Ньяса — традиционная йога-нидра. Ньяса йога

Термин ньяса означает размещение и соотносится с тантри-ческими обрядами, при которых адепт касается различных частей тела, читая мантры и визуализируя девату (ответственное за эту часть божество) или биджа-мантру. Считается, что ньяса обоже-ствляет тело йога. Существует много видов ньясы; типы ньясы, с которыми ученик сталкивается в тантрическом ритуале наиболее часто: Риши-ньяса, Кара-ньяса, Матрика-ньяса и Шаданга-ньяса. Каждая мантра связана с определенным риши, впервые про-изнесшим ее.

Матрика-ньяса — это форма поклонения, при которой в тело помещаются 50 букв санскритского алфавита. При проведении этого обряда адепт совершает различные мудры (жесты). Буквам пред-шествует ОМ, а завершает их — НАМАХ. Шаданга-ньяса исполь-зует биджа-мантры, связанные с долгими гласными санскритс-кого алфавита. Тантрическую защиту (ньясу) следует проводить перед выполнением любого ритуала; она сама представляет собой определенный ритуал. По таким правилам совершается ньяса.

Касайтесь различных частей тела, отож-дествляя их с богами и богинями. Тем самым вы будете наполнять их Божественной энергией. Начните с большого пальца правой ноги, потом перейдите к ступням, икрам, коленям, бедрам, яго-дицам, йони/лингаму, соскам, груди, ладоням (положите указа-тельный и средний палец на ладонь), локтям, предплечьям (сжав их скрещенными на груди руками), плечам, губам, носу, закры-тым глазам (коснитесь указательным и средним пальцем), лбу (кос-нитесь его четырьмя пальцами) и темени (руку сожмите в кулак и коснитесь темени большим пальцем). Левую часть тела следует ос-вящать в обратном порядке: темя, лоб, глаза, нос, губы, пред-плечья, плечи, локти, ладони, грудь, соски, йони/лингам, яго-дицы, бедра, колена, икры, ступни. Касания сопровождаются чтением защитных мантр. Во время ритуала защиты нужно визуализировать поток твор-ческой энергии Шивы, обволакивающей тело. В «Шива-самхите» сказано: «Поклоняющийся Шиве смел, предприимчив, лишен слепых страстей, искусен, настойчив, талантлив, удовлетворен и непоколебим в суждениях».

Христианский крест, накладываемый человеком на самого себя (т.е. когда кто-то крестится) — это тоже ньяса, обладающая мощ-ным духовным потенциалом.

НЬСА ЧАКРЫ, РАЗРУШАЮЩЕЙ ВСЕ БОЛЕЗНИ

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ХРИМ ШРИМ САУХ Приветствие Чак-ре, разрушающей все болезни (все члены)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ AM AM ИМ ИМ УМ УМ РМ РМ ЛМ ЛМ ЭМ АЙМ ОМ АУМ AM AX БЛУМ Приветствие Вашини, девате Речи (правая сторона подбородка)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ КАМ КХАМ ГАМ ГХАМ НАМ КЛХРИМ Камешвари (правая сторона горла)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ЧАМ ЧХАМ ДЖАМ ДЖХАМ НАМ НВЛИМ Модини (правая сторона сердца)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ТАМ ТХАМ ДАМ ДХАМ НАМ ЙЛУМ Вимада (правая сторона пупа)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ТАМ ТХАМ ДАМ ДХАМ НАМ ДЖМРИМ Аруна (левая сторона пупа)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ПАМ ПХАМ БАМ БХАМ МАМ ХШЛВЙУМ ДЖАЙИНИ (левая сторона сердца)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ЙАМ РАМ ЛАМ ВАМ ДЖХМРЙУМ Сарвешвари (левая сторона горла)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ШАМ ШАМ САМ ХАМ КШАМ КШМРИМ Каулини (левая сторона подбородка)

    АЙМ ХРИМ ШРИМ ХРИМ ШРИМ САУХ Приветствие Три-пура Сиддхе, Госпоже Чакры, разрушающей все болезни (серд-це)

Ньяса. Это слово, происходящее от корня «помещать», означает наложение кончиков пальцев и ладони правой руки на различные части тела, сопровождаемое особыми мантрами. Нъясы бывают различных видов250. Джива-нъяса251 следует за бхута-шуддхи. После очищения старого, «земного», тела и формирования нового, «небесного», садхака приступает к наполнению тела жизнью Деви. Он делает это посредством джива-нъясы. Положа руку на сердце, он произносит мантру «сохам» (« Я — Он»), отождествляя себя с Деви. Затем, помещая восемь проявлений Кула-Кундалини соответствующих им местах, он произносит следующую мантру:«Ам крим крим йам рам лам вам шаш шам сам ком хаум хамсах. Жизненные дыхания высочайше благословенной и благой Изначальной Калики — теперь здесь»252. «Ам (и т.д.). Воплощенный дух высочайше благословенной и благой Изначальной Калики помещен здесь»253. «Ам (и т.д.)- Все чувства высочайше благословенной и благой Изначальной Калики помещены здесь»254; и, наконец, «Ам (и т.д.). Пусть речь, разум, зрение, слух, обоняние и жизненные дыхания высочайше благословенной и благой Изначальной Калики, приходящие сюда, всегда пребывают здесь в мире и счастье. Сваха»255. Вслед за этим садхака становится девата-майей. В дальнейшем, после описанного выше растворения греховного тела, сотворив себе новое, божественное, тело и наполнив его жизнью Деви, он переходит к матрика-ньясе. Матри-ка — это пятьдесят букв санскритского алфавита; подобно тому, как рождаются от земной матери, так же от матрики, или звука, происходит мир. Шабдабрахман, «Звук», «Логос» или «Слово» — все это Творец миров имен и форм.

Тела Девять/ состоят из пятидесяти знаков матрики. Поэтому садхака вначале мысленно размещает (антар-матрика-нъяса) буквы алфавита на соответствующих местах в шести чакрах, а затем и на внешнем плане, посредством физического действия (бахъя-матрша-ньяса), располагает их, как представляющие и образующие собой различные части тела Деваты, которое таким образом создается внутри самого садхаки. Он помещает свою руку на различные части тела и одновременно четко произносит соответствующую данной части тела матрику.

Ментальное расположение матрики в чакрах следующее: в лотосе аджни — хам и кшам (за каждой буквой в этом и последующих случаях, как говорится, идет мантра номах)256; в лотосе вишуддхи — ам, ам и остальные гласные; в лотосе анахаты — кам, кхам и т.д. до тхам; в лотосе манипуры — дам, дхам, и т.д. до пхам; в лотосе свадхиштханы — бам, бхам, и т.д. до лам; в лотосе муладхары — вам, шам257, шам 258, сам. Затем следует внешнее размещение. Гласные в своем обычном порядке с анусварой и висаргой размещаются на лбу, лице, правом и левом глазах, правом и левом ушах, правой и левой ноздрях, правой и левой щеках, верхней и нижней губах, верхних и нижних зубах, голове и внутренней полости рта. Согласные от кам до вам размещаются на основании правой руки и локте, на запястье, основаниях и кончиках пальцев, на левой руке, на правой и левой ногах, правом и левом боках, на спине, пупке, животе, сердце, на правом и левом плечах, в пространстве между лопатками (какуда), а затем от сердца до правой ладони помещается первая шам, а от сердца до левой ладони — вторая шам; от сердца до правой ступни — сам; от сердца до левой ступни — хам, и, наконец, от сердца до живота, и от сердца до рта — кшам. В каждом случае произносится Ом в начале и «номах» в конце. Согласно «Тантра-cape», матрика-нъя-са, также подразделяется на четыре вида, совершаемых с различными целями, а именно: кевала, где слоги матрики произносятся без бинду; бинду-самьюта — с бинду; сансарга — с висаргой; и собхъя — с висаргой и бинду.

Затем следует риши-нъяса для достижения чатур-варги259. Мантры прилагаются к голове, рту, сердцу, анусу, обеим стопам и ко всему телу в целом. Обычно используются следующие мантры: «В голове — приветствие Риши (Провидцу, дающему Откровение) Брахме260; во рту — приветствие Гаятри-мантре261; в сердце — приветствие Деви Матери Сарасвати262; в прикрываемой интимной части — приветствие бидже, согласным264; приветствие шакти, гласным — в ступнях264; приветствие висарге, килаке — во всем теле265». Иная форма нъясы, в которой используется биджа, известна как ньяса Адъи (Изначальной). Она упоминается, но не приводится, в главе V, стих 123: «В голове — приветствие Брахме и (всем) брахмарши266; во рту — приветствие гаятри и другим формам стихосложения267; в сердце — приветствие изначальной Девате Кали268; в прикрываемой интимной части —приветствие бидже крим269; в обеих ступнях — приветствие шакти хрим270; во всем теле — приветствие Калике. Шрим»271.

Потом следуют анга-ньяса и кара-ньяса. Обе они являются формами шаданга-нъясы212. Когда шаданга-нъяса выполняется на те-ае, она именуется хридайади-шаданга-нъясой, а когда ее совершают только пятью пальцами и ладонями рук — ангуштхади-шаданга-пьясой. Первая выполняется следующим образом: краткая гласная «а», согласные группы ка-варга и долгая «а» произносятся с «хрида-яя ламах» («намах, или приветствие, сердцу»). Краткая гласная «и», согласные группы ча-варга и долгая «и» произносятся с «ширасе сваха» («сваха — голове»). Твердые согласные группы та-варга вместе с двумя гласными «у» (краткой и долгой) произносятся с «шикхаяй вашат» («вашат — макушечному локону»). Подобным же образом мягкие согласные группы та-варга вместе с гласной «е» и дифтонгом «аи» произносятся с «кавачая273 хум». Краткая гласная «о», группа согласных Па-варга и долгое «о» произносятся с «нетра-траяя-вау-шат» («ваушат — трем глазам»)274. Наконец, согласные от «йа» до «кша» вместе с бинду и висаргой275 произносятся с «кара-тала-пришт-хабхъям астрая пхат» («пхат — наружной и тыльной сторонам ладони»)276.

Мантры шаданга-нъясы на теле используются для кара-ньясы, в которой они соотносятся с большими пальцами, «грозящими», или указательными, пальцами, средними пальцами, безымянными пальцами, мизинцами, а также наружной и тыльной сторонами ладоней. Эти действия на теле, пальцах и ладонях стимулируют также и нервные центры и нервы в них.

В numxa-нъясе место матрики занимают питхи. Питха, в общеупотребительном смысле, — это Камарупа и другие места, список которых приводится в «Йогини-хридайе»277.

Нъяса — великий помощник в достижении такого состояния, когда садхака ощущает, что бхава (природа, состояние) Деваты наполняет его своим присутствием. В этом случае ньяса уподобляется ношению драгоценных камней, которые садхака возлагает на раз-шчные части тела. Эти драгоценные камни — биджи Деваты. С помощью ньясы он помещает своего Абхишта-девату в эти части и посредством въяпака-нъясы распространяет Его присутствие на всего себя. Он пропитывается Им, теряя себя в Божественной Самости.

Нъяса используется также для правильного распределения шакти по всей системе человеческого тела путем направления ее к надлежащим местам. Это делается, чтобы избежать возникновения внутреннего дисбаланса и отвлечения внимания при почитании. Нъясы, так же как и асаны, необходимы для достижения желаемого состояния ума и его очищения (читта-шуддхи). «Das denken ist der mass der Dinge»279. Трансформация мышления есть трансформация существования. Это наиболее существенный принцип и рациональная основа всей этой и ей подобных тантрических садхан.

Ньяса - традиционная йога-нидра

Слово ньяса означает «помещать». Это практика, в которой специальные мантры «помещают» и ощущают в различных частях тела. Это традиционная форма йога-нидры, которую в течение столетий использовали йоги и которую до сих пор практикуют почти все индуисты.

Ньяса описана в различных традиционных текстах йоги, например Брихад Йога Ягьявалкья Смрити и Йогатаравали, а также во многих текстах Упанишад и Тантры. Текст Арунейи Упанишада (стих 5) рекомендует всем странствующим санньясинам всегда практиковать ньясу - петь АУМ и мысленно помещать его в различные части тела. В тексте Маханирвана Тантра описаны более специфические и ритуальные формы ньясы, в том числе следующие:

Матрика ньяса, в которой садхака помещает в различные части своего физического тела буквы санскрита (матрики) при одновременном пении соответствующего звука.

Хридаяди саданга ньяса буквально означает помещение рук на шесть разных частей тела (саданга), начиная с сердца (хридайя). При этом следующим образом поются конкретные мантры: при прикосновении к сердцу - намах; при прикосновении к голове - сваха; при макушечном замке - васат, и так далее.

Кара ньяса, в которой мантры помещают в пальцы и ладони и поют их. (Заметьте: большинство форм йога-нидры, которым мы учим, включают в себя этот тип ньясы, но без мантр.)

Вьяпака ньяса, всепроникающая ньяса. Хорошо известная практика называется ангвиньяса (ньяса различных конечностей тела). Она описана в различных традиционных текстах, включая Дурга Сапташати. Почти все индуистское поклонение - будь то Кали, Дурге, Шиве или Сарасвати, начинается с этого вида ньясы. Практикующие поют специфические мантры и ассоциируют их с различными частями тела. Практика происходит следующим образом с использованием специальной мантры для каждой части тела:

Мизинец - Аум Канненстха Абхьям Намахе

Указательный палец - Аум Анамикастха Абхьям Намахе

Средний палец - Аум Мадхьяма Абхьям Намахе

Безымянный палец - Аум Тарджаним Абхьям Намахе

Большой палец - Аум Ангуштха Абхьям Намахе.

Этот ритуал оказывает далеко идущее благотворное действие. Он предназначен для вызывания пратьяхары при подготовке к дхаране.

Все эти методы ньясы являются очень мощными. Они могут быть либо внешними (бахир), когда практикующий физически касается частей тела, либо внутренними, когда мантра и осознание мысленно помещаются в соответствующую часть. Используется большой набор мантр, в том числе АУМ, ПХАТ, ХРИМ, КРИМ, Гайятри и так далее. Могут использоваться и семенные (биджу) мантры чакр - ЛАМ, ВАМ, РАМ и т.д. - с круговым движением осознания через шесть чакр. Скандирование мантры и круговое движение осознания гармонизуют нервную систему, уравновешивают потоки праны и делают ум сосредоточенным в одной точке. Каждая часть тела последовательно заряжается энергией мантр. Все тело и ум очищаются и готовятся для медитации.

Свами Сатьянанда адаптировал йога-нидру из традиционных практик ньясы для нужд современного человека. Он исключил мантры, чтобы йога-нидру могли практиковать все люди, независимо от религии, языка и традиции. Хотя и лишившись мантр, йога-нидра тщательно разработана так, что сохраняет свою способность преобразовывать личность и восприимчивость практикующего. Акцент перенесен с произнесения мантр (ньяса) на круговое перемещение осознания (йога-нидра). Однако, при необходимости, в ходе йога-нидры можно произносить в каждом центре тела такие мантры, как АУМ или мантра гуру. Оба метода - и ньяса, и йога-нидра - имеют свои преимущества. Возможно, в ближайшем будущем мы сможем снова ввести практику ньясы с мантрами и распространять их в широком масштабе. Это будет дополнять существующую широко распространенную практику йога-нидры.

Курс йоги 242

Ньяса йога. Йога прикосновений. Йога массажа.

Шаг 7

Ньяса йога. Семинар 14.04.2012 г. Часть 2

Итак, друзья это у нас 5 часть семинара «Ньяса йога - йога массажа» и сейчас мы сделаем некоторые практики из Рита йоги, а именно йоги танца.

Так руку поднимаем, кто не знает, что такое Рита йога, кто никогда не практиковал. Замечательно, очень короткий ликбез, опять же за всей информацией на соответствующий курс йоги. Итак, самые древние источники всех знаний до нас дошедшие, это веды. Одна из основных мыслей в ведах – это закон или понятие Рита. Что такое понятие Рита – это когда вы пользуетесь максимально своей свободой и при этом минимально ущемляете чью - то чужую свободу. Из всех поступков, которые вы можете сделать во вселенной, есть такая часть поступков, когда вы счастливы и все счастливы. Вы по полной программе живете, и все вокруг вас счастливы, потому что вы им не мешаете жить, а наоборот помогаете, и они вам помогают жить. Вот это если вульгарно, своими словами, так приземлено. Почему вульгарно, это даже красиво с принципами свободы закон Рита. Наиболее хорошо характеризует вот это явление жить в гармонии через танец, когда мы начинаем танцевать, мы соответственно настраиваемся на гармонию. Но дело в том, что мы не можем вот так просто взять и начать танцевать. Нам надо применить Анриту то есть, как только чувствуем, что нам не все равно как мы выглядим, как мы танцуем, как только мы чувствуем, что хотим понравиться кому-то, возникает ассоциативная связь, которая делает нас не свободными. И мы должны сознательно танцевать некрасиво, чтоб никому не нравиться, то есть таким образом клин клином вышибают. Сейчас мы будем с вами практиковать Анриту, чтобы избавится от представлений о себе, о мнении о себе со стороны других, но танцевать ее тяжело и рано или поздно вы перейдете в Риту - красивое, естественное состояние движения, ритма, музыки, мысли, эмоций, ощущений, то, что позволит вам понять этот гармоничный закон Рита. А дабы его еще сильнее понять, мы потом будем делать Риту с элементами Ньяса йоги, то есть когда в танце возле вас будет кто - то появляться, вы будите делать ему Ньясу. То есть вот вы танцуете и какое-то живое существо мимо вас проходит. Вы раз, ему Ньясу приятную сделали, ощущая на себе. То есть вам приятно всем приятно, вы в гармонии. То есть вы не локтями расталкиваете всех остальных, не кусаетесь и царапаете и бьете, а наоборот, делая Ньясу другому, получаете сами, но за более полной информацией отсылаю вас на соответствующий курс.

Друзья, у нас сегодня 15 апреля 2012 года, меня зовут Вадим Запорожцев. Это семинар «Ньяса йога. Йога массажа», это седьмая часть.

Вадим Запорожцев: Что же вы все умирать-то собираетесь, а? Почему меня никто не спрашивает про йогу Влюбленности, про йогу сексуального Союза? Ведь здоровые мужчины и женщины. Почему все спрашивают про йоги умирания? У нас что, конец света скоро предвидится? Я понимаю, что момент смерти это очень серьезно, это не очень приятно, это обратная сторона жизни. Да, есть практики, да, я буду давать все, что знаю сам, но почему у вас такой параноидальный интерес? Я бы просил йогу Влюбленности, какие-то Высшие йоги. Еще вопросы, замечания, комментарии?

Вопрос: Вчера мы делали практику «ручеек» с добавлением мантры сознания, и я бы хотела уточнить, можно ли так считать, что если мы знаем имя, форму, то мы знаем и объект, а в этой практике объединяли имя – мантру и форму – ньясу, т. е. получалось объемное знание.

Вадим Запорожцев: Это сильная практика, это практика быстрых мощных методов. А в быстрые методы вы можете войти не больше и не меньше только в статусе Абсолюта, в статусе Шивы и Шри. А как этот статус приобрести? Основная идеология быстрых методов такая: статус приобретается в явочном порядке. Хочешь быть Абсолютом – будь им! Но вы помните, что ключи от скрытых сверхспособностей находятся в окружающем нас социуме, так сделана психика, так сделано устройство нашего тела. Если было бы по-другому, то мы как вид уже давно бы вымерли. Поэтому, когда мы получаем импульс из вне, подтверждающий грандиозность и величие нашего Высшего Я, тем самым, мы легче открываем свое грандиозное Иногда очень тяжело абстрактно раскрывать Высшее Я, которое вне формы, вне всего, и гораздо легче открывать через некий мост. Допустим, девушка хочет быть красивой, мы ее открываем через ее божественную красоту, через ее абсолютную красоту. Вы хотите быть успешным? Мы вам, в результате, открываем ваше Высшее Я через сверхуспешность вашего И, получается, что мы действительно как бы раскрываем, творим богов, со всеми вытекающими способностями. Так что от части это можно так интерпретировать, что мы с вами объединяем вместе мантру, мы к этому также подводим ту форму, и мы, фактически, делаем из человека воплощенного Абсолюта, воплощенное божество и остальные люди помогают это сделать. Вот такая идеология.

Группа «Астра» Ольга Часовских: Можно ли приблизиться к статусу богини, практикуя мантру Богини Шри?

Вадим Запорожцев: Вы имеете в виду мантру Шри Видьи? Конечно, можно и не просто можно, а станете. Станете именно Богиней Шри. Хотя, помимо мантры Шри Видьи есть еще множество мантр, посвященных женскому аспекту. Есть такие гимны «Сто восемь или тысяча восемь имен Богини». Строго говоря, через любое имя богини вы можете достигнуть статуса богини.

Что же касается мощнейших мантр типа Шри Видьи со всеми могущественными слогами, то есть такое правило, что сперва, крайне желательно, какое то время попрактиковать мантру, устраняющую препятствия – мантру Ганеши. Затем мантру, дающую четыре цели в жизни, типа Гаятри, затем мантры, устраняющие опасности смерти, типа Махамритьюнджая, только после этого подходить к таким мощным мантрам типа Шри Видьи. Почему? Я когда-то отвечал на этот вопрос, знаете, друзья, вот вы сейчас здесь сидите, и у вас есть разная степень доверия йоге. Кто-то полностью доверяет, кто-то так, ну интересно, надо попробовать, кто-то не критично, и получается следующая вещь, друзья, что йога в нашу жизнь входит в фоновом режиме, т. е. постепенно улучшая наше состояние, самочувствие, условия нашей жизни, раскрывая нашу духовность, так, что мы успеваем привыкать к этим изменениям. А в то же самое время есть мантры, которые начинают настолько быстро исполнять ваши желания и менять жизнь, что вы будете ловить себя на чувстве страха, вам будет страшновато, что так все быстро начало у вас меняться. И это хорошо, когда человек говорит: «Ой, у меня такие серые будни, ну хоть что-нибудь бы там поменялось. Дайте мне лекарство самое сильное, мантру самую быструю, самую мощную». Это все заканчивается мгновенно, как только эта мантра начинает действовать. И особо сильно упирать на сильные мантры разумно, но когда морально, внутренне вы будете готовиться, что в вашей личной жизни может измениться все, в три секунды, абсолютно все. Мы, как правило, к этому бываем не готовы. Поэтому и предупреждают, что есть лекарство, которое тебя исцелит, но, скажем, за шесть месяцев, а есть лекарство, которое исцелит за три дня, оно сильное. И надо себя спросить, а может эти шесть месяцев более весело провести? Хотя разные бывают в жизни ситуации, но я надо сказать, очень редко встречал людей, которым надо было что-то очень быстро. Из пушки по воробьям смысла нет стрелять. Поэтому, друзья, хотите получить Шри Видью? Получите рано или поздно, в этом нет сомнений, в этом нет никаких преград.

Но вот следующая вещь, мистика какая-то, я уже говорил об этом. Есть несколько текстов, аналоги Тантры и прочее, вот они лежат и их надо перевести, не с санскрита, нет, с английского. И у меня уже какой-то суеверный страх, я даю одному переводить – студент или не студент – он исчезает, ну не в плане того, что растворяется, а в плане, что у него что-то там по жизни то одно, то другое, третье. То у него резкий карьерный рост, то он переехал и в результате перевел три строчки и исчез. Второму даю – та же самая ситуация. Третьему – та же ситуация. Не то чтобы в их жизни что-то плохое, нет. И я уже эти тексты боюсь кому-то давать переводить. Потому что я думаю, что вот я сейчас студенту дам, а студент исчезнет, из него преподаватель не получится, нет, так не пойдет. Конечно же, все это можно объяснить с позиции причины и следствия. Причин, чтобы объяснить эти механизмы с позиции логики, более чем достаточно, но с другой стороны, меня наталкивает это на мысль – а если вы еще не готовы к этим слишком сильным вибрациям, зачем бежать впереди паровоза, пусть все придет красиво. Я предпочитаю, чтобы вы все достигали высшего не через йогу умирания, а через йогу влюбленности.

Вопрос: Вопрос по йоге Влюбленности и Ньяса йоге. Допустим, люди прожили долгое время вместе, у них была бурная влюбленность, но вот наступило охлаждение и как-то надо с этим работать. Как может Ньяса помочь в этом?

Вадим Запорожцев: Понимаете, влечение, симпатии и антипатии - это настолько глубинное свойство человека. У нас есть Триада – три йоги: йога Влюбленности, Тантра йога и йога сексуального Союза, и вот там разбираются и разбираются, а там все сложно. И в качестве одного из инструментов, безусловно, используется и ньяса. Но проблемы, которые открываются при взаимодействии мужчин и женщин, это поистине космические, запредельные проблемы, и вот так решить одной лишь ньясой невозможно, хотя практики ньясы входят в составную часть йог Триады и помогают преодолеть так называемую вторую стадию йоги влюбленности, когда именно новизна отношений исчезает.

Вопрос: Какая мантра используется для ньясы губами?

Вадим Запорожцев: А такая же, которая используется для ньясы руками, их очень много и они самые разные. Есть биджа мантра, есть более длинные мантры, в зависимости от цели. Например, мантра «хрим».

Вопрос: На одной из лекций по Триаде мы рисовали схему и говорили, что в Триаде, взаимодействуя с партнерами и партнершами, мы набираем прану, потом в муже, жене можно увидеть Абсолют, а муж или жена они считаются этими четвертым и пятым партнером или они помимо этих пяти партнерш?

Продолжение вопроса: А если в паре один человек практикует, и у него идут процессы, он же может открыть Абсолют в том, кто не практикует?

Вадим Запорожцев: Он сможет увидеть Абсолют, если Абсолют покажется. Если Абсолют захочет себя показать через другого, он его увидит. А вот если Абсолют не захочет, то никто ничего не увидит. Друзья, Абсолют это не такая простая вещь, которую можно по желанию увидеть или не увидеть. Если Абсолют покажется – вы его увидите, если не покажется – то вы хоть все практики Триады переделайте, так ничего и не увидите. Знает об этом другой человек, не знает, практикует он, не практикует – не имеет значения. Если Абсолют захочет проявиться, даже через человека, не знающего никаких йог, он проявится для вас. И наоборот, вы можете все йоги делать, а Абсолют еще посмотрит, и вы его не заставите, потому что Абсолют свободный.

Вопрос: А как можно установить облик Абсолюта, который возжелал проявиться? Это на уровне чувств, ощущений?

Вадим Запорожцев: Как распознать Абсолют, как не промазать, как не обмануться Абсолют или не Абсолют? На этот вопрос все студенты Открытого Йога Университета прошедшие аксиоматику могут ответить сами. Кто-нибудь готов?

Ответ из зала: Дело в том, что нет НЕ Абсолюта, все Абсолют, и он проявляется через всех и все. Везде проявление Абсолюта, просто мы не всегда его видим, по нашему неведению, а в чем-то мы его замечаем, но вообще все гармонично и все есть Абсолют. Также, как мы, обладая свободной волей, брахманскими способностями можем это Высшее всегда увидеть в том, что есть, не обязательно ожидать пока оно проявится. Высшее вокруг нас, мы его не видим, потому что мы не гармоничны.

Вадим Запорожцев: Тут тест как раз для себя. Вот я то ли вижу его, то ли не вижу его. То, что он везде это понятно.

Студент группы «Астра»: В аксиоматике сказано, и могу добавить, что личным опытом проверено, что если вам открывается Абсолют через человека, то вы мгновенно в него влюбляетесь, а это чувство вы не спутаете ни с чем.

Вадим Запорожцев: Браво! Друзья, если открываются чувства в Абсолют, вы это ни с чем не перепутаете. Если вам открылся Абсолют, то у вас не может быть страданий. Потому что иногда говорят: «Вот мне в нем открылся Абсолют, я в него влюбилась и страдаю», как только вопрос страданий, значит это уже что-то другое: привязанность или еще что-нибудь, очень сильное, на самом деле чувство, иногда желание обладать. А иногда это чувство одиночества, и тебе хоть где-то там замаячил хоть какой-то гипотетический шанс перестать быть одному. Это не состояние от ноля до бесконечно положительного, это скорее состояние, что ты был в температуре минус двести пятьдесят три, а вот теперь замаячило солнышко, и оно тебя нагрело, может быть, до минус десяти, и уже и это хорошо. Но мысль о том, что солнышко сейчас уйдет, и ты вновь скатишься на этот холод, она сама по себе вызывает страдания.

Вопрос: Само по себе желание прикасаться к кому-то, это и есть то воодушевление, то вдохновение, когда ты испытываешь при познании Абсолюта, когда он тебе открывает?

Вадим Запорожцев: Это ваше естественное состояние бытия взаимодействовать с живой окружающей вас Вселенной.

Продолжение вопроса: Когда ты влюблен, тебе как-то по-особенному хочется прикоснуться к человеку, как бы дотронуться до его души.

Вадим Запорожцев: Друзья, мне сложно ответить на этот вопрос, ну вот бежит собачонка, у меня рука тянется ее за ушком почесать, и это вполне естественно, чувство сопричастности.

Следующее к чему мы должны подойти. Сейчас мы с вами несколько упражнений сделаем - ньяса губами. Это сильное упражнение и прежде чем мы пойдем их выполнять, несколько основных слов.

Если у вас есть муж или жена, не лишайте их ласки, даже если они вам надоели давно, не лишайте их прикосновений, не лишайте их поцелуев, даже если решили развестись с ними. Вы помните основную идеологию йоги: сделай Бога или Богиню из того, кто рядом, останешься ли ты с ним или придет другой или другая. Если у вас есть карма дать им какие-то тактильные прикосновения, ласки и т. д. – давайте, не скупитесь. И ньясы губами очень хорошо для мужа или жены подходят, особенно после тяжелой работы. Особенно для современного человека, это область шеи, область спины. И мы сейчас попробуем сделать несколько упражнений самых простых. Ну а вообще, все тело можно делать с мантрами. Можно взять руку, шепнуть туда мантру едва касаясь губами, а иногда и не касаясь губами, и вот это дыхание теплого воздуха оно начинает ощущаться, как сверхлегкая ньяса, вы можете губами даже не дотрагиваться до тела, а ощущения будут, как будто вас электрическим током пробило. Иногда любопытные вещи, когда делается ньяса - легко покусывая, но не больно конечно. Практики, которые мы делали из очистительных процедур – иногда встречается такая практика: выкусывание зерен кармы. Вы видели, как обезьяны друг у друга из шерсти выкусывают насекомых? Примерно из той же серии, аналогия такая.

Вы помните идеологию быстрых методов: ведомые, ведущие и зрители, и в довершении семинара, вы помните, что есть те, кто участвует в практике, есть те, кто проводит практику, есть зрители. Так вот, те, кто проводят практику, как правило, в большей степени уходят в сознание, очень сильно уходят. Потому что ты не можешь отвлекаться на свое тело, на свои мысли, не можешь о чем-то задуматься, ты должен следить за тем, чтобы практика шла хорошо. И ведущий чрезвычайно перегревается, и это приводит к тому, что после проведения долгих практик ты выходишь, и сказать что ты никакой – это ничего не сказать, ты ни о чем не думаешь, ты перестаешь заботиться о своем теле. Ты - сознание, ты взял всю свою прану, перекачал в сознание и потратил на практику. Соответственно твое тело осталось без защиты этой праны. В особенности если жесткие нагрузки, то для ведущих предписывается иметь телохранителей. Не в плане тех, кто с пистолетами ходит и от других защищает какого-нибудь богатенького олигарха, нет. А в плане тех людей, кто занимается телом ведущего, пока он обратно свое сознание не вернет в прану и не перераспределит по телу. Это очень важная вещь, друзья, и если ей пренебрегать, то ведущим вы никогда не станете. Даже практика проведения семинара, на меня обратите внимание, я – ведущий, я должен уйти в сознание, я не могу с вами практиковать ничего, даже если я с вами что-то практикую, то все равно часть моего сознания держит ситуацию под контролем, чтобы вы могли расслабиться, не думать ни о чем. Потом, конечно же, наступает реакция, нельзя так использовать долго тело и в этом смысле предписываются телохранители, те, кто потом возвращают ведущего в нормальное состояние. Какими методами? В первую очередь это ньяса - грубая, тонкая, разная. Это элементы технологии и вы должны о них помнить, а вообще, если бы Марк меня не кормил, я бы, наверное, и не ел, потому что уходишь полностью в практики.

Описание практики:

Разбиваемся по парам, один из людей ложится на живот и освобождает область шеи. Сначала можете просто сделать ньясу центрального канала, чтобы человек привык к вам. Теперь давайте с помощью мантры «хрим» попытаемся сделать ньясу, не касаясь шеи, и начинаем произносить мантру «Хрим, хрим, хрим, хрим...». Затрагиваем область верхней части спины, область шеи, насколько возможно. Приближаемся, но не касаемся, мантру произносим едва слышно, чтобы было шевеление губами и небольшой поток воздуха вверх-вниз. Стараемся делать как можно ближе, чтобы человек ощущал, что что-то там происходит. Теперь если есть возможность, если это удобно, едва-едва касаемся губами шеи.

Замечательно, теперь даем время полежать немного, переварить состояние. И затем меняемся местами, и вновь делаем ньясу. Можно лежать не только на спине, но и на боку, если так более удобно. Произносим мантру «хрим», затем начинаем едва касаться губами – все как в предыдущем разе. Приходим в себя. Садимся.

Вот такие практики, друзья, достаточно сильные, мощные. Можно делать такую ньясу по всему позвоночнику, можно задние части рук и т. д. Одно из самых мест, когда вы лежите на спине это точка между бровей.

Вопрос: А можно ли произносить мантру имени того человека, которому делаем?

Вадим Запорожцев: Конечно да. Можно сказать: «Ты – Богиня», а можно сказать: «Света, ты – Богиня». И когда человек слышит свое имя, безусловно, его разум сразу встрепенется, и лучше доходит мантра, которую вы говорите. Можете таким же образом делать ньясу губами и говорить: «Света, ты – Богиня».

Вопрос : А есть ли какое-то определенное воздействие на центры?

Вадим Запорожцев : В смысле связка с устройством нашего тела, безусловно, есть. Вы помните что, привязка наших проявлений к тем или иным чакрам в теории йоги достаточно однозначна, явно прописана. Если вы воздействуйте на эту область, то все, что связано с чакрой этого места волей-неволей сила вашего сознания туда направляется.

Друзья, у нас в теле есть такие зоны, которые зажаты всегда, все двадцать четыре часа в сутки, вы даже когда спите, они у вас не расслабляются. Иной раз можно такой ньясой расслабить человека, что он мгновенно заснет, просто отключится, так, как если бы вы его вытащили из тела. Кстати область горловая ответственна за процесс засыпания, сна. Там тоже есть интересная привязка. А когда вы сами делаете, вы как в отражении ощущаете другого человека. А вы помните, мы существа социальные, и мы больше радуемся, когда мы делаем что-то, что вызывает радость у другого. Допустим, у вас есть сто рублей, вы можете их на себя потратить и порадоваться, а можете на другого человека потратить, и если он порадовался, то это как если бы вы на себя тысячу потратили. Здесь примерно та же самая ситуация. Когда мы видим, ощущаем, осознаем человека, смотрим, он в напряжении, а тут раз – раз с него оковы спадают, спадают, а вы помните, что делая ньясу другому, вы делаете ньясу себе, и у вас на порядок сильнее разжимается. Это очень странный такой эффект ньясы - чрезвычайно от всего абстрагироваться.

Вадим Запорожцев

НЬЯСА ЙОГА.

1. Ньяса ускоряет процессы йоги.

2. Ньяса позволяет снять болевые ощущения и ощущения дискомфорта от других йог.

3. Ньяса позволяет сконцентрировать свое сознание на внутренних переживаниях.

4. Человек, принимающий Ньясу, погружается в свой внутренний мир ощущений. Благодаря этому эффективность йоги возрастает в десятки раз.

5. Когда человек концентрируется на Ньясе, он забывает про все внешние раздражители. И степень восприятия внутреннего мира возрастает в несколько раз. Сознание при этом достигает повышенной степени устойчивости (перестает метаться).

6. Человек, который делает Ньясу, выстраивает ассоциативные цепочки между своим телом и телом того, кому он делает.

7. Человек при этом как в зеркале ощущает свое тело в теле другого.

8. Ньяса должна делаться в тех местах тела, в которых чувствуется напряжение у того, кто делает.

9. Положительные эффекты от Ньясы.

Для тех, кто делает Ньясу:

1. Проработка своих энергетических каналов через зеркальное отражение в другом человеке.

2. Увеличение чувствительности человека.

3. Снятие кармических блоков, через возможность помочь другому.

4. Расширение ареала чувствительности. Начинаете чувствовать тело другого человека, как свое собственное.

5. Возникает способность читать умонастроение всех, кто входит в ареал вашей чувствительности.

6. Появляется способность читать мысли других людей.

7. Открывается способность лечить.

Для тех, кто получает Ньясу:

1. Увеличивается степень концентрации на выполняемом упражнении.

2. Снятие нервозных блоков.

3. Возможность доступа в свое подсознание.

4. Возможность чистки кармических загрязнений на тонком уровне.

10. Ньяса-йога та наука, которой можно научиться, но нельзя научить.

11. Ньясы бывают трех степеней активности:

Обычная (касаемся рукой достаточно сильно);

- тонкая (едва дотрагиваемся) ;

Тончайшая (не дотрагиваемся).

12. Поверхность человеческого тела делится на 2 группы:

Сверхчувствительная ;

Нечувствительная.

В зависимости от того, работаем ли мы с первой группой или со второй, мы применяем разные подходы в Ньясе. Если работаем с нечувствительной областью, Ньяса выполняется от грубого к тонкому. Если работаем со сверхчувствительной областью, работаем от тончайшего к грубому.

Ньяса постигается лишь с помощью практики. Чем больше попыток выполнить Ньясу вы будете делать, тем более чувствительными вы станете, и тем больший результат вы будете получать. Поэтому необходима регулярная практика.

По мере практики Ньясы развивается чувствительность, появляется способность ощущать различные спектры энергий и различные каналы, протекающие через пальцы и ладони рук.

По мере того, как приходит это знание, пальцы рук сами собой начнут складываться в энергетические жесты – мудры, замыкая и перераспределяя при этом потоки энергий, как в ладонях, так и внутри тела, а так же в телах других живых существ, входящих в ареал вашей чувствительности.

В своей жизни человек совсем не отдаёт отчёт тому, насколько важны для него тактильные ощущения и насколько это важно для его гармоничного развития, поскольку это одновременное влияние на тело, психику и сознание человека, его "Я". Более того, именно прикосновения помогают человеку установить связь с окружающим миром, лучше понять его. Однако наш ум силён настолько, что заставляет нас забывать об этом, уводя все эти важные ощущения на второй план.

Пребывая полностью в мыслях своего беспокойного ума, человек забывает полностью обо всём, включая самого себя. Он перестаёт ощущать своё тело, не слышит того, что оно пытается сказать.

Не раз проводили с древних времён эксперименты, когда маленьких детей не гладили и вообще старались к ним не прикасаться. Многие из них умерли, дожив только до подросткового возраста.

На самом деле тактильные ощущения означают для каждого из нас гораздо больше, чем нам кажется. С помощью них мы познаём, общаемся, выражаем свои чувства и эмоции. Отсутствие прикосновений в детстве со стороны родителей делает человека замкнутым, отчуждённым. Ему кажется, что он один в этом мире, что мир враждебен по отношению к нему. Это всё может привести к проявлению в отклонении психики человек, а затем отразиться на физическом плане в виде болезней. Такие люди глубоко несчастны по своей природе, так как недополучили любовь через прикосновение родных и близких. А это значит, что их сердечная чакра закрыта, что приводит к застою энергии и болезням.

Напротив, частые прикосновения, вызывающие у нас приятные ощущения и положительные эмоции, способствуют раскрытию сердечной чакры. В результате этого человек бодр, здоров и радостен.

Существует множество видов йоги, но среди всех них выделяется одна — ньяса-йога, что в переводе означает связь через прикосновение. Ей в настоящее время мало кто учит, чаще в неполном объёме. На самом деле это долгий процесс обучения: около 10 лет. Но именно ньяса-йога усиливает действие всех остальных видов йоги.

Для её изучения требуется преподаватель и круг единомышленников, которые помогут глубже проникнуть в ёё сущность.

Наиболее часто она встречается в тантра-йоге, йоге союза и йоге влюблённости. Более того, некоторые виды практики просто немыслимы без ньяса-йоги. Возможность применить ньяса-йогу есть всегда, будь то хатха-йога, крийя-йога или раджа-йога, медитация и визуализация.

Она помогает нашему гармоничному существованию со Вселенной, позволяет сбалансировать чувства и разум, поскольку человек начинает прислушиваться к внутренним ощущениям, отклику, идущему из глубины его души, а также тому, что отвечают ему на это прикосновение.

Таким образом, ньяса-йога — это глубинный способ общения, поскольку словами все ощущения передать просто невозможно. Практикуя данный вид йоги, человек начинает лучше понимать не только себя, но и окружающих людей, что способствует улучшению взаимоотношений в жизни, работе, быту. Постепенно уходят те внутренние блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке. Недаром, даже обычный массаж является отличным средством оздоровления человека.

Но это ещё не всё в телесных прикосновениях. Есть более глубокие связи, о которых мало кто подозревает. Каждую часть тела человека можно соотнести с определённым Божеством. Прикасаясь к той или иной части, мы прикасаемся к этому Божеству. Так, например, правая сторона подбородка связана с Божеством Речи. Прикасаясь к телу, мы общаемся с Богами, а потому прикосновения к телу должны стать ещё и способом поклонения.

Существует несколько видов ньяса-йоги:

  • Риши — включает в себя касания с произнесением мантр.
  • Матрика — форма поклонения, при которой в тело помещаются 50 букв санскритского алфавита,
  • Шаданга — используются биджа-мантры, связанные с долгими гласными санскритского алфавита.
  • Кара — активизация кончиков пальцев рук и ладоней.

Такая ньяса проводится перед выполнением какого-либо ритуала, хотя и сама является самостоятельным ритуалом. Прикасаясь к телу, произнося при этом мантры, соответствующие этой части тела, человек может разрушать болезни. В данном случае мантра усиливает действие прикосновения.

Одним из самых известных и простых видов ньясы является христианский крест, защищающий тело человека. Ещё одним из видов ньясы, о котором мало кто догадывается, является русская баня с её знаменитыми вениками. Она помогает нам поддерживать своё тело здоровым, а дух бодрым.

Практика ньясы должна стать нашим образом жизни и тогда она станет отличным средством избавления от страданий, достижения гармонии души и тела, гармонии со Вселенной.