Типы занятий физической культурой. Традиционное занятие по физической культуре в подготовительно группе Виды занятий физической культурой в детском саду


Детям 5-6 лет

Физкультурный проект Такие увлекательные Классики

Занятие в традиционной форме представлялось на конкурсе «Педагог года» с детьми старшей группы
Цель:

  • учить детей подлезать под дугу боком;
  • упражнять детей в прыжках на двух ногах на четыре счёта вокруг себя, выполняя задание;
  • закреплять умение принимать правильное исходное положение при прокатывании мяча под дугу;
  • формировать правильную осанку, умение выполнять движения осознанно, ловко, красиво;
  • проводить профилактику плоскостопия
  • воспитывать организованность.


Оборудование:

  • мячи по количеству детей;
  • 2 верёвки сечением 1.5 см. длиной 2 м.;
  • 2 дуги;
  • 2 косички;
  • «хвостики»- ленточки для игры.


Форма одежды:

  • облегченная спортивная форма;
  • носки.

Используется музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

1. Вводная часть занятия
Построение в шеренгу (построение по росту), равнение, поворот направо (переступанием). Ходьба в колонне по одному обычная (отмашка), на носках (руки за голову, спину прямо, подбородок вверх), с высоким подниманием колена (руки на поясе, колено выше, носок оттянуть вниз). Бег в колонне по одному обычный (руки согнуты в локтях), ходьба,
дыхательное упражнение «Поезд» (Руки согнуты в локтях, рот закрыт, вдох носом, выдох
ртом за 3 раза, произнося «Чух- чух- чух»), бег в колонне по одному на носках, ходьба, дыхательное упражнение «Поезд». Взять мяч (Самостоятельно взять мяч,нести в «углу» правой руки), ходьба с мячом, построение в колонну по одному,
перестроение в шеренгу (поворот налево), расчет на 1-2 (1-поднимает мяч вверх,
2 -присаживается) перестроение в две шеренги (1-делают 3 шага вперед).


2. Основная часть занятия
1 Общеразвивающие упражнения
Комплекс с мячом
И.п — основная стойка. Махи руками 6 раз (Выполнять упражнения синхронно)

И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки с мячом подняты вверх. Наклоны по 6 раз

И.п.- стоя на коленях, руки вытянуты вперед. Повороты по 6 раз

И.п.- сидя на пятках, мяч на полу придерживается руками. Прокатывание мяча 6 раз

И.п.- сидя на полу, упор на предплечья, мяч зажат между ступнями. Поднимание ног 6 раз (В своём темпе)

И.п.- лёжа, мяч за головой. Сесть из положения лёжа 2 раза (Медленно)

И.п.- стоя, пятки вместе, носки врозь, мяч в двух руках, руки вытянуты вперед.
Приседания 6 раз (Разводить колени в стороны)

И.п. ноги вместе, руки на поясе, мяч на полу. Прыжки 10 сек (Прыгать на носках, сгибать колени)

2 Основные движения

Из построения в две шеренги дети перестраиваются в две колонны, выполняя поворот направо, смыкают колонны вперед. Первая колонна выполняет упражнение от желтого флажка, вторая от красного. Дети проходят по веревке, удерживая равновесие, держа мяч вверху. Доходят до косички, прокатывают мяч под дугу, подходят к дуге, подлезают под дугу, выпрямляют спину (выполняют хлопок в ладоши над головой), берут мяч и повторяют упражнение 4раза (из них 2 раза подлезают под дугу правым боком и 2 раза левым)

  • Ходьба по веревке удерживая равновесие 4 раза
  • Прокатывание мяча под дугу 4 раза
  • Подлезание под дугу левым и правым боком по 2 раза

Дети перестраиваются в одну колонну, проходят, оставляя мячи на месте.

Строятся в колонну по одному, перестраиваются в шеренгу, размыкаются в круг
Руки на поясе, ноги вместе, выполнить 4 прыжка, хлопнуть в ладоши над головой

  • Прыжки на двух ногах на четыре счёта вокруг себя 4 серии

3 Подвижная игра

«Ловишки с хвостиком»

Пойманные дети отходят в сторону выполняют отжимание от стены

3. Заключительная часть занятия

  • Заключительная ходьба
  • Игра малой подвижности «Найди и промолчи»
  • Самомассаж «Петушок»

В конце занятия дети награждаются медалями за смелость.

Читайте так же →


Задачи : совершенствовать умение детей в различных видах ходьбы и бега;

упражнять в умении прыжках, ведении мяча;

развивать физические качества – быстроту, ловкость, силу,

выносливость;

Закреплять умения выполнять самомассаж;

Оборудование: обручи 14 шт., 2 мяча, 2 ориентира, 2 скамейки.

Вводная часть.

Двигательные упражнения «Птицы»

Летела Сорока, гостей созывала Идут на носках, поднимая и опуская

К дедушке дереву птиц приглашала руки.

Вот важно аист шагает Идут с высоким подъемом колена.

Длинные ноги он поднимает

Вот Гусь в красных сапожках Идут на пятках руки за спиной.

Надетых на ножки

А вот журавль шагает и ноги не сгибает Идут на прямых ногах руки вдоль

туловища.

И утка идет утят за собою ведет Идут в приседе.

Вдруг откуда не возьмись Коршун Бег с ускорением и замедлением

Вылетает и всех наших птиц

Тут-же распугает.

Но вот Коршун улетает Идут на носках поднимая руки,

Сорока вновь гостей созывает и на выдох опуская и произнося:

Перестроение в две колонны расчетом на 1,2

Основная часть.

Упражнения на гимнастической скамейке .

1. И. п. - сидя верхом на скамейке, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - руки за голову; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (6-7 раз).

2. И. п. - сидя на скамейке верхом, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклон вправо (влево) (рис. 32); 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

3. И. п. - лежа перпендикулярно к скамейке, ноги прямые, хват руками за

края скамейки; 1-2 - поднять прямые ноги вверх (рис. 33);

3-4 - вернуться в исходное положение (6-7 раз).

4. И. п. - стоя лицом к скамейке, руки вдоль туловища. 1 - шаг правой ногой на скамейку; 2 - шаг левой ногой на скамейку; 3 - шаг правой ногой со скамейки; 4 - то же левой. Поворот кру­гом. Повторить упражнение 3-4 раза.

5. И. п. - стоя боком к скамейке, руки произвольно. На счет 1-8 прыжки на двух ногах вдоль скамейки; поворот кругом и повторе­ние прыжков.

Упражнение на дыхание: «Пчела»

Вдох через нос, на выдохе произносим звук «з-з-з-з»

  • Эстафета «Классики»
  • Эстафета «Веди мяч вперед, отбивая его об пол одной рукой»
  • Эстафета «Пловцы»
  • Эстафета «Козлики»
  • Эстафета «Кенгуру»
  • Подвижная игра: «Зверолов»

    Звери ходят по кругу, в центре зверолов.

    В лесу-лесочке, средь зеленых дубочков

    Звери гуляли, опасности не знали

    Ай! Зверолов идет!

    он в неволю нас возьмет

    Звери убегайте!

    Дети разбегаются в разные стороны зверолов догоняет кого догонит, тот замирает на месте.

    Упражнение на дыхание: «Трактор»

    Вдох через нос на выдохе произносить звук «др-др-р-р-р»

    Заключительная часть.

    Самомассаж «Пироги»

    За стеклянными дверями Выполнять хлопки правой ладонью по

    Левой руке от кисти к плечу.

    Ходит мишка с пирогами Хлопки по правой руке

    Здравствуй Мишенька - дружок Хлопки по груди.

    Сколько стоит пирожок Хлопки по бокам

    Пирожок то стоит три Хлопки по пояснице

    А шалить то будешь ты Хлопки по ногам сверху вниз.

    Напекли мы пирогов Выполнять последовательное

    К празднику наш стол поглаживание рук, корпуса, ног.

    На этом наше занятие закончилось. Вы были все дружные, ловкие и отлично справились со всеми заданиями.

    А сейчас в колонну по одному по кругу шагом марш.


    Гиззатуллина Гульфиня Закаровна

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 3 «Петушок»

    городского округа Стрежевой.

    Консультация для воспитателей

    Разные виды физкультурных занятий

    Составитель: инструктор по Ф.К. Титова М.И.

    МБДОУ ЦРР детский сад №3 «Петушок».2010г

    Организация, содержание и методика проведения традиционных занятий физкультурой подробно представлена в учебниках и пособиях (Кенеман а.В.,Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.). Традиционное классическое занятия состоит из трёх частей:

    Вводная часть включает в себя упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке – различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

    Основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие физических качеств. В основную часть входят:

    Общеразвивающие упражнения (принципы подбора, чередования и методика подобно освещена в пособии Г.П. Лескова и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду).

    Основные движения (система работы над ними представлена в книге Е.Н. Вавилова.Учите бегать, прыгать, лазать, метать).

    Подвижная игра, способствующая закреплению двигательных навыков, дающая возможность повысить эмоциональный тонус детей.

    Заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние.

    Такова структура классического физкультурного занятия. Однако постоянное использование только данной структуры зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие к снижению их результативности. Поэтому в практике работы возникли некоторые нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывать уровень двигательной активности и полоролевой принцип подбора движений.

    Использование термина «нетрадиционный» это не значит, что супер оригинальный или супер инновационный подходы к их содержанию. Нетрадиционность в данном случае предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесение некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное:

    На каждом физкультурном занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка;

    Обучение основным движениям должно осуществляться по тём этапам: обучение, закрепление, совершенствование;

    Изходя, из своего опыта работы, я применяю следующие варианты проведения физкультурных занятий:

    Занятия по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру физзанятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывать уровень их компетентности.

    Тренировочные занятия – закрепление определенных видов движений. Оно обеспечивает возможность многократного повторения движение, потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура физкультурного занятия может быть несколько изменена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной нагрузки.

    Как вариант тренировочного занятия может быть использовано занятие, построенное на одном движении. Структура его построения аналогична предыдущему, но для упражнения в основных движениях отбирается только один из видов(например лазание), и дети упражняются в разных его видах: ползание по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т.д. При планировании такого занятия важно продумать последовательность упражнений, чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышщ. Поэтому нецелесообразно использовать этот же вид движения в водной части занятия и подвижной игре.

    Круговая тренировка – способ организации физических занятий. Используемый в основном в работе со старшими дошкольниками. Принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть занятия проводится в традиционной форме. Во время, отведенное для общеразвивающих упражнений и основных движений, и организуется собственно круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарём в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу. Например, для группы детей в 20 человек можно приготовить 5 групп предметов: скакалки, мячи пролёты гимнастической лестницы, скамейки и расположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц. Каждый ребенок встает к какому-либо пособию и упражняется на нём в течении 2-х минут. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнется круг. В зависимости от степени физической нагрузки, полученной детьми на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ организации занятия позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает возможность детям проявить творчество и инициативу, самим придумывая способы выполнения упражнений.

    В основной части круговой тренировки могут быть использованы тренажеры и массажёры. Этот вид занятий условно можно назвать, как занятия на тренажёрах.

    Занятия, построенные на подвижных играх, целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т.к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой и средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть занятия должна обеспечить снижение нагрузки.

    Занятия, построенные на музыкально-ритмических движениях, нравятся детям и успешно применяются для создания бодрого настроения у детей и обеспечения более тесной взаимосвязи в работе музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Вводная часть такого занятия, как правило, состоит из разного вида ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения чаще проводятся в виде ритмической гимнастики. После неё целесообразно предложить детям музыкальные игры и танцы, закончив их хороводом или медленными танцевальными движениями, чтобы снизить нагрузку.

    Для обеспечения более дифференцированного подхода при обучении и закреплении основных движений встаршей и подготовительной группах могут быть использованы занятия по карточкам. После проведения вводной части и общеразвивающих упражнений каждый ребенок получает индивидуальную карточку, на которой в виде пиктограмм изображены основные движения, в которых нужно поупражняется данному ребенку, и указана последовательность выполнения движений. По сигналу педагога дети упражняются в первом, изображенном на карточке виде движения, через 2 минуты переходят к следующему упражнению и т.д. виды основных движений и их количество зависит от уровня подготовленности детей и степени нагрузки, полученной в общеразвивающих упражнениях. На индивидуальных карточках могут быть изображен предмет, с которым ребенку предлагается выполнить упражнения. Это позволяет педагогу предлагать отдельным детям выполнять упражнения с палкой для профилактики нарушений осанки, с гантелями для развития силы: девочкам с лентами, мальчикам выбрать снаряд по желанию.

    Наряду с проведением в течении года оздоровительной работы, целесообразно проводить занятия - походы. От обычной ходьбы они отличаются длительностью проведения – от 1,5 до 3-х часов в которые включается время привалов, отдыха игр, наблюдений и т.д..

    Отправляясь в мини-поход с некоторыми его атрибутами (рюкзаками, бутербродами, фляжками с чаем), в первую часть пути дети проходят несколько медленнее. Чтобы ввести организм в режим нагрузки, темп ходьбы может быть несколько увеличен. Но очень важно следить за состоянием детей. Перед привалом темп также снижается. В процессе движения организуются промежуточные остановки (для наблюдений, сбором природного материала и просто подышать воздухом леса) можно предложить немного попить.

    На участке детского сада также возможно проведение занятий с элементами спортивного ориентирования. Для таких занятий целесообразно использовать полосу препятствий, а заканчивать рекомендуется игрой или эстафетами.

    Кроме выше перечисленных занятий, проводятся еще и контрольно диагностические занятия. Оно может быть построено в виде «отбора в школу космонавтов» для чего дети проходят как бы проверку на силу, выносливость, умение выполнять основные движения.

    Планируя физкультурные занятия, педагог должен помнить, что основная их цель:

    Научить детей правильно и красиво двигаться,

    Развивать их физические способности,

    Воспитывать моральные качества,

    Помочь освоить элементы техники выполнения движений.

    Именно это, а не погоня за нетрадиционностью, должно определять выбор вида занятия, формы его содержания и проведения.

    Медико-педагогический контроль физического воспитания дошкольников

    Для характеристики физического развития и состояния детей ДОУ используют основные показатели, которые в водятся в годовые отчеты, анализ работы по физическому воспитанию.

    Показатель здоровья детей (ПЗ)

    ПЗ = Число детей | группы здоровья х 100

    Число детей ||| ,|V групп здоровья

    Осуществляя медико-педагогические наблюдения, медицинская сестра должна ознакомиться с планом и содержанием физкультурного занятия, проверить, соответствует ли оно требованиям программы для детей донного возраста, состоянию их здоровья и уровню физической подготовленности.

    Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах:

    ОП= Полезное время

    Продолжительность занятия

    Умножаем на 100%

    Общая плотность занятия должна составлять не менее 90%.

    Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности (ДА) она должна составлять не менее 70-85%. В зависимости от задач конкретного занятия и его содержания моторная плотность может меняться от 60 до 85% особенно в младших возрастных группах

    Моторная плотность =Время, затраченное на движения

    Общее время занятия Умножаем на 100%

    Используемая литература

    1.Г.П. Лескова и др. (Общеразвивающие упражнения в детском саду).

    2.Кенеман А.В.,Хухлаева Д.В. (Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.).


    Дети обладают высоким уровнем двигательной активности и, конечно, без движения гармоничное физическое развитие малышей невозможно. Именно поэтому одним из основных векторов дошкольного образования является физкультурная практика с малышами. Однако эта работа требует от педагога не только знания методики организации учебно-воспитательной деятельности, но и возрастных особенностей ребят.

    Цели и задачи физкультурных уроков в детском саду

    Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:

    • развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
    • предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
    • формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
    • приобщение к ЗОЖ - здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней - умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
    • воспитание заинтересованности спортом.

    Эти цели конкретизируются задачами занятий с детьми разного возраста в рамках работы над образовательным направлением «Физическое развитие».

    Занятия физкультурой с ранних лет воспитывают у детей интерес к спорту

    Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками

    Группа Задачи
    Первая младшая группа
    (1,5–3 года)
    • учиться выполнять прыжки на месте, двигаясь при этом вперёд (обе ножки толчковые);
    • тренировать непрерывный бег в течение 30–40 секунд;
    • отрабатывать навык залезать на 2–3 рейки гимнастической стенки;
    • осваивать манипуляции с мячом (бросать, держать, переносить, катать);
    • учиться перешагивать препятствия высотой около 10 см;
    • практиковаться в метании обеими руками на расстояние до 1 м;
    • приобщаться к выполнению имитационных упражнений (скакать, как лошадка, стоять на одной ноге, как цапля и др.).
    Вторая младшая группа (3–4 года)
    • учиться бегать, поднимая ноги, глядя прямо перед собой, а также перекрёстно ориентируя руки и ноги;
    • практиковаться в построении в шеренгу, колонну, круг;
    • осваивать умение и начинать, и заканчивать упражнение в одной позе - исходной;
    • тренироваться в выполнении подачи и приёма мяча двумя руками;
    • отрабатывать навык перехватывать рейки при продвижении вперёд по шведской стенке;
    • учиться выполнять условия подвижных игр;
    • воспитывать творческий взгляд на участие в играх через отношения сотрудничества, а также поощрение инициативы в выборе игр и персонажей.
    Средняя группа (4–5 лет)
    • тренировать бег и ходьбу в определённой технике (к примеру, приставляя шаг);
    • учиться лазить по гимнастической стенке, опираясь на руки, пальчики ног, коленки;
    • совершенствовать навыки обращения с мячом (в том числе и отбивать о пол, не теряя, до пяти раз);
    • учиться удерживать равновесие в динамике и статике;
    • отрабатывать умение кататься на двухколёсном велосипеде, выполняя повороты в разные стороны;
    • воспитывать культуру движений, выполняя их пластично и выразительно.
    Старшая группа (5–6 лет)
    • пополнять комплексы упражнений сочетаниями движений (например, бегать спиной вперёд, приставными шагами и пр.);
    • совершенствовать пластику движений (в подвижных, хороводных играх);
    • создавать правильный образ «культуры спортивного поведения» (к примеру, контролировать эмоции при выигрыше или проигрыше);
    • отрабатывать культурно-гигиенические навыки (без помощи взрослых одевать и переодевать спортивную форму, обувь, мыть руки и умываться после занятия);
    • продолжать стимулировать интерес к спорту (например, за счёт просмотра и обсуждения выступлений известных спортсменов на крупных соревнованиях);
    • воспитывать стремление к ЗОЖ (например, пополняя багаж знаний относительно здоровой и нездоровой пищи);
    • привлекать к подготовке и проведению спортивных досуговых мероприятий (так, малыши с родителями могут предложить по 1–2 игры на праздник, посвящённый Дню защиты детей, а педагог из этих вариантов составит общий сценарий).
    Подготовительная группа (6–7 лет)
    • тренировать умение держать равновесие, выполняя переходы от более активных к менее активным движениям (например, из бега в ходьбу, из ходьбы в приседания и т. д.);
    • учиться подтягиваться, используя опору;
    • приучать следовать правилам спортивных игр (в футболе, баскетболе, волейболе и пр.);
    • воспитывать навык прогнозирования двигательной активности, то есть распределения сил для выполнения упражнения;
    • поощрять стремление организовывать игры со сверстниками.

    Задачи физкультурных занятий соотносятся с уровнем физического развития малышей конкретного возраста

    Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ

    Уроки физической культуры проводятся в детском саду трижды в неделю: два раза в спортивном зале или, если есть достаточно пространства, в группе, и один раз на улице, но при условии, что погода позволяет. В этом образовательном направлении с детьми работает инструктор по физкультуре или воспитатель (в случае, когда в ДОУ нет штатной единицы педагога по физической культуре).

    Видео: физкультурное занятие на улице в подготовительной группе

    Разновидности физкультурных уроков в детском саду

    В арсенале педагога есть шесть видов занятий, различающихся содержанием отрабатываемого материала, а также тонкостями организации:

    • традиционные, которые строятся на упражнениях общеразвивающего характера, заданиях с мячом и дыхательной гимнастике;
    • танцевальные, основывающиеся на отработке хореографических элементов (как правило, такие уроки организуются перед общими утренниками, например, перед Новым годом, чтобы дети могли ещё раз повторить движения танцев);
    • самостоятельные, отданные на откуп детям (обычно такие занятия проводятся на улице в тёплое время года);
    • сюжетные, в которых ход урока определяется придуманной коллизией (как правило, такие занятия являются открытыми);
    • игровые, подразумевающие, что малыши играют в спортивные игры - футбол, волейбол, баскетбол и др. (организуются для дошкольников старшего возраста);
    • спортивные (плавание, фигурное катание, урок в тренажёрном зале).

    Видео: сюжетное занятие по физкультуре на тему «Цирковое представление» в первой младшей группе

    Гимнастика

    Отдельно стоит остановиться на таком характере организации занятий, как проведение гимнастики. Существует несколько видов уроков гимнастики, которые могут проводиться как отдельная НОД (непосредственная образовательная деятельность), а могут включаться в занятия других разновидностей или в выполнение режимных моментов.

    В занятия могут включаться элементы разных видов гимнастики

    Таблица: виды гимнастики в детском саду

    Вид Тип упражнений Назначение Пример
    Коррекционная Гимнастика для глаз Профилактика нарушений зрения В средней группе упражнение может быть такое:
    • «Солнышко и тучки». Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз) Солнышко тучки-летучки считало: Серые тучки, чёрные тучки. Лёгких - две штучки, Тяжёлых три тучки Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями) Солнце на небе вовсю засияло. (Поморгать глазками).
    Дыхательные упражнения (или иммунная гимнастика) Способствует укреплению дыхательной системы. Подборка упражнений для детей разного возраста есть .
    Корригирующие задания (ортопедические упражнения) Направлены на профилактику болезней опорного свода стопы и коррекцию плоскостопия. «Резиночка»: надеваем резинку на большие пальцы ног и растягиваем её 10–15 раз.
    Корригирующие упражнения (остеопатические комплексы) Для коррекции ортопедических и психомоторных нарушений (к таким относят случаи, когда малышу, например, сложно держать карандаши или ручки). «Велосипед» (традиционное упражнение после сна): имитируем езду на велосипеде, описывая стопами круги в течение 20–30 секунд.
    Речевой комплекс (кинезиологическая гимнастика) Для активизации взаимодействия полушарий мозга.
    • Чтоб внимательными быть - Нужно на ладонь давить. Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии - выдох, при расслаблении - вдох. То же самое с правой рукой.
    Психоэмоциональная гимнастика Для улучшения настроения, снятия напряжения. Для расслабления мышц лица (например, после того как малыш плакал) можно провести упражнение «Солнечный зайчик».
    Педагог говорит, что Солнечный Зайчик забежал в гости. И предложил с ним поиграть: сначала Зайчик заглянул в глазки - их надо закрыть, а затем стал гладить лоб, нос, шею, рот, щёчки, голову. По мере перечисления ребёнок гладит эти части тела. Вот мы и подружились с Зайчиком. А теперь улыбнёмся ему, глубоко вздохнём и на выдохе откроем глаза.
    Релаксационная или гимнастика до/после сна. Для перехода всех систем организма в спокойное состояние или, наоборот, в активную фазу. Практикуется с младшего дошкольного возраста.
    Упражнение «Гвоздик» (перед сном)
    1. И.п.: лёжа на спине; руки вытянуть за головой.
    2. Вдохруки и ноги с усилием тянуть, носки ног на себя; выдох - расслабиться.
    3. Вдох - расслабиться, выдох - руки и ноги с усилием тянуть, носки ног на себя.
    4. Пауза - расслабиться.

    Примеры упражнений для гимнастики после сна даны .

    Лечебная физкультура (ЛФК) Направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, приобщает к закаливанию. Элементами ЛФК является ходьба по массажным коврикам во время утренней гимнастки, после сна, а также самомассаж и элементарные закаливающие процедуры (умывание холодной водой, например).
    Пищеварительная Направлена на профилактику проблем с пищеварением и нормализацию работы ЖКТ. Упражнение для малышей любого возраста – «На птичьем дворе»: малыши ходят по комнате, высоко поднимая колени, как петух на птичьем дворе.
    Йога Стабилизирует развитие физических качеств, а также балансирует эмоциональный фон малышей. С малышами средней и старших групп проводится упражнение «Окно и дверь».
    1. Стоим прямо.
    2. Ритмично дышим, представляя, что вдох - это процесс попадания воздуха через «окно», а выдох - покидание организма через «двери».
    3. После этого поочерёдно закрываем одну ноздрю и повторяем задание.
    Креативная Может использоваться на танцевальных занятиях. Для ребят старшей группе задания могут быть следующие:
    • «пробеги как… бык, волк, медведь и пр.»;
    • «придумай задание с мячом»;
    • «представь, что ты … (любой неодушевлённый предмет), как ты будешь себя вести?»
    Художественная гимнастика Обычно это комплексы общеразвивающих упражнений, в которые включаются элементы художественной гимнастики, например, упражнения с лентами. А также художественная гимнастика в детском саду может быть отдельным образовательным направлением (к примеру, в формате кружка), в рамках которого дети занимаются этим видом спорта профессионально.

    Это интересно. В наши дни педагогу «тесно» в рамках какой бы то ни было одной разновидности занятий. Поэтому чаще всего на уроках по физкультуре специалист прибегает к сочетанию упражнений разного вида, то есть проводит интегрированные занятия.

    Видео: занятия босиком, или опыт лечебной физкультуры

    Универсальные упражнения

    Интеграции занятий физкультурой способствует не только комбинация упражнений из разных видов уроков, но и работа над блоками заданий, подходящих под любое направление физкультуры в ДОУ. Такие упражнения называются общеразвивающими и подразумевают укрепление и развитие мышц тела малыша, а также общее оздоровление его организма.

    Общеразвивающие упражнения могут быть без предметов или с предметами, то есть с атрибутами

    Таблица: примеры общеразвивающих упражнений

    Упражнение Суть Пример (группа)
    С флажками Дети учатся координировать движения с манипуляциями предметом (флажком). Подъём рук с флажками
    1. И. п.- о. с., руки с флажками внизу.
    2. 1-2-3 руки в стороны, вверх, вперёд.
    3. 4 - и. п.
    4. Повтор: 4 раза.
    1. И. п.- ноги врозь, руки с флажками вверх.
    2. 1 - наклон вперёд, руки с флажками вниз, выдох.
    3. 2 - и. п., вдох.
    4. Повтор: 6 раз.

    Повороты

    1. И. п. - ноги врозь, руки с флажками вперёд.
    2. 1 - поворот налево, левую руку с флажком в сторону, посмотреть на флажок.
    3. 2 -и. п. - то же в другую сторону.
    4. Повтор: 6 раз.
    1. И. п.- о. с., руки с флажками в стороны.
    2. 1 - выпад правой вперёд, поставить флажки на колено.
    3. 2 - и. п.
    4. 3-4 то же другой ногой.
    5. Повтор: 6 раз.

    (Фрагмент комплекса для старшей группы)

    С мячами Упражнения подготавливают к более сложным движениям, а также способствуют развитию такого физического качества, как быстрота. Упражнение №1
    И.п. – ноги на ширине плеч, руки вниз, мяч в руках.
    1. 1 - поднять руки до уровня груди.
    2. 2 - поднять руки вверх.
    3. 3 - опустить руки до уровня груди.
    4. 4 - и. п.

    Упражнение №2

    1. 1,2 - наклон туловища вправо (влево)
    2. 3, 4 - и. п.
    3. Упражнение №3
    4. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках.
    5. Круговые вращения туловищем в разные стороны.

    Упражнение №4

    1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках.
    2. 1 - наклониться, не сгибая коленей, коснуться мячом пола.
    3. 2 - коснуться мячом пола за спиной.
    4. 3 - коснуться мячом пола перед собой.
    5. 4 - и. п.

    (фрагмент комплекса для средней группы)

    На фитболах Развитие координации, а также формирование осанки и укрепление мышц ног. Бабочка
    • Бабочка летает Летом на ветру, Бабочка играет С солнышком в саду. За бабочкой капризной Мне не уследить, Крыльев взмах волшебный Мне не повторить. Исходное положение: сидя на фитболе, руки, согнутые в локтевых суставах, подняты вертикально вверх - «крылья».

    (вторая младшая группа)

    На степах Совершенствование двигательных умений и отличная тренировка равновесия. Упражнение №1
    1. И. п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
    2. 1,2 - встать на степ.
    3. 3 - хлопок над головой.
    4. 4,5 - и. п.

    Упражнение №2

    1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаке.
    2. 1 - правая нога на степ.
    3. 2 - потянуться вперёд, руки вытянуть, пальцы разжать. Левая нога на полу.
    4. 3 - руки к плечам.
    5. 4 - и. п. то же с левой ноги.

    Упражнение №3

    1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
    2. 1 - правая нога на степ.
    3. 2 - левое согнутое колено вперёд, коснуться локтем правой руки.
    4. 3 - левая нога на пол.
    5. 4 - и. п. то же с левой ноги.

    (фрагмент комплекса для подготовительной группы)

    Физкультминутки Эти комплексы упражнений, выполняемые под рифмовку, для активизации организма являются обязательным (!) элементом занятий. Познакомиться с примерами физкультминуток для разного возраста можно .

    Элементы физического воспитания включаются в любой вид деятельности в ДОУ, например, в виде физкультпаузы на занятиях

    Как индивидуализировать задания

    Физическое развитие у каждого ребёнка происходит в индивидуальном ритме. Поэтому педагогу при подготовке занятий и досуговых мероприятий важно учитывать не только средние показатели времени, которое требуется малышам на выполнение задания, но и их возможности, чтобы не требовать от ребят того, что им непосильно, или, наоборот, не давать простоя - иначе дети потеряют интерес к уроку. Соотнести все эти параметры подготовки занятия поможет ряд методических способов индивидуализировать урок:

    • призвать воспитанника, не успевающего за ритмом занятия, в помощники - вместе показывать порядок выполнения упражнения (особенно актуально это для второй младшей и средней групп, когда скорость любого вида деятельности ребёнка напрямую зависит от его темперамента, то есть холерик и флегматик будут абсолютно не совпадать в ритмах работы, а значит, и в качестве выполнения задания);
    • подбирать задания с разным уровнем сложности (например, в первой младшей группе при выполнении упражнения на равновесие на улице честь малышей ходит по вкопанным в землю пенькам, а часть - по колёсам, это обусловлено тем, что для пеньков не требуется высокого уровня удержания равновесия);
    • стремиться создать условия для того, чтобы каждый малыш смог проявить себя - кто-то в скорости выполнения задания (например, быстрее всех прибежал к финишу), кто-то в ловкости (к примеру, легко забрался на рейки гимнастической стенки), а кто-то в помощи подготовки инвентаря для занятия.

    Педагог стремится найти физкультурное задание по вкусу для каждого ребёнка

    Приёмы на физкультурных занятиях

    Согласно требованиям ФГОС на уроках любой образовательной направленности педагог пользуется четырьмя группами методических приёмов.

    Наглядные приёмы

    Наиболее актуальными в этой группе способов взаимодействия будут:

    • демонстрация, когда взрослый показывает порядок выполнения упражнения, а затем дети повторяют;
    • показ, суть которого в том, что малыши смотрят видеоматериал по теме и либо повторяют движения по образцу, либо выполняют упражнение синхронно с персонажами ролика.

    Видео: приём показа - физкультминутка с капитаном Крабом «Делай так!»

    Видео: занятие по физкультуре с использованием ИКТ в старшей группе

    Атрибуты для занятий физкультурой

    Наглядность в процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД) обеспечивается, прежде всего, за счёт использования реквизита, в частности:

    • мячей;
    • скакалок;
    • кеглей;
    • гимнастических палок;
    • больших мягких блоков, которые могут использоваться и как маты;
    • оздоровительных (массажных) и обычных ковриков для выполнения упражнений лёжа;
    • атрибутов, выполненных своими руками.

    Оригинальный самодельный реквизит

    Нестандартные или самодельные атрибуты являются важным элементом наглядности на занятиях. Кроме того, выполнение заданий с таким реквизитом повышает эмоциональный тонус малышей, способствует пробуждению у них интереса к занятиям (особенно если малыши были привлечены к изготовлению такого оборудования). Рассмотрим несколько примеров изготовления оборудования своими руками.

    «Поленца»

    Поленца нужно делать той высоты, которая осваивается малышами конкретной группы

    Тренажёр используется для перешагивания, перепрыгивания препятствий.

    Материалы:

    • труба от линолеума;
    • краска (чёрная, белая);
    • кисточки.

    Инструкция:

    1. Отрезаем куски трубы от линолеума нужной длины.
    2. Раскрашиваем под берёзовые поленья.

    «Массажёр»

    Оборудование для укрепления мышц опорно-двигательного аппарата.

    Для тренажёра нужна крепкая верёвка

    Материалы:

    • коробочки от «Киндер-сюрприза»;
    • ручки от пятилитровых бутылок;
    • верёвка;
    • шило.

    Инструкция:

    1. Проделываем отверстия сверху и снизу в капсулах.
    2. Продеваем в них верёвку.
    3. Привязываем с двух концов крышки.

    Это интересно. Если поменять ручки и сделать атрибут длиннее, то получится скакалка, которая, кстати, может выполнять функцию разграничителя площади в подвижных играх. Например, отделяет «курятник» от «леса» в игре «Лиса в курятнике».

    Скакалки могут использоваться для разных целей

    «Тренажёр для дыхания»

    Этот атрибут станет незаменимым при проведении дыхательной гимнастики, особенно в упражнениях на выработку направленной струи воздуха.

    Тренажёр динамичен, поэтому его можно убирать и доставать по мере необходимости

    Материалы:

    • зонт;
    • 4 ленточки;
    • верёвка, протянутая на 60–80 см выше роста самого высокого ребёнка в группе;
    • вырезанные из бумаги фигурки животных, рыб;
    • нитки, иголка.

    Инструкция:

    1. К одному концу лент крепим по фигурке.
    2. Второй конец привязываем к спицам зонта.
    3. Протягиваем верёвку на нужном уровне.
    4. Цепляем зонт за неё.

    Это интересно. «Тренажёр для дыхания» можно сделать тематическим: зонт с лягушками и фигурки рыбок, или зелёный зонт и фигурки животных, или цветной зонт и цветы.

    Иллюстративные материалы

    На занятиях по физической культуре не обойтись и без иллюстраций того или иного материала. Так что необходимы:

    • картинки (к примеру, изображающие виды спорта и необходимые для них атрибуты);
    • плакаты (в частности, посвящённые ЗОЖ, порядку выполнения гигиенических процедур и пр.);
    • лэпбуки (папки с материалами - играми, блоками интересной информации - для раскрытия сути какого-либо аспекта изучаемой темы, например, об истории хороводных игр).

    Дети средней группы с удовольствием собирают общий лэпбук по разным видам спорта

    Предметно-развивающая среда

    Зона «Физическая культура» (спортивный уголок) в пространстве группы является одной из самых востребованных, так как это оборудование используется не только на физкультурных занятиях, но и при проведении физкультминуток на всех уроках, при проведении прогулок или досуговых мероприятий, а также как средство организации самостоятельной работы детей в группе. Спортивный уголок должен иметь название, материалы в нём следует разложить по полкам (самодельные атрибуты и т. д.), ящикам (мячи, скакалки и пр.) и стеллажам (иллюстративные материалы), а затем подбирать под возраст воспитанников и тему занятия. Подробнее об оформлении зоны «Физическая культура» в группе можно узнать .

    Спортивный уголок в предметно-развивающей среде является самым востребованным

    Словесные приёмы

    Безусловно, значение слова на уроках физкультуры значительно уступает наглядности. И тем не менее речь выполняет организующую функцию: с её помощью педагог мотивирует, объясняет задачу.

    Рифмовки: загадки и стихотворения

    Так, начиная занятие по теме «Цирк» во второй младшей группе, своим воспитанникам я предлагаю прослушать стихотворение:

    • Акробат прыгуч и ловок, Он скакал без остановок. На скаку почистил брюки, На скаку прочёл журнал, На скаку он вымыл руки И на ужин поскакал!

    Объяснение

    Этот приём используется для того, чтобы растолковать детям порядок выполнения задания. К примеру, перед началом игры «Ловишки с ленточками» педагог говорит: «Сначала мы выберем первого водящего, которому завяжем глаза, а остальные, заправив ленточки за пояс, будут разбегаться от него. Задача Ловишки - забрать ленточку, и чем больше ленточек у него окажется, тем больше очков он заработает. Все ребята играют по очереди за Ловишку».

    Игры

    Для детей игра является организующим элементом образовательного процесса, тем более, когда речь идёт о двигательной активности на физкультурных занятиях. Самыми востребованными являются . Однако не менее значимы и дидактические (в основном, направленные на отработку теоретических знаний, например, информации по видам спорта), а также театрализованные, позволяющие раскрыть творческий потенциал и развить навык имитации.

    Дидактические игры пополняют словарный запас малышей и расширяют их кругозор

    Таблица: примеры дидактических и театрализованных игр на физкультурных занятиях

    Название (возрастная группа) Цели Суть
    Дидактические игры
    «Что к чему» (средний и старший дошкольный возраст)
    • заинтересовать малышей спортом;
    • познакомить со спортивным инвентарём и одеждой в самых популярных видах спорта.
    Дети получают картинки с изображением вида спорта. Их задача выбрать из общего «банка» иллюстраций всё, что относится к этому спорту.
    «Сложи картинку» (старший дошкольный возраст)
    • приобщать малышей к спорту;
    • развивать речь;
    • учиться правильно называть виды спорта.
    Дети складывают из разрезанных деталей цельную картинку, иллюстрирующую занятия каким-либо видом спорта. Готовое изображение малыши описывают.
    Театрализованные игры
    «Тренер» (старший дошкольный возраст)
    • способствовать развитию лидерских качеств личности;
    • воспитывать дисциплинированность и ответственность.
    Ребёнок проводит утреннюю гимнастику, показывая порядок выполнения упражнений, которые заранее были согласованы с педагогом.
    «Зеркало» (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы) Развивать координацию движений, внимание. Педагог показывает движения, а ребёнок или группа детей выполняют их в зеркальном отображении.
    Примечание: педагог может быть в костюме животного, и упражнения выполняются для снятия с него заклятия.

    Группа практических приёмов

    Творческому осмыслению изученной темы помогают:

    • рисунки (например, для ребят подготовительной группы нарисовать героя подвижной игры);
    • аппликации (к примеру, дети средней группы вырезают и приклеивают разноцветные детали так, чтобы получился мяч);
    • поделки (обычно это тренажёры из бросового материала для выполнения упражнений).

    Практические приёмы отрабатываются не непосредственно на занятии, а после него: в период самостоятельной деятельности или на смежном по расписанию с физкультурой занятии по изобразительному искусству.

    Творческие задания помогают подытожить изучение той или иной темы

    Методика разработки занятия

    Уроки физической культуры в детском саду, как другие виды НОД, имеют чёткую структуру, которая вписывается в хронометраж, отличающийся по возрасту детей в группе. Это единство композиции и времени отражается во временном плане.

    Таблица: временной план занятий по физической культуре с примерами вводных этапов

    Этап занятия (содержание) Хронометраж (минуты)
    Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
    Вводный (введение в тему, выполнение разминки или организация малоподвижной игры) 2 минуты
    Пример конспекта по отработке навыка владения мячом.
    Ходьба друг за другом в колонне по одному (речитатив дети повторяют за инструктором)
    -Мы идём, идём, идём,
    -Друг за другом ровно.
    -Ножки поднимаем,
    -Дружно мы шагаем!
    3 минуты
    Дети входят в зал в колону по одному. Строятся в шеренгу.
    Физрук: Здравствуйте, ребята!
    Речёвка:
    Вам физкульт-ура, ура!
    Мы - здоровая семья.
    Утро - глазки открывай
    И кроссовки обувай.
    Шагом, бегом и прыжками
    В детский сад собрались с вами,
    С физкультурой мы друзья,
    Вам гип-гип, ура, ура!
    2 минуты
    Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какой сегодня прекрасный день! У нас много гостей и у них у всех хорошее настроение. Сегодня вместе с ними мы отправимся в страну «Спортландия».
    Прыжком направо! В колонну становись! Шагом марш! Звучит аудиозапись «Гимн Барбариков» (в исполнении детского ансамбля «Барбарики»). Дети выполняют движения под музыку.
    3 минуты
    Построение в колонну
    Бег обычный, с захлёстом ног назад, галопом
    Ходьба на носках, на пятках, в полуприседе.
    Ходьба двойками, тройками, в колонне по одному.
    Основной (разработка темы через выполнение общеразвивающих упражнений, заданий с предметами, участие в играх) 11 15 20 23
    Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия). 2 2 3 4
    Итог 15 20 25 30

    Таблица: Белякова Е.Ю., конспект физкультурного занятия на тему «Юные гимнасты» в подготовительной группе (фрагменты)

    Этап Суть
    Вводный Построение.
    Инструктор: - Ребята, скажите, а кто такие гимнасты?
    (ответы детей)
    Инструктор: - Ребята, сегодня я вам предлагаю пройти курс юного гимнаста. Но перед выполнением спортивных и сложных элементов гимнастики нужно выполнить разминку.
    Ходьба:
    • обычная;
    • на носках, руки вверх в стороны;
    • на пятках, руки за головой;
    • в приседе, руки на коленях;
    • обычный;
    • с высоким подниманием бедра, руки на поясе;
    • с захлёстом голени, руки на поясе;
    • боковым галопом (правым, левым боком)
    • «змейкой».

    Восстановление дыхания.

    Основной Перестроение в три колонны.
    ОРУ с гимнастическими палками:
    1. И. п. ноги на ширине ступни, палка внизу, хват сверху. 1 - поднять руки вверх, посмотреть на палку, ногу правую отставить на носок назад.2 - и. п. 3 – 4 тоже с др. ноги.
    2. И. п. ноги на ширине плеч, палка у груди, хват сверху. 1 - руки вперёд, 2 - палка за голову, 3 - руки вперёд, 4 - и. п.
    3. И. п. стойка ноги на ширине плеч, палка за головой. 1–2 - поворот корпуса вправо, 3–4 - поворот влево…>
    <… Перестроение в две колонны:
    1. Ползание с опорой на ладони и колени по скамейке с мешочком на спине.
    2. Ходьба по скамейке приставным шагом, перешагивая через кубики и спрыгивание с неё.
    Заключительный Подвижная игра «Шапочка» с музыкальным сопровождением.
    Построение.
    Вручение свидетельства о прохождении курса «Юный гимнаст».

    Работа над открытым занятием

    Разработка структуры показательного урока по физкультуре в детском саду аналогична составлению сценария обычного урока. Различие между этими двумя видами непосредственной образовательной деятельности (НОД) есть только на уровне содержания: открытое занятие должно быть зрелищным, поэтому оно всегда делается сюжетным.

    Открытое занятие - это праздник, поэтому на нём обычно нет разучивания движений упражнений или любого другого нового материала

    Таблица: Сидоренко Н.С., конспект открытого физкультурного занятия на тему «Весёлые воробушки» во второй младшей группе (фрагменты)

    Этап Суть
    Вводный - Ребята, сегодня мы поиграем так. Вы будете маленькими воробышками, а я - вашей мамой воробьихой. (воспитатель надевает маску воробья).
    Мама воробьиха
    Зовёт своих детей:
    «Ко мне, мои воробышки,
    Летите поскорей!
    Сегодня начинаем
    Учиться мы летать.
    Скорее в круг вставайте
    И будем начинать».
    Построение в круг. Ходьба по кругу с характерными движениями рук «помахивание крыльями». «Мама воробьиха» показывает движение, а затем отходит в сторону, «присматривает за детьми». Пока «воробьиха» смотрит, дети выполняют ходьбу по кругу…>
    Основной <… Ходьба змейкой между стойками.
    - Впереди поваленное дерево, давайте перепрыгнем его. (Прыжки через бревно)
    - Пройдём по узкому мостику через речку. (Ходьба по мостику)
    - Ой, ребята, пока мы ходили, ночь наступила, воробьям спать пора.
    Проводится игровое упражнение «День - ночь».
    - Вот мы с вами и пришли на чудесную полянку, сколько здесь вкусных зёрен. А тут будет наш дом (показывает на скамейки). Сейчас я вас научу, как спрыгивать с веточки на землю (показ с объяснением). Обратить внимание на то, чтобы дети ровняли носки по краю скамейки, спрыгивали мягко, приземляясь на полусогнутые ноги. Выполнять фронтально 3–4 раза.
    П\и «Воробышки и кот»
    Заключительный Релаксация под фонограмму «Звуки природы».
    - Набегались воробышки за день, наигрались, спать захотели. Легли они на свои кроватки (коврики), закрыли глазки. Тихо-тихо лежат на кроватке ножки, расслаблены и спокойны руки. Стали воробышки засыпать. И приснилась им чудесная полянка, зелёная трава и красивые цветы. Вот летит пчёлка, собирать мёд с цветка, ветерок чуть колышет траву, солнце ласково согревает всё вокруг. Стало воробышкам тепло и уютно, они посмотрели чудесный сон, проснулись отдохнувшими и бодрыми.

    Видео: открытое занятие по физкультуре во второй младшей группе

    Проектная деятельность по физкультуре

    Создание проекта - это вид продуктивной деятельности детей, направленный на детальное рассмотрение конкретного аспекта изучаемой темы или блока тем. По времени разработки проекты могут быть:

    • краткосрочными;
    • долгосрочными.

    Это интересно. Временные рамки для выполнения обоих видов проектов условны, так как зависят от темы: одна требует меньше времени на разработку (например, создание стенгазеты ко Дню физкультуры и спорта), другая - больше (к примеру, стенгазета на тему «Футбол: вчера, сегодня, завтра»).

    Одним из примеров краткосрочных проектов может быть проведение танцевального флешмоба с детьми нескольких групп

    Что такое краткосрочный проект

    Это вид проектной деятельности подразумевает создание:

    • стенгазет (к примеру, в старшей группе «ЗОЖ»);
    • плакатов (в средней группе «Комплекс упражнений для утренней зарядки»);
    • серии иллюстраций (так, во второй младшей группе дети дорисовывают контуры и раскрашивают персонажей мультфильмов, связанных со спортом, например, катающегося на коньках Дружка Барбоскина из сериала «Барбоскины», и Коржика на велосипеде из мультфильма «Три кота»);
    • участие в организации досуговых мероприятий.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что краткосрочный проект расширяет представления по изучаемой теме.

    Долгосрочная подготовка проекта

    Этот вид проекта предполагает глубокое изучение сути вопроса, его теоретическое осмысление и презентацию результатов. Например, когда мои воспитанники получили задание подготовить проект «Спорт - лучший друг моей семьи», то его разработка происходила в три этапа:


    Анализ и диагностика развития

    По каждой из сфер развития личности малыша, начиная со второй младшей группы, дважды в год - в начале и в конце - проводится диагностика и сформулированный на её основе анализ. Эта работа позволяет оценить соответствие физического становления установленным параметрам, а также наметить аспекты коррекции, если есть отклонения от нормы. Показатели диагностики по возрастам с тестами по каждому из исследуемых аспектов развития можно найти

    Диагностика позволяет увидеть объективные данные по физическому развитию детей

    Кружок по физической культуре

    Для коррекции и профилактики проблем со здоровьем, в частности, нарушений в работе опорно-двигательного аппарата, инструктор по физвоспитанию с одобрения администрации ДОУ и после согласования с методическим советом детского сада может организовать кружок по физкультуре. Занятия в кружке проводятся 1–2 раз в неделю с детьми, которые заинтересовались этим видом деятельности. Формы уроков по сути не отличаются от формата занятий, что касается хронометража, то здесь допустимы дополнительные 5–7 минут.

    Работа кружка организуется по рабочей программе, описывающей актуальность выбранного направления, особенности детей-участников (например, малыши, у которых есть плоскостопие или нарушения осанки) и пр. Цели и задачи рабочей программы реализуются через практическую деятельность, пошагово расписанную в перспективном плане. Порядок составления рабочей программы с планом представлен .

    Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

    Дошкольный возраст - наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях, а в старшем дошкольном возрасте обладают богатым творческим воображением. При правильном руководстве это помогает им овладеть сложным программным матери-алом по развитию движений.

    К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, в некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность. В связи с этим необходимо предусмотреть в планировании программного материала для занятий по физической культуре взаимосвязь процесса обучения с основными видами движений и развития двигательных качеств и способностей детей.

    Отличительными особенностями дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность. Поэтому во время занятий должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны предоставляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу.

    При проведении физкультурных занятий основное внимание уделяется формированию двигательных умений и навыков, расширению двигательного опыта детей, развитию физических качеств и способностей, укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей дошкольников (Т.И. Осокина, А.В. Кенеман и др.). В разных программах воспитания и обучения в детском саду содержатся требования к выполнению физических упражнений с учетом возраста, дается перечень физических упражнений, но объем знаний, который позволил бы сформировать общий способ действий при использовании группы однородных движений, не определен.

    Основные движения относятся к прикладным двигательным действиям, они широко используются ребенком для решения двигательных задач в игровой и практической деятельности. Каждое такое движение можно выполнить различными способами, из которых лишь некоторые будут целесообразными для успешного решения двигательной задачи в конкретной ситуации. Неслучайно П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что задачи «физического образования будут состоять в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучаться с возможно меньшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично».

    Вызывает сомнение, что дошкольник может самостоятельно открыть способы, запечатленные в общественно-историческом опыте человечества, а путь «проб и ошибок» длителен и требует значительных затрат физических сил. Кроме того, «если ребенок усвоит какой-нибудь механический метод, не понимая совершенно, какой смысл имеют его отдельные приемы, то и действовать он будет механически - он не сумеет применить данный метод к частному случаю. Это положение остается справедливым как относительно умственного, так и относительно физического развития» (П.Ф. Лесгафт).

    Следует помнить, что физкультурное занятие - форма работы, обеспечивающая передачу детям опыта целесообразного и здоровьесберегающего выполнения движений.

    Задачи физкультурного занятия

    На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь.

    Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, возрастанию работоспособности ребенка.

    Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

    Формирование правильной осанки;

    Своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата

    Формирование изгибов позвоночника

    Развитие сводов стопы;

    Укрепление связочно-суставного аппарата;

    Развитие гармоничного телосложения;

    Регулирование роста и массы костей;

    Развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов - сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.; особое внимание уделяется развитию мышц-разгибателей.

    При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности.

    Воспитательные задачи:

    Потребность в ежедневных физических упражнениях; - умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;

    Приобретение грации, пластичности, выразительности движений;

    Самостоятельность, творчество, инициативность

    Самоорганизация, взаимопомощь

    Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.

    Благодаря физическому воспитанию:

    Создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и др.);

    Закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);

    Осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);

    Прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

    Образовательные задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

    В процессе физического воспитания ребенок:

    Приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;

    Осознает свои двигательные действия;

    Усваивает физкультурную и пространственную терминологию (исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед-назад, вверх-вниз и др.), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;

    Узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими

    Ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.

    Занимаясь физическими упражнениями, ребенок обогащает знания об окружающей природе. У него совершенствуется словарный запас, развивается память, мышление, воображение.

    Физическое образование способствует приобщению ребенка к большому спорту. Он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор.

    При планировании содержания занятий по физической культуре особое внимание обращается на взаимосвязь программного материала всех занятий, проводимых в течение года, на их повторяемость и постепенность усложнения. Содержание занятий составляют физические упражнения и игры, предусмотренные программой для каждой возрастной группы. При подборе программного содержания важно разумно усложнять задачи, соблюдая принципы систематичности, последовательности и доступности.

    Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений и навыков. Система подготовительных упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего дошкольного возраста обеспечивают принцип систематичности.

    Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последовательность физкультурных занятий с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий.

    Структура физкультурного занятия

    Структура занятия заключается в последовательном выполнении детьми комплекса физических упражнений и игр. Она определяется поставленными задачами и особенностями работоспособности организма ребенка. Наиболее высокий уровень работоспособности ребенка зависит от характера деятельности (самостоятельное выполнение движений, наблюдение показа действий воспитателем, осмысление задания или указания воспитателя и т.д.).

    Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи.

    Вводная часть направлена на активизацию внимания детей и постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений, к повышенной физической нагрузке, которые планируются в основной части занятия. Сюда входят: различные виды ходьбы, бега, подскоки, прыжки, несложные игровые упражнения на внимание и координацию движений, построения и перестроения, упражнения на осанку, на укрепление стопы, музыкально-ритмические движения. Может быть предложен простой комплекс упражнений на полосе препятствий.

    Основная часть решает комплекс программных задач: дифференцированное обучение основным видам движений, подобранным с учетом уровня развития двигательной активности (ДА) детей; развитие двигательных навыков и физических качеств; тренировка функциональных особенностей организма. Эта часть занятия начинается с выполнения упражнений общеразвивающего воздействия из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа).

    Комплекс общеразвивающих упражнений включает 6-8 упражнений:

    1-2 - для рук и плечевого пояса (сгибание рук в локтях, круговое вращение и т.д.); 1-2- для туловища (наклоны) и т.д.; 1-2 - для ног (мах ногой вперед, хлопок под ногой и i. прыжки, подскоки, бег и ходьба на месте. После выполнения комплекса следуют упражнения на восстановление дыхания. После комплекса упражнений общеразвивающего воздействия следуют основные виды движений. Программный материал по развитию движений для детей дошкольного возраста рекомендуется распределять с учетом степени интенсивности (высокой, средней, низкой).

    Упражнения в основных видах движений разной степени интенсивности могут сочетаться следующим образом:

    Упражнения высокой степени интенсивности объединяются с упражнениями низкой интенсивности; например, прыжок в высоту с разбега хорошо сочетается с бросанием мяча вверх и ловлей его одной-двумя руками;

    Упражнения высокой степени интенсивности сочетаются с упражнениями средней степени интенсивности; например, бег за мячом и ведение его то правой, то левой рукой.

    Упражнения высокой степени интенсивности сочетаются также с упражнениями высокой степени интенсивности; например, ползание по гимнастической скамейке с подтягиванием на руках и прыжки в длину с разбега.

    Подбор материала занятия предусматривает использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц. Нельзя не учитывать особую ранимость детских рук и стоп. В связи с этим особое внимание уделяется упражнениям по укреплению мышц рук и ног. Предлагаются упражнения со скакалкой, с резиновым кольцом, эластичной трикотажной лентой, набивными мячами (весом от 0,5 до I кг), детскими гантелями.

    Основная часть занятия заканчивается общей подвижной игрой. Подвижные игры, как правило, носят вариативный характер: с усложнением задания, изменением расстояния для бега, прыжков, метания, изменением темпа их выполнения, увеличением числа «ловишек», усложнением правил. В играх каждому ребенку должна быть предоставлена возможность проявить активность, самосто-ятельность, творчество.

    Заключительная часть физкультурного занятия направлена на обеспечение постепенного снижения ДА, на снятие общей возбужденности и приведение частоты сердечных сокращений ребенка к норме. В третью часть занятия входят: ускоренная ходьба с постепенным замед-лением темпа, упражнения на дыхание, игры и игровые упражнения малой подвижности (хороводные, народные, на ориентацию в пространстве).

    Программный материал для занятий по физической культуре планируется с учетом трех основных критериев: состояния здоровья, уровня физической подготовленности, уровня ДА. При этом важно учитывать условия проведения: в зале, на площадке, в лесу.

    Виды физкультурных занятий

    Для прохождения программы по физической культуре намечаются разные типы занятий.

    Занятие традиционного типа может носить обучающий, смешанный и вариативный характер. Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым программным материалом. Занятие смешанного характера способствует разучиванию новых движений и совершенствованию освоенных ранее. Оно строится главным образом на повторении пройденного материала. Занятие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (в подвижных играх, на полосе препятствий, в играх-эстафетах).

    Занятие тренировочного типа направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Оно включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцированные двигательные задания на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.

    Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Сюжетно-игровое занятие содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребенка; оно состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия («Путешествие», «Цирк», «Спортсмены», "Зоопарк», «Рыбаки» и др.). Такое занятие может включать разные задачи по развитию речи.

    Занятие с использованием тренажеров и спортивных комплексов включает разнообразные упражнения: висы, лазание по канату, шесту, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках «Здоровье», с эспандерами, гантелями и т.д. Важно, чтобы дети приобрели определенные двигательные умения и навыки, научились самостоятельно пользоваться тренажерами, овладели приемами страховки.

    Занятие ритмической гимнастикой проводится под музыкальное сопровождение с включением различных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Весь программный материал должен быть хорошо знаком детям.

    Занятие по интересам направлено на развитие двигательных способностей и творчества детей, когда им предоставляется возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями. Физкультурный зал может быть разбит на несколько игровых зон, в каждой из которых расположены разные физкультурные пособия.

    Воспитатель предлагает детям по желанию выбрать любую зону и выполнять произвольные движения с пособиями. При этом он оказывает помощь: напоминает, как пользоваться пособием, предлагает варианты выполнения задания и т.д. Через 5-6 минут звучит музыкальный сигнал, дети меняются зонами, самостоятельно выбирая любую из них. В течение занятия дети проходят все игровые зоны.

    Тематическое занятие проводится по специальной методике, посвящено одному виду физических упражнений: лыжи, элементы игры в теннис, баскетбол, бадминтон. На занятиях этого типа важно добиваться хорошего качества выполнения заданий.

    Занятие комплексного характера (синтез разных видов деятельности). Как правило, используются игровые упражнения типа «Кто больше собрал предметов», «Собери кубики по цвету, парами, по форме».

    Контрольно-проверочное занятие - своеобразный итоговый зачет, направленный на выявление количественных и качественных результатов в основных видах движений и в развитии физических качеств. Основная цель: выявление и устранение ошибок в технике выполнения движений.

    Занятие «Туризм» проводится на воздухе, в ближайшей лесу или парке. Оно дает возможность закрепить двигательные навыки и умения, полученные ранее с использованием разных пособий и природного окружения.

    Условия достижения оптимальной ДА детей во время занятий по физической культуре

    Для достижения оптимальной ДА детей необходимо:

    — запрограммировать оптимальный объем, продолжительность и интенсивность ДА; распределять ее с учетом состояния здоровья детей и их физической подготовленности, индивидуальных возможностей;

    — осуществлять планирование программного содержания занятий в течение всего года с учетом уровня развития ДА детей;

    — поддерживать положительный эмоциональный настрой и интерес у детей во время занятий за счет новизны упражнений и вариативности игр, постепенного усложнения задач, самостоятельного выполнения упражнений;

    — при подготовке к занятию продумывать задачи и программное содержание в соответствии с принципами обучения, а также индивидуальными особенностями детей;

    — предусматривать достаточную площадь, рациональное размещение пособий, выполнять санитарно-гигиенические требования, выбирать одежду и обувь;

    — во вводной части занятия не допускать длительных бесцельных движений, давать четкие лаконичные указания, мать музыкальное сопровождение, которое должно создавать положительный эмоциональный настрой;

    — во время выполнения комплекса упражнений общеразвивающего воздействия особое внимание обращать на осанку детей и их дыхание; продумывать названия упражнений, смену исходных положений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение и т.д.), ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово).

    Методические приемы, необходимые для активизации двигательной деятельности детей на физкультурном занятии:

    — рациональное использование физкультурного оборудования (оборудование должно быть максимально обыграно);

    — включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный);

    — лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;

    — активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций);

    — создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;

    — использование музыкального сопровождения во время разминки, упражнений на расслабление, а также во время хорошо знакомых детям двигательных заданий;

    — вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

    Важным показателем эффективности физкультурного занятия является двигательная активность, которая может удовлетворить потребность детей в движении.