Русский силач александр засс. Александр Засс: «железный Самсон» из России

После того, как Александр Засс перебрался в Англию, в СССР его имя было почти забыто – подобная смена гражданства не считалась достойным поступком и о силаче, несмотря на все его таланты, старались не говорить. Силачом, меж тем, Засс был весьма талантливым; продвигая нестандартную систему тренировок, он добился воистину впечатляющих результатов.


Александр Засс – русский силач, профессиональный борец и дрессировщик. Более всего был известен под псевдонимами "Самсон", "Железный Самсон" и "Удивительный Самсон". По некоторым данным считается первым дореволюционным русским чемпионом-тяжеловесом.

Родился Александр в 1888-м в Вильно (Vilno), тогда бывшем частью Российской империи. Еще будучи совсем молодым, он демонстрировал незаурядные физические способности; помимо прочего, Засс тренировался, "сгибая живые ветви". Детство и юность Засса прошли в Пензенской губернии, в городе Саранске; там он активно занимался, развивая свои впечатляющие природные способности. Сила Засса была необычной в том числе и применительно к его телосложению и общим параметрам – так, при весе в 66 килограммов Александр мог проделать жим с отклонением правой рукой 80 килограммов.

В 1908-ом Засс дебютировал на цирковой арене в Оренбурге. Внешние параметры Засса все еще не впечатляли – рост его составлял 167.5 сантиметров, да и больше 75 килограммов силач не весил; тем не менее, собственная система тренировок помогла Александру стать невероятно сильным. Секрет системы Засса состоял из нескольких факторов; так, Александр большое внимание уделял укреплению сухожилий и традиционным работам с весами и сокращению мышц предпочитал упражнения изометрического толка. Физическая сила помогла Зассу преуспеть в цирковой индустрии, однако начавшая война вынудила его оставить цирк.

Во время Первой Мировой Засс служил в Российской армии, сражаясь с австрий

цами. На протяжении войны Александр 4 раза попадал в плен – и 4 из этого плена сбегал. Не забывал о занятиях спортом Засс даже в плену – в качестве импровизированного тренажера русский силач использовал прутья своей тюремной камеры. Впоследствии опыт тюремных тренировок Александра нередко приводился в качестве примера эффективности правильно поставленных изометрических тренировок. Как минимум в одном случае Александр использовал в своем побеге свою незаурядную силу – разорвав цепи и погнув прутья. В дальнейшем Засс сам довольно активно продвигал изометрические упражнения.

Так, в плен Александр попадал в 1914-ом – при этом будучи серьезно раненым в обе ноги шрапнелью. В тот раз побег оказался испытанием довольно сложным; Засс дважды терпел неудачу и обрести вожделенную свободу смог лишь с третьей попытки. Сбежав из лагеря, Александр добрался до венгерского городка Капошвар (Kaposvár), где примкнул к труппе довольно известного цирка Шмидта. Кстати говоря, именно в цирке Шмидта было впервые использовано сценическое имя Александра – "Самсон". С труппой Засс объездил всю Европу и стал довольно известным.

После войны Александр устроился в цирк, где активно демонстрировал свои способности. С цирковыми номерами Засс путешествовал по всему миру. Ходили слухи, что выступления в качестве циркового силача были лишь формальным поводом для выездов за границу; по некоторым теориям Александр Засс был русским разведчиком, использовавшим цирк в качестве прикрытия. Впрочем, теория э

та во многих отношениях является довольно сомнительной – так, в 1924-ом Засс и вовсе обосновался в Англии на постоянной основе.

В 1926-ом Александр Засс издал свою автобиографию, "Удивительный Самсон. Рассказано им самим" ("The Amazing Samson: as Told by Himself").

В 1928-ом скончалась супруга Александра, Бланш (Blanche); на тот момент она была всего лишь подростком.

В 30-х годах 20-го века Александр Засс все еще продолжал выступать в качестве циркового силача. Постоянные тренировки позволяли Зассу держать себя в форме; кроме того, силач придавал большое значение теоретическим аспектам тренировок – и демонстрировал их незаурядное понимание.

В списке достижений Александра Засса значится невероятное количество впечатляющих демонстраций силы. Во время военных действий Засс носил свою раненную лошадь; позже, в качестве циркача, он всерьез доработал этот номер – и теперь на плечах своих носил уже двух львов. Носил он и более сложные комбинации – так, Засс за один раз поднимал рояль, пианиста и танцовщицу. В другом номере Засс работал с одним лишь пианино – поднимая его одними лишь зубами. Многим запомнился номер с пушкой; Засс не выполнял популярную во многих цирковых представлениях роль живого пушечного ядра – он ловил женщину, в качестве такого ядра выступавшую. Сила Александра была столь велика, что он мог согнуть 13-сантиметровый стальной прут в подкову и голой ладонью загонял в 5-сантиметровую доску 13-сантиметровый гвоздь.

В Англии обосновавшийся там силач был изв

естен хорошо; страна стала его новым домом и своеобразной отправной точкой для новых гастролей. На родине Засса поминать старались реже – репутации силача в Стране Советов переезд в Англию удар нанес довольно сильный. Впрочем, авторитет Александра как силача и специалиста по силовым тренировкам не признать было нельзя. Засс лично изобрел новую версию кистевого динамометра и создал собственную вариацию пушки для циркового номера с живым пушечным ядром.

В качестве силача Александр на арену цирка в последний раз вышел в 1954-ом; на тот момент Самсону было уже 66 лет, однако былой хватки силач не утратил ничуть. Цирк, впрочем, Засс не оставил, даже перестав выступать в качестве силача – он довольно быстро сумел найти себе новое призвание, став весьма талантливым дрессировщиком. Засс работал с собаками, обезьянами, пони и лошадьми; в зоопарках он дрессировал слонов и даже львов – причем последних он по старой памяти носил на плечах, с помощью специального коромысла.

В 50-х Александр Засс обосновался в Хокли, Эссекс (Hockley, Essex); там он жил в бунгало вместе с еще целым рядом бывших циркачей. В Эссексе Александр прожил до самой смерти; скончался он 26-го сентября 1962-го и был похоронен на кладбище приходской церкви. Позже в Оренбурге в честь Засса была воздвигнута статуя; памятник, изготовленный А. Рукавшниковым, был открыт перед зданием Оренбургского цирка. Открытие было приурочено к 100-летней годовщине с первого выступления Удивительного Самсона и прошло в 2008-ом.

В ряду знаменитых русских, которым рукоплескал весь мир, почётное место занимает богатырь Александр Засс.
Его имя на родине не так известно широкой публике, как имена Поддубного, Заикина, но в Европе именно его считали самым знаменитым русским силачом.

Начинал он, как и большинство коллег с выступлений в цирке. Толпы людей приходили посмотреть на этого малыша, играючи поднимающего многопудовые гири. Это было совершенно невероятно, учитывая, что в то время Александр весил меньше 80 килограмм. Для примера - вес Ивана Заикина был более 120 кг., Ивана Поддубного - 135 кг.

Первая мировая война круто изменила жизнь артиста. Он попал на передовую, на австрийский фронт. Вот где пригодилась его силища! Много раз он вытягивал пушки из грязи там, где это не могли сделать лошади, а как-то раз в рукопашной схватке Александр насмерть зашиб двух австрийцев, ударив их лбами, и отбросив по разным сторонам... А в одном из боёв была ранена его лошадь, и Александр нёс её на плечах около километра. Слухи о русском силаче распространялись по обе стороны фронта. Многие не могли поверить этим рассказам, но забегая вперёд - позже Александр Засс не раз демонстрировал этот номер - ношение лошади на плечах...

В одном из боев Засс был тяжело ранен шрапнелью в обе ноги. Он попал в плен, и австрийский хирург начал было ампутацию. Но Засс взмолился не делать этого. Он верил в свой могучий организм и лечебную гимнастику, которую разработал для себя. И он выздоровел! Вскоре его вместе с другими пленными отправили на тяжелые дорожные работы. Он совершил несколько неудачных побегов, после которых его жестоко наказывали. Примечателен был третий побег. Сбежав из лагеря, Александр очутился в городе Капошваре на юге Венгрии, где как раз гастролировал цирк Шмидта, известный всей Европе. Представ перед хозяином цирка, Засс откровенно рассказал ему о своей беде, а также о работе в русских цирках. Тут же директор предложил ему разорвать цепь и согнуть толстый металлический прут. Конечно, голодный и уставший Засс не был в хорошей спортивной форме, но усилием воли справился с задачей. Его взяли в цирк, и вскоре весть об удивительном атлете разнеслась по городу.

Но однажды на его представление пришел военный комендант. Он заинтересовался, почему такой сильный молодой атлет не служит в австрийской армии. В тот же вечер выяснилось, что Самсон - русский военнопленный. Его отвели в подвал крепости, в сырое, темное помещение. И тут он совершил новый побег, разорвав цепь, соединяющую наручники, выломав решетку на окне, и нокаутировав часового, охранявшего темницу.

После долгих скитаний, с помощью венгерского борца, знакомого ещё с довоенных времён, Александр Засс попадает в труппу итальянского циркового импресарио, и начинаются его гастроли по Европе. Слава о богатыре по имени Самсон гремит по всей Европе, но более всего в Англии, куда Александр Засс попадает со свои цирком. Известные атлеты, такие как Эдвард Астон, Томас Инч, Пулум стали пробовать свои силы в повторении трюков Засса, но ни одна их попытка не оказалась успешной. Мистер Пулум, директор знаменитого тяжелоатлетического клуба «Камбервел» и главный редактор спортивного журнала «Здоровье и сила», писал о нем: «Прямо в сердце Англии прибыл человек, способный выполнять номера, в которые здравый смысл отказывается верить. Был бы он громадным детиной, его номера, возможно, и воспринимались бы как правдоподобные. Но обратите внимание хотя бы на экскурсию грудной клетки (разница между вдохом и выдохом) этого невысокого человека. Она равна 23-м сантиметрам, что многое говорит специалистам. Поэтому я утверждаю, что он не только обладает небывалой физической силой, не только великолепный артист, но и человек, использующий свой разум не хуже своих мышц». А вот что свидетельствует афиша знаменитого зала «Альгамбра», где должен был выступать Александр Засс: «В Манчестере во время строительных работ Самсон, подвешенный одной ногой к крану, поднял зубами металлическую балку с земли, и был перенесен на верх здания подъемным краном, в то время как толпа, разинув рты, стояла внизу. Если бы русский разжал рот, толпа никогда не смогла бы рассказать, что она видела». Не отставали от афиш и газеты. «Дейли телеграф»: «Господин Самсон, безусловно, является сильнейшим человеком на земле. В это можно поверить, увидев как он легко вяжет железные прутья в узлы».
«Манчестер гардиан»: «Согласно объявлениям, он самый сильный человек на Земле, и после того, как мы сами увидели его... это заявление можно считать неопровержимым».

В 1938 году в английском городе Шеффилде. На глазах толпы груженый углем грузовик переехал человека, распластавшегося на булыжной мостовой. Люди вскрикнули от ужаса. Но в следующую секунду раздался возглас восторга: «Слава русскому Самсону!».

Удивителен был репертуар его силовых номеров:

Он носил по арене лошадь или пианино с пианисткой и танцовщицей, располагавшейся на крышке;

Ловил руками 9-килограммовое ядро, вылетавшее из цирковой пушки с восьмиметрового расстояния;

Отрывал от пола и удерживал в зубах металлическую балку с сидящими на ее концах ассистентами;

Продев голень одной ноги в петлю каната, зафиксированного под куполом, держал в зубах платформу с пианино и пианисткой;

Лежа голой спиной на доске, утыканной гвоздями, держал на груди камень весом в 500 килограммов, по которому желающие из публики били кувалдами;

В знаменитом аттракционе «Человек-снаряд» ловил руками ассистентку, вылетавшую из цирковой пушки и описывавшую над ареной 12-метровую траекторию;

Разрывал пальцами звенья цепей;

Забивал незащищенной ладонью гвозди в 3-х дюймовые доски, а затем вытаскивал их, обхватив шляпку указательным пальцем.

О нём старались не вспоминать в Российской Империи, ведь он формально оставался военнослужащим, но в Россию не вернулся. Некоторые даже называли его дезертиром.
Умер Самсон в 1962 году. Похоронен под Лондоном в небольшом городке Хокли.

Остались несколько записей его поздних выступлений, когда атлету было за 55 лет...

___________________________

Из специально цирковой пушки, сконструированной им самим, выстреливается 90-килограммовое ядро, которое Самсон ловит

Самсон делал что то подобное в реальности! Из специальной пушки выстреливалась ассистентка, которую Самсон ловил!


Александр Засс (1888-1962)

В начале ХХ в. имя русского богатыря Александра Ивановича Засса было известно не только в России, но и во всем мире. Будущий знаменитый атлет родился 14 (по другим данным — 4) октября 1888 г. на хуторе недалеко от Вильно (нынешняя столица Литвы Вильнюс) в большой семье крестьянина Ивана Петровича Засса. Уже в возрасте четырех лет Саша начал работать в поле. Жизнь в Литве была бедной, и в поисках заработка Зассы перебрались в Саранск, где маленький Саша впервые попал с отцом в цирк. Увидев, как отец по предложению циркового силача поднял тяжелую штангу, мальчик буквально заболел тяжелой атлетикой и начал упорно тренироваться: подтягиваться на перекладине, поднимать гири.

Большое влияние на него оказали книги знаменитых силачей Евгения Сандова и Петра Крылова. Поначалу бессистемные тренировки начали складываться в стройную схему, направленную на развитие тела. В 1908 г. в Оренбурге Засс впервые вышел на арену цирка Андржиевского. Он был разнообразным артистом: работал в борьбе, джигитовке, воздушной гимнастике, ассистировал дрессировщику Анатолию Дурову. Но основной его «профессией» стал атлетизм. Со временем богатырь выработал набор трюков, которые пользовались огромным успехом у публики.

Например, он держал в зубах платформу, на которой размещались два борца-тяжеловеса, голой рукой забивал в доску гвозди, а потом вытаскивал их двумя пальцами, рвал пальцами цепи, ловил руками 90-килограммовое ядро, которое выстреливалось из цирковой пушки с расстояния 8 метров, лёжа голой спиной на доске, утыканной гвоздями, держал на груди камень весом в 500 килограммов, по которому желающие из публики били кувалдами. Многие из этих трюков до сих пор не удалось повторить никому. При этом Засс вовсе не был похож на других знаменитых русских атлетов — могучих «вырвидубов» двухметрового роста и необъятного обхвата. При росте 167,5 сантиметра он весил 80 килограммов, окружность его грудной клетки при вдохе составляла 119 сантиметров, бицепсы — 41 сантиметр. Засс не раз повторял в интервью, что большие бицепсы — не показатель силы, гораздо важнее сила воли, крепкие сухожилия и умение управлять своими мышцами.

С началом Великой войны 1914-1918 гг. Засс ушел на фронт, служил рядовым в 180-м пехотном Виндавском полку. Во время одной из разведок его конь был ранен пулей в ногу, но Александр не захотел оставить боевого «товарища» на поле боя и… взвалив его на плечи, пришел в расположение части. Так родился еще один его цирковой трюк. В 1915 г. Александр Засс был тяжело ранен в бою. Очнулся он уже в плену — врачи австрийского госпиталя готовили ампутацию ног. Но Александр твердо стоял на своем — ампутация не нужна, он снова будет ходить благодаря своей лечебной гимнастике. И произошло чудо: тяжелораненый атлет встал.

После выздоровления Засс трижды (!) пытался бежать из вражеского плена, дважды его ловили, жестоко наказывали за побег. Но в третий раз попытка оказалась удачной: оказавшись в венгерском городе Клаузенбурге (ныне Клуж-Напока в Румынии), где в то время выступал знаменитый цирк Шмидта, Засс явился к хозяину и попросился на работу. Тот дал ему два задания: согнуть железный прут и разорвать цепь. И хотя после плена русский атлет не был в блестящей форме, задания оказались для него пустяковыми. Через две недели он начал выступать на арене под псевдонимом Самсон. Весть о чудо-богатыре быстро разнеслась по городу, народ валом повалил на его выступления. И однажды в цирк пришел… военный комендант Клаузенбурга. Естественно, русского пленного тут же вернули за решетку, на этот раз — в подвал местной крепости. Но Александр совершил четвертый побег — разорвал наручники, выломал решетку в окне и был таков.

Добравшись до Будапешта, он устроился на работу портовым грузчиком, потом предложил свои услуги местному цирку. И снова ему повезло. В цирке Засс встретил своего давнего знакомого еще по довоенным гастролям, венгерского атлета, чемпиона мира Яноша Чая. Тот отвез русского друга в деревню к своим родственникам и строго наказал заботиться о нем. Постепенно Александр пришел в хорошую форму. И тогда Чая представил его знаменитому итальянскому импресарио Пазолини. Работать предстояло борцом, а контракт предлагался очень невыгодный, но выбора у Засса не было, и он согласился на предложение итальянца. Так русский атлет стал европейски знаменитым Железным Самсоном. Ему рукоплескали цирки Франции, Сербии, Италии, Швейцарии…

Однообразные борцовские номера скоро надоели Зассу, и он успешно занялся… дрессурой, работал с собачками. В 1923-м ему предложил контракт парижский цирк Шарля Дебрея, там Александр выступал около года. А потом его разыскал известный британский импресарио Освальд Столл и предложил перебраться в Лондон. В Великобритании Засс окончательно закрепил за собой репутацию одного из сильнейших атлетов мира. Именно там в 1925 г. силач встретил свою судьбу — цирковую пианистку Бетти Тильбери, которая ассистировала ему в сложнейшем номере: Самсон парил под куполом цирка, держа в зубах канат, на котором держалось пианино с игравшей на нем пианисткой. Среди других его коронных номеров, потрясавших англичан, было разрывание цепи разными группами мышц (атлет рвал цепь, которой был обмотан, без помощи рук, одним телом) и «дорожное происшествие» — Засс укладывался на землю, а его переезжал автомобиль с шестью пассажирами.

С началом Второй мировой войны Засс временно прекратил активные гастроли. Дело в том, что он так и не отказался от гражданства России, а паспорта британского подданного у него не было. Чтобы не оказаться интернированным, он переселился в городок Пэйнгтон и работал в местном зоопарке дрессировщиком.

В последний раз легендарный атлет вышел на арену в 1954 г. специально для съемок, организованных телеканалом Би-би-си. В начале 1950-х Засс приобрел небольшой участок земли с домом в городке Хокли, на улице Пламбероу-Роуд. Там русский богатырь и скончался 26 сентября 1962 г. в возрасте 73 лет. На его надгробии сделана надпись: «Сильнейший человек мира».

Его называли «железным Самсоном». Он считал, что его сила в том, что он русский. Александр Засс бежал из немецкого плена, выносил на себе с поля боя раненого коня, гнул подковы и рвал цепи.

Засс и Резазад: кто сильнее?

Александра Засса считают легендарным русским силачом. И в самом деле, всё, что он показывал на сцене цирка, не укладывалось в головах обывателей. Например, в одном из своих номеров «железный Самсон» поднимал лошадь весом в 500 килограмм. Для сравнения самый выдающийся результат в современной тяжелой атлетике принадлежит иранцу Хоссейну Резазаде, который толкнул 263.5 килограмм. И это притом, что тяжелоатлет из Тегерана весит в два раза больше Засса. Безусловно, есть разница между ношением коня на плечах и поднятием штанги. Однако масштаб физических возможностей русского циркача до сих пор поражает воображение.

Человек своего времени

Между тем, в царской России было немало и других атлетов, которые зарабатывали на хлеб силовыми номерами в цирковых гастролях. Например, Евгений Сандов запросто выжимал одной рукой 101.5 килограмм. Иван Заикин удивлял тем, что носил корабельный якорь весом 409 килограмм. А «Русский лев» Георг Гаккеншмидт легко разводил в сторону руки с двухпудовыми гирями.
В то время стать цирковым силачом мечтал каждый русский мальчишка. Кстати, сам Александр Засс в своих воспоминаниях рассказывал, что на него огромное впечатление произвел циркач Ваня Пуд, который поднимал огромные бочки с водой. Произошло это в семилетнем возрасте, и юный Шура – так его называли в семье – играл в циркового силача, стараясь поднять деревянную бадью.

Превозмочь себя

В своих детских играх Засс брался за тяжести, которые не мог поднять даже взрослой человек. У мальчика ничего не получалось, но Шура не сдавался и долго тужился из последних сил. По сути дела, он выполнял изометрическо-статические упражнения, концентрируя усилием воли мускульное напряжение. Результат не заставил себя ждать. Через некоторое время будущий «железный Самсон» легко поднимал седло, хотя совсем недавно ему для этого требовались значительные усилия. Он видел очевидную взаимосвязь между отчаянными попытками достичь «невозможного» и увеличением силы. Однако признанные атлеты того времени не видели смысла в подобных тренировках, предпочитая «качать» мускулы динамичными упражнениями.

Научное объяснение

Понадобятся десятилетия научных исследований, чтобы объяснить этот «самсоновский» феномен. Оказывается, что энергетика человека зависит от обмена веществ в организме, который осуществляется двумя способами - аэробным и анаэробным. При динамических переменных упражнениях, например, при приседаниях, стимулируется аэробная система. А при статических нагрузках – анаэробная, та самая, которая является биохимической основой силовых возможностей.

Коня поднять, цепь разорвать…

Поскольку Александр Засс в основном тренировался статическими методами, он развил в себе уникальные силовые возможности, о которых и сам не догадывался. В 1914 году, будучи кавалеристом 180-й Виндавского полка, он попал в австрийскую засаду. Сам не пострадал, но его конь был ранен в ногу. Недолго думая, он поднял четвероного друга и полкилометра нес до лагеря, где располагался полк.
Сделав это, Засс поверил в уникальные возможности своего организма и в силу духа. Оказавшись в плену, силач, закованный в кандалы, разорвал цепь и разогнул прутья тюремной решетки. Позднее, вспоминая свой побег, «Самсон» признался, что без концентрации моральных сил вряд ли смог совершить это. Позднее это свойство отметил директор английского клуба атлетов «Камбервел» мистер Пулум, написав о «русском силаче», как о «человеке, использующим свой разум не хуже своих мышц».

Сила духа

В наши дни доказано, что моральные силы и в самом деле значительно увеличивают энергетику человека. В частности, ученые из американской спортивной ассоциации опытным путем установили, что мускульные способности человека, находящего под гипнозом, когда ему внушили, что он обладает невероятной силой, значительно выше, чем при введении в кровь допинга. Дело в том, что сила сокращения мышц зависит от мощности электрического импульса, поступающего из мозга по линии центральной нервной системы. Чем интенсивнее этот импульс, тем больше высвобождается ионов кальция, влияющих на силу человека.
Александр Засс не знал всех этих научных премудростей, но верил, что концентрация душевных сил увеличивает и силы физические. И еще считал, что "сила духа" в русском народе сильна.

Это произошло в 1938 году в английском городе Шеффилде. На глазах толпы груженый углем грузовик переехал человека, распластавшегося на булыжной мостовой. Люди вскрикнули от ужаса. Но в следующую секунду раздался возглас восторга: «Слава русскому Самсону!» . А человек, к которому относилась буря ликования, встав из-под колес как ни в чем не бывало, улыбаясь раскланивался перед зрителями. Несколько десятилетий с цирковых афиш многих стран не сходило имя русского атлета Александра Засса , выступавшего под псевдонимом Самсон . Удивителен был репертуар его силовых номеров:

  • он носил по арене лошадь или пианино с пианисткой и танцовщицей, располагавшейся на крышке;
  • ловил руками 9-килограммовое ядро, вылетавшее из цирковой пушки с восьмиметрового расстояния;
  • отрывал от пола и удерживал в зубах металлическую балку с сидящими на ее концах ассистентами;
  • продев голень одной ноги в петлю каната, зафиксированного под куполом, держал в зубах платформу с пианино и пианисткой;
  • лежа голой спиной на доске, утыканной гвоздями, держал на груди камень весом в 500 килограммов, по которому желающие из публики били кувалдами;
  • в знаменитом аттракционе «Человек-снаряд» ловил руками ассистентку, вылетавшую из цирковой пушки и описывавшую над ареной 12-метровую траекторию;
  • разрывал пальцами звенья цепей;
  • забивал незащищенной ладонью гвозди в 3-х дюймовые доски, а затем вытаскивал их, обхватив шляпку указательным пальцем.

Выступления проходили триумфально. Это объясняется не только оригинальными атлетическими номерами, большинство из которых не мог повторить ни один атлет, но и тем, что он не был похож на многих силачей того времени, обладавших массивными фигурами и большим весом. Его рост - 167,5 см , вес - 80 кг , окружность грудной клетки 119 сантиметров , бицепсы - по 41 сантиметру . Он любил говорить, что большие бицепсы не всегда являются показателем силы. Так же как и большой живот не говорит о хорошем пищеварении . Главное - это сила воли , крепкие сухожилия и умение управлять своими мышцами . Очень часто Самсону приходилось отвечать на вопрос, как он достиг такой силы. Он отвечал, что это результат целеустремленной работы, огромного напряжения всех духовных и физических сил. Если проследить весь жизненный путь Александра Засса , то можно увидеть, что состоял он из постоянных тренировок и строгого режима. На одной фотографии, где Самсон запечатлен сидящим за столом у самовара, есть его запись: "5 минут отдыха", а ведь ему было тогда 74 года, и он продолжал работать, правда, не в силовом жанре, а дрессировщиком, но нередко включал в свои выступления силовые трюки. Так, в семидесятилетнем возрасте он носил по арене на специальном коромысле двух львов! Конечно, у Александра Засса была огромная природная сила, чем вообще отличались его предки. Однажды он в своем родном Саранске побывал с отцом в цирке. Мальчику особенно понравился могучий силач, разрывавший цепи, гнущий подковы. В конце своего выступления артист, как в то время было принято, обратился к публике, приглашая повторить его трюки. Увы, никто не смог ни согнуть подкову, ни оторвать от земли шаровую штангу с толстым грифом. И вдруг отец Александра , Иван Петрович Засс , поднялся со своего места и вышел на арену. Александр знал, что его отец был очень сильным. Иногда он демонстрировал перед гостями свою силу. И вот силач протянул отцу подкову. К удивлению публики, подкова в руках Засса-старшего стала разгибаться. Затем Иван Петрович оторвал от помоста огромную штангу и, выпрямив туловище, поднял ее выше колен. Публика аплодировала как сумасшедшая. Цирковой силач был смущен. Он подозвал к себе униформиста. Тот сбегал за кулисы и принес серебряный рубль. Артист поднял руку с рублем и произнес: «А вот это тебе за подвиг и на выпивку!». Отец взял рубль, затем пошарил в кармане, вытащил трешку, и вместе с рублем протянул атлету, сказав: «Я не пью! А вот ты возьми, но пей только чай!». С тех пор его сын жил только цирком. На заднем дворе дома с помощью взрослых установил два турника, повесил трапеции, раздобыл хозяйственные гири, сделал примитивную штангу, и с невероятным упорством стал тренироваться. Старался повторить то, что видел. Освоив «солнце» (большой оборот) на турнике, стал выполнять перелеты с одной перекладины на другую, делал сальто назад не только на полу, но и на лошади. Несколько раз подтягивался на одной руке. Но все эти занятия были бессистемными. Он убедил отца выписать из Москвы книги по физическому развитию. И вскоре пришла книга знаменитого в то время атлета «Сила и как сделаться сильным». Автор рассказывал о своей атлетической карьере, о победах над знаменитыми атлетами и даже о борьбе с огромным львом, которому перед схваткой надели намордник и специальные огромные рукавицы на лапы. Лев несколько раз бросался на Сандова , но тот каждый раз сбрасывал его с себя. Затем шли восемнадцать упражнений с гантелями, то есть то, что было особенно необходимо Александру . И он начинал заниматься по системе Сандова - своего кумира. Но вскоре почувствовал, что одни упражнения с гантелями не могут развить силу, которая необходима профессиональному силачу. Он обращается за помощью к знаменитым атлетам и Дмитриеву-Морро, которые не оставили без внимания просьбу юноши, и вскоре Засс получил методические рекомендации от этих атлетов. Крылов рекомендовал упражнения с гирями, а Дмитриев - со штангой. Он выжимал двухпудовые гири одновременно и попеременно («мельница»), жал их вверх дном, жонглировал. Со штангой выполнял, главным образом, жим, толчок и жим из-за головы. При собственном весе 66 кг юный Засс выкручивал (жим с отклонением туловища) правой рукой 80 кг. Но больше всего его привлекали силовые трюки, которые он видел в цирке. А посещал он цирк постоянно. Его спортивный реквизит стал пополняться подковами, цепями, металлическими прутьями, гвоздями. И тут он понял, что многократные попытки выполнить трюк - разорвать цепь или согнуть толстенный металлический прут - приносят ощутимые результаты в развитии физической силы. В сущности, это были широко известные ныне изометрические упражнения. Таким образом, чисто эмпирическим путем (основанным на опыте) Александр Засс пришел к убеждению, что атлетическую силу можно развить, сочетая в тренировках динамические упражнения с изометрическими. Позднее он опубликовал свою изометрическую систему, и эта брошюра произвела сенсацию. Попав в цирк, Засс одно время работал ассистентом легендарного дрессировщика Анатолия Дурова, затем - у атлета Михаила Кучкина, и тот часто говорил своему ассистенту: «Когда-нибудь, Саша, ты станешь знаменитым силачом, я не видел никого, кто был бы так силен, как ты, имея такой небольшой рост и вес». В целом Засс около шестидесяти лет проработал в цирке и почти сорок из них - с атлетическими номерами.

В 1914 году грянула мировая война. Александра Засса призвали в 180-й Виндавский кавалерийский полк. Однажды произошел случай, поразивший даже тех, кто хорошо знал о необычайной силе Александра . Возвращался как-то он из очередной разведки, и вдруг, уже вблизи от русских позиций, его заметили и открыли огонь. Пуля прострелила ногу лошади. Австрийские солдаты, увидев, что лошадь и всадник упали, не стали преследовать кавалериста и повернули назад. Засс , убедившись, что опасность миновала, не пожелал оставлять раненую лошадь. До его полка оставалось еще полкилометра, но это его не смутило. Взвалив на плечи лошадь, Засс так и принес ее в свой лагерь. Пройдет время, он вспомнит этот эпизод и будет включать в репертуар ношение лошади на плечах. В одном из боев Засс был тяжело ранен шрапнелью в обе ноги. Он попал в плен, и австрийский хирург начал было ампутацию. Но Засс взмолился не делать этого. Он верил в свой могучий организм и лечебную гимнастику, которую разработал для себя. И он выздоровел! Вскоре его вместе с другими пленными отправили на тяжелые дорожные работы. Он совершил несколько неудачных побегов, после которых его жестоко наказывали. Примечателен был третий побег. Сбежав из лагеря, Александр очутился в городе Капошваре на юге Венгрии, где как раз гастролировал цирк Шмидта, известный всей Европе. Представ перед хозяином цирка, Засс откровенно рассказал ему о своей беде, а также о работе в русских цирках. Тут же директор предложил ему разорвать цепь и согнуть толстый металлический прут. Конечно, голодный и уставший Засс не был в хорошей спортивной форме, но усилием воли справился с задачей. Его взяли в цирк, и вскоре весть об удивительном атлете разнеслась по городу. Но однажды на его представление пришел военный комендант. Он заинтересовался, почему такой сильный молодой атлет не служит в австрийской армии. В тот же вечер выяснилось, что Самсон - русский военнопленный. Его отвели в подвал крепости, в сырое, темное помещение. Но сила его и воля не были сломлены. Он совершил новый побег, разорвав цепь, соединяющую наручники, и выломав решетку. Теперь он добирается до Будапешта, где устраивается работать грузчиком в порт, а затем - на арене цирка. Помог ему борец, чемпион мира Чая Янос , с которым Александр познакомился еще в России. Этот добродушный, могучий венгр с участием отнесся к несчастному Зассу . Отвез его в деревню к своим родственникам, где силы Александра постепенно восстановились. Затем он три года выступал в труппе борцов под руководством Чая Яноса , чередуя схватки на ковре с атлетическими выступлениями.

Однажды Янос познакомил русского силача с известным итальянским импрессарио синьором Пазолини , который много слышал об атлетических возможностях Засса . Итальянец и предложил заключить контракт. Начинаются европейские гастроли Засса , слава его растет. Наконец, он приезжает в Англию, где его выступления вообще вызвали фантастический интерес. Известные атлеты, такие как Эдвард Астон, Томас Инч, Пулум стали пробовать свои силы в повторении трюков Засса , но ни одна их попытка не оказалась успешной. Мистер Пулум, директор знаменитого тяжелоатлетического клуба «Камбервел» и главный редактор спортивного журнала «Здоровье и сила», писал о нем: «Прямо в сердце Англии прибыл человек, способный выполнять номера, в которые здравый смысл отказывается верить. Был бы он громадным детиной, его номера, возможно, и воспринимались бы как правдоподобные. Но обратите внимание хотя бы на экскурсию грудной клетки (разница между вдохом и выдохом) этого невысокого человека. Она равна 23-м сантиметрам, что многое говорит специалистам. Поэтому я утверждаю, что он не только обладает небывалой физической силой, не только великолепный артист, но и человек, использующий свой разум не хуже своих мышц». А вот что свидетельствует афиша знаменитого зала «Альгамбра», где должен был выступать Александр Засс : «В Манчестере во время строительных работ Самсон, подвешенный одной ногой к крану, поднял зубами металлическую балку с земли, и был перенесен на верх здания подъемным краном, в то время как толпа, разинув рты, стояла внизу. Если бы русский разжал рот, толпа никогда не смогла бы рассказать, что она видела». Не отставали от афиш и газеты. «Дейли телеграф»: «Господин Самсон , безусловно, является сильнейшим человеком на земле. В это можно поверить, увидев как он легко вяжет железные прутья в узлы».

«Манчестер гардиан» : «Согласно объявлениям, он самый сильный человек на Земле, и после того, как мы сами увидели его... это заявление можно считать неопровержимым».
Журнал «Здоровье и сила» : «В лице Самсона мы имеем силача, чьи достижения полностью открыты для проверки. Воистину, его мускулы сделаны из стали».

На закате своей жизни Александр Засс изобрел кистевой динамометр , сконструировал и изготовил цирковую пушку для аттракциона «Человек-снаряд» . Умер Самсон в 1962 году. Похоронен под Лондоном, в небольшом городке Хокли.

Брюс Ли

Кроме того, что он прекрасно дрался, он заборол на руках чемпиона США в весе 110кг Ван Вильямса . Итогом таких целенаправленных тренировок стали предплечья. Мощные, удивительной силы. На ощупь они были такими твердыми словно бейсбольная бита. Говорил Ван Вильямс . Как то Брюс предложил побороться с ним. Я сел за стол с мыслью подыграть ему как другу. Во мне было тогда 112 кг. Как я мог соревноваться с Брюсом всерьез! Однако оказалось, что мне не хватает сил, чтоб преодолеть сопротивление его руки! Более того, я не смог сдвинуть его руку ни на миллиметр. В разговоре с Гербом Джексоном, Ли в шутку сказал, что мог бы стать чемпионом Мира по армрестлингу. О Брюсе Ли можно рассказывать много, но вот при весе 65 кг, он брал в руки 2 гантели по 37кг и держал их на вытянутых руках 20 секунд.

Милон

Прославленный эллинский атлет Милон из города Кротона жил в VI веке до н.э. Он был непобедим в силовых упражнениях и борьбе на протяжении двадцати лет, шесть раз завоевывал венок абсолютного победителя на Олимпийских играх. Феноменальную силу, вошедшую в поговорки, он развивал почти по современным принципам тренировки: длительность, непрерывность, постепенное увеличение нагрузки. Впервые Милон поднял быка на плечи, когда тот был теленком, и впоследствии ежедневно обносил его вокруг арены стадиона. Рос бык, росла и сила Милона . Конец аттракциона - на потребу античной публики. Опустив быка на землю, атлет убивал его ударом кулака между глаз. Милон становился на диск, смазанный салом или маслом, и никто из зрителей не мог столкнуть его с этого скользкого пьедестала. Камень весом 136 килограммов бросал на шесть метров. Сажал в колесницу шесть человек, поднимал ее на голову и носил по арене. Но самый удивительный из своих трюков оставлял напоследок. Милон сжимал спелый гранат в ладони и предлагал желающим вынуть его. Это никому не удавалось. Атлет разжимал кисть - гранат был совершенно цел и даже не помят: в такой степени он, напрягая мышцы пальцев, умел одновременно расслаблять мышцы ладони. В период войны родного Кротона с городом Сибарисом Милона избрали полководцем. Подобно Гераклу, знаменитый герой, одетый в львиную шкуру, сражался с огромной палицей в руках, заменяя целый отряд. Смерть силача была трагической. Отправившись в лес за дровами для старенькой матери, он забил клинья в щель толстого ствола и руками попытался разорвать его надвое. Но освобожденные клинья упали на землю, и дерево зажало пальцы. Милон не учел, что с возрастом сила оставляет даже чемпионов. Рук освободить он не смог и оказался прикованным к стволу. Беспомощный, голодный и обессиленный, знаменитый атлет был растерзан дикими зверями. Так погиб Милон Кротонский , которому был поставлен мраморный памятник и имя которого шесть раз было занесено в списки победителей древней Олимпии. Милон Кротонский написал научный трактат "Физика" и прославился еще как певец - всей своей жизнью подтверждал он идеал гармонии тела и души. Этот идеал выдвинул известный нам со школы Пифагор, олимпийский чемпион, прекрасный кулачный боец. Отец медицины, древнегреческий врач Гиппократ, обладал феноменальной физической силой, выделялся среди эллинских борцов и наездников. Обладателями высших наград за спортивную доблесть были знаменитые философы Платон и Сократ, поэты-трагики Софокл и Еврипид. Многие из виднейших философов и поэтов, государственных деятелей и полководцев Древней Греции (вспомним, например, Пиндара и Алкинада) - выдающиеся атлеты и победители олимпийских соревнований. Сочетание величия силы и благородства духа проявил древнегреческий богатырь Полидам Фессалийский. Он отдыхал с друзьями в пещере, когда началось землетрясение. Полидам поддерживал свод, пока его спутники не покинули пещеру, но сам был засыпан камнями. Об этом атлете известно, что он голыми руками убил льва, что в эпоху античности считалось чем-то вроде норматива на звание мастера спорта.

Атлеты альбиона

У корнуэльского фермера Пэйна был сын Энтони . Уже в детстве он отличался необыкновенной силой: сажал на каждую руку по сверстнику и взбегал с ними на крутой холм. Будучи егерем, он пошел поторопить слугу, который должен был привезти на осле дрова. Взвалил на плечи осла, дрова, слугу - и все это доставил домой. Как вы помните, пробой силы в античные времена было упражнение со львом, а в средневековье его заменили безобидным ослом. Какая деградация! Сила не была привилегией только рослых людей. В начале XVIII века в Ирландии гастролировал карлик Оуэн Фэррел ростом 113 сантиметров . Он танцевал, взяв под мышку двух взрослых людей. И свободно прогуливался, держа на себе четырех человек. Большой известностью пользовался Томас Тофэм , родившийся в Лондоне в 1710 году. Трюки его были поразительны. 20 мая 1731 года (этот номер так потряс зрителей, что сохранилась даже точная дата его исполнения) на выступлении в Дерби Тофэм поднял на ремне, перекинутом через плечи и шею, три бочки с водой общим весом 863 килограмма.

Сила героев на Руси традиционно сочетается с беззаветным мужеством. Во время битвы в 1240 году, когда наше войско под командованием Александра Невского победоносно отразило шведов, воины-новгородцы проявили смелость и незаурядную силу. Особо отличились вошедшие в историю Гаврило Олексич , Сбыслав Якунович и Яков Половчанин . Великолепно действуя боевыми топорами и мечами, врезались в гущу врагов и пробили дорогу для всего войска. Интерес к людям выдающегося роста и богатырской силы был стойким. Петр I издавал именные указы, по которым богатыри разыскивались по всей Руси. Это и понятно - мужественные люди, надежно державшие оружие в могучих руках, всегда были нужны Отечеству. В конце XVIII века в Петербурге жил известный художник Орловский , человек огромного роста и феноменальной силы. Он мог жонглировать двуручным мечом, удерживая его тремя пальцами. Зайдя к кому-либо домой и не застав хозяина, Орловский в знак своего посещения оставлял завязанную узлом кочергу. Вот что писали про капитана фрегата "Рафаил" Василия Лукина , погибшего в Афонском сражении во время войны России с Турцией: "Сила его была поразительная, но трудно было заставить Лукина применить ее - только в веселый час в кругу знакомых. Он легко ломал подковы, мог полчаса держать в распростертых руках пудовые пушечные ядра, одним пальцем вдавливать гвоздь в корабельную стену; мог свернуть массивную серебряную тарелку в дудочку так, что невозможно было определить, что это было первоначально. Однажды, защищая своих матросов от пьяных разбуянившихся английских моряков, Лукин уложил наповал десяток драчунов, а остальные позорно ретировались с места побоища". Во второй половине XIX века популярность завоевывает борьба, носящая чисто силовой характер. Исполинскую силу имели , Заикин , Шемякин , Гаккеншмидт , Кащеев . Ведущих атлетов знали все от мала до велика. Фотографиями силачей пестрели страницы журналов, их портреты выставлялись в витринах магазинов, их именами рекламировались товары. В те годы еще не было упорядоченной оценки силы, и атлеты придумывали разнообразные номера вроде гнутья кочерги, поднятия камней, лошадей. Они рвали перед зрителями цепи, разрывали пальцами сложенную колоду карт, плели узоры из гвоздей...

Как поднималась сталь

Сказать, кто сильнее, было трудно, пока не появилась объективная возможность для ответа - штанга. Стандартный снаряд, поднимаемый по строго определенным правилам. И тут богатыри нашей Родины доказали, что они вполне достойны своих могучих предков: отечественные штангисты являются, вне всякого сомнения, сильнейшими в мире. Наибольшее число рекордов в тяжелой атлетике установил советский спортсмен Василий Алексеев - 80 мировых. Он первый поднял в сумме троеборья 600 килограммов. Олимпийский чемпион Юрий Власов установил 28 мировых рекордов . Под стать им выступали на международной арене и другие российские богатыри - А. Воронин , Н. Колесников , Ю. Варданян , Д. Ригерт , Л. Жаботинский , Ю. Зайцев и многие другие. Так что можно с полным основанием утверждать: наши атлеты сегодня самые сильные люди планеты.

Непревзойдённые рекорды

На глазах собравшейся толпы груженный углем грузовик переезжал через человека, распластавшегося на булыжной мостовой. Этот трюк демонстрировал Александр Засс (Самсон) . При собственном весе не более 80 кг он носил на плечах лошадь весом до 400 кг. Поднимал зубами железную балку, на концах которой сидели два ассистента, общий вес - 265 кг. Шутки ради он мог приподнять такси и провести его, как тачку, ломал подковы и рвал цепи. На платформе поднимал 20 человек. Григорий Кащеев ходил по арене цирка, взвалив на плечи 12 двухпудовых гирь (384 кг), а однажды поднял сорокапудовую (640 кг) балку. Петр Крылов , Король гирь, выжимал левой рукой 114,6 кг и гнул на плечах рельсы. Он установил несколько мировых рекордов по тяжелой атлетике: жим на борцовском мосту - 134 кг, жим левой рукой двухпудовой гири - 86 раз, разводил прямые руки в стороны, держа в каждой гирю весом 41 кг. Якуба Чеховской продемонстрировал в 1913 году сенсационный силовой трюк - он пронес по кругу манежа на вытянутой руке шесть солдат гвардейского полка (не меньше 400 кг), за что был награжден почетным золотым поясом. Этот рекордный номер до сих пор не удалось повторить ни одному атлету в мире. Чемпион мира по французской борьбе Николай Вахтуров перебрасывал двухпудовую гирю через железнодорожный вагон, а чемпион мира по борьбе Иван Заикин поднимал на спину 40-ведерную бочку с водой и носил ее по арене. Атлет Герман Гернер , держа в каждой руке по 50 кг, пробегал 100 метров за 18,4 секунды. Атлет Людвиг Чаплинский шутки ради перепрыгивал через столовый стол (высотой и шириной по 80 см) с бараном в руках, а атлет Петр Янковский на спор выжимал на ладони трехпудовые гири, сидя на полу. Георг Гаккеншмидт дважды подряд поднял железное ядро весом свыше 585 кг, оторвав его от помоста на 10 сантиметров. Наибольший вес, когда-либо поднятый человеком, составляет 2844 килограмма. Он был удержан на плечах американским тяжелоатлетом Полем Андерсоном . Великий Леонардо да Винчи , конечно, знаком каждому из нас. Но мало кто знает, что, обладая огромной силой, он раскачивал одной рукой такие церковные колокола, которые могли бы качать только четыре человека одновременно.

Экзотическая феминизация

Лидия Рыбакова (ее вес - 68 кг) отрывала от земли штангу весом 900 кг. В возрасте 33 лет, 4 марта 1990 года, стронула с места и протащила по асфальту автобус ЛАЗ с 48 пассажирами в салоне общим весом 10 тонн 850 килограммов.

20-летняя Светлана Гаврилина из Серпухова в декабре 1991 года сдвинула 40-тонный Ту-134 более чем на два метра. До своего рекорда Светлана семь лет занималась... балетом. Рост ее 164 см, вес 56 килограммов. Сейчас она уверенно поднимает на поясе 500 кг, а также закрепленный на поясе гриф, на котором сидят 7 взрослых мужчин. 15 апреля 1895 года американка Джозефина Блатт (1869-1923 гг.) удержала перекинутый на ремнях через плечи груз в 1616 килограммов. Этот женский рекорд поднятия тяжестей не побит до настоящего времени.

Пирамида Дикуля

Валентин Иванович Дикуль (родился в 1947 г.) - выдающийся атлет нашего времени. Он выполнял на арене цирка два неповторимых силовых номера: удерживал на теле металлическую "пирамиду" весом в тонну, а на спине - автомобиль "Волга" (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов). Уникальность этих номеров еще и в том, что выполнял их атлет после тяжелой травмы позвоночника - почти семь лет он не мог двигаться и с помощью тренажеров собственной конструкции сумел восстановить прежнюю форму. Сейчас В.И. Дикуль возглавляет Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями церебрального паралича.

Красноярский геркулес

Клементий Буль родился в 1888 году в Ачинске; вскоре семья переехала в Красноярск. В 1911 году ему впервые довелось участвовать в международном турнире по классической борьбе, проводившемся в Петербурге. Турнир собрал лучших европейских борцов: великий Григорий Кащеев, голландец Ван Риль, волжский богатырь Николай Вахтуров. Громкие титулы не смутили сибиряка, в 16 схватках он вышел победителем и завоевал звание чемпиона.

Буль зарекомендовал себя непревзойденным мастером техники борьбы. Будучи тяжеловесом, он действовал с необыкновенной легкостью, его манеру даже сравнивали с акробатикой. Буль встречался с лучшими мастерами ковра того времени - , Шемякиным , Заикиным , Лурихом . В финале поединка матча, который состоялся на арене курского цирка в октябре 1928 года, он боролся с самим . В течение часа Буль смог выстоять против шестикратного чемпиона мира и одержал заслуженную победу. В дальнейшем Клементий Буль в чемпионатах по классической борьбе не знал поражений, в середине 30-х годов перешел на тренерскую работу. В обществе "Динамо" он подготовил десятки первоклассных борцов, среди которых чемпион Европы Константин Коберидзе .

Умер Клементий Иосифович Буль в 1953 году, на 66-м году жизни.

Этот человек 1000-фото тренировался 12 часов в день, 3 года жил в горах, провёл 270 боёв без единого поражения, бой с ним редко продолжался более трёх раундов (хорошо,что они дрались в перчатках),а в основном длился не более 10 секунд. В живом бою он с одного удара убивал человека, если человек ставил блок, конечность ломалась. Демонстрируя возможности человека, Ояма без страха выходил на бой с быком и ударом руки срубал рога у разъяренного животного. Участвовал в поединках с сильнейшими борцами и боксерами того времени, и всегда выходил победителем. За невероятную силу и одаренность, восхищенные американцы окрестили Ояму "рукой господа". Тогда на него смотрели как на чудо, нечто сверхъестественное. Годы ушли на то, чтобы для нас всех открылась тайна великого мастера - на такое "чудо" способен любой человек, занимающийся Киокушин каратэ . Необходимо лишь желание и упорство в достижении поставленной цели.За свою жизнь он убил 52 быков, 3 из них легли с первого удара.

В 1957 году в Мексике, в возрасте 34 лет, он был на грани смерти, когда бык рогом пропорол Ояму . Ояма сумел свалить быка и отрубить ему рог. Он был прикован к постели в течение 6 месяцев, восстанавливаясь от обычно смертельной раны. Общество защиты животных Японии выступило с протестом против боев Оямы с животными после того как Ояма объявил о намерении провести бои с тигром и медведем, хотя быки, убитые Оямой были предназначены для бойни. Вот список упражнений,который Ояма выполнял каждый день:

В период недолгой, но плодотворной аскезы в горах Ояма жил по строго разработанному режиму, который нередко фигурирует в биографиях мастера и служит назиданием легкомысленным ученикам:

  • 4 часа утра - подъем. Медитация с закрытыми глазами-10 мин. Бег по горам-2 часа.
  • 7 часов утра - приготовление пищи.
  • 8 часов утра - трапеза, совмещающая завтрак и обед.
  • 9 часов утра - начало тренировок.
    Десять раз выполнить комплекс из пяти упражнений:
    1. поднять 20 раз шестидесятикилограммовую штангу;
    2. отжаться на пальцах 20 раз;
    3. отжаться в стойке на руках 20 раз;
    4. подтянуться на перекладине 20 раз;
    5. нанести по 20 ударов кулаком справа и слева в макивару.

    После выполнения каждого комплекса сделать дыхательные упражнения и немедленно приступать к следующему комплексу. После десятикратного выполнения указанного комплекса отдых до 11 часов.

  • 11 часов утра - выполнение ката.
  • 2 часа пополудни
    • поднятие тяжестей. Поднять шестидесятикилограммовую штангу 20 раз, затем постепенно наращивать нагрузку.
    • Сделать 1000 отжиманий: 200 раз на двух пальцах, 200 раз на четырех пальцах, 400 раз на пяти пальцах. Перед каждым комплексом делать небольшой перерыв. Иногда для разнообразия делать 1000 отжиманий на кулаках с перерывом после 500.
  • 3 часа пополудни
    • разработка приемов спарринга;
    • упражнения с макиварой;
    • лазание по канату;
    • упражнения для брюшного пресса - 200 раз;
    • разбивание камней.
  • 5 часов пополудни - приготовление пищи. Ужин.
  • 6 часов пополудни - медитация и отход ко сну.

В добавление к этому красноречивому документу заметим, что многие подвижники и энтузиасты кэмпо придерживались подобного распорядка дня не год и не два, а двадцать, тридцать лет или всю жизнь.

В 1952 году, Ояма отправился в гастрольную поездку по Соединенным Штатам, где произвел фурор и привел в полнейшее смятение публику, демонстрируя сверхчеловеческие номера. В самом деле, как должны были реагировать американские зрители, когда заезжий мастер колол, будто фарфоровые, огромные булыжники, сносил горлышки пивным бутылкам, и бутылки при этом не падали, бил себя молотком по костяшкам пальцев, пробивал руками и ногами толстенные доски,(около 30 см.) уложенную в пятнадцать-двадцать слоев черепицу и лежащие друг на друге три-четыре кирпича? Ояма путешествовал по Соединенным Штатам в течение года, демонстрируя свое мастерство каратэ вживую и по национальному телевидению. Для своих учеников Ояма разработал целый каскад головокружительных трюков, воплощающих высшие достижения каратэ на физическом уровне:

  • пробивание подвешенного на двух нитках листа тонкой рисовой бумаги ударами кулака и пальцев руки;
  • раскалывание подвешенной на веревке доски (или кирпича) ударами кулака, локтя, ребром ладони, ребром стопы и передней частью стопы из положения стоя на земле или в прыжке;
  • раскалывание нескольких дюймовых досок в руках двух ассистентов всеми возможными ударами рук и ног, в том числе и в прыжке на высоте около двух метров;
  • раскалывание плавающей в бочке с водой дюймовой доски;
  • раскалывание руками, ногами и головой до двадцати слоев черепицы;
  • раскалывание ударом "рука-меч" или "железный молот" трех положенных друг на друга кирпичей;
  • раскалывание ударом "рука-меч" трех уложенных друг над другом с промежутками ледяных плит толщиной в три дюйма каждая;
  • пробивание рукой и головой ледяной глыбы;
  • раскалывание массивных булыжников основанием ребра ладони;
  • отрубание горлышка стоящей бутылки;
  • проникновение ударом "рука-копье" в плотно связанный пучок бамбуковых прутьев;
  • пронзание ударом "рука-копье" подвешенной коровьей туши.