Комплекс упражнений для больных дцп. ЛФК при ДЦП: виды упражнений, пошаговая инструкция их выполнения, расписание программы тренировок, расчет нагрузок для людей с ДЦП и необходимое спортивное оборудование

ДЦП является патологией, которая заключается в параличе центральной нервной системы, возникшей по причине поражения нескольких или же одного отдела головного мозга человека. Заболевание может начать формироваться еще в период нахождения плода в утробе матери, сразу после родов или в течение непродолжительно времени после этого. Для того чтобы предотвратить продолжение развития патологии применяют различные методики и терапии, среди которых игры для детей с ДЦП представляют весьма действенный способ.

Что такое ЛФК

ЛФК – лечебная физкультура, которая направлена на восстановления функций организма человека. Специальные упражнения для детей с ДЦП способствуют торможению паралича центральной нервной системы. Комплекс упражнений лечебной физкультуры позволит постепенно вернуть детям контроль над своими движениями, значительно улучшить координацию, а также частоту движений конечностями.

Основные задачи и цели ЛФК программы направлены на обучение больного ребенка с ДЦП обычным бытовым умениям, которые облегчат им жизнь. Также комплекс упражнений позволит познать больным детям несложную трудовую деятельность, и проводить самообслуживание без посторонней помощи (нянек, родителей и других).
В результате комплекса ЛФК постепенно вырабатываются новые навыки, движения становятся более точными и правильными.

Родители должны знать, что курс ЛФК должен быть назначен сразу после обнаружения патологии у ребенка. При постепенном усложнении физической деятельности следует немедленно начинать терапию, чтобы избежать перехода в более тяжелую форму. ЛФК также назначается для детей, у которых не наблюдается физических отклонений, но есть предпосылки к этому или предрасположенность (например, наследственность).
Методика восстановления физической деятельности детей-инвалидов основывается на нескольких принципах:

  • у больных отсутствуют длительные перерывы между выполнением специальных упражнений;
  • терапия проходит регулярно и систематически;
  • необходимо постепенное наращивание физической нагрузки для укрепления мышечных тканей и сухожилий;
  • индивидуальное назначение профилактических упражнений, которые ориентированы только на одного больного с определенными физическими отклонениями;
  • учитывается возраст ребенка при назначении курса ЛФК, психологическое состояние больного и стадия протекания патологии.

Очень важна для детей коррекционно-воспитательная работа, которая направлена на компенсирование всех нарушенных функций организма. В связи с этим врачи настоятельно рекомендуют проводить ЛФК с самых ранних лет. Важно помнить, что чем раньше начнется профилактика, тем лучше это для молодого организма. В раннем возрасте дети более податливы для корректирования опорно-двигательной системы.

Виды упражнений

Так как подвижный комплекс ЛФК для ребенка с ДЦП должен быть подобран индивидуально, то в зависимости от проявления патологии, врачи могут назначать разные виды лечебных упражнений. Для терапии заболевания занятия могут быть направлены на стимулирование опорно-двигательного аппарата в виде специальной гимнастики или купания в бассейне.

Инвалидам назначают упражнения для растяжки связок, для расслабления мышечных тканей и суставов. Занятия с детьми будут проходить в сидячем положении и лежа. Также следует сказать, что больные ДЦП более охотно проходят курс терапии, если она будет в форме сюжетно-ролевой игры или же с игрушками.

Занятия для стимулирования двигательного аппарата направлены на развитие и укрепление двигательной способности ребенка с ДЦП. Первым делом ребенок должен сесть на пяточки, чтобы стопа полностью стояла на полу. Затем мама или папа должны встать перед ним, положите его ручки на плечи, зафиксировав больного в области таза. После этого нужно начать постепенно его наклонять, чтобы он вставал на коленки.

Когда пациент становится на колени, его нужно поддерживать в области подмышек, чтобы перемещать его в разные стороны. Через некоторое время нужно ослаблять поддержку, чтобы ребенок постепенно привыкал переносить самостоятельно центр массы своего тела с одной ноги на другую. При смещении центра тяжести на левую ножку, правую следует отрывать от пола. Со временем необходимо начинать разводить руки в стороны, тренируясь держать равновесие.

Затем можно посадить малыша на стул, став перед ним лицом. Своими ногами нужно зафиксировать ножки больного у пола, взяв его за руки. Затем нужно тянуть их на себя и вверх. Это упражнение позволит научиться вставать без посторонней помощи. Еще одно упражнение из комплекса ЛФК должно помочь ребенку с нарушенным опорно-двигательным аппаратом правильно держать равновесие. Для этого нужно становиться так, чтобы его одна стопа была впереди другой, но на одной линии. Нужно попеременно подталкивать малыша в спину и грудь, чтобы он чувствовал, как распределяется масса его тела в таком положении.

Также для этого можно поставить перед собой, и, взяв за руку, толкать и тянуть в разные стороны, чтобы больной самостоятельно делал шаг. Это позволит ему самостоятельно находить точку опоры. Для развития опороспособности нужно лечь на спину, а затем надавливать на прочную поверхность своими стопами. Такие занятия очень эффективны, если их проводить регулярно, не нарушая график.

Видео «Упражнения для позвоночника»

Для растяжки

Для улучшения растяжки конечностей и повышения гибкости нужно регулярно проводить особые упражнения. Пациент должен сесть на пол, вытянуть ровно перед собою ножки так, чтобы его тело было расположено под углом в 90 градусов. Далее ребенок должен начать вытягивать перед собою руки, делая вдох. При вдохе он должен сгибать тело, стараясь достать ладонями до кончиков пальцев ног. Если изначально это сделать не удается, то нужно постепенно увеличивать нагрузку, наклоняя больного к ногам.

Со временем нагрузку можно увеличить, чтобы он доставал лбом до ног. Также малыш может лечь на живот, положить руки вдоль своего тела. Больной должен приподнимать грудную клетку, опираясь ладонями в пол. Важно, чтобы его голова была запрокинута максимально назад, медленно вдыхая воздух. В исходном положении (на спине), нужно соединить вместе ноги. Следует приподнимать вытянутые ножки над головой, удерживая тело в лежачем положении. Колени нельзя сгибать, а руки следует держать на полу. В идеале нужно доставать кончиками пальцев ног до пола за головой.

Еще одно упражнения позволит улучшить растяжку. Для этого следует сесть на пол, согнуть правую ногу, чтобы пятка ноги доставала до внутренней стороны левого бедра. Левая стопа должна доставать до правого колена. Правую руку нужно перевести вокруг левой коленки, удерживая левую стопу. Далее нужно левую ручку завести за спину с противоположной стороны у талии, а голову повернуть налево, наклонив так, чтобы достать подбородком до левого плеча. Важно, чтобы правое колено при этом не отрывалось от пола.

Такая развивающая гимнастика нацелена на корректирование дефектов в области спины и позвоночника. Также данная методика позволяет укрепить спинной мозг и нервные окончания, мышечные ткани ног и рук.

Для расслабления

Чтобы расслабить верхние конечности, необходимо положить больного на спину, а затем закрепить ногу и руку с одной стороны при помощи груза (например, мешочки с песком). Свободную руку следует сгибать в локте, а родители будут фиксировать предплечье. Так нужно удерживать пациента пока мышцы не расслабятся. Можно встряхнуть кисти, сгибать и вращать их.

Чтобы расслабить нижние конечности нужно зафиксировать руки, а ноги довести до живота. Кто-то из родителей будет удерживать голенище, перемещая в стороны тазобедренный сустав. Далее, фиксируя одну ногу, производится круговое движение другой конечности, постепенно ее разгибая. Такая гимнастика снимает напряжение с мышц, давай возможность ослабить тонус. Это очень важно, так как при патологии они могут непроизвольно сокращаться или быть в напряжении.

Для суставов

Занятия ЛФК для укрепления суставов очень важно для выздоровления ребенка с ДЦП. Большая часть упражнений из комплекса проводится в положении лежа. Когда пациент ляжет на спину, его одну ножку нужно держать разогнув, а вторую начинать медленно сгибать в коленном суставе. Если в раннем возрасте у него есть хорошая гибкость в теле, то при возможности, сгибая ногу, нужно довести бедро до живота, а затем отвести.

Далее больной должен лечь на бок, и постепенно поднимать бедро вверх. Колени и ноги при этом должны находиться в согнутом положении. Нельзя перенапрягать связки.
Следующее упражнение – ребенок ложится на живот (лучше всего на твердый стол), чтобы его стопы свисали за столешницей. Затем родители должны помогать медленно разгибать и сгибать его конечности.

Лежа на спине, нужно сгибать поочередно колени и максимально их разгибать.
Когда ребенок будет лежать на животе, под его грудную клетку нужно положить специальный валик. Нужно будет приподнимать его на вытянутые руки, производя пружинящие движения постепенными мягкими рывками. Такие занятия позволять укрепить суставы верхней части туловища.

Ребенок может лечь на спину. Затем его руку нужно сгибать так, чтобы лицо пациента было повернуто в соответствующую сторону. Далее процедура повторяется, поворачивая голову в другую сторону.

Среди более подвижных упражнений лечебной гимнастики есть такие, которые проводятся в бассейне или же с использованием сюжетно-ролевых игр. При использовании различных игрушек во время проведения лечебной физкультуры или сюжетно-ролевых игр дети более охотно проводят гимнастику. Игрушки позволяют создать интерес вокруг данного действия, не ощущая дискомфорта. Сюжетно-ролевые игры с различными игрушками тесно переплетены с основной мозговой деятельностью ребенка. Важен сам процесс в этом.

Сюжетно-ролевую игру можно с уверенностью называть эффективным способом терапии, так как улучшает фантазию детей, проявляет воображение. Сюжетно-ролевые игры хорошо развивают память, позволяют мыслить в смоделированной ситуации.
Сюжетно-ролевые игры для маленьких детей являются вдохновляющим фактором. Использование игрушек в сюжетных играх позволит стимулировать мозг, повышая его активность. В сюжетные игры лучше всего включать жизненные ситуации в упрощенной форме, чтобы детям было легко воспринимать информацию.

Даже без сюжетных игр отдельные игрушки, которые дороги ребенку, могут оказать весьма сильное действие. Игрушки обычно вызывают ряд эмоций, которые переживает больной ребенок. А это также воздействует на работу его мозга. Таким образом игрушки могут оказывать положительное воздействие на психику, даже без использования из в сюжетной-ролевой игре.

Упражнения в бассейне хорошо подходят для тех, кто может ходить сам, но отклонения наблюдаются. При такой терапии больной научится плавать в бассейне, а также укрепить свое здоровье. Занятия в бассейне должны проводиться специализированным инструктором, который знает методики лечения ДЦП и коррекции опорно-двигательной системы у маленьких детей.

Вода помогает расслабить тело, приводит мышцы в тонус, и заряжает энергией. Такая терапия носит название гидрокинезотерапии. Очень часто у детей с явно выраженным признаком ДЦП возникает проблема с эмоциональным состоянием. Для этого также существуют отдельные психогимнастические упражнения, которые должен помогать осуществлять взрослый человек.

Видео «Комплекс упражнений ЛФК для деток с ДЦП»

Данное видео-руководство поможет вам составить программу реабилитации для детей, страдающих ДЦП. Наглядные и простые в исполнении упражнения помогут вам вылечить ребенка.




– патологическое состояние, которое связано со слабостью некоторых мышц. Основная причина этого – нарушение связей мышечных волокон и нервной системы. Причём парез – это не самостоятельная болезнь, а последствие какой-либо патологии, например, инсульта, поражения спинного мозга или травмы.

Поэтому следует понимать, что лечение пареза никогда не должно проводиться отдельно от лечения того заболевания, которое стало причиной этого состояния. Наравне с ЛФК, при парезе нижних конечностях врачом назначается приём медикаментов, массаж и физиопроцедуры.

Основные упражнения

Выполняемые упражнения будут зависеть от того, какие именно мышцы оказались повреждены. Однако есть ряду универсальных упражнений, которые могут выполнять все пациенты с этим диагнозом.

  1. Лёжа на спине. Поднять правую ногу и вдохнуть, опустить правую ногу и выдохнуть. Те же движения проделать другой ногой.
  2. Также на спине. Согнуть одну ногу в колене и притянуть её как можно сильнее в груди. Оставаться в этом положении некоторое время, затем вытянуть ногу. Повторить также другой ногой.
  3. Лёжа на спине. Чертить в воздухе круги сначала одной ногой, потом второй.
  4. Поднимание и опускание ног с помощью блока. Важно следить за дыханием. При поднятии ног делать вдох, а при возвращении в исходное положение – выдох.
  5. На спине. Поворот тела в правую или левую сторону с закидыванием противоположной повороту ноги в бок.
  6. Имитировать плавание – делать движения ногами как в воде при плавании брассом.
  7. Лёжа на спине. Поднять ногу и начертить носком ноги в воздухе круг. После этого повторить другой ногой.
  8. Лёжа на спине сгибать и разгибать пальцы ног. При этом надо стараться соблюдать последовательность, то есть сначала согнуть пятый палец, потом четвёртый, далее третий, второй и первый. При разгибании пальцы на ногах желательно растопыривать.
  9. Лёжа на спине. Тянуть стопы ног на себя. Можно делать по очереди, а можно одновременно двумя ногами.
  10. Поворачивать стопы влево и вправо. Можно выполнять как лёжа, так и сидя.
  11. Сгибать и разгибать ноги в колене.
  12. Лёжа на спине. Стопу правой ноги тянуть на себя, стопу левой ноги – от себя.

Все упражнения делать очень медленно, при плохом самочувствии лучше отменить все занятия. Для выполнения пассивных движений нужно использовать дополнительные приспособления. Также для этого может потребоваться помощь инструктора. Общая длительность занятий не должна быть более 15 – 20 минут, у ослабленных пациентов и лежачих – не более 10 минут. Каждое упражнения надо повторять по 3 – 4 раза. При этом пациент не должен испытывать усталости, одышки, либо других признаков, которые могут негативно сказаться на его здоровье.

Когда выполнять

Особенность ЛФК в том, что выполнять упражнения можно практически в любое время суток. Это может быть утренняя гимнастика, которая оказывает немалое положительное воздействие на организм. Причём, если пациент не может встать с кровати, он может их выполнять лёжа.

Это может быть самостоятельное занятие, которое также проводится в домашних условиях.

Это могут быть занятия в специализированных центрах ЛФК, под контролем инструктора. В этом случае сначала будут проводиться дыхательные упражнения, затем основные, и заключительная часть, которая включает в себя упражнения на релаксацию.

Это может быть дозированная ходьба на свежем воздухе, или дозированные восхождения и спуски по специально проложенным маршрутам.

Противопоказания

Не всегда при парезах конечностей могут назначаться ЛФК. У этой процедуры, как и у многих других, связанных со здоровьем человека, есть свои противопоказания, о которых надо обязательно помнить.

Так, например, основными противопоказаниями следует считать отсутствие контакта с пациентом из-за тех или иных психических нарушений. Занятия нельзя проводить при инфекционных заболеваниях и интоксикациях. Также следует отложить на время упражнения и тогда, когда пациент жалуется на болевые ощущения.

К другим противопоказаниям можно отнести:

  1. или риск тромбоза.
  2. Эмболию или риск эмболии.
  3. Кровотечения или угроза его появления.
  4. Повышенная температура тела.
  5. Повышенное СОЭ.
  6. Повышенное артериальное давление, особенно опри цифрах 200 на 120 и выше.
  7. Все злокачественные новообразования.
  8. Метастазы.

Это значит, что прежде, чем начинать заниматься, необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом.

Здравствуйте уважаемые читатели! Однажды я публиковала статью о В. А. Бандурина. Он разработал свою систему по правильному питанию и проведению лечебной гимнастики для детей с ограниченными возможностями. Обязательно почитайте этот пост, если возникает вопрос о лечении таких деток. Сегодня мы поговорим об основных принципах и целях лечебной физкультуры при ДЦП.

ДЦП представляет собой паралич центральной нервной системы, возникающий вследствие поражения одного или нескольких отделов мозга. Заболевание может начать свое развитие в период беременности, родов или новорожденности.

При ДЦП нарушается тонус мышц, что в дальнейшем приводит к формированию патологических двигательных реакций, затруднению в удерживании равновесия и противодействии силе тяжести. В дальнейшем это также приводит к формированию контрактур и деформаций конечностей.

Одним из числа наиболее эффективных и действенных средств реабилитации является ЛФК для детей с ДЦП .

Лечебная физкультура способствует развитию способностей ребенка к торможению движений, контролю над ними. Упражнения позволяют улучшить координацию, увеличивают амплитуду движений.

Потому основные цели и задачи ЛФК для детей таковы:

  • Обучение ребенка бытовым умениям;
  • Познание больным элементарной трудовой деятельности;
  • Самообслуживание без помощи родителей, сиделок и т.д.

Результат – выработка новых навыков, а также правильных движений.

Очень важно, чтобы занятия ЛФК начинались вскоре после рождения ребенка, с постепенным усложнением. Причем занятия стоит начинать, даже если у ребенка нет признаков ДЦП, но есть предрасположенность к его развитию.

Принципы методик

ЛФК, как и другие распространенные методики, базируется на ряде принципов:

  1. Регулярное и систематическое выполнение упражнений;
  2. Отсутствие длительных перерывов;
  3. Постепенное увеличение физической нагрузки;
  4. Отсутствие ориентации на других пациентов – только индивидуальные способы;
  5. Учет стадии развития болезни, возраста ребенка, его психологического состояния.

Особенно важна коррекционно-воспитательная работа, ведь она позволяет компенсировать нарушенные функции. Занятия рекомендуется проводить с ранних лет. Запомните – чем раньше, тем лучше для ребенка!

Роль занятий

ЛФК для детей с ДЦП играет важную роль:

  • Оказание оздоровительного воздействия на общее состояние организма;
  • Способствование укреплению тканей и органов в организме ребенка;
  • Активизирование ослабленных мышц;
  • Борьба с искривлением позвоночного столба;
  • Улучшение метаболизма и других процессов обмена;
  • Активизация работы головного мозга, ускорение кровообращения.

Лечебная физкультура выступает отдельным компонентом целостного комплекса, способного справиться с заболеванием.

Какие занятия включает в себя?

Все комплексы ЛФК для детей с ДЦП подбираются в индивидуальном порядке, но в него в любом случае будут входить следующие упражнения:

  1. Для расслабления;
  2. Для улучшения динамики;
  3. Для стимуляции действий;
  4. Упражнения в положении лежа, сидя;
  5. Занятия игрового типа и др.

Комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП от инструктора с многолетним стажем – Кириченко Валентины Анатольевны

Также можно добавить то, что не вошло в фильм, это:

  • Если ребенок с трудом ходит сам или не ходит совсем самостоятельно, занятия нужно начинать близ брусьев или жесткой опоры, затем чередовать с натянутого каната на ослабленный. Потом все это проделывать возле стены.
  • Чтобы центр тяжести равномерно распределялся на обе стороны тела, упражнения нужно проделывать сначала одной ногой и рукой, затем другой.
  • На ослабленную часть (или сторону) давать большую нагрузку.
  • Упражнения на приседания не должны быть глубокие, в большинстве случаев только на высоту голени…

Занятия для стимулирования двигательного аппарата


Специалисты разработали ряд упражнений ЛФК при ДЦП, которые позволяют развивать и укреплять двигательные способности больного. К ним относится:

  1. Ребенок должен принять исходную стойку – сесть на пятки. Встаньте перед ним, его руки положите на плечи, зафиксируйте пациента в тазовой области, постепенно стимулируйте вставание на колени;
  2. Ребенок должен встать на колени. Поддерживайте его под мышки, начните передвигать в разные стороны, чтобы он учился без чьей-либо помощи переносить массу тела на одну ногу. Другую ногу он должен самостоятельно отрывать от опорной точки и разводить руки в стороны;
  3. Ребенок должен сесть на стул. Встаньте к нему лицом. Своими ногами зафиксируйте его ноги к полу, возьмите за руки. Руки тяните вперед и вверх, чтобы он учился вставать без помощи посторонних;
  4. Ребенок должен встать так, чтобы одна нога была размещена впереди другой. Попеременно подталкивайте пациента в спину, потом в грудь. Это научит его сохранять равновесие;
  5. Ребенок должен встать. Возьмите его за одну руку, начините тянуть и толкать в разные стороны, чтобы он сам сделал шаг;
  6. Следующее начальное положение для занятия – лечь на спину. Он должен надавливать стопами на прочную поверхность. Это упражнение развивает опороспособность.

Занятия для развития движений в суставах

Упражнения, необходимые для развития и укрепления суставов:

  1. Ребенок должен лечь на спину. Одну его ногу требуется держать в положении разгиба, вторую начать медленно сгибать в коленном суставе. Если имеется возможность, бедро нужно прислонить к животу, затем отвести его;
  2. Ребенок ложится на бок, начинает медленно отводить бедро, при этом колено ноги находится в согнутом состоянии;
  3. Пациент ложится на живот, на край стола, чтобы обе ноги свешивались с него. Необходимо медленно разогнуть конечности;
  4. Ребенок лежит на спине, затем начинает сгибать коленку, после чего максимально её разгибает;
  5. Больной ложится на живот, под грудную клетку ему нужно положить валик. Необходимо приподнять ребенка за вытянутые руки, произвести пружинящие движения легкими рывками. Это упражнение позволит укрепить верхнюю часть туловища;
  6. Ребенок ложится на спину. Его руку необходимо сгибать так, чтобы лицо пациента было повернуто в эту сторону. Затем проводится сгибание руки при положении головы ребенка в другую сторону.

ЛФК для детей с ДЦП видео:

Занятия для живота

Приведем ряд упражнений, необходимых для развития и укрепления мышц живота:

  1. Ребенок садится на колени к матери. Его спинку необходимо прижать к груди мамы, затем провести наклон вместе с ним. Это требуется, чтобы малыш ощущал уверенность. Далее зафиксируйте ножки и тазобедренную область малыша, чтобы он смог подниматься самостоятельно. Если подъем затруднен, мама оказывает ему помощь;
  2. Ребенок ложится на спину, прижимает обе руки к туловищу. С помощью маховых движений он совершает попытку перевернуться на живот и затем обратно. Главное – запрещается помогать руками;
  3. Ребенок ложится на спину, затем начинает делать вдохи и выдохи, втягивая живот на выдохе.

Занятия, необходимые для растяжки

  1. Ребенок садится на пол и вытягивает перед собой ноги, чтобы тело было расположено под прямым углом. Пациент вытягивает руки перед собой, делает вдох. На выдохе старается согнуть тело, чтобы удалось ладонями достать до пальцев ноги. Можно помочь ребенку и наклонить туловище еще больше, чтобы его лоб также коснулся ног.
  2. Ребенок ложится на живот, руки должны быть расположены вдоль туловища. Пациент опирается на ладони, затем медленно приподнимает грудную клетку. При этом необходимо следить, чтобы его голова была запрокинута назад, дыхание медленное.
  3. Принять исходное положение – лечь на спину, ноги соединить вместе. Приподнять выпрямленные ноги над головой, колени запрещается сгибать, руки должны лежать на полу. Постараться дотронуться пальчиками пола над головой.
  4. Сидя на полу, нужно согнуть правую ногу, чтобы пятка дотрагивалась до левого бедра. Левую стопу необходимо расположить с правой стороны противоположного колена, перевести правую руку вокруг левой коленки, удерживать с ее помощью левую стопу.

Затем левую руку завести за область спины к противоположной стороне талии, голову при этом требуется повернуть налево и наклонить, чтобы подбородок коснулся левого плеча. Следите, чтобы у ребенка правое колено не отрывалось от поверхности пола!

Все эти упражнения на растяжку направлены на:

  • Корректировку дефектов области спины и позвоночного столба;
  • Укрепление спинного мозга, спинных нервов;
  • Укрепление мышц рук и ног.

Занятия для расслабления

Для расслабления верхних конечностей требуется лечь на голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать с использованием мешочков с песком. Свободную руку требуется согнуть в колене, предплечье фиксируется инструктором (мамой). Инструктор (мама) удерживает руку пациента до ослабления тонуса мышц, затем потряхивает кисть, чередует пассивные движения (сгибание, вращение, отведение и др.).

Для расслабления нижних конечностей требуется лечь на голову, зафиксировать руки, ноги должны касаться живота. Мама удерживает голени, осуществляет движение отведения в тазобедренном суставе. После этого, зафиксировав одну ногу, производит движения по кругу с разгибанием ноги. Затем это же упражнение необходимо осуществить для второй ноги.

Занятия для корректировки дыхания

Упражнения, направленные на коррекцию дыхания (перед выполнением этих занятий требуется лечь на спину, затем медленно переходить к положению сидя и стоя):

  1. Покажите, как сделать глубокий вдох и выдох через нос, а так рот. Надувайте игрушки, пускайте пузыри;
  2. Научите произносить звуки (а, о, э и т.д.) с разной громкостью, играйте на губной гармошке, пойте;
  3. Осуществляйте вдох на счет, поднимая руки вверх, затем также на счет делайте выдох и опускайте руки. Выдох рекомендуется делать, опустив голову в ванну с водой.

Чтобы увидеть результат, занятия ЛФК для детей с ДЦП рекомендуется проводить регулярно. И помните, ДЦП – это не приговор!

На этом у меня все, но к данной теме мы еще вернемся в следующей статье, где одна наша читательница поделится личным опытом оздоровления ребенка с ДЦП.

Детский паралич ЦНС или ДЦП формируется на фоне повреждения различных отделов мозга и вызывает расстройство двигательных функций у ребенка. Атоническо астатическую форму ДЦП относят к самым тяжелым разновидностям заболевания. Сегодня у медиков нет эффективных средств для лечения серьезных нарушений в функционировании детской , но некоторые методики позволяют уменьшить негативные проявления. В их число входит и лечебная .

Значимость ЛФК при ДЦП

  1. Ребенок спускается в бассейн, берется руками за борт. Ноги поочередно отводятся назад (5 раз каждая). Затем делаются разводы ног в стороны 10 раз.
  2. Перевернувшись спиной к бортику, малыш зацепляется за него руками, поднимает вверх ноги и разводит их по сторонам. Проделать так 10 раз.
  3. Уложив больного спиной на воду, надо дать ему ухватиться за бортик. Мама подкладывает руки малышу под спину. Начинается поднимание обеих ног вверх (10 раз), разведение их в стороны (10 раз), перекрещивание ног («ножницы» 10 раз).
  4. Переверните больного на живот, пусть он руками удерживается за борт, а вы поддерживайте его за живот. Делайте попеременное поднятие ног по 5 раз, потом разводы в стороны 10 раз, и сгибание в коленях каждой конечности по 5 раз.
  5. Прижав ребенка спиной к бассейну, попросите его занять сидячее положение. Затем он должен крутить ножками в воде «велосипед».

Дополнительные тренажеры

Для гармонизации интеллектуального и физического развития деток с ДЦП необходимо использовать , которые можно купить или сделать своими руками. Бугристый коврик отлично подойдет для лечебного массажа и физкультуры, улучшит кровообращение в конечностях. В специализированных аптеках продаются коврики разных размеров: отдельно для ступни, для всего туловища. Коврик можно положить возле кроватки малыша, чтобы с утра он мог походить по нему.

Для устранения спастики пальцев рук, которая часто наблюдается у больных ДЦП, сшейте мешочек и наполните его крупой (рис, гречка). Такой самодельный эспандер подготовит руки к хватанию и манипулированию предметами. Так вы получите прекрасный . Полезны для конечностей малыша и занятия с прыгунками и ходунками.

Обратите внимание!

Не стоит покупать больному ДЦП пластмассовые ходунки, они неустойчивы и могут навредить ребенку.

Заболевания мозга, развивающиеся у малышей, требует т родителей долготерпения и упорства, чтобы жизнь ребенка была счастливой и насыщенной. Конечно же, о полном излечении не может быть и речи, но комплексы ЛФК, которые созданы для таких детишек, позволяют достичь многого. Они повышают физические способности детей и облегчают жизнь родителям. Программы занятий составляются индивидуально но при регулярном их исполнении они обеспечивают общий для всех успех.

Видео — Необычное упражнение для детей с ДЦП

ЛФК – одно из эффективнейших методов физиотерапии, целью которой является правильное распределение и перенаправление собственных сил организма, которые порой оказываются намного сильнее любых лекарств.

ЛФК — комплекс упражнений лечебной физкультуры, направленным на восстановление физической активности и адаптацию к жизни в современном мире.

Применяется при многих заболеваниях помимо ДЦП и прекрасно себя зарекомендовала как метод возвращения к жизни людей практически лишённых возможности нормально двигаться. Физические упражнения – это не только гимнастика, но также различные тренировки, помогающие восстановить работу нервной системы при ДЦП.

ДЦП – детский церебральный паралич, очень распространенное в современном мире детское заболевание, которое в общих чертах можно охарактеризовать как хроническую совокупность нарушений двигательной активности, сопровождающаяся до 30% случаев умственной отсталостью различной степени, по причине негативных изменений в деятельности нервной системы, обеспечивающей не только работу мышц и логического мышления, но и всех органов человека.

Чаще всего детский церебральный паралич вызван травмами органов центральной нервной системы и подкорковых структур головного мозга, которые отвечают за работу внутренних органов и двигательную активность человека. В случае каких-либо повреждений отделов, отвечающих за мышление, развивается умственная отсталость, однако, чаще всего дети с ДЦП отстают в развитии по причине физической неспособности познавать окружающий мир и общаться с другими людьми так же как их сверстники.

Это заболевание практически всегда развивается в период внутриутробного развития или при осложнённых родах, намного реже встречается в более позднем возрасте.

Впервые заболеть может даже подросток или совсем взрослый человек по причине травм органов центральной нервной системы или её заболеваний воспалительного, онкологического и другого характера.

Насчитывается до четырёхсот причин, которые могут повлечь развитие церебрального паралича у детей, но результат чаще всего один – невозможность управлять своим телом из-за неправильных сигналов головного мозга либо их искажения по пути следования к мышцам. Это выражено в параличе, слишком слабом или слишком сильном мышечном тонусе, нескоординированности движений или непроизвольных мышечных сокращениях, которые вызывают непроизвольные нервные импульсы от пострадавших нейронов.

Польза ЛФК при ДЦП

Лечебная физкультура при ДЦП проводится с целью научения ребёнка пользоваться своим телом и координировать двигательные сигналы к мышцам в зависимости от своих индивидуальных особенностей, так как врождённые двигательные рефлексы, которыми пользуются все остальные люди, дали сбой.

Также регулярная тренировка позволяет бороться с неправильным тонусом мышц, что особенно эффективно работает в случае парезов (полупараличей, когда мышцы не парализованы до конца, но сокращаются очень слабо из-за слабости нервных импульсов, и от этого начинают потихоньку слабеть и атрофироваться).

Самая главная польза ЛФК для детей с ДЦП - частичное восстановление нервной системы, которая у ребёнка ещё достаточно гибкая и в какой-то мере способна меняться, восстанавливаться и даже перестраиваться под внешним воздействием.

Чем раньше будет начат комплекс физической реабилитации при помощи лечебной физкультуры и чем качественнее, ответственнее, интенсивнее будут занятия, тем в большей степени ребёнок сможет компенсировать свой физический недостаток и быстрее научиться, не только пользоваться своим телом или самостоятельно себя обслуживать, но также сможет в той или иной мере жить активной жизнью сначала подростка, а потом молодого человека.

Разновидности ЛФК

Комплекс упражнений для детей с ДЦП подбирается в индивидуальном порядке, в зависимости от конкретных двигательных нарушений у ребёнка, хотя есть несколько методик, которые подходят абсолютно всем, в том числе людям, которым нужна физическая реабилитация не от ДЦП, а после какой-либо другой травмы или тяжёлого заболевания.

ЛФК при ДЦП насчитывает много разновидностей различных методик, которые можно применять как по отдельности, так и все сразу, что только повысит их пользу, при условии соблюдения меры для каждого отдельного ребёнка, конечно. Всё многообразие методик можно разделить на несколько основных групп, которые применяются чаще всего:

  • Гидрореабилитация.
  • Гимнастика.
  • Рефлексотерапия в составе ЛФК.
  • Зоотерапия в составе ЛФК, особенно дельфинотерапия или иппотерапия.
  • ЛФК для детей до года.

Зоотерапия

Зоотерапия представляет собой физические занятия, совмещённые с общением с животными. Такой метод проведения показывает большую эффективность, так как дети с большим удовольствием и выносливостью выполняют то, что им интересно. Животные побуждают детей, так или иначе, активнее двигаться, дольше заниматься, кроме того, зоотерапия поднимает настроение, делает жизнь больного ребёнка несколько ярче, интереснее, пробуждая к ней интерес, что особенно важно, потому что при ДЦП больные люди любого возраста, а особенно дети, испытывают сильнейшее давление общества, что выливается в различные психологические травмы и синдромы, негативно отражающиеся на без того поражённой центральной системе, которые способны перерасти даже в психические заболевания, так часто развивающиеся у тяжелобольных людей.

Чаще как методы зоотерапии используют иппотерапию (терапию лошадьми) или дельфинотерапию, так как купание с дельфинами либо катание на лошади требует наиболее сильных нагрузок, что положительно сказывается на здоровье. Дельфинотерапия, помимо зоотерапии является ещё разновидностью гидрореабилитации, а иппотерапия является разновидностью гимнастики, потому что катание на лошади помимо выработки положительных эмоций оказывает довольно сильную физическую нагрузку на многие группы мышц, которая в этом случае довольно легко переносится ребёнком хотя бы морально.

Гидрореабилитация

Гидрореабилитация является одним из самых эффективных методов ЛФК и осуществляется как плавание или упражнения в бассейне. Плавание задействует абсолютно все мышцы, а также требует полного контроля над телом, который так необходим при ДЦП. Помимо плавания, проводятся упражнения с использованием воды, благотворно влияющей на развитие мышц и нервной системы в целом, воздействуя сразу как на сами мышцы, так и на нервные окончания. Гидрореабилитация показала себя как крайне эффективный метод физического восстановления двигательной активности.

Гимнастика

Гимнастика является самым простым в осуществлении методом восстановительной терапии, но между тем не самым последним. При помощи гимнастики направлено разрабатываю определённые группы мышц, оттачиваются необходимые в повседневной жизни движения, в том числе ходьба, а также происходит адаптация к окружающему миру.

Рефлексотерапия

Рефлексотерапия может применяться как отдельный медицинский метод терапии, так и в совокупности с упражнениями лечебной физкультуры. Основная цель этого метода – восстановление нервной системы с двигательной активностью при помощи воздействия на определённые точки организма, способного разбудить неработающие двигательные центры, усилить работу головного мозга, а также хотя бы частично восстановить основные двигательные рефлексы больного.

У ребёнка рефлексотерапия и ЛФК могут не только улучшить уже имеющиеся нейронные связи, но и спровоцировать образование новых, которые улучшат контроль над телом. При этом рефлексотерапия может осуществляться не только путём специальных упражнений или точечным воздействием, но также при помощи специальных костюмов, например, костюм Амели, который создавая искусственный мышечный каркас, перераспределяющий нагрузку, налаживает работу двигательных центров мозга.

ЛФК для детей до года


Лечебная физкультура для детей до года - это целый отдел физиотерапии, куда входят всевозможные её виды: гимнастика, гимнастический массаж, гидротерапия, рефлексотерапия и войта-терапия, которые направлены на включение спонтанной моторики малыша, путём запуска определённых мышц, а также на недопущение деградации мышечного скелета и нарушения тех двигательных функций или рефлексов, которые пока работают, из-за неправильной работы отдельных частей организма.

Дети до года особенно пластичны и хорошо поддаются любому лечению, даже их нейроны пока ещё способны делиться, восстанавливая поражённые участки мозга, а как следствие – нарушенные функции. Основная задача ЛФК в этот период именно восстановление работы нервной системы, так как в более позднем возрасте, особенно после трёх - пяти лет, это будет в тысячи раз тяжелей, или будет носить скорее не восстановительный характер, а приспособительный для облегчения жизнедеятельности.

Как правильно выполнять ЛФК

Большая часть ЛФК разработана именно для родителей с детьми, так как совместное занятие восстановительной гимнастикой призвано не только научить ребёнка понимать своё тело, но и научить родителя понимать тело своего ребёнка, помогать малышу им управлять, познать амплитуду его физических возможностей, выявить конкретные потребности и научиться проводить непрерывные восстановительные процедуры в повседневной жизни.

Кроме того, присутствие родителей поднимает моральный дух малыша, делает его более стойким, побуждает стараться сильнее или утешает во время проведения особо изнуряющих упражнений либо после неудач.

Второе правило проведения ЛФК – золотая середина: с одной стороны, чем больше будет занятий, тем эффективнее они будут, попутно вырабатывая выносливость у ребёнка, но с другой – детям больным ДЦП нельзя переутомляться, даже если у них нет никаких сопутствующих заболеваний, например, эпилепсии, так как перегрузка мышц или моральная перегрузка ведёт к перегрузке нервной системы, которую не следует травмировать ещё больше.

Третье правило – постоянная моральная поддержка, акцентирование внимания на успехах и повышения настроя, что крайне необходимо для больного ребёнка.

Терпение – самое главное, что необходимо родителям при проведении занятий по восстановлению. Нельзя требовать от ребёнка слишком много или ждать мгновенного результата, а тем более заострять внимание на неудачах или ругать за лень. Нужно стараться максимально заинтересовать малыша, чтобы он меньше уставал или страдал от своей неполноценности. Только положительное побуждение и поощрение успехов во время занятий или повседневных действий приведёт к положительному результату.

Какие упражнения ЛФК при ДЦП можно делать дома

Конечно, лучше всего проходить курсы ЛФК в специализированных медицинских или спортивных центрах, однако, не у каждого есть физическая или материальная возможность это делать. Также многие родители не хотели бы ограничиться только занятиями в бассейнах или спортзалах, желая продолжать заниматься с детьми дома.

Лечебная физкультура не такое сложное дело, так как ребёнок с ДЦП воспринимает даже обычные повседневные действия как здоровый человек занятия спортом. Большинство родителей больных деток совершают огромную ошибку, стараясь ограждать его от тяжёлых для него физических действий и помогать во всём: таким образом, заболевание только усугубляется. Ребёнок должен сам выполнять всё на что хотя бы мало-мальски способен физически. Пусть ему трудно или не получается, но так развиваются его мышцы, а также нервная система, а он сам учится ухаживать за собой, существовать в огромном мире, с которым он всё чаще и чаще будет сталкиваться один на один во время взросления.

Стоит запомнить, что задача родителя заботиться, чтобы ребёнок не пострадал морально или физически, а не полностью ограждать его от жизни или брать на себя всю работу по его обеспечению, ведь родители не вечны и лучше будет, если малыш будет с детства подготовлен к самостоятельной жизни.

Также как лечебная физкультура сойдут любые совместные физические занятия с детьми на природе или в бассейне.

Плавание является универсальным методом, которое можно осуществлять не только в бассейне, но и любом подходящем природном водоёме или даже обычной ванне, а также не требует специальных медицинских знаний или особых упражнений.

Проведение гимнастики можно осуществлять где и когда угодно. Можно использовать любые простые не перенапрягающие упражнения на все группы мышц, а также на отдельные, которые хуже всего работают у ребёнка. В зависимости от состояния малыша, как разновидность ЛФК может послужить даже простое сгибание-разгибание пальцев, если для него это трудно. На какие конкретно мышцы направить наиболее активное воздействие можно спросить у своего невролога.

При ДЦП любые физические упражнения или действия можно считать лечебной физкультурой, просто специалист знает как повысить их КПД и усилить положительный эффект на нервную систему.

Заключение

Прогноз занятий лечебной физкультурой для детей с детским церебральным параличом весьма благоприятный. Они позволяют как минимум в два раза улучшить состояние ребёнка, а также сделать его способным выжить в мире и даже трудиться. Конечно, больные диагнозом ДЦП получают пособие по инвалидности, но никакая выплата крохотной пенсии не заменит ему возможности завести семью, получить моральное удовольствие от любимых занятий или быть активным членом общества.

Стоит повториться, что чем раньше начать занятия, тем они будут эффективнее, но, тем не менее, приступить к ним никогда не поздно, компенсируя упущенное время упорным трудом.