Физическая подготовка сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка как важнейшая составляющая эффективного выполнения оперативно-служебных задач сотрудников органов внутренних дел

Физическая подготовка военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур, являясь важной и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания личного состава воинских формирований, правоохранительных органов и силовых структур Республики Казахстан, направлена на повышение физической подготовленности контингента данных организаций, развитие их способностей к перенесению высоких физических нагрузок и психологических напряжений, организацию содержательного досуга.

Цель физической подготовки - обеспечение физической готовности военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур к выполнению специальных задач, соответствующих требованиям их профессиональной деятельности.

Основными задачами физической подготовки военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур являются:

развитие и поддержание на требуемом уровне физических качеств - выносливости, силы, быстроты и ловкости;

формирование специальных физических качеств и навыков;

укрепление опорно-двигательного аппарата;

профилактика заболеваний и вредных привычек, закаливание организма;

воспитание психологической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, инициативы и находчивости, упорства, выдержки и самообладания;

формирование готовности к перенесению экстремальных физических и психологических нагрузок в период подготовки и непосредственно при выполнении поставленных задач;

развитие военно-прикладных видов спорта среди военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур.

Для решения этих задач соответствующие министерства и ведомства разрабатывают и утверждают ведомственные программы физического воспитания личного состава, направленные на повышение физического развития и внедрение здорового образа жизни, освоение и развитие навыков профессионально-прикладной физической подготовки, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, обеспечивается подготовка и участие спортсменов данных ведомств в чемпионатах мира среди военнослужащих, полицейских и силовых структур.

Физическая культура среди населения

Физическая культура и спорт - одни из важнейших средств укрепления здоровья граждан страны, духовного и физического воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни. В связи с этим, первоочередная задача государства в отрасли - сделать занятия физической культурой и спортом доступными для всех слоев населения страны.

Развитие физической культуры среди населения должно осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. Взрослый человек добровольно участвует в физкультурно-спортивном движении. Самодеятельное физкультурно-спортивное движение должно быть возрождено через целую систему стимулов.

Основой физкультурно-спортивного движения страны должны стать физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы. Наряду с физкультурно-спортивными клубами могут развиваться спортивные центры, предлагающие более комфортные условия, большое разнообразие услуг.

Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа в регионах должна быть направлена на увеличение числа доступных соревнований по массовым видам спорта для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха населения, в учреждениях образования). Главная задача таких мероприятий - стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-оздоровительным занятиям, вовлекать их в соревновательную деятельность.

Следует обратить особое внимание вопросам развития национальных видов спорта, самобытных физических упражнений и народных игр и использовать их в приобщении населения к активным занятиям физической культурой и спортом.

На предприятиях и в организациях всех форм собственности должны быть реализованы права работников на занятие физической культурой и спортом в режиме трудового дня и послетрудового восстановления. Необходимы совместные усилия государственных органов, предприятий и организаций всех форм собственности для вовлечения граждан в систематические занятия физической культурой и спортом, внедрения в систему организации труда и отдыха комплекса мер послетрудовой реабилитации .

Физическая культура и спорт среди инвалидов

Серьезное внимание необходимо уделять вовлечению в физкультурно-спортивную деятельность инвалидов. Для этого необходимо обеспечить создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом в спортивных клубах и залах, подготовку спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том числе к Паролимпийским играм.

Основные понятия физической культуры, физической подготовки и спорта отражены в федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 13 января 1999 г.

Физическая культура - это часть общей культуры общества, представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, используемых человеком в процессе физкультурно-спортивной деятельности для своего физического совершенствования.

Спорт - это часть физической культуры, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную морфофункциональную и психологическую подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями.

Физическое образование - это процесс и результат овладения специализированными знаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни.

Физическая подготовка - это целенаправленный процесс улучшения физического развития и функционального состояния, повышения уровня физической подготовленности, осуществляемый в условиях служебно-профес-сиональной деятельности.

Физическое состояние является качественной характеристикой, отражающей уровень жизнедеятельности человека, и включает показатели физического развития, функционального состояния и физической подготовленности.

Физическое развитие - определяется совокупностью морфологических и функциональных признаков (свойств) организма (например, телосложение человека).

Функциональное состояние проявляется в интегральном комплексе различных показателей функционирования органов и систем организма человека: сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д. Именно они в наиболее существенной степени подвергаются изменениям в процессе активных занятий физическими упражнениями.

Физическая подготовленность является основным результатом процесса физической подготовки. Это качественно новое состояние организма человека. Физическая подготовленность характеризуется уровнем развития физических качеств и степенью сформированности двигательных навыков.

Физические качества - это свойства организма, обеспечивающие двигательную деятельность человека. К основным физическим качествам относятся: выносливость, сила, быстрота и ловкость, гибкость.

Двигательные навыки - это доведенные до автоматизма практические действия, выполняемые в соответствии с поставленной задачей. Двигательные навыки подразделяются на общие (ходьба, бег, прыжки и т.д.) и профессионально-прикладные (преодоление препятствий, боевые приемы борьбы и т.д.).

Физические упражнения - основное средство физической подготовки, двигательные действия, используемые в целях улучшения физического состояния человека вообще и повышения его физической подготовленности в частности. Физические упражнения характеризуются содержанием и формой.

Физическая подготовка как педагогический процесс является составной частью профессиональной подготовки сотрудников МВД России.

Целью физической подготовки сотрудников МВД России является формирование физической и психологической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий, а также обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

  • · подготовка к действиям, связанным с использованием специальных средств, табельного оружия, боевых приемов борьбы;
  • · подготовка к преследованию правонарушителей и длительному ускоренному передвижению на местности;
  • · овладение системой практических умений и навыков самозащиты и личной безопасности в экстремальных ситуациях служебной деятельности сотрудников;
  • · формирование необходимых интеллектуальных и профессионально-психологических качеств личности (смелость, решительность, гуманность, самодисциплина, бдительность, внимание, самообладание, настойчивость и т.д.).

Успешное решение перечисленных задач, как в подразделениях органов внутренних дел, так и образовательных учреждениях МВД России обеспечивается:

  • · подбором оптимальных средств, методов и форм обучения;
  • · высоким уровнем практической и методической подготовленности инструкторов и преподавателей;
  • · высоким качеством проведения учебных занятий;
  • · воспроизведением на занятиях по физической подготовке различных заданий, ситуаций и условий, максимально приближенных к реальным;
  • · решением различных вводных по тактике обеспечения личной профессиональной безопасности и правомерному применению специальных средств, боевых приемов борьбы;
  • · созданием и совершенствованием необходимой учебно-материальной базы;
  • · обеспечением должного контроля за выполнением учебной программы.

Образовательные, воспитательные и развивающие функции физической подготовки реализуются в условиях специализированной системы обучения, предусматривающей организацию занятий применительно к служебно-профес-сиональной деятельности сотрудников МВД России. Такая организация занятий предусматривает формирование прикладных двигательных умений и навыков, обучение сотрудников эффективному и правомерному решению практических задач правоохранительной деятельности (длительный поиск или быстрое преследование правонарушителя на местности; задержание правонарушителей, оказывающих неповиновение или сопротивление; силовое единоборство с вооруженным или невооруженным правонарушителем и т.д.).

В статье рассматриваются вопросы подготовки сотрудников правоохранительных органов с использованием служебно-прикладных видов спорта.

Прикладные виды спорта , подготовка , правоохранительные органы

Короткий адрес: https://readera.ru/140196433

IDR: 140196433

Список литературы Прикладные виды спорта как основа подготовки сотрудников правоохранительных органов

  • Ендальцев, Б.В. Совершенствование адаптационных возможностей -основное направление физической подготовки военных специалистов/Б.В. Ендальцев//Теория и практика физической культуры. -2014 -№ 9 -С. 22-24.
  • Ендальцев, Б.В. Физическая культура, здоровье и работоспособность человека в экстремальных экологических условиях: монография/Б.В. Ендальцев. -СПб.: МО РФ, 2008.
  • Вихрук, Т.И. Медико-биологическое обоснование дифференцированного подхода к организации занятий по физической подготовке курсантов/Т.И. Вихрук//Теория и практика физической культуры. -2014. -№ 9. -С. 45-47.
  • Сорокин, В.П. Физические качества как основа профессиональной подготовленности военнослужащих/В.П. Сорокин//Теория и практика физической культуры. -2014. -№ 9 -С. 28-30.
  • Основы подготовки спортсменов в прикладных видах спорта ФСКН России: отчет о НИР (закл.)/Д.А. Черменёв. -Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015.
  • Черменёв, Д.А. Занятие прикладными видами спорта (на примере служебного биатлона) как адаптация к экстремальным условиям служебной деятельности/Д.А. Черменёв//Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии: сборник материалов II Международной научно-практической конференции (Хабаровск, 8-10 октября 2014 г.)/Дальневосточный юридический институт МВД России. -Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014. -С. 229-233.
  • Фролькис, В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни/В.В. Фролькис. -Л.: Наука, 1998.

Становление отечественной системы защиты и нападения.

Тактико-технические действия рукопашного боя были разработаны усилиями большой группы специалистов, таких, как В.А.Сидоров, В.С. Ощепков, которые разными путями пришли к осознанию необходимости создания отечественной системы защиты и нападения и приступили к этой работе.

В июле 1918 г. для подготовки специалистов открываются краткосрочные курсы инструкторов спорта, впоследствии преобразованные в военные школы физического воспитания по программе, которой изучали дисциплину «Защита и нападение без оружия».

Одним из преподавателей её был В.А.Спиридонов.

Обучению приёма борьбы, бокса, джиу-джитсу большое внимание уделялось на московских курсах инструкторов спорта и допризывной молодежи. Обучение проводилось с целью повышения готовности к ведению ближнего рукопашного боя.

Созданное в 1923 году спортивное общество «Динамо», объединив в своих рядах чекистов, пограничников и работников милиции, приняло на себя основную работу по выполнению этих задач.

Официальный переход отечественной системы самозащиты на рельсы военно-прикладной физической культуры произошёл с выходом приказа Всесоюзного Комитета по делам физической культуры и спорта СНК СССР N 633 от 16.11.1938 г., в котором указывалось: «Принимая во внимание оборонное значение борьбы вольного стиля, включить в комплекс норм ГТО 2-й степени как одну из зачётных норм для мужчин спортивную борьбу, для женщин – комплекс самозащиты на основе борьбы вольного стиля»

Эта дата является официальным днём рождения борьбы самбо, как спортивного раздела самозащиты без оружия, хотя до 1974 года она носила название «борьба вольного стиля».

Под специальной физической подготовкой понимается обучение занимающихся боевым приёмам борьбы и рукопашного боя, а также физическая и психологическая подготовка в процессе этих занятий.

Установлено, что система специальной физической подготовки работников НКВД и милиции начала создаваться в 20-е годы.

Таким образом, можно заключить, что с момента образования специальной физической подготовки в процесс обучения работников милиции включались реальные ситуации нападения. Однако их вариативность была незначительной и предусматривала 1-2 технических действий в стандартных условиях.

Значительный вклад в развитие самозащиты при подготовке работников милиции в 40-е годы внёс В.П.Волков.

Автором была разработана система самбо, предусматривающая: специальные физические приёмы; боевые приёмы стоя и лёжа; борьбу в положении лёжа; освобождение от различных захватов; способы задержания и конвоирования; а также специальные приёмы, включающие действия против лиц, вооружённых сапёрной лопатой, винтовкой, револьвером и различными видами холодного оружия, кроме того, им разработана тактика самбо, которая предусматривала: обманы, вызов противника на приём, сохранение собственных сил и выматывание противника, способность скрыть собственное утомление.



В.П.Волков также предлагал изучать в процессе занятий приёмы защиты от реальных ситуаций нападений на работников милиции, встречающихся в практике, но количество предлагаемых ситуаций было незначительным.

В 50-70 годы дальнейшее развитие самбо получило в работах А.А.Харлампиева, который указывал, что применение приёмов самозащиты зависит от конкретных обстоятельств, складывающихся с момента их применения, от степени подготовленности работника милиции, а также от знания им разного рода ухищрений, уловок, применяемых преступниками.

В аналитических материалах МВД РФ говорится, что в условиях осложнения оперативной обстановки и в экстремальных ситуациях, работники ОВД нередко проявляют растерянность и беспомощность, уступают право нарушителям в умении применять приёмы самозащиты. Это свидетельствует о недостаточно эффективной системе подготовки сотрудников для успешных действий в ситуациях задержание правонарушителей.

Поэтому на занятиях по физической подготовке главное внимание должно быть сосредоточено на отработке боевых приёмов борьбы и служебно-прикладных упражнений, обеспечивающих работникам ОВД в физическом и морально-психологическом плане выполнять возложенные на них служебные обязанности в любых условиях повседневной жизни.