Техника спортивных упражнений в доу. Тема работы: Спортивные упражнения в дошкольном образовательном учреждении

Цель данной работы – рассмотреть спортивные игры и упражнения,. как элемент помогающий решить основные задачи физического воспитания, более конкретно,определится с выбором спортивной игры, . которую воспитатель может провести на прогулке или в спортивном зале, в свободное от занятий время, тем самым закрепляя основные движения, изучаемые на физкультурном занятии. Например, если основной целью занятия были упражнения на метание, то вполне логично будет запланировать игру в баскетбол или бадминтон в иное время. Для наиболее легкого выбора спортивной игры, мы составили таблицу, где указаны по каждой группе основные движения, подвижные игры, направленные на закрепление основных движений, спортивные упражнения, и непосредственно спортивные игры, с подробным пошаговым описанием организации занятий, для наиболее правильного овладения техникой спортивных игр, с учетом усложнения программы и физических навыков детей, соответствующих их возрасту. Спортивные игры описаны только для старшей и подготовительной группы. т.к. даже в этом возрасте проводится не чистая игра с полным набором правил и временных рамок, а только элементы спортивных игр, спортивные развлечения. Это связано с тем, что спортивные игры требуют длительных тренировок, огромного физического и нервного напряжения. При дозированной нагрузке дети овладевают элементами спортивных игр, которые в дальнейшем позволят более быстро овладеть техникой спортивной игры в полном объеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1/1/2011 г.

ПЛАН – ПАМЯТКА |

МДОУ ДСОВ № 35

обучение детей спортивным играм и упражнениям в детском саду

Цель данной работы – рассмотреть спортивные игры и упражнения,. как элемент помогающий решить основные задачи физического воспитания, более конкретно,определится с выбором спортивной игры, . которую воспитатель может провести на прогулке или в спортивном зале, в свободное от занятий время, тем самым закрепляя основные движения, изучаемые на физкультурном занятии. Например, если основной целью занятия были упражнения на метание, то вполне логично будет запланировать игру в баскетбол или бадминтон в иное время. Для наиболее легкого выбора спортивной игры, мы составили таблицу, где указаны по каждой группе основные движения, подвижные игры, направленные на закрепление основных движений, спортивные упражнения, и непосредственно спортивные игры, с подробным пошаговым описанием организации занятий, для наиболее правильного овладения техникой спортивных игр, с учетом усложнения программы и физических навыков детей, соответствующих их возрасту. Спортивные игры описаны только для старшей и подготовительной группы. т.к. даже в этом возрасте проводится не чистая игра с полным набором правил и временных рамок, а только элементы спортивных игр, спортивные развлечения. Это связано с тем, что спортивные игры требуют длительных тренировок, огромного физического и нервного напряжения. При дозированной нагрузке дети овладевают элементами спортивных игр, которые в дальнейшем позволят более быстро овладеть техникой спортивной игры в полном объеме.

1. Спортивные игры. Их взаимосвязь с основными видами движений, подвижными играми и спортивными упражнениями.

1.1. Бадминтон.

Игра проводится на площадке размером от 3.5×8 до 5×10м. посередине на высоте 130 см. натягивается сетка. Играющие попеременно отбивают волан через сетку. Если попавший допустил ошибку (дал волану упасть на свою площадку, отбил его за пределы площадки партнера или в сетку, ударил ободом ракетки), то подача происходит к другому игроку. Если ошибся защищающийся, то подавшему засчитывается очко. Игра продолжается до 5,7 или 10 очков (по договоренности). Игра может состоять из нескольких партий. Играют один на один, два на два или с большим составом команд, но каждому игроку отчерчивают зону, за которую он не должен выходить. Чтобы не мешать другим.

1.2 .Настольный теннис

Игра проводится на столе размером от 230×100 до 250×130 см. высота стола -65-68см. удобны столы, высота которых может изменяться. Стандартные ракетки несколько тяжелы для детей, поэтому ручку нужно укоротить на 2см и на 0.5 см уменьшить диаметр. В начале обучения даются упражнения с мячом настольного тенниса (подбрасывать и ловить мяч одной и двумя руками, перебрасывать мяч друг другу, играть в паре на столе без сетки и тд.). только при постоянных упражнениях с ракеткой дети могут освоить игру. Во время упражнений дети разбиваются на группы: одни играют на столе, другие выполняют движения в паре или индивидуально, затем меняются местами. Все упражнения необходимо выполнять как правой так и левой рукой. Во время игры дети подают подряд несколько подач (3.5). если допущена ошибка (мяч не принят, не попал на стол), другому игроку присуждается очко.

1.3. Городки.

Эта старинная русская игра развивает силу, глазомер, точность движений, выдержку. Для игры нужна площадка размером 5×3 м. с двумя городами (1.5×1.5м).в 3м от городов проводится черта (полукон), в 6м – другая (кон). По другую сторону городов устраивается земляной вал и на нем защитная стенка.

Цель игры – битой выбить из города 5 городков, составленных в определенную фигуру. Каждый игрок делает 2 броска. Вначале с кона, а затем (если хоть один городок выбит из города) с полукона. Побеждает тот. Кто на выбивание фигур(ы) затратил меньше бит. При комондных играх дети бросают по две биты, чередуясь с участниками другой команды, выбивающей такие же фигуры из своего города. При этом в командах должна быть заранее установлена очередность выхода на каждого играющего.

Бита представляет собой деревянную палку длиной 40 , 45, 50 см, диаметром 3,4,5, см. ручка биты должна быть тоньше и отполирована. Городки имеют длину 12 или 14 см.

Основной техникой игры в городки является бросок биты. Главная задача воспитателя – научить детей броску (бросок сбоку,бросок от плеча. обучение детей нужно начинать с показа. Затем дети имитируют бросок биты сбоку. Бросать биты начинают с полукона. Стремясь выбить вертикально поставленный городок. Затем переходят к броскам с кона, выбивая простые фигуры из 2-3 городков. Дети постепенно учатся устанавливать 5-6 более сложных фигур.

1.4. Баскетбол.

Обучение детей элементам баскетбола включает овладение передачами мяча на месте и в движении, ведением, бросками по корзине. Используя игровые упражнения, нужно постепенно подвести детей к игре в баскетбол, по упрощенным правилам. Игра проводится на площадке размером от 5×10 до 7×13м. границы площадки обозначаются линиями. На противоположных частях площадки устанавливаются щиты размером 120×80 см. щит прикрепляется к столбу. Баскетбольное кольцо стандартных размеров крепится в 20 см от нижнего края щита на высоте 1.7 -2мот земли. Дети играют мячами (окружностью 40-50 см).

Цель игры – за отведенное время и передавая мяч партнерам по команде, забросить как можно больше мячей в кольцо другой команды. Состав команды 5 человек. Играют в 2 тайма по 3-5 мин. За попадание в кольцо дается 2 очка. С мячом в руках нельзя делать более 3 шагов. Передвигаться с мячом можно, отбивая его от площадки. Нельзя толкать игроков, хватать их за одежду ит.д,. за нарушение правил мяч отбирается и вводятсяв игру из-за боковой линии игроком другой команды. За грубое нарушение правил игрок может быть удален на 1-3 мин с правом замены.

1.5. Футбол

В футбол можно играть летом и зимой. Детей нужно научить вести мяч, передавать его партнеру с учетом его движения, бить по воротам с места и после ведения ногой. Площадка для игры может иметь размеры от 5×10 до 20×40 м в зависимости от количества играющих в командах. Состав команд должен быть небольшим. Только тогда дети научатся играть. Можно увеличить число участников игры. Играют два тайма по 3-5 мин с перерывом. Во время которого играют две другие команды. В игре нельзя толкаться. Ударять по ногам, брать мяч в руки (за исключением вратаря). Мяч выбитый за пределы площадки, вводится игроком другой команды из-за боковой линии броском двумя руками из-за головы.

Итак мы дали основные правила спортивных игр. используемых в работе с дошкольниками. но для наиболее полного представления о методике обучения спортивным играм и их взаимосвязи с остальными параметрами мы предлагаем рассмотреть следующие таблицы.

Таблица № 1

Таблица № 2

группа

Спортивные упражнения

Спортивные игры

Средняя гр.

Катание на санках:

Кататься на санках с невысокой горки по одному; катать друг друга, ведя санки за шнур; подниматься с санками в горку.

Скольжение

Самостоятельное скольжение по недлинной наклонной доске и горизонтальной дорожке после разбега.

Катание на велосипеде:

Все дети должны уметь кататься на трехколесном велосипеде, плавно нажимая на педали поочередно то одной. То другой ногой. В седле сидеть свободно, прямо, не напрягая плеч и рук; держаться за руль непринужденнее, смотреть вперед на 4-5 м. по направлению движения, но не на колесо или под ноги.

Купание (подготовка к плаванию):

Купание проводится в бассейне детского сада. Пребывание в воде 5-10 мин.(температура воды +21-25 градусов. Начинается осваивание в воде. Детей приучают смело входить в воду, окунаться и плескаться на мелком месте. Учатся передвигаться в воде за руки, по одному в разных направлениях, спиной вперед, передвигаясь по дну на руках вперед и назад, в стороны, приучаются ходить в воде в горизонтальном положении, вытянув ноги. учатся погружать лицо в воду.

Не проводятся.

Таблица № 3

группа

Спортивные упражнения

Спортивные игры

Старшая гр.

Катание на санках:

Разрешается спускаться с более крутых и длинных естественных горок. Можно спускаться вдвоем.

Скольжение:

Скользить поставив руки, например на пояс, за спину и т.д. полезными для овладения являются ритмичные приседания и выпрямления во время скольжения.

Катание на велосипеде:

Закрепляются и совершенствуются навыки катания на двухколесном велосипеде, особенно езда на повороте вправо и влево и катание по прямой. Детей приучают ездить с разной скоростью.

Обучение правильному выдоху на суше; обучение скольжению; овладение правильными движениями ног; затем движения совершенствуются в сочетании с продвижением на руках вперед.

Бадминтон:

Обучение начинается с подбрасывания волана вверх без ракетки, не давая ему упасть на землю. Подбрасывать и ловить волан легкими ударами ракетки, не давая упасть на землю. Затем программа усложняется: подбивать волан ракеткой, не сходя с места; перебрасывать волан друг другу без ракетки с расстояния 1,5-2м. подбивать несколько раз волан ракеткой на месте, свободно перемещаясь по площадке, переходя с одной стороны площадки на другую. Подбивать волан. Поворачивая ракетку с каждым ударом другой стороной.

В конце года дети должны уметь перебрасывать волан друг другу правой и левой рукой с расстояния 1.5-2м. . Имитировать ракеткой удары сверху, снизу, справа и слева (8-10 раз). Стоя в шеренге на расстоянии 1м друг от друга. Отбивать волан, посланный воспитателем рукой. Распределившись на пары, бросать волан руками партнеру под удар. Подбивать ракеткой удары 5-7 раз подряд. Имитировать ракеткой удары. В порах отбивать волан, брошенный партнером рукой. Подбивать волан ракеткой, выполняя различные задания: обойти предмет, пройти между предметами.

Городки:

В начале года дети стоят в шеренге. Воспитатель дает правила игры. Дети имитируют бросок биты и ее замах затем они по одному бросают биту в полукона, стараясь сбить вертикально поставленный городок. Самостоятельно принимать правильное исходное положение, 8-10 раз имитировать бросок биты. Один за другим бросать биту с полукона. Стараясь сбить два городка, поставленных вертикально.В конце года дети должны один за другим выбивать с полукона два городка, поставленных вертикально. Знакомить детей с фигурами « забор» и «бочка». Один за другим бросать одну биту с кона, другую с полукона, стараясь сбить два вертикально поставленных городка. Уметь складывать фигуры « бочка и ворота». Уметь выстанавливать из городков 2-3 фигуры. Выбивать их с полукона двумя битами. Дети должны соревноваться парами. Соревнуясь в парах, выбивать фигуры с полукона. По очереди бросать две биты подряд. Играть парами, выбивая с полукона вначале фигуру « ворота», затем « колодец» и « бочка».

Баскетбол:

Бросать мяч вверх (о землю) и ловить двумя руками, подбрасывать и ловить после отскока от земли. Соревновать ся. кто больше подбросит мяч и поймает не уронив его. Ловить мяч двумя руками после подбрасывания вверх. Удара о площадку. Выполнить это упражнение с хлопком в ладоши. С расстояния 1 м. бросать мяч в стену двумя руками снизу и ловить его. Бросать мяч от груди в стену двумя руками и ловить. В парах с расстояния 1-1.5 м. перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди. Перебрасывать мяч партнеру. Делая шаг вперед. Стараться посылать мяч по навесной траектории и попадать точно в руки товарищу. Бросать мяч в стену. Делая шаг вперед, и ловить его двумя руками. бросать мяч в стену от груди двумя руками, чтобы ловить его над головой. Принимать стойку баскетболиста. Свободно бегать по площадке, останавливаться на два шага, первый более длинный, при этом тело сгибается и отклоняется назад. Добиваться высокого отскока мяча от земли. Стараться вести ритмично мяч. ударяя его о площадку 2-3 раза на каждый шаг. бросать мяч в щит с расстояния 1.5м.вести мяч сбоку от себя. Бросать мяч в кольцо двумя руками.

Футбол:

Перекатывать мяч друг другу правой и левой ногой (по 10-15 раз), то же с расстояния 2 м.. легкими касаниями ноги вести мяч с одной стороны площадки до другой (3-5 раз), чередуясь с партнером. Стоя в двух колоннах. Один за другим вести мяч между кеглями, поставленными в ряд на расстоянии 1м., вернуться назад и передать мяч следующему. Ударять мяч о стену ногой с расчетом, чтобы он откатился обратно к ноге. Останавливать мяч ногой и вновь посылать его в стену (по 10-12 раз каждой ногой). По двум сторонам площадки поставить по 3-4 предмета. Дети ведут мяч по кругу. Обводя предметы. Передавать мяч ногами друг другу с расстояния 2-2.5 м.стоя напротив обвести мяч вокруг партнера, вернуться на свое место и послать мяч точно товарищу, который останавливает его движением ноги. Обводить мяч между кеглями змейкой. Стоя в 2-3 колоннах. дети по очереди стараются попасть в ворота (ширина 80 см) с расстояния 2-2.5 м. передавать мяч ногами друг другу с расстояния 3-3.5 м. попадают в поставленный предмет. Отбивать мяч от стены с расстояния 1.5 м. несколько раз подряд. Играть в командах по 4 человека.

Таблица № 4

группа

Спортивные упражнения

Спортивные игры

Подготовительная гр.

Катание на санках:

Дети возят друг друга тройками, устраивают веселый санный «поезд», катаются сидя на конце санок спиной вперед и отталкиваясь ногами, катание с горок.

Скольжение:

Дорожки длинной 6-10м. дети энергично разбегаются по снегу, а затем скользят по ледяной дорожке стоя или присев. Скатываются, скользя на ногах, и с невысоких горок.

Катание на велосипеде:

Совершенствуется катание на двухколесном велосипеде в самостоятельной езде без помощи взрослого прямо, с поворотом и по кругу.

Купание(подготовка к плаванию):

Повторяются и закрепляются подготовительные к плаванию упражнения. Выдох в воду и скольжение на груди и на спине. Количество одновременных повторений выдоха в воду постепенно нарастает до 15-20 раз подряд. Открывают в воде глаза. Плавание с надувными предметами. Осваивается плавание на спине.

Бадминтон:

Воспитатель показывает как надо держать ракетку (как молоток). Имитировать удары ракеткой снизу. Сверху, справа, слева. дети учатся

Подавать волан ударом ракетки снизу. Подбивать волан ракеткой как можно большее количество раз, продвигаясь от одного предмета к другому. Стараться отбивать волан в руки педагога. Подбивать волан, продвигаясь по площадке между предметами. Стараться отбивать волан в руки бросаемому. Упражняться в подаче волана. Дети пробуют играть в парах между собой. Стараться попасть при подаче попасть воланом в нарисованный на площадке круг. Подавать волан за черту, находящуюся в 2-3 м. , попадать воланом обруч. Играть в парах. подбивать волан, продвигаясь между предметами, чередуя стороны ракетки. Распределившись на пары. Упражняться в подаче волана через сетку, натянутую на высоту 130 см. Дети распределяются на команды. Две команды играют через сетку. Остальные дети, ожидая своей очереди, играют в парах. Играть командами в парах через сетку.

Настольный теннис:

Учить правильно держать ракетку. Выполнять ракеткой движения: поворачивать ракетку вправо и влево, вверх. Вниз, не меняя положения пальцев. Все упражнения выполнять правой и левой рукой. Подбрасывать и ловить мяч настольного тенниса одной рукой. Ловить после отскока от площадки. Удерживать мяч на ракетке, приседать ходить, стараясь не уронить мяч. Бросать мяч в стену и ловить его одной рукой после отскока от площадки. Учить перебрасывать мяч друг другу с отскоком от с тола и ловить его двумя руками и одной рукой. Отбивать мяч ракеткой после отскока от стола, стараясь попасть в стол. В парах отбивать мяч ракеткой после отскока от стола, стараясь вновь попасть в стол. Учить играть в паре на столе без сетки. Отбивать мяч ракеткой после удара о стену и отскока от площадки несколько раз подряд. Игра с воспитателем на столе с сеткой до 5 очков. Играть друг с другом. Отбивать мяч от стены по 3-5 раз подряд. Играть с воспитателем на столе с сеткой. Играть друг с другом до 5-7 очков без упрощения правил.

Городки:

дети имитируют бросок биты сбоку. Стараются выбить два. а затем три вертикально поставленных городка. Дети бросают одну биту с кона, другую с полукона.по очереди бросать биту сначала с кона, затем с полукона, стараясь выбить 2-3 городка, поставленных вертикально. Сначала выбивают фигуру « забор» , затем « бочка»и « колодец». Фигуры дети устанавливают сами. Воспитатель показывает бросок биты от плеча. Дети имитируют бросок. Приняв правильное исходное положение (8-10 раз). Один за другим бросать биту с полукона от плеча, стараясь выбить фигуру «забор» (2 раза). Игра в парах. Сначала выбивается фигура « бочка», затем «колодец» и «ворота». Игра парами. С кона дети бросают биты сбоку с полукона – ударом от плеча. Сначала выбивается «бочка», «пушка», «ворота», «колодец», «письмо».

Дети образуют команды по 4-5 человек. В командах определяется очередность. Играющие одной команды, чередуясь с играющими другой команды, бросают по две биты. Выбиваются по три фигуры: «ворота», «колодец» и «письмо». Побеждает команда, выбившая все три фигуры меньшим числом бит. Дети один за другим выбивают фигуру «ворота», стремясь затратить меньше бит. Играть командами. Выбивая 4 фигуры.

Баскетбол:

Бросать мяч вверх и ловить его двумя руками после отскока от земли. Принимать стойку « баскетболиста». В парах из стойки баскетболиста перебрасывать мяч с расстояния 1.5 -2 м. бросить мяч в кольцо руками от груди. следить. Следить,чтобы броски выполнялись из стойки баскетболиста. Вести мяч попеременно правой и левой рукой, обводя поставленные на площадке предметы (кубики). Передавать мяч в тройках по кругу. Отбивать мяч от площадки поочередно правой и левой рукой. После броска, занять место того, кому брошен мяч, т.е. бежать вслед за мячом. Один за другим вести мяч между кеглями правой и левой рукой. Перебрасывать мяч друг другу и в кольцо двумя руками от груди и одной рукой от плеча. Самостоятельно играть с мячом. Бросать мяч в кольцо, выполняя упражнение в парах. Перебрасывать мяч в парах. Третий находится между ними и старается перехватить мяч или коснуться его рукой. Натянуть шнур на высоте 1.5 2 м.. в парах перебрасывать мяч друг другу через шнур двумя руками от груди и одной рукой от плеча. Дети образуют несколько кругов по 5-6 человек и перебрасывают мяч разными способами, а ловишка ловит его. Стоя в двух колоннах в -10 м от щита, дети поочередно ведут мяч ближе к щиту и бросают его в кольцо. Затем подбирают мяч. Ведут его обратно и передают следующему игроку. Играть в баскетбол командами по 5 человек.

Футбол:

Передавать мяч друг другу правой и левой ногой с расстояния 2-3 м. вести мяч змейкой между поставленными в ряд кеглями, поставленными в ряд. Передавать мяч в парах с расстояния 3 м., обращая внимание на остановку мяча уступающим движением ноги. Пары расходятся на расстояние 5-6 м., посередине кегля. Дети стоя попарно в шеренгу лицом друг к другу на расстоянии 2-х м. . у каждой пары мяч и дети продвигаясь шагами вперед передают мяч друг другу ногами.

В 3м. от стены ставят 3-4 кегли. 3-4 детей подходят к черте и ударом ноги по мячу стараются попасть каждый в свою кеглю (3-4м). игра в футбол в командах по три человека, пытаться забить мяч в ворота. При нарушении правил мяч передается другой команде. через три минуты на площадку выходят следующая команда. Игра в футбол в командах по три человека. Один играет в защите (ближе к своим воротам), два других – в нападении (ближе к воротам другой команды) нужно объяснить детям основные задачи игрока в защите и нападении. Продолжительность игры в футбол увеличить до 5 минут. В парах передавать мяч правой и левой ногой с расстояния 2-3м, затем 3-4м. игра в футбол по 4-5 человек в команде. Каждая команда проводит по два тайма по 3-5 мин.

Список используемой литературы.

1) Т.И.Осокина «физическая культура в детском саду» . Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1978Г. 286 стр.

2) В.Г. Фролов « Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1986 Г. 159 стр.

3) Э.Й. Адашкявичене « Баскетбол для дошкольников» Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1983 Г. 79 стр.

4)В.Г. Гришин «Игры с мячом и ракеткой» Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1982 Г. 96 стр.

5) « Физическое воспитание детей дошкольного возраста» под ре. А.И. Шустова Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1982 Г. 158 стр.

6)А.И. Фомина « Физкультурные занятия в детском саду» Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1984 Г. 159 стр.


46. Методика Обучения упражнениям в равновесии

Одним из важнейших для дошкольника показателем моторной зрелости, его готовности к освоению новых более сложных движений является равновесие - способность сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, функциональной активности организма в целом, двигательного опыта.Необходимость специальных упражнений, направленных на развитие устойчивости, для дошкольников очевидна. Наибольший эффект в этом плане дают движения, выполняемые на уменьшенной и повышенной опоре: ходьба и бег по узенькой дорожке, на одной ноге, остановка по сигналу во время кружения, приземление в прыжке в точно обозначенное место, ползание по скамейке, ходьба на лыжах, езда на велосипеде. Всякое движение, выполняемое на ограниченной площади, требует значительных физических и волевых усилий и формирует специфические мышечные ощущения.Различают упражнения статического и динамического характера.

Статическое равновесие - это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях, типе "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др.

Динамические упражнения представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке я спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая черва предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке) и др.Сложность упражнений зависит главным образом от высоты и ширины опоры, а также от способа движения.

Таким образом, варьировать двигательные задания можно бесконечно.Сложность заданий возрастает, если движение осуществляется по наклонной плоскости - по приподнятой одним концом доске, по приставленной к гимнастической стенке скамейке, по скату деревянной горки, по склону холма или овражка.Любое упражнение на повышенной опоре при соответствующем контроле и помощи со стороны воспитателя способствует формированию правильной осанки, и тому, что заставляет ребенка следить за положением тела. На формирование правильной осанки направлены упражнения с использованием мешочка с песком на голове: если голова опускается - мешочек падает. Мешочек фиксирует правильное положение тела в подготовительный момент. На голову малыша воспитатель сам должен положить мешочек.

Методика руководства упражнениями в равновесии должна учитывать подготовленность детей и стимулировать возможно большую их самостоятельность.

В младшей группе упражнения носят преимущественно игровой характер. Например, воспитатель говорит: "Пойдем по дорожке к кукле в гости; через лужицы шагай, выше ножки поднимай; покатаем кукол с горки (дети поднимаются на горку с куклами в руках и съезжают вниз по скату)" и др.В средней группе упражнения усложняются не только количественно (уже дорожка, круче горка), но меняются способы выполнения заданий, а также их объем: для выполнения одного задания можно использовать разные способы действий, чередуя их. Например, до середины скамейки дети идут на носках, а дальше - обычным шагом; до середины доски - приставным шагом пятка к носку, а дальше - прыжками на двух ногах или бегом; до середины скамейки дети идут приставным шагом вправо, затем поворачиваются на 180° и продолжают движение влево.В старшей группе большое внимание уделяется развитию двигательной инициативы и самостоятельности детей. В соответствии с этой задачей происходит количественное и качественное усложнение упражнений в равновесии. Задание может быть следующим: "...До середины скамейки будете идти на носках, а дальше - кто как хочет...", "...По скамейке будем передвигаться по-разному - не повторяйте движение, которое кто-то уже сделал..."

Кроме традиционных передвижений по скамейкам и дорожкам нужно чаще использовать технически интересные движения врассыпную - кружения в сочетании с ходьбой и бегом и остановкой по сигналу на двух и на одной ноге, в том числе с закрытыми глазами; ходьбу, бег, прыжки спиной вперед в сторону глухой стены, в том числе и с закрытыми глазами.

Равновесие совершенствуется не только средствами гимнастики. Огромные возможности для развития этого качества заложены в спортивных упражнениях (велосипед, лыжи, санки, скольжение по ледяным дорожкам и др.).

Принципиально важна грамотная организация детей, особенно в заданиях, характеризующихся длительностью действия. Движение детей по дорожкам и скамейкам должно быть поточным. Перемещения на большой площади (кружение и др.) выполняются одновременно

В существующих современных программах воспитания детей , реализуемых сегодня педагогами дошкольных учреждений , перечислены спортивные игры и спортивные упражнения , которые могут быть включены в двигательный режим детского сада . Это хоккей , футбол , баскетбол , городки , настольный теннис , бадминтон , а также катание на санках , велосипеде и самокате , лыжах и коньках , плавание , скольжение по ледяной дорожке . В спортивной и педагогической литературе описано их содержание , однако большинство педагогов затрудняются в выстраивании системы обучения детей той или иной игре , спортивному упражнению и чаще всего ограничиваются тем, что выносят на прогулку спортивное оборудование и предоставляют детям полную самостоятельность в его использовании .

Но только целенаправленное , планомерное , не реже 1-2 раз в неделю обучение спортивным играм и спортивным упражнениям даст детям возможность по-настоящему ощутить азарт спортивной игры и её пользу . Поэтому я предложу вам краткое описание содержания спортивных игр и спортивных упражнений и систему подводящих упражнений , которые помогут детям овладеть их основными приёмами . Однако прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям , необходимо познакомить их с различными видами спорта , спортсменами , провести экскурсию или целевую прогулку на стадион (городской , школьный , дворовый ), рассмотреть иллюстрации . Цель их - вызвать интерес , сформировать желание заниматься спортом . Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами : ракеткой , мячом , городками и т. д. Для этого целесообразно поместить их в спортивный уголок и дать возможность самостоятельно манипулировать ими и лишь после этого приступить к обучению . При этом следует помнить о строгом контроле за самочувствием детей и учитывать противопоказания при использовании отдельных видов движений . Например , детям , имеющим плоскостопие , не следует увлекаться ездой на велосипеде , детям с нарушением зрения противопоказан настольный теннис и т. д. А также спортивные игры и упражнения следует подбирать и проводить , исходя из научно обоснованных рекомендаций .

Правила подбора спортивных игр и упражнений .

Главное правило подбора - соответствие спортивных игр и упражнений возрастным анатомо-физиологическим и психологическим особенностям дошкольников .

Функциональные возможности малышей ниже , чем у взрослых , что определяет ограниченное использование физических упражнений , требующих значительной физической нагрузки , выносливости . Свойственная дошкольникам непосредственность , некоторая импульсивность нервной деятельности ограничивает их возможности и в быстром ориентировании . В работе с дошкольниками можно использовать такие спортивные игры и упражнения , в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблениями мышц . Это спортивные игры , в которые входят основные движения - ходьба , бег, прыжки , бросание , ловля , метание мяча , лазание , пролезание и т. д. Именно такой характер имеют плавание , ходьба на лыжах , бег на коньках , спортивные игры - бадминтон , настольный теннис , городки , баскетбол . Дошкольники ещё не умеют выполнять цепочки технических приёмов или тактических комбинаций спортивной игры , им доступны лишь начальные , элементарные приемы или отдельные простые комбинации . Например , в бадминтоне : ударом ракетки послать волан в направлении к партнеру , а при возвращении волана - отбить ; в волейболе : броском от груди послать мяч тем же приемом на другую сторону сетки ; получая мяч от партнера , не отбивать его, а лишь ловить , снова повторить такой же прием броска .

Большое значение имеет использование в режиме дня различных спортивных игр и упражнений в комплексе . В комплекс включают упражнения , разные по двигательному содержанию , уровню усвоения и технической сложности . Разнообразие движений в них способствует улучшению общей физической подготовки детей . Использование упражнений с разным уровнем сложности облегчает организацию и педагогический контроль за их ходом . В таких условиях педагог может уделить больше внимания контролю за более сложными упражнениями , в то время как другие дети будут самостоятельнее в простых . При комплексном использовании легче удовлетворить индивидуальные склонности детей и сделать их интересы более разнообразными . Спортивные игры и упражнения преимущественно проводятся на свежем воздухе . Поэтому , подбирая их , следует учитывать сезонные , погодные условия . Так, в теплое время года отдается предпочтение спортивным упражнениям и играм с мячом , бегу (умеренному , быстрому , на выносливость ), играм в кегли , городки , настольный теннис , бадминтон , с элементами баскетбола , волейбола ; купанию , плаванию , езде на велосипеде ; зимой_ катанию на санках , развлечениям со снежками , скольжению на беговых дорожках , ходьбе на лыжах , бегу на коньках . Подбирая развлечения к тому или иному периоду дня, следует помнить о педагогических задачах , которые надлежит решить в предстоящем периоде , а также о предыдущего .

Место спортивных игр и упражнений в режиме ДОУ.

Спортивные игры и упражнения в дошкольном учреждении следует использовать в разные периоды дня. Утром , принимая малышей , можно привлечь к развлечениям небольшие группы детей в зависимости от их состояния . Дети , которые рано встают и пешком идут в детский сад, достаточно бодры , с удовольствием выполняют определенные движения . А те , которые встают поздно , приходят иногда сонные , вялые и не изъявляют желания двигаться . Таких ребят следует вовлекать в двигательную деятельность постепенно . Утром нецелесообразно использовать спортивные игры и упражнения , вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии . Это будет истощать детей , снизит их возможности в овладениями знаниями , навыками и умениями на занятиях . Это нужно учитывать и при подборе упражнений для вечернего времени , ведь вечером , через 2-3 часа после дневного отдыха , работоспособность детей начинает снижаться . Но и не сразу после сна, так как дети ещё вялые , поэтому нагрузку следует повышать постепенно , используя например , комплексы корригирующей гимнастики .

На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения, с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В эти отрезки режима дня изучаются основы техники видов спорта, которые будут ведущими в следующем и текущем сезонах. На дневной прогулке спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня. Но их место в течение прогулки определяется с учетом других видов деятельности: наблюдений за окружающим, трудом, играми, в частности, творческими и пр. В начале прогулки спортивные игры и упражнения проводить не желательно. Тут целесообразно отдать предпочтение наблюдениям, чтобы сосредоточить внимание детей, которые ещё не увлеклись играми. В дни когда нет физкультурных занятий на воздухе, можно использовать пешие переходы, создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, в процессе которой они могут возвращаться и к знакомым элементам техники спорта, упражнениям.

Общие положения руководства спортивными играми и упражнениями.

Решающая роль в руководстве спортивными играми и упражнениями принадлежит воспитателю. Дошкольники не способны регулировать величину физических нагрузок, не умеют самостоятельно осваивать физические упражнения, предусмотренные программой. Им нужна помощь воспитателя в освоении техники и элементов тактики спортивных упражнений, игр. Поэтому педагог обязательно должен знать технику упражнений и элементов спортивных игр. Насыщение режима дня детей разнообразными средствами физического воспитания при широком использовании подвижных игр, спортивных упражнений, развлечений - неотъемлемая часть повседневной воспитательно-образовательной работы. Нужно на практике реализовать требования программы по обучению детей спортивным упражнениям, элементам спортивных игр. Собственный пример педагога, физическая подтянутость, бодрость, оптимистический настрой, искреннее стремление привить ребятам любовь к физической культуре благотворно влияют на них. Очень важно создать для развлечений условия, отвечающие гигиеническим и педагогическим требованиям: наличие свободного места, свежего воздуха, нужного оборудования и свободный доступ к нему, удобной одежды и обуви. Для некоторых развлечений (например, бросание палки-биты в «городках») выбирают отдельное место на площадке, так как движения детей могут быть опасны для окружающих. Утром, на прогулках воспитатель организовывает ребят для участия в спортивных играх и упражнениях так, чтобы не препятствовать их личным замыслам в игровой деятельности. Поэтому не рекомендуется громко звать детей для участия в развлечениях. Повинуясь оклику воспитателя, они оставляют свои дела, что разрушает их творческие замыслы. Если же сюжет творческих игр детей начинает угасать, а действия становятся бесцельными, можно с большой настойчивостью привлечь всех к развлечениям. Руководя играми и упражнениями, воспитатель использует обще-методические приемы обучения и воспитания детей - объяснение, показ, вопрос, указание, оценку действий, поощрение, пример другого ребенка. При этом следует все время поддерживать эмоциональный подъем детей. Длительная инструкция, детальный показ движений могут задержать начало развлечения, которое дети с нетерпением ждут, и, таким образом, охладить их желание. Всяческая поддержка эмоционального настроя ребят побуждает их к более энергичному выполнению движений, действий. Внимательно наблюдая за внешними признаками физиологического состояния, замечаем отрицательные изменения его от переутомления. Об этом, например, свидетельствует покраснение или побледнение кожи лица, появление на лице и на волосах ребенка пота, заметная отдышка. Проникая в психику, переутомление приводит к тому, что исчезает интерес, ослабляются выдержка и внимание. Вследствие переутомления детей ухудшается регулирующая роль высшей нервной системы. Внешне это выражается в утрате точности движений, деавтоматизации уже сформированных навыков, ухудшении пространственной ориентировки. В жаркую погоду тренировочный процесс должен быть короче, чем в прохладную, поскольку организм из-за большой теплоотдачи быстрее теряет влагу. В начале обучения определенному виду спорта, когда у детей совсем ещё нет необходимых умений, длительность процесса должна быть ограниченной, так как при освоении нового дети затрачивают много лишних усилий, и это быстро истощает их. Тут следует ограничиться упражнениями в пределах 10 минут с накоплением умений затраты энергии можно регулировать за счет знакомого: упражняясь, дети повторяют один-два знакомых элемента спорта, а новый, например, один элемент техники. Благодаря этому можно повысить нагрузки, увеличивая продолжительность упражнений. Постепенно она увеличивается до 20 минут для детей шестого года жизни с короткими паузами на отдых.

Планирование спортивных игр и развлечений.

Обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проводится на физкультурных занятиях, организуемых на воздухе. Но для того чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры, необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок. В каждом плане на неделю для закрепления необходимо планировать несколько видов спортивных игр и упражнений. В зависимости от погодных условий, наличия спортивного инвентаря, степени овладения детьми той или иной спортивной игрой и упражнениями воспитатель распределяет на все прогулки недели (утренние и вечерние). В одних случаях дети могут упражняться в нескольких видах игр, например: одни катаются на самокатах, другие играют в настольный теннис и бадминтон, а затем они меняются местами. В других случаях на прогулке планируется только один вид спортивных игр, например игра в городки. При этом дети должны играть только в присутствии воспитателя. К участию в спортивных играх и упражнениях воспитатель вначале привлекает тех детей, которые недостаточно освоили упражнения на физкультурных занятиях. В дальнейшем нужно стремиться к тому, чтобы активно действовали все. Дети должны не только овладеть элементами спортивных игр, но и знать их основные правила, название частей используемого спортивного инвентаря, уметь ухаживать за ним. Стоит так планировать игры на каждый день, чтобы в комплексе они составляли разнообразную по двигательному содержанию деятельность. Качество организации и проведения спортивных игр и упражнений- от выбора до её окончания- зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми. Но одна из главных задач руководителя - суметь войти в детский коллектив, найти ключ к сердцу каждого ребенка, вжиться в сферу игровых действий. Иногда он может и сам вступать в игру. Это важно в тех случаях, когда необходимо наладить контакт или показать образец умения играть. Такое участие вызывает доверие к педагогу, который может войти в детский мир игры, оставаясь справедливым и авторитетным судьей. Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость сопереживание и умение помочь, заметить успехи - вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

Методика обучения спортивным играм и упражнениям.

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках. Занятия спортивными играми направлены прежде всего на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей и развитию физических качеств. Основной целью занятий спортивными играми и упражнениями является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно при реализации всех обще дидактических принципов. Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям. Более сложные действия спортивных игр необходимо обеспечить сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной деятельности самостоятельно подобрать эффективные действия и целесообразно их применять. При обучении спортивным играм целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей двигательному действию. Особенно привлекательным для детей является такой вариант занятий, который строится на играх. Занятие, содержание которых состоит только из игр, чаще всего проводятся с целью закрепления и совершенствования двигательных действий. Занятия спортивными играми и упражнениями отличаются многообразием форм проведения. На начальном этапе обучения иногда целесообразно применять свободные действия и любимые игры детей (с мячом, с клюшкой и др.) В конце зимнего и летнего сезона целесообразно проводить контрольные занятия, целью которых является учёт двигательных навыков, умение детей.

Значение и место спортивных игр и упражнений

в физическом воспитании.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, городки, серсо). Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально - волевых качеств. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребёнка.

При обучении спортивным играм в детском саду необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а также потребность к самостоятельным занятиям. Воспитателю необходимо учитывать, что содержание, методика проведения и планирование учебного материала по спортивным играм имеют свою специфику. Их организация требует учёта возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности.

Инструктор ФК Елена Дмитриевна Торголова

Инструктор по физической культуре: Коротя А.Л. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 3 станица Ленинградская муниципального образования Ленинградский район

  1. этап: Методика проведения спортивных игр.
  2. этап: «Первые шаги к мастерству» (хоккей на траве) .
  3. этап: Практическое занятие по хоккею на траве.
  4. Методика проведения спортивных игр.

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спор-тивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках.

Занятия спортивными играми и упражнениями направлены прежде всего на укрепление здоровья, улучшение общей физической под-готовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях.

Основной целью занятий спортивными играми и упражнениями является ознакомление детей со спортивными играми и упражне-ниями, закладывание азов правильной техники. Но это ни в коем случае не должно стать узкоспециализированными тренировками, подготовкой к участию в соревнованиях. Настоящие соревнования, где борьба ведется за очки, за места, являются непосильной психо-логической нагрузкой для ребенка.

Отличительная черта занятий спортивными играми и упражне-ниями - их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Радостное настроение продолжает владеть ребенком и после занятия. Детям интересно на занятии, когда они заняты, когда время отдыха не превышает времени работы. Скука приходит тогда, когда ребята остаются без дела, когда их заставляют выполнять однообразные, монотонные движения. Разнообразие упражнений и игр увлекает детей: они порой «забывают» о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, они уходят с занятия с желанием продолжить его.

Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие должно про-ходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удоволь-ствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.

Обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов. Осо-бенно важно обеспечить доступность учебного материала и индиви-дуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры являются довольно сложными для дошкольников. При подборе фи-зических упражнений необходимо учесть, возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания. Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть. Например, при обучении броскам мяча в корзину в баскетболе первым упражнением является обычная передача мяча, затем - выполнение передачи с высокой траекто-рией, далее - передача мяча через различные высокорасположен-ные препятствия (сетка, веревка, планка) с попаданием в горизон-тальную цель (щит баскетбольной корзины) и, наконец, броски непосредственно в корзину. Как видим, все эти упражнения вклю-чают бросок мяча, но условия его выполнения постепенно усложня-ются. Важно определить оптимальное число повторений подводящих упражнений, чтобы у детей не возникали вредные привычки, меша-ющие дальнейшему обучению. Если в качестве подводящего уп-ражнения используется хорошо освоенное ранее движение, то до-статочно повторить его всего лишь несколько раз непосредственно перед разучиванием нового двигательного действия.

Подводящими упражнениями могут служить:

  1. Отдельные части изучаемого двигательного действия.
  2. Имитация изучаемых двигательных действий.
  3. Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое

выполняется в облегченных условиях. Такие упражнения особенно

важны при обучении новым двигательным действиям, связанным

с возможностью падений и травм.

4. Само изучаемое двигательное действие, выполняемое в замедленном темпе. При выполнения упражнения в замедленном тем-пе ребенку легче контролировать свои движения, и он допускает

меньше ошибок.

Более сложные действия спортивных игр можно разучивать в специально созданных условиях (вне игры) . При этом внимание ре-бенка целесообразно направлять на качество выполнения движения. В дальнейшем можно усложнять условия выполнения действий, подводить детей к более трудным заданиям. Например, упражнения с элементами соревнования можно проводить в следующей после-довательности усложнения: в начале обучения соревнования про-водятся на точность выполнения действий, затем - на скорость вы-полнения движений сначала между отдельными детьми, а в даль-нейшем между группами детей. После этого возможно проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точно, но и быстро выполнять движения. Это обеспечивает преемст-венность и постепенность усложнения условий выполнения, закреп-ление правильного навыка, помогает избежать однообразной, утом-ляющей детей дошкольного возраста работы над техником.

Не менее важна индивидуализация процесса обучения спортивным упражнениям и играм. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала каждым ребенком, при учете реакции его организма на физическую нагрузку. Содержание занятий строится с учетом физической подготовленности, индивидуальной одаренности детей к определенному виду движений и их желаний. При игре в футбол ему часто удавалось забить гол в ворота: он быстрее всех выходил на мяч. Игра в футбол была его мечтой, он мог весь день бегать за мячом. А точные движения ракеткой в бад-минтоне у него трудно получались. И если можно было выбирать, он всегда выбирал игру в футбол. В таком случае воспитателю нуж-но было заинтересовать Нериюса игрой в бадминтон, предлагая ему интересные игровые задания. Задача при обучении игре в футбол состоит в том, чтобы с учетом индивидуальной одаренности ребенка целенаправленно развивать его двигательные качества и способнос-ти, предлагая ему посильные, но требующие физических и психичес-ких усилий задания.

В процессе обучения спортивным упражнениям и играм чрезвы-чайно важно обеспечить сознательное освоение действий. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования навыков, способствует умению в последующей двигательной деятельности самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное и активное отношение ребенка к действиям возникает только тогда, когда он знает, почему в той или иной ситуации более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их в определенном направлении. Но для этого недоста-точно только разъяснений и показа воспитателем движений в стерео-типных упражнениях - необходимо создавать условия для приме-нения разученных действий в разнообразной двигательной деятель-ности. Творческая активность проявится лишь в том случае, если дети научатся самостоятельно свободно пользоваться действиями в разнообразных ситуациях. К творческой активности детей следует поощрять.

Занятие спортивными играми и упражнениями, как и занятие, обучающее основным движениям, состоит из трех взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть занятия может варьироваться в зависимости от содержания упражнений в основной части занятия. В этой части за-нятия проводится разминка с целью подготовки организма ребенка к более интенсивной работе в основной части. Важной задачей первой части занятия является развитие интереса у детей к предстоящим движениям и сосредоточение их внимания на изучаемом материале. В эту часть занятия можно включать и упражнения, подводящие к изучению движений в основной части занятия. Продолжительность вводной части во второй младшей группе от 3 до 4 мин, в средней - от 4 до 5 мин, в старшей - от 4 до 6 мин. Например, в обучение ходьбе на лыжах входят разнообразные движения с лыжами: дети должны научиться поочередно поднимать то правую, то левую ногу с лыжей, делать повороты на лыжах переступанием вправо и влево вокруг пяток лыж (задний конец лыж при этом остается в неподвижном состоянии) , переставлять лыжи «лесенкой» и др. Или же во вводной части им можно предложить знакомые общеразвивающие упражнения, разные виды бега, подвижные игры, не требующие много времени на объяснение, перегруппировку детей.

В основной части занятия намечаются задачи по обучению детей спортивным упражнениям и играм, по воспитанию физических ка-честв. Сначала предусматривается ознакомление детей с новым ма-териалом, затем - повторение и закрепление уже известного и со-вершенствование уже имеющихся двигательных навыков. Более це-лесообразно планировать на одном занятии обучение детей действиям одного вида спортивных упражнений или игр. Но иногда имеющийся в детском саду инвентарь и условия проведения учебного процесса ограничивают возможность совместного активного участия всех детей в упражнениях. В этом случае в основной части занятия намечаются два вида спортивных упражнений. Одно из них планируется как ведущее, и при обучении воспитатель уделяет ему особое внимание; второе, уже известное детям, подбирается в целях повторения и совершенствования. Например, обучение поворотам при езде на двухколесном велосипеде и повторение упражнения по передаче волана в бадминтоне.

Содержание основной части занятия может быть очень разнооб-разным: упражнения, игры, эстафеты и т. д. Здесь сочетаются более интенсивные упражнения с менее интенсивными, что обеспечивает оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на орга-низм ребенка. Движения подбираются энергичные, быстрые, тре-бующие выносливости, повышающие функциональное состояние ор-ганизма. Продолжительность основной части занятия от 12 до 20 мин.

В спортивной игре дети обычно увлекаются и ведут себя очень эмоциально. Поэтому важно следить за самочувствием ребят, чтобы физическая нагрузка на организм ребенка не превышала его воз-можности.

Целью заключительной части занятия является снижение общей возбудимости функции организма и приведение его в относительно спокойное состояние. При этом пульс ребенка снижается и прибли-жается к норме. Эту часть занятия составляют ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, а также упражнения, способствующие расслаблению разных мышечных групп, или спокойная игра. Противопоказаны упражнения с длительными статическими поло-жениями тела. Продолжительность заключительной части занятия во второй младшей группе 3 мин, в средней - 4 мин, в старшей - 5 мин.

2. «Первые шаги к мастерству» .

Что такое техника игры

Чтобы успешно играть в хоккей на траве, нужно уметь использовать все приемы ведения игры, предусмотренные и разрешенные правилами соревнований т.е. хорошо владеть техникой игры. Многих начинающих игроков немного пугает то, что в хоккее на траве можно действовать лишь одной стороной КЛЮШКИ. Кстати, такое требование к технике игры очень часто удивляет тех, кто впервые узнает о нем. Что же поделать, правила есть правила. Ведь никто сегодня не возмущается тем, что в футболе нельзя играть руками, в волейболе – ногам, а баскетбольные правила запрещают игрокам бегать по площадке, держа мяч в руках. К тому же, чем труднее задача, тем интереснее ее решать. Зато какое восхищение вызывает игра настоящих мастеров хоккея на траве, их виртуозное владение клюшкой. Да и молодые игроки, как только осваивают основы техники быстро забывают пускать в ход круглую сторону клюшки, не испытывая при этом никаких неудобств.

Чтобы стать настоящим мастером, игроку необходимо овладеть широким арсеналом разнообразных технических приемов и способов их выполнения уметь выбрать самые подходящие для каждого игрового момента игровые приемы или их сочетание, быстро и точно их выполнить. Мы можем оценить техническое мастерство игроков, наблюдая за тем, насколько разнообразны приемы, используемые ими в разных игровых ситуациях, насколько безошибочно эти приемы выполняются, есть ли различия между тем, насколько успешно хоккеисту удается выполнять их в начале и в конце игры, когда уже устал.

Каждый, кто хотя бы раз наблюдал за игрой хоккеистов (так же, как и футболистов, гандболистов) мог заметить, насколько различаются действия площадке полевых игроков и вратаря. Для выполнения своих задач они используют разные приемы, поэтому различают технику полевых игроков и технику вратаря.

Все технические приемы полевого игрока можно подразделить на технику игры в нападении и технику игры в защите.

Техника игры полевого игрока

В игре одновременно участвуют две команды по 11 игроков. А мяч - всего один. И поэтому в каждый момент игры только один из хоккеистов владеет мячом. Но остальные игроки в это время также участвуют в игре, решают свои игровые 3адачи, выполняя действия без мяча. Поэтому среди технических приемов есть те, что относятся к владению мячом (или противодействием ему) и технику игры без мяча.

В технике нападения выделяют технику передвижения и технику владения клюшкой и мячом. В технике защиты - технику передвижения и технику противодействия владению мячом. Каждая из названных групп объединяет приемы игры, которые могут выполняться различными способами. Кроме того, на технику каждого приема оказывают определенное влияние и условия его выполнения: или в движении, с неподвижным или летящим мячом, при расположении соперника спереди или сбоку и т.п.

Техника нападения

Техника передвижения

Передвижения игрока - это его действия при выборе места на площадке. Техника передвижения игроков в хоккее на траве включает в себя следующую группу ходьба, бег, прыжки, падения, остановки, повороты, финты. Во время игры используются в самых разных сочетаниях. И это позволяет игрокам решать игровые задачи: открыться для получения мяча, выбрать позицию, закрыть игрока и др.).

Ходьба используется хоккеистами, главным образом, для смены позиции в паузах, для изменения темпа движения в сочетании с бегом. В игре используется ходьба обычная и приставным шагом. Игроки передвигаются лицом оком или спиной вперед.

Бег - основное средство передвижения в хоккее на траве. Хоккеистами используются разные приемы бега: обычный, спиной вперед, приставным крестным шагом, с изменением скорости, по прямой и с изменением направления.

Обычный бег применяется хоккеистами для выхода на свободное место, преследования противника и т.п. Бег скрестным шагом используется для изменения направления движения, при рывках с места в сторону, после выполнения поворотов. Бег приставными шагами может быть использован для принятия наиболее выгодного расположения на игровом поле (при выборе места для начала и открывании, при опеке защитником нападающего) .

Остановки являются эффективным средством изменения направления движения. После выполнения остановки нередко следует рывок (как без смены, так и со сменой направления) , уход вправо или влево. Применяется два вида остановок: прыжком и выпадом. После остановок обычно следуют быстрые перемещения, поэтому конечное положение в остановке должно быть стартовой позой для последующих движений хоккеиста.

Финты - это обманные движения, направленные на то, чтобы обмануть соперника и выиграть поединок в игровом эпизоде. Перемещаясь по игровому полю, атакующие игроки применяют финты, главным образом, при освобождении от опеки соперника. В этом случае ими могут быть использованы такие приемы, как финт с изменением скорости движения и финт с изменением направления движения.

В ходе игры приемы передвижения используются хоккеистами в различных сочетаниях: меняется скорость передвижения (от ходьбы до рывков с максимальной скоростью) , меняются направление и ритм бега, бег и ходьба сочетаются с прыжками, остановками и поворотами.

Техника владения клюшкой и мячом

Самым важным разделом в обучении хоккеистов является владение клюшкой и мячом. При игре в нападении оно означает умение хоккеиста надежно выполнять и эффективно использовать в игре такие технические приемы, как ведение, толчок, удар, бросок, щелчок, остановку, подправление, финт.

Говоря о технике владения мячом, нельзя не упомянуть и о таком важном компоненте, как «стойка готовности» или посадка игрока. Посмотрите внимательно на игру ведущих мастеров хоккея на траве: практически все технические приемы - прием, передачи, отбор, ведение - они выполняют в низкой посадке, обеспечивающей им уверенный контроль мяча, быстроту переключения с одних действий на другие, отличное видение поля. Отработке этого компонента нужно уделять большое внимание уже с первых шагов долгого пути к техническому мастерству.

Особенность игры в хоккей на траве такова, что все технические приемы игроки могут выполнять только плоской стороной клюшки. В связи с этим при игре в мяч они вынуждены иногда разворачивать клюшку крюком вниз. Здесь важно запомнить, что вращение клюшки выполняет левая рука, а правая рука является лишь «направляющей» , она поддерживает клюшку, но не участвует в ее вращении.

Это вносит определенные трудности в выполнение всех технических приемов, так как уменьшает возможную площадь соприкосновения крюка клюшки с мячом. Поэтому при рассказе о технике игры мы будем использовать такие термины, как выполнение приема с «удобной» стороны и с «неудобной» (то есть, с разворотом клюшки крюком вниз) стороны.

Большое значение для правильного выполнения технических приемов имеет- х в а т.

3. Практическое занятие по хоккею на траве.

Цель - изучение и совершенствование ведения мяча.

Подготовительная часть.

Легкий бег, общеразвивающие упражнения, беговые упражнения.

Подвижная игра "Светофор". Все игроки располагаются на площадке в произвольном порядке. У ведущего (у тренера) - три карточки (три флажка и т.п.) разных цветов. Игроки внимательно наблюдают за тем, карточку какого цвета поднимает ведущий: красную - нужно остановиться, желтую - выполнять бег на месте, зеленую - ускоренный бег вперед.

Основная часть.

Упражнение 1: «Китайская стена» .

У всех игроков - клюшки и мячи, у водящего - только

клюшка. Игроки одновременно начинают ведение мяча, стараясь

завести мяч за линию, обозначенную стойками.

Водящий старается отобрать мяч.

Игрок, у которого отобрали мяч, также становится водящим. Постепенно количество водящих увеличивается, а количество игроков с мячами - уменьшается. Побеждает игрок, оставшийся с мячом последним.

Упражнение 2: Эстафета.

Вся группа разбивается на тройки, участвующие в эстафете "Челнок" с ведением мяча.

Упражнение 3: "По квадрату".

Выполняется в парах. Игрок "А" с мячом, игрок "В" без мяча. Игроки стартуют одновременно. "А" ведет мяч, двигаясь по внутреннему квадрату. "В" - по внешнему. Побеждает игрок, первым прибежавший к финишу.

Игра «Мини-хоккей 2*2» .

На площадке устанавливается 4 ворот (используются стойки 2 цветов) . Каждая пара защищает ворота своего цвета и атакует ворота пары-соперника.

Заключительная часть.

Легкий бег, упражнения на гибкость и расслабление.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.

Одна головка у него

И много-много лапок.

Да паутину он плетет,

На это он так хваток.

Воспитатель (В.) К нам в гости пришел паучок. Только он еще спит. Давайте не будем ему мешать. Встанем вокруг паучка и пойдем так, чтобы он нас не слышал.

1. Ходьба на носках, переступая через лапы лежащего посередине комнаты большого (изготовленного из бумаги) паука. (30 сек)

2. В. А вы знаете, как паучок бегает?

Маленькие ножки бегут по дорожке.

Бег врассыпную. (20 сек)

3. Ползание на коленях и предплечьях. (20 сек)

4. Маленький паучок

Очень любит мушек.

А они так жужжат,

Не хотят, чтоб скушал.

И.п. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. 1 - 2 - со звуком «ж-ж-ж» быстрое вращение руками перед грудью. 3 - 4 развести руки в стороны, хорошо прогнуться. (5 раз)

5. Паучку мы рады угодить,

Для него комариков будем мы ловить.

Бег с хлопками перед грудью. (20 сек)

6. По деревьям лазать он мастак,

Это занятие - для него пустяк.

. (2 - 3 раза)

7. «Разбудим паучка»

Паучок, паучок,

Уж вставать пора, дружок,

Глазки быстро открывай,

Да зарядку начинай.

И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 - 2 - наклон вниз, 3 - 4 - и. п. (5 раз)

8. «Поднимем паучка»

Вот проснулся паучок,

Потянулся,

На зарядку не встает,

Обленился.

И.п. - ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 - 2 - присесть, взять паучка за лапки, поднять вверх. 3 - 4 - и.п. (5 раз)

9. Вот поднялся паучок,

Веселится,

Он с ребятами играть

Не боится.

. (20 сек)

10. Надо ножки размять,

Чтобы сильными стать.

И.п. - лежа на спине, руки в упоре сзади. 1 - 2 - 3 - подняли ноги, помахали. 4 - и.п. (5 раз)

11. Пау-пау-паучок,

Черненькие ножки.

Мы с тобою побежим

Прямо по дорожке.

Бег в заданном направлении. (20 сек)

Игра повторяется несколько раз. Каждый раз слова меняются:

… мы с тобою поползем… (20 сек)

… мы с тобою полетим… (20 сек)

В. Ох и устали же мы. Отдохнуть пора. Сели на пол, подняли руки вверх - вдох; опустили - выдох. (3-4 раза)

УПРАЖНЕНИЕ « ПУТЕШЕСТВИЕ »

Воспитатель (В.). Ребята, мы с вами собираемся путешествовать. Вот сегодня и пойдем.

Ходьба друг за другом. (20 сек)

В. Смотрите, впереди виднеется лес. Пойдем туда. Как в лесу красиво! Солнышко улыбается нам сквозь ветки.

1. «Помашем солнышку»

И.п. - ноги на ширине плеч, руки внизу.

1 - 2 - подняться на носки, руки вверх повыше, помахать ими. 3 - 4 - и.п. (5 раз)

2 . В. Смотрите, какие большие деревья. Своими ветками они сплели для нас качели. Давайте покачаемся.

Раскачивание на трапеции. (2 - 3 раза)

3. В. Посмотрите, а вот следы медведя.

Ползание на коленях и предплечьях. (20 - 30 сек)

4 . В. А вот в кустах пробежал зайка. Как наш зайка бегает?

Бег, петляя. (20 сек)

5. Прыжки.

Руки перед грудью (как лапки зайчика), прыжки на носочках. (20 сек)

6. Смотрите, на деревьях висят орехи. Давайте достанем их.

Ползание по канату. (2 раза)

7. В. Вот и закончился лес. Мы попали в болото. Здесь много кочек. Сейчас мы будем прыгать по кочкам.

Если в болото мы попадем,

Тогда нас затянет,

И мы пропадем.

Ходьба по кубикам. (2 - 3 раза по ряду из 4 - 5 кубиков)

8. В. Наконец-то мы выбрались. Посмотрите, какие у вас ножки грязные.

«Помоем ножки».

И.п. - ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться, дотронуться руками до ног. Вернуться в и.п. (4 раза)

9. «Бабочка»

И.п. - сидя на корточках, руки на коленях.

1 - 2 - встать, руками делаем волнообразные движения. 3 - 4 - и.п. (4 раза)

10. По поляне мы шагали,

И на речку мы попали.

Чтобы речку перейти,

Надо мостик нам найти.

Лазание по лестнице перехвата. (2 раза)

Спокойная ходьба. (30 сек)