Французская борьба саваж. Виды боевых искусств ► Французский бокс (сават)

Что же такое Сават? Портовая французская прикладуха, это современный спорт или какое-то раритетное боевое искусство.

На самом деле Сават – это один из видов современного спорта, но также он оставил в себе черты портовой уличной драки. Он потерпел некоторые изменения: облагородился и сгладился для того, чтобы не наносить максимум увечий сопернику в спортивном поединке.

Картинка 1 — Сават

Развитие такого вида борьбы, как смешанные единоборства, происходит семимильными шагами. Бойцы ММА жадно ищут различные приемы в других видах борьбы. Найденные техники и приемы они осваивают на ходу, а затем несут это в свой зал, в свои тренировки, и постепенно внедряют в свой спорт.

Разница заключается в том, что все бойцы абсолютно разные. У них разные техники, разные удары, разные слабые и сильные стороны. Также они совершенно по-другому наносят свои удары, двигаются и прочее. Изменяется и «мода» в ММА. Например, что было «в моде» (удары, фишки и так далее) пару лет назад – сейчас это уже считается «прошлым веком».

Динамика изменений Савата

В мире смешанных единоборств отмечена большая и серьезная динамика изменений.


Картинка 2 – Французское боевое искусство

Одно из множества направлений, которое в последнее время набирают популярность как раз и является французский бокс (Сават). Это искусство появилось в 1800-е годы, и модернизировалось в течении всего века.

Оно было создано для того, чтобы научить людей с улице искусству самообороны, кто вынужден был хотя бы изредка сталкиваться с «дикой» общественностью.

Само название этого французского бокса – «Сават» — происходит от слова «сапог».

Что включает в себя Сават

На сегодняшний день, Сават включил в себя довольно множество направлений и приемов из других видов бокса. Сават включил в себя борьбу ногами, наследуемую от моряков и других членах морского судна.

На юге этот стиль боевого искусства чаще всего носил название, в переводе которое обозначалось «туфля». На севере же этот стиль и назывался «сапогом», что в переводе на другие языки звучал как «сават».

Таким образом, весь мир разделился на 2 половины: северную и южную. Хотя стиль борьбы был один и происходил, в принципе, от одного и того же слова, но все-таки отличия находились, и иногда довольно грубые.

Было решено, что этот стиль нужно полностью делать общим. Но в течении стольких лет, в основным правилам, которые и были взяты за основу, приросли свои фишки и приемы. Проблема заключалась в том, что у каждого подвида этого искусство все было немного по-другому.

Вызвались двое бойцов, которых звали Мишель Кассе и его последователь – Шарль Лекур.


Картинка 3 – Сават – французское боевое искусство

Шарль немного в последствии доработал то, что создал его учитель. Он добавил различные ударные техники.

Современный Сават

В современном Савате главным отличием от предыдущая является только бешенная динамика. Главное отличие, по которому можно отличить французский бокс от любого другого вида единоборств – это однотонные костюмы и соответствующая обувь.

Удары с бока в Савате, которые чаще всего называют ронтальной или низкой фронтальной атаками. Именно эти удары оставляют двойственное впечатление после знакомства с ними. С одной стороны, эти удары довольно эффективны. Но всё-таки, с другой стороны, они все же противоречивы друг другу. Из-за их исполнения боец не имеет хорошей защиты. Но, как показал на собственном примере Густаффсон – лучшей защитой является постоянное движение.

Конор во французском боксе

Конор также внес в этот вид спорта свои дополнения и изменения. Он в свою тактику взял косой удар, и внес свои коррективы. Конор также использует позицию в клинче, а это значит, что скорее всего, и этот прием он взял из мира Французского бокса.

Время идет дальше, а это значит, что через какое-то время Сават снова пополниться новыми фишками, техниками. Добавится что-то новое, модернизируется старое. И этот вид единоборств снова задышит с новой силой, обновиться. Удары либо другие фишки могут долгое время использоваться в октагоне, в боях без правил. Но всё-таки замысел такого стиля единоборств, как Сават, был изобретен именно для того, чтобы показать изящную работу ног, а также телодвижения.

Именно бойца сами обновляют виды спорта. Они развивают свои стили ведения боя, берут что-то из разных видов спорта. МакГрегор развивается в сложнейшей методике, которую сам себе составляет. Развитие этих единоборств проходит очень быстро.

Текущая страница: 2 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Сегодня его правила определяют четыре формы проведения боя по степени контакта и разрешенным зонам нанесения ударов: ограниченный контакт; легкий контакт; полный контакт; свободный стиль (разрешены круговые удары по ногам) (Куликов А., 1999.). Некоторые авторы считают, что кикбоксинг является синтезом бокса, карате и дзюдо (Филимонов В. И., Нигмедзянов Р. А., 1999.).

Одними из лучших пособий по изучению техники кикбоксинга можно считать учебные фильмы выпущенные Бенни Уркидесом (Urquidez Benny, 1986; 1989.). В этих учебных пособиях чемпион мира по кикбоксингу Бенни Уркидес, получивший в спортивном мире прозвище «реактивный», последовательно рассматривает многие аспекты подготовки спортсмена в кикбоксинге. Данные фильмы сделаны в форме учебного семинара со спортсменами разного уровня подготовки, занятие проводится в зале Бенни Уркидеса и вся техника демонстрируется им лично (Benny «The Jet» Urquidez, №№ 1–6, 1986).

Другая серия из восьми учебных фильмов, созданная Бенни Уркидесом, распространялась через магазин «Budostore» (Paris) в 1989 году. Принципиальных отличий от предыдущей учебной серии она не имела и отличалась добавлением двух фильмов: № 5, «Savoir pour gagner!» («знать, чтобы победить!») и № 7, «Une Self-defense efficace» («эффективная самооборона») (Benny «The Jet» Urquidez, «Budostore», 1989.).

С автором данных учебных пособий нам доводилось встречаться на учебном семинаре в Москве, где Бенни Уркидес на ринге демонстрировал технику кикбоксинга, рассказывал о себе и своем пути в спорте. Он был приглашен для проведения семинара, который проходил во время чемпионата мира среди профессионалов по кикбоксингу, с участием спортсмена из нашего клуба Сергея Андрианова.

Когда наш спортсмен досрочно выиграл бой, пояс чемпиона ему вручил Бенни Уркидес. Мы задали вопросы прославленному чемпиону, чтобы узнать его мнение о бое и технике нашего ученика. Г-н Уркидес охотно ответил на вопросы и дал полезные советы, которые были учтены нами в дальнейшей работе, как с Сергеем Андриановым, так и с другими спортсменами из сборной команды России по сават.

Подводя итог рассмотрению кикбоксинга как вида спорта, можно сделать следующий вывод: ведение боя без обуви вынуждает кикбоксеров вести бой на более короткой дистанции, чем в боксе сават.

Тай-бокс (таиландский бокс, тай-боксинг или муай тай) является жестким видом единоборства, использующим в бою удары руками в перчатках (как в английском боксе), локтями, и ногами – стопой, голенью и коленом.

Учебные пособия по этому виду единоборства, книги и учебные видеофильмы сегодня выходят под несколькими названиями: muay thai, «muay thai – chakuriki», thai kickboxing, thai boxing, тайский бокс и таиландский бокс. При описании данного единоборства нами было принято название «тай-бокс», ввиду его краткости.

По мнению некоторых авторов (Артеменко О. Л. и др.,2001.), точную дату зарождения данного вида единоборства установить невозможно, так как в 1767 году бирманские войска разрушили древнюю столицу Сиама, и все более ранние исторические документы были сожжены завоевателями.

Сегодня тай-бокс очень популярен в Таиланде, четыре телевизионных канала демонстрируют бои по тай-боксу несколько раз в неделю. Что касается «фирменных» ударов тай-бокса, то это в первую очередь удары локтями (особенно эффективны удары локтями в голову) и удары коленями.

В качестве учебного пособия по технике тай-бокса можно использовать фильм «Thai kickboxing», созданный компанией «Panther Productions» в 1986 году (Pudpad Noy Worawoot, 1985.). Данный фильм был создан при участии чемпиона по тай-боксу по прозвищу «Golden Leg» – Pudpad Noy Worawoot: «Fighting, training, techniques», в нем рассматриваются многие аспекты обучения тай-боксу: традиционный танец, исполняемый таиландскими боксерами перед боем, боевая стойка, передвижения, техника ударов.

Для представления о том, как развивается таиландский бокс в США, можно ознакомиться с учебным пособием по тай-боксу – «Thai kickboxing» выпущенным в «American Martial Arts University» (Master Robert Lyons, 1995.). Рассказ о тай-боксе и демонстрацию технических приемов в данном фильме осуществляет «Master Robert Lyons» из штата Флорида.

Еще одним пособием по изучению техники тай-бокса, но более высокого уровня, можно назвать учебный фильм, созданный Томом Харингом, известным тренером из Голландии. Анализируя «школу тай-бокса» Тома Харинга можно сделать вывод, что в ней удачно сочетается хорошая техника английского бокса и традиционная манера ведения боя тайскими боксерами (Thai boxing. The Hardest Sport On Earth. «Kwon», 1991).

Среди других фильмов о тай-боксе, следует выделить серию из четырех учебных фильмов (общая продолжительность – 3 часа), в которой рассматриваются различные аспекты обучения тай-боксу («Scorpio film», №№ 1–4, 1992.).

Подводя итог рассмотрению тай-бокса, можно сделать вывод, что в традиционном тай-боксе большое значение придавалось силовой борьбе, а также силе и жесткости ударов, что отрицательно сказывалось на технике передвижений. Нанесение ударов голенью, коленом и локтем диктовало необходимость вести бой на более близкой дистанции, чем в боксе сават.

1.3. Терминология и толковый французско-русский словарь

Проблемой для тренеров, спортсменов и судей, желающих развивать бокс сават в России, явилось отсутствие исходной информационной базы. Это в первую очередь касалось таких направлений исследований, как разработка и систематизация современной русифицированной терминологии бокса сават (позволяющей более кратко и точно описывать технические приемы), а также описания и классификации технических приемов.

Определенные трудности вызывало отсутствие толкового французско-русского словаря терминов бокса сават, так как спортивно-терминологический перевод многих слов из лексикона бокса сават в общих словарях и словарях, посвященных олимпийским видам спорта, отсутствует. Это создавало трудности в общении между специалистами, снижало эффективность взаимодействия между спортсменами, тренерами и судьями, осложняло использование специальной литературы.

Отсутствие сравнительного анализа техники бокса сават с техникой родственных видов единоборств, приводило к недопониманию смысла целого ряда приемов, специфичных для бокса сават, и, как следствие, неправильной их трактовке.

Учет вышеперечисленных факторов привел к необходимости разработки данных направлений исследования – создания исходной информационной базы – для ее дальнейшего использования в научно-методической и практической работе.


Таблица 2

Характеристика этапов разработки исходной информационной базы, необходимой для организации учебно-педагогического процесса обучения боксу сават


Систематизация терминологии бокса сават

В отличие от уже ставшей в России привычной терминологии английского бокса, терминология французского бокса сават еще находится в стадии формирования и нуждается в уточнении. Международная терминология бокса сават определена техническим регламентом Французской федерации бокса сават (что создает языковые трудности в ее использовании в России) и имеет недостатки в систематизации технических приемов.

В настоящей работе приводится систематическое описание терминологического аппарата бокса сават, более удобное для использования. В основу терминосистемы бокса сават была положена терминология английского бокса, принятая в России.

Для наименования элементов техники, специфичных для бокса сават, используется перевод соответствующего французского термина на русский язык (например, chassé – прямой удар ногой), а в тех случаях, когда русскоязычный эквивалент не способен полностью передать смысловое наполнение французского термина, сужает или чрезмерно расширяет значение исконного слова, делается заимствование наименования из французского языка.

Например, развернутое описание удара фуэте (фр. – fouetté) может быть представлено следующим образом: «хлыстообразный» удар ногой сбоку, по дуговой траектории, снаружи-внутрь по направлению к опорной ноге, наносимый поверхностью подъема стопы или носком». В практической работе столь длинное название удара использовать неудобно.

В отношении заимствований, мы придерживаемся в настоящей работе господствующего в современной лингвистике взгляда, в соответствии с которым заимствование наименования вместе с понятием зачастую является предпочтительным.

Многие исследователи языка говорят о том, что предпочтительнее заимствовать иноязычное наименование вместе с понятием, вместо того, чтобы подбирать наименование из лексических средств «своего» языка. В качестве аргументов в поддержку заимствования иноязычного слова приводятся следующие:

1. Семантическая определенность, «терминологичность» заимствуемых слов (Сорокин Ю. С., 1965; Лотте Д. С., 1982.).

Как отмечает Ю. С. Сорокин, новые понятия необходимо выражать с помощью устойчивых терминов. В то же время, как отмечает исследователь, многие коренные слова, в силу их широкой употребительности и сочетаемости с другими словами, характеризуются многозначностью. Напротив, заимствованные слова часто характеризуются смысловой однозначностью. По определению Ю. С. Сорокина, они «склонны к терминологизации, т. е. выступают в заимствующем языке как прямые знаки известных предметов и понятий» (Сорокин Ю. С, 1965, с. 59.).

Сходной точки зрения придерживается и Д. С. Лотте. Одной из основных причин заимствования терминологической лексики исследователь считает необходимость сочетать требование «научной точности», с одной стороны, и практической краткости», с другой. Иноязычное заимствование связывается чаще всего со всем понятием целиком: оно «привлекается для выражения не какого-либо отдельного признака, а совокупности всех необходимых и достаточных признаков, характеризующих данное понятие» (Лотте Д. С., 1982).

Ю. С. Сорокин указывает на тот факт, что заимствованные слова выражают оттенки понятия настолько подчеркнуто и специально, что смысловое наполнение их и русскоязычных соответствий все же различно. (Сорокин Ю. С., 1965).

2. Тенденция к соответствию нерасчлененности обозначаемого понятия с нерасчлененностью обозначающего (Крысин Л. П., 1968.).

Л. П. Крысин указывает на следующий факт: если обозначаемое представляет собой единое целое, одно явление, то язык стремится назвать его одним словом, а не словосочетанием, (Крысин Л. П., 1968.). По этой причине, с точки зрения исследователя, иноязычное слово зачастую предпочтительнее исконного оборота (например, одночленное выражение – «снайпер» часто употребляется вместо двучленного выражения «меткий стрелок»).

Нами также учитывался опыт использования иноязычных слов при создании терминологии в таких видах спорта, как гимнастика и акробатика (сальто, рондат, курбет), фигурное катание (тулуп, флип) и фехтование (батман, ремиз, финт) (Уркан М. Л., Шлемин А. М., 1977; Коркин В. П., 1981; Мишин А. Н., 1985; Тышлер Д. А., 1978.).

Заимствование части терминологии бокса сават из французского языка определяется также следующими экстралингвистическими факторами:

1. Приоритетная роль Франции в развитии французского бокса сават, где зародился этот вид спорта, и где находится штаб-квартира Международной федерации сават (FIS).

2. Выпуск большого количества литературы по проблемам бокса сават на французском языке.

3. Официальным языком судейства международных соревнований по французскому боксу сават является французский язык.

4. Расширяющиеся контакты России и Франции в области развития бокса сават.

Вышеуказанные факторы определяют влияние французского языка на русскоязычную терминологию бокса сават, выражающееся, в частности, в проникновении в нее заимствований. Ниже приводится краткий толковый французско-русский словарь терминологии бокса сават и система терминов, принятая в настоящей работе.

Краткий толковый французско-русский словарь терминов

В первом столбце приводится термин, принятый Международной федерацией сават (FIS); во втором столбце приводится краткое описание данного технического приема, выполненное автором; в третьем – предлагаемый термин.


Таблица 3

Передвижения


Таблица 4

Удары руками


Таблица 5

Прямые фронтальные удары ногами


Таблица 6

Прямые латеральные удары ногами


Таблица 7

Боковые удары ногами


Таблица 8

Обратные фронтальные удары ногами


Таблица 9

Обратные латеральные удары ногами


Таблица 10

Удары ногами снизу


Таблица 11

Защиты


Для наименования элементов техники бокса сават, которые могут быть описаны с помощью устоявшейся спортивной терминологии, в настоящей работе используется соответствующая терминология (в основном из терминосистемы английского бокса).

Глава II. Техника бокса сават

Прямой латеральный удар выполняет чемпион Европы Жиль Ле Дюигу

2.1. Технические приемы и методы обучения
2.1.1. Основные положения боксера сават

Боевая стойка. Боевая стойка в боксе сават должна создавать оптимальное исходное положение, как для наступательных, так и для оборонительных действий. Типовую боевую стойку, с которой начинают обучение техническим действиям в боксе сават, характеризует: выпрямленное положение туловища, чуть завернутые внутрь плечи, слегка опущенная голова, кулаки, поднятые на высоту подбородка, локти, свободно касающиеся передней части грудной клетки.

Позиция ног боксера сават в типовой боевой стойке следующая: левая нога выдвинута вперед, тело развернуто левым плечом вперед вполоборота к противнику, ступни ног опираются о поверхность ринга всей подошвой или только носками, носки ног чуть завернуты внутрь, а стопы расположены примерно на ширине плеч.

Распределение веса тела на ногах должно быть оптимальным и позволить спортсмену свободно действовать левой, впереди стоящей ногой, которая в боксе сават чаще всего используется для нанесения ударов и сама, в свою очередь, является самой частой мишенью для атак противника.

Постановка правой ноги на ринг должна быть удобной как для часто используемой защиты уходом (от атак ногами в нижний уровень), так и для нанесения ударов ногами на скачке, что также часто используется в боксе сават.

Боксер-левша выдвигает вперед правую ногу и разворачивает все тело правым плечом вперед.

Использование длинных ударов правой ногой, ударов ногами с разворотом тела на 180 или 360 градусов и ударов ногами со значительным смещением во фронтальной плоскости, приводит к тому, что спортсмен в ходе боя неоднократно принимает положение правосторонней, левосторонней и фронтальной боевой стойки.

Индивидуализация боевой стойки боксера сават может проявляться в различном расположении стоп в боевой позиции, так как разная манера ведения боя и индивидуальная манера выполнения технических действий требует для себя соответствующих боевых положений.

При ударе ногой с поворотом тела на 180 или 360 градусов, голова, плечи и руки спортсмена включаются в общее движение поворота с небольшой задержкой, и взгляд фиксирует противника до последнего момента (насколько гибкость спортсмена позволяет ему сохранять положение рук и плечевого пояса неизменным). Во время движения возврата и постановки ударной ноги на место (в положение боевой стойки), защитная позиция рук обеспечивает защиту головы и туловища боксера сават от ответной контратаки противника.

Постановка кистей рук и предплечий в боевой стойке должна обеспечивать надежную защиту туловища и головы от ударов во время передвижений по рингу во всех эпизодах боя. Кисти рук находятся примерно на высоте подбородка, с тем, чтобы своевременно обеспечивать кистями и предплечьями защиту головы от ударов руками и ногами. Плечи расслабленны, а локти находятся в чуть сведенном внутрь положении перед грудной клеткой. Локти обеспечивают защиту туловища, участвуя в выполнении защит от ударов руками и ногами подставками и отбивами.

При частой смене боевой стойки в ходе боя (что характерно для ведения поединка в боксе сават), нанося удары ногами с поворотом тела на 180 или 360 градусов, боксер сават должен постоянно следить, чтобы его локти находились в оптимальном для защитных действий положении.

Типовая стойка боксера сават в бою на дальней дистанции высокая, туловище выпрямлено, левая рука может быть вынесена вперед по направлению к противнику, тело сильно развернуто левым плечом вперед, левая нога находится впереди правой. Расстояние между стопами ног в стойке боя на дальней дистанции немного превышает ширину плеч. Такое положение тела позволяет боксеру сават, в случае необходимости, вести поединок, используя удары и защиты только ногами, пресекая попытки противника сократить дистанцию и наносить удары руками.

Пространство боевого взаимодействия на дальней дистанции имеет большую протяженность в длину, чем во фронтальной плоскости. Это обстоятельство ограничивает возможности боксеров сават наносить удары ногами с большим смещением во фронтальной плоскости и практически исключает возможность нанесения ударов руками с фронтальным смещением.

Типовая стойка боксера сават в бою на средней дистанции обычно является полуфронтальной, правая нога расположена ближе к левой ноге по глубине и более выдвинута вперед, чем в позиции боевой стойки на дальней дистанции. Такая позиция ног позволяет боксеру сават наносить удары ногами с шагом в любую сторону, не выходя из положения боя на средней дистанции.

Туловище боксера сават чуть согнуто, плечи слегка завернуты внутрь, положение рук более высокое, чем в стойке на дальней дистанции, и они постоянно страхуют голову от неожиданных ударов.

На дистанции ближнего боя, боксер сават ниже наклоняет голову и принимает более сгруппированную стойку, чем в позиции на средней дистанции, его правое плечо больше выдвинуто вперед и он ведет бой с фронтальным положением туловища.

Он больше сгибает туловище, чем в положении боевой стойки на средней дистанции и чуть подседает вниз немного сгибая ноги в коленных суставах. Положение стоп почти фронтально, что позволяет боксерам сават наносить с одинаковой легкостью удары как левой, так и правой ногой в любой момент боя на ближней дистанции.

Малое расстояние между спортсменами на дистанции ближнего боя не позволяет им использовать весь арсенал ударов ногами бокса сават, а также наносить удары ногами достаточно эффективные, чтобы закончить бой досрочно. Удары ногами на этой дистанции чаще выполняют связующую роль в ходе ведения боя: с их помощью боксеры сават стараются нарушить равновесие противника, отвлечь его внимание и нанести решающий удар рукой.

Так как на дистанции ближнего боя из всех ударов ногами используемых в боксе сават может наноситься (из-за малого расстояния) только нижний удар ногой, эту дистанцию часто предпочитают спортсмены, недостаточно технически подготовленные для ведения поединков в стиле бокса сават.

Ограниченный арсенал ударов ногами на ближней дистанции (возможно нанесение только одного удара ногой – нижнего удара ногой в нижний уровень), упрощает для спортсмена с недостаточной технической подготовкой выполнение защитных действий от ударов ногами на этой дистанции.

Передвижения по рингу. Наиболее частый вид передвижений по рингу в боксе сават – приставные шаги, при комбинировании ударов руками и ногами также используются удары на обычном шаге под разноименную ногу, а при нанесении ударов ногами с дальней дистанции основными видами передвижений являются приставные шаги или скачок.

В начале обучения технике ударов ногами, для передвижения с ударами ногами используется сравнительно медленное передвижение скрестным шагом (marché-croisé), такой вид передвижения дает возможность начинающему боксеру сават легче научиться сохранять устойчивость тела. По мере дальнейшего изучения техники передвижение скрестным шагом часто заменяется более быстрым видом передвижения – скачковым.

Умение свободно и быстро передвигаться во время боя в любом направлении является одним из самых важных умений в боксе сават. Удары в ногу – одно из главных видов оружия бокса сават. Эффективно защищать ноги боксера сават от атак в нижний уровень позволяет «легкая» постановка ног на ринг, умение в любом эпизоде боя быстро нанести удар ногой, убрать ногу из-под удара противника и в темп нанести ею же ответную контратаку.

Постоянная и плотная постановка ног на ринг боксером сават, «укоренение» (по терминологии принятой в некоторых восточных единоборствах), лишает спортсмена необходимой подвижности, сковывает его действия и ограничивает возможности в использовании полного объема технического арсенала бокса сават.

В свою очередь, легкое и быстрое передвижение по рингу позволяет боксеру сават постоянно сохранять боевую дистанцию, успешнее выполнять быстрые защиты ног от ударов уходами и оттяжками, эффективно маскировать подготовку собственных атак и своевременно и внезапно их проводить.

Чтобы наносить сильные и длинные удары ногами в туловище или в ногу, боксер сават выполняет подседание на опорной ноге в момент акцента удара с понижением О. Ц. Т. тела и жесткой фиксацией мышц в момент контакта с целью.

Умение боксера сават быстро и своевременно переходить от легкого и быстрого передвижения по рингу к жесткому напряжению мышц тела в момент нанесения акцентированного удара ногой и опять быстро переходить к продолжению передвижения по рингу, определяется его техническим уровнем и умением контролировать степень напряжения и расслабления мышц.

Высокий темп боя с частым использованием скачковых ударов ногами предъявляет повышенные требования к выносливости боксера сават: потеря подвижности на ринге в заключительных раундах боя приведет к проигрышу боя, так как боксер сават не сможет защитить свои ноги от ударов противника.

«Необходимым условием ведения боя является изменение боевой стойки в зависимости от перемещений соперника» (Дегтярев И. П., 1979. – С. 25). Корректировка положения тела, в зависимости от действий противника, может осуществляться как перемещением с использованием шагов по относительно простым и прямолинейным траекториям, так и скачковым передвижением с поворотом тела.

Боевые дистанции. В боксе сават существуют три основные боевые дистанции: дальняя, средняя и ближняя. Разница в анатомической длине рук и ног вынуждает боксеров сават вносить уточнения при необходимости точного определения боевой дистанции.

Дальняя дистанция. На дальней дистанции боксер сават, находящийся в положении боевой стойки, может нанести удар ногой или выпрямленной рукой, сделав скачок или шаг вперед. Дальняя дистанция позволяет наносить удары почти полностью выпрямленной в заключительной ударной фазе ногой. Большая по сравнению с рукой масса ноги, сильные мышцы ноги, тяжелые боксерки сават на ногах, – все это делает удары ногами с дальней дистанции грозным оружием.

Близкое расположение вертикальной оси бедра в момент заключительной фазы удара к О. Ц. Т. тела и более короткое, по сравнению с ударами руками, расстояние от опоры по вертикали, придают ударам ногами большую жесткость и позволяют наносить на дальней дистанции достаточные по эффективности удары любой ногой.

Для успешного ведения боя на дальней дистанции, боксеру сават необходимо хорошо владеть техникой передвижений, уметь одинаково хорошо двигаться по рингу в любом направлении, владеть обостренным чувством дистанции. «Расчет дистанции в быстром темпе боя – один из самых трудных навыков, приобретаемых только постоянной практикой в тренировочных боях» (Градополов К. В., 1965 – С. 31).

Средняя дистанция. Позиция тела боксера сават в боевой стойке на средней дистанции более низкая и собранная, чем в стойке боя на дальней дистанции. Спортсмены расположены друг от друга на расстоянии удара ногой или выпрямленной рукой (при нанесении удара с наклоном туловища вперед), без необходимости выполнения шага вперед для выхода на дистанцию удара, они постоянно находятся в зоне возможной атаки, в сфере досягаемости любого удара рукой или ногой, входящего в арсенал бокса сават.

Близкое расстояние от противника, находящегося на средней боевой дистанции, не дает спортсмену возможности полноценного визуального контроля его действий, поэтому на средней дистанции возрастает значение навыка спортсмена определять структуру ударных действий на ранних стадиях развития удара, в ходе подготовительных действий. Такое умение приходит к спортсмену в результате большого объема специальной работы и закрепляется в ходе ведения условных и вольных боев.

Передвижения вперед во время ведения боя на средней дистанции для изменения ударного расстояния не используются, при нанесении ударов руками и ногами спортсмены используют наклоны туловища вперед (при нанесении удара рукой) или отклоны туловища назад (при нанесении некоторых ударов ногой).

Движения туловищем (наклоны вперед и отклоны назад) позволяют боксеру сават легче изменять ударное расстояние и связывать в комбинации удары руками и ногами более быстро, чем при использовании передвижения. В тоже время, шаговые движения при нанесении ударов облегчают противнику применение подсечек, которые часто производятся в темп по вышагивающей ноге и могут привести к нарушению равновесия или даже к падению спортсмена.

При определении средней дистанции в боксе сават необходимо учитывать, что на этой дистанции расстояние, на котором возможно нанесение ударов выпрямленной ногой без шага, оказывается недостаточным, для того, чтобы нанести удар выпрямленной рукой без шага или наклона туловища;

Ближняя дистанция. На ближней дистанции могут наноситься удары только согнутой в локте рукой (прямые, снизу и сбоку) или нижний удар ногой. Остальные удары ногами из арсенала бокса сават на ближней дистанции не наносятся, так как они будут, в силу своей специфики, иметь запрещенную правилами форму (по правилам бокса сават удары ногой наносятся только зоной, защищенной обувью, удары голенью или коленом – запрещены).

Нижний удар ногой наносится практически выпрямленной в коленном суставе ногой, поэтому он может наноситься с минимального расстояния до цели и без замаха. Близкое расстояние между боксерами сават на дистанции ближнего боя не позволяет нанести нижний удар ногой достаточной силы, чтобы решить одним таким ударом исход боя в свою пользу.

Сават - этот бокс французского происхождения, в нем используются одинаково и руки и ноги, применяются элементы западного бокса в комбинации с ударами ногами. Правила борьбы разрешают только удары стопой, в отличие от других единоборств, в которых разрешены удары коленями и голенями. Сават - это уникальный стиль, в котором противники носят ботинки.

Сават был создан на основе двух французских школ, изучавших бой ногами. Одна школа находилась в Париже, другая - на юге Франции, неподалеку от Марселя. Ее первым названием было «марсельский сюрприз», из-за особенностей стиля для любого бойца. Однако самым известным названием стиля было «шоссон». Он применялся солдатами и моряками в качестве развлечения во время долгих плаваний на судах того времени.

Сават парижской школы считался самым жестоким. «Сават» переводится как «бой в тапочках», или «стоптанный башмак», а жаргонный вариант перевода этого слова - бродяга, босяк. Именно среди них совершенствовались и передавались приемы парижского варианта савата, что объясняло их жестокость и действенность.

В 1830 году известный боец Шарль Лекур, занимавшийся кроме савата боксом и фехтованием, решил открыть свою собственную школу, т.к. его не устраивала репутация этой борьбы как грубой и жестокой, применимой для уличных драк.

Он обучал савату представителей буржуазии и людей свободных профессий: врачей, юристов, художников. Лекур убрал из своей школы самые опасные приемы, чтобы сделать из сават спортивную схватку, кроме того, он соединил в одну технику удары руками из бокса и удары ногами из сават.

В 1832 году объединение обоих видов в новую дисциплину было с успехом завершено. Лекур начал преподавать новый вид спорта под названием «французский бокс». Был создан специальный кодекс чести, правила, Лекур сообщил широкой общественности основные приемы.

Писатель того времени Теофил Готье, который к тому же был учеником Лекура, писал, что сават, который долгое время являлся нечестной борьбой бродяг, был чудесным образом преображен Шарлем Лекуром в настоящее искусство.

Среди учеников Лекура было много знаменитостей того времени, таких как барон де Ларошфуко, Александр Дюма.

Однако настоящим основателем французского бокса по праву считается Жозеф Пьер Шарлемон, который не только был самым выдающимся специалистом своего времени в этом виде спорта, но и опубликовал целую систему, которая определяла сущность французского бокса более шестидесяти лет.

Эпоха Шарлемона началась в 1862 году, когда Шарлемон-старший проехал успешное турне по Европе, а ее окончанием считается 1924 год, когда ученики уже Шарлемона-младшего показали французский бокс в качестве национального вида спорта на Олимпийских Играх.

Сейчас в Федерацию французского бокса входят 59 стран, в числе которых находится и Россия.

Правила соревнований по савату (французский бокс)

В савате выделяют 2 раздела соревнований:

«Ассо» - легкий контакт - это раздел, в котором нельзя наносить сильные удары руками и ногами, важно качество и точность техники.

«Комба» - полный контакт - раздел, в котором сильные удары конечностями разрешены.

В зависимости от уровня подготовки спортсменов различают «Пре - комба», когда защита обязательна, и «Комба», когда использование защиты запрещено.

Соревнования подразделяют на командные, личные, лично-командные. Соревнования проводятся в несколько этапов по 2 минуты в зависимости от раздела и этапа турнира.

Все спортсмены должны выходить на поединок в чистом комбинезоне без рукавов, который должен полностью соответствовать правилам, а также использовать защиту в виде перчаток, бинтов, специальных защитных средств. Перед поединком саватисты бинтуют руки эластичными бинтами, которые перед боем помечаются судьей. К специальным средствам относят защиту для зубов, области паха, груди - для женщин. Перед боем вся защита проверяется, при нарушениях в экипировке происходит дисквалификация спортсмена.

Судят бои на основании оценки качества техники и ведения боя, эффективности ведения боя. В каждом раунде спортсменам по определенной системе выставляются очки, причем ничейный счет возможен только в одном из раундов.

Если человек, далекий от тонкостей французского бокса, попадет на соревнование сават - то он, возможно, будет утверждать, что нет никакого отличия данного вида спорта от знакомого всем кикбоксинга . Дескать, в обоих случаях для ударов активно используются ноги и руки. Однако - это лишь поверхностное впечатление. Спортсмены, увлеченные французским боксом, ответственно заявляют, что сават (в переводе, стоптанный башмак)- это отдельная дисциплина и к кикбоксингу никакого отношения не имеет. Однако, правда ли это.

Почему французский бокс нельзя отождествлять с кикбоксингом?

Главное отличие французского бокса от кикбоксинга заключается в том, что боец на ринге должен обувать обувь на жесткой подошве. Ведь удар грубым башмаком, особенно носком в болевую точку противника превратился в «визитную карточку» савата. Что касается кикбоксинга, то там спортсмены выступают босыми, а удары с помощью ног выполняются в мягких футах, которые защищают ступни. Запрещены во французском боксе щитки и шлем. Единственное, что объединяет обе спортивные дисциплины - это капа, перчатки для бокса и бандаж.

Истоки французского бокса следует искать в первой половине 19 века. В те далекие времена некий Шарль Лекур структурировал свод правил для французского бокса, где разрешался целый ряд ударов:

Прямые;

Боковые;

Круговые;

По голеностопным суставам;

По голеням;

По коленям;

Два направления савата, существовавшие во Франции

Все эти удары наносились кулаками или ногами, обутыми в грубые башмаки. По существу, получилось слияние двух методик: типичного английского бокса и уличного боя. Таким образом, сформировалась одна из самых эффективных техник самообороны .

Саватом в далекие времена баловались французские крестьяне. Они обутыми ногами наносили друг другу удары по голеням. Начиная с 18 века, с помощью савата выясняли отношения люди из бедных слоев общества. Постепенно сават получил два направления.

1. Удары разрешались по голени, бедрам, по корпусу. Можно было работать руками, а ногами - только ступней. То есть, вводились некоторые ограничения.

2. В другом варианте допускалось ломать противнику все, до чего можно было дотянуться руками или ногами. Чтобы нанести сопернику как можно больше повреждений, на ноги надевались ботинки с острыми рантами. В целом, с помощью такой практики, выбивали друг дружке зубы, глаза, а лицо «преображали» в бесформенную массу. Этот способ выяснять отношения был взят на вооружение криминальными элементами и большей частью французской бедноты.

Приемы для победы над соперником

В савате агрессивным действиям ногами уделяется особое значение. Бить нужно так, чтобы противник не сумел достать вас ответным ударом руки. То есть, по существу, это условие является тактической инструкцией французского бокса. Также много времени при обучении отводится тому, как с длинной дистанции переместиться на среднее или ближнее расстояние для атаки кулаками и дальше уйти от ответных ходов соперника.

Верхние конечности советовалось держать ниже положения, чем в обычном боксе для удобного захвата ног атакующего, а также для формирования блока от ударов в пах. Руки также активно использовались во время нападения, но преимущественно без кулаков. Элементом нанесения травм служили ладошки, пальцы. Удары старались наносить в область глаз, висков, носа и ушей. При атаке была важна не сила, а скорость и точность. Также много времени уделялось передвижениям тела для более эффективного ведения поединка.

Сават - вооружение войск

Современный французский бокс - это не только мужские соревнования. Саватом активно занимаются женщины, и даже дети. В реалиях, французский бокс совмещает в себе грамотное обучение молниеносным ударам руками или подошвой башмака, а также другим различным техникам: болевые замки, захваты, броски, заломы. Практикуется использование подручных предметов, например, трости или палки. Французский бокс, преподаваемый в наши дни, позволяет вести поединок с несколькими противниками одновременно и входит в обязательную спортивную подготовку французских солдат.

Самое главное - Сават - техника боя на дальней дистанции.

Отсюда и начинаются особенности.
1. Конёк савата - удар носком обуви (Доводится до филигранной точности (один из старых тестов - пробить дырку в глиняном кувшине, не разбив при этом сам кувшин))
2. Удары классического французского бокса не особенно сильны (упор на скорость и точность).
3. Наиболее разработан из всех вышеперечисленных единоборств раздел ударов ногами по ногам.
4. Есть раздел канн - шоссон (работа тростью в сочетании с ударами ногами)
5. Все типы ударов (прямой - шассе фронтал, боковой - шассе латерал, круговой - фуэте) наносятся с выноса колена вперёд (исключение обратный круговой - реверс и низкий удар ногой - ку де пи ба)
6. При ударе ногой дополнительно производится толчок тазом.
7. В классическом савате отсутствовали удары в высоких прыжках или в прыжках с разворотом а также лоу - кик
8. Аналог маваши круговой удар фуэте наносится не голенью а подъёмом стопы или носком
9. Есть интересная разновидность кругового удара фуэте, но наносится он не в боковую строну коруса или головы, а носком в солнечное сплетение или живот.
10. При высоких или средних ударах - опорная нога прямая а ступня развёрнута приблизительно на 75 градусов, при низких ударах выполняется полуприсед на опорной ноге, за счёт чего, в совокупности с толчком таза, достигается удлинение удара.
11. В классическом савате корпус при прямом шассе и низком ударах ногами отклонялся назад.
12. При боковом шассе корпус немного наклонялся в отличие от карате, где он находится в одной плоскости с ударной ногой
13. В классическом савате не всегда руки разлетались. Согласно Лекуру, руки следовало держать у низа живота, дабы парировать удары ног или захватывать их. (Иллюстрастрации "по Лекуру" из книги Леклерка (1910 г) развешаны в зале для тренировок Сават во французском фильме "Тигровые отряды"), а согласно Шарлемону, руки для равновесия нужно было раскидывать, и этот способ был распостранён вплоть до конца 80 - х гг. XX в.
14. В Сават хорошо разработан способ противодействия в случае, если нога захвачено противником.
Подведём итоги.
Главные особенности ударной техники ног сават - точность, скорость, "длинность", подсед на опорной ноге. Носок - главное оружие саватёра (никаких голеней, подушечек стопы, внешнего ребра стопы и т. д.), в классическом Савате отсутствуют лоу - кики, высокие прыжки, прыжки с разворотом и прочие пируэты. Фишка Сават - филигранная работа ног против ног.
К сожалению многие особенности классического Сават XIX - первой половины XX вв. сейчас остаются только достоянием энтузиастов, а на ринге мы видим более - менее усреднённую технику ног. Вполне возможно, что она эффективнее (или скорее требует меньше времени на обучение), но с утратой особенностей утрачивается аромат старого доброго французского боевого искусства (это всё равно как пить шампанское не из бокала, а из пластикового стаканчика).

"Изначально была народная кельтская забава - пинаться ногами по голени, потом из этого развилась "хулиганская" манера ударов ботинком по ногам, потом скучающие аристократы добавили высокие удары (говорят - из балета) и ввели мягкие тапки (шоссон) и пухлые перчатки,чтоб не калечть друг друга. Потом к этому всему добавилась техника рук из английского бокса", И добавлю небольшие уточнения.

Высокие удары ногами ввели марсельские моряки, которые занимались "жю де марсей" ("марсельская игра") или другое название "шоссон" (происходит из названия мягких тапочек "шоссов"). Суть шоссона состояла в нанесении "туше" (удары в лёгкое касание или по современной терминологии лайт - контакт) партнёру высокими ударами ногами. Техника рук раннего сават включала в себя различные удары ладонью, пальцами, удары наотмашь внутренней или внешней частью ладони и носила вспомогательный характер, так как криминальные элементы (из среды которых и вышел сават), чаще всего были вооружены ножом, дубинкой или кастетом. Далее.
1824 г. - Мишель Кассо впервые систематизирует технику сават.
1832 г. - Шарль Лекур вводит технику английского бокса и новое название - французский бокс. Но Лекур делает акцент именно на низких ударах ногами.Кстати именно французы первыми начали применять перчатки не только на тренировках, но и в соревновательных поединках.
60 - е гг. XIX в. - начало эпохи отца и сына Шарлемонов. Именно они начинают широко практиковать высокие удары ногами с отбрасыванием рук назад, что стало визитной карточкой французского бокса вплоть до конца 80 - х гг. XX в.
Конец 80 - х гг. XX в. - В сават водятся удары в прыжке, а руки при ударах ногами стали держать как в кикбоксинге, у туловища.

Что касается классической манеры нанесения ударов ногами в Сават, то здесь можно посоветовать посмотреть следующие ролики из You Tube
1. OLD FRENCH BOXING SAVATE 29.03.1934
2. Roger LaFond method of canne, baton and french boxing
3. SAVATE - FRENCH BOXING - BOXE FRANCAISE - сават в исполнении Шарлемона, съёмки 1894 г.
4. Lady kicker
5. SAVATE - FRENCH BOXING - 1894 - Boxe francaise- тоже в исполнении Шарлемона.
6. Count Pierre Baruzy SAVATE - French boxing - сават в 60 - е гг.XX в.
7. SAVATE Salle Wagram 03.05.1969

Учебные фильмы по современному Сават можно скачать на Torrents. Ru
Это учебные фильмы по самообороне с применением техник сават и добавление техник из дзю - дзюцу и крав мага.
1. Savate Defense - BASIC TECHNIQUES (Eric Quequet) (2008)
2. Savate Defense - ADVANCED TECHNIQUES (Eric Quequet) (2004)
3. Street.Boxing by.Robert.Paturel
4. Street savate Vol-2 Power Punching (Daniel Duby)

Также можно порекомендовать учебные фильмы по технике спортивного сават
5. Основы сават/Savate Basics - Saignac (1998)
6. SAVATE MES TEQHNIQUES DE CHAMPION (2004)
Художественные фильмы, где демонстрируется техника сават.
1. Сават (В гл. роли - Оливеье Грюнер), правда здесь более смахивает на усреднённый кикбоксинг
2. Парижские тайны (В гл. роли - Жан Маре, кстати сам практиковавший сават)
3. Тигровые отряды (о французской политической полиции начала XX в.).
4. Арсен Люпен

Далее в свободном доступе в интернет выложены книги
1. Андре Э. Самооборона (1909) - прикладное применение сават в условиях уличной самозащиты
2. Savate Students Manual - пособие по технике современного французского сават
3. http://rohirim.ovh.o...hp?lng=fr&pg=91 - это ссылка на французскую книгу по сават конца XIX в., но к сожалению она не скачивается, а можно только просматривать.
4. Мanuel moniteur sports combat (1947) - пособие по рукопашному бою французской армии, где один из разделов описывает технику сават.
5. Ознобишин Н. Н. Искусство рукопашного боя (1930) - подробно описывается применение техники сават для самообооны.

В этих материалах можно увидеть и сравнить развитие техники классического и современного сават.
Кроме того, нельзя забывать что сават это комплексная система, и ранее в Жуанвильской школе, которая с середины XIX в. готовила кадры инструкторов по физподготовке французской армми, сават изучали в совокупности с борьбой (для боя на ближней дистанции), "чётырёхсторонню защиту" (применение сават в условиях нападения нескольких человек), фехтование тростью, саблей, шпагой, штыковой бой. А все мастера сават преподавали одновременно и фехтование тростью.

Таким образом человек изучивший кроме спортивного сават ещё основы борьбы и фехтования палкой (тростью), может себя считать вполне подготовленным к уличным неожиданностям.
В заключении можно отметить, что не ищите сават в исполнении глав школ, великих мастеров и т. д. Это не Дальний Восток. Здесь нет надобности, искать носителей истиной традиции, обучаться непосредственно у французских мастеров, от вас не будут утаивать секретов и т. п. Вы не отыщете здесь генеалогических линий семей мастеров, скорей всего вас также не возьмут в приёмные сыновья к мастеру (по французской терминологии - профессору). Единственный способ освоить сават - найти клуб, записаться и заниматься. Если здоровье не позволяет биться в жёсткий контакт, занимайтесь в разделе "ассо" - это бой в лёгкий контакт, где прежде всего оценивается техничность исполнения приёмов. (Кстати даже в комба - раздел сават, бой в полный контакт (бех шлемов и протекторов, только ботинки - саватки на ногах и перчатки на руках) если удар выполнен технически неверно, его не оценивают). Другой вопрос, что так как саватёры выступают против профессионального спорта, а только за любительский, то клубов сават намного меньше чем других единоборств.

Для начала разберёмся в терминологии. Под традиционным сават подразумевается техника боя французских криминальных элементов XVIII - начала XIX вв., до введения Шарлем Лекуром техники рук из английского бокса в 1832 г.
Классический французский бокс. Практиковался с1832 до конца 80 - х гг. XX в. Французские ноги и английский бокс.
Современный французский бокс - с конца 80 - х гг. XX в. Французские ноги и английский бокс.Дополнительно вводятся лоу - кик и прыжки.

Что касается традиционного сават, то он ещё в XIX в. был практически вытеснен французским боксом. Хотя продолжал практиковаться отдельными группами энтузиастов.
Интересные материалы размещены на сайте savateaustralia.com.
Особенно рекомендую обратить внимание на следующие статьи с этого сайта
1. Open Hands (1889) - техника ударов открытой рукой из традиционного сават
2.Boots and Self Protection in the Civilian Environment - применение каблука в традиционном сават
Теперь проведём небольшой сравнительный анализ традиционного сават и французского бокса

Традиционный сават строился на подсечках и ударах ногами по ногам на нижнем уровне (в основном не выше колена)

Но низких ударов ногой, характерных для традиционного сават, в современном французском боксе также вполне вполне достаточно.
1) Шассе.
- фронтальный шассе пяткой в переднюю часть бедра.
- фронтальный шассе пяткой с разворота в переднюю часть бедра
- боковой шассе пяткой в бедро
2) Фуэте.
- фуэте бас по внешней боковой стороне бедра
- фуэте бас по внутренней стороне бедра
3) Реверс
- реверс пяткой в бедро
- реверс пяткой с разворота в бедро
4) Ку де пи ба
- маховый удар (без выноса колена) по голени внутренним ребром стопы
5) Подсечки
- сметающая подсечка (низкое фуэте)
- боковая подсечка (ку де пи ба, если по косточке ноги, то очень болезненно)
- круговая подсечка (реверс на нижнем уровне)
Итого - 8 разрешённых ударов ногой на нижнем уровне и 3 подсечки.
К этому добавляем запрещённые правилами, на входящие в арсенал французского бокса и зачастую изучаемые удары
1) Фронтальный фуэте (удар подъёмом стопы в пах)
2) Фуэте в низ живота носком ноги
3) Фронтальный шассе носком в низ живота
4) Фронтальный шассе пяткой в колено
5) Боковой шассе пяткой в колено (переднюю или боковую часть)
6) Топчущий удар пяткой по подъёму стопы или большому пальцу
7) Вертикальный удар коленом в пах
Итого в арсенал современного французского бокса входит
15 различных ударов ногой на нижнем уровне и 3 подсечки
Сомневаюсь, что в традиционном сават арсенал был более разнообразен.

Кроме того, хотя на соревнованиях они не применяются, но в арсенал французского бокса входят захваты и броски
Захваты.
1) Крават
2) Колье
3) Клинч
4) Захват ноги в ключ
5) Захват руки в локтевой сгиб
Броски
1) Через бедро
2) Через бедро с захватом головы
3) Задняя подножка
4) задняя подножка с захватом ноги
5) Бросок с захватом двух ног
6) Бросок с захватом одной ноги.
7) Бросок с выворачиванием захваченной в ключ ноги
Плюс к этому в арсенал французского бокса входит работа с тремя видами оружия
1) Шпага (рапира, сабля, эспадон)
2) Трость (одиночная и парная)
3) Шест
Конечно это небольшой арсенал, по сравнению, например с 18 видами оружия традиционного шаолиньского ушу.
Но во французском боксе работа на всех видах оружия изучается в контакт, присутствуют спарринги, а не только изучение комплексов - тао, что мы сегодня видим в ушу,
Плюс к этому во французском боксе, есть разделы
1) Самооборона с помощью трости.
2) Французский бокс + трость
Подводя итоги, можно сказать, что современный французский бокс является по своему арсеналу комплексной боевой системой, а не неким урезанным спортивным вариантом, Система французского бокса, созданная мастерами 19 в. ничем не уступает традиционному савату, и, более того, органично впитала в себя его наиболее практические элементы.

Теперь проведём сравнение французского бокса и кикбоксинга.
Главное отличие - это наличие обуви во французском боксе, от сюда и проистекают все отличия в технике и тактике.
1. Французский бокс учит использовать башмак как оружие. Точечный удар твёрдым носком ботинка намного опаснее удара поверхностью мягкого фута, а прицельные удары башмаком в печень, селезёнку и солнечное сплетение являются одной из "визитных карточек" французского бокса.
2. Во французском боксе дистанция ударов ногами значительно длиннее (возможность нанести удар носком ботинка удлиняет дистанцию удара ногой на 15-20 см.), чем в кикбоксинге. Это обусловлено тактической установкой французского бокса, продекларированной ещё в правилах 1832 года: удар ногой должен наноситься с такой дистанции, чтобы соперник не смог при этом достать вас рукой.
3. В кикбоксинге, как правило, удары руками и ногами наносятся примерно с одной и той же дистанции. В то время как при обучении французскому боксу большое внимание уделяется тому, как с дальней дистанции ударов ногами перейти на среднюю и ближнюю дистанцию для атак руками и как после этого выйти вновь на дальнюю дистанцию для работы ногами.
4. Передвижения во французском боксе легче и быстрее, чем в кикбоксинге. Это обусловлено тем, что двигаться в саватках гораздо удобнее, чем босиком, имея к тому же на ногах футы и щитки.
5. Наличие на ногах кикбоксёров щитков и футов приводит к тому, что для нанесения эффективного удара ногой спортсмену необходимо приложить значительное усилие. Во французском боксе удары ногами носят более скоростной характер.При этом не стоит забывать, что зачастую даже лёгкий, но быстрый удар ботинком оказывается гораздо опаснее и травматичнее, чем сильный удар босой ногой в мягком футе.
6. В боевом арсенале французского бокса широко используются прямые и боковые шассе (фронт-кик и сайд-кик в кикбоксинге) в бедро и колено соперника. В кикбоксинге любые прямые удары в бедро и колено запрещены. Во французском боксе эти удары служат эффективным средством работы против соперника, делающего ставку только на удары руками.
7. Теперь о различиях а тактике. Рассматривая типовой рисунок боя во французском боксе и кикбоксинге, мы увидим значительную разницу: во французском боксе соперники, много и быстро передвигаясь, "расстреливают" друг друга разнообразными ударами ног с дальней дистанции, стараясь после своей атаки уйти от ударов противника, разрывая дистанцию. В кикбоксинге же, в основном, спортсмены стараются как можно быстрее выйти на среднюю и ближнюю дистанцию, чтобы включить весь свой арсенал ударов руками и ногами, т.е. поединок в кикбоксинге носит более силовой характер.
8. Одной из классических схем поединка во французском боксе является проведение многочисленных и разнообразных ударов по ногам (наследие традиционного сават), что приводит к потере соперником возможности быстро передвигаться по рингу.

А вот мнение одного из метров сават, барона Ива Фенье, о различиях карате и сават
"Эти глупцы - каратисты так ценят умение разбивать кирпичии тому подобное, но ведь не над эти нужно работать, сила является второстепенной. Забудьте о силе и работайте над умением оценивать расстояние, скоростью и точностью движений".

Подведём итоги, как можно видеть из сравнительного обзора, между сават и кикбоксингом существуют довольно значительные различия.
Далее, как показал сравнительный анализ, французский бокс включил в свой арсенал технику традиционного сават, значительно обогатив её.
По сути, традиционный сават представлял собой просто набор приёмов, в то время как классический французский бокс приведён в стройную систему.
В савате отсутствует характерное для восточных БИ преклонение перед традицией и здесь вы не увидите противопоставления например традиционного и спортивного ушу, или традиционного и спортивного карате. При этом традиционное объявляется духовным и практичным, а спортивное примитивным и выхолощенным. В сават такого нет, просто люди ходят в клуб и тренируются.

Добавим ещё немного о сават.
Итак сават и кикбоксинг.
1. Удары в сават в основном хлёсткие, в кикбоксинге с проносом, силовые.В сават за счёт обуви, нет необходисоти в силовых ударах, поскольку бьют носком в жесткой обуви, несильного по меркам того же кикбоксинга удара может хватить чтобы нокаутировать противника. Из такого положения дел и выстраивается техника ног
2. Арсенал ударов ногами в сават гораздо больше, чем в кикбоксинге
3. Есть значительный раздел по выходу из ситуаций, когда нога после удара захвачена (в кикбоксинге подобный раздел отсутствует)
4. Имеются техники противодействия борцовским приемам
5. Ряд техник ориентирован на использование окружающих предметов - отталкивание спиной от стены при ударе ногой, опора на стену или дерево при ударе ногой ит. п.
6. Удары в опорную ногу, колено (в кикбоксинге подобного нет), возможность наносить "точечные" удары острым носком, напрочь отсутствующая в кикбоксинге.
7. Обширный раздел ударов ногами по ногам - стопорящие удары в бедро и колено, сметающие удары по голени, лоу - кик (в кикбоксинге кроме лоу- кика все остальные удары отсутствуют)
8. Раздел Box de la rue (практикуется ещё с XIX в.(уличная самооборона - противодействие нескольким противникам, освобождение от захватов, бой с тростью и оборона против вооружённого нападения) - в кикбоксинге этот раздел отсутствует.

9. В кикбоксинге круговые удары наносятся подъёмом стопы, в сават - подъёмом или носком.
10. И ещё раз о тактике. Поскольку удары скоростные и при этом довольно убойные, меняется тактический рисунок боя - в отличии от Муай-Тая и Кикбоксинга, где часто бой сводится к силовому обмену ударами на одном месте, в Савате очень важное значение отдается маневрированию на ринге. Этому способствует опять же обувь, в ней куда проще бытро передвигаться чем босиком.
И небольшие дополнения.

Если сават комплексное боевое искусство, включающее в себя как приёмы спортивного боя, так и техники самоообороны и боя с оружием, имеющеее 200 летнюю историю, то кикбоксинг изначально возник как спортивное единоборство на ринге.

Далее, как сказал Дэн Иносанто, сравнивая муай тай и сават "Мощные удары таиландского бокса сильно затрудняют продолжение боя, а точные удары савата вызывают острое желание прекратить бой вообще"
Небольшое замечание "Поскольку Тайцы хорошо бьют голенью, тэквондисты пробивают в живот пяткой, и т.д.", а саватёры отлично пробивают носком.
Полностью согласен с высказыванием "Просто и традиционный и спортивный сават это достаточно спортивный вид и искать в нем что-то из восточных стилей и внутреннего наполнения не стоит". Абсолютно верно, сават это рукопашный бой французского происхождения имеющий двухсотлетнюю историю и традиции, красивый и аристократичный, не более и не менее.
В то же время имеется возражение по поводу "Если вся техника из кикбоксинга, то чем например сават отличается от него". Дополню чуть позже

Имеется возражение по поводу "Если вся техника из кикбоксинга, то чем например сават отличается от него.
Как уже писалось выше время появления сават - 1832 г.
Кикбоксинга - 1970 - е гг.
Так что более корректно, по моему мнению, говорить, если техника кикбоксинга похожа на сават, то зачем нужно было создавать кикбоксинг".
Вообще непонятно зачем было "изобретать велосипед" соединяя английский бокс с техникой ног из таэквондо, если уже была готовая боевая система. Скорее всего причина кроется в том, что сават является локальной французской системой, которая только в конце 1980-х гг. стала активно пропагандироваться французами. Кстати за это можно отчасти поблагодарить восточные БИ, именно бурная пропаганда восточных БИ пробудила в Европе где-то в 70-х гг. интерес к собственным боевым искусствам. Скорее всего именно элементарное незнание о существовании сават побудило американцев стало одной из причин создания кикбоксинга.

Кроме того, в сават большое значение уделяется культуре поведение саватёра.
1. Не рекомендуется делать перд боем скандальных заявлений.
2. Не рекомендуются шумные эффектные выходы на ринг.
3. Избегайте украшать себя татуировками. амулетами и т. п.

И ещё одно замечание, на соревнованиях, где представлены различные стили карате тоже трудно отличить представителей одного стиля от другого, техника у всех более менее похожа.

Сделаем выводы. В сават довольно много отличий от того же кикбоксинга. Иногда они не сразу бросаются в глаза, но при более глубоком ознакомлении с предметом становятся очевидно довольно глубокие отличия и в технике и в тактике. Насколько мог я постарался ознакомить с ними почтенную публику.