Что за Сават: История происхождения и правила соревнований французского бокса. Пинок в кадык для мсье: как появился французский бокс Что включает в себя Сават

Текущая страница: 2 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Сегодня его правила определяют четыре формы проведения боя по степени контакта и разрешенным зонам нанесения ударов: ограниченный контакт; легкий контакт; полный контакт; свободный стиль (разрешены круговые удары по ногам) (Куликов А., 1999.). Некоторые авторы считают, что кикбоксинг является синтезом бокса, карате и дзюдо (Филимонов В. И., Нигмедзянов Р. А., 1999.).

Одними из лучших пособий по изучению техники кикбоксинга можно считать учебные фильмы выпущенные Бенни Уркидесом (Urquidez Benny, 1986; 1989.). В этих учебных пособиях чемпион мира по кикбоксингу Бенни Уркидес, получивший в спортивном мире прозвище «реактивный», последовательно рассматривает многие аспекты подготовки спортсмена в кикбоксинге. Данные фильмы сделаны в форме учебного семинара со спортсменами разного уровня подготовки, занятие проводится в зале Бенни Уркидеса и вся техника демонстрируется им лично (Benny «The Jet» Urquidez, №№ 1–6, 1986).

Другая серия из восьми учебных фильмов, созданная Бенни Уркидесом, распространялась через магазин «Budostore» (Paris) в 1989 году. Принципиальных отличий от предыдущей учебной серии она не имела и отличалась добавлением двух фильмов: № 5, «Savoir pour gagner!» («знать, чтобы победить!») и № 7, «Une Self-defense efficace» («эффективная самооборона») (Benny «The Jet» Urquidez, «Budostore», 1989.).

С автором данных учебных пособий нам доводилось встречаться на учебном семинаре в Москве, где Бенни Уркидес на ринге демонстрировал технику кикбоксинга, рассказывал о себе и своем пути в спорте. Он был приглашен для проведения семинара, который проходил во время чемпионата мира среди профессионалов по кикбоксингу, с участием спортсмена из нашего клуба Сергея Андрианова.

Когда наш спортсмен досрочно выиграл бой, пояс чемпиона ему вручил Бенни Уркидес. Мы задали вопросы прославленному чемпиону, чтобы узнать его мнение о бое и технике нашего ученика. Г-н Уркидес охотно ответил на вопросы и дал полезные советы, которые были учтены нами в дальнейшей работе, как с Сергеем Андриановым, так и с другими спортсменами из сборной команды России по сават.

Подводя итог рассмотрению кикбоксинга как вида спорта, можно сделать следующий вывод: ведение боя без обуви вынуждает кикбоксеров вести бой на более короткой дистанции, чем в боксе сават.

Тай-бокс (таиландский бокс, тай-боксинг или муай тай) является жестким видом единоборства, использующим в бою удары руками в перчатках (как в английском боксе), локтями, и ногами – стопой, голенью и коленом.

Учебные пособия по этому виду единоборства, книги и учебные видеофильмы сегодня выходят под несколькими названиями: muay thai, «muay thai – chakuriki», thai kickboxing, thai boxing, тайский бокс и таиландский бокс. При описании данного единоборства нами было принято название «тай-бокс», ввиду его краткости.

По мнению некоторых авторов (Артеменко О. Л. и др.,2001.), точную дату зарождения данного вида единоборства установить невозможно, так как в 1767 году бирманские войска разрушили древнюю столицу Сиама, и все более ранние исторические документы были сожжены завоевателями.

Сегодня тай-бокс очень популярен в Таиланде, четыре телевизионных канала демонстрируют бои по тай-боксу несколько раз в неделю. Что касается «фирменных» ударов тай-бокса, то это в первую очередь удары локтями (особенно эффективны удары локтями в голову) и удары коленями.

В качестве учебного пособия по технике тай-бокса можно использовать фильм «Thai kickboxing», созданный компанией «Panther Productions» в 1986 году (Pudpad Noy Worawoot, 1985.). Данный фильм был создан при участии чемпиона по тай-боксу по прозвищу «Golden Leg» – Pudpad Noy Worawoot: «Fighting, training, techniques», в нем рассматриваются многие аспекты обучения тай-боксу: традиционный танец, исполняемый таиландскими боксерами перед боем, боевая стойка, передвижения, техника ударов.

Для представления о том, как развивается таиландский бокс в США, можно ознакомиться с учебным пособием по тай-боксу – «Thai kickboxing» выпущенным в «American Martial Arts University» (Master Robert Lyons, 1995.). Рассказ о тай-боксе и демонстрацию технических приемов в данном фильме осуществляет «Master Robert Lyons» из штата Флорида.

Еще одним пособием по изучению техники тай-бокса, но более высокого уровня, можно назвать учебный фильм, созданный Томом Харингом, известным тренером из Голландии. Анализируя «школу тай-бокса» Тома Харинга можно сделать вывод, что в ней удачно сочетается хорошая техника английского бокса и традиционная манера ведения боя тайскими боксерами (Thai boxing. The Hardest Sport On Earth. «Kwon», 1991).

Среди других фильмов о тай-боксе, следует выделить серию из четырех учебных фильмов (общая продолжительность – 3 часа), в которой рассматриваются различные аспекты обучения тай-боксу («Scorpio film», №№ 1–4, 1992.).

Подводя итог рассмотрению тай-бокса, можно сделать вывод, что в традиционном тай-боксе большое значение придавалось силовой борьбе, а также силе и жесткости ударов, что отрицательно сказывалось на технике передвижений. Нанесение ударов голенью, коленом и локтем диктовало необходимость вести бой на более близкой дистанции, чем в боксе сават.

1.3. Терминология и толковый французско-русский словарь

Проблемой для тренеров, спортсменов и судей, желающих развивать бокс сават в России, явилось отсутствие исходной информационной базы. Это в первую очередь касалось таких направлений исследований, как разработка и систематизация современной русифицированной терминологии бокса сават (позволяющей более кратко и точно описывать технические приемы), а также описания и классификации технических приемов.

Определенные трудности вызывало отсутствие толкового французско-русского словаря терминов бокса сават, так как спортивно-терминологический перевод многих слов из лексикона бокса сават в общих словарях и словарях, посвященных олимпийским видам спорта, отсутствует. Это создавало трудности в общении между специалистами, снижало эффективность взаимодействия между спортсменами, тренерами и судьями, осложняло использование специальной литературы.

Отсутствие сравнительного анализа техники бокса сават с техникой родственных видов единоборств, приводило к недопониманию смысла целого ряда приемов, специфичных для бокса сават, и, как следствие, неправильной их трактовке.

Учет вышеперечисленных факторов привел к необходимости разработки данных направлений исследования – создания исходной информационной базы – для ее дальнейшего использования в научно-методической и практической работе.


Таблица 2

Характеристика этапов разработки исходной информационной базы, необходимой для организации учебно-педагогического процесса обучения боксу сават


Систематизация терминологии бокса сават

В отличие от уже ставшей в России привычной терминологии английского бокса, терминология французского бокса сават еще находится в стадии формирования и нуждается в уточнении. Международная терминология бокса сават определена техническим регламентом Французской федерации бокса сават (что создает языковые трудности в ее использовании в России) и имеет недостатки в систематизации технических приемов.

В настоящей работе приводится систематическое описание терминологического аппарата бокса сават, более удобное для использования. В основу терминосистемы бокса сават была положена терминология английского бокса, принятая в России.

Для наименования элементов техники, специфичных для бокса сават, используется перевод соответствующего французского термина на русский язык (например, chassé – прямой удар ногой), а в тех случаях, когда русскоязычный эквивалент не способен полностью передать смысловое наполнение французского термина, сужает или чрезмерно расширяет значение исконного слова, делается заимствование наименования из французского языка.

Например, развернутое описание удара фуэте (фр. – fouetté) может быть представлено следующим образом: «хлыстообразный» удар ногой сбоку, по дуговой траектории, снаружи-внутрь по направлению к опорной ноге, наносимый поверхностью подъема стопы или носком». В практической работе столь длинное название удара использовать неудобно.

В отношении заимствований, мы придерживаемся в настоящей работе господствующего в современной лингвистике взгляда, в соответствии с которым заимствование наименования вместе с понятием зачастую является предпочтительным.

Многие исследователи языка говорят о том, что предпочтительнее заимствовать иноязычное наименование вместе с понятием, вместо того, чтобы подбирать наименование из лексических средств «своего» языка. В качестве аргументов в поддержку заимствования иноязычного слова приводятся следующие:

1. Семантическая определенность, «терминологичность» заимствуемых слов (Сорокин Ю. С., 1965; Лотте Д. С., 1982.).

Как отмечает Ю. С. Сорокин, новые понятия необходимо выражать с помощью устойчивых терминов. В то же время, как отмечает исследователь, многие коренные слова, в силу их широкой употребительности и сочетаемости с другими словами, характеризуются многозначностью. Напротив, заимствованные слова часто характеризуются смысловой однозначностью. По определению Ю. С. Сорокина, они «склонны к терминологизации, т. е. выступают в заимствующем языке как прямые знаки известных предметов и понятий» (Сорокин Ю. С, 1965, с. 59.).

Сходной точки зрения придерживается и Д. С. Лотте. Одной из основных причин заимствования терминологической лексики исследователь считает необходимость сочетать требование «научной точности», с одной стороны, и практической краткости», с другой. Иноязычное заимствование связывается чаще всего со всем понятием целиком: оно «привлекается для выражения не какого-либо отдельного признака, а совокупности всех необходимых и достаточных признаков, характеризующих данное понятие» (Лотте Д. С., 1982).

Ю. С. Сорокин указывает на тот факт, что заимствованные слова выражают оттенки понятия настолько подчеркнуто и специально, что смысловое наполнение их и русскоязычных соответствий все же различно. (Сорокин Ю. С., 1965).

2. Тенденция к соответствию нерасчлененности обозначаемого понятия с нерасчлененностью обозначающего (Крысин Л. П., 1968.).

Л. П. Крысин указывает на следующий факт: если обозначаемое представляет собой единое целое, одно явление, то язык стремится назвать его одним словом, а не словосочетанием, (Крысин Л. П., 1968.). По этой причине, с точки зрения исследователя, иноязычное слово зачастую предпочтительнее исконного оборота (например, одночленное выражение – «снайпер» часто употребляется вместо двучленного выражения «меткий стрелок»).

Нами также учитывался опыт использования иноязычных слов при создании терминологии в таких видах спорта, как гимнастика и акробатика (сальто, рондат, курбет), фигурное катание (тулуп, флип) и фехтование (батман, ремиз, финт) (Уркан М. Л., Шлемин А. М., 1977; Коркин В. П., 1981; Мишин А. Н., 1985; Тышлер Д. А., 1978.).

Заимствование части терминологии бокса сават из французского языка определяется также следующими экстралингвистическими факторами:

1. Приоритетная роль Франции в развитии французского бокса сават, где зародился этот вид спорта, и где находится штаб-квартира Международной федерации сават (FIS).

2. Выпуск большого количества литературы по проблемам бокса сават на французском языке.

3. Официальным языком судейства международных соревнований по французскому боксу сават является французский язык.

4. Расширяющиеся контакты России и Франции в области развития бокса сават.

Вышеуказанные факторы определяют влияние французского языка на русскоязычную терминологию бокса сават, выражающееся, в частности, в проникновении в нее заимствований. Ниже приводится краткий толковый французско-русский словарь терминологии бокса сават и система терминов, принятая в настоящей работе.

Краткий толковый французско-русский словарь терминов

В первом столбце приводится термин, принятый Международной федерацией сават (FIS); во втором столбце приводится краткое описание данного технического приема, выполненное автором; в третьем – предлагаемый термин.


Таблица 3

Передвижения


Таблица 4

Удары руками


Таблица 5

Прямые фронтальные удары ногами


Таблица 6

Прямые латеральные удары ногами


Таблица 7

Боковые удары ногами


Таблица 8

Обратные фронтальные удары ногами


Таблица 9

Обратные латеральные удары ногами


Таблица 10

Удары ногами снизу


Таблица 11

Защиты


Для наименования элементов техники бокса сават, которые могут быть описаны с помощью устоявшейся спортивной терминологии, в настоящей работе используется соответствующая терминология (в основном из терминосистемы английского бокса).

Глава II. Техника бокса сават

Прямой латеральный удар выполняет чемпион Европы Жиль Ле Дюигу

2.1. Технические приемы и методы обучения
2.1.1. Основные положения боксера сават

Боевая стойка. Боевая стойка в боксе сават должна создавать оптимальное исходное положение, как для наступательных, так и для оборонительных действий. Типовую боевую стойку, с которой начинают обучение техническим действиям в боксе сават, характеризует: выпрямленное положение туловища, чуть завернутые внутрь плечи, слегка опущенная голова, кулаки, поднятые на высоту подбородка, локти, свободно касающиеся передней части грудной клетки.

Позиция ног боксера сават в типовой боевой стойке следующая: левая нога выдвинута вперед, тело развернуто левым плечом вперед вполоборота к противнику, ступни ног опираются о поверхность ринга всей подошвой или только носками, носки ног чуть завернуты внутрь, а стопы расположены примерно на ширине плеч.

Распределение веса тела на ногах должно быть оптимальным и позволить спортсмену свободно действовать левой, впереди стоящей ногой, которая в боксе сават чаще всего используется для нанесения ударов и сама, в свою очередь, является самой частой мишенью для атак противника.

Постановка правой ноги на ринг должна быть удобной как для часто используемой защиты уходом (от атак ногами в нижний уровень), так и для нанесения ударов ногами на скачке, что также часто используется в боксе сават.

Боксер-левша выдвигает вперед правую ногу и разворачивает все тело правым плечом вперед.

Использование длинных ударов правой ногой, ударов ногами с разворотом тела на 180 или 360 градусов и ударов ногами со значительным смещением во фронтальной плоскости, приводит к тому, что спортсмен в ходе боя неоднократно принимает положение правосторонней, левосторонней и фронтальной боевой стойки.

Индивидуализация боевой стойки боксера сават может проявляться в различном расположении стоп в боевой позиции, так как разная манера ведения боя и индивидуальная манера выполнения технических действий требует для себя соответствующих боевых положений.

При ударе ногой с поворотом тела на 180 или 360 градусов, голова, плечи и руки спортсмена включаются в общее движение поворота с небольшой задержкой, и взгляд фиксирует противника до последнего момента (насколько гибкость спортсмена позволяет ему сохранять положение рук и плечевого пояса неизменным). Во время движения возврата и постановки ударной ноги на место (в положение боевой стойки), защитная позиция рук обеспечивает защиту головы и туловища боксера сават от ответной контратаки противника.

Постановка кистей рук и предплечий в боевой стойке должна обеспечивать надежную защиту туловища и головы от ударов во время передвижений по рингу во всех эпизодах боя. Кисти рук находятся примерно на высоте подбородка, с тем, чтобы своевременно обеспечивать кистями и предплечьями защиту головы от ударов руками и ногами. Плечи расслабленны, а локти находятся в чуть сведенном внутрь положении перед грудной клеткой. Локти обеспечивают защиту туловища, участвуя в выполнении защит от ударов руками и ногами подставками и отбивами.

При частой смене боевой стойки в ходе боя (что характерно для ведения поединка в боксе сават), нанося удары ногами с поворотом тела на 180 или 360 градусов, боксер сават должен постоянно следить, чтобы его локти находились в оптимальном для защитных действий положении.

Типовая стойка боксера сават в бою на дальней дистанции высокая, туловище выпрямлено, левая рука может быть вынесена вперед по направлению к противнику, тело сильно развернуто левым плечом вперед, левая нога находится впереди правой. Расстояние между стопами ног в стойке боя на дальней дистанции немного превышает ширину плеч. Такое положение тела позволяет боксеру сават, в случае необходимости, вести поединок, используя удары и защиты только ногами, пресекая попытки противника сократить дистанцию и наносить удары руками.

Пространство боевого взаимодействия на дальней дистанции имеет большую протяженность в длину, чем во фронтальной плоскости. Это обстоятельство ограничивает возможности боксеров сават наносить удары ногами с большим смещением во фронтальной плоскости и практически исключает возможность нанесения ударов руками с фронтальным смещением.

Типовая стойка боксера сават в бою на средней дистанции обычно является полуфронтальной, правая нога расположена ближе к левой ноге по глубине и более выдвинута вперед, чем в позиции боевой стойки на дальней дистанции. Такая позиция ног позволяет боксеру сават наносить удары ногами с шагом в любую сторону, не выходя из положения боя на средней дистанции.

Туловище боксера сават чуть согнуто, плечи слегка завернуты внутрь, положение рук более высокое, чем в стойке на дальней дистанции, и они постоянно страхуют голову от неожиданных ударов.

На дистанции ближнего боя, боксер сават ниже наклоняет голову и принимает более сгруппированную стойку, чем в позиции на средней дистанции, его правое плечо больше выдвинуто вперед и он ведет бой с фронтальным положением туловища.

Он больше сгибает туловище, чем в положении боевой стойки на средней дистанции и чуть подседает вниз немного сгибая ноги в коленных суставах. Положение стоп почти фронтально, что позволяет боксерам сават наносить с одинаковой легкостью удары как левой, так и правой ногой в любой момент боя на ближней дистанции.

Малое расстояние между спортсменами на дистанции ближнего боя не позволяет им использовать весь арсенал ударов ногами бокса сават, а также наносить удары ногами достаточно эффективные, чтобы закончить бой досрочно. Удары ногами на этой дистанции чаще выполняют связующую роль в ходе ведения боя: с их помощью боксеры сават стараются нарушить равновесие противника, отвлечь его внимание и нанести решающий удар рукой.

Так как на дистанции ближнего боя из всех ударов ногами используемых в боксе сават может наноситься (из-за малого расстояния) только нижний удар ногой, эту дистанцию часто предпочитают спортсмены, недостаточно технически подготовленные для ведения поединков в стиле бокса сават.

Ограниченный арсенал ударов ногами на ближней дистанции (возможно нанесение только одного удара ногой – нижнего удара ногой в нижний уровень), упрощает для спортсмена с недостаточной технической подготовкой выполнение защитных действий от ударов ногами на этой дистанции.

Передвижения по рингу. Наиболее частый вид передвижений по рингу в боксе сават – приставные шаги, при комбинировании ударов руками и ногами также используются удары на обычном шаге под разноименную ногу, а при нанесении ударов ногами с дальней дистанции основными видами передвижений являются приставные шаги или скачок.

В начале обучения технике ударов ногами, для передвижения с ударами ногами используется сравнительно медленное передвижение скрестным шагом (marché-croisé), такой вид передвижения дает возможность начинающему боксеру сават легче научиться сохранять устойчивость тела. По мере дальнейшего изучения техники передвижение скрестным шагом часто заменяется более быстрым видом передвижения – скачковым.

Умение свободно и быстро передвигаться во время боя в любом направлении является одним из самых важных умений в боксе сават. Удары в ногу – одно из главных видов оружия бокса сават. Эффективно защищать ноги боксера сават от атак в нижний уровень позволяет «легкая» постановка ног на ринг, умение в любом эпизоде боя быстро нанести удар ногой, убрать ногу из-под удара противника и в темп нанести ею же ответную контратаку.

Постоянная и плотная постановка ног на ринг боксером сават, «укоренение» (по терминологии принятой в некоторых восточных единоборствах), лишает спортсмена необходимой подвижности, сковывает его действия и ограничивает возможности в использовании полного объема технического арсенала бокса сават.

В свою очередь, легкое и быстрое передвижение по рингу позволяет боксеру сават постоянно сохранять боевую дистанцию, успешнее выполнять быстрые защиты ног от ударов уходами и оттяжками, эффективно маскировать подготовку собственных атак и своевременно и внезапно их проводить.

Чтобы наносить сильные и длинные удары ногами в туловище или в ногу, боксер сават выполняет подседание на опорной ноге в момент акцента удара с понижением О. Ц. Т. тела и жесткой фиксацией мышц в момент контакта с целью.

Умение боксера сават быстро и своевременно переходить от легкого и быстрого передвижения по рингу к жесткому напряжению мышц тела в момент нанесения акцентированного удара ногой и опять быстро переходить к продолжению передвижения по рингу, определяется его техническим уровнем и умением контролировать степень напряжения и расслабления мышц.

Высокий темп боя с частым использованием скачковых ударов ногами предъявляет повышенные требования к выносливости боксера сават: потеря подвижности на ринге в заключительных раундах боя приведет к проигрышу боя, так как боксер сават не сможет защитить свои ноги от ударов противника.

«Необходимым условием ведения боя является изменение боевой стойки в зависимости от перемещений соперника» (Дегтярев И. П., 1979. – С. 25). Корректировка положения тела, в зависимости от действий противника, может осуществляться как перемещением с использованием шагов по относительно простым и прямолинейным траекториям, так и скачковым передвижением с поворотом тела.

Боевые дистанции. В боксе сават существуют три основные боевые дистанции: дальняя, средняя и ближняя. Разница в анатомической длине рук и ног вынуждает боксеров сават вносить уточнения при необходимости точного определения боевой дистанции.

Дальняя дистанция. На дальней дистанции боксер сават, находящийся в положении боевой стойки, может нанести удар ногой или выпрямленной рукой, сделав скачок или шаг вперед. Дальняя дистанция позволяет наносить удары почти полностью выпрямленной в заключительной ударной фазе ногой. Большая по сравнению с рукой масса ноги, сильные мышцы ноги, тяжелые боксерки сават на ногах, – все это делает удары ногами с дальней дистанции грозным оружием.

Близкое расположение вертикальной оси бедра в момент заключительной фазы удара к О. Ц. Т. тела и более короткое, по сравнению с ударами руками, расстояние от опоры по вертикали, придают ударам ногами большую жесткость и позволяют наносить на дальней дистанции достаточные по эффективности удары любой ногой.

Для успешного ведения боя на дальней дистанции, боксеру сават необходимо хорошо владеть техникой передвижений, уметь одинаково хорошо двигаться по рингу в любом направлении, владеть обостренным чувством дистанции. «Расчет дистанции в быстром темпе боя – один из самых трудных навыков, приобретаемых только постоянной практикой в тренировочных боях» (Градополов К. В., 1965 – С. 31).

Средняя дистанция. Позиция тела боксера сават в боевой стойке на средней дистанции более низкая и собранная, чем в стойке боя на дальней дистанции. Спортсмены расположены друг от друга на расстоянии удара ногой или выпрямленной рукой (при нанесении удара с наклоном туловища вперед), без необходимости выполнения шага вперед для выхода на дистанцию удара, они постоянно находятся в зоне возможной атаки, в сфере досягаемости любого удара рукой или ногой, входящего в арсенал бокса сават.

Близкое расстояние от противника, находящегося на средней боевой дистанции, не дает спортсмену возможности полноценного визуального контроля его действий, поэтому на средней дистанции возрастает значение навыка спортсмена определять структуру ударных действий на ранних стадиях развития удара, в ходе подготовительных действий. Такое умение приходит к спортсмену в результате большого объема специальной работы и закрепляется в ходе ведения условных и вольных боев.

Передвижения вперед во время ведения боя на средней дистанции для изменения ударного расстояния не используются, при нанесении ударов руками и ногами спортсмены используют наклоны туловища вперед (при нанесении удара рукой) или отклоны туловища назад (при нанесении некоторых ударов ногой).

Движения туловищем (наклоны вперед и отклоны назад) позволяют боксеру сават легче изменять ударное расстояние и связывать в комбинации удары руками и ногами более быстро, чем при использовании передвижения. В тоже время, шаговые движения при нанесении ударов облегчают противнику применение подсечек, которые часто производятся в темп по вышагивающей ноге и могут привести к нарушению равновесия или даже к падению спортсмена.

При определении средней дистанции в боксе сават необходимо учитывать, что на этой дистанции расстояние, на котором возможно нанесение ударов выпрямленной ногой без шага, оказывается недостаточным, для того, чтобы нанести удар выпрямленной рукой без шага или наклона туловища;

Ближняя дистанция. На ближней дистанции могут наноситься удары только согнутой в локте рукой (прямые, снизу и сбоку) или нижний удар ногой. Остальные удары ногами из арсенала бокса сават на ближней дистанции не наносятся, так как они будут, в силу своей специфики, иметь запрещенную правилами форму (по правилам бокса сават удары ногой наносятся только зоной, защищенной обувью, удары голенью или коленом – запрещены).

Нижний удар ногой наносится практически выпрямленной в коленном суставе ногой, поэтому он может наноситься с минимального расстояния до цели и без замаха. Близкое расстояние между боксерами сават на дистанции ближнего боя не позволяет нанести нижний удар ногой достаточной силы, чтобы решить одним таким ударом исход боя в свою пользу.

Самое главное - Сават - техника боя на дальней дистанции.

Отсюда и начинаются особенности.
1. Конёк савата - удар носком обуви (Доводится до филигранной точности (один из старых тестов - пробить дырку в глиняном кувшине, не разбив при этом сам кувшин))
2. Удары классического французского бокса не особенно сильны (упор на скорость и точность).
3. Наиболее разработан из всех вышеперечисленных единоборств раздел ударов ногами по ногам.
4. Есть раздел канн - шоссон (работа тростью в сочетании с ударами ногами)
5. Все типы ударов (прямой - шассе фронтал, боковой - шассе латерал, круговой - фуэте) наносятся с выноса колена вперёд (исключение обратный круговой - реверс и низкий удар ногой - ку де пи ба)
6. При ударе ногой дополнительно производится толчок тазом.
7. В классическом савате отсутствовали удары в высоких прыжках или в прыжках с разворотом а также лоу - кик
8. Аналог маваши круговой удар фуэте наносится не голенью а подъёмом стопы или носком
9. Есть интересная разновидность кругового удара фуэте, но наносится он не в боковую строну коруса или головы, а носком в солнечное сплетение или живот.
10. При высоких или средних ударах - опорная нога прямая а ступня развёрнута приблизительно на 75 градусов, при низких ударах выполняется полуприсед на опорной ноге, за счёт чего, в совокупности с толчком таза, достигается удлинение удара.
11. В классическом савате корпус при прямом шассе и низком ударах ногами отклонялся назад.
12. При боковом шассе корпус немного наклонялся в отличие от карате, где он находится в одной плоскости с ударной ногой
13. В классическом савате не всегда руки разлетались. Согласно Лекуру, руки следовало держать у низа живота, дабы парировать удары ног или захватывать их. (Иллюстрастрации "по Лекуру" из книги Леклерка (1910 г) развешаны в зале для тренировок Сават во французском фильме "Тигровые отряды"), а согласно Шарлемону, руки для равновесия нужно было раскидывать, и этот способ был распостранён вплоть до конца 80 - х гг. XX в.
14. В Сават хорошо разработан способ противодействия в случае, если нога захвачено противником.
Подведём итоги.
Главные особенности ударной техники ног сават - точность, скорость, "длинность", подсед на опорной ноге. Носок - главное оружие саватёра (никаких голеней, подушечек стопы, внешнего ребра стопы и т. д.), в классическом Савате отсутствуют лоу - кики, высокие прыжки, прыжки с разворотом и прочие пируэты. Фишка Сават - филигранная работа ног против ног.
К сожалению многие особенности классического Сават XIX - первой половины XX вв. сейчас остаются только достоянием энтузиастов, а на ринге мы видим более - менее усреднённую технику ног. Вполне возможно, что она эффективнее (или скорее требует меньше времени на обучение), но с утратой особенностей утрачивается аромат старого доброго французского боевого искусства (это всё равно как пить шампанское не из бокала, а из пластикового стаканчика).

"Изначально была народная кельтская забава - пинаться ногами по голени, потом из этого развилась "хулиганская" манера ударов ботинком по ногам, потом скучающие аристократы добавили высокие удары (говорят - из балета) и ввели мягкие тапки (шоссон) и пухлые перчатки,чтоб не калечть друг друга. Потом к этому всему добавилась техника рук из английского бокса", И добавлю небольшие уточнения.

Высокие удары ногами ввели марсельские моряки, которые занимались "жю де марсей" ("марсельская игра") или другое название "шоссон" (происходит из названия мягких тапочек "шоссов"). Суть шоссона состояла в нанесении "туше" (удары в лёгкое касание или по современной терминологии лайт - контакт) партнёру высокими ударами ногами. Техника рук раннего сават включала в себя различные удары ладонью, пальцами, удары наотмашь внутренней или внешней частью ладони и носила вспомогательный характер, так как криминальные элементы (из среды которых и вышел сават), чаще всего были вооружены ножом, дубинкой или кастетом. Далее.
1824 г. - Мишель Кассо впервые систематизирует технику сават.
1832 г. - Шарль Лекур вводит технику английского бокса и новое название - французский бокс. Но Лекур делает акцент именно на низких ударах ногами.Кстати именно французы первыми начали применять перчатки не только на тренировках, но и в соревновательных поединках.
60 - е гг. XIX в. - начало эпохи отца и сына Шарлемонов. Именно они начинают широко практиковать высокие удары ногами с отбрасыванием рук назад, что стало визитной карточкой французского бокса вплоть до конца 80 - х гг. XX в.
Конец 80 - х гг. XX в. - В сават водятся удары в прыжке, а руки при ударах ногами стали держать как в кикбоксинге, у туловища.

Что касается классической манеры нанесения ударов ногами в Сават, то здесь можно посоветовать посмотреть следующие ролики из You Tube
1. OLD FRENCH BOXING SAVATE 29.03.1934
2. Roger LaFond method of canne, baton and french boxing
3. SAVATE - FRENCH BOXING - BOXE FRANCAISE - сават в исполнении Шарлемона, съёмки 1894 г.
4. Lady kicker
5. SAVATE - FRENCH BOXING - 1894 - Boxe francaise- тоже в исполнении Шарлемона.
6. Count Pierre Baruzy SAVATE - French boxing - сават в 60 - е гг.XX в.
7. SAVATE Salle Wagram 03.05.1969

Учебные фильмы по современному Сават можно скачать на Torrents. Ru
Это учебные фильмы по самообороне с применением техник сават и добавление техник из дзю - дзюцу и крав мага.
1. Savate Defense - BASIC TECHNIQUES (Eric Quequet) (2008)
2. Savate Defense - ADVANCED TECHNIQUES (Eric Quequet) (2004)
3. Street.Boxing by.Robert.Paturel
4. Street savate Vol-2 Power Punching (Daniel Duby)

Также можно порекомендовать учебные фильмы по технике спортивного сават
5. Основы сават/Savate Basics - Saignac (1998)
6. SAVATE MES TEQHNIQUES DE CHAMPION (2004)
Художественные фильмы, где демонстрируется техника сават.
1. Сават (В гл. роли - Оливеье Грюнер), правда здесь более смахивает на усреднённый кикбоксинг
2. Парижские тайны (В гл. роли - Жан Маре, кстати сам практиковавший сават)
3. Тигровые отряды (о французской политической полиции начала XX в.).
4. Арсен Люпен

Далее в свободном доступе в интернет выложены книги
1. Андре Э. Самооборона (1909) - прикладное применение сават в условиях уличной самозащиты
2. Savate Students Manual - пособие по технике современного французского сават
3. http://rohirim.ovh.o...hp?lng=fr&pg=91 - это ссылка на французскую книгу по сават конца XIX в., но к сожалению она не скачивается, а можно только просматривать.
4. Мanuel moniteur sports combat (1947) - пособие по рукопашному бою французской армии, где один из разделов описывает технику сават.
5. Ознобишин Н. Н. Искусство рукопашного боя (1930) - подробно описывается применение техники сават для самообооны.

В этих материалах можно увидеть и сравнить развитие техники классического и современного сават.
Кроме того, нельзя забывать что сават это комплексная система, и ранее в Жуанвильской школе, которая с середины XIX в. готовила кадры инструкторов по физподготовке французской армми, сават изучали в совокупности с борьбой (для боя на ближней дистанции), "чётырёхсторонню защиту" (применение сават в условиях нападения нескольких человек), фехтование тростью, саблей, шпагой, штыковой бой. А все мастера сават преподавали одновременно и фехтование тростью.

Таким образом человек изучивший кроме спортивного сават ещё основы борьбы и фехтования палкой (тростью), может себя считать вполне подготовленным к уличным неожиданностям.
В заключении можно отметить, что не ищите сават в исполнении глав школ, великих мастеров и т. д. Это не Дальний Восток. Здесь нет надобности, искать носителей истиной традиции, обучаться непосредственно у французских мастеров, от вас не будут утаивать секретов и т. п. Вы не отыщете здесь генеалогических линий семей мастеров, скорей всего вас также не возьмут в приёмные сыновья к мастеру (по французской терминологии - профессору). Единственный способ освоить сават - найти клуб, записаться и заниматься. Если здоровье не позволяет биться в жёсткий контакт, занимайтесь в разделе "ассо" - это бой в лёгкий контакт, где прежде всего оценивается техничность исполнения приёмов. (Кстати даже в комба - раздел сават, бой в полный контакт (бех шлемов и протекторов, только ботинки - саватки на ногах и перчатки на руках) если удар выполнен технически неверно, его не оценивают). Другой вопрос, что так как саватёры выступают против профессионального спорта, а только за любительский, то клубов сават намного меньше чем других единоборств.

Для начала разберёмся в терминологии. Под традиционным сават подразумевается техника боя французских криминальных элементов XVIII - начала XIX вв., до введения Шарлем Лекуром техники рук из английского бокса в 1832 г.
Классический французский бокс. Практиковался с1832 до конца 80 - х гг. XX в. Французские ноги и английский бокс.
Современный французский бокс - с конца 80 - х гг. XX в. Французские ноги и английский бокс.Дополнительно вводятся лоу - кик и прыжки.

Что касается традиционного сават, то он ещё в XIX в. был практически вытеснен французским боксом. Хотя продолжал практиковаться отдельными группами энтузиастов.
Интересные материалы размещены на сайте savateaustralia.com.
Особенно рекомендую обратить внимание на следующие статьи с этого сайта
1. Open Hands (1889) - техника ударов открытой рукой из традиционного сават
2.Boots and Self Protection in the Civilian Environment - применение каблука в традиционном сават
Теперь проведём небольшой сравнительный анализ традиционного сават и французского бокса

Традиционный сават строился на подсечках и ударах ногами по ногам на нижнем уровне (в основном не выше колена)

Но низких ударов ногой, характерных для традиционного сават, в современном французском боксе также вполне вполне достаточно.
1) Шассе.
- фронтальный шассе пяткой в переднюю часть бедра.
- фронтальный шассе пяткой с разворота в переднюю часть бедра
- боковой шассе пяткой в бедро
2) Фуэте.
- фуэте бас по внешней боковой стороне бедра
- фуэте бас по внутренней стороне бедра
3) Реверс
- реверс пяткой в бедро
- реверс пяткой с разворота в бедро
4) Ку де пи ба
- маховый удар (без выноса колена) по голени внутренним ребром стопы
5) Подсечки
- сметающая подсечка (низкое фуэте)
- боковая подсечка (ку де пи ба, если по косточке ноги, то очень болезненно)
- круговая подсечка (реверс на нижнем уровне)
Итого - 8 разрешённых ударов ногой на нижнем уровне и 3 подсечки.
К этому добавляем запрещённые правилами, на входящие в арсенал французского бокса и зачастую изучаемые удары
1) Фронтальный фуэте (удар подъёмом стопы в пах)
2) Фуэте в низ живота носком ноги
3) Фронтальный шассе носком в низ живота
4) Фронтальный шассе пяткой в колено
5) Боковой шассе пяткой в колено (переднюю или боковую часть)
6) Топчущий удар пяткой по подъёму стопы или большому пальцу
7) Вертикальный удар коленом в пах
Итого в арсенал современного французского бокса входит
15 различных ударов ногой на нижнем уровне и 3 подсечки
Сомневаюсь, что в традиционном сават арсенал был более разнообразен.

Кроме того, хотя на соревнованиях они не применяются, но в арсенал французского бокса входят захваты и броски
Захваты.
1) Крават
2) Колье
3) Клинч
4) Захват ноги в ключ
5) Захват руки в локтевой сгиб
Броски
1) Через бедро
2) Через бедро с захватом головы
3) Задняя подножка
4) задняя подножка с захватом ноги
5) Бросок с захватом двух ног
6) Бросок с захватом одной ноги.
7) Бросок с выворачиванием захваченной в ключ ноги
Плюс к этому в арсенал французского бокса входит работа с тремя видами оружия
1) Шпага (рапира, сабля, эспадон)
2) Трость (одиночная и парная)
3) Шест
Конечно это небольшой арсенал, по сравнению, например с 18 видами оружия традиционного шаолиньского ушу.
Но во французском боксе работа на всех видах оружия изучается в контакт, присутствуют спарринги, а не только изучение комплексов - тао, что мы сегодня видим в ушу,
Плюс к этому во французском боксе, есть разделы
1) Самооборона с помощью трости.
2) Французский бокс + трость
Подводя итоги, можно сказать, что современный французский бокс является по своему арсеналу комплексной боевой системой, а не неким урезанным спортивным вариантом, Система французского бокса, созданная мастерами 19 в. ничем не уступает традиционному савату, и, более того, органично впитала в себя его наиболее практические элементы.

Теперь проведём сравнение французского бокса и кикбоксинга.
Главное отличие - это наличие обуви во французском боксе, от сюда и проистекают все отличия в технике и тактике.
1. Французский бокс учит использовать башмак как оружие. Точечный удар твёрдым носком ботинка намного опаснее удара поверхностью мягкого фута, а прицельные удары башмаком в печень, селезёнку и солнечное сплетение являются одной из "визитных карточек" французского бокса.
2. Во французском боксе дистанция ударов ногами значительно длиннее (возможность нанести удар носком ботинка удлиняет дистанцию удара ногой на 15-20 см.), чем в кикбоксинге. Это обусловлено тактической установкой французского бокса, продекларированной ещё в правилах 1832 года: удар ногой должен наноситься с такой дистанции, чтобы соперник не смог при этом достать вас рукой.
3. В кикбоксинге, как правило, удары руками и ногами наносятся примерно с одной и той же дистанции. В то время как при обучении французскому боксу большое внимание уделяется тому, как с дальней дистанции ударов ногами перейти на среднюю и ближнюю дистанцию для атак руками и как после этого выйти вновь на дальнюю дистанцию для работы ногами.
4. Передвижения во французском боксе легче и быстрее, чем в кикбоксинге. Это обусловлено тем, что двигаться в саватках гораздо удобнее, чем босиком, имея к тому же на ногах футы и щитки.
5. Наличие на ногах кикбоксёров щитков и футов приводит к тому, что для нанесения эффективного удара ногой спортсмену необходимо приложить значительное усилие. Во французском боксе удары ногами носят более скоростной характер.При этом не стоит забывать, что зачастую даже лёгкий, но быстрый удар ботинком оказывается гораздо опаснее и травматичнее, чем сильный удар босой ногой в мягком футе.
6. В боевом арсенале французского бокса широко используются прямые и боковые шассе (фронт-кик и сайд-кик в кикбоксинге) в бедро и колено соперника. В кикбоксинге любые прямые удары в бедро и колено запрещены. Во французском боксе эти удары служат эффективным средством работы против соперника, делающего ставку только на удары руками.
7. Теперь о различиях а тактике. Рассматривая типовой рисунок боя во французском боксе и кикбоксинге, мы увидим значительную разницу: во французском боксе соперники, много и быстро передвигаясь, "расстреливают" друг друга разнообразными ударами ног с дальней дистанции, стараясь после своей атаки уйти от ударов противника, разрывая дистанцию. В кикбоксинге же, в основном, спортсмены стараются как можно быстрее выйти на среднюю и ближнюю дистанцию, чтобы включить весь свой арсенал ударов руками и ногами, т.е. поединок в кикбоксинге носит более силовой характер.
8. Одной из классических схем поединка во французском боксе является проведение многочисленных и разнообразных ударов по ногам (наследие традиционного сават), что приводит к потере соперником возможности быстро передвигаться по рингу.

А вот мнение одного из метров сават, барона Ива Фенье, о различиях карате и сават
"Эти глупцы - каратисты так ценят умение разбивать кирпичии тому подобное, но ведь не над эти нужно работать, сила является второстепенной. Забудьте о силе и работайте над умением оценивать расстояние, скоростью и точностью движений".

Подведём итоги, как можно видеть из сравнительного обзора, между сават и кикбоксингом существуют довольно значительные различия.
Далее, как показал сравнительный анализ, французский бокс включил в свой арсенал технику традиционного сават, значительно обогатив её.
По сути, традиционный сават представлял собой просто набор приёмов, в то время как классический французский бокс приведён в стройную систему.
В савате отсутствует характерное для восточных БИ преклонение перед традицией и здесь вы не увидите противопоставления например традиционного и спортивного ушу, или традиционного и спортивного карате. При этом традиционное объявляется духовным и практичным, а спортивное примитивным и выхолощенным. В сават такого нет, просто люди ходят в клуб и тренируются.

Добавим ещё немного о сават.
Итак сават и кикбоксинг.
1. Удары в сават в основном хлёсткие, в кикбоксинге с проносом, силовые.В сават за счёт обуви, нет необходисоти в силовых ударах, поскольку бьют носком в жесткой обуви, несильного по меркам того же кикбоксинга удара может хватить чтобы нокаутировать противника. Из такого положения дел и выстраивается техника ног
2. Арсенал ударов ногами в сават гораздо больше, чем в кикбоксинге
3. Есть значительный раздел по выходу из ситуаций, когда нога после удара захвачена (в кикбоксинге подобный раздел отсутствует)
4. Имеются техники противодействия борцовским приемам
5. Ряд техник ориентирован на использование окружающих предметов - отталкивание спиной от стены при ударе ногой, опора на стену или дерево при ударе ногой ит. п.
6. Удары в опорную ногу, колено (в кикбоксинге подобного нет), возможность наносить "точечные" удары острым носком, напрочь отсутствующая в кикбоксинге.
7. Обширный раздел ударов ногами по ногам - стопорящие удары в бедро и колено, сметающие удары по голени, лоу - кик (в кикбоксинге кроме лоу- кика все остальные удары отсутствуют)
8. Раздел Box de la rue (практикуется ещё с XIX в.(уличная самооборона - противодействие нескольким противникам, освобождение от захватов, бой с тростью и оборона против вооружённого нападения) - в кикбоксинге этот раздел отсутствует.

9. В кикбоксинге круговые удары наносятся подъёмом стопы, в сават - подъёмом или носком.
10. И ещё раз о тактике. Поскольку удары скоростные и при этом довольно убойные, меняется тактический рисунок боя - в отличии от Муай-Тая и Кикбоксинга, где часто бой сводится к силовому обмену ударами на одном месте, в Савате очень важное значение отдается маневрированию на ринге. Этому способствует опять же обувь, в ней куда проще бытро передвигаться чем босиком.
И небольшие дополнения.

Если сават комплексное боевое искусство, включающее в себя как приёмы спортивного боя, так и техники самоообороны и боя с оружием, имеющеее 200 летнюю историю, то кикбоксинг изначально возник как спортивное единоборство на ринге.

Далее, как сказал Дэн Иносанто, сравнивая муай тай и сават "Мощные удары таиландского бокса сильно затрудняют продолжение боя, а точные удары савата вызывают острое желание прекратить бой вообще"
Небольшое замечание "Поскольку Тайцы хорошо бьют голенью, тэквондисты пробивают в живот пяткой, и т.д.", а саватёры отлично пробивают носком.
Полностью согласен с высказыванием "Просто и традиционный и спортивный сават это достаточно спортивный вид и искать в нем что-то из восточных стилей и внутреннего наполнения не стоит". Абсолютно верно, сават это рукопашный бой французского происхождения имеющий двухсотлетнюю историю и традиции, красивый и аристократичный, не более и не менее.
В то же время имеется возражение по поводу "Если вся техника из кикбоксинга, то чем например сават отличается от него". Дополню чуть позже

Имеется возражение по поводу "Если вся техника из кикбоксинга, то чем например сават отличается от него.
Как уже писалось выше время появления сават - 1832 г.
Кикбоксинга - 1970 - е гг.
Так что более корректно, по моему мнению, говорить, если техника кикбоксинга похожа на сават, то зачем нужно было создавать кикбоксинг".
Вообще непонятно зачем было "изобретать велосипед" соединяя английский бокс с техникой ног из таэквондо, если уже была готовая боевая система. Скорее всего причина кроется в том, что сават является локальной французской системой, которая только в конце 1980-х гг. стала активно пропагандироваться французами. Кстати за это можно отчасти поблагодарить восточные БИ, именно бурная пропаганда восточных БИ пробудила в Европе где-то в 70-х гг. интерес к собственным боевым искусствам. Скорее всего именно элементарное незнание о существовании сават побудило американцев стало одной из причин создания кикбоксинга.

Кроме того, в сават большое значение уделяется культуре поведение саватёра.
1. Не рекомендуется делать перд боем скандальных заявлений.
2. Не рекомендуются шумные эффектные выходы на ринг.
3. Избегайте украшать себя татуировками. амулетами и т. п.

И ещё одно замечание, на соревнованиях, где представлены различные стили карате тоже трудно отличить представителей одного стиля от другого, техника у всех более менее похожа.

Сделаем выводы. В сават довольно много отличий от того же кикбоксинга. Иногда они не сразу бросаются в глаза, но при более глубоком ознакомлении с предметом становятся очевидно довольно глубокие отличия и в технике и в тактике. Насколько мог я постарался ознакомить с ними почтенную публику.

Содержание статьи

ФРАНЦУЗСКИЙ БОКС САВАТ (Savate), вид спортивного единоборства и система самообороны. Арсенал используемых приемов включает как ударную технику (ногами, коленями, руками), так и всевозможные захваты, заломы, броски и болевые замки. Предусмотрена работа с подручными предметами – палкой, тростью и т.д. Система приемов самообороны позволяет одному человеку вести бой с несколькими противниками одновременно. Входит в систему подготовки военнослужащих французской армии.

Название «французский бокс сават» стало общепринятым после второй мировой войны. (Его также называют европейским кикбоксингом.) Как спортивная дисциплина культивируется сейчас во многих странах. Регулярно проводятся соревнования по французскому боксу, в том числе раз в два года – чемпионаты мира среди мужчин и среди женщин.

Правила.

Формула поединка.

Проходит на стандартном боксерском ринге 8×8 м и может состоять из 2, 3, 4 или 5 раундов, длительность каждого из которых составляет минуту, полторы или две минуты «эффективного» боевого времени (назначаемые рефери тайм-ауты не входят в хронометраж поединка). Перерыв между раундами – одна минута.

Соревнования проходят по правилам близким к правилам кикбоксинга, фулл-контакт каратэ и евро-тайбокса (европейской версии тайского бокса – без ударов локтями в голову). Разрешен жесткий контакт руками и ногами.

В савате возможна как победа по очкам, так и чистая победа (нокаут).

Бои проводятся в перчатках весом 16 унций – 454 г, облегченной обуви и гимнастическом трико либо в спортивных брюках и майке. Из защитного снаряжения используются капы, а также (в некоторых видах соревнований) шлемы, щитки, протекторы на тело и т.д.

Спарринги.

Различают три их вида.

Условный контакт – удары должны быть технически правильными, точными, быстрыми, но не сильными. В подобных поединках оценивается техническое мастерство и индивидуальный стиль бойца.

Полуусловный контакт – удары наносятся в полную силу, но при этом соперники используют весь набор защитных средств: шлемы, щитки, протекторы на тело и т.д. Помимо техники и стиля, в полуусловном спарринге учитывается также эффективность наносимых ударов и боевой дух соревнующихся.

Полный контакт – защитное снаряжение не используется, удары наносятся в полную силу и на максимальной скорости. Оцениваются, прежде всего, «боевые» оставляющие спортивного поединка.

Разрешенная и запрещенная техника.

В савате различают ударную технику рук и ног. Соответствующие удары классифицируются в зависимости от направления и характера движения ноги (всего – 11 категорий ударов) и руки (прямой удар, апперкот, свинг и хук). Защитная техника включает различные уходы и блоки.

Помимо разрешенных правилами в технике савата есть и запрещенные приемы, применение которых допускается только в целях самообороны, но не во время спортивных поединков. К их числу относятся:

удары ниже пояса (за исключением ударов ногой по ноге);

удары ногой по задней части шеи, по затылку и по макушке;

опасные движения (головой, коленом и пр.)

в соревнованиях женщин – любые удары в область груди.

Правилами запрещается также тянуть или толкать соперника, наносить удары, одновременно удерживая противника, бить его в тот момент, когда он лежит на ринге или пытается подняться, наносить удары ногами, опираясь руками на пол или канаты, затягивать время поединка.

Весовые и возрастные категории.

Согласно международным правилам участники соревнований по французскому боксу подразделяются на 18 (условный спарринг) и 14 (полуусловный и полный контакт) весовых категорий. В первом случае самой маленькой считается категория до 24 кг, а самой большой – свыше 89 кг. Во второй классификации, соответственно: 39–42 кг и свыше 85 кг.

Возрастное деление включает восемь категорий: 7–9 лет, 10–11, 12–13, 14–15, 16–17, 18–20, 21–34 и 35 лет и старше.

Квалификации.

Со времен второй мировой войны во французском боксе существует деление на разряды.

Подобно цветным поясам, принятым в каратэ, здесь используются цветные – «ученические» – полоски на перчатках вокруг запястья шириной один дюйм (2,5 см): синяя, зеленая, красная, белая, желтая. Для инструкторов предусмотрены три степени серебряных полосок и золотая полоска – для профессоров.

Считается, что ученик – при условии непрерывных тренировок – может выполнить норматив «желтых перчаток» за два года. Все степени от синих до желтых перчаток присваивает соискателю инструктор либо профессор в том клубе, где тренируется спортсмен.

Серебряные перчатки присваивает Техническая комиссия Национальной федерации французского бокса. Чтобы быть допущенным к экзамену на серебряные перчатки первой степени, спортсмен должен: быть не моложе 16 лет, иметь стаж занятий боксом не менее двух лет и «желтые перчатки». Для допуска к экзаменам на каждую последующую степень серебряных перчаток, а также на степень профессора, требуется два года тренировок между аттестациями.

Для аттестации на профессорскую степень необходимо продемонстрировать теоретические знания в объеме выпускника физкультурного института или колледжа. Чтобы сдать экзамен на степень профессора, спортсмен должен хотя бы один раз победить на престижном турнире, или не менее трех раз входить в тройку призеров. При этом получить во Франции степень профессора, не являясь гражданином Франции, невозможно.

Помимо цветных полосок на перчатках, боксеры носят соответствующую эмблему на груди, с левой стороны. Наличие эмблемы обязательно для участия в соревнованиях, семинарах и экзаменах. Участвовать в состязаниях могут только боксеры, сдавшие экзамен на степень не ниже «красных перчаток».

Зарождение французского бокса. Его составляющие.

В основу французского бокса легли сават, шоссон, английский бокс и фехтование.

Сават.

Старинное народное развлечение, в котором два соперника старались ударить друг друга ногой по голени. Название происходит от французского «savate» (что означает «старый стоптанный башмак»). Наибольшее распространение, – как вид поединка, – получил среди грузчиков, рабочих, бродяг, уголовников, извозчиков и т.п. Когда именно зародился сават, точных сведений нет. К примеру, французский историк Мишель Делайе считает, что он появился на окраинах Парижа в 17 в.

Удары в савате наносились носком, ребром или каблуком грубого башмака по голени, по колену, в пах или в живот. Удары руками играли вспомогательную роль и производились в основном ребром или основанием ладони, реже – кулаками. Цели для поражения руками – уши, виски, нос, горло, сонные артерии, затылок.

Со временем забава простолюдинов трансформировалась в разновидность дуэли и рукопашного боя. Сформировался целый дуэльный кодекс саватеров. Бои шли либо очень жестко («на смерть»), либо в более мягком варианте («до первой крови»). Жесткие единоборства велись в грубых ботинках, подбитых гвоздями, в этом варианте савата разрешалось практически все – удары в горло руками, ногами в пах и т.д. В более мягком варианте допускались удары подъемом ступни по голени и бедру, а руками разрешалось работать только по корпусу.

В середине 18 в. одним из самых известных мастеров дуэльного савата считался бывший танцор Батист. Ему приписывается авторство нескольких ударов ногами на верхнем уровне.

Удары руками в голову привнесли в сават уголовники. Акцент делался на выведение противника из строя одним ударом: выбив глаз, перебив горло, разорвав барабанную перепонку и т.д. Уголовники также первыми стали пускать в ход всевозможные подручные средства – кастеты, дубинки и ножи.

Шоссон.

От фр. chausson (ночной тапочек). В середине 17 в. в Марселе среди французских моряков была популярна игра, в которой надо было коснуться партнера выше пояса ногой в мягкой обуви. Со временем местные моряки стали использовать удары ногами в корпус и голову во время драк. Нередко французские матросы выясняли отношения с английскими. Англичане в большинстве своем хорошо «работали» руками: сказывалась школа английского бокса.

Позаимствованные у англичан приемы со временем заметно обогатили технику французского бокса. Шоссон стал популярен у широкой публики гораздо позднее савата – в начале 19 в. Считается, что сам термин «шоссон» появился в 1829.

Парижские наставники шоссона ввели в обиход пухлые кожаные перчатки. Их волновала сохранность лиц изучавших основы единоборства выгодных клиентов, основную часть которых составляли обеспеченные молодые люди.

«Визитной карточкой» шоссона стал удар ногой в голову. Но при этом в шоссоне ценилась не сила, а скорость и точность ударов, техника и ловкость участников поединка. Пик моды на шоссон приходится на 1830–1848.

Английский бокс.

Искусство кулачного боя в сочетании с борьбой и фехтованием на шестах и дубинах существовало на Британских островах еще до норманнского вторжения. К 17 в. сложились три стиля рукопашного боя: вестморлендский, девонширский и кумберлендский. Из их смешения и возник бокс .

Искусство английского бокса во Франции было хорошо известно, – и не только из-за портовых потасовок моряков. В Париже существовали клубы любителей бокса, в которых преподавали английские специалисты.

Один из основателей французского бокса Шарль Лекур изучал английский бокс в Лондоне, а затем продолжил обучение в Париже, у английского тренера по фамилии Адамс. Лекур был сильным бойцом савата, но уступал английским специалистам в технике рук. Благодаря ему произошел синтез французского бокса и английского. Он же ввел в обиход термин «французский бокс», опубликовал кодекс боксеров, правила (в основном повторяющие правила бокса Броутона 1743 года) и изложение основных технических приемов.

В отличие от английского бокса, в котором еще долго сражались голыми руками, Лекур сразу ввел перчатки. Помимо бокса, Лекур преподавал в своем спортивном зале фехтование.

Фехтование.

В классическом французском боксе, существовавшем до начала второй мировой войны, отчетливо прослеживалось влияние фехтования. Например, боевая стойка повторяла стойку фехтовальщика, не признавались уходы с линии атаки: удары противника должны были парироваться. Основными были прямые удары руками и ногами. Удары руками проводились с выпадом вперед – на манер фехтовальных. Характерно, что точность попадания и скорость движения и нанесения удара ценились выше силы удара.

Дальнейшее развитие савата.

Как самостоятельная дисциплина французский бокс окончательно сформировался к середине 19 в. Дальнейшее его развитие связано, прежде всего, с деятельностью таких выдающихся мастеров, как отец и сын Шарлемоны и Пьер Барузи.

«Эпоха Шарлемонов».

Признанный мастер фехтования, Жозеф-Пьер Шарлемон начал изучать французский бокс в Алжире, где проходил военную службу. В 1862 совершил путешествие по ряду европейских стран, где бросал вызов известным мастерам английского бокса, фехтовальщикам на палках и представителям других единоборств. Ни в одном поединке он не знал поражения.

В 1871 принял деятельное участие в Парижской коммуне, но после поражения коммунаров был вынужден бежать вместе с сыном Шарлем в Бельгию. Там Шарлемон разработал собственную систему единоборства, упорядочил схему проведения поединков и издал книгу по французскому боксу.

По возвращении в Париж в 1879 открыл Академию французского бокса. Последний свой бой провел в Марселе в 1897, – в возрасте 57 лет – с Мишелем Жину, и победил. Прекрасный боец и превосходный организатор, Шарлемон-ст. оказал огромное влияние на дальнейшее развитие французского бокса, по сути, превратив его из сомнительной забавы в настоящее спортивное единоборство.

В 1899 передал руководство Академией сыну Шарлю Шарлемону, которого обучал основам боксерской техники с юных лет. Шарль стал первым в истории чемпионом мира по французскому боксу: в 1899 он выиграл в шестом раунде бой с чемпионом по английскому боксу в среднем весе Джерри Дрисколлом.

Французский бокс в 20 в. Деятельность Пьера Барузи.

Пьер Барузи (он же – граф Бароцци и барон де Санторен) из прожитых им 97 лет 83 посвятил французскому боксу.

С 1922 по 1937 11 раз становился чемпионом Франции в среднем, полутяжелом и тяжелом весе. В общей сложности выходил на ринг более 200 раз, не считая показательных выступлений. Последний бой провел в возрасте 70 лет.

В 1924 представлял французский бокс на Олимпийских Играх в Париже. С 1934 возглавлял комиссию по французскому боксу в руководстве Французской федерации бокса, объединявшей два направления: французский бокс и английский.

В 1937 году состоялся последний – перед долгим перерывом – чемпионат Франции, следующий прошел только через 30 лет. Накануне второй мировой войны французский бокс в самой Франции практиковало не больше 500 человек (для сравнения: в начале 20 в. их число превышало 100 тыс.). В 1938 закрылась Академия Шарлемона и – вопреки стараниям Барузи – французский бокс оказался на грани исчезновения. Это связано, прежде всего, с огромной конкуренцией со стороны олимпийских спортивных дисциплин и отсутствием мощной и действенной организационной структуры.

Вплоть до 1960 Барузи практически в одиночку издавал журнал, посвященный французскому боксу, на свои средства арендовал залы, обучал тренеров, платил жалование инструкторам.

Возрождение французского бокса началось с середины 1960. В 1965 Барузи создает Национальный комитет французского бокса сават. Комитет объединил 30 клубов по всей стране, с общим числом занимающихся около тысячи человек. Спустя десять лет комитет был преобразован в Национальную федерацию. (По иронии судьбы первая национальная федерация французского бокса была создана – еще в 1922 – не на его родине, а в Бельгии, которая наряду с Францией и Италией стала одним из очагов развития савата.) С 1975 начинается подлинное возрождение французского бокса. Ко времени создания в 1985 ФИС (см. ниже) Федерация Франции насчитывала 25 000 членов.

Барузи скончался в 1994, будучи почетным президентом национальной и Международной федераций французского бокса, созданных при его непосредственном участии. Единственное, чего он не успел сделать, – добиться признания савата в качестве олимпийского вида спорта.

Международная федерация французского бокса сават (FIS).

Известно, что международные поединки (с участием саватеров Бельгии, Франции и Италии) проводились еще в начале 19 в. Тем не менее, создание Международной федерации стало возможным лишь в конце предыдущего столетия.

Она организована в марте 1985 на встрече представителей 11 государств. Поначалу объединяла около 20 стран: Бельгию, Берег Слоновой Кости, Великобританию, Германию, Нидерланды, Грецию, Испанию, Италию, Камерун, Португалию, Сенегал, Францию, Швейцарию, Югославию и др. В настоящее время в ФИС (иногда используется также аббревиатура СИФ) входят национальные федерации более 60 стран мира, в том числе России.

Под эгидой ФИС проводятся мужские и женские чемпионаты мира, Европы (с 1997 также турниры стран Африки, а с 2003 – арабских государств) в различных видах спаррингов среди взрослых спортсменов и юниоров.

Французский бокс как система самообороны.

Развивается параллельно спортивному направлению. Идет от Мишеля Кассо и барона Фенье.

Мишель Кассо (род. в 1794 в предместье Парижа) с детства участвовал в уличных стычках и приобрел со временем репутацию опытного уличного бойца. В 1824 опубликовал брошюру, в которой описал собственную систему боя, которую он назвал «сават». Приблизительно в это же время открыл ряд спортзалов, где занималось немало представителей знати, в том числе Ш.Лекур.

Основу системы Кассо составляли прямые, боковые и круговые удары ногами, обутыми в грубые башмаки, по голеностопному суставу, голени, колену, паху. Руки лучше держать преимущественно внизу, для захвата ног противника и для блокировки ударов, направленных в пах. Удары руками Кассо рекомендовал наносить открытой ладонью по носу, ушам и горлу. В особых случаях советовал пользоваться палкой, либо кастетом.

Система Кассо, не имеющая ничего общего со спортом, тем не менее, является прародительницей современного французского бокса. Сегодня во Франции существует многочисленная группа энтузиастов, пропагандирующая «ортодоксальный сават» как национальную систему самозащиты. Эта группа входит в Ассоциацию воинских искусств «Франкомба».

Французский бокс в России.

Россию с боксом сават познакомил выпускник Жуанвильской высшей школы спорта Эрнест Лусталло. (В этой школе была разработана четырехсторонняя защита, позволявшая бойцу вести бой в 4 направлениях одновременно.) Прибыв в 1897 в Санкт-Петербург по приглашению Атлетического общества доктора В.Ф.Краевского, Лусталло стал преподавать бокс, плавание, фехтование и гимнастику: он имел международные чемпионские титулы по всем названным видам спорта.

В 1899 Атлетическое общество провело первый чемпионат страны по французскому боксу сават, где победил Эрнест Лусталло, его ученики Гвидо Мейер и Франц Кастерс.

В СССР французский бокс не культивировался. Возродился лишь в конце века, когда в 1987 в петербургской Академии физкультуры им. П.Ф.Лесгафта чемпион мира и Европы Ришар Силла продемонстрировал студентам необычную технику спортивного единоборства. Зав. кафедрой бокса Владимир Таймазов поддержал инициативу развития эффективной системы самозащиты и разработал программу методик и наставлений для проведения тренировок.

В 1989 по приглашению Федерации бокса сават России, возглавляемую ныне ректором Академии физкультуры профессором В.А.Таймазовым, к нам в страну прибыли специалисты из Франции, которые провели первый международный семинар для спортсменов, инструкторов, судей.

В 1991 состоялся дебют России на Чемпионате мира в Париже: серебряные медали завоевали петербуржец Александр Иевлев, уступивший лишь неоднократному чемпиону Европы Франсуа Пинаккио, и Вадим Лапин (Архангельск), проигравший чемпиону мира Андре Панза.

Официальный дебют нашей сборной на Чемпионате Европы – в 1992 – был еще более впечатляющим: 3 золотых, 1 серебряная и 7 бронзовых медалей. Первое «золото» завоевал Владимир Коноплев (Екатеринбург), одолевший титулованного француза Валери Буше. Блестяще выступили студенты-лесгафтовцы Сергей Володин и Сергей Андрианов, ставшие победителями континента среди молодежи.

Сейчас центры развития бокса сават действуют в Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Краснодаре, Волгограде, Саратове, Мурманске, республике Саха и др. регионах страны.

Удачно выступают на международных турнирах и российские спортсменки, освоившие технику набирающего популярность женского савата. Наталья Ларионова за десять лет выступлений трижды становилась чемпионкой Европы и получила Большой кубок чемпионки мира. Чемпионкой мира и континента становилась Елена Логункова из Уфы. Долгие годы лидировали на международной арене представительницы Санкт-Петербурга Елена Фаткуллина, Светлана Гашута и Наталья Агеевец.

С 1991 по 2002 на чемпионатах Европы и мира россияне завоевали в общей сложности 13 золотых, 36 серебряных и 28 бронзовых наград.

Президентом Европейской федерации бокса-сават в настоящее время является В.А.Таймазов, по инициативе которого была проведена всемирная Универсиада по савату.

Игорь Рязанцев

Сават - этот бокс французского происхождения, в нем используются одинаково и руки и ноги, применяются элементы западного бокса в комбинации с ударами ногами. Правила борьбы разрешают только удары стопой, в отличие от других единоборств, в которых разрешены удары коленями и голенями. Сават - это уникальный стиль, в котором противники носят ботинки.

Сават был создан на основе двух французских школ, изучавших бой ногами. Одна школа находилась в Париже, другая - на юге Франции, неподалеку от Марселя. Ее первым названием было «марсельский сюрприз», из-за особенностей стиля для любого бойца. Однако самым известным названием стиля было «шоссон». Он применялся солдатами и моряками в качестве развлечения во время долгих плаваний на судах того времени.

Сават парижской школы считался самым жестоким. «Сават» переводится как «бой в тапочках», или «стоптанный башмак», а жаргонный вариант перевода этого слова - бродяга, босяк. Именно среди них совершенствовались и передавались приемы парижского варианта савата, что объясняло их жестокость и действенность.

В 1830 году известный боец Шарль Лекур, занимавшийся кроме савата боксом и фехтованием, решил открыть свою собственную школу, т.к. его не устраивала репутация этой борьбы как грубой и жестокой, применимой для уличных драк.

Он обучал савату представителей буржуазии и людей свободных профессий: врачей, юристов, художников. Лекур убрал из своей школы самые опасные приемы, чтобы сделать из сават спортивную схватку, кроме того, он соединил в одну технику удары руками из бокса и удары ногами из сават.

В 1832 году объединение обоих видов в новую дисциплину было с успехом завершено. Лекур начал преподавать новый вид спорта под названием «французский бокс». Был создан специальный кодекс чести, правила, Лекур сообщил широкой общественности основные приемы.

Писатель того времени Теофил Готье, который к тому же был учеником Лекура, писал, что сават, который долгое время являлся нечестной борьбой бродяг, был чудесным образом преображен Шарлем Лекуром в настоящее искусство.

Среди учеников Лекура было много знаменитостей того времени, таких как барон де Ларошфуко, Александр Дюма.

Однако настоящим основателем французского бокса по праву считается Жозеф Пьер Шарлемон, который не только был самым выдающимся специалистом своего времени в этом виде спорта, но и опубликовал целую систему, которая определяла сущность французского бокса более шестидесяти лет.

Эпоха Шарлемона началась в 1862 году, когда Шарлемон-старший проехал успешное турне по Европе, а ее окончанием считается 1924 год, когда ученики уже Шарлемона-младшего показали французский бокс в качестве национального вида спорта на Олимпийских Играх.

Сейчас в Федерацию французского бокса входят 59 стран, в числе которых находится и Россия.

Правила соревнований по савату (французский бокс)

В савате выделяют 2 раздела соревнований:

«Ассо» - легкий контакт - это раздел, в котором нельзя наносить сильные удары руками и ногами, важно качество и точность техники.

«Комба» - полный контакт - раздел, в котором сильные удары конечностями разрешены.

В зависимости от уровня подготовки спортсменов различают «Пре - комба», когда защита обязательна, и «Комба», когда использование защиты запрещено.

Соревнования подразделяют на командные, личные, лично-командные. Соревнования проводятся в несколько этапов по 2 минуты в зависимости от раздела и этапа турнира.

Все спортсмены должны выходить на поединок в чистом комбинезоне без рукавов, который должен полностью соответствовать правилам, а также использовать защиту в виде перчаток, бинтов, специальных защитных средств. Перед поединком саватисты бинтуют руки эластичными бинтами, которые перед боем помечаются судьей. К специальным средствам относят защиту для зубов, области паха, груди - для женщин. Перед боем вся защита проверяется, при нарушениях в экипировке происходит дисквалификация спортсмена.

Судят бои на основании оценки качества техники и ведения боя, эффективности ведения боя. В каждом раунде спортсменам по определенной системе выставляются очки, причем ничейный счет возможен только в одном из раундов.

Неприятно когда тебя бьют ногами. Вдвойне неприятно, когда тебя бьет ногами в пах французский мсье, обучавшийся уличным боевым искусствам в драках с парижскими гопниками. Такое вполне могло произойти в XIX веке, когда любители вина и круасанов изобрели сават - один из самых подлых и изощренных стилей боя, где в ход идут тяжелые ботинки, прицельно бьющие противнику между ног.

Оставьте свои предрассудки о миролюбивых французах. Отвратительные мужики расскажут о дуэлях, в которых буржуа выясняли отношения с помощью «фехтования на ногах».

Возникновение савата: сплав моряцкой борьбы и приемов уличной шпаны

История савата началась на темных улочках Парижа конца XVIII века, где маявшийся от скуки народ придумал себе жестокое развлечение. Двое мужчин выходили в круг и начинали драться руками и ногами, при этом старались наносить удары жесткими и тяжелыми ботинками по самым чувствительным частям тела противника: голеням, коленям или паху. К черту гуманизм - по правилам нужно было нанести сопернику как можно больше увечий. Драчуны подбирали обувь с твердой, выступающей подошвой, желательно подбитой гвоздями. Отсюда появилось одно из названий французского бокса: сават переводится, как «старый башмак».

Марсельские моряки, развлекавшиеся драками в долгих путешествиях, немного смягчили правила савата, дабы не калечить друг друга. Так появился шоссон , в переводе, «мягкий тапочек» или просто «тапок». Двое бойцов, обутых в ботинки со смягченной подошвой, пытались достать друг друга ногами в любую часть тела выше пояса. Из-за морской качки одной рукой они держались за канаты или предметы, стоявшие на палубе. В портовых борделях и кабаках моряки предпочитали от души лупить «сухопутных крыс» жесткими ботинками.

Эффективный стиль боя тут же был взят на вооружение уличной шпаной: зазевавшихся прохожих начали отоваривать с особой изощренностью, добавляя к запиныванию удары ножом или палкой.

Затем грянула Французская Революция, а с ней свобода, равенство, братство и гильотина. Городские жители по примеру дворян стали практиковать дуэли, преимущественно без оружия, в результате в рукопашных поединках постепенно смешались моряцкий шоссон и сават уличной шпаны. У уличных дуэлянтов даже выработался особый кодекс: поединки проводились по разным правилам - одни, до первой крови, другие - до смерти противника, где разрешались все приемы и использование любых подручных средств.

Постепенно эта забава так захватила Францию, что даже высшие слои общества, вроде зажиточных буржуа, крупных капиталистов и вернувшихся после Реставрации дворян, начали заниматься боевыми искусствами. Делали это с чисто практической целью - защитить себя на темных городских улицах.

Уличная драка превращается в спорт

Одним из основоположников современного вида савата является Мишель Кассо, открывший в 1825 году первую секцию. Он сразу же запретил своим ученикам выдавливать глаза, бить головой и царапаться, превратив уличную драку в настоящий спорт. Его ученик Шарль Лекур также внес в сават серьезные изменения. После знаменитого боя Джека Адамса и английского боксера Оуэна Свифта в 1838 году Лекур решил сам поспаринговаться с британцем. Получив тумаков от островитянина, француз смекнул, что савату остро не хватает боксерских приемов. Смешав два стиля и назвав это «французским боксом», он заложил основу того, что мы имеем и сегодня. Среди его учеников, кстати, был даже Александр Дюма.

Шарль Лекур

После 1870 года появляется еще одна классическая составляющая французского бокса - ля канн, или каном, то есть бой на тростях. В тот год во Франции вышел закон, запрещающий носить на улице оружие, в том числе шпаги. Разумеется, бандиты это проигнорировали и начали еще активнее промышлять грабежом безоружных богачей. Те ответили симметрично и, заменив шпаги на трости и немного подработав старое фехтовальное умение, начали от души лупцевать разбойников метровыми палками с набалдашниками.

С тех пор все уважающие себя саватье считали за честь изучать еще и умение использовать в бою трость. К тому же, порой в трости скрывались клинки, которыми при случае можно было и прирезать грабителя. Каном оказался настолько эффективной дисциплиной, что спортивные соревнования по боям на тростях проводятся и по сей день.

XX век едва не принес савату забвение: в горнилах двух мировых войн погиб весь цвет саватистов и это боевое искусство почти забылось. Ответственность за сохранение традиций пала на плечи выживших энтузиастов, таких как Роже Ляфон . Во время Второй Мировой войны он попал в нацистский лагерь, где обучал сокамерников приемам савата. На требование администрации научить приемам охрану Ляфон отказался, за что попал на двадцать один день в одиночную камеру, а затем был переведен в трудовой лагерь уже в самой Германии. Там он в тайне продолжал свои уроки, за что получил от нацистов странное прозвище - фюрер от спорта. Поскольку нацисты не считали французов унтерменшами, со строптивым дедком поступили довольно мягко, а после войны наш герой продолжил преподавать в освобожденной Франции.

Роже Ляфон

Интерес к савату снова проснулся в начале шестидесятых годов XX века, благодаря усилиям Пьера Барузи, который 83 из прожитых 97 лет посвятил развитию и популяризации этого вида спорта. Когда популярность савата достигла пика, и начались уже мировые чемпионаты, на одном из них прославился мастер Жиль ле Дуигу. Он стал популярен после поединка с японским бойцом, во время которого японец сломал ле Дуигу обе руки, однако бой не остановили, и француз смог буквально запинать противника в нокаут.

Современный французский бокс

Что же собой представляет французский бокс сегодня? Это руки из английского бокса и очень интересная техника ног с ударами в жесткой обуви. Акцент ставится именно на точных ударах: нынешние саватисты знамениты своими излюбленными нокаутами от удара носком ботинка в печень. Также часто бьют редкие для других единоборств удары подошвой или ребром ботинка в переднюю часть ноги выше колена, при этом уклон идет не на мощные пробивные удары ногами, как в тайском боксе, а на точные попадания обутой ногой по уязвимым местам. Акцент в подготовке ставится еще и на умении избежать встречных ударов и нанести свой издалека, поэтому сават часто называют «фехтованием ногами».

В боях с представителями других видов единоборств бойцы савата также неплохо себя показывают. Например, Франсуа Пиннокио победил знаменитого бойца тайского бокса Рамона Деккерса, а Фарид Кидер в лиге К1, где бьются представители всех ударных единоборств, победил каратиста Юя Ямамото. В ранний период UFC там блистал чемпион по савату Жерард Гордо, отпинавший сумоиста Тейла Тули в первые полминуты, выбив ему три зуба, один из которых улетел на стол рефери, а два других застряли у Гордо в ноге. В другой битве он со сломанной рукой победил кикбоксера, однако проиграл легендарному джитсеру Ройсу Грейси, попытавшись в пылу схватки укусить его за ухо.

Насколько же хорош сават на практике? Вполне неплох, ведь в нем изначально учат бить обутой ногой, что для наших улиц - только плюс. Да и боксерские руки дорогого стоят.