Кружок спортивной направленности для детей спортивная гимнастика. Программа кружка «Корригирующая гимнастика

Введение

  1. Пояснительная записка.
  2. Организационно-методические указания.
  1. Учебный план
  2. Теоретическая подготовка.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Гимнастика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения, на основе авторской программы В. И. Ляха. Программа МОРФ рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа спортивно-оздоровительного направления рассчитана на 4 года.

Цели и задачи.

Цель : формирование всесторонне развитой личности в процессе физического совершенствования. Достижение этой цели обеспечивается решением связанных задач направленных на:

  • Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формированию правильной осанки.
  • Формирование правильной техники выполнения основных видов движений у детей.
  • Включение здоровьесберегающих технологий в систему физкультурных занятий.
  • Развитие двигательных и психических способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями.
  • Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств.

Для реализации целей и решения задач обучения гимнастическим упражнениям связано с использованием конкретных методов и приемов: метод программирования; словесный метод; метод показа; метод расчлененного разучивания упражнений; метод целостного разучивания упражнений; метод изменения условий обучений; соревновательный и игровой метод.

Техника безопасности.

На занятиях по гимнастике необходимо особенно строго соблюдать меры предосторожности, так как при выполнении многих гимнастических упражнений возможны срывы и падения, в результате которых занимающиеся могут получить различные травмы.
Чтобы своевременно предотвратить возможные травматические повреждения, необходимо знать причины, вызывающие их:

  • Нарушение в организации занятий.
  • Нарушение в методике обучения.
  • Недисциплинированность.
  • Неудовлетворенное состояние мест занятий, инвентаря и оборудования.
  • Несоответствие формы одежды и обуви.
  • Недооценка и неправильное применение приемов страховки и помощи.
  • Нарушение правил техники безопасности.

Врачебный контроль и самоконтроль .

Для предупреждения травматизма и сохранения здоровья занимающихся большое значение имеют врачебный контроль и самоконтроль за их физическим состоянием и самочувствием. Перед каждым занятием преподаватель должен выяснять настроение занимающихся, самочувствие, желание тренироваться. Утомление и переутомление должны быть своевременно обнаружены в процессе занятий. Его основные признаки: снижение внимания к учебному процессу, вялость, апатия; ухудшение качества исполнения упражнений; нарушение координации движений; побледнение, дрожание рук, ног и др. В этих случаях необходимо снизить нагрузку, в отдельных случаях прекратить тренировку.
Основы техники гимнастических упражнений.

Многие упражнения спортивной гимнастики имеют очень сложную структуру как по содержанию, так и по форме, а следовательно, и по технике исполнения.
Техника исполнения гимнастического упражнения представляет собой целесообразный способ или совокупность способов управления движениями, обеспечивающими успешное выполнение упражнения или решение конкретно поставленной двигательной задачи.
В гимнастике все многообразие упражнений принято разделять на две большие группы : статические и динамические упражнения. Статическими называются такие упражнения (позы), при выполнении которых сумма моментов сил, действующих на тело гимнаста, равна нулю. Скорость и ускорение при этом также равна нулю.
Динамическими называются такие упражнения, при выполнении которых тело гимнаста совершает движения относительно снаряда или вместе нарядом (кольца, трапеция, гимнастическое колесо) относительно опоры. Отдельные звенья тела могут совершать движения относительно туловища и одновременно с ним. Техника исполнения этих упражнений основана на соблюдении законов динамики.

Акробатика

  • Акробатические упражнения. Упоры, седы, упражнения в группировке, перекаты, стойка на лопатках, кувырки, мост, акробатические комбинации. Акробатические упражнения являются эффективным средством разностороннего воздействия на занимающихся. В процессе занятий акробатикой укрепляется здоровье, развиваются координация движений, мышечная сила, быстрота двигательных действий, гибкость, выносливость к мышечной работе, устойчивость функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений, статическое и динамическое равновесие, свойства внимания, память на движения, эмоциональная устойчивость, решительность и смелость.

Опорные прыжки

  • Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла. Повышение уровня физического развития, укрепление здоровья и рост физической работоспособности школьников способствуют улучшению умственной работоспособности.

Упражнения на бревне

  • Ходьба приставными шагами, ходьба по бревну, повороты на носках и одной ноге, приседания и переход в упор присев, упор стоя на колене, сед,выпады, повороты прыжком на 90* и 180*. Воспитываются личностные свойства: сознательное и активное отношение к занятиям, чувство товарищества, коллективизма, уверенность в своих силах и др.

Лазание по канату

  • Лазание по канату в три приёма выполняется следующим образом: первый приём- из виса, сгибая ноги, подтянуть колени к груди и захватить канат ногами. Второй приём – сгибая руки, выпрямиться (канат крепко зажат ногами). Третий приём – сохраняя захват каната ногами, поочерёдно перехватить руками вверх.

Организация учебного процесса на занятии может быть организована фронтальным, групповым, индивидуальным и круговым способами.

Фронтальный способ применяется, как правило, в подготовительной и заключительной частях занятия. В ряде случаев его используют и в основной части, например при разучивании вольных упражнений для массовых выступлений на спортивных праздниках.
Групповой способ применяется, как правило, в основной части. Суть его состоит в том, что занимающиеся делятся на группы по полу, уровню физической или гимнастической подготовленности. Каждая группа выполняет упражнения на определенном снаряде, а затем по команде педагога меняется местами. При индивидуальном способе каждый воспитанник выполняет свое задание самостоятельно или под наблюдением педагога на отведенном ему рабочем месте. Круговой способ предусматривает последовательное выполнение упражнений с различной целевой направленностью в составе небольшой группы. На одном рабочем месте могут выполняться упражнения для развития координации движения, на другом – для развития равновесия, на третьем – гибкости.
Важнейшее место в системе подготовки, как начинающих, так и совершенствующих гимнасток и гимнастов занимает
техническая подготовка , связанная, прежде всего, с освоением большого круга систематически усложняющихся и совершенствующихся упражнений. Другой кардинально важный компонент многолетней подготовки гимнастов и гимнасток, начиная с детского возраста, - физическая подготовка.

Учебный план

Теоретическая часть:

  1. Правила пользования спортивным инвентарем.
  2. Гигиена спортсмена.
  3. Терминология акробатических упражнений.
  4. Самоконтроль.
  5. Правила поведения в спортивном зале.
  6. Правила пользования спортивным инвентарём.
  7. Гигиена спортсмена.
  8. Терминология акробатических упражненией.
  9. Самоконтроль.

Практическая часть:

  1. Общая физическая подготовка (строевые упражнения, общеразвивающие упражнения для рук, шеи, туловища)
  2. Специальная физическая подготовка (упражнения для развития гибкости, силы, выносливости, ловкости, координации движений; упражнения, способствующие развития равновесия, скорости реакции; упражнения на ориентировку в пространстве, на развитие чувства ритма и др.).
  3. Изучение и совершенствование техники акробатических упражнений («мостик», «рыбка», «корзинка», равновесие на одной ноге; стойки на лопатках, на голове и руках; перекаты вперед и назад, кувырки, переворот боком («колесо»); упражнения в парах и др.).
  4. Участие в соревнованиях внутри группы.
  5. Контрольные испытания по общей физической подготовке и специальной физической подготовке.

Программный материал для практических занятий.

Примерное распределение учебной нагрузки для детей первого года обучения.

Основной формой организации занятий с детьми является урок с четко выдержанными частями, а главным методом проведения занятий должен быть игровой.
Элементы игры практически могут входить во все части урока. Элементы игры вполне уместны даже во время проведения подготовительной части. Где на этом этапе подготовки, помимо ее традиционных задач. Ставятся и учебные – воспитать правильную осанку, научить ходить и выполнять основные команды, четко и красиво исполнять принятые в гимнастике и хореографии основные положения, привить навыки коллективного, согласованного выполнения гимнастических упражнений под счет и музыкальное сопровождение.

1.Построения, перестроения: в шеренгу по росту, в колонну; нахождение своего места в колонне и в шеренге; размыкание и смыкание приставным шагом на вытянутые руки вперед и в стороны; повороты переступанием;

2. Ходьба: на носках; на пятках; на наружном своде стопы; по кругу; с ускорение и замедлением; приставным шагом вперед и назад; С высоким поднимание бедра; мелким и широким шагом; спиной вперед; в чередовании с ползанием; в полуприсяде, в присяде;
3. Бег: на носках; с высоким подниманием бедра; мелким и широким шагом; в чередовании с ходьбой; с преодолением препятствий; «змейкой»; боком;

4.ОРУ:
а) для головы (вверх, вниз, повороты в сторону, наклоны)

б) для рук (однонаправленные и поочередные вверх-вниз, смена рук, махи рук вперед-назад и перед собой, вращения одновременные двумя руками вперед-назад, сжимание-разжимание пальцев, вращение кистей рук);

в) для ног (приседания, подскоки на месте);

г) для туловища (повороты, наклоны вправо, влево, вперед).

5.ОВД:
а) упр. в равновесии: ходьба по скамейке(широкой, узкой) с носка, на носках, боком приставным шагом, спиной вперед, с высоким подниманием колен.
б) упр. в висах: висы различным хватом; вис на одной руке поочередно; небольшое размахивание;
в) прыжки: на двух ногах, на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в сторону; с поворотом кругом; через невысокое препятствие; с небольшой высоты, с отскоком; на небольшую возвышенность; из глубокого приседа; вверх и в движении; в длину с места; с мячом, зажатым между ног.

г) ползание, лазание: ползание на четвереньках по прямой, по наклонной скамейке; по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками; лазание по гимнастической стенке произвольным способом и переход с пролета приставным шагом.
д) перекаты: боком с прямым телом, в группировке; в группировке вперед-назад.

Этап второго года обучения

На этом этапе решаются следующие основные задачи:

  • Изучение индивидуальных особенностей детей: их задатков, склонностей, способностей, интересов, особенностей характера и других индивидуальных свойств формирующейся личности;
  • Повышение общей физической подготовленности как фундамента для успешного овладения сложными гимнастическими упражнениями.
  • Повышение специальной физической подготовленности с целью развития способностей гимнаста.

Имевший место игровой, подчас развлекательный характер занятий все более вытесняется серьезными целенаправленными тренировками. Гимнасты приучаются работать самостоятельно, помогать друг другу.
Однако игровой метод проведения занятий – эстафеты и игры, различные формы соревнований – по-прежнему занимают большое место в учебно-тренировочном процессе, но они в большей мере подчинены частным задачам обучения и совершенствования различных сторон подготовки.
Теоретический раздел на этом этапе занятий предполагает рассмотрение следующей тематики:

  1. Правила личной гигиены.
  2. Навыки систематического контроля за состоянием мест занятий.
  3. Простейшая терминология гимнастических упражнений, общеразвивающих упражнений.
  4. Правила поведения в гимнастическом зале.
  5. Основы техники безопасности на занятиях гимнастикой.

Общая физическая подготовка на данном этапе направлена на создание благоприятных общих основ для занятий спортом, в частности гимнастикой. ОФП включает следующие средства: разновидности ходьбы : на носках, на пятках, с высоким подниманием бедра, скрестным и приставным шагом, в полу- и полном приседе, выпадами, боком и спиной вперед; бег: обычный, на носках, высоко поднимая бедро, боком приставным шагом, спиной вперед, с ускорением, со сменой направлений;
строевые упражнения: выполнения команд «равняйсь, «смирно», «вольно». Повороты направо, налево, кругом. Построения и перестроения. Размыкание и смыкание.

Упражнения для развития гибкости 1- 2 года обучения.

Упражнения

Методические указания

Постепенное увеличение силы и амплитуды рывковых движений


движений

«Мост»

Из положения лежа;
Из основной стойки
Наклоном назад

Шпагаты

Передне-задний (на обе ноги) и фронтальный шпагаты

Наклоны вперед

Достать ладонями пол, держать 3 с

Упражнения для развития быстроты 1-2 года обучения

Упражнения

Методические указания

15-20 м

Осн. стойка – упор присев- упор лежа- упор присев- встать.4- 6 раз

Упражнения для развития силы 1-2 года обучения

Упражнения

Методические указания

Упр. на пресс

16-20 раз(быстро)

5-8 раз, 5-6 сер

6 с, 4-5 сер.


В подход на каждой ноге, по 5 раз

Упражнения для развития прыгучести 1-2 года обучения

Упражнения

Методические указания

Со скакалкой

На двух и со сменой ног (4 по 9), 25-30 пр.

В длину с места

С места на горку матов


Высота горки 25-30 см

Спортивно-техническая подготовка на этом этапе состоит в овладении базовых гимнастичес-ких элементов на снарядах, обучение которым позволило бы дальше совершенствовать техническую подготовку гимнастов.

Этап третьего, четвёртого года обучения.

Время, отводимое на общую физическую подготовку, сокращается до 20-30% от общего времени занятия. Большое внимание уделяется специальной физической подготовке и спортивному совершенствованию. Основными задачами этого периода являются:

  • Обучение основам техники гимнастических элементов
  • Укрепление здоровья, развитие способностей гимнаста;
  • Техническая подготовка, изучение и совершенствование как можно большего количества упражнений;
  • Совершенствование гимнастического стиля выполнения упражнений.

Теоретическая подготовка на этом этапе проходит как во время практических занятий, так и на отдельных занятиях. Освещаются темы:

  1. Значение физических упражнений для укрепления здоровья и формирования правильной осанки.
  2. Терминология. Значение терминологии элементов.
  3. Причины травматизма.
  4. Значение соблюдения правил организации занятий и поведения в гимнастической зале.
  5. Виды помощи при выполнении гимнастических упражнений.

ОФП начинает играть роль важного вспомогательного, кондиционного средства, содействующего поддержанию должного физического состояния, оздоровлению и реабилитации занимающихся. В этот раздел входят те же упражнения, но с увеличением нагрузки, применяя отягощения.

Упражнения для развития гибкости 3-4 год обучения

Упражнения

Методические указания

Рывковые движения руками во всех направлениях

Постепенное увеличение силы и амплитуды рывковых
движений

Круги руками во всех направлениях

Постепенное увеличение амплитуды
движений

«Мост»

Опускание из осн. стойки, ноги прямые; из ст. на руках

Шпагаты

То же, одна нога на приподнятой опоре (15-20 см)

Выкруты и вкр. в плечевых суставах

Со скакалкой, гимнастической палкой, постепенно сближая точки хвата до ширины плеч

Наклоны вперед

Достать ладонями пол, держать
3 с

Упражнения для развития быстроты 3-4 год обучения

Упражнения

Методические указания

Пробегание отрезков на скорость

20-25 м

Смена направления в беге, остановки в заданных положениях на обусловленный сигнал

Предельно быстрая резкая смена направления и остановки по неожиданной команде

Выполнение упражнений на время

Осн. стойка – упор присев- упор лежа- упор присев- встать. 6-8 раз

Упражнения для развития силы 3-4 год обучения

Упражнения

Методические указания

Подтягивание в висе лежа на низкой и высокой перекладине

До отказа и вполовину от максимума в быстром темпе.

«Отжимание» в упоре лежа (спина прямая)

Ноги на гимнастической скамейке Выполнять быстро и медленно

Упр. на пресс

16-20 раз(быстро)

В висе на гимнастической стенке поднимание прямых ног в вис углом

8-10 раз, 5-6 сер

Угол в висе на гимн. стенке (держать)

8 с, 4-5 сер.

Приседание на правой и левой ноге у опоры


В подход на каждой ноге, по 10 раз

Упражнения для развития прыгучести 3-4 год обучения

Упражнения

Методические указания

Со скакалкой

На двух и со сменой ног (4 по 9), 35-40 пр.

В длину с места

Толчком одной и двумя с наскока

С места на горку матов

Три серии по 20 пр. с паузами 5 с,
Высота горки 35-40 см

То же с продвиж, прыж. вп.,вл. через 4м веревку выс. 25-30 см

На двух и поочередно на одной, двух


Теоретическая подготовка

Теоретические сведения могут сообщаться в паузах отдыха во время основной и заключительной частей учебно-тренировочных занятий.
Основными задачами теоретической подготовки в гимнастике являются: освоение знаний по технике упражнений, закономерностей обучения движениям, научных основ формирования физических, психофизических и психических качеств, принципов и методов управления спортивной формой, планирования и контроля нагрузок, основ врачебного контроля и самоконтроля, построения режима отдыха, правил личной гигиены, закаливания. К основным средствам и формам теоретической подготовки относятся: информации, просмотры, беседы и обсуждения. Наблюдения на соревнованиях, общение с товарищами.

Контроль в процессе управления.

Занятия гимнастикой являются эффективным средством воздействия на личность ребенка, его организм в целом на отдельные его функциональные системы. Серьезные регулярные занятия спортивной гимнастикой требуют постоянного контроля за процессом подготовки. В связи с этим педагогический контроль является наиболее действенным видом контроля.

1. Расписание занятий тесно связано с планированием очередности основных видов многоборья и вспомогательных видов, таких как акробатика, упражнения ОФП и СФП. Расписание видов это не только организационная, но и методическая форма планирования формы работы.

2. Структура занятий предусматривает три целевые части. Позволяя наилучшим образом решать педагогические задачи. В зависимости от типа занятий его структура на виде многоборья может изменяться. Это связано с установкой либо на освоение нового материала, либо на закрепление навыков уже освоенных упражнений. Изменения касаются продолжительности каждого подхода к снаряду, их количества, времени работы на данном виде. Типовое содержание тренировочного занятия:

1.Подготовительная часть:10 мин.

2.Основная часть-30 мин

3.Заключительная часть – 5 мин.

Уровень физической подготовленности учащихся 7- 10 лет.

Физические способности

Контрольные упражнения

Класс

Уровень

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Скоростные

Бег 30 м

7.3-6.2

7.0-6.0

6.7-5.7

6.5-5.6

7.5-6.4

7.2-6.2

6.9-6.0

6.5-5.6

Скоростно- силовые

Прыжок в длину с места

115-135

125-145

130-150

140-160

110-130

125-140

135-150

140-155

Гибкость

Наклон вперёд из положения сидя

7-10

Силовые

Подтягивание в/п

Подтягивание

Н/п

6-10

7-11

8-13

Используемая литература :

«Техника гимнастических упражнений», учебное пособие, Ю.К. Гавердовский, «Художественная гимнастика в школе», Г.А.Боброва, «Гимнастическое многоборье», под ред. Гавердовского Ю.К.

Дата

Характеристика деятель-ности учащихся

Гимнастика с элементами акробатики

Правила техники безопасности при занятиях в гимнастическом зале. Стр. упр. Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост, переворот в сторону, стойка на руках. Лазанье по канату.

Осваивать

Причины травматизма. Выполнение стр. команд. Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Опорный прыжок через гимнастический козёл.

Различать и выполнять

Описывать

Осваивать

Осваивать

Выявлять

Перекладина: подтягивание, висы.

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат.

Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений.

Виды помощи при выполнении гимнастических упр. Выполнение стр. команд. Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Лазание по канату. Опорный прыжок через гимнастического козла.

Различать и выполнять строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Стой!».

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат. Опорный прыжок через гимнастического козла.

Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений.

Перекладина: подтягивание, висы.

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат.

Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций.

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат. Опорный прыжок через гимнастического козла.

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упраж.

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат.

Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений.

Перекладина: подтягивание, висы.

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат.

Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений.

Значение физ. Упр. для укрепления здоровья и формирования правильной осанки. Выполнение стр. команд. Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Лазание по канату. Бревно: передвижение шагом, на носках, повороты, упор присев, махи, соскок.

Различать и выполнять строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Стой!».

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат. Опорный прыжок через гимнастического козла.

Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений.

Перекладина: подтягивание, висы.

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат.

Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций.

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат. Опорный прыжок через гимнастического козла.

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений.

Выполнение стр. команд. Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Лазание по канату. Бревно: передвижение шагом, на носках, повороты, упор присев, махи, соскок.

Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упр.

Знание о физической культуре. Правила техники безопасности при занятиях гимнастикой. Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Лазание по канату.

Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений.

Значение терминологии элементов. Выполнение стр. команд. Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Лазание по канату. Бревно: передвижение шагом, на носках, повороты, упор присев, махи, соскок.

Различать и выполнять строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Стой!».

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат. Опорный прыжок через гимнастического козла.

Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений.

Перекладина: подтягивание, висы.

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат.

Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций.

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат. Опорный прыжок через гимнастического козла.

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений.

Выполнение стр. команд. Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Лазание по канату. Бревно: передвижение шагом, на носках, повороты, упор присев, махи, соскок.

Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений.

Перекладина: подтягивание, висы.

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат.

Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений.

Выполнение стр. команд. Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Лазание по канату. Бревно: передвижение шагом, на носках, повороты, упор присев, махи, соскок.

Различать и выполнять строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Стой!».

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат. Опорный прыжок через гимнастического козла.

Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений.

Перекладина: подтягивание, висы.

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат.

Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций.

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат. Опорный прыжок через гимнастического козла.

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений.

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат. Опорный прыжок через гимнастический козёл.

Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений.

Перекладина: подтягивание, висы.

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат.

Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений.

Выполнение стр. команд. Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Лазание по канату. Опорный прыжок через гимнастический козёл.

Различать и выполнять строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Стой!».

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат. Опорный прыжок через гимнастического козла.

Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений.

Перекладина: подтягивание, висы.

Акробатика: кувырок вперёд; стойка на лопатках, мост. Акробатические комбинации: кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, мост из положения лёжа, стойка на лопатках в полушпогат.

Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций.


Программа кружка гимнастики

Составитель:

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 33

Колышкина Наталья Викторовна

Волгоград 201 6

    Пояснительная записка 3

    Календарно-тематическое планирование кружка офп 6

    Список использованной литературы 12

Пояснительная записка

Данная программа кружка по офп для девушек 9-11 классов разработана на основе:

    1. Примерной программы основы общего образования по физической культуре.

      Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Занятия в кружке офп являются хорошей школой физической культурой и проводятся с целью:

укрепления здоровья и закаливания занимающихся,

достижения всестороннего развития,

приобретение инструкторских навыков и умение самостоятельно заниматься физической культурой,

формирование моральных и волевых качеств гражданина.

Тематический план занятий кружка офп

Месяц

Наименование раздела

Количество часов

Практические

Теоретические

Сентябрь- Май

Гигиена, предупреждение травм, ЗОЖ-его с оставные, упрощенные правила судейства, умение самостоятельно заниматься ф.культурой

Теоретические знания школьники получают на занятиях в течении 5-7 минут в вводной части

Сентябрь

Акробатика

Октябрь

Акробатика

Ноябрь

Акробатика

Декабрь

Вольные упражнения

Январь

Упражнения в равновесии

Февраль

Висы и упоры

Март

Опорный прыжок

Апрель

Вольные упражнения

Май

Упражнения в равновесии

Всего часов 34

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляци и самоконтроля.

Естественные основы

Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.

Социально-психологические основы

Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.

Гимнастика

Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.

Целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, Примерная программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:

Развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение

Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

В результате освоения физической культуры учащиеся класса должны:

Знать/понимать

Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;

Основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

уметь

Выполнять акробатические, гимнастические (комбинации),

Выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств;

Осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;

Соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

Проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и

коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;

Включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг

Заниматься в кружке может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.

Основная задача руководителя - воспитание кружковцев, овладение физической культурой и совершенствования личностных взаимоотношений. Руководитель на основе изучения личностных особенностей каждого ребенка, находит индивидуальный подход, позволяющих благоприятно воздействовать на физическое и психическое здоровье школьника, поддерживает тесную связь с родителями и классным руководителем.

Программа кружка офп составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. При составлении плана учебно-тренировочных занятий необходимо учитывать, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. В связи с этим при планировании занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности кружковцев. Поэтому руководитель должен изучить своих будущих воспитанников. Начальное изучение проводится при записи в кружок, во время беседы с ребенком, с родителями, в процессе медицинского осмотра и беседы с врачом (по каждому кружковцу), в процессе педагогических наблюдений на первых занятиях; по результатам контрольных упражнений Руководитель кружка должен систематически оценивать реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием кружковцев, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение, а также обязан сформировать у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиены, режиму дня и питанию юных спортсмена, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья Для каждой возрастной группы занимающихся программой предусматриваются практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в сор, инструкторская и судейская практика.

Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.

Календарно-тематическое планирование кружка офп девушек 9-11 класса

ур.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид (форма) контроля

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Акробатика

Гигиенические требования к занятиям физкультурой. Кувырки вперед назад Стойка на голове. ОФП.

Текущий

ЗОЖ - закаливание,его значение. Кувырки вперед назад Стойка на голове. ОФП. Развитие силы и координационных способностей.

Уметь выполнять кувырки, стойку на голове

Текущий

Моральная и психологическая подготовка спортсмена. Кувырки вперед назад Стойка на голове. ОФП. Развитие силы и координационных способностей.

Уметь выполнять кувырки, стойку на голове

Текущий

ЗОЖ -виды закаливания. Кувырки вперед назад Стойка на голове. ОФП. Развитие силы и координационных способностей.

Уметь выполнять кувырки, стойку на голове

Текущий

Предупреждение спорт, травм на занятиях. Стойка на лопатках. Стойка на руках. Мост из положения стоя. ОФП. Развитие силы и координационных способностей.

Текущий

Стойка на лопатках. Стойка на руках. Мост из положения стоя ОФП. Развитие силы и координационных способностей.

Уметь выполнять стойку на лопатках, мост из положения стоя

Текущий

Уметь выполнять стойку на лопатках, мост из положения стоя

Текущий

Предупреждение спорт, травм на занятиях. Стойка на лопатках. Стойка на руках. Мост из положения стоя ОФП. Развитие силы и координационных способностей.

Уметь выполнять стойку на лопатках, мост из положения стоя

Выполнение на технику

Переворот вперед на две ноги. Вальсет.ОФП. Развитие силы и координационных способностей.

Текущий

Уметь выполнять переворот, вальсет

Текущий

Переворот вперед на две ноги.Вальсет.ОФП. Развитие силы и координационных способностей.

Уметь выполнять переворот, вальсет

Текущий

Предупреждение спорт, травм на занятиях. Переворот вперед на две ноги.Вальсет.ОФП. Развитие силы и координационных способностей.

Уметь выполнять переворот, вальсет

Выполнение на технику

Вольные упражнения

Предупреждение спорт, травм на занятиях. Вольные упражнения с элементами акробатики. ОФП.

Текущий

Предупреждение спорт, травм на занятиях. . Вольные упражнения с элементами акробатики. ОФП. Развитие координационных способностей.

Уметь выполнять вольные упражнения

Текущий

Гигиена гимнаста. . Вольные упражнения с элементами акробатики. ОФП. Развитие координационных способностей.

Уметь выполнять вольные упражнения

Текущий

Характеристика гимнастического инвентаря. . Вольные упражнения с элементами акробатики. ОФП. Развитие координационных способностей.

Уметь выполнять вольные упражнения

Выполнение на технику

Упражнения в равновесии

Текущий

Строевые упражнения, ОРУ . Приставные шаги правым левым боком. Равновесие на правой левой ноге. Соскок прыжок вверх прогнувшись. ОФП. Развитие координационных способностей.

Уметь выполнять упражнения в равновесии

Текущий

Правила соревнований. Приставные шаги правым левым боком. Равновесие на правой левой ноге. Соскок прыжок вверх прогнувшись. Развитие координационных способностей.

Уметь выполнять упражнения в равновесии

Выполнение на технику

Висы и упоры

Уметь выполнять висы

Текущий

Вис углом, согнувшись, прогнувшись. Подтягивание на низкой перекладине. ОФП.

Уметь выполнять висы

Текущий

Основы судейской технологии. Вис углом, согнувшись, прогнувшись. Подтягивание на низкой перекладине. ОФП. Развитие силовых способностей.

Уметь выполнять висы

Текущий

Вис углом, согнувшись, прогнувшись. Подтягивание на низкой перекладине. ОФП. Развитие силовых способностей.

Уметь выполнять висы

Выполнение на технику

Опорный прыжок

Основы судейства. Наскок на мост с 4-6 шагов разбега. Вскок в упор присев. ОФП. Развитие силовых способностей.

Текущий

Вскок в упор присев. ОФП. Развитие силовых способностей.

Уметь выполнять опорный прыжок

Текущий

Основы судейства . Наскок на мост с 4-6 шагов разбега. Вскок в упор присев. ОФП. Развитие силовых способностей.

Уметь выполнять опорный прыжок

Текущий

Наскок на мост с 4-6 шагов разбега. Вскок в упор присев. ОФП. Развитие силовых способностей.

Уметь выполнять опорный прыжок

Выполнение на технику

Вольные упражнения

Уметь выполнять вольные упражнения

Текущий

Вольные упражнения с элементами акробатики.ОФП. Развитие координационных способностей.

Уметь выполнять вольные упражнения

Текущий

Вольные упражнения с элементами акробатики.ОФП. Развитие координационных способностей.

Уметь выполнять вольные упражнения

Выполнение на технику

Упражнения в равновесии

Основы судейства. Приставные шаги правым левым боком. Равновесие на правой левой ноге. Соскок прыжок вверх прогнувшись. ОФП. Развитие координационных способностей.

Уметь выполнять упражнения в равновесии

Текущий

Приставные шаги правым левым боком. Равновесие на правой левой ноге. Соскок прыжок вверх прогнувшись. ОФП. Развитие координационных способностей.

Уметь выполнять упражнения в равновесии

Текущий

Приставные шаги правым левым боком. Равновесие на правой левой ноге. Соскок прыжок вверх прогнувшись. ОФП. Развитие координационных способностей.

Уметь выполнять упражнения в равновесии

Текущий

Приставные шаги правым левым боком. Равновесие на правой левой ноге. Соскок прыжок вверх прогнувшись. ОФП. Развитие координационных способностей.

Уметь выполнять упражнения в равновесии

Выполнение на технику

Объяснение (рассказ), показ упражнения (технического приёма), разучивание (повторения упражнения, анализ выполненных движений).

Методика выполнения упражнений для развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы и выносливости.

I. Оборудование и инвентарь. Спортивная форма, гимнастические снаряды.

II. Психологическая подготовка.

Воспитание волевых качеств, целенаправленности, настойчивости, трудолюбия. Самоконтроль своего поведения в соревнованиях.

III. Правила соревнования.

Детальное изучение правил соревнований. Положение о соревнованиях. Работа судейской коллегии, обслуживающей соревнование.

IV. Теоретические сведения

Спортивная форма гимнаста.

V. Практический материал

Список литературы:

  1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Издательство Ф.К. ИС 1991

    В.И. Ковалько «Поурочные разработки по физкультуре». «ВАКО», Москва, 2004г.

    Примерная программа основы общего образования по физической культуре.

Одним из популярных видов спорта является спортивная гимнастика — дисциплина, в которой отечественные мастера достигли больших успехов. Ее секрет и особенность — в сочетании огромной физической работы и изящества, атлетизма и утонченности. Меняются времена, но неизменен стабильный интерес к спортивной гимнастике и любовь к ней.

Девочки и мальчики нашего города, выбравшие этот вид спорта, могут заняться им в детско-юношеских спортивных школах, секциях, клубах. Большую роль играет и то, что в этих заведениях занятия проводят настоящие мастера своего дела, которые знают толк в подготовке юных дарований. Конечно, не все — в силу разных обстоятельств — смогут прийти к самым высоким спортивным достижениям, но зато получат мощный стимул к постоянному совершенствованию — физическому и эстетическому.

Ребята становятся более выносливыми, гибкими, координированными, успешно преодолевают трудности, у них вырабатывается характер, стойкость, внимательность, совершенствуется дыхательная и сердечно-сосудистая система, развиваются мышцы. А заботливые родители будут уверены в том, что их дети выбрали правильное дело, гармонично развивающее их как личностей.

Несколько слов об оптимальном возрасте для занятий

Все специалисты уверены, что спортивной гимнастикой следует начинать заниматься в строго определенном возрасте: в 4-5 лет. В три года - еще рано, и секции, которые производят набор таких деток, должны насторожить родителей. Многие малыши даже не смогут понять, что от них хочет тренер! А в 6-7 лет, соответственно, уже поздно: как известно, изменения в детском организме происходят быстро и бурно, и к этому возрасту уже начинает теряться гибкость, дарованная природой и заложенная генетически. А в четырехлетнем или пятилетнем возрасте девочки и мальчики наиболее эффективно смогут развиться физически, если, конечно, им повезет с опытным и талантливым наставником, который строго соблюдает все методические указания.

Чем отличается спортивная гимнастика от художественной?

В спортивной гимнастике при выполнении комплексов упражнений используются различные гимнастические снаряды: кольца, брусья, бревно, перекладина. Спортсмен старается показать в первую очередь высокий уровень физической подготовки, силу и ловкость в выполнении сложных программ. Тогда как в художественной гимнастике большую роль играет артистизм представления номеров, который является одним из критериев оценки. Художественные гимнастки используют легкий спортивный инвентарь: лента, мячик, обруч. Судьи оценивают технику обращения с этими предметами, сложность упражнений, хореографию. Если в основе спортивной гимнастики силовая составляющая, то художественной - ловкость. В вольных программах спортивной гимнастики допускается музыкальное сопровождение. Для «художниц» музыка - обязательный элемент выступлений. Добиться успехов в спортивной гимнастике могут как мужчины, так и женщины. С художественной гимнастикой ассоциируется исключительно женская красота, грация и привлекательность.

Занятия на брусьях: что нужно помнить о безопасности?


Гимнастическое многоборье предполагает занятия на брусьях. Этот снаряд полезен и для новичков, и для профессионалов. Занятия на брусьях отлично тренируют многие мышцы и, безусловно, полезны. Однако при работе следует помнить о безопасности: во время отжиманий нельзя чрезмерно растягивать мышцы, также не рекомендуется прикреплять к поясу грузы. Не стоит и торопиться: если упражнение выполняется медленно, то это не значит, что оно малоэффективно. Следует помнить, что занятия на брусьях дают немалую нагрузку на сердце.

Программа кружка

«КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА »

Направление: спортивно-оздоровительное.

Возраст детей: 7 - 11 лет

2016 год

Пояснительная записка

Программа «Корригирующая гимнастика» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы внеурочной спортивно- оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика для 1-4 классов) В.П. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н.Сафронов “ Программа внеурочной деятельности”, Москва- “ Просвещение”, 2011 год.
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, имеет место рост количества детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности - в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, в особенности - профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.
Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся на-
чальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счет использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе.
Известно, что профилактика нарушений осанки и плоскостопия должна проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основном предназначен для занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой связи остро стоит вопрос о занятиях с учащимися основной и подготовительной медгрупп. И это еще одна особенность данной программы.

Программа предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спор-
тивных упражнений, что будет способствовать повышению эмоциональности занятий и, как следствие, их эффективности.

Цели и задачи

Укрепление здоровья детей и совершенствование их физического развития, улучшение контроля за физическим развитием каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей, связанных с нарушением осанки и заболеванием опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие).

Учебная программа по корригирующей гимнастике для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие) предусматривает решение оздоровительной, образовательной, воспитательной, коррекционной и валеолого-психологической задач:

Оздоровительные: содействовать коррекции и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Образовательные: обучить основам корригирующей гимнастики; совершенствовать навыки владения индивидуальными упражнениями; обучить видам дыхательных упражнений; увеличить жизненную ёмкость легких; освоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности; формулировать системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.

Воспитательные: формировать физические и морально-волевые качества личности.

Коррекционные: создать мышечный корсет; увеличить силовую выносливость мышц; замедлить процесс прогрессирования заболевания; стабилизировать искривление позвоночника; уменьшить дуги сколиоза; исправить недостатки физического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.

Валеолого-психологические: формировать осознанное отношение к своему здоровью; создать благоприятные условия для оздоровления своего организма; развивать волевые качества; создать благоприятный психоэмоциональный фон для лечения заболевания.

Программа ориентирована на школьников 1-4 класс и имеет общий объем - 135 часов.
Рекомендуемая наполняемость групп детей, занимающихся корригирующей гимнастикой - 15человек.

Режим занятий :

1 час в неделю: в 1классе по 35 мин, 2,3,4 классы - 40 мин.
К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесенные к основной и подготовительной медгруппам, что подтверждается соответствующим документом (справкой) из лечебного учреждения, обслуживающего ребенка. Форма одежды: мальчики - футболка (майка) однотонная без рисунков (желательно светлых тонов), спортивные шорты, девочки - гимнастический купальник однотонный без украшений (футболка (майка), велошорты). На ноги - гимнастические туфли (чешки, балетки), надетые поверх сменных носок.

Программа может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так
и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей.

Ожидаемые результаты:
Личностных УУД:

- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Регулятивных УУД
- развитие умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия
Коммуникативных УУД
- развитие взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничества и кооперации;
- формирование умения планировать общую цель и пути её достижения;
- договариваться в отношении ролей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности;
- умений конструктивно разрешать конфликты;
- осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата
Познавательных УУД
- выбор наиболее эффективных способов решения практических задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности

Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) (2 час).
2.1. (1 час). Здоровье физи-
ческое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души.
Влияние питания на здоровья. Режим и рацион питания для растущего организма. Пить-
евой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы.
Гигиенические и этические нормы. Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и
после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарем). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и

этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающим и окру-жающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).

Раздел 3. Общая физическая подготовка (12 часов).
3.1. Упражнения в ходьбе и беге (2 часа). Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с
соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра;
захлестом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.
3.2. (2 часа). На месте в различных исходных положениях; в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнером.
3.3. Упражнения для ног (2 часа). На месте в различных исходных положениях; у опоры; в
движении; с предметами; с партнером.
3.4. Упражнения для туловища (2 часов). На месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнером.
3.5. (2 часа). На месте в различных исходных
положениях; с чередованием исходных положений; у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).

Раздел 4. Специальная физическая подготовка (12 часов).
4.1. (2 часа). Упражнения в
различных исходных положениях; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Потребность и навык красивой походки. Осанка, походка и имидж.
4.2. Укрепление мышечного корсета (2 часа). Упражнения на месте в различных исходных
положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнером.
4.3. (2 часа). Упражнения у
опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
4.4. Упражнения на равновесие (3часа). На месте в различных исходных положениях ту-
ловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палка- ми, скакалками, мячами, обручами); с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического.
4.5. Упражнения на гибкость (3 часа). Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и дина-мических упражнений на растягивание: на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа); у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).
4.6. Акробатические упражнения (2 часа). Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки,
стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатических упражнений: отношение к чувству страха как к союзнику.

Раздел 5. Дыхательные упражнения (2 часа)
Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания;
упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание - акт единения с природой.

Раздел 6. Упражнения на расслабление (1 часа)
Упражнения в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнером.

Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция (1 часа).
Самоконтроль по: общей двигательной активности и самочувствию, ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоцио-нального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции (двигательные,дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные).

Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж (1 часа)
Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения, подготовка
организма к выполнению предстоящей деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приемы массажа в различных исходных положениях массируемого (лежа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приемы массажа.

Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления (2 часа).

9.1. Физкультурный праздник (1 час).
Мероприятие для начальной школы: соревнуются только занимающиеся или занимающиеся с не занимающимися. Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предложить выступающим следующие тесты физической подготовленности:
- гибкость плечевых суставов;

- силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на спине удержание
ног, согнутых под углом 45˚ в тазобедренных суставах;
- проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке
одной ноги с открытыми глазами;
- комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы
мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.
9.2. Праздник здоровья (1 час).
I вариант (мероприятие общешкольного масштаба). Конкурсы по корригирующей гимна-
стике и здоровому образу жизни, на которых выполняются задания как связанные с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ. Постановка сценок на тему ЗОЖ.
Возможны также семейные конкурсы.
II вариант (мероприятие для начальной школы). Показательные сольные и групповые вы-
ступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности (на осанку, на укрепление мышечного корсета, на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие вестибулярной устойчивости, на развитие гибкости).

Формы контроля

1. Показательные выступления. Групповое или сольное выступление с демонстрацией под музыку комплексов гимнастических упражнений (с предметами и без).
2. Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с
предметами и без).
3. Праздник здоровья. Конкурсы по корригирующей гимнастике и здоровому образу жиз-
ни, на которых выполняются задания как связанные с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ, конкурсы.

Тематическое планирование

п/п

Название разделов

Общее кол-во часов

Часы аудиторных занятий

Здоровье человека и влияние на него физических упражнений

Влияние питания на здоровье

Общая физическая подготовка

Упражнения в ходьбе и беге

Упражнения для плечевого пояса и рук

Упражнения для ног

Упражнения для туловища

Комплексы общеразвивающих упражнений

Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж

Укрепление мышечного корсета

Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени

Упражнения на равновесие

Упражнения на гибкость

Акробатические упражнения

Дыхательные упражнения

Упражнения на расслабление

Самомассаж

Физкультурный праздник

Праздник здоровья

Всего

1 класс

п/п

Название раздела, тем

Кол-во часов

Дата

(неделя)

Вводное занятие (правила техники безопасности)

Теоретические сведения (основы знаний)

Здоровье человека и влияние на него физических упражнений

Влияние питания на здоровье

Гигиенические и этические нормы

Общая физическая подготовка

Упражнения для плечевого пояса и рук

Упражнения для ног

Упражнения для туловища

Комплексы общеразвивающих упражнений

Специальная физическая подготовка

Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж

Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж

Укрепление мышечного корсета

Укрепление мышечного корсета

Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени

Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени

Упражнения на равновесие

Упражнения на гибкость

Акробатические упражнения

Дыхательные упражнения

Упражнения на расслабление

Самоконтроль и психорегуляция

Самомассаж

Контрольные испытания и показательные выступления

Физкультурный праздник

Праздник здоровья

Всего

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

п/п

Название раздела, тем

Кол-во часов

Дата

(неделя)

Вводное занятие (правила техники безопасности)

В процессе

Теоретические сведения (основы знаний)

В процессе

Общая физическая подготовка

Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения

Упражнения для плечевого пояса и рук

Упражнения для ног

Упражнения для туловища

Комплексы общеразвивающих упражнений

Специальная физическая подготовка

Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж

Укрепление мышечного корсета

Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени

Упражнения на равновесие

Упражнения на гибкость

Акробатические упражнения

Дыхательные упражнения

Упражнения на расслабление

Самоконтроль и психорегуляция

Самомассаж

Контрольные испытания и показательные выступления

Физкультурный праздник

Праздник здоровья

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

п/п

Название раздела, тем

Кол-во часов

Дата

(неделя)

Вводное занятие (правила техники безопасности)

В процессе

Теоретические сведения (основы знаний)

В процессе

Общая физическая подготовка

Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения

Упражнения для плечевого пояса и рук

Упражнения для ног

Упражнения для туловища

Комплексы общеразвивающих упражнений

Специальная физическая подготовка

Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж

Укрепление мышечного корсета

Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени

Упражнения на равновесие

Упражнения на гибкость

Акробатические упражнения

Дыхательные упражнения

Упражнения на расслабление

Самоконтроль и психорегуляция

Самомассаж

Контрольные испытания и показательные выступления

Физкультурный праздник

Праздник здоровья

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

п/п

Название раздела, тем

Кол-во часов

Дата

(неделя)

Вводное занятие (правила техники безопасности)

В процессе

Теоретические сведения (основы знаний)

В процессе

Общая физическая подготовка

Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения

Упражнения для плечевого пояса и рук

Упражнения для ног

Упражнения для туловища

Комплексы общеразвивающих упражнений

Специальная физическая подготовка

Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж

Укрепление мышечного корсета

Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени

Упражнения на равновесие

Упражнения на гибкость

Акробатические упражнения

Дыхательные упражнения

Упражнения на расслабление

Самоконтроль и психорегуляция

Самомассаж

Контрольные испытания и показательные выступления

Физкультурный праздник

Праздник здоровья

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тестирование.

а) Для контроля эффективности занятий, тест на статическую мышечную выносливость, предложенные И.Д.Ловейко

* тест для мышц шеи:

1 - приподнять голову и шею, смотреть на носки и зафиксировать положение.

* тест для мышц живота:

И.П. - лежа на спине, руки вниз

1 - поднять ноги до угла 45є и зафиксировать положение.

* тест для мышц спины:

И.П. - лежа на животе, руки вверх

1 - прогнувшись и зафиксировать положение

б) Для определения подвижности позвоночника, методика, разработанная научными сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г.И.Турнера (г.Санкт-Петербург) О.С.Байловой и К.Ф.Зенкевич:

* И.П. - стоя на скамейке, стопы параллельно.

1 - наклон вперед, не сгибая ног в коленях (измеряется с помощью линейки в сантиметрах - 0 от скамейки).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тесты физической подготовленности:

Гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя;

Гибкость (выворотность) плечевых суставов;

Силовая выносливость мышц туловища: в положении лежа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45˚;

Сила мышц ног: прыжок в длину с места;

Силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на спине удержание ног, согнутых под углом 45˚ в тазобедренных суставах;

Проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;

Комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»

1. Как Вы оцениваете состояние здоровья своего ребенка?
а) хорошее
б) нормальное
в) плохое

2. Как часто Вы проверяете состояние здоровья своего ребенка?
а) раз в месяц
б) раз в полгода
в) раз в год
г) в этом нет необходимости

3. Вы занимаетесь физкультурой и спортом?
а) постоянно
б) часто
в) очень редко
г) не занимаюсь
4. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?
а) постоянно
б) часто
в) очень редко
г) не занимается
5. Как Вы относитесь к употреблению спиртных напитков?
а) считаю недопустимым
б) возможно умеренное употребление во время праздников
в) это недопустимо в присутствии ребёнка
г) не считаю это проблемой
6. Как Вы относитесь к курению?
а) это вредная привычка
б) это недопустимо в присутствии ребёнка
в) не считаю это проблемой
7. Считаете ли Вы свое питание рациональным?
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
8. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне школы рациональным?
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
9. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?
а) на море
б) дома
в) в санатории
г) в селе
д) другое
10. Как Ваш ребенок проводит досуг?
а) у бабушки
б) гуляет во дворе
в) смотрит телевизор
г) с друзьями
11. Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
12. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?
а) из специальных книг
б) из средств информации
в) из беседы с _____________________________________________________________
г) в школе
13. Вы прививаете здоровый образ жизни своему ребенку?
а) да
б) затрудняюсь ответить
14. Если прививаете, то каким образом?
а) с помощью бесед
б) личным примером
в) совместно

Список литературы

1. Мой друг - физкультура: учебник для учащихся 1-4 кл. нач. шк./В.И.Лях.-М.: Просвещение, 2015 г.

2. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. - «Просвещение», Москва. 2009 г.

3. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры - Мир Книги, Москва. 2003 г.

4. «Все цвета, кроме чёрного» - организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. «Вентана - Граф», Москва, 2002 г.

5. Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие / Пягай Л.П. / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. - Тобольск, 2003.