Б. 20Н. А.2Н. Г. 2000Н. 22. Автомобиль массой 1000кг проходит поворот радиусом 200м, двигаясь с постоянной по модулю скоростью, равной 20м/с. Определить равнодействующую всех сил, действующих на автомобиль. 23.Какая из приведенных ниже формул выражает закон Гука? А. F=mа. Б. F =µN. В. Fх =­k∆х. Г. F=G∙m∙M / R². 24. Две силы F1 = 30 Н и F2 = 40 Н приложены к одной точке тела. Угол между векторами F1 и F2 равен 90°. Чему равен модуль равнодействующей этих сил? А. 10 Н Б.50 Н. В. 70 Н. Г. 35 Н. 25. Во сколько раз уменьшится сила притяжения к Земле космического корабля при его удалении от поверхности Земли на расстояние, равное двум радиусам Земли? А. Уменьшится в 2раза. В. Уменьшится в 9 раза. Б. Уменьшится в 3 раза. Г. Не изменится. 26. На полу лифта лежит груз массой 50кг. Чему равен модуль веса этого груза, когда лифт покоится и когда начинает движение вертикально вверх с ускорение 1 м/ с 2? Г. 500Н, 550Н. А. 50Н, 55Н. Б. 500Н, 500Н. В. 550Н, 550Н. 27.Какое выражение определяет импульс тела? А. m∙а. Б. m∙V. В. F∙t. Г. m∙V²/ 2. 28. Чему равно изменение импульса тела, если на него подействовать силой 15Н в течение 5с? А. 3кг∙ м / с. Б. 5кг∙ м / с. В. 15 кг∙ м / с. Г. 75 кг∙ м / с. 29. Чему равен импульс тела, массой 2кг, движущегося со скоростью 3м/с? А. 1,5 кг∙ м / с. Б. 6 кг∙ м / с. В. 9 кг∙ м / с. Г. 18 кг∙ м / с. 30. Тележка массой 2кг, движущаяся со скоростью 3м/с, сталкивается с неподвижной тележкой массой 4кг и сцепляется с ней. Чему равна скорость обеих тележек после взаимодействия? А. 0,5 м / с. Б. 1 м / с. В. 1,5 м / с. Г. 3 м / с.