Функциональное состояние организма спортсмена. Оценка состояния здоровья спортсмена

Спортсменов

Диагностика функционального состояния спортсменов является одним из основных звеньев в коррекции трениро­вочного процесса и оптимизации всей системы многолетней подготовки волейболистов и баскетболистов высших раз­рядов. К сожалению, в настоящее время во многих видах спорта нет достаточного количества методов функционального исследования, сочетающих в себе высокую прогностичность, информативность и портативность.

В основе системы комплексной оценки функционального состояния спортсменов лежат системно-структурный подход и представления о спортивной деятельности как сложной иерархической, многоуровневой, динамической структуре. Низший уровень такой структуры («микроуровень») состав­ляет сам спортсмен, результативность деятельности которого определяется рядом субъективных факторов. К числу субъ­ективных факторов, определяющих успешность соревнова­тельной деятельности спортсменов, следует, прежде всего, от­нести функциональное состояние физиологических механиз­мов спортивной деятельности, под которыми мы понимаем морфологические структуры и физиологические процессы, обеспечивающие сбор, анализ, хранение и воспроизведение информации, необходимой для достижения оптимального результата спортивной деятельности.

Физиологические механизмы спортивной деятельности (ФМСД), являясь иитегративной единицей целостности дея­тельности организма, могут быть в свою очередь, разложе­ны на ряд составляющих элементов, взаимодействие которых обеспечивается множеством жестких и гибких прямых и обратных связей. Блок-схема узловых элементов ФМСД включает функциональный блок приема, анализа, хранения и воспроизведения информации; функциональный блок управ­ления и регуляции спортивной деятельности, определяющий также уровень общей функциональной активности организ­ма; функциональный блок реализации полученной информа­ции (опорно-двигательный аппарат) и блок общего функцио­нального обеспечения спортивной деятельности (блок веге­тативного и энергетического обеспечения), включающий, прежде всего, кардиореспираторную систему и систему крови, лимитирующих в конечном итоге адаптационные возможности спортсменов к физическим нагрузкам (Р.М. Баевский, 1970; Н.Д. Граевская, 1975; А.Н. Воробьев,1977; В.Л. Карпман, С.В. Хрущев, Ю.А. Борисов, 1978; В.А. Шестаков, 1982).

Таким образом, объективная текущая или этапная оценка функционального состояния спортсменов должна как минимум включать четыре батареи тестов или методик, характеризующих функции указанных выше узловых элементов ФМСД, при этом удельная значимость результатов исследования по каждому функциональному блоку будет определяться спортивной специализацией и индивидуальны­ми особенностями спортсменов. В частности, в игровых видах спорта функ­циональное напряжение спортсменов обусловлено не только значительными энергетическими тратами, но и большой ин­формационной нагрузкой, что требует в процессе текущего и этапного контроля особого внимания к состоянию сенсор­ных и регуляторных систем.

Для результативной игровой деятельности спортсменов высокой квалификации необходимы чрезвычайно быстрые, высоко координированные и точные движения, осуществле­ние которых в значительной степени связано с индивидуаль­ными особенностями приема и анализа зрительной и проприоцептивной информации и развитием у спортсменов чув­ства времени.

В процессе этапного контроля наиболее существенные различия между волейболистами высшей квалификации (мас­терами спорта) и перворазрядниками наблюдались по та­ким показателям как РДО, чувство времени и времени реак­ции выбора. Так, например, если принять величину ошибок при РДО у волейболистов высшей квалификации за 100%, то величина ошибок у волейболистов-перворазрядников со­ставила 212%, а чувство времени, соответственно - 183%, Существенно больше требовалось перворазрядникам времени для правильного решения и в опытах с определением вре­мени реакции выбора.

В опытах с определением пропускной способности зри­тельно-моторной системы оказалось, что этот показатель у волейболистов мастеров спорта также несколько выше, однако это различие составило 9% (мастера спорта 3,29 бит/сек, перворазрядники - 3,03 бит/сек). Вместе с тем, этот показатель оказался достаточно информативным в про­цессе текущего контроля. В частности, пропускная способ­ность зрительно-моторной системы под воздействием трени­ровки или соревновательной деятельности уменьшается у во­лейболистов разной квалификации, причем степень уменьше­ния находится в прямой зависимости от степени утомления спортсменов.

Функциональное состояние двигательного анализатора можно оценивать по двум показателям: способности вос­производить заданную амплитуду движения и способности дифференцировать мышечные усилия. Волейболисты разной квалификации существенно не отличаются по этим показа­телям. Вместе с тем точность воспроизведения мышечных усилий и амплитуды движений в процессе этапного и теку­щего контроля достаточно объективно отражают функцио­нальное состояние двигательного анализатора волейболистов. Для текущей оценки функционального состояния двигатель­ного анализатора может быть использован и метод вибротестометрии. Как известно, вибрационная чувствительность является сложным показателем, включающим в себя кожную и проприоцептивную чувствительность (Дж. Сомьен, 1975). Обнаруживается определенная зависимость между уровнем вибрационной чувствительности и уровнем тренировочных и соревновательных нагрузок, интенсивные физические нагруз­ки приводят к значительному падению вибрационной чувст­вительности.

Важное значение для комплексной оценки функциональ­ного состояния спортсменов имеет изучение состояния ней­рофизиологических аппаратов управления спортивной дея­тельностью, связанные с обработкой полученной сенсорной информации, принятием соответствующих решений, выработ­кой двигательных программ и контролем за их реализацией, при условии наиболее эффективного взаимодействия вегета­тивной сферы и двигательной системы спортсмена.

Для общей оценки функционального состояния управ­ляющих систем мозга может использоваться метод опре­деления уровня умственной работоспособности спортсмена. Этот метод достаточно полно отражает динамику функцио­нального состояния управляющих систем ЦНС волейболис­тов в процессе отдельных тренировочных занятий и в раз­личные периоды макроцикла. Для определения уровня умст­венной работоспособности могут быть использованы как простые методы исследования (метод корректурной, пробы), так и сложные физиологические методы. В частности, элек­троэнцефалография (С. А. Масальская, 1983) или метод регистрации медленных электрических потенциалов мозга (МЭП), которые наиболее объективно отражают состояние высших управляющих систем мозга. Данные науки позво­ляют подтвердить предположение об адекватном использо­вании динамики МЭП для анализатора резервной и оптими­зирующей роли неспецифических систем мозга и общих нейрофизиологических изменений в формировании «специфи­ческих систем обеспечения спортивной игровой деятель­ности.

При определении уровня умственной работоспособности волейболистов разной квалификации оказалось, что волейболисты-перворазрядники имели более низкий уровень умственной работоспособности в сравнении с мастерами спорта, способность к дифференцированию раздражителей у них оказалась ниже на 145%.

Подвижность нервных процессов у волейболистов высшей квалификации также выше - у волейболисток-мастеров спорта этот показатель составляет 1,03, а у перворазряд­ниц - 0,89.

Функциональное состояние опорно-двигательного аппара­та волейболистов и баскетболистов в силу особенностей игровой деятельности необходимо определять в процессе специального педагогического тестирования. Вместе с тем, для определения общего функционального состояния опорно-двигательного аппарата спортсменов можно использовать и традиционные методы исследований: динамометрию, электро- и сейсмотонографию, особенно в процессе этапного контро­ля. Согласно научным исследованиям сила кистей правой и левой руки у волейболисток-мастеров спорта составила соот­ветственно 42,5 и 40,9 кг, у волейболисток-перворазрядниц - 40,4 и 35,9 кг, у девушек, не занимающихся спортом - 32,8 и 28,7 кг. Интересно, что асимметрия между правой и левой рукой у мастеров спорта составила 1,6 кг, у перворазряд­ниц - 4,5 и у незанимающихся спортом - 4,1. Динамика этого соотношения на различных этапах подготовки изме­нялась соответственно общему функциональному состоянию. С улучшением тренированности асимметрия в силе правой и левой руки уменьшилась.

Функциональный оптимум ФМСД обеспечивается в зна­чительной степени состоянием вегетативных функций и энер­гетического обеспечения. Особенно важное значение при этом имеет кардиореспираторная система. Одним из важ­нейших интегративных показателей функционального состоя­ния кардиореспираторной системы является уровень неспе­цифической работоспособности и МПК спортсмена.

Таким образом, разработанная нами система комплекс­ной оценки функционального состояния спортсменов обеспечивает объективную характеристику состояния всех четырех функциональных блоков ФМСД: блока приема и анализа информации, управления спортивной деятельно­стью, опорно-двигательного аппарата и блока общего энер­гетического обеспечения спортивной деятельности.


4.2. Методы оценки функционального состояния сенсорных систем спортсмена


Ранее мы отметили, что кольцевая структура спортивной деятельности (см. 4.1.) включает в себя; прежде всего, физиологические системы афферентного синтеза, т. е. Прие­ма и переработки информации, на основе которой прини­маются решения и формируются двигательные программы действий, способствующих достижению оптимального спор­тивного результата.

Морфо-функциональную основу 1-го блока (приема, ана­лиза, хранения и воспроизведения информации) составляет система анализаторов и ли органов чувств (сенсорная систе­ма). Различают зрительный, слуховой, обонятельный, вку­совой и тактильный анализаторы. Кроме того, выделяют двигательный или кинестетический (осуществляющий ана­лиз раздражений от мышц и суставов - проприорецепция), вестибулярный и интероцептивный анализаторы (Иктероцептивный анализатор обеспечивает анализ раздражений от внутренних органов).

Особое значение для игровой спортивной деятельности имеют зрительный, двигательный и вестибулярный анализа­торы. Некоторые простые методы оценки функционального состояния этих анализаторов описаны нами ниже.

4.2.1. Определение пропускной способности

зрительного анализатора у спортсменов в процессе

врачебно-педагогического контроля

Пропускная способность зрительного анализатора явля­ется одним из важнейших психофизиологических показате­лей человека, который в значительной степени определяет успешность всех видов его психической деятельности, в том числе и спортивной. В современной научной и методиче­ской литературе встречается также другой термин - ско­рость переработки информации в зрительном анализаторе, который является синонимом.

Под пропускной способностью зрительного анализатора понимают его возможность принять определенное количе­ство информации в ед. времени. Обычно этот показатель измеряется в битах и сек (бит/сек), (бит – единица информации, ее количественная единица измерения). Важное значение для пропускной способности зрительного анализатора имеет объем поля зрения. Между пропускной способностью и по­лем зрения существует прямая зависимость, так как от объема поля зрения в значительной степени зависит объем зрительного восприятия (Б. Г. Ананьев, 1961).

В спортивной практике в процессе врачебно-педагогиче­ского контроля определение пропускной способности зри­тельного анализатора у спортсменов имеет важное значение, так как является интегративным показателем, отражающим общее функциональное состояние зрительного анализатора. Особенно необходимо это является в тех видах спорта, в которых зрительная сенсорная система спортсменов испыты­вает большие нагрузки. В частности, в спортивных играх и единоборствах. В этой связи изучение тренером простых методов исследования пропускной способности зрительного анализатора и применение их в спортивной практике явля­ется необходимым условием оптимизации учебно-тренировоч­ного процесса и наиболее полного решения принципа инди­видуализации тренировочных и соревновательных нагрузок.

Среди простых методов исследования пропускной способ­ности зрительного анализатора, которые могут быть реко­мендованы в спортивной практике, следует отметить метод корректурной пробы. В частности, для проведения коррек­турной пробы могут быть использованы буквенные коррек­турные таблицы В. Я. Анфимова (рис. 1). Каждая таблица состоит из 8 букв: А, В, Е, И, К, Н, С, X, встречающихся с равной вероятностью - 1/8. Всего в таблице находится 1600 букв.

Последовательность букв в корректурной таблице сле­дует рассматривать как последовательность сигналов опре­деленной статистической структуры и содержащих опреде­ленное количество информации. Отвлекаясь от семантиче­ской значимости букв, данное количество информации можно рассчитать, используя математическое обоснование для кор­ректурных таблиц с кольцами (А. А. Генкин, В. И. Медведев, М. П. Шик, 1963). Согласно этим расчетам каждая буква будет содержать 0,5436 дв. Ед. или бит, а вся таблица - 0,5436 X 1600 =869,76 бит. Если теперь определить количе­ство букв, просмотренных испытуемым в течение определен­ного времени, то можно рассчитать пропускную способность зрительного анализатора по формуле (А. А. Генкина, В. И. Медведев, М. П. Шик, 1963).

ПС = 0,5436 N-2,807 n,

где N – количество просмотренных букв;

n – число ошибок;

Т – время, необходимое для выполнения задания (в сек);

ПС – пропускная способность зрительного анализатора.

Цель – освоить метод корректурной пробы для исследования пропускной способности зрительного анализатора у спортсменов в процессе текущего и этапного врачебно-педагогического контроля.

Задачи работы:

1. В процессе самонаблюдения провести корректурную пробу с помощью буквенных корректурных таблиц.

2. Освоить методы обсчета корректурных таблиц.

3. Рассчитать пропускную способность зрительного анализатора и занести полученные данные в протокол опытов по следующей схеме: протокол опытов №, дата, цель работы, ф.и.о. испытуемого, дата рождения, спортивный стаж, спортивная квалификация, спортивная специализация, результаты исследования.

Ход работы.

Для определения пропускной способности зрительного анализатора с помощью корректурных таблиц существуют два приема:

Регистрировать время, необходимое для просмотра всей таблицы,

Дозировать задание по времени.

Наиболее удобным является последний прием, так как он позволяет одновременно обследовать большую группу испытуемых (класс, секцию, команду и т.д.).

Ход эксперимента заключается в следующем: преподаватель дает задание просмотреть таблицу слева направо (как книгу), отыскивать и зачеркивать одну из букв. Например, букву “А”.

Работа начинается по команде «Марш» (одновременно включается секундомер), по истечении 2 или 4 минут дается команда «Стоп!» и испытуемые галочкой от­мечают место, где они остановились.

Заполненные таблицы анализируются. Во-первых, подсчи­тывается количество всех просмотренных букв, включая и те, которые не зачеркивались («N»). Затем подсчитываются ошибки, в число которых входят:

Пропуск целой строки (одна ошибка);

Пропуск буквы, которую необходимо было зачеркнуть;

Зачеркивание буквы, которую необходимо было про­пустить;

Исправления уже зачеркнутых букв.

Следует отметить, что в подавляющем большинстве слу­чаев испытуемые допускают пропуск буквы, которую было необходимо зачеркнуть (пропуск полезного сигнала), более редко встречается пропуск целой строки.

Далее, используя указанную выше формулу, рассчитыва­ют пропу-скную способность зрительного анализатора. В среднем у здорового взрослого человека она колеблется в пределах 2-4 бит/сек. Ее величина зависит от функциональ­ного состояния человека, возраста, пола и др. факторов(табл. 5).

Таким образом, с помощью буквенных корректурных таб­лиц возможно относительно точное количественное опреде­ление пропускной способности зрительного анализатора человека. Данный метод прост, требует немного времени (2- 4 минуты) и может быть использован в условиях естествен­ного и лабораторного эксперимента одновременно при об­следовании большой группы испытуемых.

Наконец, с помощью буквенных корректурных таблиц, используя специальные методы обсчета, можно параллельно определению ПС зрительного анализатора измерять уровень умственной работоспособности, подвижность нервных процес­сов и состояние дифференцированного торможения (М. В. Антропова, 1968; Г. Н. Сердюковская, С. М. Тром­бах. 1975; Ю. А. Ермолаев, 1979 и др.).

Возможно использовать несколько форм применения описанного выше метода в процессе врачебно-педагогического контроля: 1) ис­следование ПС зрительного анализатора непосредственно на тренировочных занятиях или соревнованиях; 2) исследова­ние до и после тренировки или соревнования; 3) исследова­ние до тренировки (соревнования) и после, в процессе вос­становления (через 20-30 минут, 4-6 часов, 24 и 48 часов); 4) исследование в день тренировки (соревнований) утром и вечером; 5) исследование в начале и конце микроцикла или в течение микроцикла; 6) исследование в отдельные перио­ды макроцикла.

Оценивая показатели ПС зрительного анализатора до и после тренировочных или соревновательных нагрузок, мож­но определить степень воздействия этих нагрузок в сово­купности с другими показателями, дать объективную оценку функциональному состоянию спортсмена и уровню его трени­рованности.

Формой врачебных обследований являются врачебные осмотры, которые разделяются на первичные, повторные и дополнительные.

При первичном осмотре врач решает два основных вопроса: можно ли данному лицу заниматься физическими упражнениями и если можно, то какими и в какой степени. Разрешая заниматься спортом, врач должен рекомендовать вид спорта, учитывая, с одной стороны, морфологические и функциональные особенности исследуемого лица, с другой - требования, предъявляемые тем или иным видом спорта к организму спортсмена.

Повторный врачебный осмотр, проводимый по плану, систематически через определенные промежутки времени, составляет сущность диспансерного наблюдения. Основной задачей повторных осмотров является определение воздействия занятий физическими упражнениями на организм.

Дополнительный врачебный осмотр представляет собой внеплановое обследование, обязательное после перенесенной болезни или длительного пропуска тренировок по каким-либо другим причинам (в этих случаях тренер или преподаватель не имеет права допустить к занятиям и тренировкам без разрешения врача). К дополнительным осмотрам относится также врачебный осмотр перед соревнованием, так как без врачебного заключения спортсмен к соревнованиям не допускается.

Для решения всех этих вопросов спортивный врач располагает рядом методов исследования, которые разделяются на субъективные и объективные. Ксубъективным методам относится опрос, или анамнез, который разделяется на общий анамнез жизни и спортивный анамнез. К объективным методам - ряд антропометрических измерений, позволяющих оценить физическое развитие исследуемого лица.

После опроса и затем антропометрических измерений врач переходит непосредственно к врачебному исследованию, которое начинается с внешнего осмотр а обследуемого, далее используются пальпация (ощупывание), перкуссия (выстукивание) и аускультация (выслушивание). Эти методы исследования также относятся к объективным и, несмотря на широкое и сейчас все возрастающее применение сложных инструментальных методов исследования, не потеряли своего значения. Они обязательны при всяком врачебном исследовании.

При пальпации врач определяет путем осязания упругость, влажность и другие качества кожи, частоту пульса, сердечный толчок, состояние лимфатических желез в различных участках тела, наличие или отсутствие увеличения печени и селезенки, состояние мышц, костей, суставов и др.

Перк у с с и я позволяет по характеру и интенсивности звука, возникающего при постукивании пальцем одной руки по пальцу другой руки, наложенному на тот или иной участок тела (грудной клетки, брюшной полости или др.), определить, что находится под пальцем - плотное тело, жидкость или воздух, от чего зависит изменение характера звука. Например, при постукивании по поверхности грудной клетки над здоровым легким бывает ясный звук; если же звук будет тупым (как при постукивании по поверхности бедра), значит, в самом легком есть уплотнение или под пальцем находится плотное тело, в частности сердце. Это дает возможность врачу определить границы сердца, не прибегая к рентгеновскому исследованию.

Аускультация позволяет выслушать непосредственно ухом или специальным прибором (стетоскоп, фонендоскоп), прикладываемым к той или иной точке тела, звуки, возникающие во внутренних органах при их функции (тоны и шумы при выслушивании сердца, дыхательные шумы и хрипы при выслушивании легких и др.).

Такое врачебное обследование позволяет врачу составить достаточно полное представление о состоянии здоровья исследуемого лица и поставить предварительный диагноз. Для уточнения, проверки и углубления полученных при таком исследовании данных и поставленного диагноза используются прежде всего вспомогательные, инструментальные методы исследования, которые также называются объективными методами. К ним относятся и простые (приборы для измерения артериального давления, спирометр, динамометр и др.), и сложные (рентгеновский аппарат, электро-, фоно- и векторкардиографы, механокардиограф, спирограф, азотограф и др.) методы.

Стремление добиться максимальной объективности при врачебном обследовании привело к созданию приборов, с помощью которых можно непосредственно видеть внутренние органы и полости человеческого тела и определять глазом возможные изменения в них.

Для наблюдений за состоянием глазного дна создан офтальмоскоп, за гортанью - ларингоскоп, желудком - гастроскоп, мочевым пузырем - цистоскоп, бронхов - бронхоскоп и т. д.

Наконец, врач обязательно направляет исследуемого на различные лабораторные исследования, т. е. биохимические и микроскопические анализы различных выделений (моча, кал, мокрота, пот, слюна, желудочный сок, желчь и др.), а также на исследование крови - морфологического и биохимического ее состава - и другие исследования, в зависимости от специальных медицинских показаний. Это тоже объективные методы исследования.

Для более полноценного и всестороннего исследования спортивный врач-диспансеризатор, который должен быть по специальности терапевтом, т. е. специалистом по заболеваниям внутренних органов, широко использует консультации различных специалистов - хирурга, невропатолога, ларинголога, окулиста, гинеколога и т. д.

Суммируя все полученные в отношении обследуемого лица данные, врач получает окончательное представление о состоянии его здоровья и физическом развитии.

Однако все эти данные, полученные в состоянии покоя, не всегда могут помочь ответить на вопрос о состоянии функции систем и органов человека, вопрос, который имеет огромное значение, в частности для занимающихся физической культурой и спортом. Для этого необходимо изучить и оценить реакцию (акция - это действие, реакция - это ответное действие) организма, его систем и органов на какое-либо воздействие, какой-либо фактор.

Определение и оценка функционального состояния органов и систем организма как целого носит название функциональной диагностики.

Расширение возможностей функциональной диагностики в спортивной медицине становится все более и более необходимым. Этого требует, с одной стороны, рост спортивных достижений, при котором правильная оценка функционального состояния организма спортсмена все более усложняется, с другой - важность определения оптимальной дозы физической нагрузки для данного лица, т. е. ее максимальной индивидуализации.

Исследование функционального состояния систем и органов проводится путем использования так называемых функциональных проб.

При функциональной пробе изучаются реакции органов и систем на воздействие какого-либо фактора. Выбор того или иного фактора зависит от поставленных перед функциональным исследованием задач. Однако обязательным условием должна быть возможность его строгого дозирования. Только при этом условии можно сравнивать реакцию у одного и того же лица при различном функциональном его состоянии или у разных лиц. Совершенно очевидно, что, применяя различные дозы воздействия, можно получить, например, одинаковую реакцию у лиц с разным функциональным состоянием, и в этом случае оценка ее, естественно, не будет объективной.

При любой функциональной пробе вначале определяют исходные данные исследуемых показателей, характеризующие систему или орган в покое, затем данные этих показателей сразу после воздействия того или иного дозированного фактора и, наконец, время возвращения их к исходному уровню. Последнее позволяет определить длительность и характер восстановительного периода.

Чрезвычайно важно знать об изменении ряда функциональных показателей (например, частота пульса и дыхания, электрокардиограмма и др.) непосредственно при выполнении физической нагрузки. Это стало сейчас возможным благодаря применению метода телеметрии, который все более совершенствуется. Разработанные в последние годы легкие портативные датчики, не стесняющие движений спортсмена, и достаточно надежные принимающие устройства позволяют считать этот метод исследования функции весьма перспективным.

Наиболее часто в функциональной диагностике используется функциональная проба в виде физической нагрузки различной интенсивности. Она точно дозируется специальными приборами - различными эргометрами, среди которых наибольшее распространение получил велоэргометр. Широко применяется дозирование физической нагрузки и без велоэргометра (хотя оно и менее точно): бег на месте, приседания, ходьба по лестнице, восхождение и спуск на табуретку определенной высоты (степ-тест) и др. Все эти нагрузки дозируются как определенным темпом, так и длительностью их выполнения (например, бег в течение 2 мин. с темпом 180 шагов в 1 мин. и др.).

Кроме физической нагрузки в функциональной диагностике используются и другие пробы. К ним относятся пробы с изменением внешней среды, фармакологические, пищевые и пр.

Среди проб с изменением внешней среды основную группу составляют так называемые дыхательные пробы - задержка дыхания на вдохе и выдохе, вдыхание газовых смесей с различным процентным содержанием кислорода (пониженным до 10-16% или повышенным до 100%) или углекислоты, а также температурные пробы (например, холодовая и тепловая) и др.

К фармакологическим функциональным пробам относится введение в организм разных химических веществ в безвредных для него дозах, однако дающих определенные реакции, различные в зависимости от функционального состояния организма.

Пищевые пробы заключаются в исследовании реакции на введение определенного количества различных пищевых веществ, жидкости и др.

К прочим пробам относятся ортостатическая и клиностатическая пробы для оценки вегетативной нервной системы по реакции пульса на изменение положения тела в пространстве (методику проведения этих проб.

Следует иметь в виду, что нельзя правильно оценить функциональное состояние организма спортсмена, исследуя только один какой-либо функциональный показатель. Необходимо комплексное изучение функционального состояния организма, включающее ряд показателей, характеризующих различные стороны функции организма в целом или отдельных его органов и систем. Однако комплекс в функциональном исследовании не должен быть всегда стандартным, одинаковым. Включение тех или иных показателей в комплексное исследование определяется теми задачами, которые в каждом конкретном случае ставит врач или тренер при изучении функционального состояния конкретного лица. Это значит, что при каждом новом функциональном исследовании комплекс показателей может изменяться, если изменяются задачи исследования, или оставаться прежним, если задачи не меняются.

Обычно изучаются изменения показателей сердечно-сосудистой системы (пульс, артериальное давление, электрокардиограмма и др.), дыхательной системы (частота дыхания и его объем, поглощение кислорода и выделение углекислоты и др.), пищеварительной и мочевыделительной систем (желудочный сок, кал, моча и др.), системы крови (количество эритроцитов, количество и характер лейкоцитов, биохимические показатели крови и т. п.) и др.

Поскольку в организме человека подчас нельзя отделить функцию одной системы от функции другой, так как они тесно взаимосвязаны и взаимно компенсируют друг друга (например, система кровообращения и дыхания), то применяются и такие пробы, с помощью которых исследуют сочетанную функцию двух и более систем организма. К таким пробам относится, например, определение максимального поглощения кислорода и ряд других.

Функциональные пробы разделяются на специфические и неспецифические. Специфическими (адекватными) называют такие функциональные пробы, фактором воздействия в которых служат движения, свойственные конкретному виду спорта. Например, для боксера такой пробой будет бой с тенью, для гребца - работа в гребном аппарате и т. п. К неспецифическим (неадекватным) относятся пробы, в которых используются движения, в той или иной мере свойственные всем видам спорта, например бег на месте, приседания, степ-тест и др. Неспецифические пробы позволяют в известной степени судить об общей физической подготовленности и проводятся без особого учета специализации (в основном это пробы, включающие бег на месте или приседания).

Кроме того, функциональные пробы могут быть одномоментные, когда используется один фактор воздействия (например, 20 приседаний, или 60 подскоков, или 2-3-минутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин.), двухмоментные - когда их два, и комбинированные - когда их больше двух. К последнему виду относится широко распространенная проба Летунова, включающая в себя три варианта физической нагрузки.

Первый - это выполнение 20 приседаний, после чего в течение

3 мин. измеряются пульс и артериальное давление и другие показатели; второй - нагрузка в виде бега на месте в максимальном темпе в течение 15 сек., после чего испытуемый наблюдается в течение

4 мин.; третий вариант - 3-минутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин. с последующим наблюдением в течение 5 мин. В этой пробе 20 приседаний служат разминкой для последующих нагрузок.

Изменения пульса и артериального давления после 15-секундного бега в максимальном темпе отражают приспособление сердечнососудистой системы спортсмена к скоростной нагрузке, а после 3-минутного бега - к нагрузке на выносливость.

Очень важным при функциональных пробах с физической нагрузкой является качество их выполнения и дозировка по темпу выполнения движений. Проба с 20 приседаниями должна быть проведена за 30 сек., причем необходимо, чтобы приседания были глубокими. При каждом из них руки вытягиваются вперед, при вставании - опускаются. Проба с бегом на месте в темпе 180 шагов в 1 мин. проводится под метроном при сгибании бедра на 70°, голени - до образования угла с бедром, равного 45-50°, со свободными движениями рук, согнутых в локтевых суставах, как при обычном беге.

Возникает вопрос, где же целесообразнее исследовать функциональное состояние организма спортсмена: непосредственно на местах тренировок и соревнований или во врачебном кабинете, в лабораторных условиях, где даже специфическая функциональная проба является лишь имитацией спортивной деятельности?

Конечно, исследование влияния непосредственной спортивной деятельности на организм спортсмена имеет огромное значение. Поэтому в спортивной медицине очень много внимания уделяется врачебно-педагогическим наблюдениям (см. гл. 9), на основании которых тренер, преподаватель и врач делают существенно важные выводы.

Однако такие исследования при всей их ценности имеют и отрицательные стороны. Дело в том, что в этих условиях может быть использовано очень ограниченное число методов исследования, для которых существует портативная аппаратура.

Что же касается функционального исследования в лаборатории, то, хотя там спортивная деятельность имитируется или применяется неспецифическая нагрузка, диапазон возможностей для всестороннего комплексного исследования значительно шире, так как может быть использована сложная стационарная аппаратура.

Таким образом, функциональная диагностика в спортивной медицине должна проводиться как в условиях лаборатории, так и непосредственно на местах тренировок и соревнований. Такое сочетание позволяет наиболее точно определить функциональное состояние организма спортсмена, что является после определения состояния здоровья и физического развития одной из основных задач спортивного врача.

При изучении реакции организма на то или иное воздействие следует обращать внимание на степень изменения определяемых показателей по сравнению с исходными данными и, что очень важно, длительность возвращения этих показателей к исходным данным. Правильная оценка степени реакции и длительности восстановления позволяет достаточно точно оценить состояние функции исследуемого.

При выборе показателей, используемых в исследовании, надо исходить из того, что часть из них характеризует функциональные возможности, часть - функциональные способности организма спортсмена. Следует различать эти разные понятия - возможности и способности. Например, высокий рост есть показатель функциональной возможности для игры в баскетбол. Однако для того чтобы эту возможность использовать, требуется длительная тренировка, в результате которой функциональная возможность превращается в функциональную способность.

Иначе говоря, функциональные возможности - это статическое понятие, в то время как функциональные способности - понятие динамическое; функциональные способности представляют собой умение использовать свои возможности, что достигается в процессе тренировки. Конечно, чем выше функциональные возможности организма, тем потенциально выше и его функциональные способности. Однако не всегда удается научить спортсмена полностью использовать свои функциональные возможности.

Поэтому, например, баскетболист меньшего роста, чем его товарищ по команде, может превосходить его по мастерству.

Врач помогает тренеру в оценке возможностей и способностей спортсмена, указывает, в каком случае можно повысить его возможности, а в каком сразу начинать учить использованию этих возможностей.

Определяя состояние здоровья, врач одновременно диагностирует предпатологические состояния и патологические изменения, принимает меры к их лечению и разрабатывает пути предупреждения заболеваний. Чем раньше выявляются отклонения в состоянии здоровья, тем эффективнее будет их лечение.

Ранняя и точная диагностика связана с постоянным совершенствованием методов функциональной диагностики.

С каждым годом ширится арсенал методов, которыми располагает спортивный врач при исследовании различных систем и органов у спортсмена. Например, при изучении сердечно-сосудистой системы начал использоваться метод определения сократительной функции миокарда, векторкардиография и др.

Все большее распространение получает метод оксигемометрии. С помощью этого метода, позволяющего бескровно, длительно и непрерывно определять изменения насыщения артериальной крови кислородом, можно точно и быстро изучать ряд важных показателей функции дыхания и кровообращения. Он позволяет также существенно объективизировать широко используемую пробу с задержкой дыхания.

Спортивная медицина занимается изучением у спортсменов главным образом сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так как еще не располагает методами быстрого и точного исследования функций эндокринной, пищеварительной и других важнейших систем и органов (так называемые экспресс-методы). Поэтому функции этих систем изучаются пока главным образом в специализированных учреждениях - институтах, клиниках и т. д. Однако в этом направлении ведется большая научно-исследовательская работа, и недалеко то время, когда организм спортсмена будет исследоваться всесторонне в обычном врачебном кабинете или на местах тренировок и соревнований.

Результатом многосторонней подготовки является спортивная подготовленность, или, как принято говорить, тренированность. Это состояние характеризуется повышенной работоспособностью, в особенности в тех упражнениях, в которых спортсмен тренировался.

Тренированность, с точки зрения физиологии, приобретается посредством замечательной способности всего живого изменяться и совершенствоваться под влиянием соответствующих воздействий внешнего мира. «Работа строит орган»,- говорят физиологи. Такая пластичность организма позволяет, применяя физические упражнения, развивать и укреплять его органы и системы, совершенствовать их деятельность, улучшать работоспособность в целом.

На этой основе возрастает мышечная , повышается быстрота движений, приобретается выносливость, улучшается подвижность в суставах.

Подготовленность спортсмена повышается также за счет приобретения двигательных навыков и улучшения способности выполнять самые сложные движения спортивной техники. Условнорефлекторная природа образования двигательных навыков объясняет огромные возможности в техническом совершенствовании спортсмена.

Наконец, подготовленность спортсмена значительно повышается за счет совершенствования его способности проявлять волевые качества, быть смелым и хладнокровным бойцом. Данные психологии и физиологии говорят об огромных скрытых силах человека, путь к раскрытию которых лежит через совершенствование его психической сферы.

Основным показателем уровня тренированности спортсмена являются спортивные результаты. Однако при этом обязательно учитываются внешние условия (погода, состояние грунта, характер соревнований и пр.).

По результатам соревнования и прикидок можно судить больше об общем уровне тренированности и меньше об отдельных сторонах подготовленности спортсмена. В настоящее время в процессе круглогодичной тренировки для определения отдельных сторон подготовленности применяют контрольные упражнения по общей и специальной физической подготовке и по технической подготовке.

Уровень общей физической подготовленности контролируют упражнениями на быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость. Упражнения подбираются с учетом возраста спортсменов и степени их подготовленности.

В каждом виде спорта есть свои контрольные упражнения по специальной физической подготовке. Ими определяется , быстрота, выносливость и гибкость применительно к данному виду спорта. Например, толкатель ядра измеряет свою силу толканием штанги, быстроту - бегом на 30 м, прыгучесть - прыжком в длину с места. Наблюдения дают возможность судить о недостатках в технике движений спортсмена и его тактике. Лучше, если анализ техники и тактики производится на основании кинограмм и записи хода соревнования. Большая роль в этом принадлежит аппаратным методам срочной информации.

Примером контрольных упражнений по технической подготовке могут служить: число попаданий мячом в кольцо у баскетболистов цли в цель у футболистов, точность движений во время выполнения спортивного упражнения и т. п.

Поскольку состояние тренированности спортсмена органически связано с его здоровьем и работоспособностью, важными показателями являются данные врачебного контроля (функциональные пробы, рентгеноскопия, кардиография, анализ состава крови, анализ мочи и др.), по которым судят о состоянии здоровья, о работоспособности и функциональных изменениях отдельных органов и систем.

Для оценки тренированности большую роль играют данные самоконтроля - систематического наблюдения за своим весом, за изменениями окружностей голеней, бедер, , плеч, за частотой пульса, за качеством сна, аппетита, за общим самочувствием.

Разумеется, серьезное значение имеют наблюдения преподавателя или тренера за спортсменом.

Данные врачебного контроля, самоконтроля, результаты соревнований и выполнения отдельных упражнений, а также другие показатели позволяют глубоко анализировать состояние тренирующегося, контролировать ход его тренировки, вносить в нее требуемые поправки, помогают укрепить здоровье, обеспечить правильное и эффективное руководство тренировочным процессом, высокий рост тренированности, а значит, и рост спортивных результатов.

В зависимости от правильности, систематичности, длительности и интенсивности процесса тренировки, а также от соблюдения гигиенического режима и других условий тренированность спортсмена может быть большей или меньшей.

Состояние готовности к соревнованию нередко называют спортивной . Этот условный термин равнозначен подготовленности. Однако надо знать, что в проявлении тренированности главнейшую роль играет состояние центральной нервной системы. Значимость соревнований, условия их проведения и другие воздействия окружающего мира в значительной мере определяют состояние центральной нервной системы, в связи с чем могут быть улучшены или ухудшены спортивные результаты.

Обычно в предстартовые дни нервная возбудимость спортсмена нарастает, достигая оптимально высокого уровня в день соревнования и резко снижаясь после него. Также волнообразно изменяется и работоспособность. Следовательно, на фоне постепенно повышающейся тренированности спортсмен проявляет все свои сиЛы и возможности лишь в соревновательные дни. Вот и выходит, что «спортивная форма», или, точнее сказать, «боевая готовность», создается для каждого соревнования, в котором спортсмен хочет хорошо выступить.

Отсюда понятно, что уровень подготовленности и спортивное достижение совпадают. Несовпадение может быть при неблагоприятных внешних условиях, например при плохой погоде, неудачном подборе лыжной мази, испорченной дорожке и т. п.

Тренированность может и должна постепенно улучшаться на протяжении даже очень длительного времени, обеспечивая спортсмену при его высоких моральных и волевых качествах, при строгом соблюдении гигиенического режима, при правильном чередовании тренировочных занятий и дней отдыха все лучшие спортивные достижения.

При правильной тренировке эта подготовленность должна возрастать из года в год, несколько снижаясь в переходный период в связи с прекращением или уменьшением на некоторое время тренировки в избранном виде спорта.

Тренированность возрастает с каждым годом до определенного возраста. Однако нельзя установить точные возрастные пределы. Здесь весьма важную роль играют индивидуальные особенности спортсмена и социальные условия жизни. Можно только сказать, что наибольших возможностей для спортивного расцвета человек достигает: в видах спорта, требующих искусства в движениях, выполняемых без особых силовых напряжений (фигурное катание, прыжки в воду и на лыжах), в 17-25 лет, а при значительных проявлениях силы (гимнастика) - в 23-28 лет; в видах спорта, требующих преимущественно быстроты движений (спринт), - в 22-24 года, а там, где нужна «взрывная» сила (прыжки, метания), - в 22- 28 лет; в видах спорта, требующих выносливости в работе небольшой продолжительности (средние дистанции), - в 23-26 лет, а в длительных упражнениях, как и при проявлении максимальной силы,- в 25-30 лет.

Если «фундамент» будущей специализации спортсмен создает смолоду, то он раньше «расцветает» в спорте. При запоздалом начале спортивной специализации позднее приходит и наибольший успех. Кроме того, паспортный возраст часто расходится с физиологическим возрастом.

Достигнутый наивысший уровень тренированности может удерживаться несколько лет, разумеется, при соблюдении всех правил тренировки. И в дальнейшие годы, несмотря на снижение спортивных результатов, спортсмен должен продолжать тренировку.

В нашей стране закономерно спортивное долголетие, обеспечивающее сохранение здоровья и работоспособности и а долгие годы.

Оценка состояния здоровья спортсмена.

1. Медицинская история.

2. Спортивная история.
Спортивный стаж, количество соревнований (игр), количество травм, физическое состояние.

3. Вопросы, задаваемые спортсмену:
Семейная история, жалобы спортсмена

4. Физическое обследование:

Кардиологическое

Респираторное

Гастрическое

Урологическое

Ортопедическое

Неврологическое

Лабораторное

5. Обследование осанки.
Цель: оценка равновесия или неравновесия мышц и осанки в различных планах и срезах.

6. Антропометрическое обследование.
Общая оценка телосложения - вес, рост, % жира, %мышечной массы Оценка костной структуры

7. Неуромышечное обследование:

- Мышечная сила и мощность.

Гибкость

Скорость

Координация

Скорость реакции

8. Метаболическое обследование:

Аэробная выносливость - оценка на беговой дорожке, оценка в "полевых условиях" (3200 м.)

Анаэробная выносливость - лабораторные тесты, тесты на спортивной площадке.

9. Анаэробный порог:

Лактатный тест - беговая дорожка, "полевые условия"

Беговой тест (3200 м.)

10. Психологическое тестирование.
Цель: выявление индивидуальных особенностей спортсмена и моделирование перспективного поведения, в том числе в экстремальных ситуациях.

11. Тестирования, направленные на выявление параметров организма, приоритетных для данного вида спорта.

Дополнительные тесты

«Скамья Велса» - тест на гибкость
Цель: добиться максимального расстояния при сгибании корпуса вперед в положении сидя. Данный тест оценивает растяжение мышц и показывает гибкость спортсмена.

Переметрия.
Цель: определение объема мышечной массы конечностей и его сравнительный анализ. При наличии дисбаланса необходимо добиться равенства.

Изокинетическое обследование конечностей.
Цель: выявление дисбаланса силы конечностей и сравнительная оценка эксцентричной и консентричной силы.

Прыжковый тест.
Цель: определение взрывной силы, участия мышечных волокон в процентном соотношении, использования накопленной мышечной эластичной энергии, интра- и интермышечной координации.

Приборные тесты.

Параметры оценки:

Сравнительный параметр мышц до и после работы.

Линейное и угловое ускорение мышц.

Измерение средней и максимальной скорости.

Измерение средней и максимальной мощности.

Измерение средней работы

Динамический тест:

Возрастающий вес.

Реальная скорость при силовой работе.

Тест на мощность.

Тест на максимальный вес.

Тест на гибкость.

Тест Chrono:
Определяет финальное время, время, дистанцию, скорость прохождения каждого круга. Определяет время восстановления между каждой серией. Определяет совокупное количество кругов.

Система Globus:
Биомеханический анализ движений. Оценка выполнение изотонической, изометрической и плиометрической тренировки. Суммарный контроль проведенной работы.

Приборы Work test.
Метод служащий для определения дисбаланса в развитии конечностей, с графическим отображением степени неравенства.

Совокупные интегральные системы.
Суммарный режим: анализируют скорость, дистанцию и частоту сокращения сердца во время и в конце упражнения.

Пульсометры.
Он-лайн передача данных о ЧСС с определением коридора сокращений во время тренировки. Отчет с построением графиков и анализом.

Последние Новости о спортивной медицине.

Курсы повышения квалификации по программе «Спортивная психология». Июнь 2019 год.

АНО ДПО "Национальный институт биомедицины и спорта"

66

Новый футбольный клуб ищет врача команды. Срочно.

Сезон стартует через 10 дней 683

Функциональное состояние организма спортсменов изучается в процессе углубленного медицинского обследования (УМО). Для суждения о функциональном состоянии организма используются все методы, включая и инструментальные, принятые в современной медицине. При этом изучается функционирование различных систем и дается комплексная оценка функционального состояния организма в целом.

Изучение функционального состояния организма спортсменов является одной из важнейших задач спортивной медицины. Информация о нем необходима для оценки состояния здоровья, выявления особенностей деятельности организма, связанных со спортивной тренировкой, и для диагностики уровня тренированности.

Тренированность является комплексным врачебно-педагогичеким понятием, характеризующим готовность спортсмена к достижению высоких спортивных результатов. Тренированность развивается под влиянием систематических и целенаправленных занятий спортом. Уровень ее зависит от эффективности структурно-функциональной перестройки организма, которая сочетается с высокой тактико-технической и психологической подготовленностью спортсмена. Ведущая роль в диагностике тренированности принадлежит тренеру, который осуществляет комплексный анализ медико-биологической, педагогической и психологической информации о спортсмене. Очевидно, что надежность диагностики тренированности зависит от медико-биологической подготовленности тренера, которому необходимо хорошее знание основ специальной функциональной диагностики.

Надо заметить, что это отражает ведущую роль тренера и преподавателя физической культуры во всем многообразном комплексе проблем, связанных со спортивной тренировкой. Еще сравнительно недавно диагностика тренированности была прерогативой спортивного врача. Новые, более конкретные задачи, стоящие сейчас перед спортивной медициной (см. гл. I), нисколько не уменьшили его роли как в диагностике тренированности, так и в управлении тренировочным процессом.

Поскольку термин «тренированность» приобрел более универсальный характер в современном спорте, потребовалось новое определение того круга вопросов, которые решает спортивный врач в процессе диагностики тренированности (оценка состояния здоровья, физического развития, функционального состояния систем организма и т. д.). Весьма удобным в этом отношении оказался термин «функциональная готовность». Уровень функциональной готовности организма спортсмена (в сочетании с данными о его физической работоспособности) может быть реально использован тренером для диагностики тренированности.

Для изучения функционального состояния систем организма спортсмена его исследуют в условиях покоя и в условиях проведения различных функциональных проб. Данные сопоставляются с нормальными стандартами, полученными при обследовании больших контингентов здоровых людей, не занимающихся спортом. В процессе такого сопоставления устанавливается либо соответствие нормальным стандартам, либо отклонение от них. Отклонение чаще всего является следствием тех функциональных изменений, которые развиваются в процессе спортивной тренировки (например, замедление частоты сердцебиений у хорошо тренированных спортсменов). Однако в некоторых случаях оно может быть связано с утомлением, перетренированностью или заболеванием.