Командное взаимодействие. Советы компании FORMATTA: Как улучшить командное взаимодействие

Тренинг эффективного командного взаимодействия

Цель : освоение навыков командного взаимодействия.

Задачи тренинга

  • Продемонстрировать преимущества командной (совместной) работы,
  • Осознать проблемные точки группового взаимодействия и научиться совместно вырабатывать способы их решения.
  • Отработать навыки конструктивной совместной деятельности.
  • Познакомить со способами взаимодействовия с другими участниками команды, используя приемы позитивной коммуникации.

Фазы тренинга:

1. Вводная фаза

Цель фазы : Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.

Название упражнений : «Смысл моего имени», «Правила группы»

Время : 5 минут.

Необходимые материалы : Карточки для имен, булавки, фломастеры, лист с правилами.

2. Фаза контакта

Цель фазы : Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.

Название упражнений : Видеоролик «О важности команды», «Веселый счет», «Машина»

Время : 10-15 минут.

3. Фаза лабилизации

Цель фазы : Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.

Название упражнений : «Вавилонская башня», «Властелины кольца».

Время : 10-15 минут.

Необходимые материалы : Ватман, фломастеры, карточки с индивидуальными заданиями.

4. Фаза обучения

Цель фазы : Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде.

Название упражнений : «Испорченный телефон»

Время : 10 минут.

Необходимые материалы : Карточки с заданием.

5.Заключительная фаза

Цель фазы : Подведение итогов, снятие напряжения

Название упражнений : «Круг», «Подарки группе».

Время : 10-15 минут.

Необходимые материалы : Веревка.

Общее время: 60 минут.

1. Упражнение «Смысл моего имени»

Цель : дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность.

Время : 5 минут.

Ресурсы : нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки.

Ход упражнения : Ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения.

2. «Правила группы»

Время : 2 минуты.

Ресурсы : ватман с уже написанными правилами.

  • Проявлять активность.
  • Слушать друг друга, не перебивая.
  • Говорить только от своего лица.
  • Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
  • Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
  • Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать - дождаться обсуждения
  • В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

3. Видеоролик «О важности команды»

4. Упражнение «Веселый счет»

Цель : снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход упражнения : Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

Обсуждение : почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

4. Упражнение «Машина»

Цель: развитие навыка работы в команде.
Материалы: не требуется.
Проведение: каждой команде предлагается построить воображаемую машину. Ее детали – это сами члены команды. Кто-то может быть боковой дверью или правым колесом. После чего оценивается работы каждой команды. Для усложнения упражнения, можно запретить общение во время постройки машины

Психологический смысл упражнения : координация совместных действий, распределение ролей в группе. Обсуждение: Трудно было выполнять задание ?

Что помогло при его выполнении?

5. Упражнение «Вавилонская башня»

Время : 15 минут.

Ресурсы : цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Ход упражнения : Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

Психологический смысл упражнения : В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Обсуждение : Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

6. Упражнение «Властелины кольца». К кольцу диаметром 7-15 см. привязаны на равном расстоянии друг от друга 4 нитки длинной 1,5-2 м. Четыре участника становятся по кругу на расстоянии примерно 1,5 м друг от друга, и каждый из них берет в руки по одной нитке. Их задача – действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку. Упражнение выполняется в двух вариантах:

1. Участники стоят с открытыми глазами и могут переговариваться между собой (разминочный вариант).

2. Участники закрывают глаза. За спиной каждого из них встает еще по одному человеку, которые смотрят на происходящее и подсказывают каждый своему подопечному, как двигать нитку, чтобы кольцо опустилось в нужном месте.

Смысл упражнения: обучение координации совместных действий, поиск способов коллективного решения необычной проблемы, а также обмену информацией при ограниченности средств для этого.

– Какие эмоции вы испытывали при выполнении этого упражнения?

– С какими трудностями столкнулись?

– Нашли ли вы общегрупповую тактику?

– Что нужно для успешного выполнения этого упражнения?

– Какие для себя вы сделали выводы?

7. Упражнение «Испорченный телефон»

Цель : обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Время : 10 минут.

7. Упражнение “Испорченный телефон”

Цель : показать участникам важность активного слушания, важность задавания уточняющих вопросов.

Время : 5-8 минут.

Ресурсы: Карточки с заданием

Ход упражнения : Четверо членов команд выходят за дверь. Пятому ведущий предлагает запомнить и как можно точно передать информацию, одному из вышедших, тот в свою очередь передает следующему и т.д. Информация, который услышал последний участник, сравнивается с первоначальным текстом. Выигрывает та команда, которая более точно передаст текст.

Содержание текста, вариант №2 : Иван Петрович уехал в банк и сказал, что вернется к 11 часам. Если он к этому времени не вернется, то совещание работников фирмы будет проводиться в 13 часов в кабинете 245. Если же он вернется в 12 часов, то совещание состоится в 12 часов в его кабинете. Всем работникам быть в готовности к обсуждению вопросов рентабельности фирмы.

Психологический смысл упражнения : Упражнение позволяет очень хорошо показать искажения информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении.

8. Упражнение «Построение круга»

Время : 10 минут.

Описание упражнения : Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.

Психологический смысл упражнения : Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.

Обсуждение : Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.

14. Упражнение «Подарок»

Цель : положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время : 3-5 минут.

Описание упражнения : Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения : Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение : «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»


СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: Кадровый консалтинг, Работа с персоналом ОТРАСЛЬ: Образование ФОРМАТ: Открытый

Почему команда? Потому что эффективность бизнеса делают люди. А групповые синергетические процессы как топливо несущее ракету в плотные слои атмосферы.

Одна лошадиная сила, две, три, сколько их нужно, что бы быстро мчать повозку? Чем больше, тем лучше и желательно под одним капотом!

Сколько нужно сотрудников, чтобы осуществить прорыв в бизнесе? 10,100,1000000?

Команда, всего одна команда!

Последние время фокус внимания с процессов, начинает уходить на тех, кто организует эти процессы, на тех, кто их реализует. Стало понятно, что просто иметь цели и стратегии мало. Важно понимать механизмы взаимодействия между участниками процессов, определять роли и делать грамотные расстановки, что бы все ресурсы использовать по максимуму и ликвидировать трансакционные издержки.

И тогда выход на новые результаты гарантирован!

Участники: тренинг будет полезен для руководителей всех уровней, предпринимателей, бизнес-консультантов.

Результаты обучения:

  • Сформированное представление об отличиях группы от команды
  • Системное видение внутригрупповых процессов и управление ими
  • Знание этапов формирования команды и навыки управления на каждом из них
  • Понимание психологии взаимодействия в команде

ПРОГРАММА

1.Основы командного взаимодействия

Практикум:

  • Игра–исследование «Организация»
  • создание стимульного материала, для эффективной работы в тренинге

2.Основы построения команды

  • Роль лидерской позиции руководителя, вектор направленности при руководстве командой
  • Жизненный цикл, как основной закон развития систем
  • Модель Такмена и Дженсона
  • Стили управления на каждом из этапов, ситуационный подход

Практикум:

  • Тестирование собственного вектора направленности
  • Создание личной карты баланса взаимодействия
  • Проработка подходов на каждом из этапов формирования команды

3.Первый этап. Формирование.

  • Концепция T.E.A.M, основополагающие принципы создания сильной команды
  • Характеристики команды, отличие от группы
  • Ролевое взаимодействие, командные роли по Белбину. Тест на определение собственной роли

Практикум:

  • Тестирование собственной командной роли
  • Анализ ролевого взаимодействия в своей команде, корректировка(по необходимости)

4.Второй этап. Бурление.

  • Управление конфликтом, ролевое взаимодействие, теория трансактного анализа в бизнесе
  • Работа с эмоциями,концепция эмоциональной компетентности

Практикум:

  • Определение, проработка собственных конфликтогенов
  • Определение собственной позиции РВД во взаимодействии, выход на позицию «Взрослый»

5.Третий этап. Нормирование.

  • Нормы, правила, регламенты, как элементы закрепления успешности на предыдущих этапах.
  • Огрупление мышления, плюсы и минусы
  • Принятие решений. Инструменты ПР: мозговой штурм, диаграмма Исикава
  • Эффективные совещания, как элемент структурности работы групп

Практикум:

  • Проработка рабочих ситуаций методом мозгового штурма
  • Решение проблемных ситуаций через диаграмму Исикава
  • Игра «эффективное совещание»

6.Четвертый этап. Функционирование, или выход на новый уровень.

  • Мета-уровень, жизненный цикл организации
  • Выход на новые уровни. Уровень развития сотрудника = уровень развития организации

По окончании всего курса каждый участник получает Сертификат московского Центра подготовки бизнес-тренеров и развития персонала «ТренерПРОФИ», о прохождении участником обучения по указанной программе.

Методы обучения: мини-лекции, ролевые и деловые игры, групповые дискуссии, мозговые штурмы, разбор кейсов, выполнение тестов, работа с конкретными ситуациями из практики, обмен опытом и обратной связью со стороны участников и тренера

Продолжительность тренинга: 16 часов (2 дня по 8 часов).

Обучение проходит с 10.00 до 18.00 с перерывами на обед и кофе-брейки.

СТОИМОСТЬ: 15000 руб.

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-1.jpg" alt=">КОМАНДА И КОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В УПРАВЛЕНИИ ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-2.jpg" alt=">К КОММУНИКАЦИИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ О ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ М МОРАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ А АТМОСФЕРА"> К КОММУНИКАЦИИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ О ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ М МОРАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ А АТМОСФЕРА ПРИЗНАНИЯ И УВАЖЕНИЯ Н НАЛИЧИЕ ВНУТРЕННЕЙ ЭНЕРГИИ(СИНЕРГИЯ) Д ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА А АБСОЛЮТНАЯ ГИБКОСТЬ

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-3.jpg" alt="> Команда – это группа людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки и"> Команда – это группа людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за достижение конечных результатов.

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-4.jpg" alt="> Команда обладает следующими дополнительными по сравнению с группой характеристиками: "> Команда обладает следующими дополнительными по сравнению с группой характеристиками: члены команды преследуют общую цель или задачу; осуществление этой цели или задачи требует сотрудничества членов команды и координации их усилий; взаимодействие членов команды осуществляется регулярно и часто.

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-5.jpg" alt="> Достоинства и недостатки командной работы Работа командой имеет следующие достоинства:"> Достоинства и недостатки командной работы Работа командой имеет следующие достоинства: возможность объединения разнообразных знаний и навыков для решения задачи или проблемы, «повышение ценности особого вклада каждого участника, возможность для людей учиться друг у друга, взаимная поддержка, возможность для членов команды вдохновлять и мотивировать друга, определенная степень независимости от остальных подразделений организации.

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-6.jpg" alt=">Работа командой имеет и определенные недостатки, даже в том случае, если команда работает хорошо:"> Работа командой имеет и определенные недостатки, даже в том случае, если команда работает хорошо: слишком большая изоляция от остальных подразделений организации приводит к тому, что цели команды вступают в противоречие с целями организации, давление команды на своих членов обусловливает нереалистичное восприятие окружающей действительности (групповое мышление), конкуренция между командами вызывает конфликты, возникают конфликты между отдельными членами команды.

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-7.jpg" alt=">Модели формирования и развитие команд ">

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-8.jpg" alt="> ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМАНД 1) адаптация этап взаимного информирования и анализа "> ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОМАНД 1) адаптация этап взаимного информирования и анализа задач; 2) группирование - характеризуется созданием объединений (подгрупп) по симпатиям и интересам); 3) кооперация - происходит осознание желания работать над решением задачи; 4) нормирование деятельности - разрабатываются принципы группового взаимодействия; 5) функционирование - стадия принятия решений, характеризующаяся конструктивными попытками успешного решения задачи) (Т. Ю. Базаров, И. В. Рыбкин, Т. С. Пыркова).

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-9.jpg" alt="> Модель Б. Такмэна Две сферы групповой активности: деловая (решение групповой"> Модель Б. Такмэна Две сферы групповой активности: деловая (решение групповой задачи) межличностная (развитие групповой структуры). Недостаток: не учитывается связь между обеими сферами групповой активности.

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-10.jpg" alt="> В сфере межличностной активности: - стадия «проверки и зависимости» , предполагающая"> В сфере межличностной активности: - стадия «проверки и зависимости» , предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения; - стадия «внутреннего конфликта» , основная особенность которой - нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы; - стадия «развития групповой сплоченности» , достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов; - стадия «функционально-ролевой соотнесенности» , связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором» , посредством которого «проигрывается» групповая задача.

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-11.jpg" alt="> В сфере деловой активности: - стадия «ориентировки в задаче» , то"> В сфере деловой активности: - стадия «ориентировки в задаче» , то есть поиск членами группы оптимального способа решения задачи; - стадия «эмоционального ответа на требования задачи» , состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней; - стадия «открытого обмена релевантными интерпретациями» - этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друга, предложить альтернативную трактовку информации; - стадия «принятия решений» - этап, характеризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи.

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-12.jpg" alt="> Модель М. Келли 1. стадия первоначальной ориентации; 2. стадия конфликта, конфузии"> Модель М. Келли 1. стадия первоначальной ориентации; 2. стадия конфликта, конфузии и сопротивления; 3. стадия консолидации вокруг задачи; 4. стадия командой работы и решения задачи; 5. стадия перехода к решению другой задачи.

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-13.jpg" alt="> Модель Дж. В. Ньюстра и К. Дэвиса "> Модель Дж. В. Ньюстра и К. Дэвиса 1 ФОРМИНГ 1 1 ФОРМИНГ: начальная стадия образования команды, когда коллектив являясь псевдокомандой сверяет цели, определяет роли, притирается…

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-14.jpg" alt="> Модель Дж. В. Ньюстра и К. Дэвиса "> Модель Дж. В. Ньюстра и К. Дэвиса 1 ФОРМИНГ 2 ШТОРМИНГ 1 2 2 ШТОРМИНГ: стадия, связанная с бурлением внутри команды, когда происходят конфликты интересов переоценка выбранных ролей в рамках команды

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-15.jpg" alt="> Модель Дж. В. Ньюстра и К. Дэвиса "> Модель Дж. В. Ньюстра и К. Дэвиса 1 ФОРМИНГ 2 ШТОРМИНГ 3 НОРМАЛИЗАЦИЯ 1 2 3 НОРМАЛИЗАЦИЯ: достижение поставленных командой когда собранный коллектив уже является командой, цели ясны, роли понятны, остается заниматься поиском компромиссов, формировать организационную культуру

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-16.jpg" alt="> Модель Дж. В. Ньюстра и К. Дэвиса "> Модель Дж. В. Ньюстра и К. Дэвиса 1 ФОРМИНГ 4 2 ШТОРМИНГ 3 НОРМАЛИЗАЦИЯ 1 4 РАСПАД 2 4 РАСПАД: стадия, на которой происходит завершение Работы коллектива как команды, когда по факту в идеале должны быть достигнуты цели, поставленные перед командой

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-17.jpg" alt="> Трехуровневая модель командообразований Уровень А. Сплоченная рабочая группа. "> Трехуровневая модель командообразований Уровень А. Сплоченная рабочая группа. На уровне А – сплоченная рабочая группа, члены команды рассматривают себя членами одной рабочей группы, но их работа в основном не зависит от работы друга. У них не возникает потребности в распределении работы между собой. Вносят определенный вклад в результат работы данного подразделения. Для такой группы характерно: наличие разделяемой всеми цели; каждый чувствует себя принятым группой и имеет возможность влиять на других. Сплоченная рабочая группа фокусируется на потребностях ее отдельных членов.

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-18.jpg" alt="> Уровень В. Эффективная рабочая команда. На уровне В - эффективная рабочая"> Уровень В. Эффективная рабочая команда. На уровне В - эффективная рабочая команда, внимание фокусируется на увеличении производительности. Ее члены взаимозависимы, поэтому у них возникает необходимость распределять работу для достижения общей цели. Эффективная рабочая команда: функционирует как автономное подразделение в организации; члены группы делятся друг с другом рабочей информацией; имеет цели и задачи, разделяемые и понимаемые всеми. Эффективная рабочая команда фокусируется на увеличении ее эффективности при достижении рабочих задач как самоорганизующаяся, самоуправляющаяся команда.

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-19.jpg" alt="> Уровень С. Эффективный организационный комплекс. На уровне"> Уровень С. Эффективный организационный комплекс. На уровне С – эффективный организационный комплекс фокусируется на потребностях организации в целом. Эффективное организационное объединение имеет признаки как сплоченной рабочей группы, так и эффективной рабочей команды: каждая команда связана с другими командами организации или с функциями для выполнения различных проектов; командные ресурсы, как человеческие, так и материальные, разделяются с другими командами организации или их функциями; команда оказывает влияние на политику и стратегию в организации; люди входят и выходят из команды в соответствии с потребностями и временем проекта или в соответствии с ходом работы. Эффективный организационный комплекс объединяет работу отдельных команд большой организации, устанавливает между ними сотрудничающий стиль и функционирует способом разделяемой всеми командности.

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-21.jpg" alt=">Параметры Уровень А Уровень В Уровень С Идентифи-"> Параметры Уровень А Уровень В Уровень С Идентифи- Вначале определение Высокая Осознание кация индивидуальной работы, идентификация с причастности к а затем ее места в собственной другим командам группе командой больше, чем идентификация с собственной командой Процесс Связан с Разделяется между принятия индивидуальным и между членами командами и решений групповым вкладом группы другими частями организации Коммуни- Формальные совещания Обширная Широкое кации для сообщения о обратная связь. использование результатах работы Частые внутри- и группы. Неформальные, спонтанные межкомандной спонтанные неформальные обратной связи. коммуникации сведены коммуникации Коммуникации в стиле «наша организация»

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-22.jpg" alt=">Групповая Комфортная Единство, Главный настрой атмосфера групповая поддержка, защита "> Групповая Комфортная Единство, Главный настрой атмосфера групповая поддержка, защита направлен на атмосфера командных целей и сотрудничество и задач. удовлетворение Чувство каждого в принадлежности к организации; «нашей команде» улучшение и совершенствование в целом Уважение и В основном Уважение и Осознание усилий по поддержка в уважение и восхищение в построению доверия группе поддержка за команде за с другими группами индивидуальные выполнение и командами в знания и навыки разделяемых целей организации Синергия Результат Чувство победы индивидуальных через достижения вкладов целей «нашей цели всей команды» организации

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-23.jpg" alt="> ТИПЫ КОМАНД Кросс-функциональная команда Формируется из представителей различных подразделений"> ТИПЫ КОМАНД Кросс-функциональная команда Формируется из представителей различных подразделений формальной организации и отражает их интересы. Для команд этого типа характерно наличие конкретного, одноразового задания, обозначающего результат, проблему или возможность. Продолжительность существования команды определяется завершенностью задания. Для членов команды работа над заданием является вторичной по отношению к их основной работе. Руководитель команды может быть формально назначенным или выбранным из членов команды.

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-24.jpg" alt="> ТИПЫ КОМАНД Интактная команда Интактный – нетронутый,"> ТИПЫ КОМАНД Интактная команда Интактный – нетронутый, неповрежденный, целый, является производственным подразделением или долговременно существующей рабочей группой, производящей определенный продукт или услугу. Она может иметь руководителя, который, не являясь членом команды, обеспечивает порядок и координацию работ, что позволяет членам команды фокусировать усилия на поставленных задачах. В других случаях команда может иметь руководителя, являющегося членом команды, который также проводит собрания и координирует взаимосвязи команды с другими группами. Роль руководителя может выполняться и попеременно членами группы по мере развития их лидерских навыков или в зависимости от ситуации.

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-25.jpg" alt="> Цели команд Цели создаются для выполнения заданий, стоящих"> Цели команд Цели создаются для выполнения заданий, стоящих перед командой, и для поддержания организационной миссии. Командные цели могут быть разбиты на три части: определение рабочего процесса или решения, соответствующего организационному видению, или их совершенствование; разработка рекомендаций по выполнению этих процессов, решений и усовершенствований; выполнение этих рекомендации.

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-26.jpg" alt="> Процесс становления высокоэффективной команды Ø Процесс становления высокоэффективной команды заключается в"> Процесс становления высокоэффективной команды Ø Процесс становления высокоэффективной команды заключается в эволюции коллектива от рабочей группы к команде и далее к высокоэффективной команде Ø Рабочая группа – группа специалистов, объединенных косвенно и не разделяющих общей ответственности и целей (каждый отвечает за свое отдельное невзаимосвязанное дело/задачу) Ø Команда – группа, объединенная общими целями, с разделением ответственности Ø Разделение ответственностиЧувство взаимной ответственности – ключевая вещь в переходе от группы к команде. Это чувство нельзя «ввести» приказом или распоряжением, его можно только воспитать, развить. . .

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-27.jpg" alt="> Характеристики высокоэффективной команды 1. Понимание общих целей, 2. Разделение ответственности"> Характеристики высокоэффективной команды 1. Понимание общих целей, 2. Разделение ответственности за ее достижение 3. Открытость во взаимоотношениях членов команды 4. Доверие и взаимоуважение 5. Эффективные рабочие процедуры между участниками 6. Преимущества, основанные на индивидуальностях 7. Гибкость и адаптивность 8. Непрерывное развитие и обучение

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-28.jpg" alt="> Характеристики высокоэффективной команды 1. Понимание общих целей Члены"> Характеристики высокоэффективной команды 1. Понимание общих целей Члены команды обладают ясным пониманием причин и целей их совместной деятельности Члены команды оценивают успех своих работ по степени достижения целей проекта Команда имеет четкие приоритеты Члены команды осознают уникальность и необходимость из работы в проекте Члены команды нацелены на следование высоким стандартам и качеству работ

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-29.jpg" alt="> Характеристики высокоэффективной команды 2. Разделение ответственности за ее достижение "> Характеристики высокоэффективной команды 2. Разделение ответственности за ее достижение Каждый член команды отвечает за общий результат Каждый член команды ясно понимает личные задачи Члены команды проявляют инициативу по координации совместных действий Команда стремиться к всесторонней проработке общих решений и избегает легких компромиссов

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-30.jpg" alt="> Характеристики высокоэффективной команды 3. Открытость во взаимоотношениях Члены"> Характеристики высокоэффективной команды 3. Открытость во взаимоотношениях Члены команды открыто высказывают свое мнение о состоянии проекта не опасаясь реакции руководства Члены команды активно участвуют в обсуждениях команды Внимательно прислушиваются к мнению коллег Располагают информацией для коллективной и индивидуальной работы Уважают индивидуальные мнения каждого и открыто отстаивают свою позицию

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-31.jpg" alt="> Характеристики высокоэффективной команды 4. Доверие и взаимное уважение "> Характеристики высокоэффективной команды 4. Доверие и взаимное уважение Каждый член команды ощущает оценку своего индивидуального вклада, доверие и уважение сотоварищей Команда заинтересована в рабочих идеях, а не в том, кто их автор Члены команды запрашивают, получают и дают объективные отзывы Члены команды откровенны и чистосердечны в своих отзывах Члены команды гордятся своей принадлежностью к команде и проявляют взаимную заботу

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-32.jpg" alt="> Характеристики высокоэффективной команды 5. Эффективные рабочие процедуры Команда"> Характеристики высокоэффективной команды 5. Эффективные рабочие процедуры Команда располагает эффективными средствами планирования и отслеживания работ Каждый член команды обладает возможностью обдумать и прокомментировать план работ перед началом его реализации Ясные общепризнанные процедуры позволяют членам команды эффективно взаимодействовать Команда принимает решения в соответствии с принятой процедурой и ролями (возможно коллективно)

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-33.jpg" alt="> Характеристики высокоэффективной команды 6. Преимущества, основанные на индивидуальностях "> Характеристики высокоэффективной команды 6. Преимущества, основанные на индивидуальностях Члены команды ощущают и полностью используют личные знания, опыт и сильные стороны каждого из них Стремятся выгодно использовать индивидуальные качества Избегают коллективного мышления и стереотипов Приветствуют появление в коллективе людей со свежими взглядами, идеями, знаниями Поощряют критическую оценку и самооценку

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-34.jpg" alt="> Характеристики высокоэффективной команды 7. Гибкость и адаптивность Члены"> Характеристики высокоэффективной команды 7. Гибкость и адаптивность Члены команды постоянно совершенствуют принятые процедуры совместной работы Отвечают быстро и гибко на внешние воздействия Реализуют различные функции в соответствии с разделенными ролями и ответственностью Команда реагирует на меняющиеся потребности ее членов Изменения воспринимаются командой как возможность переосмыслить принятые подходы

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-35.jpg" alt="> Характеристики высокоэффективной команды 8. Непрерывное развитие и обучение "> Характеристики высокоэффективной команды 8. Непрерывное развитие и обучение Члены команды поддерживают инициативу и инновации Осмысливают и учатся на ошибках Изучают и принимают опыт других команд Поощряют индивидуальную работу над собой и совершенствование знаний

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-36.jpg" alt=">РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА В КОМАНДЕ ХАРИЗМА ОБАЯНИЕ "> РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА В КОМАНДЕ ХАРИЗМА ОБАЯНИЕ УХОЖЕННАЯ ВНЕШНОСТЬ ЛИДЕР

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-37.jpg" alt=">РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА В КОМАНДЕ ИННОВАТОР РЕАЛИЗАТОР "> РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА В КОМАНДЕ ИННОВАТОР РЕАЛИЗАТОР ИМПУЛЬСИВНЫЙ ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-38.jpg" alt=">РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА В КОМАНДЕ РАЦИОНАЛИСТ ПЛАНОВИК "> РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА В КОМАНДЕ РАЦИОНАЛИСТ ПЛАНОВИК ТАКТИК КООРДИНАТОР

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-39.jpg" alt=">РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА В КОМАНДЕ КОМПЕТЕНТНЫЙ ВДУМЧИВЫЙ "> РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА В КОМАНДЕ КОМПЕТЕНТНЫЙ ВДУМЧИВЫЙ СПОСОБНЫЙ К РЕФЛЕКСИИ ЭКСПЕРТ

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-40.jpg" alt=">РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА В КОМАНДЕ УМЕЮЩИЙ ОЦЕНИВАТЬ ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ "> РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА В КОМАНДЕ УМЕЮЩИЙ ОЦЕНИВАТЬ ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ АНАЛИТИК КРИТИК СКЕПТИК

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-41.jpg" alt="> Рекомендации лидеру по управлению стадиями развития высокоэффективной команды От"> Рекомендации лидеру по управлению стадиями развития высокоэффективной команды От активной позиции Лидера, направляющего команду на стадии ее формирования, зависит скорость прохождения командой последующих стадий Эффективность команды определяется на каждой из стадий ее работоспособностью (ориентацией на задачу) и сплоченностью (ориентацией на взаимную поддержку) В процессе перехода от стадии нормирования к стадии выполнения в командах может возникнуть кризис, связанный с давлением сроков, планов, элементов созданной структуры. . . При этом Лидер должен быть готов к попытке переосмысления приоритетов, изменения планов, возможного отказа от выбранной стратегии реализации Для повышения взаимозависимости между членами команды Лидеру следует: Поощрять совместное выполнение задач Планировать работы, требующие совместного труда команды.

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-42.jpg" alt="> Рекомендации лидеру по управлению стадиями развития высокоэффективной команды "> Рекомендации лидеру по управлению стадиями развития высокоэффективной команды Поощрять проявление индивидуальных качеств, обеспечивающих достижение общих целей команды Возникающие проблемы могут вернуть команду на предыдущую стадию (например, от выполнения к бушеванию). Лидер обязан помочь команде быстро вернуться в следующую стадию, подчеркивая преимущества, которые уже ощутили на этой стадии члены команды Многие проекты не требуют от команды высокой эффективности. Не ожидайте от всех команд этого уровня работы Конфликт в команде не является трагедией. Наличие конфликтов – нормальное явление Команда должна иметь опыт разрешения конфликтных ситуаций

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-43.jpg" alt=">КОМАНДА ИЛИ ИЕРАРХИЯ: ЧТО ЛУЧШЕ? ЧТО ВЫБРАТЬ? КОМАНДА?"> КОМАНДА ИЛИ ИЕРАРХИЯ: ЧТО ЛУЧШЕ? ЧТО ВЫБРАТЬ? КОМАНДА? ИЕРАРХИЯ

Src="https://present5.com/presentation/3/17196007_137984834.pdf-img/17196007_137984834.pdf-44.jpg" alt="> КОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ/// ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕИМУЩЕСТВА РАБОТЫ В ИЕРАРХИИ"> КОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ/// ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕИМУЩЕСТВА РАБОТЫ В ИЕРАРХИИ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ понятный регламент делегирование полномочий стабильный формат компетентностный подход НЕДОСТАТКИ многообразие работ РАБОТЫ В ИЕРАРХИИ возможность ротаций снижение мотивации НЕДОСТАТКИ однотипная работа КОМАНДНОЙ РАБОТЫ отсутствие делегирования неготовность к демократии исключение творчества

Команда - это группа людей, стремящихся к достижению общей цели. И чтобы научить этих людей эффективно взаимодействовать, продуктивно работать вместе, избегать конфликтных ситуаций и разрешать их, необходимо принимать определенные меры по сплочению коллектива. Общность играет важнейшую роль и для руководителей и для рядовых членов команды. Именно поэтому в третьем уроке мы поговорим о том, что такое корпоративная культура, как правильно организовывать взаимодействие людей, как сформировать здоровую позитивную атмосферу, что может сблизить совершенно разных членов команды. Начнем же мы нашу беседу с рассмотрения вопроса о том, каковы вообще условия формирования сплоченной команды.

Условия формирования сплоченной команды

Для начала заметим, что команда имеет все шансы стать сплоченной, если:

  • Команда имеет возрастную однородность
  • Мировоззрение, ценности, взгляды и интересы большинства членов команды совпадают
  • Взаимодействие в команде построено на уважении, доброжелательности, принятии противоположных мнений и психологическом комфорте
  • Команда ведет активную деятельность по достижению общего результата и не испытывает дефицита эмоций
  • Лидер команды является примером эффективного работника и прекрасного коллеги
  • Лидер команды предпринимает меры по ее сплочению
  • Команда имеет возможность соперничать и поддерживать соревновательный дух

Это основные условия, на которые нужно ориентироваться в работе, но их соблюдение еще не гарантирует того, что команда будет целостной и дружной. Эта цель может быть достигнута, когда коллектив соответствует ряду важных критериев. Их стоит рассмотреть более подробно.

Мотивация

От мотивации зависит степень активности и заинтересованности членов команды в работе, а также их желание идти вперед. - это человек, испытывающий потребность и влечение к совместной деятельности, осознающий ее ценность и необходимость и увлеченный ей. Показателями, определяющими уровень мотивированности, можно назвать заинтересованность и активность каждого игрока, направленную на благо команды, его полную вовлеченность в процесс, качество действий и степень удовлетворенности от их выполнения.

Целенаправленность

Целенаправленность команды предполагает стремление к коллективной победе, групповой интерес к проекту. Уровень целенаправленности определяется уровнем заинтересованности всех игроков в совместной работе, создании более комфортного микроклимата, выстраивании доверительных взаимоотношений, соответствии установленных взаимоотношений общему характеру работы. Важно отметить, что целенаправленность команды зависит от того, насколько личные цели людей соотносятся с командными, как они дополняют или противоречат друг другу.

Структурированность

Структурированная команда - это коллектив, в котором организация взаимодействия подчинена строгому порядку, регламентирующему функции, обязанности, права и ответственность людей. Структурированность позволяет команде в случае необходимости разбиваться на подгруппы для решения специфических задач. Определяется этот параметр эффективностью методов распределения задач, качеством взаимопонимания между всеми членами коллектива и правильностью делового взаимодействия.

Целостность

Здесь имеется в виду единство членов коллектива. То, насколько взаимосвязаны и взаимозависимы люди в команде, воздействует на качество их общности и степень совместимости. Чтобы понять, насколько целостна команда, нужно проанализировать соотношение числа совместных достижений с общим количеством реализованных проектов и понять, что является в деятельности доминантой - совместная или групповая работа.

Организованность

Организованная команда - это собранный и упорядоченный коллектив, подчиненный конкретному порядку, определяющему совместную работу; коллектив, способный действовать согласно плану. Такая команда легко управляется лидером, но при этом и сама по себе отличается самоорганизованностью и исполнительностью. На уровень организованности воздействует глубина участия членов команды в совместной работе, количество ответственных лиц и их лидерский потенциал, качество управленческих решений и т.д.

Согласованность

Согласованность означает гармоничность и эффективность взаимодействия всех членов команды, обусловленного, опять же, общей целью. То, насколько согласованно или же несогласованно действует коллектив, зависит от применяющихся методов устранения противоречий и разобщенности, уровня конфликтности людей и их .

Результативность

Результативность служит показателем сплоченности команды в решении задач и движении к намеченной цели. Данный критерий в общем и целом характеризует производительность и продуктивность групповой работы. Чем выше результативность, тем сплоченнее коллектив.

Таким образом, мы выяснили, что сплоченной может быть только та команда, которая соответствует, пусть и не всем, но большинству заданных выше условий и критериев. Если в процессе командообразования руководитель делает ставку на организованность, согласованность, результативность, целенаправленность и т.д., он сам открывает возможности для формирования грамотной, продуктивной и действительно дружной команды. Но вот как происходит сплочение коллектива - вопрос более сложный.

Как формируется сплоченная команда

Корпоративная культура, развитие, формирование и поддержание которой стоят немалых усилий, полностью и целиком держится на сплоченном коллективе. Но его создание является достаточно долгим процессом. Однако сегодня мы можем вооружиться пошаговой методикой создания идеальной команды. Она состоит из пяти обязательных стадий, и исключать или менять их последовательность крайне нежелательно.

Стадия притирки

Это стадия, с которой начинает формироваться новый коллектив. Через нее проходит любая команда, в особенности новая - члены которой еще не работали вместе. Участники обращают внимание друг на друга, пытаются разобраться, кто есть кто, демонстрируют себя и черты своего характера, проявляют способности, раскрывают потенциал.

Очень важно уделить максимум внимания общим характеристикам выбранных кандидатов. Здесь можно привлекать к работе психолога или специалиста по межличностным отношениям, который поможет людям притереться друг к другу с учетом индивидуальных особенностей каждого и минимизирует проблемы последующих стадий.

Конфликтная стадия

Сплочение коллектива практически всегда проходит через конфликты, и это нормальное явление для любой команды. Залогом успешного прохождения этого этапа станет способность и вообще противостоять их возникновению. Нередко на конфликтной стадии внутри коллектива формируются мелкие группы, выделяются лидеры и аутсайдеры, в разной форме проявляется недопонимание.

В случаях, когда кто-то из кандидатов никак не может вписаться в группу, постоянно вступает с кем-то в конфронтацию или не выдерживает давления, следует предпринять меры по урегулированию ситуации или устранить неподходящего кандидата.

Экспериментальная стадия

После прохождения второй стадии начинается рост потенциала как отдельных членов коллектива, так и всей команды, причем это касается и профессиональной и личной сферы. Для третьего этапа характерны сбои в работе, неравномерное распределение нагрузки, командные дисфункции - все это следствие процесса стабилизации.

В результате рабочих экспериментов руководитель получает возможность более эффективного распределения обязанностей, учитывая способности, знания, навыки и умения каждого члена коллектива. В итоге образуется мощное объединение людей, готовых к решению серьезных практических задач в реальных условиях.

Творческая стадия

Четвертая стадия интересна тем, что в процессе взаимодействия людей друг с другом выделяются наиболее ответственные сотрудники и неформальные лидеры. Их можно приобщить к управлению коллективом, выполнению более ответственных задач, контролю работы. Если на первых трех стадиях делать какие-то выводы было еще рано, то теперь все становится на свои места.

Стадия зрелости

Пятая стадия сплочения коллектива приводит к его зрелости. Все члены команды четко знают свои роли, функции и ответственность, понимают, что от них требуется. Любые разногласия и спорные вопросы разрешаются конструктивно и в спокойной обстановке. Команда становится полноценной в плане межличностного взаимодействия и соответствия корпоративным требованиям. Со зрелой командой можно смело рассчитывать на достижение высоких результатов.

Как можно увидеть, создание успешной команды подчинено своим закономерностям. Как руководитель, вы должны все их учитывать и не пытаться перепрыгнуть с одной стадии на другую. Вышеназванный алгоритм прошел проверку временем и многократно доказал свою актуальность. Ваша задача - лишь следовать ему и не торопить события. Единственное, при помощи чего вы можете ускорить процесс, - это использовать инструменты сплочения коллектива. О них мы и расскажем ниже.

Инструменты сплочения команды

Использовать вспомогательные методы сплочения коллектива в командообразовании очень важно и нужно, ведь они помогают сократить время на создание классной команды специалистов. Если эти методы обобщить, мы получим небольшой список действенных инструментов.

Традиции

Корпоративные традиции считаются одним из лучших способов сплочения людей. Оказываясь в своей команде, каждый человек хочет чувствовать комфорт и покой. И традиции прекрасно этому способствуют. Вы можете начинать каждый рабочий день с просмотра забавных видеороликов всей командой или заканчивать его 15-тиминутным чаепитием со всякими вкусняшками. В течение дня можно устраивать общее собрание для шутливой разминки, а по пятницам всем вместе отправляться в бассейн, заканчивая рабочий день на час раньше. Вариантов множество, и каждый из них делает членов команды ближе друг другу, позволяет им раскрыться и всегда чувствовать себя в своей тарелке.

Собрания

К собраниям не стоит относиться как к чему-то очень официальному. Собираться можно и на работе и в неформальной обстановке. На таких собраниях полезно обсуждать как рабочие вопросы, так и что-то, что совершенно их не касается. Собрания, кстати, тоже можно сделать традицией. Раз в день, раз в неделю или пару раз в месяц - по сути это значения не имеет. Важно лишь, чтобы присутствовал каждый, чувствуя себя при этом ценным членом коллектива. В дополнение к обсуждаемым на собраниях вопросам можно поздравлять кого-то с успехами, хвалить и даже награждать символическими подарками - это многократно усилит положительное воздействие встреч.

СМИ

Речь идет, конечно же, о таких СМИ, как корпоративные газеты или журналы. В таких изданиях должна освещаться жизнь команды: успехи, новости, достижения, знаменательные события и даты, предложения и пожелания сотрудников и т.п. Все это способствует тому, что люди лучше узнают друг друга, находят общие интересы и точки соприкосновения, раскрываются и становятся дружнее. Если же корпоративное издание делается самими сотрудниками на творческих началах, можно делать так, чтобы каждый месяц за подготовку отвечали разные члены команды и их комбинации.

Отдых

Командообразование и сплочение коллектива - это не только работа, но еще и развлечения. Совместные поездки и приятное времяпрепровождение - прекрасный способ сделать людей дружнее. Он отлично повышает производительность, снимает напряжение и стрессы, позволяет людям увидеть друг друга в новом свете, способствует , погружает команду в непринужденную обстановку. В качестве отдыха может подойти масса занятий: тренинг на сплочение коллектива, поход в горы, купание в озере, игра в футбол, приключенческий квест и многое другое. Но интереснее всего то, что совместный отдых формирует командный дух даже тогда, когда люди не задумываются об этом.

Геймификация

Это использование игровых технологий и методик в жизни, работе и обучении. Она позволяет сделать даже самое скучное занятие необычным и интересным, а для сплочения коллектива является просто незаменимым инструментом. Пусть члены команды выполняют свои задачи, решают проблемы и достигают результатов, словно они проходят уровни игры под названием «Работа» или «Проект». Введите систему баллов, бейджей и поощрений, уровней мастерства и званий. Достигая новой цели, член команды может зарабатывать, например, 5 баллов, получать звание «Знатока» и билет в кино на выходные. Остальные будут видеть этот результат, а это формирует позитивный настрой на работу и соревновательный дух. Кстати говоря, многие процветающие компании уже используют в своей работе игровые техники, а их команды отличаются невероятной производительностью и эффективностью.

Впрочем, об успешных командах мы еще поговорим, а пока скажем несколько слов о том, какие мероприятия способствуют грамотному тимбилдингу, сплочению коллектива и организации взаимодействия людей в команде лучшим образом.

Мероприятия для сплочения команды

Как мы уже говорили, один из лучших способов сделать людей дружнее - это устраивать коллективные мероприятия, объединенные общим термином «тимбилдинг». Далее мы хотим познакомить вас с несколькими категориями тимблилдинга, на которые вы можете обратить внимание.

Интеллектуальный тимбилдинг

К этой категории относится любая коллективная деятельность, где требуется использовать умственные способности, например, квесты, ролевые игры, фотоконкурсы и т.п. Суть в том, чтобы члены команды проявляли смекалку и работали головой. Интеллектуальная деятельность раскрывает потенциал человека, выносит наружу его таланты и сближает с окружающими.

Несколько примеров интеллектуального тимбилдинга и их краткое описание:

  • Городской квест. Команда должна перемещаться по разным местам города, отгадывать загадки, решать головоломки и находить подсказки по дальнейшему маршруту.
  • Фотонавигация. Команда получает на гаджет фотографию какого-то места в города. Нужно понять, что это за место, и прибыть к нему в назначенный срок. Мест может быть несколько.
  • Сделай сам. Команда получает задание сделать какой-либо предмет (например, лампу или кресло) своими руками, используя любые материалы и компоненты.
  • Искусствоведение. Команда собирается посетить музей или выставку картин. Каждому участнику дается задание как можно больше узнать о конкретном экспонате или картине и затем рассказать об объекте на месте, выступая в роли экскурсовода.
  • Ремесло. Команде дается задание выбрать интересное ремесло (изготовление медовухи или варенья, вышивание, выжигание, резьба по дереву и т.д.) и изготовить свое собственное изделие.

Для разнообразия можно разделить большую команду на несколько меньших команд, чтобы сохранялся эффект соперничества. Безусловно, должны быть призы и награды за победу, ценные для участников тимбилдинга. Для руководителя же наградой станет дружный и сплоченный коллектив.

Творческий тимбилдинг

Данный вид тимблидинга позволяет сплотить команду на более глубоком уровне. Он повышает степень доверия членов команды друг к другу, улучшает взаимопонимание, способствует еще большему раскрепощению. Несмотря на то, что в России предлагаемый метод еще не прижился, его эффективность неоспорима. Сам же факт новизны добавляет ему еще больше изюминки.

Несколько примеров творческого тимбилдинга и их краткое описание:

  • Театр. Команда ставит постановку или спектакль и в назначенный срок демонстрирует его остальным коллегам.
  • Музыка. Команда осваивает музыкальные инструменты (или подбираются люди, умеющие на чем-либо играть) и сочиняет собственное произведение или исполняет всем известную композицию.
  • Танцы. Команда придумывает свой собственный танец и в назначенный срок демонстрирует его остальным коллегам. Еще один вариант - устроить танцевальный вечер или сходить всем коллективом на дискотеку.
  • Литература. Команда готовится к публичному прочтению какого-то произведения или демонстрирует познания в литературе в специально выделенный для этого день.
  • Кино. Команда получает задание снять короткометражный фильм на свободную или конкретную тему. Функции режиссера, оператора и актеров выполняют члены команды.
  • Кулинария. Команда получает задание приготовить какое-то блюдо кухни определенной страны, в том числе и экзотической. В итоге весь коллектив дегустирует кулинарный изыск и делится впечатлениями.

Как и в предыдущем случае, большую команду можно разбивать на несколько команд. Но упор ставится не на победу в соревновании, а на максимальное раскрытие творческого потенциала и установление доверительных отношений между членами коллектива.

Экстремальный тимбилдинг

Еще один замечательный способ сплотить коллектив. Но следует учитывать, что он может быть в некоторой степени опасным, т.к. за основу берется экстремальный отдых и соответствующие виды спорта. Данный метод прекрасно отвлекает людей от работы и позволяет им получить массу эмоций и впечатлений, а также солидную порцию адреналина.

Несколько примеров экстремального тимбилдинга и их краткое описание:

  • Пейнтбол. Команда отправляется в пейнтбол-клуб, надевает амуницию и играет в «войнушки».
  • Полоса препятствий. Команда сооружает полосу со всевозможными преградами (ямы, канаты, сети, грязь) и преодолевает ее. Можно отправиться в специализированный клуб.
  • Ориентирование на местности. Команда получает задание найти на конкретной местности определенное количество контрольных точек. Мероприятие можно проводить в городе, в лесу, в горах. Можно использовать автомобили.
  • Рафтинг. Команда заказывает в турфирме сплав по горной реке и сплавляется на рафтах (нужно учитывать категорию сложности маршрута сплава).
  • Парашютизм. Команда заказывает в специализированном клубе прыжки с парашютами. Благодаря сумасшедшим эмоциям такое времяпрепровождение превратится в первоклассный тренинг на сплочение коллектива.

Не станем спорить, что подобный экстрим подойдет далеко не каждой команде и тем более не каждому человеку. Но если вы все же осмелитесь пощекотать нервишки себе и своей команде, можете быть уверены, что ваши люди не только надолго запомнят такие приключения, но и станут настоящими боевыми товарищами.

Итак, мы предложили вам несколько вариантов тимбилдинга, которые окажут вам серьезную поддержку в формировании сильной команды. Но мы уверены, что вы хотели бы ориентироваться еще и на такие методы сплочения коллектива, которые используются сегодня в компаниях с мировым именем. И специально для вас мы сделали подборку компаний с лучшей корпоративной культурой.

Примеры лучшей корпоративной культуры

За основу представленной информации мы взяли материалы американского издания Enterpreneur, освещающего события из мира предпринимательства и бизнеса. Вы смело можете брать понравившиеся идеи на заметку и применять в собственной работе.

Twitter

Любой, кто знаком с корпоративной культурой этой компании, скажет о ней только лестные и полные восхищения слова. Взаимоотношения сотрудников выстраиваются на дружбе и доверии, каждый мотивирован командными целями. Способствуют же этому прекрасные условия работы: брифинги на крыше штаб-квартиры в Сан-Франциско, откуда открываются завораживающие панорамные виды, вкуснейшие бесплатные завтраки, совместные занятия йогой и масса других бонусов и возможностей. Каждый сотрудник компании Twitter осознает, что является ценным членом команды людей, приносящих миру пользу.

Facebook

Сама эта компания уже давно стала символом идеальной корпоративной культуры. Ее сотрудники обеспечены всем необходимым для комфортной и спокойной работы: полезным бесплатным питанием, офисами на открытом воздухе, возможностями для непринужденного командного общения, личностного и профессионального роста. Для снятия напряжения членов коллектива руководство создало специальные помещения для отдыха с удобной мебелью, аудио- и видеотехникой. Компания уделяет огромное внимание эмоциональному и психическому состоянию своих работников и устраивает множество развлекательных мероприятий, начиная сессиями совместной релаксации и заканчивая концертами суперзвезд шоу-бизнеса.

Google

Компания Google уже много лет входит в список компаний с лучшей корпоративной культурой далеко не случайно, и на нее ориентируются многие стартапы. Она может похвастаться предоставлением бесплатного , организацией увлекательных экскурсий, собственными тренажерными залами, финансовыми бонусами, открытыми выступлениями глав компании, максимально комфортными условиями работы, и это далеко не все достоинства подхода Google к командообразованию. Развитию и сплочению коллектива в компании уделяется такое же серьезное внимание, как и вопросам бизнеса.

Adobe

Именно эту компанию можно отнести к тем, руководство которых не боится доверять работникам выполнение самых сложных задач. А с результатами такого подхода вы и сами сталкиваетесь каждый день, включая свой компьютер. Помимо предоставления множества льгот (питание, проезд, аренда жилья, посещение спортзалов, бассейнов и т.д.) руководство Adobe стремится максимально раскрыть творческий потенциал каждого члена команды. Это выражается в безграничном доверии к сотрудникам, организации всевозможных тренингов на развитие коллектива, внимании к малейшим деталям жизни людей. Также в компании Adobe отсутствуют любые рейтинги, зачастую демотивирующие игроков, а каждый новичок работает под руководством тренера. Ошибки же воспринимаются здесь как шаги на пути к личностному росту и успеху.

Southwest Airlines

Данная компания славится тем, что ее клиенты в один голос заявляют о позитивном настрое, дружелюбии и «счастливости» ее сотрудников. За более чем 40 лет на рынке организация выработала свою уникальную корпоративную культуру. Каждому сотруднику предоставляются всевозможные льготы, в том числе и на авиаперелеты. Регулярно проводятся обучающие и развивающие коллективные мероприятия. Члены команды все вместе отдыхают, путешествуют, посещают развлекательные заведения и проходят курсы повышения квалификации. Достижение общей цели - одна из заповедей компании, разделяемая всеми ее членами без исключения.

Zappos

Крупнейший производитель обуви - компания Zappos известна не только своими качественными изделиями, но и прекрасной корпоративной культурой. Удивительно, что еще на начальном этапе обучения каждому кандидату компания предлагает 2 000 долларов, если он откажется от работы в ней, но соглашаются на это единицы - настолько сильно люди хотят работать в Zappos. Каждому новому сотруднику с первых дней прививаются десять ценностей компании, среди которых стремление сделать счастливым каждого клиента и важность командного духа. Офисная политика не имеет никакого отношения к уровню зарплаты работников - он зависит только от качества их работы, причем в методах сотрудники не ограничиваются. На тимблилдинг и тренинги на сплочение коллектива выделяются огромные средства.

Chevron

В отличие от множества нефтегазовых корпораций, Chevron знаменита высочайшими показателями своей корпоративной культуры. Руководство проявляет поистине потрясающую заботу о безопасности своих людей и старается поддерживать их всеми доступными способами. На территории предприятий компании находятся собственные фитнес-центры и оздоровительные комплексы, спортивные клубы, теннисные залы и даже бары. Сотрудникам доступно множество программ здравоохранения. Перерывы на отдых в течения рабочего дня - обязательно условие работы, как и участие в тренингах на сплочение коллектива и его развитие.

SquareSpace

Несмотря на небольшой возраст этой компании, она уже завоевала славу одной из лучших в Нью-Йорке, и на трудоустройство сюда выстраиваются целые очереди. Корпоративная культура этой компании отличается творческой, открытой и простой атмосферой. Между сотрудниками нет четко установленной и регламентированной субординации, рядовые работники и управленцы решают задачи в одинаковых условиях. Всем обеспечена медицинская страховка, гибкие отпуска и солидные отпускные, бесплатное питание и множество других льгот. Мероприятия на сплочение коллектива - важнейшая сфера жизни компании, ценность и значимость которой предельно ясны каждому члену команды.

Warby Parker

В этой компании, занимающейся производством и продажей очков с 2010 года, все направлено на прямое взаимодействие с клиентами и поддержание приемлемой ценовой политики. Однако для ее сотрудников ценность состоит в уникальной корпоративной культуре, развитие и формирование которой происходит на самом высоком уровне. Для стимулирования работников и повышения командного духа компания систематически организует необычные тематические обеды и встречи, развлекательные и конкурсные программы, развивающие и объединяющие мероприятия, такие как семинары, тренинги на сплочение коллектива, обычные и и т.д. Ценность команды и общие цели - важнейший аспект внутреннего уклада Warby Parker.

Эти и другие подобные приемы сплочения коллектива можно с успехом применять и с целью создания и единения своей собственной команды. Повторимся, что для России многие из описанных выше методов еще в диковинку, но это не должно быть помехой. Напротив, проявляя креативность, следуя современным мировым тенденциям командообразования, руководители и лидеры получают прекрасную возможность привнести в работу своего коллектива новизну, интригу, интерес, необычность и оригинальность. Чем больше креативной практики вы будете внедрять, тем ближе и тем серьезнее будут успехи.

И, говоря о практике, самое время перейти к сугубо практической части нашего курса. Если в первых трех уроках речь шла больше о теоретических основах командообразования, то два следующих урока будут посвящены исключительно тому, что нужно делать, чтобы превратить разношерстную группу людей в единой целое. Следующий урок нашего тренинга по командообразованию посвящен играм на сплочение коллектива. В его начале мы вкратце расскажем о целях таких мероприятий, а в основной части рассмотрим несколько десятков эффективных игр и пять оригинальных способов сплотить команду.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.