Мотогонки по вертикальной стене во львове. Анатолий королев - мотогонки по вертикальной стене

«Гонки по вертикали»

Сергей Никитин об увлечении, ставшем профессией

29 лет, постановщик трюков. Родился в Москве. Закончил МИРЭА. Работает в объединении каскадеров «Мастер». Занимается реставрацией старинных отечественных автомобилей и мотоциклов.

В школе «Мастер» Сергей возрождает популярный каскадерский трюк. Люди старшего поколения помнят это шоу под разными названиями: «Стена смерти», «Гонки по вертикали». Сергей теперь называет его «Бочкой». Но начиналось его увлечение, ставшее профессией на всю жизнь, совсем с другого.

«Лет в 16 мне удалось заполучить «Москвич-407» в очень хорошем состоянии. И я начал на нем гонять по деревне. 90-е годы, никакого ГАИ поблизости нет, вот я и пользовался этим обстоятельством. Машина была блеск, обслуживала до меня, скорее всего, аэропорт - внутри сохранилась даже наклейка «Люфтганзы», - рассказывает Сергей. - Чуть позже я купил еще один такой же «Москвич», и понеслось. Сейчас в моей коллекции семь ретро-мотоциклов и четырнадцать старых автомобилей».

На вопрос, какая машина самая любимая, Сергей отвечает: «Наверное, моя «кинозвезда», доставшаяся мне от певца Вадима Казаченко, - «Чайка», которая когда-то возила министра культуры СССР Екатерину Фурцеву. Я ее два года восстанавливал, она снялась в очень многих картинах».

В 2005 году Сергей познакомился со знаменитым российским каскадером Игорем Паниным и начал учиться в его школе. «Помогал ему готовить машины к трюкам. Сам начал делать первые трюки - горение, «сбивание» автомобилем. Не могу сказать, что после окончания школы обучение закончилось. Оно идет до сих пор, как у всех действующих каскадеров. Дело это такое, что совершенствоваться надо всю жизнь».

Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

А еще Сергей возрождает старые трюки. «Посмотрите, мы сейчас внутри «Бочки». Когда узнал, что она есть у Панина, то взялся за ее восстановление. Два с половиной года на это ушло. В СССР это был сверхпопулярный трюк, именно эта «Бочка» стояла в Парке культуры имени Горького. Для этого трюка пока мы используем двухтактные советские мотоциклы, а они сильно дымят. Поэтому сделали в сфере вытяжную вентиляцию.

Старшие товарищи помогли мне найти великого советского трюкача Альберта Шулинского. Он, действительно, легенда «Гонок по вертикали», ему сейчас 76 лет, опыт колоссальный, многие секреты этого трюка раскрыл. В наших планах - покупка старого американского мотоцикла на «сухой» раме (с задней подвеской без амортизаторов) - лучше всего на таком мотоцикле исполнять этот трюк. Впрочем, сейчас даже на советском «Иже» я заезжаю до потолка.

По моим сведениям, в России осталось всего три «Бочки» - одна у нас, другая в Тольятти и третья, как говорят, гастролирует по стране. А в СССР их было больше десятка. У Шулинского была самая лучшая «Бочка» в Советском Союзе, еще раз повторюсь, легендарный был аттракцион. С 1961 года по 1981 гонял он по вертикали. Делал в сфере в месяц до 300 заездов, иногда в день выезжал по 70 раз, а нормой было 30-40. Но в начале 80-х Альберт перешел в автородео и дело понемногу заглохло».

Сергей то и дело сворачивает на тему любимых ретро-автомобилей. «Я без дела редко остаюсь. И машины для трюков «заряжаю» и сам их делаю. Помните фильм «Призрачный гонщик»? Вот так и я езжу весь в огне. Более того, моя девушка тоже учится трюкам и сама их уже исполняет. Мы с ней здесь и познакомились, кстати. Мне это тем более приятно: прежняя моя - ни разу на мои мероприятия не пришла. А это важно - чтобы тебя понимал близкий человек… Вот сейчас Диана помогает мне доделывать старую двадцать первую «Волгу». Называю ее для себя «Жемчужиной», стараюсь максимально приблизить ее к оригиналу. До этого тоже делал ГАЗ-21, так даже краску советскую использовал. Люди разбирающиеся это видят и ценят. Вот, посмотрите!». Сергей «листает» телефон и показывает фото. И на самом деле, машина выглядит, как с выставки.

Сам я машины не крашу, только «вывожу» поверхность до идеального уровня. А «обливают» специалисты, делал бы сам, да помещения специального нет. Теперь у меня три «Волги» ГАЗ-21. Продавать ни одну не буду. Любовь не продается. Был у меня момент, когда продал восстановленную «Победу», так до сих пор жалею. Теперь вот ищу, да найти не могу. Еще из старых моделей делал мотороллер 1956 года. Тульский Т-200. Знаете, что в нем необычного? 56-й год, а на приборной панели селектор показывает включенную передачу!»

Фото: Дмитрий Костюков / «Коммерсантъ»

Обычно Сергей летом ездит по стране, ищет старую автомототехнику. По его словам, делать это с каждым годом все труднее. В этот сезон даже до Крыма добрался, думал, там сохранилось что-то. Надежды не оправдались.

Даже на Кубе, где по легендам сохранились старые американские автомобили, ничего уже не осталось. Тут Сергей опять показывает фото, «Форда Кортина» 1964 года выпуска. В 1971 году он оказался в СССР, в этом году Сергей закончил реставрацию. Загляденье, а не машина.

«Время такое, что многие зациклены на деньгах, - продолжает каскадер-реставратор, - но пару недель назад позвонил пожилой человек, сказал, что у него в гараже есть запчасти для старых машин. Приехал, и он мне подарил полгаража запчастей! Есть еще люди у нас, остались».

Сам Сергей ездит на мотоцикле ИЖ-49, 1952 года выпуска. Из машин любит прокатиться до смотровой площадки Воробьевых гор на «Москвиче-2140» в экспортном исполнении. На нем даже табличка «Автоэкспорта» есть.

Вопросу о планах Сергей удивляется: «Ничем другим заниматься не могу и не хочу. В мечтах - возродить трюк «Авто-родео». Другие советские трюки. Вы, наверное, уже поняли, что мне интересна эта эпоха, нравится техника тех времен, что еще надо?

Здесь у Игоря Панина единственное место в Москве (а может быть, и в России), где можно всем этим заниматься. Такими людьми, как он, надо гордиться, помогать им. Я, кстати, в жизни не только реставрацией и трюками увлекался. Работал и с поисковиками. В Солнцево есть небольшой мемориальный музей, в нем есть экспонаты, найденные мною. Принимал участие в подъеме военного немецкого командирского джипа «Кюгель-ваген», много чего находили мы. Сейчас ищу каскадеров старой советской школы - они многое могут рассказать. Я, кстати, не один работаю. У нас целая команда молодых, целеустремленных людей, умеющих и желающих всем этим заниматься».

«Лента.ру» : Сергей, вы общаетесь со своими свертниками. Наблюдате за тем, как они взрослеют, как за последние 15 лет изменилось их мировоззрение?

: Молодежь стала агрессивнее, но и перспективнее. Чтобы добиться результата, сейчас надо значительно больше бегать, прилагать усилий. А перспективнее, потому что молодые люди больше знают, больше умеют. Но! Тут надо особо отметить, что молодые люди меньше стали уметь работать, что называется, руками. Зато больше знают в компьютерной сфере, в программах, мобильных приложениях. Очень много нового и молодежь в этом, естественно, лучше разбирается.

А государство, на ваш взгляд, обращает внимание на молодежь?

Федеральные программы есть, государство хочет идти навстречу молодым. Оно в этом отношении стало более гибким. Но в больших городах, скажем, в Москве все стало сложнее. Экономика определяет почти все. Центры технического творчества стали дорогими и недоступными для молодежи. Практически исчезли бесплатные технические центры. И это плохо, конечно. Значительная часть молодежи предоставлена сама себе. Надо двигаться в этом направлении, развивать работу с подрастающим поколением.

Увидел вчера по телеку заставку фильма "Гонки по вертикали" и вспомнился этот замечательный аттракцион, который был популярен в советское время и который сейчас практически исчез. Последний раз в "Вертикали" я был лет 7-8 назад у нас на Левобережной. Вот же были времена. Стоял шатер, где каждый мог снова окунулся в детство и где такие кренделя на мотоциклах выделывали, что дух захватывало! Сейчас вообразить что-то подобное возле метро Левобережная, где каждый клочок земли застроен стеклом и бетоном, просто нереально, скоро людям негде будет ходить. С тех пор больше таких шатров я нигде не встречал. А вы?


В поисках какой нибудь информации о "Вертикали" я наткнулся на сайт www.attraction.kiev.ua, где узнал интересную информацию об истории и сегодняшней ситуации с этим аттракционом в городе Киев:

Все началось в середине 70-х, тогда в Киеве на аттракционе "Вертикаль" испытывали себя на прочность десятки любителей острых ощущений. В 80-х годах аттракцион действовал возле ст. м. "Левобережная", его владельцем был бывалый экстремист-гонщик Леонид Бухин. Дальше развал Союза, спортивной системы. "Вертикали" устарели, новые строить было некому. Пришлось бывшему начальнику мотокоманды работать водителем у депутатов. Но к пятидесяти годам надоело. Как раз подоспел "добрый дядюшка", вернее добрый друг юности, который и предложил возрождение аттракциона.
Сейчас, пожалуй, он единственный в Украине. Современная конструкция надежнее - сосновые доски надеты на металлический каркас. Прежние "бочки" были полностью деревянными, и во время представления зрительские мостики ходуном ходили, отклоняясь от оси на 30-40см. Вот-то зрителей "колбасило"! А как чувствовали себя гонщики? Вибрация не была помехой - их так "вжимало" в стену, что тело становилось в пять раз тяжелее. И сейчас только со стороны, кажется, что ездить, расправив "крылья", легко. При скорости каких-нибудь 60-80км/ч в "бочке" 8-метрового диаметра такой вихрь закручивается, что щеки у вертикальщиков раздуваются, как паруса.
Сегодня "Вертикаль" работает над тем, что бы возродить былые трюки: сидя на мотоцикле боком, задом наперед и даже стоя. Желающих стать "вертикальщиками" среди представителей мужского пола предостаточно. Но: "Вертикали" изначально были чем-то вроде семейного бизнеса. Отец учил сына, брат - брата, с посторонними делились мастерством неохотно. Да и найти прилежного ученика не так-то просто. Малейшее непослушание - и травма обеспечена. А страховки никакой. Федерация мотоспорта Украины, под эгидой которой работает обновленная "Вертикаль", и без того "еле дышит", чтобы выплачивать еще "инвалидные". Но не будем о грустном. Главное, что в городе действует доступное место, где подрастающее поколение мальчишек и девчонок может брать пример с представителей этой поистине мужественной профессии.
P.S. Кстати, мотоспорт в том виде, в каком он есть в Киеве, сохранился благодаря самим спортсменам. Если бы не папины деньги, юные мотоциклисты вряд ли оттачивали свое мастерство на пустыре в районе корчеватого, недалеко от авторынка. Отрадно то, что в ноябре прошлого года город наконец-то выделяя участок земли в Пирогово для проведения официальных соревнований. На осень там уже запланированный целый чемпионат мира по мотокроссу.

И обязательно посмотрите этот отрывок из фильма "Человек идет за солнцем". Теперь вспомнили как это было здорово? ;)

Те, кто вырос в Советском Союзе, наверное, помнят аттракцион "Гонки по вертикальной стене". Как будто стена бывает горизонтальной... Обычно они приезжали вместе с цирком, ставили свою вертикальную стену и развлекали народ необычными мотогонками.

На прошлой неделе мне довелось наблюдать похожий аттракцион, который был популярен в Америке в середине прошлого века. При этом организаторы попытались восстановить и атмосферу того времени - и деревянная стена, и мотоциклы, и даже наряды участников были из далеких 1950-х.

Для начала по вертикали помчался велосипедист. Тут уж не зевай - крути педали, пока не дали.

Потом пошли мотоциклисты.

И даже картингисты.

Сидя боком без рук.

Потом вниз бросали денежки, а участники собирали свои кровные.

Покатались парами.

Напоследок денюжку собрали еще раз, но другим способом. Зрители держали свои купюры на вытянутой руке, а трюкач гонял на мотоцикле и выхватывал заработок.

На этом удовольствие закончилось и мы пошли в музей мотоциклов. Но об этом в следующий раз.

В архиве отца я нашел приказ от 1944 года №144 о награждении артистов за выдающийся вклад в создание новых номеров. Смирнов получил 3 тысячи рублей, а Андросова и Мундингер – по тысяче.

Главной разработкой тогда была перевозная конструкция аттракциона, который планировали выставлять внутри цирков. В Москве его испытания прошли удачно, а на гастролях – нет. Из стального прута и проволоки была создана прозрачная сфера, которая устанавливалась на арене.

Когда родители приехали на первые гастроли в Архангельск, чтобы развлекать не только наших, но и английских и американских моряков, которые приходили туда с грузами по программе ленд-лиза, то сферу выставили там в неотапливаемом цирке. Мама рассказывала, что стоял собачий холод, зуб на зуб не попадал. И что оказалось? Когда зал наполнялся моряками, от их дыхания возникала повышенная влажность, и на металле появлялась испарина, которая превращалась в лед. В первый же пробный заезд машина стала соскальзывать.

«Индианы», «Ирбиты», «Явы»

В те годы мотоциклист выглядел покруче, чем владелец «Майбаха» сегодня. У Наташи Андросовой, музы многих поэтов того поколения, был личный «Индиан скаут» красного цвета, а те три мотоцикла, на которых ездили мои родители и брат, купил цирк. На таких же ездили американцы.

Эта модель имеет подходящие технические характеристики: очень низкий центр тяжести. Крылья и вообще все лишние детали снимали для облегчения конструкции. Мотоцикл, что называется, неснашиваемый: после регулировки работал очень устойчиво, особенно на скорости, спокойно можно было ездить без рук.