Презентация на тему "Велотуризм" презентация к уроку по обж (6 класс) на тему. Велосипедный туризм Организация движения на маршруте

В последнее время огромное количество людей стало уделять большое внимание велоспорту. Поэтому на рынке туристических услуг появляются разнообразные предложения по организации различных велосипедных маршрутов во всем мире. Лидерами по данным предложениям являются страны Западной Европы (Германия, Голландия, Австрия, Швейцария, Франция) и Скандинавия (Норвегия, Швеция, Финляндия).

Одни катаются на велосипеде в свое удовольствие, другие занимаются велосипедным спортом профессионально. Но и те и другие входят в группу риска по велосипедному туризму.

Если профессионалы пользуются определенными средствами защиты и осведомлены в вопросах , то любители, как правило, нет. Во всем мире велосипедисты наравне с пешеходами чаше всего становятся участниками ДТП.

Не все велосипеды оснащены согласно требованиям предписаний. Одной из проблем, связанных с велосипедами, является недостаточная видимость велосипедов со стороны. Велосипед с несколькими скоростями и низко опущенным рулем гоночного типа имеет более высокий риск ДТП, чем велосипед обычного типа. На такой машине легче достичь высокой скорости, а наклоненная голова сокращает велосипедисту обзорность.

Защитное оснащение велосипеда делает его более заметным в транспортном потоке и позволяет велосипедисту лучше маневрировать и быстрее остановиться. Более совершенные катафоты и приборы освещения увеличивают расстояние обнаружения велосипедиста в темное время суток и таким образом снижают риск авариии.

Тормоз на переднем колесе дает более короткий тормозной путь, чем тормоз на заднем колесе. Наиболее короткий тормозной путь дают тормоза на том и другом колесе. Тормоз на ободе эффективней, чем тормоз на ступице, ручной тормоз эффективней педального. Синтетические тормозные колодки надежней резиновых. Кожаные колодки лучше работают в дождливую погоду по сравнению с резиновыми.

Велосипед с высоким рулем хуже поддается управлению, чем велосипед с обычным рулем. Это затрудняет маневрирование на дороге. То же относится к велосипедам с маленькими колесами.

В особую группу риска стоит выделить детей, так как при покупке велосипедов родители часто забывают объяснить ребенку правила поведения на дороге. В США каждый год гибнут примерно 250 детей-велосипедистов в возрасте до 14 лет, а более 400 ООО попадают в больницы с различными травмами.

Для того чтобы сделать велосипед более заметным, более простым в управлении и менее подверженным участию в ДТП, необходимо обратить внимание на следующие элементы:

  • фары и светоотражающие устройства;
  • тормоза;
  • высота и конструкция руля;
  • диаметр колес и расстояние между колесами;
  • конструкция системы скоростей;
  • сигнальный звонок;
  • предупредительные ограничители;
  • защита спиц;
  • сиденье или велосипедный прицеп для ребенка;
  • велосипедный шлем.

Следует иметь в виду, что во время велосипедных путешествий шлем является главным элементом экипировки. В странах с развитой велокультурой ездить без шлема не принято, а иногда просто запрещено. В США статистика несчастных случаев с велосипедистами говорит, что в 85 % случаев летальный исход был вызван отсутствием шлема. Это связано с тем, что во время езды велосипедист держит руки на руле, и в случае падения у него скорее всего не будет возможности защитить голову, а падение может случиться даже при самом осторожном катании.

Травмы при велопутешествиях

В велопутешествиях могут произойти потертости внутренних поверхностей бедер, ладоней рук, растяжения связок нижних конечностей. Порой во время быстрой езды в глаза попадают соринки, мелкие насекомые. Как результат падений не исключены обширные ссадины, ушибы. При падениях случаются переломы (обычно ключицы), сотрясения мозга и ушибленно-рваные раны.

По данным английских источников для велосипедистов, на одного погибшего приходятся 15 тяжелых и 61 легкая травма.

В России тоже есть соответствующая статистика. По данным специального туристского информационного сервера Velo-DTP.NET.ru, на 1 мая 2007 г. в стране за год были отмечены следующие происшествия с туристами-велосипедистами (табл. 5).

Таблица 5. Происшествия с туристами-велосипедистами

Всего ДТП

Столкновение с попутным автомобилем, поворачивающим направо

Автомобиль прижимает велосипедиста слева, вытесняя с проезжей части

Столкновение велосипедиста, едущего по главной дороге, с автомобилем, едущим по второстепенной

Столкновение со встречным автомобилем, поворачивающим налево, когда велосипедист двигается прямо

Столкновение с автомобилем при пересечении велосипедистом дороги но пешеходному переходу

Паление велосипедиста на мокром асфальте/выбоине/препятствии и т. п.

Столкновение велосипедиста и пешехода

Столкновение велосипедиста с открывающейся левой дверью легковою автомобиля

Удар автомобиля в спину (заднее колесо) велосипедиста

Столкновение на тротуаре с автомобилем, выезжающим из двора

Прочие (не выделенные отдельно) виды ДТП

Столкновение велосипедиста с открывающейся правой дверью автомобиля

Столкновение велосипедиста и припаркованным автомобилем или другим неподвижным предметом

Столкновение с автомобилем, движущимся задним ходом

Столкновение с автомобилем, подрезающим (обгоняющим) велосипедиста справа

Столкновение велосипедиста, едущего по второстепенной дороге, с автомобилем, едущим по главной

Столкновение велосипедиста и отъезжающей от стоянки в правом ряду машины

Столкновение двух велосипедистов, едущих параллельно

Столкновение на проезжей части с автомобилем, выезжающим из двора или придорожной территории

Столкновение велосипедиста и резко принявшей вправо или влево маршрутки

Обгон велосипедистом справа стоящего транспортного средства

Распределение ДТП по месяцам наглядно демонстрирует сезонность этого вида происшествий (табл. 6).

Таблица 6. Распределение ДТП по месяцам

Всего ДТП

Сентябрь

Легко объяснимы и апрельский, июньский и сентябрьский пики ДТП, связанные с «открытием сезона», началом летних каникул и возвращением школьников после расслабляющего лета в город.

ОБЖ

6 класс

Урок 11.

Тема:

Цель: 1.Сформировать у учащихся целостное представление о велосипедном туризме, требованиях, предъявляемых к участникам велосипедного похода.

2.Познакомить с основными мероприятиями, проводимыми при подготовке к походу, обеспечением безопасности его участников, организацией движения туристов на маршруте.

3. Воспитывать культуру безопасного поведения во время велосипедного похода.

Оборудование : презентация, мультимедийный проектор, экран, памятки, тесты, тетради.

Тип урока : комбинированный

Ход урока.

I. Организационный момент

- Садитесь.

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости – преподаватели ОБЖ из других школ нашего района, но я прошу вас ребята не волноваться.

II. Сообщение темы и цели урока.

Отгадайте загадку:

На рояль я не похож,

Но педаль имею тоже.

Кто не трус и не трусиха,

Прокачу того я лихо.

У меня мотора нет.

И зовусь я …( велосипед).

О каком походе мы будем сегодня говорить?

Правильно. Тема сегодняшнего урока Велосипедные походы и безопасность туристов (слайд 1). Как вы думаете, с чем сегодня мы познакомимся?

Слайд. Вывод. На уроке мы должны познакомиться с

1. Основными особенностями велосипедного туризма и требованиями, предъявляемыми к его участникам.

2. Подготовка к велосипедному походу.

3. Особенности личной безопасности участников велосипедного похода .

III. Проверка домашнего задания.

    Давайте вспомним с вами материал предыдущих уроков.

Скажите, что такое поход? ( Поход - организованное передвижение группы людей с определенной целью)

По способу передвижения какие бывают походы? (пешие, велосипедные, конные, водные, на лыжах).
- По продолжительности какие бывают походы? (однодневные, многодневные, походы выходного дня).

Назовите основные особенности водного туризма?

Назовите основные опасные факторы водного туризма?

Расскажите, как подготовиться к водному путешествию?

2. Ответьте на вопросы теста.

1. Каков режим переходов во время пешего похода по равнинной местности?

А).30 минут движения 30 мин отдых.

Б). 40 мин. движение 10-20 мин. отдых.

В). 1 час движение 20-30 минут отдых.

2. При походе в горной местности, каков должен быть режим движения и отдыха?

А). 45 минут движение 15 мин отдых.

Б). 40 мин. движение 30 мин отдых.

В). 1 час движение 20 мин. отдых.

3. . Через какое время делают минутную остановку при затяжном подъёме в горах?

А). Через каждые 5- 7 минут.

Б). Через 10-15 минут.

В). Через 15-20 минут.

4. С какой стороны нужно вытаскивать из воды в лодку тонущего?

А). С левого борта.

Б). С правого борта.

В). С кормы.

5. Какое оптимальное расстояние между лыжниками во время лыжного похода в хорошую погоду?

А). 8-10 м.

Б). 4-5 м.

В). 6-7 м.

6. . С чего следует начинать при подготовке к лыжному походу?

А). Смазки лыж.

Б). Подборки лыжных палок.

В). Укрепления физического здоровья и закаливания.

7. В каких местах в горах нельзя разбивать бивак?

А). На полянах с высокой травой.

Б). В устьях высохших рек.

В). Вблизи высоких деревьев.

8. В какой части лодки во время водного похода должны находиться спасательные круги?

А). В носовой части.

Б). В кормовой части.

В). За бортом, привязанные к лодке верёвкой.

    Взаимопроверка результатов теста.

1) б, 2) а, 3) б, 4) в, 5) а, 6) в, 7) б, 8) а.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте тест (слайд). Поставьте друг другу оценки.

I V . Работа над новой темой.

    Рассказ учеником стихотворения про велосипед.

Велосипеды - это ветер,
С пригорков бреющий полёт.
Быстрее средства нет на свете
Без топлива идти вперёд.

Свобода в выборе дороги,
Просторы пашен и лугов.
Легко педали крутят ноги,
А ночь - у речек иль прудов.

Что такое велосипед? Слайд. (Велосипед - транспортное средство, имеющее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой человека).

Почему велосипед получил такое название? По латыни "velox" значит "быстрый" и "pedis"- "ноги". Вот и получилось "велосипед", то есть "быстроногий".

    Сообщение. История развития велосипедного туризма (слайд).

Сейчас мы познакомимся с историей развития велосипедного туризма.

История велотуризма теряется в глубине веков. К первым велотуристам можно причислить путешественников, которые, за неимением лучшего взгромождались на лошадей, ослов, ишаков и верблюдов. Прошли века, прежде чем гуманизм и борьба за права животных, при содействии и развитии науки и техники позволили людям пересесть на нормальное двухколесное устройство с педально-ножным приводом. Пролетело ещё более 100 лет, прежде чем это увлечение стало по-настоящему массовым и начало принимать цивилизованные формы.

Первый туристический клуб в России появился в Санкт-Петербурге в конце 19-го века, его ядром являлись любители езды на велосипедах. Новую историю велотуризма принято исчислять с 1958 года, когда образовался Ленинградский клуб туристов (ЛКТ), который по секциям объединил все существующие тогда виды туризма, в том числе и велосипедный. Пик вело туристской активности, пришелся на вторую половину 70-х годов и 80-е годы, когда группы ленинградских велотуристов совершили экспедиции высокой сложности по Кавказу, Памиру, Тянь-Шаню, Алтаю.

3. Продолжает учитель. Слайд.

Для юных велотуристов существуют определённые возрастные ограничения. Управлять велосипедом на дорогах Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет. И участвовать в велосипедных туристических походах также с 14 лет. Однако этот возраст решением соответствующих органов республик в составе Российской Федерации, краёв, областей может быть снижен, но не более чем на 2 года.

Но юным туристам, достигшим 12 лет, можно участвовать вместе с родителями в велосипедных походах выходного дня.

Слайд. В последние годы велосипедный туризм становится все более популярным видом отдыха. Рост его популярности связан с модой на здоровый образ жизни в целом, поскольку велоспорт является одним из самых экологичных и полезных для здоровья видов туризма. Он привлекает не только ощущением скорости, свободы, но и интересными экскурсиями, улучшает свою физическую форму. а также возможностью полноценного отдыха на природе. Велотурист может проехать значительное расстояние. Велосипедные походы могут быть однодневными и многодневными, одиночными и групповыми. Они могут проходить по пересеченной местности и по ровным дорогам. В велопоходе, в отличие от других видов велоспорта, отсутствует соревновательный аспект - туристам совершенно не нужно приходить к финишу быстрее других.

Слайд. В зависимости от целей и протяженности велопохода осуществляется выбор для него. Так, если поход преимущественно будет проходить по пересеченной местности, особенно в горах, то для него больше подойдет . Если же маршрут похода проложен большей частью по ровным дорогам, то подойдет обычный или вариант (для непродолжительных путешествий). В общем, при выборе велосипеда нужно руководствоваться соображениями удобства и надежности. Помните, что вам придется провести в не один день.

    Слайд.

При подготовке к любому велосипедному походу необходимо тщательно осмотреть велосипед. Велосипед должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал. При движении в темное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком белого цвета, а сзади – светоотражателем красного цвета. Нужно выявить и устранить неисправности и отклонения от нормальной работы, особенно подвижных Частей; протереть и смазать все трущиеся детали; проверить балансировку колес и накачку шин; укрепить багажник. После этого необходимо опробовать велосипед на ходу.

Слайд. В процессе подготовки к походу следует продумать и подобрать снаряжение с учетом длительности и сложности маршрута. В снаряжение велотуриста кроме обычных вещей, традиционных и необходимых в любом туристском походе (например, палатка, рюкзак посуда, костровое оборудование и т.п.), обязательно входит ремонтный набор (даже при однодневном походе). Обычно в ремонтный набор входят: комплект гаечных ключей, плоскозубцы, отвертка, резиновый клей, резина для заплат, ножницы, велосипедный насос и запасные детали (запасная шина или камера, гайки, шайбы, шарикоподшипники, спицы, тормозные колодки и др.).

Одежда велотуриста должна соответствовать его походному стилю и удобству при передвижении на велосипеде. Необходимо иметь с собой две пары трусов и маек с короткими рукавами, ковбойку, легкий хлопчатобумажный костюм, короткие (до колен) брюки или шорты, 3 - 4 пары хлопчатобумажных носков и велоперчатки. На случай холодной погоды не будут лишними шерстяной свитер, шерстяные носки, перчатки и штормовая куртка. В качестве головного убора целесообразно взять легкую панаму или шапочку из хлопчатобумажной ткани с козырьком. В походе, как показывает опыт, велотуристы обычно обходятся двумя парами обуви: при движении - кроссовками с твердой подошвой, на отдыхе - тапочками или сандалиями.

    Организация движения велотуристов на маршруте

Путешествовать на велосипедах можно практически по всей территории страны. Однако начинающим велотуристам рекомендуются районы, где преобладают равнинные дороги, проходимые в любую погоду, и большая часть маршрутов проложена по лесистой местности.

Специалисты советуют для велосипедного путешествия выбирать дороги местного значения с асфальтовым или песчано-гравийным покрытием. Скоростные шоссе и автомагистрали федерального значения для велотуристов не рекомендуются из-за по-вышенной опасности, обусловленной интенсивным движением автотранспорта и высокой загазованностью воздуха над ними.

Многодневные походы и путешествия на велосипедах совершаются, как правило, группами по 4 - 6 чел. Такая группа считается наиболее мобильной, способной быстро оказать необходимую помощь пострадавшему туристу и устранить техническую неисправность.

При движении по маршруту повышенного внимания от туристов требуют подъемы и спуски. Однако короткие и некрутые подъемы можно преодолевать с ходу, а длинные и затяжные лучше пройти пешком. На спусках велосипедистам необходимо притормаживать с самого начала спуска, выдерживая при этом дистанцию до другого велотуриста, равную 10-12 м.. Крутые повороты на спусках целесообразно проезжать на малой скорости, так как на большой скорости велосипед может занести. При езде необходимо учитывать также, что обочина бывает рыхлой и съезжать на нее следует очень осторожно, во избежание падения в связи с резким снижением скорости движения.

Рекомендуется через 20 - 25 мин после начала движения сделать технический привал. Его проводят в целях проверки технической исправности велосипедов и устранения выявленных недостатков. Скорость движения на маршруте у начинающих туристов не должна превышать 10-12 км/ч. Увлекаться большими скоростями не следует, так как это требует не только значительных физических затрат, но и повышенного внимания в управлении велосипедом, что лишает человека возможности видеть красоту окружающей природы.

Распорядок дня велотуристов зависит от времени года и района похода. Заканчиваться дневной переход обязательно должен за 1 -2 ч до наступления темноты. Важнейшим условием обеспечения безопасности велопохода является неукоснительное соблюдение всеми туристами группы Правил дорожного движения.

Скорость во время движения по маршруту необходимо выдерживать с учетом состояния дороги и снижать ее на спусках, особенно на дорогах с плохим покрытием, а также при движении по мокрому шоссе или грунтовой дороге с лужами. Туристы должны знать, что запрещено продолжать движение по маршруту в сумерки и ночью, а также при плохой видимости на дороге из-за тумана или сильной дымки. При необходимости движения в таких условиях велосипед следует вести в руках, соблюдая правила движения пешеходов по дорогам. Опытные туристы советуют постоянно следить за состоянием велосипеда, проводить ежедневно его технический осмотр, а любые неисправности и отклонения в работе сразу исправлять. Высокий уровень дисциплины в группе велотуристов также обеспечивает безопасность.

    Безопасность в велосипедном походе.

Итак, вы сели на велосипед и колесите по большим и малым дорогам. Как же обеспечить безопасность в велопоходе?

Во-первых, соблюдайте правила дорожного движения. Велосипедист для водителя - хуже обезьяны с гранатой. Велосипед куда маневреннее автомобиля. Поэтому велосипед на дороге - объект внимания № 1. Вас объедут, пропустят, лишь бы не иметь проблем. Все, что от вас требуется, - вести себя согласно ожиданиям водителей. Помните, что велосипеду отведен только край правой полосы или обочина, перекрестки с дорогами шириной более одной полосы надо переходить спрыгнув с седла.

Если вы передвигаетесь в темное время суток, обязательно навесьте сзади красный катафот, а лучше фару - велосипедиста ночью не видно дальше десяти метров, вас попросту могут сбить.

Путешествуя в горных районах, не ленитесь проверять исправность тормозов. Они ваш оплот и надежда. Не пускайтесь в путь только с одним исправным тормозом: отказал один, может отказать и второй. Сильно разогнавшись на спуске, не стоит тормозить резко. Во-первых, вас занесет. Во-вторых, тормоза, стоящие на большинстве велосипедов, могут не выдержать нагрузки.

Шлем и щитки на ноги еще никому не приносили вреда. Другое снаряжение для профессионалов должно соответствовать вашему уровню "мастерства". Если вы каким-либо образом фиксируете ноги на педалях, надевайте также и защиту или хотя бы шлем. Класс экипировки должен соответствовать не только вашим навыкам, но и различным элементам снаряжения.

    Закрепление. Решение ситуативных задач.

Теперь Вам предстоит решить ситуативные задачи. Для того чтобы Вы нашли правильное решение по выходу из сложной ситуации, Вам предлагаются памятки. (Приложение: памятка).

а) Откройте памятки. Познакомьтесь с требованиями для велосипедистов по обеспечению безопасности в велосипедных походах (самостоятельно).

Ситуация № 1.

Во время велосипедного похода сломался велосипед. Ваши действия.

б) Прочитайте выдержки из правил дорожного движения, что велосипедисту запрещается на дорогах (самостоятельно).

Перечислите, что запрещается велосипедисту по правилам дорожного движения?

6. Теперь проверим себя. Слайд.

Теперь проверим себя.

1.С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам?

2. Какой знак является разрешающим для поездки на велосипеде?

3.Что нужно обязательно проверить перед каждой поездкой на велосипеде?

Ответ:

1.Проверить давление в шинах, исправность тормозной втулки заднего колеса, а также прочность соединения полурам.

2. Очистить механизм от пыли и грязи.

3. Проверять ничего не нужно.

V . Подведение итогов урока.

а) Рефлексия

Скажите, ребята, а нам было ли сегодня скучно на уроке? Почему?

Какой вопрос или задание вам больше всего понравился?

б) Выставление оценок

V I . Домашнее задание. Слайд.
Изучите § 2.5 учебника по вопросам и выполните одно задание на выбор:

    Подберите загадки к данной теме.

    Найдите и выучите стихотворение про велосипед.

Запись д/з в дневник


Ну, а сейчас вам слова напутствия:
Перед бедой не теряйся, будь смелым,
Подави страх невольный в душе.
Чтобы грамотно браться за дело,
Юный друг, изучай ОБЖ! Слайд.



Велосипедные походы и безопасность туристов

План урока:

  • Основные особенности велосипедного туризма и требования, предъявляемые к его участникам.

  • Подготовка к велосипедному походу.

  • Особенности личной безопасности участников велосипедного похода .


  • Велосипедный туризм в России возник в конце 1890-хгг. В 1885 г. В Санкт-Петербурге было организовано общество велосипедистов-туристов. Уже в это время любители велосипедных путешествий организовали дальние походы: из Москвы в Санкт-Петербург, из Санкт-Петербурга в Париж.


  • Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и приводимое в движение мускульной силой человека.

  • Управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет. В некоторых регионах страны этот возраст может быть снижен до 12 лет


  • В настоящее время привлекательность велосипедных путешествий растет, особенно после того, как в продаже появились различные виды велосипедов и расширилась возможность велосипедных походов.


  • Основные требования к техническому состоянию велосипеда:

  • велосипед должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал

  • при движении в темное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком белого цвета, а сзади – светоотражателем красного цвета.

  • при подготовке к велосипедному походу необходимо тщательно осмотреть велосипед, выявить и устранить неисправности


  • В снаряжение для велопохода входит:

  • палатка, рюкзак, посуда, костровое оборудование…

  • одежда, с учетом климатических условий

  • ремонтный набор


  • Обеспечение безопасности велопохода:

  • соблюдение Правил дорожного движения

  • при движении учитывать состояние дороги

  • не продолжать движение при плохой видимости

  • постоянно следить за состоянием велосипеда


Велосипедные походы и безопасность туристов»

Цель урока:

  1. Получить знания по безопасному проведению велосипедных походов.
  2. Сформировать сознательное отношение учащихся к обеспечению собственной безопасности при осуществлении велосипедных походов.

Задачи урока:

  1. Изучить составляющие элементы безопасности на этапе подготовки к проведению велосипедных походов.
  2. Рекомендации по обеспечению безопасности в период выполнения велосипедных походов.

Форма проведения урока: беседа с элементами опроса учащихся по ранее изученному материалу.

Учебно-методическое обеспечение урока:

  1. Карты.
  2. Компас.
  3. Правила дорожного движения (ПДД).
  4. Учебник ОБЖ.
  5. План – конспект урока.

Время: 40 минут.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Вступительная информация для связи с предыдущими темами – 3 мин.
  3. Мероприятия по обеспечению безопасности предстоящего велопохода на этапе подготовки к нему:
  • выбор маршрута, дополнительное изучение вопросов ориентирования на местности и специальные тренировки по отработке действий в нештатных (аварийных) ситуациях – 5 мин;
  • изучение требований ПДД к движению велосипедистов – 5 мин;
  • подготовка велосипеда и снаряжения к безопасному проведению предстоящего похода – 5 мин.
  • экипировка велосипедиста для велопохода – 5 мин.
  • отработка навыков по оказанию первой помощи - 2 мин.
  1. Меры безопасности в период проведения велопохода – 10 мин.
  2. Подведение итогов и домашнее задание – 3 мин.

Раскрыть значение данной темы в общих правилах безопасности во время активного отдыха на природе (пешеходные, лыжные, водные, однодневные и многодневные походы). Убедить учащихся в необходимости освоения правил безопасного поведения при осуществлении велосипедных походов. Показать связь полученных знаний и навыков с личной безопасностью, при проведении туристических велопоходов

Мероприятия по обеспечению безопасности предстоящего велопохода на этапе подготовки к нему.

Залогом успешного, безопасного прохождения маршрута в первую очередь является тщательная и всесторонняя подготовка к походу или путешествию. Это предполагает:

 составление (планирование) маршрута, сбор сведений об особенностях района путешествия, об учете конкретных условий движения, которые встретятся именно в этой местности;

 подготовка участников к походу;

 подготовка снаряжения;

 экипировка велотуристов;

 подготовка велосипеда к походу.

При составлении маршрута необходимо исходить из возможности преодоления его на велосипеде всеми участниками похода. Маршрут может проходить по равнинной, горной, пустынной местности. Начинающим велотуристам рекомендуются районы, где преобладают равнинные дороги, проходимые в любую погоду, и большая честь маршрута идет по лесистой местности.

Для велосипедного путешествия лучше выбрать дороги с асфальтовым или песчано-гравийным покрытием. Скоростные шоссе и автомагистрали федерального значения для велотуристов не рекомендуются из-за их повышенной опасности, обусловленной интенсивным движением автотранспорта.

Формирование и подготовка группы для похода имеет огромное значение для обеспечения безопасности во время похода.

Многодневные походы и путешествия на велосипедах лучше совершать группой 4 – 6 человек. Такая группа наиболее мобильна и способна быстро оказать необходимую помощь пострадавшему туристу и устранить техническую неисправность велосипеда.

Прежде всего необходимо оценить физическую подготовку будущих участников похода, их возраст. Управлять велосипедом на дорогах ПДД разрешается лицам не моложе 14 лет, но юным туристам, достигшим 12 лет, можно участвовать вместе с родителями в велосипедных походах выходного дня, при условии хорошего знания Правил дорожного движения и обязанностей велосипедиста. Непременным условием для велотуриста должны быть хорошие навыки вождения велосипеда, умение оценивать техническое состояние велосипеда не только при подготовке к походу, но и в процессе езды.

Еще одно условие формирования группы - психологическая совместимость ее членов. Желательно, чтобы были члены группы с медицинской подготовкой.

Подготовка к походу участников должна включать:

 отработку практических навыков по оказанию доврачебной помощи;

 тренировки по отработке действий в различных аварийных ситуаций;

 дополнительное изучение правил ориентирования на местности (особенно для походов в пустынной местности);

 изучение ПДД и дополнительных требований к движению велосипедов.

В процессе отработки навыков по оказанию доврачебной помощи необходимо укомплектовать медицинскую аптечку для похода.

В походе могут быть различные незапланированные особые случаи (нештатные ситуации), поэтому наиболее возможные необходимо отработать перед походом, что положительно скажется на безопасности похода. Это могут быть: падения, встреча с животными (собаками и …), сложные участки маршрута, опасные погодные условия (грозовая деятельность) и так далее.

Совершенствование навыков по правилам ориентирования на местности проводить с использованием карты, компаса, по Солнцу. В группе в походе должно быть как минимум два компаса и две карты.

Выполнить быстрый опрос по использованию карты и компаса для ориентирования на местности.

Провести опрос учащихся по знанию дополнительных требований ПДД к движению велосипедов.

Члены группы должны углублено изучить общие ПДД.

Подготовка велосипеда и снаряжения к походу – важный фактор безопасности похода. При подготовке к походу необходимо тщательно осмотреть и устранить неисправности и отклонения в работе, особенно подвижных частей, протереть и смазать все трущиеся детали, проверить балансировку колес и накачку шин, работу тормозов, укрепить багажник. Проверить велосипед на ходу. Особую опасность представляют собой туклипсы для тех, кто ими начал пользоваться недавно, когда человек в экстренной ситуации не успевает выдернуть ногу из туклипсов и падает. Поэтому необходимы специальные тренировочные поездки для привыкания к туклипсам, лучше по мягкой дороге или луговой траве, при этом для выработки рефлекса следует периодически по очереди вынимать ноги из туклипсов, отталкиваться от земли и снова ставить на педали. Поначалу не следует сильно затягивать ремни туклипсов.

Необходимо подобрать снаряжение с учетом длительности и сложности маршрута. В снаряжение туриста кроме обычных вещей, необходимых в любом походе (палатка, рюкзак, посуда, костровое оборудование и др.) обязательно должен входить ремонтный набор (комплект гаечных ключей, плоскогубцы, отвертка, резиновый клей, резина для заплат, ножницы, велосипедный насос, запасные детали). На велосипедах направляющего и замыкающего к багажнику сзади рюкзака крепятся красные флажки (для водителей автотранспорта обозначают начало и конец колонны велосипедистов). У направляющего и замыкающего должны быть велозеркала заднего обзора, у замыкающего – свисток для экстренной остановки группы.

Экипировка велотуриста должна быть подобрана с точки зрения безопасности велопохода (в движении и на биваке) Куртки, в первую очередь направляющего и замыкающего, надо иметь яркого цвета (красного, оранжевого, желтого). Обязательны во все времена года и в любую погоду головные уборы, в горных районах необходимы шлемы. Необходимо иметь сменное нижнее белье, 3-4 пары носков, велоперчатки, кроссовки для езды и легкие тапочки для отдыха, шерстяной свитер, штормовку.

Меры безопасности в период велопохода должны выполняться неукоснительно.

Перед самым выездом на маршрут необходимо провести инструктаж участников похода по безопасности движения, по технике безопасности в разных походных ситуациях.

В процессе движения необходимо помнить основные рекомендации по безопасности.

Через 20 – 25 мин. после начала движения рекомендуется сделать технический привал, для проверки технической исправности велосипедов и устранения выявленных недостатков.

Повышенное внимание на спусках и подъемах. Короткие и некрутые подъемы можно преодолевать с ходу, длинные и затяжные лучше пройти пешком. На спусках следует притормаживать с самого начала спуска, выдерживая дистанцию 10 – 12 м. Крутые повороты на спусках проезжать на малой скорости. Тормозить на спусках следует плавно без рывков. На сложных участках ремешки туклипсов должны быть ослаблены.

В жаркие дни головные уборы не снимать, солнечные ванны принимать дозировано, постепенно.

При приближении грозы нужно искать укрытие.

При плохой видимости надо двигаться компактной группой на малой, скорости или даже пешком.

Преодоление бродов и переправ осуществлять основательно и без спешки.

Съезд на обочину и выезд на проезжую часть должен быть осторожным (рыхлые обочины).

На дороге с плохим покрытием (разбитый асфальт, ямы, глубокая колея и т. д.) нужно увеличить дистанцию до 5 – 7 м. На скользкой мокрой дороге надо снизить скорость, увеличить дистанцию, резко не тормозить. На лесных тропах и дорожках не следует быстро разгоняться, могут быть канавы, крутые спуски.

В походе при остановках, проверять давление в шинах, состояние покрышек, центровку колес, крепление руля, багажник, натяжение цепи и спиц, величину люфта колес, крепление гаек колес, педалей.

После любой остановки перед тем, как начать движение, проверить надежность упаковки и крепление груза на переднем и заднем багажниках.

На магистралях велосипедисты должны проявлять уравновешенность, ехать как можно прямолинейнее и ближе к краю полотна дороги, без надобности не маневрировать.

Следует остерегаться грузовиков с сеном, прицепами и длинными грузами.

Перед тем, как остановиться, велотуристы должны съехать на обочину, даже если не видно машин. Не следует останавливаться на мостах, железнодорожных переездах, крутых спусках, на закрытых поворотах.

Полностью должны быть исключены поездки в темноте. Место для ночлега следует начинать подыскивать не позднее, чем за два часа до наступления темноты.

При встрече с животными (собаками) использовать громкие хлопушки – петарды, если их нет, то лучше остановиться.

Учитывать влияние усталости на внимание, реакцию, координацию, движения, на технику езды велосипедиста, а значит – на безопасность . Предупреждение переутомления в походе – одна из главных задач по обеспечению безопасности на маршруте. По наименее тренированному участнику похода руководитель группы должен выбирать темп движения. При появлении переутомления участник должен сообщить руководителю похода об этом. Первый признак усталости велотуриста – его отставание от группы. Пытаясь догнать остальных, он выматывается еще больше, появляется рассеянность внимания, ухудшается реакция и координация движений. Необходим отдых, а после него перераспределение груза в группе.

Безопасность путешествий определяется в немалой степени дисциплиной в группе, слаженностью действий ее членов, психологическим климатом группы.

Подвести итоги урока, отметить наиболее активных учащихся, дать домашнее задание на следующий урок.