Комплекс дыхательной гимнастики по стрельниковой для дошкольников. Дыхательная гимнастика для детей: эффективные упражнения и техника выполнения

Научить ребенка правильно дышать очень важно. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста – это профилактика простудных заболеваний, способ обойтись без лекарств для лечения кашля, астматического бронхита.

С помощью системы упражнений можно тренировать органы речи, улучшить кровообращение и координацию движений, закалить нервную систему. Для тренировки органов дыхания, речевого аппарата, профилактики поверхностного вдоха и выдоха используют высокоэффективные методы, апробированные в детских садах, школах. Одной из полюбившихся педагогам, родителям стала дыхательная гимнастика для детей по методу А. Н. Стрельниковой.

Давайте разберемся, зачем нужна дыхательная гимнастика, при каких заболеваниях эффективна, как ее использовать, почему так популярна.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

В основу тренажера положен нетрадиционный подход к дыханию. Простые, но очень эффективные упражнения заслужили уважение родителей. Польза дыхательной гимнастики доказана на практике.

Анна Николаевна делает акцент на вдохе. Его нужно делать носом, резко и коротко. Одновременно стараться сжимать грудную клетку с помощью нагибаний, поворотов, как бы мешать вдоху. Организм реагирует мгновенно. Клетки быстро поглощают полученный кислород. Раздражаются рецепторы носа, активизируют работу органов.

Комплекс Стрельниковой улучшает состояние организма, тонизирует, помогает восстановиться после стрессов, операций, заболеваний сердца, потерять лишний вес, решить проблемы с речью.

Дыхательная гимнастика для детей выполняется по следующим правилам:

  1. Сконцентрируйтесь на вдохе – это самое главное. Вдыхайте носом шумно, коротко. Не поглощайте много воздуха.
  2. Сжимайте диафрагму во время вдоха. Сопротивляйтесь прохождения воздуха.
  3. Делайте короткий выдох ртом без напряжения мышц.
  4. Проводите тренировку по желанию. Найдите наиболее удобный и комфортный момент для них. Спешить не стоит.
  5. Сохраняйте маршевый ритм дыхания.
  6. Прекратите занятия, если видите, что малыш побледнел или покраснел.
  7. Вкладывайте в тренировку как можно больше эмоций. Особенно во время вдоха.
  8. Проводите занятия с детсадовцами в игровой форме.

У дошкольников, занимающихся по системе Стрельниковой, отмечают улучшения осанки, ускоренные темпы физического развития, корректировку речевых недостатков (). Если ребенок уделяет внимание упражнениям в течение нескольких месяцев, то у него укрепляется иммунитете снижается количество ОРЗ, приступов астмы.

Обучение дыхательной гимнастике – задача логопеда. Родители могут воспользоваться видео-уроками, советами педагога и заниматься с дошкольником в домашних условиях дополнительно.

Упражнения

Тренажер Стрельниковой предусматривает комплекс упражнений для детсадовцев. Всего их 14, но начать нужно с первых трех (базовых) :

  1. Ладошки
  2. Погонщик
  3. Насос

Осваивать дополнительный комплекс можно ближе в 6 годам.

Ладошки

Цель: укрепление органов дыхания, разминка.

Техника выполнения:

  • Занять положение стоя, руки держать в согнутом положении, ладошки повернуты вверх.
  • При вдохе ладони сжимаются.
  • Необходимо делать 4 вдоха носом, выдох производится свободно, непринужденно.
  • После четырех вдохов делается 5-ти секундный перерыв, потом серия сжатий ладоней, вдохов и выдохов повторяется.

Выполнять упражнение 96 раз.

Погонщик

Цель: разминка, укрепление органов речи, дыхания.

Техника выполнения:

  • Ребенок стоит, держит кулаки сжатыми, руки вдоль тела в свободном положении.
  • При резком вдохе кулаки разжимаются, как будто что-то отталкивают.

После 8-ми шумных вдохов следует перерыв 5 секунд.

Повторить цикл 12 раз.

Насос

Цель: профилактика приступов астмы, лечение бронхитов, ОРЗ.

Техника выполнения:

  • Ребенок стоит прямо, руки протянуты вдоль корпуса. Ноги нешироко расставлены.
  • Наклоняется вперед, выгибает спину как кошка. Во время наклона корпуса делается короткий вдох носом. Медленно выпрямиться и выдохнуть. После 8 наклонов пауза – 5 секунд.

Повторять цикл 12 раз.

Кошка

Цель: тренировка резкого и короткого носового вдоха при движении.

Техника выполнения:

  • Дошкольник стоит на полу, чуть расставив ноги. Выполняет приседания. При этом пятки прижаты к полу.
  • Одновременно резко поворачивает корпус в сторону и шумно вдыхает носом. Выдох произвольный.
  • Спину нужно держать прямо. приседания делать неглубокие, пружинистые. Ручки согнуть в локтях.

Количество повторов: 12 раз по 8 вдохов в одну сторону и другую .

Шаги

Цель: нормализация ритма дыхания при движении, восстановление тонуса мышц речевого и дыхательного аппаратов.

Техника выполнения:

Цикл заданий представлен двумя видами упражнений “Передний”, “Задний шаг”.

Начинать следует с освоения техники “Переднего шага” :

  • Исходное положение (ИП):ребенок стоит на полу, спина прямая, руки вытянуты по швам.
  • Дошкольник поднимает одну ногу, сгибает ее в колене, медленно тянет к животу. На другой ноге одновременно выполняется легкое приседание. В момент движения корпусом делается короткий вдох носом. Корпус сохраняет прямое положение, не сгибается вперед или назад.
  • На выдохе ребенок занимает ИП.
  • Затем повторяет упражнение, приседая на другой ноге.

Количество повторов: 8 подходов .

Техника “Заднего шага”:

  • ИП: стоя, спина прямая, одну ногу завести назад, согнуть в колене (не до конца).
  • Выполняя приседания на прямой ноге, ребенок вдыхает шумно через нос. Возвращаясь в ИП, выдыхает через рот. Потом меняет ноги местами. Во время приседаний можно поднимать руки не выше пояса.

Повторы: 4 на каждой ноге . В итоге получается 8 циклов вдоха-выдоха .

Обними плечи

Цель: восстановление ритма дыхания, обучение детей снятию приступа удушья при астме, тренировка голосовых связок.

Техника выполнения:

  • Сидя или стоя, поднять руки до плеч. Обхватить максимально глубоко плечи, шумно вдохнуть.
  • Отпустить плечи и выдохнуть.
  • Поменять верхнюю руку и повторить объятия.

Количество повторов: 12 подходов, в каждом 8 вдыханий и выдыханий.

Повороты головы

Цель: тренировка мышц гортани.

Техника выполнения:

  • Ребенок стоит прямо, ноги расставлены широко, руки на поясе.
  • Резко поворачивает голову в стороны, делает шумный короткий вдох.
  • Быстро поворачивает ее в другую сторону и выдыхает произвольно.
  • Исходное положение принимать не нужно. Спину всегда держит прямо. Повторяет повороты не менее 4 раз. Потом отдыхает.

Следите за состоянием ребенка, у него может закружиться голова во время занятий. Пусть отдыхает не менее 10 секунд после 3-4 подходов.

Комплекс при аденоидах

При наличии 3 степени развития болезни требуется хирургическое вмешательство, а дыхательные упражнения для детей по Стрельниковой используются в качестве реабилитационных методов для восстановления подвижности мышц, восстановления тканей.

По мнению специалистов (терапевтов, отоларингологов) аденоиды просто рассасываются, благодаря восстановлению носового дыхания.

Для лечения и реабилитации используйте следующие упражнения:

  • Ладошки
  • Погонщик
  • Насос
  • Кошка


Комплекс при заикании

Логоневрозы, по мнению Александры Николаевны, возникают на почве нарушения координации движений группы мышц речевого аппарата. Комплекс ее упражнений помогает ребенку справиться с нервозностью, расслабить мышцы гортани, губ, языка.

Обучить ребенку нужно следующим упражнениям:

  • Ладошки
  • Погончики
  • Насос
  • Кошка
  • Обними плечи
  • Звуковые упражнения


Дыхательная гимнастика для развития речи будет эффективной только при регулярном выполнении. Изменения в общем состоянии малыша и улучшение темпа речи родители смогут заметить спустя 1-2 месяца после начала занятий.

При логоневрозе важно изменить отношение ребенка к дыханию и речи. Научите дошкольника управлять диафрагмой. Она должна участвовать в звукообразовании, быть активной и подвижной. Во время тренировки следите за напряжением мышц голосового аппарата. Готовьте их к работе, сделайте выносливыми и сильными, заставляйте ребенка четко смыкать связки при фонации.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой – комплекс дыхательных упражнений, который используется как в профилактических, так и лечебных целях. Гимнастические упражнения тренируют функции органов дыхания и восстанавливают певчий голос. Методика была создана в начале XX века советским педагогом Александрой Николаевной Стрельниковой. Она используется для лечения кожных заболеваний, бронхиальной астмы, пневмонии, бронхитов и неврозов.

Правильное дыхание – основа здорового образа жизни. Только небольшая часть людей правильно дышит в повседневной жизни. Человеческому организму требуется более 6 литров воздуха. Стресс, в частности, негативно влияет на дыхание, и делает его поверхностным. В результате меньше кислорода попадает в кровоток.

Дыхание важно для того, чтобы оставаться физически и психически здоровым. Если оно короткое и неглубокое, это оказывает негативные эффект на организм. Развиваются трудности с концентрацией внимания, высокое кровяное давление, напряжение и слабость. Увеличение концентрации кислорода улучшает работу клеток, поэтому кровяное давление снижается и стимулируется обмен веществ.

Дыхание по методу Стрельниковой может предотвратить связанные со стрессом болезни, расслабить и сосредоточить ум. Дыхательная терапия также рекомендуется для устранения некоторых проблем психического здоровья.

Основные эффекты гимнастики Стрельниковой;

  • уменьшает последствия стресса;
  • общее психоэмоциональное напряжение снижается;
  • устраняет головные боли, связанные с усталостью;
  • улучшает сон и уменьшает раздражительность;
  • повышает трудоспособность;
  • нормализует метаболические процессы;
  • укрепляет иммунную систему;
  • восстанавливает микроциркуляцию крови;
  • помогает поддерживать молодость и здоровье на постоянной основе.

Уже более 3000 лет назад учения древней Индии были посвящены различным техникам дыхания. Метод А.Н. Стрельниковой был разработан в начале XXвека и отличается от других йогических практик.

Важный компонент дыхательной гимнастики по Стрельникой – это форсированные мощные вдохи через нос и пассивные выдохи.

Показания к применению

В дополнение к людям, которые подвержены психическому стрессу, дыхательные упражнения также подходят для пациентов с органическими заболеваниями. Практически любой человек может извлечь выгоду из расслабляющих эффектов дыхательных техник. Гимнастические комплексы могут предотвратить негативное течение заболевания и улучшить состояние пациента.

При хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) дыхательные упражнения часто используются для уменьшения риска респираторных инфекций. Метод Стрельниковой также помогает при астме, фиброзе легких и параличах.

Основные показания к применению:

  • хронические заболевания верхних дыхательных путей, бронхов и легких;
  • болезни голосовых путей
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • гематологические расстройства;
  • патологии пищеварительной системы, печени и почек;
  • заболевания эндокринной системы;
  • заболевания мочеполовой системы
  • нервные и психические расстройства;
  • кожные патологии;
  • сексуальные проблемы у мужчин и женщин.

При выполнении гимнастики Стрельниковой нужно слушать собственное тело. Если возникает головокружение и недомогание, следует сделать перерыв. Неправильное исполнение упражнений может привести к гипервентиляции и судорогам. Если возникают неблагоприятные симптомы, нужно немедленно обратиться к врачу.

Особенности и правила выполнения

Любые дыхательные упражнения можно разделить на четыре фазы:

  1. Упражнение начинается с вдоха.
  2. Продолжительность вдоха и выдоха существенно варьируется и составляет в среднем 10-15 секунд.
  3. После вдоха задерживается дыхание на мгновение.
  4. Затем рекомендуется выдыхать в течение нескольких секунд, и сделать небольшой перерыв.

Дыхательные упражнения чрезвычайно эффективны и просты в исполнении. Никаких специальных приспособлений или спортивных сооружений не требуется. Доказано, что регулярные физические упражнения улучшают дыхание и эффективность гимнастики Стрельниковой.

Перед началом пациентам следует обратить внимание на несколько важных пунктов:

  • Как и в случае с йогой, нельзя употреблять пищу некоторое время перед тренировкой. С пустым желудком дыхание протекает легче. Для достижения наилучшего эффекта рекомендуется прекратить прием пищи как минимум за 1-3 часа до тренировки. Также необходимо пить достаточное количество воды.
  • Прежде чем начать, следует убедиться, что одежда не доставляет дискомфорта. Слишком плотные брюки или джинсы могут повлиять на дыхание. Нужно свободно передвигаться. Специальная спортивная одежда не нужна для этих целей. Леггинсы или эластичные спортивные штаны подойдут для занятий гимнастикой. Свитер или футболка, которая дает достаточно свободы передвижения, также подходят.
  • Непринужденная атмосфера также играет важное значение в интенсивной тренировке. Если человек испытывает нехватку времени или чувствует себя некомфортно, это может помешать выполнению дыхательных упражнений.
  • И последнее: важно принять удобную позу, в которой можно остаться на несколько минут. Некоторые дыхательные упражнения выполняются сидя, другие лежа или даже стоя. Можно использовать подушку или одеяло в качестве поддержки.

Дыхательные упражнения легко интегрируются в повседневную жизнь и являются идеальным помощником при внутреннем напряжении и стрессовых ситуациях. Даже естественное и простое поведение, такое как вздох, может расслабить легкие и уменьшить тревогу.

Гимнастические упражнения Стрельниковой можно применять везде: будь то во время обеденного перерыва в офисе или при поездке на поезде. Однако необходимо помнить, что главное условие – это расслабление.

В медицине проводится различие между диафрагмальным и грудным дыханием. В гимнастике Стрельниковой используются оба варианта. Центром внимания является диафрагма, которая разделяет брюшную и грудную полости и считается самой важной дыхательной мышцей. При дыхании она сжимается и движется глубже в брюшную полость.

Расписание занятий и курс

Дыхание – безусловно, самая важная функция человеческого организма. Поэтому дыхательные упражнения Стрельниковой являются наиболее эффективным естественным методом восстановления нарушенного носового дыхания.

Если упражнения выполняются правильно, с учетом индивидуальной нагрузки на организм, в строго определенном ритме, успех ощущается после первого сеанса. Во многих случаях гимнастика не только снимает беспокойство, напряжение и волнение, но нормализует кровяное давление и может даже снизить высокую температуру при острых респираторных заболеваниях.

Основная концепция гимнастики по Стрельниковой:

  • Форсированный резкий и шумный вдох носом (3 вдоха в течение 4-5 секунд).
  • Произвольный и пассивный выдох.

Форсированный резкий и шумный вдох носом – основная концепция дыхательной гимнастики Стрельниковой

Дыхательные упражнения в различных позах способны оказывать лечебный эффект. Клиническая эффективность не изучалась в крупных исследованиях, поэтому метод не рекомендован в физиотерапии.

Как метод лечения

Семинар дыхательной гимнастики Стрельниковой длится два дня. Ценность этого семинара заключается в его практической направленности.

  • История возникновения метода А. Н. Стрельниковой;
  • Заболевания, при которых эта гимнастика эффективна (показания);
  • Механизмы гимнастики;
  • Правильное выполнение гимнастики;
  • Правильный порядок дыхательных упражнений;
  • Самые важные, основные дыхательные упражнения.

Практическая часть:

  • Выполняя дыхательную гимнастику конкретный, специалист показывает, как выполнять упражнения с учетом важных деталей.
  • Дополнительные дыхательные упражнения
  • Особенности проведения гимнастики по Стрельниковой при различных заболевания: верхних дыхательных путей, бронхов и легких, голосовых путей, сердечно-сосудистой системы, крови, пищеварительной и мочеполовой системы.

Практическая часть:

  • Сеанс лечения дыхательными упражнениями по Стрельниковой;
  • Вопросы/ответы, а также рекомендации специалиста для лечения некоторых заболеваний;
  • Повторные упражнения с дыхательными упражнениями.

Как метод профилактики

Дыхательные упражнения Стрельниковой не являются панацеей. Однако при определенных условиях помогают улучшить общее здоровье. Хорошо известно, что аспирин снимает острую боль в течение нескольких часов. Лекарство от кашля не излечивает кашель, но подавляет симптомы. Антигистаминные препараты не лечат аллергию, а только снимают повторяющиеся высыпания. Кортизон приносит облегчение почти всем, но ничего не лечит, не говоря уже о побочных эффектах. И этот список можно продолжить. Примерно так же действуют дыхательные упражнения.

Для спортивной гимнастики Стрельниковой понадобится всего 1 м² в комнате и открытое окно, а также дисциплина и последовательное применение. Уже через 10 минут после начала самочувствие улучшается, появляется бодрость, ощущение легкости во всем теле и хорошее настроение.

Виды базовых упражнений

Многие люди не дышат достаточно глубоко. Если человек носит тесную одежду, поверхностное дыхание быстро становится привычкой. Постоянное, неглубокое дыхание может нарушить клеточный метаболизм и способность концентрироваться.

Как правильно дышать

Правильное дыхание:

  • Положите руку на живот.
  • Сделайте глубокий вдох через нос.
  • Почувствуйте, как расширяется ваш живот при вдыхании и как рука поднимается вместе с брюшной стенкой.
  • При выдохе рука опускается на брюшную стенку, и живот снова сокращается.

Как уменьшить стресс?

Чем больше стресса, тем быстрее дыхание. Сознательным дыханием можно уменьшить стресс. Это дыхательное упражнение является продолжением брюшного дыхания. Сядьте или лягте расслабленно и положите руку на живот.

Основное упражнение:

  • Вдохните через нос и медленно считайте до четырех;
  • Задержите дыхание и сосчитайте до шести;
  • Выдохните и считайте медленно до восьми.

Рекомендуется повторить это упражнение 5 раз. В результате дыхание становится спокойным и глубоким. При медленном дыхании кровяное давление падает, и тело начинает восстанавливаться. Кроме того, различные релаксационные упражнения помогают уменьшить стресс.

Как справится с тревогой и беспокойством?

При страхе и избыточном напряжении динамика дыхания нарушается. Меньше кислорода попадает в тело и увеличивается мышечное напряжение. Поэтому, если чувствуется напряжение или нервозность, рекомендуется нормализовать дыхание.


Следующая техника может помочь стабилизировать дыхание:

  • Сядьте и положите одну руку на живот, а другую – на грудь.
  • Расслабленно вдохните и сосчитайте до пяти.
  • Затем выдохните через рот пять раз подряд.

Выполнить это упражнение можно пять раз подряд. С помощью этой техники дыхания человек выдыхает не только беспокойство, но и гнев или тревогу.

Другие распространенные упражнения:

  • Сесть на пол. Ноги примерно на ширине бедер и согнуты. Положить одну руку на грудную клетку; другую на живот. Теперь напрячь мышцы живота и медленно вдыхать. При выдохе создать небольшое отверстие между губами, через которое медленно выпускать воздух. Попробовать сосчитать до четырех, прежде чем перестать выдыхать. Затем снова дышите. Признак правильно выполненного упражнения – расслабленные мышцы живота.
  • Сесть прямо и удобно на стуле. Ноги должны быть на ширине плеч и под углом 90 градусов. Теперь положить локти на колени и наклониться вперед, а спина – прямо вперед. Вдохнуть сознательно и медленно, а затем медленно выдыхать.
  • Сесть к спинке стула и положить на нее руки. Положить руку на лоб. Задержать на мгновение воздух в теле. Медленно выдыхать в течение 2-3 секунд. Повторите несколько раз, прежде чем снова выпрямиться.
  • Сесть в кресло. Поставить ноги на ширину плеч и под углом 90 градусов. Затем опереться спиной на спинку стула. Если на стуле есть подлокотники, положить на них руки. В противном случае положить руки на колени. Сознательно вдохнуть через нос и снова выдыхать через губу.
  • Встать прямо. Ноги на ширине бедер. Колени слегка согнуты. Сложить руки чуть ниже пупка, чтобы ладони были направлены вверх. Вдохнуть и поднять руки вверх по телу. Перед грудью повернуть ладони к полу, выдыхать и двигать руками вдоль тела к пупку. Повторить этот процесс несколько раз подряд.
  • Сесть прямо и прижать верхнюю часть тела к спинке стула. Вдохнуть и поднять руки вверх. При опускании рук плавно и медленно выдыхать. Положить руки на живот и подождать, пока не возникнет желание снова дышать. Повторить упражнение.

Гимнастика по Стрельниковой для детей

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой для детей должна выполняться под контролем педиатра. Подросткам или детям дошкольного возраста разрешено выполнять вышеприведенные упражнения. Однако во избежание травм или дыхательных расстройств рекомендуется посетить специализированные центры. Ребенок должен научиться правильно выполнять упражнения, поскольку от этого зависит эффективность процедуры.

Противопоказания

Абсолютные противопоказания дыхательной гимнастики по Стрельниковой:

  • декомпенсированные сердечно-сосудистые заболевания;
  • острые инфекционные заболевания;
  • тромбофлебиты;
  • внутренние кровотечения.

Перед началом гимнастических упражнений необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. Иногда избыточные дыхательные или другие упражнения могут нанести больше вреда, чем пользы. Самолечением заниматься категорически не рекомендуется, поскольку это может привести к непредсказуемым последствиям.

Дыхательная гимнастика для детей – комплекс упражнений, направленных на развитие органов дыхания, укрепление защитных сил организма и улучшение физического состояния малышей. Она специально создана для маленьких пациентов, часто болеющих респираторными заболеваниям. Кроме того, такие упражнения ускоряет восстановление после воспаления легких или бронхита, помогают облегчить состояние малышей, страдающих астмой и аденоидами.

Дыхательная гимнастика в детском саду делается под руководством обученных воспитателей. Для того чтобы заниматься дома, необходимо изучить технику выполнения упражнений. При этом нужно обязательно учитывать имеющиеся противопоказания.


Дыхательная гимнастика – способ профилактики болезней дыхательной системы

Учеными доказано, что от дыхания во многом зависит развитие детей. По этой причине нужно как можно раньше учить их правильно дышать. По статистике 9 из 10 малышей дышат неправильно. Их можно легко определить по ряду характерных особенностей физического развития: узким плечам, слаборазвитой грудной клетке, постоянно приоткрытому рту, нервозности в движениях.

Несмотря на то, что дыхательная гимнастика состоит из несложных упражнений, регулярные занятия ею благотворно влияют не только на отдельные системы, но и организм ребенка в целом. Такое оздоравливающее влияние связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание происходит активное насыщение крови кислородом. Благодаря этому значительно улучшается работа головного мозга, легких, сердечно-сосудистой, нервной и пищеварительной системы.

Выполнение дыхательной гимнастики – прекрасная профилактика таких распространенных среди детей дошкольного и младшего школьного возраста заболеваний органов дыхания, как бронхит, бронхиальная астма, аденоиды. Комплекс упражнений на дыхание укрепляет защитные силы детского организма и развивает еще не до конца сформированную дыхательную систему.

Такие занятия врачи назначают малышам с 2 лет в качестве дополнения к медикаментозному и физиотерапевтическому лечению патологий органов дыхания. Они значительно облегчают самочувствие ребенка, ускоряют выздоровление и уменьшают вероятность возникновения осложнений.


Комплекс упражнений Стрельниковой для детей

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей стала применяться относительно недавно. Изначально при создании этой методики автор, Александра Николаевна Стрельникова, был нацелен на иную аудиторию – людей, профессионально занимающихся пением. Специальные упражнения позволяли им восстановить утраченный голос. Со временем выяснилось, что этот комплекс упражнений благотворно влияет не только на поврежденные голосовые связки, но и на организм в целом. Впоследствии Александра Николаевна усовершенствовала методику, благодаря чему она стала широко применяться во взрослой и детской лечебной практике.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой способствует:

  • купированию резких приступов удушья;
  • устранению головных болей;
  • усилению концентрации внимания;
  • улучшению умственного развития;
  • укреплению защитных сил организма;
  • облегчению адаптации в детском саду и школе;
  • снижению гиперактивности, неврозов, стрессов и повышенной утомляемости;
  • восстановлению утраченного голоса;
  • устранению заикания.

Дыхательная методика Стрельниковой основана на 3 базовых упражнениях:

  1. «Ладошки». В положении стоя малыш сгибает руки в локтях ладонями вниз. Сжимая пальцы в кулачки, он делает глубокий вдох. Повторять эти движения нужно не менее 20 раз.
  2. «Погончики». Исходное положение: ребенок стоит, руки сжаты в кулаки. На глубоком вдохе он разжимает ручки и максимально растопыривает пальцы. Во время вдоха плечи и кисти должны быть сильно напряжены. Движения выполняются 8–10 раз.
  3. «Насос». Малыш стоит прямо, руки опущены вдоль тела, ноги немного расставлены. Медленно наклонившись вперед и коротко вдохнув носом, на выдохе нужно выпрямиться. При наклоне спина выгнута, шея расслаблена. Рекомендуется сделать 5–8 подходов.

Общеукрепляющие упражнения для часто болеющих детей

Для часто болеющих детей дыхательная гимнастика – настоящее спасение. Регулярное выполнение упражнений на дыхание позволяет значительно укрепить защитные силы организма, повысив его устойчивость к воздействию различного рода инфекций. После нескольких месяцев ежедневных занятий иммунитет малыша заметно повысится, он станет бодрее и активнее. К наиболее эффективным общеукрепляющим дыхательным занятиям относятся:

  1. «Большой-маленький». На вдохе ребенок встает на носочки и тянет ручки вверх, словно демонстрируя, каким высоким он хочет вырасти. В этом положении он удерживается в течение нескольких секунд. На выдохе малыш присаживается на корточки, обхватывая колени руками и плотно прижимая к ним головку. При этом он произносит звук «ух-х-х-х». Такая поза означает, что он стал маленьким.
  2. «Паровозик». Упражнение рекомендуется выполнять с участием нескольких членов семьи. Большинству малышей оно очень нравится. Встав друг за другом и хором произнося «чух-чух-чух», нужно ходить по комнате, изображая паровоз. Согнутые руки при этом должны имитировать крутящиеся колеса локомотива. Скорость движений и громкость произношения звуков нужно постоянно менять.
  3. «Летящие гуси». Такое упражнение также наверняка понравится детям. Нужно ходить по комнате, медленно размахивая руками, изображая летящих гусей. На вдохе руки поднимаются, на выдохе опускаются с одновременным протяжным произношением звука «гу-у-у».

Упражнения для детей с аденоидами

Упражнения на дыхание направлены на замедление роста глоточной миндалины и восстановление дыхательной функции. При их регулярном выполнении за 2–3 дня можно устранить у малыша хронический насморк и купировать отек гортани.

Если делать гимнастику постоянно, можно значительно укрепить местный иммунитет, предотвратить рецидивы инфицирования органов дыхания, насытить организм кислородом.

В течение 1 месяца приостанавливается разрастание глоточной миндалины 1–2 степени. Дыхательная гимнастика бессильна перед аденоидами 3 степени, однако она позволяет детям ускорить восстановление организма на послеоперационном этапе. Занятия рекомендуется проводить курсами по 1–1,5 месяца. После месячного перерыва тренировки можно возобновить. При этом их количество не должно превышать 10 в день. Для достижения большей эффективности заниматься следует ежедневно.

Во время занятий нужно соблюдать следующие правила:

  • очищать носовые ходы от скоплений слизи перед каждой тренировкой;
  • начинать выполнение комплекса необходимо с 3 повторов каждого упражнения, ежедневно увеличивая их вдвое;
  • заниматься по схеме «3 повтора – 1 минута отдыха – 3 повтора – 1 минута отдыха».

Дыхательный комплекс для малышей с аденоидами включает следующие техники:

Упражнения следует делать 4–5 раз. Выполнять этот комплекс рекомендуется по утрам, при желании его можно повторить за 2–3 часа до сна.

Как помочь ребенку при частых бронхитах?

Малыши тяжело переносят бронхиты, сопряженные с возникновением застойных явлений в верхних дыхательных путях. При этом в бронхах развивается воспалительный процесс, в результате чего просветы забиваются слизью. Это вязкое вещество и является причиной изнуряющего сухого кашля. Наряду с лекарственными средствами упражнения на дыхание способствуют разжижению и выведению скопившейся в бронхах мокроты. Уже после нескольких дней регулярных занятий состояние ребенка улучшается и облегчается процесс откашливания слизи.

Упражнения на дыхание, способствующие избавлению от бронхита у малышей:

  1. «Ворона». Ребенок, сидя на стуле или стоя, на вдохе поднимает ручки вверх и широко разводит их в стороны. Затем, медленно опуская руки, на выдохе он произносит звук «кар-р-р-р», максимально долго задерживаясь на букве «р».
  2. «Аист». Прежде чем выполнять упражнение, рекомендуется показать маленькому ребенку картинку с изображением этой птицы, что наверняка заинтересует кроху, и он захочет выяснить, как же аист удерживается на одной ноге. На вдохе малыш поднимает руки вверх и сгибает одну ножку в колене, вынося ее вперед. Постояв несколько секунд в этой позе, на выдохе он медленно возвращается в исходное положение, выдыхая со звуком «ш-ш-ш-ш».
  3. «Журавль». На вдохе ребенок поднимает правую ножку, немного согнутую в колене. На выдохе он разводит руки в стороны и вниз, произнося звук «ур-р-р-р». Те же самые действия нужно сделать с правой ногой.

Повторять каждое упражнение следует не менее 4–5 раз. Заниматься нужно ежедневно, делать это рекомендуется по утрам.

Особенности дыхательной гимнастики для детей 2–3 и 4–5 лет

Начинать заниматься с детьми можно с 2 лет. В этом возрасте малыши уже способны повторять за взрослыми несложные движения. Выполнение комплекса упражнений на дыхание с детьми до 4–5 лет имеет ряд особенностей.

Малышей рекомендуется заинтересовать занятиями, поскольку они еще не способны понять важность тренировок. Проводить их нужно в игровой форме. При этом рекомендуется вовлечь в занятия как можно больше членов семьи. Многие крохи любят находиться в центре внимания, и им наверняка понравится веселье, царящее во время тренировок. Важно поощрять и хвалить кроху после каждого удачно проведенного занятия.

Категорически запрещено насильно заставлять ребенка выполнять упражнения – это может нанести ему психологическую травму. Если малыш капризничает и не хочет заниматься, не нужно настаивать. Позже можно повторить попытку позаниматься с ним. Каждый родитель знает методы воздействия на своего ребенка. У одних малышей можно вызвать интерес к занятиям, пообещав просмотр любимых мультфильмов чуть дольше обычного, у других желание заниматься вызовет перспектива совместного чтения интересной книги на ночь.

Есть ли у дыхательной гимнастики противопоказания?

Несмотря на доказанную пользу и безопасность упражнений на дыхание, перед их проведением нужно обязательно проконсультироваться с педиатром. Гимнастика противопоказана детям при наличии:

  • тяжелых заболеваний внутренних органов;
  • гипертермического синдрома;
  • повреждений головы;
  • травм позвоночника;
  • хронического шейного остеохондроза;
  • кровотечений различной этиологии;
  • высокого артериального давления;
  • повышенного глазного и внутричерепного давления;
  • миопии;
  • тромбофлебита;
  • глаукомы;
  • желчнокаменной и мочекаменной болезни;
  • поражений сердечно-сосудистой системы.

Игнорирование перечисленных заболеваний способно привести к развитию последствий, опасных для здоровья малышей. Ответить на вопрос, подходит ли тот или иной комплекс ребенку, может исключительно врач на основании дополнительных обследований. В ряде случаев педиатр может назначить малышу, имеющему особенности организма, щадящие упражнения.

Метод А.Н. Стрельниковой стоит особняком среди остальных комплексов . Его называют даже парадоксальным. Суть этой системы в том, что, в отличие от традиционных подходов, автор предлагает при выполнении упражнений обращать внимание не на весь процесс дыхания, а лишь на характер и качество вдохов. Выдох же считается естественным следствием процесса вдыхания. Кроме того, грудная клетка во время вдоха, согласно системе Стрельниковой, не расширяется, а искусственным образом сжимается (этому способствуют наклоны, повороты корпуса, обхватывание ребер руками).

Но оставим специалистам спор о том, насколько один метод физиологичнее и естественнее другого. Нас, как родителей, интересует, прежде всего, результат.

Польза дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей

Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом результативность различных методов лечения, в том числе медикаментозных и альтернативных. В их числе:
— хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма;
— сахарный диабет;
— болезни сердца;
— язвенная болезнь (в стадии ремиссии);
— заболевания неврологического характера.

При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.

Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами . Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

С помощью этой удивительной гимнастики можно вылечить даже сильное

Не поддающееся другим методам воздействия (в том числе и гипнозу). Правда, для этого к основному комплексу индивидуально подбираются специальные упражнения.

С чего начать занятия дыхательной гимнастикой Стрельниковой для детей?

Осваиваем дыхательную гимнастику Стрельниковой, начав с трех базовых упражнений. Все они выполняются в ритме строевого шага (если вы имеете слабое представление, что это такое, послушайте любой марш).

«Ладошки» (упражнение для разминки)

Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела.

При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.

Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после – еще серия из 4 вдохов. Всего их надо сделать 96 (в методике это количество носит название «сотни»): всего 24 раза по 4 вдоха.

«Погончики»

Встаем прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулачки. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола.

Делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

«Насос»

Встаем прямо, слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выпрямляемся.

Так же, как и в предыдущем упражнении, делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей подходит для ребятишек 3-4 лет. «Нижней» границы возраста практически не существует. Можно заниматься до глубокой старости, так что выполняйте упражнения всей семьей!

Для первого занятия этих трех упражнений достаточно. На каждом последующем можно разучивать еще по 1 упражнению из комплекса Стрельниковой. Начинать гимнастику всегда надо упражнениями «Ладошки» и «Погончики».

Весь базовый комплекс состоит из 14 упражнений . Автор методики рекомендует делать по 3 «захода», включающих в себя все упражнения последовательно, но при нехватке времени можно ограничиться и одним или двумя «заходами».

Заниматься лучше 2 раза в день: по утрам до завтрака и по вечерам до ужина. Можно заниматься и после приема пищи, но не ранее, чем через час.

Не стоит делать гимнастику Стрельниковой для детей перед сном, так как она довольно сильно бодрит, и уложить ребенка после ее выполнения будет проблематично.

При выполнении упражнений сосредоточьтесь на вдохе (он выполняется с сомкнутыми губами) и не обращайте внимание на выдох – он должен происходить естественно!

Дошкольники, которые посещают детский сад, часто болеют респираторными и инфекционными заболеваниями, что негативно сказывается на иммунитете. Чтобы активизировать защитные силы организма, родители прибегают к разным методам, включая закаливание, спорт и приём иммуномодуляторов. Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей способствует укреплению иммунитета и общему оздоровлению ребёнка . Заниматься можно с малышами начиная с 3 лет. Но подобные упражнения полезны и для взрослых, поэтому гимнастика может выполняться всей семьёй.

Значение правильного дыхания для здоровья ребёнка

Цель дыхательной гимнастики Стрельниковой для деток дошкольного возраста состоит в укреплении здоровья . Дыхательные упражнения оказывают такое полезное воздействие на организм дошкольника:

  • Клеточки всех органов хорошенько насыщаются кислородом.
  • Дошколята учатся управлять дыханием, а значит, могут управлять и собой.
  • При правильном дыхании активизируется работа сердца, клеточек головного мозга, пищеварительного тракта и всех дыхательных органов. Иммунитет ребёнка укрепляется.
  • Дыхательную гимнастику можно считать замечательной профилактикой респираторных заболеваний.

Дыхательную гимнастику по Стрельниковой полезно делать тем деткам, которые частенько болеют простудами, бронхитами, синуситами и отитами . Полезна она и для тех, кто болеет бронхиальной астмой. Дошколята, страдающими патологиями органов дыхания, после упражнений начинают лучше дышать. Такой комплекс снижает риск осложнений, и значительно ускорят выздоровление. Во многих случаях этот метод дыхания рекомендуется как дополнение к медикаментозному лечению. При регулярном выполнении подобной дыхательной гимнастики развивается дыхательная система ребёнка и укрепляется иммунная система.

Медленный выдох способствует расслаблению ребёнка. Такая форма дыхания поможет справиться с излишней раздражительностью и волнением, благодаря чему можно избежать стресса.

Польза

Методика Стрельниковой для детей даёт впечатляющие результаты. Эти упражнения помогают в лечении большого перечня заболеваний, усиливая результат от традиционного и альтернативного лечения. Основные недуги, с которыми помогает справиться комплекс, такие:

  • хронические патологии дыхательных органов, включая бронхит и астму ;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • сахарный диабет любого типа;
  • болезни неврологического характера;
  • патологии пищеварительного тракта.

При большей части болезней проводить дыхательные упражнения можно только при достижении стойкой ремиссии.

Благодаря дыхательным упражнениям развивается гибкость и пластичность ребёнка, во многих случаях удаётся скорректировать осанку. Это объясняется тем, что во время проведения упражнений задействуются практически все группы мышц.

За счёт этой уникальной методики улучшается кислородный обмен во всех тканях организма, за счёт чего важные органы и системы начинают работать более активно .

При помощи метод Стрельниковой можно устранить даже сильное заикание у деток. Но в таком случае врач подбирает специальные упражнения.

Стартовые упражнения

Дыхание по Стрельниковой для детей лучше начинать с 3 базовых упражнений, которые легко выполнит даже маленький ребёнок . После того как малыш привыкнет выполнять эти упражнения комплекс можно постепенно дополнять остальными.

Ладошки

Ребёнок стоит ровно, ножки ровные, а ручки немного согнуты в локтях. Ладошки повернуты к полу. При вдохах ребёнок энергично зажимает кулачки, как бы пытаясь что-то взять. Движения делают лишь кистями рук, остальное тело неподвижно. Вдохи глубокие и очень шумные, выдохи спокойные. Проводят упражнение 4 раза, затем перерыв 5 секунд и продолжают . Всего сжатие рук нужно выполнить 96 раз.

В дыхательной гимнастике Стрельниковой часто встречается число 96. В данной методике это число называется сотней.

Погончики

Ребёнок стоит ровно, при этом его ладошки зажаты в кулачки.

При вдохе малыш резко разжимает кулаки и словно что-то от себя отталкивает.

Выдох должен быть свободным.

За раз выполняют восемь таких вдохов, потом делают перерыв 5 секунд и продолжают .

Всего требуется сделать 12 подходов.

Насос

Малыш стоит ровно, немного расставив ноги, ручки свободно опущены. Далее выполняют наклоны вперёд, делая спинку дугой.

Шея при выполнении этого упражнения должна быть максимально расслаблена, а голова произвольно наклоняться. При каждом наклоне кроха должен делать короткий вдох носиком.

Всего нужно провести 12 циклов, по 8 вдохов в каждом .

Дети должны делать упражнения под контролем взрослых, которые не только контролируют правильность выполнения, но и следят за самочувствием малышей.

Лечим аденоиды

В методике Стрельниковой есть многие упражнения, которые направлены на лечение тех или иных недугов. Дошкольники часто страдают аденоидами, избавиться от них помогут дыхательные упражнения.

Кошка

Малыш стоит ровно, ножки слегка расставлены. При этом упражнении ступни должны ровно стоять на полу и не отрываться от него.

Ребёночек немного приседает, как бы делая пружинку, и одновременно разворачивается в правую сторону, очень шумно вдыхая.

Выдохи должны быть свободными. Спинка должна быть ровной, а ручки могут делать своеобразные захватывающие движения. Проводят 12 подходов, по 8 вдохов .

Делать подобное упражнение можно и в положении сидя на стуле. В таком случае разворачивается только торс.

Шаги

Это два схожих упражнения, которые делают последовательно. Выполнять его нужно с ровной спиной . Всего делают 8 циклов переднего и заднего шага, по 8 выдохов в каждом:

  • Передний шаг. Ребёночек стоит ровно, ножки немного расставлены, ручки произвольно опущены. Левую ножку подтягивают к животу, носок должен быть вытянутым к полу. Одновременно с этим осуществляют пружинистое приседание на правой ножке. Между подходами делают перерыв в 5 секунд. Ноги чередуют.
  • Задний шаг. Выполняется по аналогии с предыдущим упражнением, но нога согнута в колене и отведена назад. Ручки на вдохе можно поднимать на пояс.

Если ребёнок слаб или болен, то делать передний шаг можно лёжа в постели. Задний шаг можно делать исключительно стоя, но кратность подходов можно значительно сократить.

Уже после нескольких дней упражнений ребёнок начинает лучше дышать . Исчезает храп по ночам и уменьшается заложенность носа. Малыш становится более активным и спокойным.

Лечение бронхиальной астмы

Чтобы прекратить приступы удушья, выполняют упражнение под названием „Насос”, но есть и другой комплекс, который нормализует дыхание.

Обнять плечи

Руки сгибают в локтях и стараются ими как можно крепче обхватить плечи. При обхвате делают короткий и громкий вдох, при возвращении в исходное положение спокойно выдыхают.

Руки попеременно чередуют, то есть то одна сверху, то вторая. Голову можно немного запрокидывать назад. Выполнить нужно 96 обхватов-вдохов, через каждые 8 вдохов делают 5-секундный перерыв .

Если ребёночек сильно слаб, то упражнение проводят в сокращенном режиме. В этом случае достаточно сделать 5-10 обхватов.

Повороты головкой

Малыш стоит прямо, ножки слегка расставлены, ручки на поясе. Головку нужно повернуть влево и глубоко вдохнуть, при повороте вправо выдыхают. Стартовое положение нужно принимать только после 4 подходов, для отдыха продолжительностью 10 секунд. После этого повороты делают в правую сторону, выдыхая с левой. Можно делать упражнение и в положении сидя, но требуется контролировать, чтобы спина крохи была ровной .

Лечение заикания

По методике Стрельниковой можно быстро вылечить заикание. Самыми действенными упражнениями считаются „Насос” и „Обнять плечи” . С малышами, которые заикаются, такие упражнения проводят два раза в день, делать их нужно ежедневно, до появления стойкого результата. Можно добавить и прочие упражнения, но эти два являются основными.

По заверению логопедов, при обхвате плечей, голосовые связки плотно смыкаются. Спустя два месяца регулярных занятий дыхание ребёнка становится глубоким, улучшаются все обменные процессы и значительно укрепляются мышцы носоглотки. Воздушные массы, проходя черед носоглотку, заставляют активно колебаться и плотно смыкаться голосовые связки.

Всего после одного комплекса дыхательной гимнастики, объём лёгких ребёнка увеличивается приблизительно на 200 мл.

Нужно помнить, что речевое развитие почти полностью завершается к семи годам. Именно поэтому проводить дыхательную гимнастику с проблемными детками нужно с 5-6-летнего возраста . Чтобы эффект от дыхательной гимнастики был выше, её нужно дополнить регулярными занятиями с опытным логопедом.

Особенности выполнения


Проводить дыхательную гимнастику по Стрельниковой разрешено с 3-летнего возраста
. Нужно сказать, что граничной планки не существует, такой комплекс полезен людям всех возрастов. Маленькому ребёнку обязательно понравится, если заниматься будет не он один, но и остальные члены семьи.

Сначала делают всего три базовых упражнения и только потом, постепенно, добавляют другие. Начинать гимнастику следует непременно с «Ладошек» и «Погончиков».

Автор оздоровительной методики рекомендует ежедневно выполнять по 3 захода упражнений , однако если времени нет, то полезным будет даже один цикл. Заниматься следует 2 раза в сутки – утром до завтрака и вечером до еды. Допустимо делать упражнения и в обед, но в таком случае после трапезы должно пройти не меньше полутора часов.

Нельзя делать гимнастику непосредственно перед сном. Активные дыхательные упражнения очень бодрят, поэтому уложить спать ребёнка будет весьма проблематично.