Основные термины королевских гонок. Правила проведения гонки Все что надо знать о формуле 1

Стремительно и уверенно Формула-1 ворвалась в жизнь азербайджанских любителей спорта и простых обывателей.

Наша страна успешно провела уже два Гран-при в рамках самых популярных и зрелищных автогонок на планете, получила признание международных специалистов, как авторитетный организатор и готовится в апреле повторить свой успех в 3-й раз.

Однако, несмотря на массированный пиар, детальное освещение в СМИ и общедоступную информацию, многие обыватели, и не только местные, так и не поняли - что же из себя представляет «Королева автоспорта» и в чём секрет её невероятной популярности?

Постараемся объяснить это максимально доступно, чтобы заковыристая терминология Формулы-1 перестала вас пугать, и вы смогли проникнуться атмосферой одних из самых масштабных спортивных соревнований из всех существующих.

Что такое Формула-1?

Это соревнования по кольцевым автогонкам, первый старт которым был дан в 1950-ом году. С самых первых заездов эти гонки вызывали небывалый ажиотаж среди зрителей и представителей СМИ. Зрелищные и опасные, они сразу превратились в объект всеобщего интереса, а выдающиеся пилоты, управляющие «диковинными» автомобилями, становились героями своего времени.

Статус «Королевских гонок» Ф1 приобрела после того, как в 1981-ом году исполнительный директор Берни Экклстоун встал у руля Formula One Management , обладавшей всеми правами на гоночное первенство. Именно Экклстоун превратил Формулу-1 в широкомасштабный бизнес и бренд мирового уровня.

Однако в сентябре 2016-го все права выкупила американская компания Liberty Media , заправляет теперь всем Чейз Кэри , а Берни, хоть и является одним из самых богатых 87-летних людей на планете, юридически со своим детищем больше никак не связан. У англичанина остался лишь номинальный статус почётного президента Ф1.

Впрочем, это долгая и запутанная история, рассказать вкратце о которой не получится, да и знать её углублённо для того, чтобы наслаждаться зрелищными гонками, вовсе не обязательно.

Каким образом проводится чемпионат?

Тут надо просто немного визуализировать процесс и вам не составит труда понять принцип, по которому соревнуются пилоты и команды.

Итак, цикл всех заездов в Формуле-1 называется чемпионатом мира и проводится каждый год.
Он включает в себя этапы Гран-при в каждом из городов-участников гоночного календаря. На данный момент в календаре 21 город - среди них вот уже 3-й год значится и Баку.

За первые 10 мест в основной гонке пилоты и команды получают очки по системе 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1, от первого места к последнему в первой десятке.

Чемпион мира и команда-победитель Кубка конструкторов определяются по количеству заработанных очков.

По какому принципу проходит Гран-при?

Тут придётся внимательнее вникать в суть, но для того, чтобы со знанием дела болеть за любимых гонщиков - оно того стоит.

Итак, Гран-при состоит из трёх соревновательных дней, каждый из которых имеет своё значение.

В пятницу проводятся свободные заезды - пилоты изучают трек, привыкают к погодным условиям, поворотам, настраивают свои болиды, подгоняя их под трассу. Одним словом, этот день предназначен для тренировок.

Свободные заезды состоят из трёх сессий, то есть трёх «обкаток» трека. Две из них проходят в пятницу и длятся, примерно, по полтора часа, а в субботу, перед квалификацией проводится третья сессия, длящаяся около часа.
Пилоты, которые не проехали во время свободных заездов хотя бы один круг, к основной гонке не допускаются.

Суббота для пилотов Ф1 более напряжённая и ответственная. Всё дело в том, что в этот день проходит квалификация , по итогам которой определяются места пилотов на стартовой решётке в день основного заезда. То есть, в субботу решается стартует гонщик первым или, допустим, десятым.

Принцип квалификации довольно прост - гонщики проводят 3 сессии по 18, 15 и 12 минут на выбывание.

В первом заезде участвуют все 20 пилотов, из которых во второй сессии смогут принять участие только 15, показавшие лучшее время.

Во втором заезде по этому же принципу выбывают ещё 5 гонщиков.

В третьей сессии между собой соревнуются всего 10 пилотов, среди которых и выявляются те, кто стартует с первой, второй, третьей и последующих позиций в воскресенье. Показавший наилучшее время по итогам заезда, становится победителем квалификации.

Есть важный момент, который не понимают многие несведущие зрители. Пилот, выигравший квалификацию, не обязательно побеждает и в основной гонке. Он лишь выигрывает самую выгодную для себя позицию на старте, что даёт ему определённое преимущество. Однако нередко победителями Гран-при становятся пилоты, которые стартовали даже не с первых позиций. Всё решает мастерство, готовность болида, иногда погода, а ещё чаще - его величество случай.

В воскресенье во время основного заезда определяется победитель Гран-при. Пилоты проезжают заранее установленное количество кругов, исходя из протяжённости автодрома. Минимальная дистанция, которую должны преодолеть гонщики, не может быть меньше 305 км, а сама гонка при этом не может длиться дольше двух часов.

Гоночный уик-энд.

Так незамысловато называется всё то действо, что разворачивается на глазах у зрителей в течение вышеупомянутых 3-ёх соревновательных дней. Но Формула-1 это не только заезд и гонщики. Это ещё и огромный пласт фанатов, для которых эти 3 дня становятся местом для семейного отдыха и интересного времяпровождения.
Развлечения и концертная программа для зрителей, которую предусматривает большинство организаторов Гран-при, уже давно стали неотъемлемой изюминкой этапов Формулы-1.

Бакинская фан-зона и мировые звёзды, которые приезжают сюда выступить перед поклонниками Ф1, всегда вызывают особый ажиотаж среди посетителей гоночного уик-энда.

Болиды

Машины, на которых ездят гонщики - это сложные и самые современные конструкции в мире автоспорта. Передовые технологии и инновационные решения в мире автомобилестроения первым делом находят своё отражение именно в болидах Формулы-1. Шасси, электроника, двигатели, аэродинамика, шины, рули - каждый элемент здесь является предметом искусства инженерной мысли.

Для описания характеристик этих гоночных «космических кораблей» необходим отдельный обширный материал, но есть возможность наглядно показать - какой скачок в модернизации делают болиды в течение всех этих десятилетий:

А вот таким образом видоизменялись рули:

Главный предмет гоночной амуниции тоже претерпел значительные изменения:

Трассы

Все трассы Формулы-1 делятся на городские и автодромы. В Азербайджане трасса Baku City Curcuit является городской, или как их ещё называют - уличной. Две другие городские трассы - это Монако и Сингапур, а все остальные треки в календаре Ф1 - это автодромы.

У разных трасс разные конфигурации и протяжённость.

Пилоты

На данный момент в Формуле-1 значатся 10 команд. В каждой команде есть по 2 основных пилота, которые участвуют во всех заездах. Национальность пилотов не имеет значения, важны лишь их профессиональные навыки. Поэтому у немецкого «Мерседеса», к примеру, британский и финский гонщики.

К слову, по окончании Гран-при во время награждения сначала играет гимн страны победителя, а затем гимн страны, которую представляет его команда.

Что такое личный зачёт?

Личный зачёт - это количество очков, которые начисляются гонщикам в течение чемпионата. Именно эти баллы в итоге решают судьбу титула чемпиона мира. Пилоты соревнуются не только с гонщиками из других команд, но и со своими напарниками.

Что такое Кубок конструкторов?

Конструкторы, то есть команды Формулы-1 также соревнуются между собой, и получают в свой актив очки, набранные обоими пилотами. В конце сезона проводится подсчёт баллов и команда с наибольшим количеством очков становится обладателем Кубка конструкторов.

Важный момент тут заключается в том, что соперничество между собой даже гонщиков из одного коллектива, по итогу, так или иначе, идёт на пользу команде, которую они представляют.

В чём успех популярности Формулы-1?

Монарший титул этим автогонкам, конечно же, достался не просто так. Тот факт, что за право организовать у себя Гран-при Формулы-1 большое количество стран, буквально, встают в очередь - уже говорит само за себя. Всё дело в том, что Ф1 - это дорогой, успешный, прибыльный и зрелищный вид спорта со своими многолетними традициями и внушительной фанатской базой. Стать страной-хозяйкой одного из её этапов - это честь и ценный довесок к имиджу.

Помимо этого, Ф1 смогла сделать практически невозможное - наряду с высокой популярностью она при этом осталась закрытым сообществом избранных высоких мастеров гоночного пилотирования, команд с заоблачными бюджетами и самое важное - истинных любителей автоспорта.

Надеемся, что данный материал поможет вам лучше понять этот мир высоких скоростей, новейших технологий и сверх модернизированных автомобилей, способных увлекать и бесконечно удивлять.

Фарида Расулова

Формула 1, Королева автоспорта, Большой цирк. У нее много названий, но суть одна. Данная статья предназначена, как для людей далеких от автоспорта и Формулы 1 в частности, так и для верных болельщиков Королевы Автоспорта, которые хотят узнать больше о любимом виде спорта.

Многие люди смотрят автогонки в классе Формулы 1 несколько лет, но при этом не знают, что именно называется Формулой 1. Чтобы это исправить, нужно разобраться, что же все-таки стоит за этим красивым названием. Дать определение термину «Формула 1» можно в узком и широком смыслах.

В узком смысле, – это свод технических норм, требований и правил, в соответствии с которыми организован и проводится чемпионат мира Формулы 1. Заведует принятием и изменением этих правил Международная Автомобильная Федерация – FIA. Она является главным руководящим органом всех автоспортивных соревнований в мире. Установленные ею правила прежде чего направлены на обеспечение безопасности пилотов – участников автогоночных соревнований, а также зрителей на трибунах. Кроме того FIA ставит целью своего существования обеспечение развития автоспорта, дабы автогонки не превращались в сверхдорогой и экзотический вид спорта.


В широком смысле, Формула 1 – это чемпионат мира по кольцевым автогонкам , который разыгрывается ежегодно и состоит из этапов – Гран При. По итогам каждого сезона определяются победители в личном и командном зачетах . Гонщику, занявшему первое место в личном зачете, присваивается титул чемпиона мира , а команде – Кубок конструкторов.

Под названием «Формула 1» чемпионаты проводятся с 1950-го года, однако и до этого проводились регулярные Гран При, но не было централизованной системы начисления очков за победы на этапах.

За Формулой 1 закрепились названия «королева автоспорта» или «королевские гонки». Это связано с тем, что Формула 1 считается самой престижной гоночной серией в мире и вершиной карьеры для большинства автогонщиков. Причин этому несколько:
1) Высочайший уровень техники в Формуле-1, делающий ее болиды самыми быстрыми болидами с учетом ограничений, которые установлены техническим регламентом ;
2) Невероятная дороговизна Формулы 1. Самые успешные команды ежегодно тратят сотни миллионов долларов, немалую долю которых составляют гонорары самих гонщиков, получающих миллионы, а иногда – десятки миллионов ежегодно.
3) Всемирная популярность Формулы 1. Королеву автоспорта во всем мире смотрят миллионы болельщиков, а автодромы, принимающие у себя Гран При, собирают сотни тысяч человек.

Чтобы глубже понять, как работает Формула 1, будет полезным рассмотреть основные понятия, из которых состоит этот вид спорта.

Календарь Формулы 1

Календарь Формулы-1 состоит из определенного количества этапов – Гран При, которые проводятся в различных странах по всему миру. Как правило, чемпионат состоит из 16-19 этапов. Первый этап традиционно проводится в марте, а последний в октябре или ноябре.

Чемпионат мира Формулы 1 2016 года - самый длинный в истории Формулы 1 и состоит из 21 этапа, а самый короткий состоял из семи гонок проводился дважды: в 1950-м и 1955-м годах.

Календарь чемпионата мира Формулы 1 составляется FIA и публикуется за год до начала соответствующего сезона. Владельцы автодромов лично заключают договоры с руководством Формулы 1 о проведении у себя Гран При. Факт принятия у себя Гран При Формулы 1 значительно повышает популярность и престижность автодрома.

Гран При Формулы 1

На каждый этап чемпионата может быть заявлено не более двух пилотов от одной команды. В течение сезона каждой команде разрешено использовать не более четырех разных пилотов.

Все Гран При Формулы 1 состоят из определенных частей – сессий:
1) Свободная практика - состоит из трех частей. Две из них проходят в пятницу (в Монако – в четверг) и длятся 1.5 часа, и одна длительностью в 1 час проходит в субботу утром. Эти заезды предназначены для подготовки гонщиков и команд к квалификации и гонке – производится ознакомление с трассой, настройка болида и выбор стратегии.
2) Квалификация - данный тип заездов предназначен для определения стартовых позиций пилотов в гонке. По текущим правилам квалификация состоит из трех частей: по 20, 15 и 10 минут. В первой части принимают участие все пилоты, во второй лучшие 16 пилотов, в третьей – лучшие 10. Победителю квалификации присваивается поул позиция (pole position ) – это означает, что в гонке он будет стартовать с первого места.
3) Гонка - заключительный и самый главный этап Гран При. Традиционно проводится в воскресенье. На старте гонки все гонщики выстраиваются на стартовой прямой в соответствии с результатами квалификации и с учетом всех штрафов. Средняя дистанция гонки составляет 300 километров, а количество кругов варьируется от 50 до 70, в зависимости от длины трассы. Текущим спортивным регламентом запрещено дозаправлять болиды топливом во время гонки. Также все гонщики обязаны совершить как минимум один пит-стоп, т.к правила требуют, чтобы они использовали оба типа резины во время гонки.

Шины в Формуле 1

Официальным поставщиком шин в Формуле 1 является итальянская компания Pirelli. В сезоне-2016 Pirelli представила семь различных типов резины :
1) Жесткий (Hard) – помечается оранжевым цветом.
2) Средний (Medium) – помечается белым цветом.
3) Мягкий (Soft) – помечается желтым цветом.
4) Сверхмягкий (Super-soft) – помечается красным цветом.
5) Ультрамягкий (Ultra-soft) – помечается фиолетовым цветом.
6) Промежуточный (Intermediate) – помечается зеленым цветом.
7) Дождевой (Full wet) – помечается синим цветом.

На каждом отдельно взятом Гран При разрешено использовать до 5 типов резины – промежуточный и дождевой типы доступны на всех Гран При, но к ним добавляются три из пяти сухих типов, которые Pirelli выбирает заранее.

  • Свободные заезды проводятся в течение трёх сессий, пятничные по 1.5 часа, субботняя длиной в 1 час. Как правило, две сессии проводятся в пятницу, одна - в субботу, перед квалификацией. На Гран-при Монако первые 2 сессии проходят в четверг, а последняя, также как обычно - в субботу. В течение свободных заездов гонщики проезжают трассу в свободном, комфортном для них режиме, чтобы ознакомиться с трассой и настроить болид.
  • Чтобы участвовать в гонке, пилот обязан участвовать (то есть как минимум проехать 1 круг) по крайней мере в одной сессии свободных заездов.

Квалификация

За многолетнюю историю Формулы-1 формат квалификации изменялся несколько раз. Все форматы, использовавшиеся в Формуле-1, можно посмотреть в статье «Квалификация Формулы-1».

Квалификация проводится в субботу и состоит из сессий. Первая сессия длится 20 минут. Вторая сессия короче - 15 минут. Третья - самая короткая - 10 минут. Во время каждой сессии пилот может проехать столько кругов, сколько захочет и успеет. В зачёт пойдёт круг с наименьшим временем.

  1. В первой сессии участвуют все пилоты. Они проезжают произвольное число кругов. Для каждого пилота выбирается лучшее время прохождения круга, и последние 5 пилотов выбывают из борьбы за стартовую позицию, занимая места с 16-го по 20-е.
  2. Во второй сессии принимают участие оставшиеся 15 пилотов, снова проезжающих круги в произвольном режиме. Опять выбывают 5 пилотов, показавших худшее время по итогам данной сессии. Они занимают места с 11-го по 15-е.
  3. В третьей сессии принимают участие 10 пилотов, показавших лучшее время прохождения круга во второй сессии. Они соревнуются между собой на тех же условиях, что и ранее. Снова сравниваются лучшее время прохождения круга, определяя пилотов, занимающих первые 10 мест на старте гонки.

Эта процедура применима в случае участия 20-ти машин, если участвуют 22 машины, тогда после первой и второй сессии исключаются по шесть участников. Если участвуют 24 машины, тогда после первой и второй сессии исключаются по семь участников.

В первой и второй сессии пилоты могут проезжать квалификационные круги с любым количеством топлива в баках. Болиды, выбывшие по результатам первых двух сессий, затем дозаправляются топливом, с которым они будут стартовать в гонке. Пилоты, стартующие в третьей сессии, должны быть заправлены на гонку уже перед выездом на свою первую попытку. По окончании квалификации в эти болиды запрещается доливать топливо. После окончания квалификации болиды отправляются в закрытый парк, то есть до начала гонки нельзя существенно изменять его настройки, дозаправлять или «переобувать» в другой комплект резины. После окончания сессии ФИА объявляет о результатах контрольного взвешивания машин, и таким образом команды и зрители могут судить о том, какое количество топлива на борту у соперников.

В случае наложения стюардами на пилотов или команду штрафов в виде лишения нескольких мест на старте, эти штрафы применяются непосредственно перед стартом гонки, то есть квалификация проходит без их учёта.

Гонка

  • Гонка проводится в воскресенье, с 14:00 по местному времени в европейских странах и в более позднее время в азиатских странах и Австралии, чтобы трансляция в Европе не пришлась на слишком раннее утро. За гонку пилоты должны проехать количество кругов, которое заранее определяется исходя из длины круга автодрома. Количество кругов подбирается так, чтобы общая дистанция гонки была равна или минимально превосходила 305 км (исключение - 260 км на Гран-при Монако). При этом гонка не может продолжаться более двух часов. Это означает, что если за 2 часа лидер не преодолеет всю дистанцию гонки, то по истечении 2 часов круг, на котором в данный момент будут находиться гонщики, будет объявлен последним.
  • За 15 минут до прогревочного круга гонки болиды должны покинуть пит-лейн и занять свои места на стартовой решётке согласно результатам квалификации. На стартовой решётке болиды могут обслуживаться персоналом команд, но за 15 секунд до прогревочного круга гонки все, кроме пилотов, сидящих в болидах, должны покинуть стартовое поле.
  • По сигналу светофора пилоты должны проехать прогревочный круг, во время которого они не имеют права обгонять друг друга. Прогревочный круг используется, в основном, для того, чтобы прогреть резину, улучшив таким образом её гоночные характеристики. По окончании прогревочного круга болиды снова выстраиваются на стартовой решётке и после сигнала светофора начинают гонку в боевом режиме.
  • В течение гонки команда может использовать произвольное количество пит-стопов для дозаправки болида и/или смены резины. Количество пит-стопов и то, как они будут распределены по ходу гонки, определяет стратегию гонки. Часто хорошая стратегия может привести к превосходству более слабой машины над более сильной. Чаще всего команды проводят от 1 до 3 пит-стопов для каждой машины, в зависимости от трассы и выбранной стратегии. Но в непредвиденных ситуациях количество пит-стопов может многократно увеличиваться. Это может быть связано с неисправностью или повреждением болида, либо с внезапно изменившимися погодными условиями. В последнем случае на машине нередко не только меняется резина, но и регулируются углы атаки антикрыльев. В случае повреждения машины на пит-стопе могут быть заменены некоторые её части, такие как передний обтекатель с антикрылом, руль и т.п.
  • Заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость до 100 км/ч (на свободных заездах до 60 км/ч) . Это обусловлено как вопросами безопасности, так и тем, что иногда путь через пит-лейн короче пути по трассе. На пит-стоп пилот останавливается напротив боксов своей команды. В этот момент механики одновременно заправляют машину, меняют резину и проводят другие необходимые модификации. В момент пит-стопа особенно заметна командная работа в Формуле-1: механики действуют быстро и слаженно, обычно пит-стоп занимает менее 10 секунд.
  • По окончании гонки первые 8 пилотов, а также их команды, получают очки по системе 10-8-6-5-4-3-2-1. Пилоты, занявшие первое, второе и третье места, поднимаются на подиум и получают кубки. Также кубок получает представитель команды-победителя. В честь победителя звучит гимн его страны, а затем - гимн страны, за которую выступает команда победителя. Затем следует традиционный душ из шампанского: пилоты обливают друг друга шампанским, поздравляя с успешно проведённым Гран-при. В Бахрейне вместо шампанского используется безалкогольный газированный напиток, из-за исламских ограничений.
  • В исключительных случаях, когда продолжение соревнования угрожает жизни или здоровью пилотов, гонка может быть остановлена досрочно. При этом на трассе вывешивается красный флаг. Вопрос о возобновлении гонки в этом случае решается дирекцией Гран-При. Если гонка не возобновляется, и гонщики преодолели к этому моменту 75 % дистанции, то финишным результатом считается порядок мест, существовавший за два круга до остановки гонки (то есть если обгон лидера состоится на последнем или предпоследнем круге, то пилот, совершивший обгон, не будет признан победителем, см. например инцидент на Гран-при Бразилии 2003 года). Если же к моменту остановки гонки гонщики не прошли 75 % дистанции, и гонка не возобновляется, то гонщики получают половину от положенных им очков.
  • Система начисления очков

    Каждый сезон Формулы-1 является соревнованием пилотов за чемпионат мира, а команд - за Кубок конструкторов. На протяжении сезона очки, набранные пилотом на Гран-при, складываются с очками, которые уже есть на его счету. Команда получает за каждую гонку все очки, набранные обоими её пилотами. В конце сезона производится подсчёт очков и выявляются победители в обеих номинациях.

    За гонку очки получают первые 8 пилотов, если они попали в итоговую классификацию. Если гонка была остановлено по каким либо причинам и гонщики проехали больше 50% дистанции начисляются половинные очки, если пилотами было пройдено более 75% всей дистанции, гонка считается оконченной и начисляются полные очки.

      Система начисления очков такова:
    • 1 место — 10 очков
    • 2 место — 8 очков
    • 3 место — 6 очков
    • 4 место — 5 очков
    • 5 место — 4 очков
    • 6 место — 3 очков
    • 7 место; — 2 очков
    • 8 место — 1 очков

    В случае равенства очков, победа в общем зачете начисляется гонщику/команде с большим количеством побед.

Удивительно для Формулы 1, но зимой не требовалось мучительно выдумывать «что-то новое» и нагнетать страсти, дабы поддержать зрительский интерес к чемпионату мира. Всё произошло как-то само собой, причем изменения не выглядят надуманными и потому особенно приятны. Я ждал старта нового сезона с непривычным нетерпением, даже встал в воскресенье в семь утра, чтобы посмотреть Гран-при Австралии. Пока еще Гран-при, не Супербоул.

Планов громадьё

Часть изменений пришла по линии американской корпорации Liberty Media, купившей большой пакет акций Формулы 1 и ставшей главным совладельцем «большого цирка». Берни Экклстоун, который управлял чемпионатом сорок лет, фактически отправлен в отставку. Он скептически отнесся к предложенной ему должности почетного президента: «Я не понимаю смысла этого словосочетания. Чем я буду заниматься на этом посту?». Берни однозначно дал понять, что сдает дела, и на стартовый ­ не поехал. Свою часть акций, кстати, ­продал - это входило в условия сделки.

Так что центральными ньюсмейкерами по части всяких правил и регламентов на какой-то период станут исполнительный директор Чейз Кэри, коммерческий директор Шон Братчес (экс-президент Disney) и спортивный директор Росс Браун. Первые двое - специалисты по управлению в индустрии развлечений. А Брауна мы знаем прекрасно - выдающийся конструктор строил чемпионские машины Benetton, Brown. Теперь он отвечает за взаимодействие с командами.

Американцы перво‑наперво объяснили, что они хотят из Формулы 1 убрать, а что - добавить. Всю зиму говорили об этом. Мол, первая и архиважная задача - сделать гоночный процесс понятным, то есть упростить правила. В числе моментов, которые признаны наиболее запутанными, - шинный регламент, гибридные моторы с кучей вспомогательных блоков рекуперации, система наказаний за замену агрегатов (лишение пятидесяти позиций на старте при двадцати участниках не укладывается в голове даже у Росса Брауна), штрафы за борьбу на трассе и голубые флаги. Насчет флагов - американцы считают, что это было актуально когда-то давно, а сегодня отставшие на круг не обязаны панически расступаться перед лидерами.

При этом Формулу 1 следует сделать более открытой для народа. Для «типичных американцев» - классические гонки NASCAR, где переход с карбюраторов на систему впрыска состоялся пять лет назад. Если зрители мечтают попасть в паддок, поболтать с гонщиками, потрогать капот, пусть их мечта сбудется.

Тут даже Экклстоун не выдержал: «Американский подход… Обычно люди особенно хотят оказаться в том ресторане, куда трудно попасть! Поэтому мы строго подходили к вопросу допуска в паддок. Сделать из элитного ресторана закусочную, где каждый может перехватить гамбургер? Не знаю, насколько это полезно и станет ли вкуснее».

Чейз Кэри видит будущую Формулу‑1 примерно так: «Гран-при должен стать своего рода Супербоулом (финальная игра в американском футболе, де-факто национальный праздник в США. - Прим. авт. ) - 21 Супербоул в году. Каждый этап длится неделю, в течение которой по всему городу проходят концерты, парады, фестивали и прочее».

Американцы намерены привлекать молодежную аудиторию. (Позиция Берни была такова: «Зачем нам молодежь? У нее нет денег на покупку товаров и услуг, рекламируемых в Формуле 1».) Для этого следует развивать присутствие F1 в соцсетях и наладить просмотр гонок с телефона. Нужно больше команд и больше пилотов.

Почти все, кто давно в Формуле‑1, хоть раз да назвал новое руководство «людьми из другого мира». Сдается, американцы просто не до конца поняли, что именно они купили. Слышали, но не уяснили, что в Формуле 1 почти любое решение требует согласования по меньшей мере с четырьмя сторонами (FOM, FIA, «коллектив» команд и «клуб» мотористов). При этом у одной из команд с 1980 года есть узаконенное право вето на любое изменение правил.

Поэтому, как ни крути, благие намерения Кэри и Братчеса неминуемо упрутся в традиционную несговорчивость заинтересованных лиц. И невозможно предсказать, как быстро реализуется хотя бы часть их планов. А вот , принятые еще два года назад, успешно реализованы.

Красота и скорость

Вкратце напомним основное: сами , их шины и задние антикрылья ощутимо прибавили в ширине. Ожидалось, что машины станут красивее (благодаря более правильным пропорциям) и быстрее вследствие увеличения прижимной силы и улучшения сцепных свойств шин.

Насчет красоты спорить можно бесконечно. Одним нравится, другим нет. С моей точки зрения, внешность автомобилей как была, так и осталась спорной. Всякие «антенны», «вешалки» и «плавники», изобретенные для оптимизации аэродинамики, красоты не добавили. А обусловленный требованиями безопасности горб на носовом обтекателе у некоторых машин просто ­безобразен.

К скорости, если честно, никаких претензий не было и раньше. У вас были? Мотористы Мерседеса признали, что совокупная мощность в прошлом году перевалила за 900 л.с. То есть разгон 900‑сильных 750‑килограммовых формул до 300 км/ч за 10–12 секунд - это как бы медленновато?

Предыдущие лет десять-двадцать основные претензии сводились к в большинстве гонок и слишком большой разнице в скорости между машинами богатых и бедных команд. Эти проблемы новый техрегламент никак не мог решить. Зато породил другие, и об этом довольно жестко высказался Джанпаоло Даллара, чья фирма выпускает различные гоночные шасси почти сорок лет. «Как инженер я не понимаю - зачем они так уперлись в повышение прижимной силы? Технически это означает, что обгонять будет практически невозможно, поскольку никто не сможет вплотную преследовать едущую впереди машину». Если нужно больше борьбы и обгонов, следовало сделать строго наоборот, поясняет итальянец.

В этом тезисе он, впрочем, абстрагируется от наличия системы DRS. Теоретически эффект от ее применения должен возрасти. «Заднее крыло теперь генерирует больше прижимной силы, у него выше лобовое сопротивление, - объясняет пилот Кевин Магнуссен. - Когда вы открываете DRS, разница в скорости по сравнению с машиной, которая едет впереди, отныне будет больше».

Это прекрасно, но дело идет к тому, что обгоны могут происходить только на некоторых прямых участках, в оговоренных и обозначенных зонах, где разрешено применять DRS. Американцам такое и не снилось.

КОНЬ НА ПЕРЕПРАВЕ


Одна из главных весенних тем Формулы‑1: сможет ли McLaren, входящий в число топ-команд, избавиться от неудачных моторов Honda прямо в ходе сезона? Третий год - одни мучения и никаких результатов, несмотря на заверения японских инженеров, что вот-вот начнется бешеный прогресс.

По слухам, McLaren задумал многоходовую комбинацию и ведет переговоры. Примерный план таков: британская команда получает двигатели Mercedes, а хондовские забирает Sauber. Выгода для Заубера: при наличии завода-партнера не надо оплачивать покупку моторов на стороне. Mercedes получит еще одного клиента и денег заработает больше. Honda при этом остается в Формуле‑1, но ее перестают склонять на все лады в контексте технической отсталости. ­Выгода для Макларена тоже ясна.

Не совсем понятно только, согласуется ли такой изящный план c правилами, предписывающими, в частности, проводить предсезонные краш-тесты (восемнадцать штук!). И оговорена ли в них вообще возможность подобных обменов.

Проблема явного лидера

Редчайший для гоночного мира случай: новый сезон стартует без действующего чемпиона. На память, конечно, приходит Ален Прост. Но он выиграл свой четвертый титул в 38 лет - для гонщиков Формулы‑1 это запредельный возраст. Уход Нико Росберга, как многим кажется до сих пор, недостаточно обоснован (сбылась мечта детства). И потому сильно поразил всех.

Как бы там ни было, в чемпионской команде образовалась волшебная вакансия - и повлекла за собой целую серию перестановок. Было над чем погадать. Включая телевизор, я не ожидал от нового напарника Льюиса Хэмилтона великого подвига, и . Но сама гонка - нет. Откровенно говоря, она была просто скучной. Я очень надеюсь, что новое американское руководство тоже это ощутило. А также то, что система DRS интриги не добавляла.

Победа Себастьяна Феттеля и лучший круг Кими Райкконена не должны вызывать эйфории: по одной-двум гонкам нельзя судить о спортивной форме Ferrari. Несколько смутило, что Льюис, оказавшись по ходу заезда на втором месте, вроде как даже и не пытался догонять лидера. Настолько не пытался, что шедший третьим Боттас приблизился почти вплотную, хотя его сзади никто не подпирал.

Подозрения в каком-то подвохе могут возникнуть только у тех, кто помнит, что в конце зимы команды поднимали тему легитимности шасси болидов команд Mercedes и Red Bull. Правила запрещают применять решения, позволяющие в ходе движения корректировать дорожный просвет и как-то влиять на него. А эти две команды как раз так и поступили, найдя «серые зоны» - некоторую недосказанность - в регламентирующих документах. Группа команд во главе с Ferrari отправляла запросы в FIA, но ничего не добилась. За месяц до старта представители Ferrari сообщали, что склонны подать протест в апелляционный суд после гонки в Мельбурне. Думаем дальше: проиграв гонку, Mercedes сделал бы такой протест лишенным серьезных оснований - дескать, все же видели, что шасси никаких преимуществ не дает. И проиграл. Случайно или намеренно? Да кто же разберет!

Иными словами, у Мерседеса по-прежнему, возможно, самый мощный мотор (все команды темнят и разглашают лишь примерные данные) и превосходное шасси. Но если Ferrari может что-то противопоставить и реально будет биться за титул, все будут только рады. Чемпионаты «одного явного лидера» давно всем наскучили.

Пока непонятно, как относится к этому новое американское руководство. В их любимом чемпионате NASCAR (где 36 Супербо­улов в году) некто Джимми Джонсон выиграл пять титулов подряд (2006–2010), а позже еще парочку. И я не слышал, чтобы американцы сильно об этом переживали. Может, это с нами что-то не так и действительно пришло время изменить систему ценностей?

Практически каждый Гран-при кто-то остаётся недоволен работой судей - иногда это пилоты, иногда - болельщики, а зачастую - и те, и другие. Рассказываем о правилах, которые всех бесят, но пока лучшей альтернативы им не придумали.

Штрафы за моторы

Чтобы сдержать рост затрат на участие в Формуле-1, в правилах прописано чёткое количество тех или иных компонентов автомобиля, которые команда может использовать. Так, по ходу сезона на одной машине (формально в заезде участвует машина, а не пилот; пересаживаясь в чужой автомобиль, гонщик не может «забрать» с собой не использовавшиеся элементы) три двигателя внутреннего сгорания, три турбины, два накопителя энергии и т.д. Превышение нормы карается штрафом на стартовой решётке.

На практике это правило приводит к тому, что к концу сезона, когда все израсходовали разрешённый лимит компонентов, стартовая решётка постоянно перекраивается из-за многочисленных штрафов, и разобраться, кто за кем стартует, становится невозможно. Ни журналисты, ни даже команды не могут самостоятельно подсчитать расстановку стартовой решётки и дожидаются официального документа , который может выйти спустя много-много часов после квалификации.

Вместо штрафов на решётке предлагались различные варианты, самые реалистичные из которых - денежные штрафы и снятие очков в Кубке конструкторов. Правда, эффективными они не выглядят: крупным командам уровня «Мерседеса» и «Ред Булл», которые за год тратят по полмиллиарда евро, не помешают никакие штрафы, а в контексте Кубка конструкторов у лидеров большой запас по очкам, что также позволит использовать почти неограниченное число моторов. Больше всех от такой меры потеряют середняки, у которых останутся лишь придушенные и «усталые» двигатели и больше не будет возможности высоко стартовать за счёт штрафов топ-команд.

Формула-1 изучает, не заменить ли штрафы на решётке балластом

Запрет обгонов по обочине

Правила разрешают пилотам при необходимости покидать пределы трассы, однако в этот момент гонщик не должен получить преимущество, а при возвращении должен быть аккуратен. Казалось бы, логичный пункт. Однако если соблюдать его совсем дотошно, то возникают абсурдные ситуации, когда обороняющийся пилот вытолкал соперника с трассы, но тот не потерял темпа на асфальтовой зоне безопасности и всё же вышел вперёд - и получает за это штраф. Подобные ситуации часто можно наблюдать на выходе из «Ля Сурс» в Спа.

Пределы трассы - очень важный момент, они не позволяют пилотам срезать повороты (см. Гран-при США-2017), однако в своей нынешней формулировке правила не делают различий между внутренними и внешними пределами гоночного полотна. Чтобы сделать правило более логичным, достаточно внести небольшое уточнение в формулировку.


В своём нынешнем виде правило провоцирует странные и неочевидные болельщику детали. Так, перед Гран-при Италии снаружи «Параболики» ставят дополнительный бордюр, который должен мешать пилотам выезжать за пределы трассы, сохраняя более высокую скорость. В квалификации за это нарушение даже снимали время следующего круга. Но если автомобиль способен там проехать, не срезая поворот, и делает это быстрее, то почему бы не расширить границы трассы?

Почему нельзя в этом месте поставить SAFER-барьер, как в IndyCar (у этой серии есть проблемы с безопасностью, но они связаны с сетками-ловушками и открытым кокпитом, а не отбойниками), чтобы автомобиль физически не мог проехать там, где ему нельзя? В итоге же директивы провоцируют аварию Александера Перони, который наверняка погиб бы, если бы не «гало».

DRS

Система снижения лобового сопротивления - DRS - появилась в Формуле-1 в 2011 году. Чтобы хоть как-то облегчить обгоны, разрешила преследующей машине пользоваться подвижными элементами аэродинамики, что ранее было строго запрещено. DRS действительно помогла увеличить количество обгонов - но не уровень зрелища, однако и противников у этой системы появилось немало.

Основная проблема DRS в том, что машина впереди воспользоваться ей не может, а потому оказывается в заведомо менее выгодном положении - и лишь потому, что была впереди. Впрочем, в Формуле-1 признают, что DRS - это вынужденная мера, а проект регламента 2021 года составлялся так, чтобы обгоны проходили без неё. Возможно, от этого костыля чемпионат избавится уже в ближайшее время.


Закрыта последняя вакансия! Составы команд Формулы-1 на 2020 год

Вся информация о контрактах гонщиков на сезон-2020 и свежие слухи из Формулы-1 - в нашей таблице.

Ограничение на количество шин

В этом году ситуация немного устаканилась, а ранее в Формуле-1 были пять различных наименований резины, из которых команды выбирали три - так, что «сверхмягкий» (по официальной классификации «Пирелли») состав мог оказаться самым жёстким. Теперь классификация более простая: «хард», «медиум» и «софт», которые могут варьироваться от C1 до C5. Тем не менее множество других сложностей с шинами по-прежнему в силе: гонщики обязаны использовать по ходу гонки два разных «компаунда», некое количество должны сдавать судьям, даже если ими не пользовались…


Здесь необходимо отметить, что шины - очень ценный ресурс. Ограничением на шины де-факто ставит ограничение на километраж. Если бы количество комплектов, которые команды получают на уик-энд, было бы неограниченным, то более богатые смогли бы тестировать более широкий спектр новинок с прицелом на будущее, а в нынешней ситуации инженеры имеют лишь несколько попыток, чтобы проверить всё. Так в рамках одного автодрома большие и маленькие команды оказываются в более равных условиях - и это весьма эффективная мера для сдерживания затрат.


Шумахера «выводят» из комы. Что за ерунда?

Краткий разбор реального положения дел.

Запрет дозаправок

Одно из самых критикуемых в последние годы правил - запрет на дозаправки. В основном их мотивировали заботой о безопасности, а также требованиями к расходу топлива: раз уж Формула-1 это вершина технологий, пусть послужит актуальным проблемам человечества. В результате на старте масса машины на 100 кг больше, чем на финише, а пилоты по большей части не могут ехать на пределе.

P.S. Современные правила Формулы-1 неидеальны, однако у каждого слова, написанного в спортивном или техническом регламенте, есть тот или иной смысл. Работа федерации - сохранить этот смысл и сделать правила максимально прозрачными и понятными, причём так, чтобы не испортить гонки и не помешать пилотам. Сейчас эта задача пала на плечи Росса Брауна - именно он вместе с Жаном Тодтом и Михаэлем Шумахером привёл к доминированию «Феррари», а затем выиграл чемпионат с командой имени себя. Едва ли кто-то сможет справиться лучше него.

Впрочем, не стоит думать, что малейшего недостатка достаточно для того, чтобы отменить то или иное правило - возможно, преимуществ оно несёт гораздо больше. Правила Формулы-1 - результат векового развития мирового автоспорта, в котором собраны лучшие практики из всех чемпионатов планеты. И скоро эти практики должны стать ещё совершеннее. Иначе это будет самый большой в карьере провал Росса Брауна.