Источники финансирования российского спорта и физической культуры.

«У меня в министерстве есть такой обманчик. Встречаюсь с губернатором. Говорю: "Давайте мы вам бассейн построим. 70 процентов затрат наши, 30 – ваши». Он соглашается, 30 процентов от условных 300 миллионов рублей находит. А потом начинает меня проклинать: нужно бассейн взять на баланс, нанять на работу 30 человек, платить коммунальные платежи и прочее. Но не снесет же он этот бассейн…»

Этой короткой истории годичной давности от теперь уже вице-премьера Виталия Мутко достаточно, чтобы понять: кроме министерства, непосредственно отвечающего за отрасль, добровольно заниматься развитием спорта в стране мало кто хочет. Причем речь как о массовом, так и о спорте высших достижений. Если вынести за скобки крупнейшие профессиональные клубы вроде футбольных «Спартака» и «Краснодара», которые стали визитными карточками топ-менеджеров «Лукойла» и «Магнита», то чуть ли не все в спортивной сфере держится на вложениях из казны. И на «безвозмездной» помощи крупных компаний, взявших под свое крыло различные спортивные федерации и клубы. Часто не по своей воле, а в качестве социальной нагрузки.


Бывший министр спорта Виталий Мутко

Высший уровень

Объемы государственных инвестиций в спорт приведены в федеральном бюджете на 2016 год.

Строка – состояние

Система финансирования спорта в России коренным образом изменилась в 2011 году. Именно тогда в федеральном бюджете у физкультуры и спорта появилась отдельная строка. Председатель бюджетного комитета Государственной Думы Юрий Васильев в комментарии для «Российской газеты» пояснил, что поправки в структуру функциональных разделов классификации расходов усилят прозрачность бюджета и теснее увяжут расходы со сферами государственной политики.
До этого, как рассказывает бывший руководитель Москомспорта Михаил Степанянц , спортивные статьи были разбросаны по разным разделам: здравоохранение, образование, соцзащита… Самостоятельно спортивные чиновники распоряжались лишь небольшими суммами на содержание аппарата.
По оценке Степанянца, именно выделение отдельной строки в федеральном бюджете сделало спорт полноценной отраслью государственной политики.

Министерству спорта выделено 74,96 млрд рублей (для сравнения Министерство здравоохранения получает 274,78 млрд, а Министерство культуры – 96,49 млрд).

Как распределяются эти средства?

6,56 млрд Минспорта получает на образование (из них на вузовское и послевузовское – 5,19 млрд). 138 млн – на культуру и кинематографию.

Непосредственно на физкультуру и спорт отводится 68,17 млрд.

7,11 млрд предназначается массовому спорту. Из них 3,6 млрд уходят на реализацию федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», а 2,2 млрд – на совершенствование инфраструктуры.

60,20 млрд получает в этом году спорт высших достижений, то есть в восемь с лишним раз больше, чем массовый. Правда, здесь сразу стоит оговориться: половину этой суммы (30,69 млрд) составляют расходы на реализацию подпрограммы «Подготовка и проведение чемпионата мира по футболу – 2018 и Кубка конфедераций – 2017». Остальные средства идут в том числе на строительство объектов и проведение зимней Универсиады 2019 года (4,39 млрд), антидопинговое обеспечение сборных команд (268 млн) и ту же целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016–2020 годы» (3,97 млрд).

От регионов – по возможностям

Доли федеральных и региональных средств при подготовке к крупным спортивным событиям, само собой, не равны. Наглядный пример – общие затраты на зимнюю Универсиаду в Красноярске, которая состоится в 2019 году.

Из федерального бюджета за несколько лет будет выделена сумма в 31,5 млрд рублей (из них 14,4 – на спортивные сооружения, 6 – на объекты деревни Универсиады, 7,3 – на медицинские учреждения, 3,6 – на объекты транспортной инфраструктуры). Тогда как краевой бюджет вложит 13,8 млрд.

Вертикаль власти

Полномочия различных уровней власти в области физической культуры и спорта прописаны в статьях 6, 8 и 9 федерального закона № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Иногда они повторяются. К примеру, и субъекты федерации, и органы местного самоуправления могут наделять некоммерческие организации правом по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО. Но некоторые задачи разделены строго. Особенно хорошо субординация просматривается в вопросе подготовки спортсменов. За резерв национальных сборных в первую очередь отвечает федеральная власть, но участие в ней принимают и субъекты. Также субъекты готовят кадры для своих сборных, и уже в этом им помогают, развивая детско-юношеский спорт, органы местного самоуправления.
В соответствии с этими полномочиями выделяются средства. Министерство спорта получает деньги из федерального бюджета, а, к примеру, Москомспорт – из городского. При этом регионалы и федералы могут реализовывать совместные программы на условиях софинансирования.

В зависимости от общей финансовой ситуации в регионе разнится и уровень внимания к спорту со стороны местных властей. И если в проблемных областях эта тема уходит в тень, то, например, в благополучном столичном регионе действует специальная государственная программа «Спорт Москвы» на 2012–2018 годы. В 2016-м на нее выделено 63,38 миллиардов рублей (42,58 – городской бюджет, 7,95 – федеральный, 12,85 – средства юридических и физических лиц).

Под партийным флагом

Есть еще одна ветвь спортивной власти, помогающая Министерству спорта покрывать территорию страны бассейнами, спортзалами и игровыми площадками, – парламентские партии.

Самый яркий пример – крупные проекты партии «Единая Россия»: «Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов» и «500 бассейнов», которые реализуются на протяжении уже нескольких лет.

На 1 сентября 2016 года по проекту «Строительство ФОК» было введено 583 объекта. И велось строительство еще 48 спортивных комплексов. В проекте участвует 81 регион России.


Один из бассейнов, открытый в рамках партийной программы «Единой России»

Программа «500 бассейнов» реализуется в вузах, находящихся в ведомственном подчинении Минобрнауки, Минздрава и Министерства культуры. При этом обязательное условие участия в проекте – совместное финансирование. К примеру, чтобы у вуза появился бассейн стоимостью 130 млн рублей, сам он должен найти 30 млн из внебюджетных источников, еще 30 млн должны выделить местные власти, и только тогда в рамках проекта поступят оставшиеся 70 миллионов от партии. Стоит отметить, что доля «Единой России» в проектах покрывается средствами федерального бюджета, а не из партийной казны.

Незаманчивое партнерство

1 января 2016 года вступил в силу федеральный закон «О государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации», который должен открывать новые возможности для реализации проектов ГЧП в социальной сфере. Тем более государству в кризис все сложнее строить и содержать объекты в одиночку. Однако в спорте должного эффекта пока не наблюдается.

По закону существует только одна форма государственно-частного партнерства в спорте – создание объектов недвижимости. При этом обязательного условия использования типовых проектов нет, а это приводит к существенному удорожанию.

На местах мешает процессу высокий уровень бюрократизма, потому как чиновники боятся принимать решения, не прописанные в инструкциях. Чтобы попасть в проект на основе ГЧП, инвестору необходимо пройти процедуру, занимающую почти 400 дней!

Степени свободы

В соответствии с многочисленными изменениями, которые федеральный закон № 83 от 08.05.2010 внес в бюджетный и гражданский кодексы, в федеральный закон «О некоммерческих организациях» и в другие законодательные акты, государственные спортивные школы и иные учреждения могут быть одного из трех типов.

Казенное учреждение
Работает по традиционной сметной схеме. Исходя из количества учеников, объема необходимых работ и прочего составляет схему расходов. За выделенные из бюджета средства отчитывается. Как правило, такие учреждения занимаются только выполнением требуемых учредителю функций.

Бюджетное учреждение
В отличие от казенного предоставляет государству услуги на основе заключенного договора (заказа). Отказаться от такого задания нельзя, зато полученная с него прибыль не облагается налогом. Кроме того, бюджетное учреждение может зарабатывать на оказании услуг, относящихся к его основным видам деятельности, физическим и юридическим лицам.

Автономное учреждение
Имеет не только учредителя, но и наблюдательный совет, который определяет границы «вольности» организации. Также выполняет государственное задание и может зарабатывать на оказании услуг юридическим и физическим лицам. Но имущество ему передается не в управление, а в собственность. С другой стороны, учредители не отвечают по обязательствам автономной организации.

Кроме того, закон устанавливает слишком высокие требования к экономической эффективности. Из-за этого банковское финансирование становится неприемлемым в связи с высокими процентными ставками, подъемными только для коммерческих проектов.

Есть истории успеха в городах-миллионниках, однако в регионах ситуация иная, и при развитии массового спорта вернуть инвестиции за счет потребителей невозможно – жители просто не потянут экономически обоснованную стоимость аренды.

На одном из круглых столов представитель компании «Норникель» предложил расширить обязательства публичного партнера: частично оплачивать или обеспечивать сбыт услуг, смягчить требования эффективности, предусмотреть льготное кредитование для частных партнеров.

Особо важные подряды

Российский мелкий и средний бизнес в спортивной сфере чувствует себя неуютно. А крупный? Процесс подготовки России к ЧМ-2018 и Кубку конфедераций показывает, что и здесь не все гладко. Общие расходы оцениваются сегодня в 619,67 млрд рублей.

Опыт Олимпиады в Сочи указал на неэффективность модели, при которой бюджетные средства спускались сначала в госкорпорации и госкомпании («Олимпстрой», «РЖД», «Газпром»), а поставщики и подрядчики отбирались на аукционах и конкурсах. Привело это к тому, что за время подготовки к Играм гендиректор «Олимпстроя» менялся четыре раза, а в конкурсах «РЖД» за многомиллиардный контракт участвовала порой одна компания. Приближенная к «РЖД».


Многие клубы и федерации в качестве социальной нагрузки содержат крупные бизнесмены

В подготовке к ЧМ-2018 госкомпании и региональные бюджеты не задействованы. Через оргкомитет процесс полностью контролирует Министерство спорта. Финансирование исключительно федеральное. Большую часть стадионов проектировало ФГУП «Спорт-Ин», также подконтрольное Минспорта.

И даже генподрядчики были назначены в начале 2014 года специальным правительственным распоряжением. История получилась показательной. Как известно, арены в Калининграде и Ростове-на-Дону строит владелец Crocus Group Арас Агаларов , Геннадий Тимченко возводит стадионы в Нижнем Новгороде и Волгограде, владелец компании ПСО «Казань» Равиль Зиганшин готовит к мировому форуму Самару и Саранск, а очередная реконструкция стадиона в Екатеринбурге ведется владельцем ТМК Дмитрием Пумпянским . Подряды маститые компании получили гигантские, однако никто из их боссов не выражал особой радости. Победа в тендере опять же скорее социальная нагрузка, нежели возможность получить прибыль. Стоимость арен только растет, а государство, наоборот, планирует сократить траты. Так что заработать на этих стройках, особенно на фоне кризиса, бизнесменам едва ли удастся. Главное просто построить в срок и не подвести заказчика.

От профи – любителям

За последний год Владимир Путин неоднократно затрагивал тему участия государства и государственных компаний в финансировании спортивной сферы. 11 октября состоялось очередное заседание Совета при Президенте России по развитию физической культуры и спорта, в ходе которого глава государства снова заострил внимание на проблеме.

«Убежден, что финансирование физкультуры и массового спорта нужно увеличивать за счет снижения затрат регионов и компаний с госучастием на профессиональный спорт , – заявил Путин. – О том, что профессионалы могут и должны зарабатывать сами, мы уже не раз говорили» .


Заседание Совета при Президенте России по развитию физической культуры и спорта

Президент попросил правительство проанализировать затраты государственных компаний на спорт и внести соответствующие предложения. План по данному вопросу должен быть утвержден до конца 2016 года. Это уже конкретное указание первого лица государства.

Президент четко дал понять, чего он ждет: перевода профессиональных спортсменов и клубов на самоокупаемость. Вот только большинство из них (особенно в регионах) сидят на бюджетной игле, и альтернативы ей просто нет. И даже если меры правительства не будут резкими, то о покупках бюджетными клубами дорогостоящих легионеров в любом случае стоит забыть.

Текст: Филипп Папенков
Фото: kremlin.ru, er.ru, minsport.gov.ru

Значение ФКиС для экономики и общества чрезвычайно высоко. Учитывая это обстоятельство, государственные органы в России активно содействуют развитию профессионального и любительского спорта.

Государственная поддержка физической культуре и спорту осуществляется по широкому спектру направлений:

На законодательном уровне;

В части прямого финансирования ФКиС Государство выделяет денежные средства из бюджетов всех уровней на содержание управленческого аппарата, на научно-исследовательские разработки, на спортивное образование, на содержание спортивных команд и другие мероприятия;

В виде косвенного финансирования (льготное налогообложение);

В виде прямого участия в строительстве стадионов, других спортивных сооружений.

Для финансирования физической культуры и спорта используются централизованные и децентрализованные источни­ки. Этот позволяет с одной стороны, концентрировать средства на разработку крупномасштабных целевых программ по развитию физической культуры и спорта, с другой - использовать заинтересованность местных организаций, трудовых коллективов в мобилизации средств для развертывания физкультурно-оздо­ровительной работы и обеспечения высоких спортивных дости­жений.

В последние годы получили значительное развитие децен­трализованные источники финансирования. Речь идет о повы­шении роли таких источников финансирования физической культуры и спорта, как средства гoсyдарственных производствен­ных объединений, аграрно-промышленного комплекса, жилищ­но-коммунального хозяйства.

За счет этих источников формируются капитальные вло­жения производственных коллективов на строительство спортив­ных сооружений, приобретение оборудования, инвентаря, про­изводятся текущие расходы.

1**В государственном бюджете в статье «Здравоохранение, физическая культура и спорт» предусмотрены ассигнования на развитие физической культуры и спорта, что является прямым бюджетным финансированием. Кроме этого проводится косвен­ное бюджетное финансирование по другим статьям государствен­ного бюджета.

В государственном бюджете определяются также разме­ры финансирования высших и средних физкультурных учебных заведений. Выделенные по этим статьям средства предназнача­ются Министерству спорта, туризма и молодежной политики, которое является учредителем этих ву­зов и техникумов (колледжей).

2**Областные, городские, районные комитеты по физической культуре и спорту финансируются из местных бюджетов .

3**По см e т a м министерства народного образования финан­сируется физкультурно-массовая работы в общеобразовательных школах, предусматриваются расходы на содержание детских и юношеских спортивных школ.

4**Важным источником финансирования физкультурно-оздо­ровительной и массово-спортивной работы в государственных производственных объединениях и на предприятиях, работаю­щих на хозрасчете, являются образуемые из расчетной прибыли фонды стимулирования, и в частности фонд социально-культур­ных мероприятий и жилищного строительства .

5**В последние годы появился и такой источник финансиро­вания физической культуры и спорта, как отчисления органов коммунального хозяйства . Так, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК) отчисляют средства в размерах 2% от квартир­ной и 5% арендной платы на организацию физкультурно-массо­вой и спортивной работы по месту жительства населения. Сред­ства ЖЭК предназначаются на оборудование спортивных пло­щадок, приобретение инвентаря.

6**Значительные средства на развитие физической культуры и спорта выделяют профсоюзы , располагающие крупными ис­точниками поступления средств, такими, как бюджетные фор­мы социального страхования. Доля профсоюзных отчислений на физическую культуру и спорт составляет в среднем 19-26%.

7**Суммы, предназначенныe для финансирования физкультурных организаций, называются бюджетными кредитами или бюджетными ассигнованиями. Финансирование осуществляется посредством открытия кредитов с помощью особого документа расходного расписания (распоряжения о выдаче кредитов).

Кредиты открываются руководителям бюджетных физкультурных организаций, которые являются распорядителями кредитов. Бюджетные ассигнования не покрывают потребности физкультурных организаций в денежных средствах. Помимо бюджетных ассигнований финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет государственных и аграрно-промышленных предприятий и объединений. Промышленные объединения и предприятия, организации торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, находящиеся на хозяйственном расчете, отчисляют профсоюзным комитетам на проведение культурно-массовой и физкультурной работы 0,15% от фонда заработной платы.

В высшие учебные заведения на спортивно-массовую работу может быть направлена часть доходов, полученных от выполнения хоздоговорных, научно-исследовательских работ. Ещё один источник финансирования оздоровительной и спортивно-массовой работы - доходы агропромышленного комплекса и организаций потребительской кооперации.

Таковы источники финансирования физической культуры и спорта. Формирование этих источников зависит от размеров производимого совокупного общественного продукта и нацио­нального дохода, от доходов предприятий, от эффективности работы физкультурных организаций.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Что такое государственный бюджет? Какие налоги формируют доходную часть российского федерального бюджета?

2. Каким образом распределяются бюджетные ресурсы Российской Федерации?

3. Что такое налоги? Виды налоговых ставок?

4. Дайте определение подоходному налогу, НДС, акцизу.

5. Назовите источники ресурсного обеспечения физической культуры и спорта.

6. Назовите источник u финансирования ф u з u ческой культуры и спорта.

7. Составьте смету коллектива физической культуры и спорта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Расходы бюджета в 2011-2013 гг. на финансирование здравоохранения, физической культуры и спорта. Понятие бюджетного процесса, исключительные полномочия министра финансов в нем. Данные, характеризующие динамику внешнего долга Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2011

    Рассмотрение российского опыта организации финансирования в сфере культуры и искусства в советскую эпоху и в период с 1990 по 2011 гг. Особенности государственной поддержки, меценатства и спонсорства театра, кинематографа, живописи, науки и образования.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2011

    Сущность, значение бюджета и принципы его формирования. Закономерности функционирования бюджетных учреждений. Порядок финансирования расходов учреждений в условиях казначейской системы. Динамика и структура доходов и расходов бюджетных учреждений.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Поддержка культуры и искусства из государственного бюджета в форме прямого финансирования, при помощи целевых трансфертов субнациональным бюджетам, с использованием механизмов партнерства, на основе смешанного государственно-частного финансирования.

    презентация , добавлен 21.02.2014

    Определение экономической сути расходов бюджета. Анализ бюджетного финансирования учреждений здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования. Порядок сметного планирования бюджетных средств на содержание учреждений физкультуры и спорта.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2012

    Понятие, принципы, методы и правовое регулирование бюджетного финансирования. Анализ финансово-хозяйственного положения Государственного учреждения культуры "Национальный академический большой театр оперы и балета". Источники поступления целевых средств.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства. Анализ государственных программ в сфере культуры и искусства в РБ. Проблемы и пути совершенствования бюджетных ассигнований федерального бюджета по данным разделам.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2014

Аннотация

Для развития спорта в вузах, а также его пропаганде среди студентов и сотрудников необходимы значительные финансовые проекты, программы, инновационные подходы. Спортивный клуб вуза следует рассматривать как организацию, которая способна привлекать дополнительное финансирование самостоятельно в виде открытия платных спортивных секций, привлечения спонсоров, продажи товаров с символикой.

Ключевые слова: студенческий спорт, любительский спорт, спортивный клуб, финансы в спорте.

Abstract

Сonsiderable financial investments which each University isn"t able to afford are necessary for further development of sport in University, and also its promotion among students and employees, the state also doesn"t allocate enough means. Sports club of Universityas the organization which is capable to involve additional financing independently: opening of paid sports sections, involvement of sponsors, sale of goods with symbolics of sports club.

Keywords: student"s sport, amateur sport, sports club, finance in sport.

Актуальность

В последние годы правительством и законодательной властью Российской Федерации значительное внимание уделяется спортивной отрасли. Так в стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года поставлена задача по укреплению здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, увеличения числа занимающихся спортом, в том числе и студентов, увеличения количества спортивных объектов. В результате чего доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40% общей численности населения, а доля обучающихся и студентов - 80% .

Положительный импульс выполнения этих задач состоит в реализации проекта «Всероссийский физкултурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне"». Особую актуальность по повышению численности студентов, вовлеченных в спортивную деятельность, имеет развитие таких образовательных структур, как спортивные студенческие клубы. По данным, представленным на сайте Министерства спорта РФ, намеченные задачи выполняются успешно. Так, доля занимающихся физической культурой и спортом в целом по России к 2015 году выросла до 30%, что на 10% больше, чем в 2011 году .

Для осуществления Стратегии государством был принят ряд программ по развитию физической культуры и спорта в России, основной из которых является Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». Она включает федеральные целевые программы (ФЦП), взаимосвязанные между собой по целям, срокам и ресурсному обеспечению, включая финансовые средства, исходя из масштаба и сложности поставленных и решаемых задач. Финансовым механизмом реализации государственной программы является ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в России до 2020 года». Цель данной программы заключается в создании условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового спорта и профессионального спорта. Финансовое обеспечение реализации ФЦП осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, что позволяет объединить усилия государственного сектора, а также коммерческих и некоммерческих организаций (табл. 1).

Таблица 1

Источники и объемы финансирования ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в России до 2020 года»

Реализация запланированных мероприятий ФЦП позволит в полном объеме достичь значений целевых индикаторов и показателей. За период выполнения целевой программы сформировался новый механизм финансирования физической культуры и спорта. Сегодня выделяются денежные средства профсоюзными организациями, внебюджетными фондами, муниципалитетами, образовательными организациями. Заметные финансовые средства поступают по линии международных спортивных, благотворительных организаций. Новым подходом организации являются денежные средства от частных меценатов и спонсоров, а также финансовые потоки спортивных организаций, осуществляющие собственную предпринимательскую деятельность. Эти организации издают газеты, журналы, справочники, выпускают сувенирную продукцию, значки, вымпелы и иную спортивную символику. Существенной частью финансирования организаций в отдельных видах спорта является продажа права на теле-и радиотрансляцию соревнований, действует широкая сеть агентов по трансферту профессиональных спортсменов. Одновременно следует констатировать, что значительные объемы денежных средств, направляемых на развитие спорта, -это бюджетные деньги различных административных уровней.

Ключевым аспектом финансирования спорта в вузах является создание организаций, поддерживающих развитие студенческого спорта. Одна из них, самая старшая, -Российский студенческий спортивный союз (РССС), основанный в 1993 году, до этого существовавший как ДСО «Буревестник». Вторая организация по старшинству - Ассоциация студенческого и молодежного спорта (АСМС), основанная в 2011 году. И самая молодая организация - Ассоциация студенческих спортивных клубов России.

Актуальной задачей сегодня является программно-целевое финансирование спорта в вузах. На данный момент не существует строго установленной системы финансирования студенческого спорта. Практика показывает, что каждый вуз вкладывает в студенческий спорт собственные бюджетные средства, что может позволить себе только крупное учебное заведение. Система финансирования отрасли спорта в России наиболее приближена к европейской модели, при этом большая часть бюджетных средств направляется на профессиональный спорт.

Несмотря на появления рекомендаций органов государственной власти по формированию спортивных клубов непосредственно в системе высшего образования, имеются определенные проблемы с активизацией этих процессов, а именно: в законе о спорте и образовании в РФ не прописывается обязательное создание в образовательных учреждениях спортивных клубов или центров. Данные нормативно-правовые акты несут лишь рекомендательный характер, многие организационно-правовые и финансовые вопросы для развития и эффективного использования остаются не раскрытыми, введение в образовательных учреждениях спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности на данный момент происходит бессистемно.

В настоящее время сложилась ситуация, при которой спортивную деятельность в вузах ведут, в основном, кафедры физического воспитания с незначительным участием студенческих сообществ и профсоюзов . Спортивные клубы имеются лишь в ряде российских вузов, и они имеют ограниченную самостоятельность в финансовой сфере. По нашему мнению, необходим новый механизм организации и создания спортивных клубов при вузах, которые будут заниматься пропагандой массового спорта и развитием профессионального спорта, а кафедры физического воспитания должны заниматься учебным образовательным процессом .

Цель исследования

Анализ организации работы и финансовой деятельности в развитии спортивного клуба вуза. Исследование было проведено на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова в организации деятельности спортивных секций, сборных команд вуза, спортивно-массовых мероприятий, спартакиады и приобщении студентов к регулярным занятиям физической культурой, спортом и фитнесом.

Спортклубы вузов создаются сегодня государством не столько ради спорта высших достижений, сколько ради массового привлечения студентов к физкультуре, здоровому образу жизни, чтобы отвлечь молодежь от пагубных вредных привычек, сформировать фитнес-культуру, при этом учесть тенденцию снижения состояния здоровья . Значительная часть проблем, касающихся дальнейшего развития студенческого спорта в России, связана с необходимостью формирования эффективной системы организации и финансирования спорта в вузах. Именно эти проблемы, на наш взгляд, составляют самые серьезные барьеры на пути развития студенческого спорта.

Основными направлениями студенческих спортивных клубов должны быть: организация спортивно-массовых мероприятий, работа со сборными командами и спортивными секциями. На базе университета разработана и сконструирована модель управления студенческим спортивным клубом , далее создана технология взаимодействия кафедры физического воспитания и спортивного клуба, применен комплексный подход при организации оздоровительных секций (пилатес, атлетическая гимнастика, йога, бальные танцы, единоборства, плавание, аквааэробика, стретчинг, аэробика) , и приемы стимулирования занятий в спортивных секциях и фитнес группах. Схема организации клуба вуза представлена на рис. 1.

Чтобы решить проблемы в области студенческого спорта, необходимо также создать современную материально-техническую базу и грамотно организовать учебно-тренировочный процесс и выезд спортсменов на соревнования. В результате чего студенты пойдут на арены болеть за свои команды. В конечном счете получится выстроить не только структуру для занятий массовым спортом, но и вполне зрелищные соревнования.


Рис. 1. Структура спортивной работы вуза

Успешный зарубежный опыт развития студенческого спорта показывает, что он представляет реальный инвестиционный и коммерческий интерес для бизнеса. Связано это с тем, что в студенческом спорте есть огромная потребительская аудитория, которая исчисляется десятками миллионов человек. Поэтому необходимо изучить продукт студенческого спорта и маркетинговые возможности для спонсоров и рекламодателей.

Для развития спорта и физической культуры в целом, по нашему мнению, важно создавать условия и механизм по привлечению в эту сферу частного капитала.

Для того чтобы спорт в России приобрел статус бизнеса, именно массовый спорт должен финансироваться за счет государства, а профессиональный - за счет частного капитала. Однако при этом возникают проблемы, так как представители частного предпринимательства не готовы финансировать спортивную отрасль в полной мере из-за рисков, обусловленных его регулированием.

Нами разработаны подходы к развитию спортивного клуба, для этого произведен анализ расходов на сборные команды вуза (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол) на один календарный год (табл. 2, 3).

Таблица 2

Аренда спортивных сооружений для команд в год

Наименование

Количество часов

Стоимость 1 часа, руб.

Сумма, руб.

Аренда спортивного зала для волейбола

Аренда спортивного зала для мини-футбола

Аренда спортивного зала для баскетбола

Аренда льда для хоккея

Итого

2 520 000

Таблица 3

Закупка спортивной формы для сборных команд в год

№ п/п

Наименование

Количество комплектов

Стоимость, руб.

Сумма, руб

Закупка спортивной формы для волейбола

Закупка спортивной формы для мини-футбола

Закупка спортивной формы для баскетбола

Закупка спортивной формы для хоккея

Итого

Результаты исследования

Средний расход на одну команду составляет 579 675 руб. в год и 48 306 руб. в месяц. К расходам на сборные команды можно отнести: членские взносы для участия в соревнованиях, оплата транспортных расходов и проживание сборной команды при выезде на соревнования за пределы родного города. Кроме этого могут понадобиться и дополнительные стипендии для спортсменов, которые способны добиться спортивного результата. В таком случае команде необходим спонсор, поиском которого должен заниматься спортивный клуб вуза.

Студенческие спортивные клубы не могут конкурировать с коммерческими спортивными клубами и фитнес-центрами в популярности (Шутова Т.Н., Бодров И.М., Мамонова О.В. и др., 2016) . Помимо секционной работы спортклуб вуза в качестве дополнительных доходов осуществляет выпуск собственной атрибутики (мерчендайзинг), привлекает спонсоров, дает рекламу, получает денежные вложения от меценатов. Полная структура доходов студенческого спортклуба представлена на рис. 2.

В качестве дополнительного источника дохода можно рассматривать оплату спортивных секций людьми, которые не являются студентами вуза. Во-первых, это позволит задействовать секции вуза полностью, во-вторых, позволит увеличить доход спортивного клуба в целом. Оплату секций «сторонними» клиентами можно установить на рыночном уровне (табл. 4).


Рис. 2. Источники финансирования спортивных клубов и организаций

Таблица 4

Прейскурант цен на посещение спортивного клуба

Вид занятий в клубе

Количество занятий в месяц

Стоимость абонемента для студентов и сотрудников вуза

Стоимость абонемента для сторонних клиентов

Тренажерный зал

1500 руб./мес

2500 руб./мес

Спортивные секции

8 посещений в месяц, 1 посещение/1-1,5 часа

1500 руб./мес

2500 руб./мес

Без ограничения количества посещений

2300 руб./мес

3500 руб./мес

Примерная структура доходов и расходов спортивного клуба представлена в табл. 5. Для расчета взята средняя посещаемость секционных занятий на каждого тренера, средняя стоимость абонемента и средние расходы на содержание сборных команд в месяц.

Таблица 5

Расходы и доходы спортивного клуба

Количество

Доход в месяц, руб.

Расход в месяц, руб.

Итого, руб.

Занимающиеся

Сотрудники

Сборные команды

Итого доход

Итого расход

Таким образом, спортивные секции вуза могут заработать порядка 720 000 руб. в месяц, что не позволяет полностью финансировать выступления сборных команд, оплату тренерского и административного состава. Такая ситуация возникает из-за того, что спортивный клуб не может полностью использовать спортивные помещения до 17.00, так как в залах проводятся учебные занятия. Так, средняя стоимость разового посещения спортивного клуба в Московском регионе составляет 506 руб., месячный абонемент - 3317, 5 руб., квартальный абонемент - 8625 руб., годичный абонемент - 19 190 руб. . В университете после открытия платных спортивных секций появилась возможность дополнительного финансирования сборных команд вуза, а именно: оплата аренды спортивных площадок, покупка спортивной формы с логотипом вуза, оплата организационных взносов и поездок сборных команд на соревнования. В 2010 году было 5 сборных команд, в 2016 - уже 18, кроме этого студенческие соревнования посещают на 30% больше волонтеров.

Литература

  1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Стратегия развития физической культуры и спорта РФ на период до 2020 года.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13 сентября 2013 г. № 1065, г. Москва.
  5. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».
  6. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы».
  7. Буров А.Г. Конструирование модели управления студенческим спортивным клубом (на примере РЭУ им. Г.В. Плеханова) // Экономика и предпринимательство, 2014 г. - № 12-4 (53-4). - С. 712-716.
  8. Мамонова О.В. Совершенствование физического воспитания студентов в условиях снижения состояния здоровья / О.В. Мамонова, Т.Н. Шутова «Гуманитарное образование в экономическом вузе»: материалы IV международ. науч.-практ. заоч. интернет-конф. -Т. I. - Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2016. - С. 519-526.
  9. Орлов А.В. Спорт и спортивная индустрия: Государственное управление. Менеджмент. Маркетинг: монография / А.В. Орлов. - М.: Риалтекс, 2011. - С. 235.
  10. Починкин А.В., Сейранов С.Г. Экономика физической культуры и спорта: монография. - М.: Советский спорт, 2011. - С. 320.
  11. Шутова Т.Н. Фитнес-технологии в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Мамонова, П.А. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. -№ 1. - С. 30-32.

References

  1. The Federal Law of 04.12.2007 No. 329-FZ (an edition of 06.04.2015) "About physical culture and sport in the Russian Federation".
  2. The Federal Law of 29.12.2012 No. 273-FZ (an edition of 31.12.2014, with amendment of 02.05.2015) "About education in the Russian Federation".
  3. Strategy of development of physical culture and sport of the Russian Federation for the period till 2020.
  4. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of the Russian Federation) of September 13, 2013. -No. 1065, Moscow.
  5. Federal target program "Development of Physical Culture and Sport in the Russian Federation for 2006-2015".
  6. Federal target program "Development of Physical Culture and Sport in the Russian Federation for 2016-2020".
  7. Burov A.G. Designing of model of management of student"s sports club (on the example of REU of G.V. Plekhanov) / the Economy and Businesses magazine, 2014. -No. 12-4 (53-4). - Рp. 712-716.
  8. Mamonova O.V. Improvement of physical training of students in the conditions of decrease in a state of health / O.V. Mamonova, T.N. Shutova "Arts education in economic higher education institution": materials IV th of the International scientific and practical conference. -Vol. 1. - M.: FGBOOU WAUGH "REU of G.V. Plekhanov", 2016. - Pp. 519-526.
  9. Orlov A.V. Sport and sports industry: Public administration. Management. Marketing: monograph / A.V. Orlov. -M.: Rialteks, 2011. - 235 p.
  10. Pochinkin A.V., Seyranov S.G. Economy of physical culture and sport: the monograph. - M.: Soviet sport, 2011. - 320 p.
  11. Shutova T.N. Fitness of technology in physical training of students / T.N. Shutova, I.M. Bodrov, O.V. Mamonova, P.A. Kondraty"ev // Physical culture: education, education, training. - 2016. - No. 1. - Pp. 30-32.