Школьные годы Игоря Акинфеева: будущий супергерой сидел на галерке и читал на уроках "Советский спорт". Березуцкие, аршавин и другие - о школьных годах 10 футболистов которые плохо учились школе

Михаил Галактионов – о действительно важном.

Михаил Галактионов прошел все стадии детско-юношеского футбола: закончил академию «Динамо», работал детским тренером, следил за подростками во время работы в юношеской сборной, сейчас возглавляет молодежную. Мы попросили его ответить на важные вопросы для родителей, которые собираются отдать ребенка в футбол или уже сделали это.

  • В начале сентября проводится набор во всех спортшколах и академиях России
  • Какую школу выбрать?
  • Каким должен быть детский тренер?
  • Футбол - это крест на школе?
  • Пробиваются только блатные?
  • Футбол вреден для здоровья?
  • Почему не стоит уезжать в интернат раньше 13 лет?

Интервью было записано в Саранске после окончания турнира , куда Галактионов привез сборную России U-20.

Я - родитель, хочу отдать сына в футбол. Куда мне стремиться: в топ-академию или школу попроще?

Нужно смотреть не на бренд, а на конкретного тренера. Если он учит, то ребенок будет прогрессировать, вне зависимости от команды. Можно прийти в топовую академию, но и там столкнуться с пробелами в образовании. К сожалению, это так. Не все могут дать ребенку то, что ему нужно на определенном этапе. Такая проблема существует - увы, поэтому нужно очень ответственно отнестись к выбору.

Я - обычный родитель, не разбираюсь в футболе. Как мне понять, что тренер - качественный?

Я бы смотрел на то, как тренер общается с детьми, заинтересован ли он в ребенке, что предлагает в тренировочном процессе. Плюс он должен любить профессию, это всегда чувствуется. Родители увидят, если тренер отрешен или не слишком заинтересован в развитии ребенка. На первом этапе тренер должен учить, как правильно поставить опорную ногу, каким способом отдавать передачу, обучать базовым техническим приемам… А если он дает кросс детям 6-10 лет, то родителям нетрудно сделать вывод, что это не самый подходящий выбор.

Вообще у вас есть ощущение, что в последние годы футбол стал более привлекательным видом спорта? Хороших тренеров стало больше, инфраструктура - лучше?

В первую очередь можно говорить о том, что улучшились условия - во дворах, школах, академиях. Почти в каждом дворе сейчас есть поля, другой вопрос, что количество детей, играющих в футбол во дворе, снизилось. Там играют в основном гости столицы из стран СНГ, а наши дети - в гаджетах. Массовый футбол развивается - факт, много любительских лиг 8 на 8, но это непрофессиональная прослойка, для людей, которые, как мне кажется, не реализовали себя когда-то в качестве игрока и сейчас получают удовольствие от игры в футбол.

Вообще по школам идет большой наплыв, но нам бы очень хотелось, чтобы молодые тренеры, которые приходят в профессию, делали свою работу вдумчиво, а не просто из-за заработка. Тренер - это состояние души, профессия, требующая полной отдачи. Нужна глубина знаний (вопрос даже не в уровне лицензии). Это и теория, методика подготовки игроков, и специфика построения тренировочного процесса, и возрастные особенности подготовки молодых игроков, и биомеханика с биохимией… Все это очень важно.

Большинство руководителей заблуждаются, думая, что на группы набора самых юных ребят можно ставить неопытного тренера. В Европе - наоборот, с группами набора работают самые лучшие и опытные тренеры, поскольку важно увидеть ребенка с хорошими качествами (не умениями - это разные вещи, - а именно качествами). Нужно смотреть не на текущие способности, а на базовые качества и задатки. На это уже накладывается обучение.

Также большая проблема - серьезная конкуренция в плане селекции: кто у кого переманит футболиста из академии в академию, кто первым привезет талантливого парня из региона. В итоге ломаются судьбы детей. Ребенка привозят, он занимается несколько лет, а затем на его место привозят нового мальчика. Через какое-то время нового мальчика меняет следующий. Такой подход не дает ребенку полностью проявить себя, он в постоянном стрессе, так как от него все время требуют результат. Для чего? Почему? Он должен спокойно развиваться и получать игровое образование.

Как родителю себя вести? Можно ли что-то советовать ребенку от себя, или это вмешательство в работу тренера и не совсем правильно?

Родитель имеет на это право - давать что-то свое, но ни в коем случае это не должно быть параллельно с тренерскими указаниями во время тренировки или игры. Это может быть дополнением, но не должно идти в противовес. Родитель не должен говорить: «Не слушай тренера, это неправильно. Делай, как я тебе скажу». Тогда мы ставим под вопрос компетенцию тренера, мешаем ему, хотя должны помогать. «Да, тренер правильно все делает, внимательно слушай его, но в дополнение к этому можешь еще…» - вот это более правильный подход.

Я отдал ребенка в футбол, но хочу еще записать его на плавание или акробатику. Можно?

Я за разносторонний подход. Считаю, что зацикливаться на футболе нельзя. Раньше все это замещал двор - гимнастика, акробатика, хоккей, волейбол, баскетбол - вообще все виды спорта, сейчас этого нет. Если есть возможность и время, то для общего развития ребенка любое дополнительное образование - это здорово. Поэтому если время позволяет, то, конечно, нужно отдавать. Плавание - идеальное дополнение к любому виду спорта, на мой взгляд. Также, может быть, гимнастика, акробатика, ритмика.

Отдать ребенка в футбол = крест на школе?

Ни в коем случае. Игрок должен быть образован. Глупо считать, что в футбол играют люди, которые плохо учатся. Образование должно быть. Карьера может не сложиться, но общество не должно получать людей с большими пробелами в общем образовании только потому, что ты играл в футбол.

Я лично говорю своим игрокам, что необходимо учить иностранный язык. Любые знания важны, чем их больше, тем лучше футболисту. Очень приятно приезжать в академию «Краснодара», где есть, например, уроки по шахматам, уроки по судейству, многие другие профильные предметы. Детям дается посыл, что если не получилась карьера игрока, то можно пойти в другие сферы футбола - менеджмент, судейство, тренерская работа и так далее. Система должна готовить не просто футболистов, а личностей.

Получается, родитель должен влиять на ребенка, одергивать его и не давать забрасывать учебу?

Конечно, но отсюда вытекает еще одна проблема - детей, которые рано уезжают от родителей, попадают в интернат. Есть такая дилемма, что ребята живут в интернате, на базе клуба, но им нельзя тренироваться дополнительно (риск получить перетренированность). Хотя есть тренажерный зал, бассейн, три поля - занимайся, но нельзя. И при этом у них очень слабое образование в школе. Отчасти это вопрос к интернату, но в большей степени вопрос контроля. Когда рядом папа или мама, то можно попросить совет, тебя направят, поддержат, помогут, а здесь ты предоставлен сам себе в возрасте, когда, скорее всего, к этому еще не готов. Кто-то ответственно себя ведет, а кто-то - нет. Это действительно большая проблема, что дети рано уезжают из семьи.

Раньше скольких лет лучше не уезжать в интернат?

Насколько я знаю, возрастной ценз в Европе - 13-14 лет. Раньше этого возраста дети не уезжают из своего региона. Хотя там, конечно, проще, все более компактно.

Моему сыну 14-15 лет, он играет в средней школе, даже не в Клубной лиге Москвы. Пусть будет условная московская «Смена». Шансов попасть в большой футбол почти нет?

Почему? Это заблуждение - думать, что большинство игроков топ-академий становятся профессионалами. Там тоже не очень большой процент. Вы назвали «Смену», я могу сюда отнести ФШМ, «Торпедо» и некоторые другие школы, которые дали футболу очень много игроков, потому что тренеры работали качественно, игроки росли. «Смена»: Березуцкие, Бояринцев, Симутенков и многие другие. Тот же «Красногвардеец», да много таких школ, которых нельзя отнести к топам, но они дали огромное количество профессионалов. Принадлежность к такой школе - это вообще не приговор.

Важно понимать: смотрят не на команду, а на конкретного игрока. Команда может все выигрывать, 10 лет подряд брать чемпионат Москвы, но начинаешь смотреть, и в ней нет индивидуальностей. Нет личностей - хорошо обученных, самодостаточных футболистов.

А в первой лиге есть какая-нибудь средняя команда, которая проигрывает, но с резким мальчишкой с отличным видением поля, который великолепно обучен, техничен - он и попадает на карандаш скауту. У нас очень хорошие отношения с ведущим скаутом ЦСКА Андреем Мовсесьяном, который вместе со своим селекционным отделом и, безусловно, с тренерским штабом команды занимался комплектованием сегодняшнего ЦСКА. Вот он оценивает не команды, а личности детей - насколько это индивидуально сильный и образованный футболист.

Футбол - это полезно для здоровья?

Любительский - да. Профессиональный? Нужно понимать, что это огромный труд. Футболом можно заниматься для здоровья, это будет полезно для организма. Но если ребенок и его родители на этапе спортивного совершенствования понимают для себя, что необходимо двигаться дальше, когда придется тренироваться по два раза в день, уезжать на долгосрочные сборы и так далее, то невозможно избежать травм различного характера. Случаются и серьезные травмы, из-за которых ломаются судьбы. Например, я сам закончил очень рано по состоянию здоровья и не смог выйти на более высокий уровень. Хотя играл в юношеских сборных страны, закончил школу «Динамо», прошел все ступени, но, к сожалению, такие примеры бывают.

Есть ощущение, что повсюду игроки-переростки с переписанными документами. Это так?

Анализируя последние годы, могу сказать, что по моим ощущениям переписанных игроков стало намного меньше. Больше чистоты и ответственности со стороны академий и школ. Мне тяжело говорить за всю систему футбола в России, возможно, это осталось на низших уровнях в определенных регионах, но, как человек, который погружен в детско-юношеский и молодежный футбол и сам в нем работал, могу сказать, что футбол стал намного чище.

Академия футбола имени Юрия Коноплёва / Фото: © Детская футбольная лига

Еще один устойчивый массовый стереотип - везде пробиваются только блатные. Этого стоит опасаться?

В целом этого опасаться стоит всегда и везде, причем, не только в футболе. Я это категорически не приемлю. В каждом интервью подчеркиваю, что мы открыты для всех. Чистота отбора - это очень важный момент. Без него не может быть нормальной работы ни в детской академии, ни в юношеской, ни в молодежной сборной, ни в профессиональном футболе, да вообще нигде. Футбол - это конкуренция, и играть должны сильнейшие ребята, а не те, за которых попросили. Если ты сильный, то проявляешь себя, стараешься - получаешь шанс. Я за чистую конкуренцию.

Наверное, это еще можно встретить на некоторых этапах, но здесь мы снова возвращаемся к личности тренера. Если тренер подстроится под такую ситуацию, то его сомнут. Он перестает быть стержневым, становится бесхребетным тренером, не принципиальным в своих решениях. Это зависимость от определенных людей и потеря самодостаточности.

Тренер может победить или проиграть, это футбол, но его репутация должна быть чистой. Все должны знать, что он профессионал, последователен в своих решениях и ни от кого не зависит.

Очевидно, что для ребенка на всех этапах развития важно регулярно играть. Мой 12-летний сын прочно осел на скамейке. Что делать?

Если это локальная история, то можно попробовать перетерпеть. Возможно, поговорить с тренером относительно перспектив. Но если вы видите, что это глобальная ситуация - от полугода и больше, то в таком случае надо всерьез подумать о смене команды. Нет ничего страшного в том, чтобы перейти в клуб уровнем или даже лигой ниже. Важно играть - это факт. Зачем быть 20-м в топовой академии, если можно быть на первых ролях в команде уровнем пониже?

Вы много стажировались в Европе, прекрасно знаете голландскую систему подготовки. Какое главное различие? В чем мы проседаем?

Ментальность. Ментальность всех - родителей, тренеров, детей.

  • Ментальность родителя в Голландии: родители пришли посмотреть на тренировку или игру, дети играют в открытый футбол. Все довольны, общаются, у родителей пикник, люди на позитиве. Футбол - повод собраться, в общем, праздник.
  • У нас: приезжаю на первенство Москвы и вижу, как родители могут подраться между собой, могут быть в состоянии алкогольного опьянения, тренер кричит, что нужно выбивать мяч и тянуть время при счете 1:0. Стрессовая атмосфера, которая не очень похожа на праздник.

Я не говорю, что так происходит всегда и везде - конечно, нет, но сам факт, что такое возможно, уже заставляет задуматься. Зачем? Почему так?

Еще одно важное различие - методика. В Европе ребенка учат, как правильно поставить опорную ногу, как правильно выполнить технический прием, то есть базовым вещам. Приведу другой пример. У нас в одной из академий 8-летним ребятам предлагают упражнение - квадрат «6 против 3» с проникающими передачами. У меня вопрос - для чего? Ответ: «Чтобы они правильно открывались между линиями и контролировали мяч». Задаю еще один вопрос: «В каком формате они проводят игры?» Ответ: «4 на 4». То есть, по сути, первокласснику дают программу обучения 10-11 класса, которую он априори выполнить не может.

И таких нюансов очень много, это лишь один из примеров. Вот еще один: гуляя в парке с семьей возле дома, иногда поглядываю за тренировками академии, которая тренируется в этом парке. Дети 12-14 лет могут бегать 5 по 300 метров, 5 по 400 метров, проводить всю тренировку без мяча. Анализирую и задаю себе вопрос - зачем? Любопытства ради приехал посмотреть игру этой команды на первенстве Москвы. И тренер спрашивает с игроков: «Почему вы не можете сделать передачу?» А как они ее сделают, если их заставляли всю неделю бегать и прыгать без мяча? Такие нюансы очень важны, у многих нет общего понимания тренировочного процесса.

Вопросы по методике - понятно: изменения должны идти сверху, а как быть с первой проблемой - ментальной? Всем чаще улыбаться?

Да, наверное, нужно проще к этому относиться. В специфике юношеского футбола главным является воспитание личности, а не ее подавление. Нельзя давить на детей морально и давать установку в стиле «победа или смерть». Безусловно, психология победителя очень важна, любой мальчишка, игрок, тренер хочет выиграть. Но главное - каким способом. За счет хорошего качества игры, анализа ошибок и их дальнейших корректировок. Главная цель - стать обученным и качественным игроком к моменту перехода в профессиональный футбол. Тренер должен дать образование игроку, а вовсе не добиться с ним результата любой ценой.

На днях лидера мадридского «Реала» Криштиану Роналду лишили водительских прав. сайт предлагает вспомнить имена футболистов, чье знакомство с дорожной полицией также заканчивалось утратой водительского удостоверения.

Понедельник - день тяжелый. 6 мая возвращался домой на своем шикарном Lamborghini Aventador и отметился нарушением ПДД. Просьбу полицейских остановиться и выйти из машины Роналду, как, к слову, уже бывало ранее, проигнорировал и продолжил движение. Правда, спустя мгновение, все же передумал и тормознул. После того как блюститель порядка случайно фонариком задел авто португальца, тот не церемонясь осыпал полисмена нелестными эпитетами. Корочки у Криштиану за это и отобрали. Любопытно, что за стража правопорядка вступился прохожий, оказавшийся - о чудо! - фанатом «Атлетико»! Словарный запас у «матрасника» оказался посолиднее, чем у Роналду, и он выиграл ночь в участке.
P.S. Кстати, в «МЮ» у Роналду был «Феррари». Вкусы меняются.

10. («МЮ»)

Защитник «Манчестер Юнайтед» выжимал все соки из своего Jaguar XJ : с начала 2012 года Фердинанд превышал скорость шесть раз, причем трижды - на одном участке трассы. Однако в наших палестинах эти показатели выглядят совсем уж несерьезно: вместо допустимых 48 км/ч на спидометре авто Рио красовалась цифра всего-то в 61 км/ч. В итоге все дорожные «косяки» манкунианца вылились в шестимесячный «бан» и 500 фунтов штрафа. Впрочем, срок запрета на управление транспортным средством уже истек, и Ферди вновь может отвозить детишек в школу.

9. («Фиорентина»)

Форвард «фиалок» Лука Тони также однажды неудачно проехал по лезвию закона. В бытность игроком «Ювентуса» (сезон-2011/12) он подвергся санкциям со стороны итальянских «гаишников». Причина: управление автомобилем в нетрезвом виде. Любопытно, что содержание алкоголя в крови футболиста всего на 0,1 промилле превысило допустимую законом норму. Празднование годовщины отношений с подругой вылилось Тони в лишение водительского удостоверения на три месяца.

8. («Реал»)

В феврале мадридские блюстители дорожного порядка отказались верить честным глазам защитника «Реала», который, по всей видимости, оставил дома заветную «корочку». Теперь Марсело не сможет управлять своей «ласточкой» в течение восьми месяцев. Также бразилец «попал» на штраф в размере 6 тысяч евро.

7. («Манчестер Сити»)

Хавбек «Манчестер Сити» оформил хет-трик по превышениям скорости. В итоге за неоплаченные штрафы у француза отобрали права на полгода. Сперва Насри, естественно, отпирался, по его просьбе даже переносили слушания. Однако невиновность доказать так и не смог и был вынужден сознаться в содеянном. Общая сумма штрафа превысила пять усредненных зарплат саратовского работника - 2 тысячи фунтов.

6. («Кардифф Сити»)

Валлиец нарвался на дорожную полицию в конце января: форвард, как в старых добрых анекдотах, гнал со скоростью 100 км/ч (вместо положенных 80) на своем Audi Q7 по ливерпульской дороге. За минувший год Беллами набрал столько очков (в Великобритании действует именно такая система ), что даже Джеймс Леброн позавидовал бы. Как итог - 1300 фунтов штрафа и табу на управление автомобилем на шесть месяцев.

5. («Реал»)

Все это детский лепет по сравнению с теми цифрами, которые показывал спидометр Lamborgini Карима Бензема в марте этого года. Форвард несся в «ночник» со скоростью 215 км/ч на участке с ограничением в 100 км/ч. Испанский суд лишил француза водительского удостоверения на восемь месяцев, а также обязал выплатить 18 000 евро штрафа. По-взрослому, ничего не скажешь.

4. («Сток Сити»)

Осенью прошлого года крылья подрезали и «пегасу» форварда «Сток Сити» Питеру Краучу. Англичанин набрал 21 очко, но, к несчастью, это был вовсе не блек-джек. По закону в Великобритании права изымаются после того, как нарушитель набрал 12 пунктов, а Петя переплюнул лимит аж на девять! Дважды футболиста наказывали за превышение скорости (110 км/ч вместо 60). Кроме того, карман Крауча стал легче на 1300 фунтов.

3. («Манчестер Сити»)

У аргентинца традиция - каждый год отдавать водительский билет сотрудникам дорожной полиции. Впрочем, на сей раз блюстителям правопорядка было сложно отобрать у футболиста то, чего у него не было. Таким вот образом нападающий продлил свой «бан» до октября 2013 года. Также Карлосу впаяли штраф в размере тысячи фунтов и 250 часов исправительных работ. И правильно: теперь улицы близ «Этихада» будут чистыми и красивыми. А то плюются некоторые манчестерцы жвачками, понимаешь ли!

2. («Манчестер Сити»)

24-летний защитник тоже не прочь полихачить. Только вот платить по счетам не очень-то хочет. В начале апреля «горожанин» решил продолжить «славное» дело Самира Насри и Карлоса Тевеса. Игрока «Ман Сити» лишили водительской «корочки» на полгода за отказ от оплаты двух штрафов. Похоже, скоро нарушение правил ПДД превратится в своеобразный тренд клуба.

1. («Ювентус»)

Датчанин продолжает отличаться околофутбольными поступками. Нет, он не набрал больше баллов, чем Павлюченко в караоке, и не выбил из игроков «молодежки» «Сити» 180 очков, как это делал несравненный Марио. Форвард всего лишь заставил во весь опор скакать «лошадок» в своем Porsche 911 Turbo, за что, собственно, и был лишен прав на два месяца, а также наказан денюжкой - 660 фунтов. Ранее Бендтнер с одноклубником Ли Каттермолом предстали перед судом за причиненный вред припаркованным автомобилям близ «Сент-Джеймс-Парка». Аккуратнее надо, ребята, аккуратнее.

+ БОНУС

(«Милан»)

Конечно, не могли мы обойти стороной и главного дебошира современного футбола - Марио Балотелли. Кажется, курит футболист в поездах, пиротехникой балуется, клубный «молодняк» дрессирует, дерется с наркоманами возле ночных клубов… Неужели с ПДД у него проблем не было? Конечно, были. Да вот только водительская «ксива» по-прежнему при нем. Полиция «награждала» итальянца лишь штрафными очками и денежными взысканиями (последние были вполне внушительными - более 11 тысяч фунтов). Несколько нарушений за превышение скорости (кстати, у него целый автопарк, в котором можно найти Mercedes S65AMG , а также камуфляжный Bentley Continental GT ), парковка в стиле блондинки, ну и окошко чересчур затонировал - вот, собственно, и все, чем может похвастаться Супермарио. Но мы-то с вами знаем, что все еще впереди. Иначе это был бы не Бало.

Фото: sport.img.com.ua, dailymail.co.uk, yimg.com, swns.com, mirror.co.uk, blogspot.com, wordpress.com.

Братья Комбаровы в школе пользовались «служебным положением». В их случае - сходством близнецов. Кстати, не они одни - Березуцкие тоже извлекали из почти полной идентичности выгоду. Когда учительница вызывала к доске на физике или математике Васю, шёл Лёша. Отвечал, получал хорошую оценку, а одноклассники все, естественно, смеялись. Прекрасно понимая, что это на самом деле Лёша, а не Вася.

Похожие трюки проделывали и Комбаровы. Вот фрагмент из их интервью корреспонденту «Чемпионата» Денису Целых .

– Что вам приходилось делать вместо друг друга? Допустим, ходить на свидания?

К.К.: На свидания ходить не приходилось, но Дима за меня как-то раз сдавал экзамен в школе.

– Успешно?

К.К.: Да, на четвёрку. Это была география, и он лучше подготовился. Мы подрисовали ему родинку, и он пошёл вместо меня сдавать экзамен.

– И никто не заметил подвоха?

К.К.: Нет, всё прошло гладко. Многие нас только по родинке и различали.

Не боится признаться: прогулы имели место в его биографии.

Я с ужасом вспоминаю все эти ранние подъёмы, вечные мольбы: «Мам, ну не хочу в школу, отстань!», - рассказывал голкипер красно-белых. - Иногда и прогуливал, скрывать не буду.

- Ради футбола или просто так?
- Просто так. Футбол тут ни при чём. Но не делайте из меня разгильдяя, я редко пропускал уроки! Но иногда уж больно хотелось поспать…

- Какие предметы не любили особенно?
- Алгебру, геометрию, физику… Тяжёлые для меня науки. Я больше гуманитарий.

- Зато сейчас отлично геометрически складываетесь в воротах. Под любым углом мячи отбиваете.
- Не мне оценивать, но, может, геометрия и помогла в чём-то.

- У вас в школе был такой же харизматичный преподаватель, как Карпин?
- Да! Сразу вспоминаю учителя физики, который любил повторять: «Моя указка-меч - твоя голова с плеч». Это я, конечно, не к тому, что у Карпина такая же философия! Но тот преподаватель, как и Валерий Георгиевич, умел ставить на место.

Так формально и Карпин порой придерживается этого принципа: несколько неудачных матчей, и всё, «голова с плеч», прощай, место в основе.
- Вот именно! Потому и говорю, что чем-то Карпин и мой физик похожи.

О физике есть что сказать и Сергею Паршивлюку . Правда, совсем в другом ключе.

Химия и физика - не моё. Геометрия тоже шла тяжело. Математика - более-менее. Зато русский язык давался легко. Писал без ошибок.

До 5-го класса учился в обычной общеобразовательной школе, а с 6-го перешёл в специализированный класс «В» школы №1036 при СДЮШОР «Спартак». Она находится неподалёку от ледового дворца в Сокольниках, и в принципе это тоже обычная школа, но именно «В» классы были отведены под спортсменов. Кстати, там же учились и Дзюба , и Шишкин , и Ребко … Да почти все выпускники спартаковской футбольной школы. Естественно, все старались получать общее образование, но упор всё же больше делался уже на футбол.

- Прогуливали уроки?
- Не буду скрывать - прогуливали (улыбается) . Мы же были одной командой и всё старались делать вместе. Если решали прогулять, то участвовали в этом все.

- Кто был вашим любимым учителем?
- Всегда с теплотой вспоминаю нашего классного руководителя Людмилу Фёдоровну.

- 1 сентября было для вас особенным днём?
- Да. В этот день становилось окончательно ясно, что каникулы, к сожалению, закончились…

“Как ударю старшеклассника по заднице…”

Защитник “Локомотива” Виталий Денисов . Правда, самостоятельного и зарабатывающего огромные деньги. Тем интереснее понять, каким он был в школе.

- Вы вообще любили школу, Виталий?
- Помню, перед первым в жизни уроком энтузиазма у меня было море! Новые знания, друзья, впечатления… - вспоминал в интервью «Чемпионату» Денисов. - Но прошло какое-то время, я поварился в этом котле и многое стал воспринимать по-другому (смеётся) . Мне быстро перехотелось ходить в школу.

В точных науках никогда не был силён. Физика, химия – это не для меня. Зато я “отыгрывался” на языках. Узбекский, английский, французский – все мне давались довольно просто. Даже не знаю, почему. Хотя вот французский я сейчас немного подзабыл.

- То есть, переводчиком в “Локомотив” уже тогда бы спокойно устроились?
- Ну, так далеко забегать не надо… Переводчик, еще и в “Локомотиве” – это огромная ответственность. Но иностранные языки мне правда в школе очень нравились.

- Часто прогуливали уроки?
- Нет! Я был честным. Если не сделал домашнее задание, что-то не выучил, не понимал – приходилось просто краснеть перед учителем. Но историй в духе “О нет, меня отчитают перед всем классом и поставят двойку – я этого не переживу, дома останусь” у меня не появлялось.

Напортачил – отвечай за свои поступки. Я мог формально “прогулять” только по уважительной причине. То есть из-за футбола, каких-то соревнований, турниров.

- На физре, полагаю, вы были самым крутым учеником.
- Ну, наверное, так и есть (смеётся) . Всегда только пятёрки ставили. Ну вообще странно, получи я четвёрку по физкультуре…

Была девочка, которую вы вечно дёргали за косички, добивались внимания и она вас отвлекала от физры, точных наук, да от всего подряд?
- Первые классы я себя держал в руках (смеётся) . Но с пятого… Началась, скажем так, “игра в любовь”. Гулял с девушками, провожал, цветочки дарил… Хотя не могу сказать, что когда-нибудь из-за одноклассницы терял голову, переставал учиться. Всё было в меру.

- Какая первая история из школьных лет приходит вам на ум?
- Знаете, я попал в класс, скажем так, “не самый умный”. В нём были двоечники, троечники и хорошисты. Отличников отправили в другие классы. Но на самом деле ребята были очень умные, сообразительные.

Я долго не понимал, почему настолько смышлёные парни и девочки часто получают плохие оценки. Потом всё прояснилось: всему виной элементарная лень. Они просто не хотели учиться, вот и всё.

Когда у нас в школе что-то случалось – не важно, что именно – мой класс всегда проверяли первым. Что-то разбилось, кто-то сбежал с уроков, кому-то дали в глаз – подозрение всё равно падает именно на нас.

- Вы кому-нибудь давали в глаз?
- Конечно! Как без этого? Но меня никогда толком не били. Потому что я превосходил своих сверстников по физическим данным. Так вот, был один старшеклассник, на пару лет старше. И он с однокашниками постоянно цеплял одного из наших. Простого парня, из небогатой семьи, доброго, отзывчивого, но страшного разгильдяя! И, в общем, мы всегда старались за него заступаться.

Прошёл годик, я подрос, окреп и как следует ответил этому хулигану! Чтобы он не приставал ни к кому. Что именно сделал? Да по заднице его как ударил! И с тех пор наш класс стал доминировать (смеётся) . Ни к кому и не думали приставать. А всё после того случая…


Кстати о разгильдяях. Они были не только в классе защитника «Локомотива», но и кое в каких питерских. Например, в том, где учился Андрей Аршавин . И полузащитник «Зенита» этим самым разгильдяем и был. В чём сам не раз признавался.

Аршавин ленился делать «домашку», потому и двойки получал регулярно. Да и вёл себя отнюдь не образцово. Например, скрывал от мамы записи в дневниках, где требовали её немедленного появления в школе. По причине плохого поведения сына.

Андрей слишком откровенно говорил с учителями, конфликтовал со сверстниками и рвал классные журналы. Зато очень любил литературу, да и вообще во всех предметах находил что-то интересное. И считался крайне талантливым, пусть и трудным ребёнком.

Замените последнее слово на «игроком» - и получите Аршавина-футболиста. В общем, уже в школе нынешние звёзды РФПЛ во многом были такими, какие они есть сейчас.

В День знаний футболисты сборной России постарались вспомнить интересные моменты из школьной жизни. К примеру, братья-защитники Алексей и Василий Березуцкие постоянно пользовались своим сходством.

ПО ТЕМЕ

Как рассказал один из Березуцких, когда учительница вызывала к доске на физике или математике Василия, шел Алексей . Он отвечал, получал хорошую оценку, а одноклассники все, естественно, смеялись, прекрасно понимая, что это на самом деле Леша, а не Вася.

По той же схеме работали и другие известные футбольные братья-близнецы – Дмитрий и Кирилл Комбаровы. "На свидания ходить не приходилось, но Дима за меня как-то раз сдавал экзамен в школе , – поведал Кирилл. – На четверку. Это была география, и он лучше подготовился. Мы подрисовали ему родинку, и он пошел вместо меня сдавать экзамен. Заметил ли кто-то? Нет, все прошло гладко. Многие нас только по родинке и различали".

Голкипер "Спартака" Артем Ребров, который примет участие в сентябрьском сборе команды Фабио Капелло, рассказал, что регулярно прогуливал уроки. При этом он заявил, что экс-главный тренер красно-белых Валерий Карпин очень похож на его школьного учителя физики .

"Сразу вспоминаю учителя физики, который любил повторять: "Моя указка-меч – твоя голова с плеч". Это я, конечно, не к тому, что у Карпина такая же философия! Но тот преподаватель, как и Валерий Георгиевич, умел ставить на место", – цитирует вратаря "Чемпионат.com".

Интересно, что самый популярный российский футболист – Андрей Аршавин – в школе был настоящим хулиганом . Он ленился делать "домашку", потому и двойки получал регулярно. Да и вел себя Аршавин отнюдь не образцово. Например, скрывал от мамы записи в дневниках, где требовали ее немедленного появления в школе. Андрей слишком откровенно говорил с учителями, конфликтовал со сверстниками и рвал классные журналы. Зато он очень любил литературу, да и вообще во всех предметах находил что-то интересное. Аршавин считался крайне талантливым, пусть и трудным ребенком.

- Каким был ваш любимый предмет в школе?

Худжамов: Был мечтателем, хотел побывать на другом конце Земли, поэтому любил историю и географию. Еще нравилась литература русская и украинская.

Обрадович: Математика. С самого детства любил считать, и сейчас нравится.

- Часто ли ваших родителей вызывали в школу?

Худжамов: Всего раз. Я оперся на окно, а оно выдавилось. Еще раз с урока выгнали - с соседом баловались. И когда из класса выходил, меня папа увидел...

Обрадович: Бывало. Любил играть в футбол во дворе школы и несколько раз мячом разбивал окна.

- Скоро выпускной у школьников, а как вы окончили школу?

Худжамов: Без троек в аттестате. Зато с дракой на выпускной. Четыре гопника начали что-то у друзей отбирать, а рядом в кустах нас 30 человек сидели. Те очень быстро убегали.

Обрадович: У нас немножко учеба отличается - всего восемь классов. Там я на одни пятерки учился. Потом четыре года техникума - там уже и тройки проскакивали.

- Часто уроки прогуливали?

Худжамов: За все время прогулял один или два урока. Я в детстве очень обязательным был, и пропустить тренировку или урок, даже по болезни, было смерти подобно.

Обрадович: Не часто, но бывало. Когда влюбился, то убегал на свидания. Кстати, у сербской поэтессы Десанки Максимович очень красивые стихи про любовь...

- В школе чаще вы списывали или у вас?

Худжамов: Помню, иногда у Паши Кутаса из "Черноморца" что-то списывал. Еще я удачно что-то по алгебре запомнил, так у меня все контрольную списали на пять.

Обрадович: Редко. А математику знал лучше всех в классе, все контрольные заканчивал раньше и помогал остальным. На маленьких бумажках отправлял решения.